ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Казань берем? Легко! И не только… Кругосветка на восток: по четырем областям и четырем республикам.

Казань берем? Легко! И не только… Кругосветка на восток: по четырем областям и четырем республикам.
 

часть 1

часть 2.

часть 3.

Часть 4.

Часть 5.

Часть 6.

Часть 7.

Всем известно, что не только сама столица Татарстана богата на разного рода интересности и достопримечательности, но и в окрестностях есть, на что посмотреть, и куда съездить.
Ранним утром второго дня пребывания в городе мы, после скорого завтрака в первых рядах постояльцев нашего отеля, вызвали такси и умчались в сторону речного порта.
Дело в том, что в 8.00 по расписанию, указанному на сайте, как бы официальном …

http://sktatflot.ru/services/passengers/schedulepas/

В сторону Свияжска должен отправляться скоростной Метеор, на котором мы запланировали наше путешествие.
На самом деле, до чудо-острова, а Свияжск, это самый настоящий остров, добраться можно разными путями. По воде, кроме выше обозначенного транспортного средства, можно еще часа два пилить на обычном рейсовом теплоходике. Также есть возможность добраться по суше, на собственном автомобиле или рейсовом транспорте. С большой землей остров с недавнего времени соединяет построенная в 2008 году дамба. Но, побывать у воды, и не напиться (зачеркнуто) не прокатиться… В теплый летний период это отличная альтернатива разнообразить перемещения. Да, цена вопроса тут явно выше. Билет в обе стороны стоит 700 р. на одного человека. Что, конечно, выходит существенно больше, чем затраты на бензин. Но мы ведь на отдыхе! И берем от него по возможности все по максимуму!

Что касается выше обозначенного сайта, информация там не обновлялась уже пару лет. Информативность очень условная. Где-то на просторах инета и сторонних сайтах я находила инфу о нынешнем летнем периоде, но четкого расписания и цен обнаружить не удалось. Более того, в наш онлайновый век, очень удивляет ситуация, когда нельзя купить билеты заранее на сайте… Да и в кассе только наличный расчет!!! Но тут, как говориться…кА-ка держава…
Ах да, есть еще группа в контакте…
https://vk.com/port_kazan

Территориально речной порт находится на стыке улиц Девятаева и Халикова. Примчались мы довольно быстро. С утра пробок в городе замечено не было. Кассы, что радостно, были открыты, толп жаждущих прокатиться с ветерком не наблюдалось, и мы спокойно купили билеты, на рейс с отправлением на полчаса позже, чем заявлено на сайте, в 8.30 утра, стоянкой метеора в Свияжске 3 часа и отправлением обратно. Билеты привязаны к конкретному судну и рейсу, т.е. приехать утром на одном, а уехать вечером на другом не получится.
До отплытия теплохода у нас образовался почти час лишнего времени. Которое в данном месте девать некуда. Вокзал, который этим словом можно обозвать очень условно, напоминает забытый богом полустанок, находящийся где-то очень далеко на просторах нашей необъятной. И если бы не окружающие по краям акватории большие корабли, можно подумать, что находишься где-то в самой опе мира…
Здание с билетными кассами, туалетами (что даже удивительно) и залом ожидания представляет собой небольшой павильон постройки 70-80 годов прошлого века. Правды ради, для теплоходов- круизников предназначено пространство комфортнее, как мы поняли, находящееся в большом здании Татфлота, которое расположено перед автомобильной стоянкой.
Как таковую набережную узреть надо умудриться, да и причалы имеют весьма пошарпанный унылый вид. Метеоры отходят от 6,7,8 причалов. Все они находятся справа от главного здания, в буквальном смысле в кустах. Время мы скоротали, сидя на единственной лавочке, замеченной в этом же природном оазисе. Довольно странно и весьма непонятно, как такой огромный город, имеющий выход на одну из самых больших рек страны может существовать без цивилизованного порта.

Ко времени отправления народ подтянулся. И уходили в рейс мы с полной загрузкой. И вот с таким усатым юнгой на борту!)


На обратном пути капитан попросил по прибытии нацепить маски, опасаясь в порту Казани проверок. Но проверяющих, видимо сдул ветер или смыло дождем.
В грозу и ливень мы попали, едва покинув остров, и прекратился дождь лишь уже по прибытии в отель. В дороге нас знатно покидало по волнам. Словили добротную порцию экстрима. Особо чувствительным натурам этот путь выдался не из легких.

