ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 210
Главная » Путешествия » Нестандартными тропами по Санкт-Петербургу в новогодние праздники.часть 4

Нестандартными тропами по Санкт-Петербургу в новогодние праздники.часть 4

Начало. Часть 1. Организационная.

Часть 2.

Часть 2. (окончание)

Часть 3.

Часть 3. (окончание)


Новогодние праздники начали потихоньку и по мере возможности "устаканиваться". Привычный режим (без напьемся и лежим))), наконец-то, начал приобретать свои обычные очертания. А потому настало время для полноценных вылазок по районам, островам и островочкам.
Наша сегодняшняя прогулка полностью посвящена Василеостровскому району, и даже, наверное, если быть совсем точной, Васильевскому острову. Вроде бы за его пределы мы в этот раз не "вылезали".
А гулять отправились по его многочисленным линиям, которыми отличается эта местность. Большинство тутошних улиц, это параллельные линии и перпендикулярные к ним проспекты. Почти все эти линии имеют свой номер, разделены проезжей полосой в одну или две стороны. Причем, левая часть дороги, это один номер линии, а правая уже следующий, соответственно и нумерация домов у каждой стороны тоже "своя", независимая от четности-нечетности.
Такая оригинальная планировка имеет место быть еще с давних времен, когда территория эта только начала застраиваться.
Петру I тогда вдруг вздумалось создать на острове город по типу "заморских", из улиц-каналов, с пересекающими их проспектами. Тогдашний главный архитектор Доменико Трезини, не заставив себя долго жать, распланировал такую сеть, но позднее от идеи улиц-каналов отказались. Народ, по сути, в лес, на не обустроенную территорию переезжать не собирался. Да и Меншиков, дворец которого сейчас красуется на нынешней Университетской набережной, как-то рьяного участия в строительстве не принял. Поэтому, уже прорытые под каналы улицы превратили в теперешние линии.
Что касается названия острова, то существует, как обычно бывает, несколько версий его появления.
"Согласно одной из них, оно происходит от искажённого финского названия местности — «Vasikkasaari», что значит «Телячий остров». Известны также другие финские названия — «Хирвисаари» — «Лосиный остров». По другой версии, появлению названия «Васильевский остров» в начале 18 века способствовала артиллерийская батарея Василия Корчмина, устроенная в начале века на Стрелке острова. Упомянут как Васильев остров в устье Невы в Новгородской писцовой книге 1500 года в списке Никольского Ижерского (Ижорского) погоста"
Естественно, что охватить в одной прогулке, несмотря на то, что выгул из-за удаленности некоторых объектов поучился пешеходно-автомобильный, все даже запланированные мною интересности, не получилось.
Один только Большой проспект вместе со Средним и Малым нуждаются не в единичной прогулке. А, уж с осмотром пересекающих их в количестве 29 штук линий и прилегающих улочек еще не на одну неделю можно зависнуть в этих краях.
Поэтому в один присест, то бишь "наезд" в хорошем смысле этого слова мы постарались охватить по максимуму самые интересные "интересности" лично с нашенской точки зрения. Возможно, что кому то катание по полуразвалившимся порой зданиям промзоны покажется тем еще, сомнительным удовольствием. Но с нашей "колокольни" вид на все это несколько другой.
По этому поводу вспоминается диалог из фильма "Брат 2 " в полицейском участке Нью-Йорка, когда местный шериф интересуется у героя Багрова, что он делал в захолустном "чернокожем" районе, и тот, не моргнув глазом, отвечает: " Я ездил, гулял, дома смотрел красивые". Полицейский же, недоуменно повернувшись к сотруднику, спрашивает:"Там что, разве есть красивые дома???"…
Ну а мы с вами совсем не в Америке, а в России-матушке, где красоты порой поджидают нас в самых неожиданных местах, надо только суметь их разглядеть!
Итак, погнали…
Первая наша остановка в районе Морского вокзала и выставочного комплекса "Ленэкспо".
В эти места, но чуть подальше, мы наведывались как-то с целью посещения музея подлодки "Народоволец".
Сейчас же, нас в первую очередь интересует старинная постройка, условно находящаяся по адресу Шкиперский проток, дома 14, 20 и 21). Вот так пространно…
Это галерная гавань гребного канала со зданиями кроншпицев.

