ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Нестандартными тропами по Санкт-Петербургу в новогодние праздники.часть 3

Нестандартными тропами по Санкт-Петербургу в новогодние праздники.часть 3

Начало. Часть 1. Организационная.

Часть 2.

Часть 2. (окончание)

Часть 3.


Следующее, довольно таки крупное строение, Дом Первого Российского страхового общества. Был построен в 1914 году при участии стразу нескольких архитекторов. В его строительстве особо активное участие приняли братья из семейства Бенуа - Юлий Юльевич, Леонтий Николаевич и Альберт Николаевич , а также Гунст Александр Иванович.


Дом этот занимает на этом участке проспекта сразу два номера. А корпуса выходят на три улицы.
Парадный двор-курдонер, с садом и фонтаном, отделен от Каменноостровского колоннадой.


В отделке фасада применен шведский "горшочный камень", который не впитывает воду и мало подвержен разрушениям.
Боковые фасады украшены растительными композициями и грифонами.

В 30-х годах в одной из квартир в этом доме жил Киров. Сейчас здесь находится его мемориальный музей.
Напротив, на противоположной стороне, в глубине сквера находится здание Александринского сиротского дома, а позднее Александровского императорского лицея, переведенного в это место в 1843 году из Царского села.
Здание построено в 1834 году в стиле классицизм архитектором Шарлемань Людвигом Ивановичем.

Далее, напротив сквера Низами с памятником этому азербайджанскому поэту,

находится сад Андрея Петрова, советского и российского композитора, автора музыки ко многим популярным и любимым нами фильмам.

На стене дома № 26 создана стена столетий. Художником Кириллом Миллером изготовлены барельефы - памятники Сальвадору Дали, Даниилу Хармсу, Дмитрию Шостаковичу и Дмитрию Лихачеву.
А в доме № 32 находится музей Граммофонов Дерябкина.

Это бывшая "доходка", дом Э. Г. Шведерского, был построен в самом начале 20 века Цейдлером Владимиром Петровичем в стиле эклектики.

До октябрьской революции в нем размещался винный погреб купца Вольдемара Карловича Якобсона, учредившего в 1896 году торговый дом "Бордосский погреб".
Кроме того, в разные годы в его квартирах проживало довольно много известных и непростых людей.
Таким образом, неспеша, с чувством, толком, мы дошли до еще одной площади, названной именем великого русского писателя Льва Толстого.
Дома на ней ни чуть не уступают в красоте своей австрийской предшественнице.
Итак, дом под № 31 и 33, доходный дом В. М. Корзинина, был построен в красивейшей эклектике в 1904 году Мульхановым Павлом Михайловичем.

Зданием владел сенатор Александр Алексеевич Мусин-Пушкин. А управляющим служил коллежский секретарь Иван Андреевич Случевский. Жильцы этого дома были довольно не простые и известные в обществе люди. Например, владелец технохимического завода "Якорь", член Совета петербургского общества заводчиков и фабрикантов Ф. Э. Плеске, директор Урало-Каспийского нефтяного общества, главный редактор "Правительственного вестника", жили тут и архитекторы Валентин Людвигович Гофман и Арсений Семенович Пронин. В доме Мусина-Пушкина располагалось Новоудыльское золотопромышленное товарищество, цветочный магазин "Русская флора", а во флигеле, выходящим на проспект, был ресторан "Белые ночи".
Конечно же, главным украшением этого кусочка проспекта служит вот это здание.

