ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Нестандартными тропами по Санкт-Петербургу в новогодние праздники. Часть 5.

Нестандартными тропами по Санкт-Петербургу в новогодние праздники. Часть 5.
 

Начало. Часть 1. Организационная.

Часть 2.

Часть 2. (окончание)

Часть 3.

Часть 3. (окончание)

Часть 4.

Часть 4 (окончание)


Еще одна прогулка состоялась у нас на Петроградской стороне, ведь, кроме описанного ранее Каменноостровского проспекта, в недрах этого района существует еще масса всяких разных и интересных мест и местечек.
Довольно таки обширный участок суши под этим названием включает в себя несколько островов.
Самый большой, это, конечно же, сам Петроградский остров, по которому проходит основная часть главной магистрали района Каменноостровский проспект.
Сюда же относится и, наверное, самый популярный у туристов остров - Заячий, с Петропавловской крепостью.
Еще один небольшой островок - Аптекарский, его я упоминала во время прогулки по Каменноостровскому, собственно часть проспекта пролегает по этому живописному уголку. На нем же находятся и Лопухинский сад и Ботанический.
И наконец, остров Петровский, собственно с которого мы и начнем прогулку.

Нас здесь в первую очередь интересует одноименный проспект, на котором расположились несколько памятников промышленной архитектуры.
Под 20-ми номерами находятся здания, относящиеся к бывшей Канатной фабрике Ивана Ефимовича Гота.

Фабрика возникла в 1800-х годах, а владельцами ее были представители династии Готов.
Благодаря тому, что предприятие участвовало в различных международных промышленных выставках, и получало при этом высокие награды, тутошняя продукция была довольно известна и популярна. Ее канаты были отмечены золотыми медалями на выставках и в Америке, и во Франции и в Италии.
В годы Великой Отечественной работники фабрики защищали город от фашистов вместе с моряками корабля «Адмирал Дрозд». Затем, в послевоенные годы, предприятие быстро восстановилось, произвелась реконструкция, обновилось оборудование. Даже в смутные годы конца прошлого века, когда многие фабрики и заводы закрывались, что называется "на ходу", предприятие "Канат" продолжало свою работу.
А с 1993 года здесь было создано уже ОАО "Канат".

Неподалеку от здания администрации находится жилой дом работников предприятия.


В стиле сталинского классицизма.
Рядом с ним еще одно интересное строение, более ранней постройки. Это особняк Гота, построенный для тогдашнего владельца по проекту архитектора А.А. Риттера в стиле эклектики, напоминающий нам загородную дачку.
Сейчас здание находится в аварийном состоянии. Во всяком случае, когда то роскошный фасад, судя по всему, уже давным-давно требует ремонта и реставрации. Ведь долгие годы в нем находилось общежитие.


На противоположной стороне, практически напротив "Канатного" предприятия расположился Пивоваренный завод "Бавария".