Строительство самой гавани началось еще по указу Петра I .
По проекту Трезини был сооружен прямоугольный бассейн, соединённый с Финским заливом каналом и построен док для ремонта галер.
По его же проекту были построены и две подзорные башни - кроншпицы с сигнальными флагштоками, которые естественно первоначально были деревянными.
Перед ними были установлены пушки. Сначала для обороны, а затем они подавали сигналы при наводнении.
К концу 1720 года большой бассейн был полностью сооружен и приобрел нынешнее очертание.
Сооружения гавани, конечно же, не раз подвергались реконструкции.
Уже в 1754 году под руководством архитектора Чивакинского были возведены кирпичные кроншпицы в стиле петровского барокко.
То, что мы наблюдаем сейчас, результат реставрации 1950-х годов, когда флагштоки были воссозданы.
Запечатлеть их, как мы поняли, можно лишь со стороны набережной на территории "Ленэкспо".
Территория же вокруг самих кроншпицев судя по МЧС-ной надписи, скорее всего, недоступна для всех и всякого. Но зато вокруг еще немало довольно интересных видов открывается.
Тут и здание Морского вокзала.

И вид на портовые сооружения.

И здание бывшей Опытной Авиационной станции, где сейчас расположена администрация выставочного комплекса.


Изначальное здание, построенное в 1910 году, было разрушено во время войны. Сейчас перед нами предстает постройка архитектора Бурышкина Д.П. 1949 года в стиле сталинского ампира.
На территории еще имеется единственный памятник, посвященный военным морякам героям Великой Отечественной войны.

Ну и один из ныне курсирующих в страны Балтии паромов оказался на месте.


Далее по плану, находящаяся неподалеку, Кожевенная линия, сумевшая сохранить и донести до нас дух промышленных предприятий еще с 19 века. Причем, в большинстве своем, предприятия действующие. Не линия, а просто рай для любителей промышленной архитектуры.
Чего здесь только нет. И кабельный с судостроительным заводы, и ситценабивная мануфактура, и кожевенное предприятие, сиропный и водочный заводы… Но обо всем по порядку.
В самом начале (вернее конце линии) под строением №40 числится бывший кабельный завод "Сименс и Гальске". В этих местах в 1879 году Карл Сименс положил начало всей кабельной индустрии нашей страны. Здание из красного кирпича(впрочем они здесь почти все из него родимого) с длинной трубой было построено в 1880 году инженером Ашемуром Альфредом Александровичем и архитектором с такой вот "музыкальной" фамилией, Бахом Евгением Романовичем.

По первости завод выпускал графитовые стержни для освещения улиц, а позднее провода для телеграфа и освещения.
Сейчас это довольно таки известное предприятие "Севкабель" с приставкой ОАО, является одним из ведущих в данной области.
Неподалеку сохранилась башенка, где раньше находился особняк самого Карла Федоровича, но дом, находившийся на территории завода, увы, до наших дней не дожил.
А ведь именно его хозяину, сделавшего очень не мало для развития электрификации всей страны, сейчас обязан завод.

А вот это здание вроде как принадлежит медсанчасти завода.

Но судя по дверям второго этажа, мне кажется, предназначается оно, все таки, для некоторых других целей.
Вот эти ордена

Сохранились на современном здании фабрики им. В. Слуцкой.
Сейчас здесь находится предприятие, занимающееся пошивом белья и торговле тканями под названием " Северный текстиль". Изначально фабрика, основанная в 1823 году, была названа "Я. Лютш" и принадлежала акционерному обществу "И. А. Воронин, Лютш и Чешер". На ней проводилось отбеливание и окрашивание тканей, нанесение на них рисунка и глянца.
Чуть далее находятся уже старые кирпичные корпуса, построенные в начале прошлого века, инженерами Лукасевичем М. Р. и Капелинским М. Ю.

Некоторые помещения сейчас отданы в аренду разным фирмочкам и конторам, в одном месте расположена автомастерская, видимо, специализирующаяся на ремонте и помывке немецкого автопрома).


Контора и чинит соответствующие машинки…

Чуть далее, под 32-м номером, находится уже Кожевенный завод Брусницыных. Это один из его производственных корпусов. Здание принадлежало сиропному заводу Винного городка, при Владимирском кожевенном заводе.
Это постройка 1812 года архитектора В. Н. Беретти.

А главный корпус находится чуть дальше.