Это доходный дом К. И. Розенштейна, так называемый "Дом с Башнями", который
был построен в 1915 году архитекторами Розенштейном Константином Исаевичем и Белогрудом Андреем Евгеньевичем.
Дом этот был возведен на месте деревянного, когда в 1910 году участок этот перешел к К. И. Розенштейну, инженеру и архитектору, директору русско-шведского цементного завода по производству канализационных труб "Эллерс".
В 1912 году он начал строительство дома по собственному проекту, но вынужден был позвать в помощь Андрея Евгеньевича Белогруда, который увлекался средневековой архитектурой. Поэтому бельведеры по углам здания, выступающие на площадь, он превратил в настоящие шестигранные башенки. Детали, выкрашенные в коричневый цвет, отлично контрастируют со стенами желто-серого цвета. Таким образом, в целом все строение напоминает нам черты средневекового замка.
Стиль дома определить точно довольно трудно. В целом это некая разновидность неоклассицизма и неоготики, называемая ретроспективой, хотя и некие черты модерна здесь тоже несколько проявляются. Внутреннее оснащение дома также не отставало, и соответствовало самым высоким стандартам того времени. В квартирах были газовые плиты, полы в ваннах были утеплены, имелись сушки полотенец и встроенные шкафы. Во дворе здания размещался гараж. В этом здании в разное время жил сам А. Белогруд, а также писатель Л. Н. Андреев, певец А. М. Давыдов.
Еще до революции закладной на этот дом владел дед знаменитого советского артиста Андрея Миронова. С приходом большевиков начиная с 1921 года, на первом этаже дома размещались, сменяя друг друга, кинотеатры с самыми разными названиями- "Элит","Конкурент", "Резец". А с 1972 года здесь находилась Ленинградская студия телевидения. В 1985 году появился театр "Эксперимент" со зрительным залом на 220 человек. И, наконец, с 1996 года в помещениях бывшего кинотеатра разместился и начал работать театр "Русская антреприза имени Андрея Миронова".
Еще одно красивое строение. Выходящий на площадь, доходный дом В. Г. и О. М. Чубаковых, был построен в те же времена, в 1911 году, архитектором Ван-дер-Гюхтом Вильгельмом Ивановичем.

Этот шестиэтажный дом в стиле эклектики по периметру фасадов оформлен цепочкой эркеров. На углу красуется башенка с куполом, верхушка которой сгорела при пожаре в конце 90-х годов. Дом украшают целых двадцать кариатид, по обе стороны от каждого эркера.
Далее продолжаем-таки разговор за Каменноостровский.
Под № 39 находится сталинская классика, дом, построенный в 1951 году архитекторами Вайтенс П. А., Вайтенс Г. А.


Вообще-то нынешнее здание было возведено еще в 1916 году по проекту арх. А. П. Вайтенса в стиле неоклассицизма. Но построили дом на всю высоту только по Новопроложной улице. Далее началась 1-я мировая война. И проект достройки дома был разработан в конце 1930-х годов, но удалось его окончательно "довести до ума" только лишь в 1951 году сыновьям архитектора - Г. А. и П. А. Вайтенс. Двухэтажные флигели расширили и надстроили. Сейчас строение воспринимается как единая и целостная постройка.
Еще интересный момент, связанный с домом. В 1996 году в нем открылся "америкосовский" популярный и народный ресторан, который был "засвечен" в фильме Бодрова "Брат".
А напротив, рядом со станцией метро Петроградская, находится вот такой вот голимый конструктивизм.


Это бывший Дом культуры Промкооперации и ДК Ленсовета. Построен он архитекторами Левинсоном Евгением Адольфовичем, и Мунцем Владимиром Оскаровичем в 1938 году. Над входами расположены барельефы на тему театрального искусства, музыки и труда. В здании в советские времена располагались многочисленные кружки, студии, библиотека, кинотеатр.
Еще одно интересное строение, Дом эмира Бухарского, находится под № 44 с приставочкой "Б".

Проект дома был разработан архитектором Кричинским для последнего эмира Бухары - Саид-Алима. "Центральный фасад оформлен двухъярусной аркадой - три высокие арки, опирающиеся на круглые рустованные столбы. Такими же столбами с шарами украшен лицевой фасад. Арки второго яруса подпирают коринфские колонны. Облицован дом шишимским мрамором, привезенным с Урала. Это мрамор добывался под Златоустом.
Сам же владелец, генерал-майор Сеид-Мир-Алим-хан в 1918 году заключил мирный договор с Россией в 1920 году, войска эмира были разгромлены, а сам эмир бежал в Афганистан. Поэтому в этом доме эмиру Бухарскому пожить так и не удалось."