Это было довольно крупное питерское предприятие.
Основан он был еще в середине 19 века и продолжил традиции пивоваров, работавших в городе еще с петровских времен.
Довольно интересна история его появления.
"Петровский остров, на котором его впоследствии построили, в 18 веке был покрыт густым лесом, и лишь кое-где по берегам рек располагались пеньковые и восковые склады. В то же время, живописный остров представлял собой идеальное место для прогулок и отдыха вельмож и знати, которые начали строить здесь свои дачи. В 1796 году для удобства отдыхающих здесь появился первый трактир, при котором была устроена и солодовня для варки пива. Именно этот маленький трактир и стал предтечей гигантского современного пивзавода."
Собственно нас в первую очередь и интересовало здание солодовни постройки начала 20 века в стиле модерн. Но семиэтажное строение, числящееся под № 9 обнаружить так и не удалось, как мы не всматривались, по мере возможности, в недра и глубины заводской территории. (
Некий пастор Ламп, приобретший этот участок леса вместе с трактиром, разбил в этом месте увеселительный сад, построил пристань, а здание трактира превратил в ресторан, в подвалах которого продолжил варить пиво.
Позднее по близости было построено здание сахарного завода и пиво стали варить в нем.
Но в 1863 году производство сахара стало нерентабельным, завод закрылся. А возникшее в это время совместное российско-немецкое акционерное общество "Бавария" приобрело здания завода и ресторана, оснастив все новым немецким оборудованием. Уже через пару лет завод начал выпускать свою продукцию, удостоившейся уже в следующем году серебряной медали на выставке в Риге. А производство пива и меда, также выпускавшегося на этом предприятии, росло небывалыми для того времени темпами.
Естественно, со временем и периодически завод реконструировался и совершенствовался.
А его продукция в разные годы на разных выставках завоевывала премии и медали.
К началу 20 века он достиг пика своего совершенства- 3 миллиона ведер пива в год!
В его ассортименте тогда были следующие марки: "Баварское", "Столовое", "Мюнхенское", Пльзенское", "Черное", "Бок-Бир", "Мартовское" и "Портер". С 1909 года завод стал называться "Старая Бавария".
Уже при советской власти название сменили на "Красная Бавария". И названия сортов пива тоже переименовали в соответствующие духу времени: "Праздничное", "Мартовское", "Славянское", "Светлое", "Темное". К 300-летию российского флота появился новый сорт - "Ладожское", просуществовавший относительно недолго.
Сейчас производство законсервировано, корпуса находятся на реконструкции и по мере возможности сдаются разным конторкам в аренду.

Далее, на пересечении Петровского проспекта и улицы Савиной находится Дом Ветеранов сцены, основанный в 1896 году русской актрисой Марией Гавриловной Савиной и построенный на деньги ее мужа в 1901 году.
По замыслу актрисы это было " убежище для престарелых актёров, дом отдыха до конца жизни для художников сцены. В этом убежище они должны найти покой, наивозможнейший комфорт и нежное бережное отношение за свой труд»

В доме, после недавней реконструкции, живут актёры, режиссёры и художники, участники ВОВ, блокадники и узники нацистских и сталинских концлагерей. Рядом раскинулся парк, заложенный еще при Петре I, в котором растут именные деревья, посаженные в честь актёров, художников и композиторов. А в 1957 году здесь дал свой последний концерт Александр Вертинский, через несколько часов скончавшийся в гостинице «Астория».
Уже почти на Петровской косе, находится еще один объект. Это Комплекс построек фирмы "Бодо Эгесторф".

Довольно симпатичное здание в стиле модерн 1910 года постройки. На саму косу, где сейчас находится яхт-клуб, мы уже не поехали, тем более, что въезд перегорожен шлагбаумом, и насчет доступности посещения мы интересоваться не стали. А отправились в еще одно интересное место, на улицу Ремесленная.
Здесь нас интересует здание водонапорной башни, так называемого городка Сан-Галли.

Предприниматель родом из Пруссии по имени Франц Карлович Сан-Галли в 1843 году переезжает в Россию и начинает здесь свою карьеру на заводе Берда. Позднее он открывает собственное дело, мастерскую на Лиговском проспекте, а затем дом и завод металлоизделий Сан-Галли. А рядом с заводом строит колонию для рабочих. А в дальнейшем и на Петровском острове, строит еще одну колонию из 17-ти вилл-домов со всеми удобствами: электричеством, водопроводом, канализацией. Такую своеобразную базу отдыха для рабочих. С тех времен сохранилась кирпичная башня с надписью "Городок Сан-Галли".
Построена она была в 1899 году Курзановым Владимиром Родионовичем.

Рядом, во дворике, были замечены вот такие вот красавцы! Видимо, гнездо у них тут!)


Теперь переместимся на сам Петроградский остров. Нас здесь в первую очередь интересует улица Пионерская, на которой находится один интересный объект, собственно, положивший начало всем этим прогулкам.
Здание бывшей трикотажной фабрики "Красное знамя" как то было увидено в какой-то из передач на российском канале.
И вот это грандиозное сооружение в конструктивистском стиле предстает перед нами во всей своей красе, даже в таком далеко, казалось бы, не презентабельном виде.