Он был сооружен в 1852 году по проекту архитектора А. С. Андреева. Последний раз здание перестраивал техник В. И. Тимофеев 1892 году.
Кирпичные фасады зданий оформлены пилястрами и боковыми башенками.
На противоположной стороне находится особняк Брусницыных.
А здания соединяет вот такой деревянный и чудом сохранившийся переход.

Картинка с этой стороны улицы чем-то напомнила нам кварталы Гамбургского Шпайхерштадта.
Как оказалось, места эти не совсем уж заброшенные нашим братом туристом. Пока я, стараясь особо не вводить в шок местное население, пыталась запечатлеть все эти необычности и красоты, откуда –то как из под земли вдруг "нарисовалась" туристическая группа, экскурсовод увлеченно рассказывал про тутошние места, а я уже совершенно свободно на правах так сказать официального туриста, принялась запечатлевать все по полной программе.
Видимо, какая-то организация устраивает такие вот вылазки "узкой" направленности типа нашего "Выхода в город".
Возвращаясь же снова к Брусницыным, хотелось бы немного коснуться истории предприятия. Завод был основан в 1847 году. К концу 19 века кожевенное стало крупнейшим в Петербурге. А к началу 20-го он стал занимать два участка вдоль обеих сторон Кожевенной линии. За это время, кроме заводских корпусов, были возведены жилой особняк, общежитие для рабочих и дом призрения.
В начале 20 века предприятие перешло к братьям Николаю, Александру и Георгию Брусницыным, было образовано "Товарищество Брусницын Н. М. с сыновьями". После революции завод был национализирован и стал называться - Кожевенный завод им. А. Н. Радищева. А в 1965 году на его основе вместе с соседним Владимирским заводом было образовано Кожевенное производственное объединение им. А. Радищева.

Особняк Брусницыных, числящийся под 27-м номером, сейчас пребывает, мягко говоря, в удручающем состоянии.

Что тут охраняет государство и как, можно понять по его внешнему виду.

Прекрасный образец эклектики, перестроенный в 1886 году архитектором Ковшаровым Анатолием Ивановичем, сейчас переживает совсем не лучшие времена.
И вот такие следы советского прошлого можно еще разглядеть на его фасаде.

Все смешалось…в доме Брусницыных…
Собственно, изначально дом был выстроен еще в 1770-е годы. Позднее не раз перестраивался.
Когда владельцем особняка стал купец Н. М. Брусницын, он был расширен в 1857 году архитектором А. С. Андреевым, который увеличил высоту второго этажа и изменил отделку фасадов.
А когда же особняк перешел к братьям Брусницыным, уже архитектором Ковшаровым была снова увеличена высота 2-го этажа, сделана пристройка для парадной лестницы, появилась пристройка для зимнего сада, да и лицевой фасад был оформлен в едином стиле. Внутри тоже, судя по всему, все должно было выглядеть шикарно.
Но после революции в особняке разместили администрацию завода, а в 30-х годах на месте ворот соорудили проходную.
В процессе написания этого рассказа я наткнулась на фотографии шикарнейших внутренних интерьеров, оказывается, на эту красоту еще пока чудом сохранившуюся, можно полюбоваться, если заказать экскурсию. Мне удалось наткнуться на ссылку вот этого агентства
http://excurspb.ru/inter/palace/7-brusnitsyn.html
Возможно, что они не единственные, и про качество естественно, ничего сказать не могу, но, во всяком случае "ассортимент" на их сайте впечатляет.
Жаль, что все этого я не разузнала до поездки, но зато теперь точно будет чем заняться в наши следующие приезды.
Еще одни остатки от постройки, относящейся к Кожевенному заводу,

сейчас охраняются лишь вот такими местными жителями



А перпендикулярно Кожевенной линии находится Косая, на которой тоже есть, что посмотреть и о чем рассказать.
В первую очередь, конечно же, здесь обращает на себя внимание вот это краснокирпичное здание, где ныне располагается Университет Морского и Речного флота.


Дом этот построил Сюзор Павел Юльевич в 1896 году для всех тех же Брусницыных, в котором братья основали Дом призрения для малолетних детей-сирот им. Николая и Елены Брусницыных, названных так в честь своих родителей.
В приют принимались дети-сироты, потерявшие близких и ветераны преклонного возраста. Для детей были организованы школа, больница и учебные мастерские.
В центральной части здания была домовая церковь, которую совсем недавно после реставрации в 2012 году вновь освятили.
Перед входом была еще небольшая часовня с золоченой главкой, которая до наших дней, к сожалению не дожила, а в саду часовня и фамильный склеп, который тоже не сохранился. Сейчас это строение после недавней реставрации особенно выделяется своим "причесанным" видом на фоне остальных зданий.