Дом под № 47, бывший Дом и скульптурная мастерская Д. И. Иенсена. Прежде здесь находилось деревянное строение - домик профессора скульптуры Давида Ивановича Иенсена, петербуржца датского происхождения. Иенсен в 1847 году основал первую в Петербурге фабрику-мастерскую терракотовой скульптуры. До 1917 года бывший дом Иенсена принадлежал владельцу мебельной фабрики Ф. Ф. Мельцеру и архитектору Р. Ф. Мельцеру.
А нынешний построен в 1952 году архитекторами Гурьевым Олегом Ивановичем и Фромзелем Виктором Матвеевичем.

За строительство этого дома в 1954 году на Всероссийском конкурсе на лучшие выстроенные жилые и гражданские дома была получена премия.
Таким образом, мы вышли, наконец-то, к набережной небольшой речки Карповки.

Перейдя которую, попадаем уже на другой остров, Аптекарский.
Наверное, один из самых живописных на Петроградской стороне. На нем находится Ботанический сад института им. В. Л. Комарова, при Петре I здесь находился аптекарский огород, отчего собственно остров и получил название, Лопухинский сад, телецентр Пятого канала с телебашней.
Но мы как говориться идем своим путем…
Есть еще время полюбоваться на некоторые красивости Каменноостровского проспекта.
Вот, например, этот домик, под № 48

Это бывший особняк М. К. Покотиловой, был построен в 1910 году в стиле нео-ренессанса Лялевичем Марианом Станиславовичем.
"Фасад со стороны проспекта выполнен в формах нео-ренессанса и состоит из трех частей - центральной части с лоджией из трех арок на гранитных колоннах и двух боковых частей с наземными закругленными эркерами. Эркеры украшены фризами, копирующими флорентийские барельефы начала 15 века. Угловая веранда с колоннами завершается балконом-террасой."
Следующий дом, представитель модерна. Был построен в начале 20 века Мульхановым П. М.

Дом под № 54, снова модерн, это бывший доходный дом Р. И. Бернштейна.

Оригинальность ему придает мощная граненая башенка на углу, увенчанная шатром и фонариком со шпилем. В отделке здания применен серый и розовато-серый гранит.
Дом этот был отмечен серебряной медалью на конкурсе фасадов в 1912 году, а своей стилистикой напоминает архитектуру северного немецкого модерна.
Аккурат напротив модерна находится здание 30-х годов в конструктивистском стиле.

Дом был построен архитекторами Левинсоном Евгением Адольфовичем и Соколовым Александром Михайловичем как кооперативный дом для совторгслужащих.
С 1931 по 1968 годы в нем жил и работал сам архитектор Левинсон, получивший квартиру в этом доме вместо полагавшейся денежной премии.
А еще жил кинорежиссер, народный артист СССР Фридрих Маркович Эрмлер. И кинооператор Андрей Николаевич Москвин.
Чуть в глубине проспекта на четной стороне сохранился вот такой 2-х этажный особнячок.

В середине 19 века на этом месте была "Дача Королева".
"А с 1865 года размещался летний танцкласс П. Е. Ефремова "Шато де флер", один из самых популярных в городе.После смерти Ефремова в 1866 году дом приобрел отставной штабс-ротмистр князь А. Е. Вяземский. Нынешний сохранившийся княжеский дом был возведен в том же году, в 1896 дом перешел к Р. М. Ветцеру, владельцу механической мастерской, которой в годы Первой мировой войны выпускали дальномеры и дистанционные трубки. В доме Ветцера было несколько квартир, которые сдавались внаем."
А уже в советские времена здесь находился Ждановский райком ВЛКСМ.
И снова модерн, бывший доходный дом А. Ф. Циммермана.


Был построен архитектором Лидваль Федор Ивановичем в 1907 году.

"Дом сооружался в две очереди. Первоначально был возведен Г-образный в плане угловой дом. Живописный пятиэтажный дом построен архитектором Ф. И. Лидвалем в 1906-1907 годах В 1907 году Циммерман и Лидваль получили почетный диплом городской думы на конкурсе проектов лучших фасадов".
Основным украшением здесь, конечно же, являются окна, разной формы и отделки.
А светлая штукатурка стен очень удачно сочетается с бордовой глазурованной плиткой.
А вот такая красота находится на углу с улицей Чапыгина.