Это один из корпусов фабрики, силовая подстанция, была построена в 1926 году по проекту немецкого архитектора Эрика Мендельсона. До революции фабрика размещалась на улице Красного Курсанта и носила название "Фабрика чулочно-носочных изделий Керстнера". Затем уже при советской власти была переименована в Чулочно-трикотажную фабрику "Красный Текстильщик".
А построенный новый комплекс зданий стал носить название "Красное знамя".
Внутри этого полукруглого строения находились водоприемный колодец, отстойник, резервуар чистой воды, американские фильтры, первичные насосы, водонапорный бак. И семь блоков котельной.

Рядом сейчас еще можно разглядеть и сохранившиеся памятники той эпохи.

Сейчас комплекс вроде бы выкуплен каким-то бизнесменом, который собирается превратить эти полуразрушенные строения в современный выставочный центр с музеем современного искусства и созданием на прилегающей территории комплекса жилой недвижимости.
Пока лишь за разрисованным забором по Корпусной улице видны полуразвалившиеся цеха и бывшие заводские помещения.

А на трубе красуется ныне новомодный QR –код.
Правда, что за информацию содержит, не проверили.

Далее, прогуливаясь по этой улице в сторону центра, перед нами предстают еще несколько интересных строений.
Под № 28, находятся казармы Павловского военного училища.

Архитекторами этого краснокирпичного здания являются Штауберт Александр Егорович и Иванов Григорий Михайлович. Под номером № 51 в здании из того же красного кирпича находился жилой дом художников.

Построено оно в 1899 году Богусским Леоном Вильгельмовичем. А рядом был замечен еще вот такой производственный конструктивизм.

Довольно симпатичный доходный дом под № 45 в стиле северного модерна.

Был построен в 1910 году Демикелли Иосифом Ивановичем.
В скверике или дворике рядом с этим домом был замечен памятник,

поставленный в память о детях рабочих, погибших во время октябрьской революции.
На углу с Чкаловским проспектом находится еще один доходный дом в стиле модерн, построенный в начале 20 века.

Это Доходный дом Ф. М. Рыбина, архитектора Светлицкого П. П. Рыбин Федор Матвеевич, был потомственным почетным гражданином и купцом.
Снова модерн под номером № 31. Этот домик появился здесь в 1913 году архитектором Претро Ипполитом Александровичем.

А между двумя этими домами расположились ворота и один из корпусов завода станков и автоматов имени Свердлова.

Напротив внимание привлекает, конечно же, вот такой торец дома.

Это бывший доходный дом Лурье, а затем Ф. П. Петрова. Был построен в 1915 году И. И. Долгиновым в стиле неоклассицизма. Ранее, в конце 19 века на этом месте находился приют "Общества призрения калек несовершенного возраста и идиотов". В советские времена в доме находилось ПТУ.
А со стороны Чкаловского проспекта расположился одноименный сквер с памятником-бюстом великому летчику.

Собственно и настенная живопись тут на эту же авиационно-космическую тематику.
А теперь "откатимся" чуть назад. Но с улицей Пионерской мы еще до конца не прощаемся.
Дело в том, что возле Лазаревского моста через Малую Невку ранее находился завод "Вулкан", образованный еще в 1860 –е годы и построенный инженером .Г.И.Карповым.
Естественно, что не раз реконструировавшийся и судя по всему совсем недавно снесенный, так как на его месте сейчас раскинулось бурное строительство какого-то элитного комплекса. К сожалению, от водонапорной башни, на которую мы и собирались взглянуть, уже ничего не осталось…
На противоположном берегу запечатлели вход на стадион "Динамо"

А на пересечении улиц Барочная , Левашовского проспекта и Большая Зеленина, находится еще один интересный конструктивизм.
Это бывший Левашовский хлебозавод, ныне "Дарница".