Территория за длинным желтым забором напротив, принадлежит Балтийскому судостроительному заводу.

" Основан он был в 1856 году купцом М. Е. Карром и инженером. М. Л. Макферсоном как литейный, механический и строительный завод.
В 1874 году стал собственностью русско-английской акционерной компании. Через год компания была преобразована в "Русско-Балтийское железоделательное и механическое общество".Предприятие разделилось на две части: судостроительную у Невы и механическую между Кожевенной и Косой линиями. В 1894 году завод перешел в ведение Морского министерства. Большое число зданий на территории завода строили А. Ю. Новицкий, Р. Р. Марфельд, П. П. Висьневский, А. И. Голицынский. На предприятии строились военные корабли: канонерская лодка "Опыт" - первый в стране железный корабль с броневой защитой, "Адмирал Нахимов" - в свое время сильнейший в мире броненосный крейсер, линкоры "Севастополь" и "Петропавловск" А С 1901 года на заводе стали строить подводные лодки. После 1917 года здесь стали производить и суда хозяйственного назначения, ледоколы. После войны Балтийский завод стал выпускать военные корабли с ядерными энергетическими установками. В 1997 году был построен крейсер "Петр Великий".
"
А вот такой памятник был обнаружен на одном из хозяйственных дворов, куда мы заглянули через открытые ворота


Далее перебираемся на 24 и 25 линии.
Тут, на 25 линии находится Проволочно-гвоздильный завод, с таким вот "причудливым" названием "Красный гвоздильщик" !
Умели, однако, у нас при советской власти названия давать!
Но знаменит он, прежде всего, вот этим офигительным памятником конструктивизма.


Это водонапорная башня канатного цеха. Была возведена по проекту архитектора Чернихова Я. Г. в 1931 году. Сооружение, находящееся на перекрестке, очень удачно просматривается со стороны Масляного канала и замечательно контрастирует с примыкающим длинным зданием канатного цеха.
К сожалению, сейчас все строения переживают далеко не лучшие времена, хотя вроде бы сама башня и находится под охраной у государства как памятник промышленной архитектуры.
Железобетонные ее конструкции ржавеют, а в бывшем цеху попросту свалка.

Эх, не легкая это работа ), однако…


Вроде бы были задумки привести это сооружение в приличный вид и сделать внутри что-то типа центра современного искусства, тем более, что башня имеет отдельный , самостоятельный выход наружу. А наверху можно было бы устроить смотровую площадку с кафешкой, да и много всего разного и интересного.
Пока мы стояли и обозревали, детки столько разных идей накидали. Что ж, остается только надеяться, что этот, наверное, в какой-то степени уникальный памятник все таки удастся сохранить и отреставрировать.
Напротив, находится особняк В.С. Пульмана.
Построил его в конце 19 века архитектор Беккер Николай Федорович.
Братья Пульманы примерно в это же время основали чугунно-меднолитейный механический и котельный завод, находящийся на Большом проспекте Васильевского острова.

Чуть поодаль на этой же линии находится Комплекс построек Электромеханического завода "Сименс-Шуккерт"

Построено здание в 1915 году Берзеным Ричардом Андреевичем.
Сейчас здесь расположено ОАО ВО "Электроаппарат"

Название, сохранившееся с советских времен, ну и естественно ордена из той же эпохи

Изначально здесь находился тот самый чугунно-литейный завод братьев Пульманов, который в 1910 году выкупило Русское акционерное общество "Шуккерт и Ко".
Еще из интересных строений на этой линии был замечен вот такой домик в стиле модерн.

Это доходный дом, построенный архитектором Бродским Самсоном Григорьевичем в 1909 году.
А этот домик

числится по адресу Кожевенная линия, под номерами 1 и 3.
Построил этот особнячок Ашемур Альфред Александрович в 1886 году. В 1898 здание было перестроено Андреевым Львом Петровичем. Относится постройка к Комплексу зданий Кожевенного завода Парамонова.
Рядом, судя по всему, постройки, относящиеся к Балтийскому судостроительному заводу.