Этот модерн возведен по проекту П. М. Мульханова в 1909 году.
Деревянный особняк под № 62, бывшая дача архитектора Воронихина.

Собственно, домик то новодельный, так как, построенная в 1807 году дачка сохранилась лишь до весны 1980 года, когда её разобрали в период подготовки города к Олимпиаде, посчитав, что старинное деревянное здание портит вид правительственной трассы. И только в 2009 году дом был восстановлен.
Бывший доходный дом К.В. Маркова, построенный архитектором Щуко В.А. в 1910 году, находится ныне под строением № 65
Мощные колонны с коринфскими капителями, до 4-го этажа, связаны между собой гирляндами. Эркеры богато декорированы скульптурой. Все это напоминает нам итальянский неоренессанс, хотя и относится постройка к стилю неоклассицизма.
В 1912 году на Международной строительной выставке за лучшие лицевые фасады Щуко получил серебряную медаль.

Под номерами № 69 и 71 расположен жилой дом работников Института экспериментальной медицины.

Здание возведено в 1937 году по проекту архитектора Н. Е. Лансере в стиле неоклассицизма.
Декоративное убранство соответствует назначению этого дома. На фасаде красуются лепные изображения собак, кошек, кроликов, микроскопы, медицинские весы, мензурки. Декор выполнен А. А. Рассадиным по эскизам Н. Е. Лансере.
К сожалению, надвигающиеся сумерки не дали возможности запечатлеть всю эту красоту в полной мере.

Сейчас здание пребывает в каком то заброшенном и полуживом виде.
Еще одно массивное строение, Жилой кооперативный дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир.

Построен он в 1914 году - архитекторами Яковлевым Иваном Ивановичем и Зазерским Алексеем Ивановичем. Цоколь дома отделан гранитом, а фасад верхних этажей украшают скульптуры кориатид. После войны архитектор А. П. Щербенок в соответствии с образом уже существующего здания пристроил корпуса по ул. Академика Павлова. Дом этот знаменит также своими видными жителями. Архитктор И. И. Яковлев жил и умер в этом доме, он занимал квартиру на третьем этаже среднего корпуса. С 1921 по 1925 годы в мансарде дома жил поэт Н. А. Заболоцкий. А с 1920 по 1940 физик Петр Леонидович Капица. Кроме того, в доме проживали многочисленные математики, физики, литературоведы и историки.

Дом этот завершает цепочку строений по Каменноостровскому проспекту на Аптекарском острове. Через Каменноостровский мост, перекинутый через Малую Невку, можно попасть уже на следующий остров, Каменный, куда дальше уходит такой длинный и насыщенный разными интересностями Каменноостровский проспект.
Продолжать прогулку в сумерках уже не было смысла.
Мы прогулялись лишь немного по уютному Лопухинскому саду, который был заложен в начале 19 века и окружал усадьбу светлейшего князя Петра Васильевича Лопухина, генерал-прокурора, а впоследствии министра юстиции. На месте бывшей усадьбы князя Лопухина был выстроен деревянный, на каменном фундаменте, особняк, известный как дача Громова, единственная сохранившаяся до наших времен постройка, стоящая на берегу пруда.

Мы, кстати, оказались в нем не единственными праздношатающимися. Видимо, к вечеру, народ, отоспавшись, вытащил таки себя проветриться из-за праздничного стола.

Отсюда неплохой вид на телебашню

Противоположный берег Каменного острова с одноименным дворцом

И Каменноостровский мост

Обратный путь мы проделали какими-то хитрыми дорожками через улицы Академика Павлова и Проспект Медиков, вышли на набережную Карповки, и оттуда уже снова попали на Каменноостровский, где поужинав в кафешке, продолжили прогулку, уже любуясь вечерней подсветкой самого проспекта.
Вечерние виды я планирую разместить в отдельной части, но здесь все-таки покажу некоторые моменты.
Как говориться, без комментариев. Любуйтесь!


На этом этот короткий, но, тем не менее, довольно насыщенный первый день нового года подошел к завершению.
Но впереди у нас еще целых три полноценных дня! Продолжение которых в следующих выпусках).

 

 

Добавил: Julia (27.01.2014) Просмотров: 3019
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]