Построен он был в 1933 году инженером Марсаковым Георгием Петровичем. Круглая форма здания связана с вертикально-кольцевым циклом приготовления хлеба. Эта технология была разработана и внедрена Георгием Петровичем, по чьему проекту в Ленинграде и были построены два хлебозавода, этот и Кушелевский на Политехнической улице. Как я понимаю, данная технология активно использовалась, так как очень многие здания хлебозаводов имеют именно такую форму. Частенько в Москве мне приходится проезжать мимо хлебозавода имени Зотова, на Ходынской улице, построенному так же по этому типовому проекту в 1931 году. Это самый первый такого плана хлебозавод, сейчас, к сожалению, не функционирует, а вот на Новодмитровской по прежнему пекут вкусный хлебушек, и продукцию 9-го хлебокомбината мы с удовольствием покупаем.
В Москве по технологии Марсакова было построено еще целых пять подобных хлебозаводов.
"Процесс протекает по круговой автоматизированной линии сверху вниз. В центре установлена вращающаяся круглая печь. С верхних этажей хлеб поступает в складские помещения и в зону отгрузки. Вертикальные инженерные коммуникации проходят по средней оси шестиэтажного корпуса. Для строительства использованы железобетонные конструкции с несущими стойками и радиально расходящимися балками перекрытий."
Конечно, было бы здорово побывать внутри самого помещения, но, наверное, об этом в данный момент можно только мечтать.

На улице Большая Зеленина, привлек внимание вот этот дом,

построенный в стиле поздней эклектики с выраженными готическими элементами. Построен он был архитектором Фон Голи в 1901 году. Это бывший доходный дом Кейбеля . Альберт Юльевич носил звание почетного гражданина и купца первой гильдии, и был владельцем крупной ювелирной компании. Три поколения семьи Кейбелей изготавливали ордена российской империи и, оказали "большое и длительное влияние на форму и стиль знаков орденов царской России".
Возвращаясь обратно, мы заскочили на улицу Красного курсанта. Здесь нас интересует здание так же промышленного плана. Это та самая бывшая чулочно-вязальная фабрика А. С. Керстена .

В советские времена это были корпуса одного большого комплекса "Красное знамя". Кирпичное здание было построено на углу Корпусной улицы и улицы Красного Курсанта в 1895 году архитектором А. И. Аккерманом.

А далее мы возвращаемся снова на Пионерскую, почти в самое ее начало. Здесь под № 7 находится, казалось бы ничем не выдающееся строение, подстанция Волховской ГЭС .

Это здание в стиле конструктивизма было построено в 1924 году архитектором Кохановой Раисой Николаевной. И включено в перечень выявленных объектов, представляющих историческую, художественную, научную или какую-либо другую культурную ценность.
Рядом с подстанцией, с одной стороны в торце дома можно разглядеть вот такую красоту


Этот кусочек бывшего доходного дома В.И. Колышко, числится уже по Большому проспекту.
А с другой стороны на стене дома вот такие штуковины!

Эта стенка "принадлежит" бывшей "доходке", построенной архитектором Мульхановым в 1900-м году. А странные штуковины на торце, остатки от увековечивания 50-летия пионерской организации в 1972 году. На них крепились на стенку тематические панно.
Поблизости еще, конечно же, привлекает внимание, довольно монументальное здание.
Бывший доходный дом Н. Я. и Ф. Я. Колобовых .
Построен он также Мульхановым Павлом Михайловичем в 1912 году в стиле эклектики.

Конечно же, в первую очередь притягивают взор массивные эркеры и мощные "дядьки-атланты", подпирающие колонны.

А также загадочные маски над оконными проемами

Рядышком еще один шикарный образец эклектики.