На 22-ой линии был замечен еще один модерн.

Этот доходный дом В.А. и П.А. Фроловых был построен гражданским инженером Богдановым Н. И. в самом начале 20 века.
По соседству уже на пересечении с Большим проспектом, расположилось вот такое строение в стиле эклектики

Это "доходка" с мозаичной мастерской Фроловых. Дом был построен в те же годы, что и его сосед, только в эклектичном стиле. С пристройкой в стиле модерн со стороны 22-ой линии.
"Участок этого дома был приобретен академиком А. Н. Фроловым в 1899 году. Дома на участке возводили в 1899 году архитектор. А. И. Богданов, в 1907 -м - гражданский инженер- Н. И. Богданов. В том же 1907 году известный архитектор С. О. Овсянников надстроил корпуса и над ними соорудил мансарды. Мансардный этаж, обращенный на проспект, имел значительную высоту и огромные окна, он стоился специально для мозаичной мастерской, которую возглавил младший сын академика В. А. Фролов.
Мастерская просуществовала до 1929 года. Тогда по распоряжению Василеостровского райсовета семья Фроловых вынуждена была покинуть здание, где находилась мастерская. К тому времени мозаичные работы в ней уже не велись.
В. А. Фролов в советское время руководил мозаичной мастерской Академии Художеств. Там были созданы первые советские мозаики - гербы СССР на фасадах Киевского вокзала в Москве, фриз для мавзолея В.И.Ленина, панно для станций московского метрополитена - "Маяковская", "Новокузнецкая", "Автозаводская
".
Далее, на углу набережной Масляного канала и 23-й линии, находится строение, где раньше находилась главная геофизическая обсерватория при Горном институте

Двухэтажное здание с башней было построено в 1849 году по проекту архитектора. А. Гельшера для физической обсерватории. Позднее оно было надстроено еще двумя этажами.
В обсерватории велись наблюдения природных явлений, был организован сбор метеосводок по телеграфу.
Ныне здесь находится "Северо-западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Санкт-Петербургское отделение Государственного океанографического института".
Собственно, отсюда уже рукой подать до набережной Лейтенанта Шмидта.
В самом начале (или конце?) которой находится уже ставший музеем на воде, ледокол "Красин".

Ныне здесь расположен филиал музея Мирового океана.
Все "внутренности", вплоть до машинного отделения можно посетить с экскурсией.
Наверное, для проведения досуга с детьми это отличное место. Да и взрослым, думаю, будет интересно.
Всю информацию можно разглядеть на официальном сайте http://www.krassin.ru/
Сами мы внутри не были. Хотя, наверное, и не помешает как-нибудь сходить.

Собственно, с самой набережной отсюда открывается неплохой вид на портовые сооружения, противоположный берег, подводные лодки, доки.


Рядом, на домике, было обнаружен вот такой, судя по всему какой-то измерительный "прибор", судя по аббревиатуре, принадлежащий управлению Гидрометеорологической службы. Думается мне, что что-то с уровнем воды связано.


Пожалуй, основным украшением этой части набережной служит здание Горного института. Этот что ни на есть самый-самый "классический" классицизм был построен архитектором Воронихиным Александром Николаевичем в 1811 году.

Уже с 1773 года в этом месте размещалось Горное училище - первое такого рода учебное заведение в России. Оно было открыто по указу Екатерины II для подготовки специалистов по добыче полезных ископаемых. И в 1811 году Воронихин построил здание, объединив старые дома в единый ансамбль. Главный фасад украшает портик с 12-ю колоннами и огромная лестница, ведущая к нему. По бокам здания находятся скульптурные группы.

Советское же прошлое представлено орденами, также, наверное, по своему украшающими главный фасад.

Ну а стены, конечно же, пестрят мемориальными досками известных ученых, так или иначе причастных к этому институту.

А это вид на саму набережную,

И на комплекс казарм лейб-гвардии Финляндского полка.

Шесть зданий, находящихся здесь, были построены в период с первой половины 18 века до второй половины 19-го. Главным образом архитектором Руска Луиджи в стиле классицизма. В начале 18 века здания принадлежали генерал-полицмейстеру В. Ф. Салтыкову, новгородскому архиерейскому подворью, стольнику князю И. Голицыну, поручику И. Ладыженскому, князю С. Долгорукову. А в начале 19 века дома перешли в ведение к Кегсгольмскому полку. Затем полк перевели в другое место, оставив один батальон, который вскоре был также отсюда переведен, а на его месте расположился Финляндский гвардейский батальон, сформированный в 1806 году, вскоре преобразованный в полк. И эти здания на набережной отвели под квартиры офицерам.
Комплекс состоит из офицерского корпуса, солдатских казарм и здания 4-го батальона.
Красное здание, дом князей Долгоруковых, позднее всех перешло в ведение полка, только во второй половине 19 века. Сначала его занимала морская, а затем горная аптека.
И до 60-х годов 19 века это здание принадлежало Департаменту горных и соляных дел.
Чуть дальше пришвартован парусник "Седов"

А за ним находится еще один музей с морской тематикой, подводная лодка С-189.

Ну и снова виды на Неву и противоположный берег.

Таким образом, мы добрались до еще одной интересной достопримечательности.
Наверное, главным украшением уже этого "кусочка" является вот этот красивейший собор

Вернее, это целое бывшее подворье Киево-Печерской Лавры – ныне церковь Успения Богоматери. Храм выстроен в неорусском стиле в 1900 году архитектором Косяковым Василием Антоновичем и инженером Правдзик Брониславом-Юлием Казимировичем.
Подворье разместилось здесь с 1874 года. А торжественная закладка состоялась в 1895 –м. году.
Перекрещивающиеся арки здесь выполнены не из кирпича, а из бетона, для ускорения процесса стройки.
Внутреннее пространство подкупольное без опор, вмещает до 2000 человек.
А гладкие части куполов были впервые облицованы листами алюминия.
Предполагается, что в росписи храма принимал участие Виктор Михайлович Васнецов. Иконы же были написаны сёстрами Московского Новодевичьего монастыря.
Внутри действительно, огромное пространство, а некоторые элементы росписи стен я смогла запечатлеть, так как никаких "запрещающих" надписей перед входом не было обнаружено, да и народ вокруг меня тоже фотографировал.


Красота, действительно, необыкновенная, как внутри, так, впрочем, и снаружи

В 1935 году подворье лавры было закрыто, а монахи арестованы. Долгие годы здание использовалось под склад, а в 1956 году в нем открыли каток!!!!
Естественно, что фрески от такой влажности и температуры побелели и были закрашены краской. И только в 1991 году здание было возвращено церкви, оно было передано подворью Введенской Козельской Оптиной мужской пустыни, и в нем началась глобальная реставрация.
Дальнейший маршрут ведет в сторону 16-ой линии.
Здесь нас, прежде всего, интересует снова промышленная архитектура.
Под номерами № 5 и 7 находится Комплекс построек типографии товарищества "М. О. Вольф".

Здания периода 1877 и 1916 годов были построены архитекторами Басиным Николаем Петровичем, и гражданским инженером Ульманом Робертом Оттоновичем. Сохранилось здание заводоуправления, производственные корпуса и жилой флигель. Правда, судя по всему, все они сейчас находятся на территории типографии и нашему взору недоступны.
На этой же линии находится и несколько интересных жилых домов. Все тот же северный модерн продолжает нас преследовать.
Вот это, например, жилой дом Александровской мужской больницы.

Здание из красного кирпича было построено в 1905 году архитектором Гимпель Александром Александровичем. На главном фасаде угадываются черты готики, украшен он красивыми треугольными щипцами, облицован матовым кирпичом, цоколь выложен серым гранитом, а стены покрыты зернистой штукатуркой.
Еще один доходный дом под № 11 построил в 1874 году Шкляревич (Шкларевич) Александр Георгиевич.

А на углу с Большим проспектом находится еще один модерн, доходный дом Глазова, построил его Шауб Василий Васильевич в 1905 году.

Далее, по этой же линии мы движемся почти в самый конец.
Нас интересует дом под номером № 83. Это бывшая прядильно-ткацкая фабрика Я. С. Цыбина , производственное здание и рынок.

Нынешняя постройка начала 20 века. А с 19 века этот участок занимала фабрика Цыбина, затем тут находились сооружения производственного корпуса. До революции владельцем дома был купец Камышев П.Д, переделавший мануфактурное сооружение в рынок. А сейчас в этом красивом домике из красного кирпича расположен магазин "Диета". Тут же неподалеку, только уже на 17 линии, находится Комплекс построек военно-подковного завода Посселя. Здания постройки приблизительно 1915 года.