Это доходный дом Н. А. Бородулина. Был построен в 1902 году Гаммерштедтом Александром Карловичем. Здесь, конечно же, обращает на себя внимание угловой эркер с башенкой, балконы с ажурными решетками, орнаменты и обрамления оконных проемов.
С Пионерской улицы всего то ничего до Большой Пушкарской. Здесь нас интересует в первую очередь строение под 10-м номером. Это здание Картонажно-переплётной фабрики товарищества "Отто Кирхнер"с особяком самого Кирхнера в угловой части.

Кирпичное здание в стиле модерн построено в конце 19-начале 20 века,
архитекторам Шамбахером Адольфом Ивановичем и надстроено чуть позднее Андреевым Львом Петровичем.
Отто Кирхнер приехал в Петербург, будучи профессионалом, прекрасно знающим своё дело. Именно этот профессионализм позволил его мастерской в кратчайшие сроки закрепиться на рынке переплётных услуг. В отличие от своих многочисленных конкурентов он смог добиться изготовления изящных, прочных и в то же время, доступных и дешевых для простых людей переплётов.
К концу 19 века в его мастерской ежедневно переплеталось от 250 до 300 книг.
А в 1879 году он открыл собственное издательство, в первую очередь, принявшись за производство отрывных календарей. Земельный участок на Большой Пушкарской улице Отто купил в 1893 году. На следующий год началось строительство здания для фабрики. А к осени оно было уже построено. За высокое качество продукции, выпускаемой фабрикой Отто Кирхнера, ей был присвоен статус «Поставщика двора его Императорского величества» и Золотые медали на двух Всероссийских промышленных выставках: в 1895 году в Санкт-Петербурге и в 1896 году в Нижнем Новгороде "
На фабрике имелись такие отделения, как : типография, календарное, футлярное, кожевенное, брошюровочное, конторских книг, позолотное отделение, переплетное, отделение канцелярских принадлежностей, столярное и механическое.
После смерти Отто дело перешло к его сыновьям-Карлу и Францу, которые продолжили начинания отца вплоть до Октябрьской революции, после чего были сосланы в ссылку и затем по некоторым данным были вынуждены эмигрировать на историческую родину в Германию.

Еще один красивый дом в стиле модерн расположен по № 12.
Это Доходный дом Ю. К. Добберт. Здание построено на участке, который в конце 19 - начале 20 веков принадлежал жене доктора медицины Ю.К. Добберт. Рижский архитектор А.Я. Рейнберг перестроил особняк и выстроил доходный дом в кирпичном стиле с элементами ганзейской готики.

До революции этим зданием также владела торговая фирма "Отто Кирхнер".
А сразу же за этим домом находится еще один модерн. Но уже деревянный.

Особняк был перестроен в 1896 году архитектором Рейнбергом А. Я. При советской власти он принадлежал бумажной фабрике «Светоч». До этого им также владела жена доктора медицины Юлия Добберт. Для нее домик, построенный во второй половине 19 века, переделали в романтическо-неоготический. Каковым он и дожил до наших времен.
Напротив, под № 7 , опять модерн, правда, разваливающийся на глазах.

Архитектором его является Зазерский Алексей Иванович. Летом 2013 года в здании случился пожар на трех этажах. Выше второго этажа окна отсутствуют, а на первых двух еще до сих пор живут люди!
И вот так все это выглядит с торца

Теперь переместимся на улицу Яблочкова.
Здесь для нас представляет интерес бывшее здание Электромеханического завода "Н. К. Гейслер и Ко". Ныне это завод имени Кулакова.

Краснокирпичное здание в стиле модерн построено в 1911 году Кригером Рейнгольд Ивановичем. Сооружено оно на основе железобетонного каркаса и отличается разнообразным рисунком окон и контрастным сочетанием материалов. Строение довольно необычно из-за того, что верхняя часть здания отступает вглубь. Таким образом создается эффект объемности всей композиции, что в условиях узкой улицы позволяло лучше осветить производственные помещения. Ведь по правилам, высота здания не должна была превышать ширину самой улицы.

 

Добавил: Julia (31.01.2014) Просмотров: 2396
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]