Примыкающее к нему промышленное здание примерно тех же лет.

Находится на участке, который во второй половине 19 века принадлежал купеческой семье Крутиковых. В 1882 году уже купец Н. Г. Петров основал на этом участке чугунолитейный и механический завод.
Далее перемещаемся в сторону Среднего проспекта. Здесь, на пересечении с 9 линией находятся бывшие корпуса и производственные здания товарищества табачного производства "Лаферм"

В 1870-х годах участок, где сейчас находится здание, был приобретен Товариществом «Лаферм» для табачной фабрики. Угловой дом в 1890-х годах надстроили четвертым, затем пятым, а потом и мансардным этажами по проекту архитектора Ю. Ю. Бенуа.
Позднее, в 1900-м году к товариществу отошел и соседний участок. На котором в 1911 и 1913 году были возведены шестиэтажные производственные корпуса с мансардами по проекту архитектора Р. И. Кригера.
"Фабрика "Лаферм" первое табачно-папиросно-сигаретное производство в России и первая сигаретная фабрика в мире. К началу Первой мировой войны фабрика превратилась в трест, состоящий из 14 фабрик и контролировавший две трети производства табачных изделий."
В Советске годы фабрику переименовали в имени М.С. Урицкого. Продукция ее была известна всей стране. Здесь изготавливались знаменитые папиросы "Беломорканал", пользовавшиеся особым спросом на всю страну. Во время войны на фабрике было налажено производство мин, снарядов, гранат и изготовление медикаментов. Также она выпускала суррогаты "махорки - табачную смесь с использованием заменителей и табачной пыли." С 1992 года это уже Российско-американское предприятие Р. Дж. Р. – Петро. Сейчас производство выведено за пределы города. А на нынешнем месте открылся торговый центр.
Здание под номером №38, выходящее уже на 9-ю линию, также числится за фабрикой.

Этот, снова шикарный модерн, дело рук архитектора Кригера Р.И., был построен в 1913 году.
Покажу еще несколько прилегающих и интересных домов по 9-той и 8-ой линиям.
Еще один производственный корпус, принадлежащий фабрике.


Был построен уже в 30-х годах прошлого века.
Под номером № 34 расположен бывший доходный дом М.А. Лидерс-Веймарн
Этот модерн образца 1910 года принадлежит архитектору Алексееву Николаю Ивановичу.

Собственный доходный дом А. Р. Гешвенда под номером № 32.

Был построен в стиле эклектики в 1881 году собственно самим владельцем дома -архитектором.
И опять модерн с элементами готики.
Доходный дом А. А. Радус-Зенковича и В. А. Радус-Зенкович был построен архитектором Баниге С. В. в 1907 году.

На 8-ой линии привлекает взгляд вот это интересное строение.

Это собственный доходный дом архитектора А. И. Кракау, построенный в силе эклектики в 1866 году. Кракау сам для себя спроектировал этот дом и жил в квартире на четвертом этаже.

Под 41-м номером, "доходка", построенная в 1905 году архитектором Трамбицким А. Г.

Этот модерн архитектор соорудил для своей жены Марии Александровны Трамбицкой.
Домик под № 39 с ажурным балкончиком на главном фасаде, был построен в 1830 году в стиле классицизм.

В 1851 году владельцем дома был Андрей Парфенович Заблоцкий-Десятовский -государственный деятель, учёный и писатель. А в 1898 году архитектор Андрей Николаевич Иосса построил новый двухэтажный дворовой флигель, а остальные строения на этом участке надстроил третьим этажом. В этом доме со своими родителями жил будущий композитор П. И. Чайковский, являясь студентом училища правоведения. А в одном из флигелей с 1860 по 1863 год проживал художник И. Н. Крамской. По соседству находится доходный дом Б. А. Вревского

Здание было перестроено в стиле модерн архитектором Гримм Германом Давидовичем в 1905 году. Нынешняя постройка новодел. Дом был полностью снесен и перестроен в 2004 году. Сейчас здесь располагается дорогое элитное жилье.
Еще один дом в стиле эклектики был построен в 1875 академиком архитектуры Крюгером Эдуардом Фёдоровичем и надстроен в 1901 году Дрягиным Николаем Александровичем.

Находится он на пересечении со средним Проспектом.

 

Добавил: Julia (27.01.2014) Просмотров: 1524
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]