Но утро было солнечным и добрым….
Интересности за окном начались буквально сразу после отплытия…

А вот, что удалось «накопать» на просторах инета про эти полузатопленные сооружения, частично находящиеся на островке.
Оказывается, это остатки старых водозаборов.

Краснокирпичные строения, что открылись нашему взору, были построены в конце 19 века и принадлежали казанскому пороховому заводу. Завод был построен у места впадения Казанки в Волгу. Сооружение снабжало водой пороховой завод и, возможно, часть зданий Заречной части города. Точная дата постройки неизвестна.
«Весьма обширное производство казанского порохового завода, снабжающего порохом все Поволжье, Сибирь, Среднюю Азию и Кавказ, в последние годы еще более расширилось, вследствие открывшейся при нем выделки бездымного пороха, что вызвало в заводе массу новых построек и технических приспособлений.»
В 1917 году, еще до революционных событий, завод жутко погорел. Пожар случился страшный. В историю этих мест он вошел как Казанская катастрофа. Начался он на ж/д станции, от банально не погашенного окурка. От разрывающихся снарядов загорелось депо, в котором полыхнула хранящаяся в цистернах нефть. В Казани, в результате взрывов было разрушено более 500 домов. Пострадал и сам завод, и водозабор.
«В результате взрывов по всему городу разбросало огромное количество боевых снарядов. Их было настолько много, что во избежание трагедии начальник Казанского гарнизона Григорьев был вынужден лично запрещать жителям города подбирать снаряды, угрожая самым серьезным наказанием
Боевые снаряды до сих пор находятся жителями той части города.
Интересен и тот факт, что «спустя несколько дней после Казанской катастрофы состоялось знаменитое выступление главнокомандующего русской армией генерала Лавра Корнилова, вошедшее в историю как Корниловский мятеж».
В 30-е годы прошлого века рядом со старым водозабором был построен новый, который сейчас, конечно, таковым уже давным-давно не выглядит.
Водозабор снабжал промышленные предприятия города. Через некоторое время к нему была подведена ж/д ветка. Но всем этим сооружениям долго просуществовать не пришлось.

В 1957 году было образовано Куйбышевское водохранилище. Уровень воды в реке на территории Казани поднялся более чем на 11 метров и оба водозабора оказались отрезаны от земли вместе с железной дорогой. Правда, сооружение, построенное в 1937 году, продолжало обеспечивать ближайшие предприятия вплоть до 2008 года.
Но в результате образования Куйбышевского водохранилища пострадали не только водозаборы, была затоплена и дамба, соединявшая когда-то речной порт и вокзал.
Сейчас от нее на водной глади остался лишь небольшой участок суши в виде отрезанной от большой земли косы. Дамба была насыпана от волжских пристаней в районе Адмиралтейской слободы, которая выходила на Посадскую улицу в центре города, сейчас это улица Тази Гиззата. В советские годы по ней также была протянута ж/д ветка, которая соединяла пристани и железнодорожный вокзал в центре города.
Сейчас самое высокое место, которое оказалось не затопленным, носит название Вороний Куст.
Попасть ко всем этим объектам можно либо на лодке летом, либо на лыжах или пешком зимой.
Но в 2010 году во время рекордного падения воды, дамба с остатками ж/д полотна вышла из-под воды, и местные жители смогли воспользоваться такой возможностью.
Вот по этой ссылке можно глянуть, как все это было и выглядело…
https://detrin.livejournal.com/11612.html
Там же фотографии и оголившейся насыпи, и старой башни…
Тогда же на обмелевшей части реки жители обнаружили и кусочек старой мостовой начала 20 века и остатки трамвайных путей.
«На дне Волги обнаружились дорога, соединявшая пристань Дальнее Устье с городом и вокзалом, затопленная часть острова Маркиз (популярное место отдыха горожан) и часть старого трамвайного маршрута»
«Дальнее Устье было летней пристанью Казани на месте впадения Казанки в Волгу. К концу 19 века причалы протянулись от устья Казанки на три километра. Дальним Устьем также назывался и поселок потомственных речников, сложившийся в этой местности. К концу 1950-х годов это был микрорайон с жилыми домами, административным зданием порта, речным вокзалом, почтой, поликлиникой, баней, рынком, типографией, библиотекой и клубом. Кроме того, на обмелевшей части Волги можно увидеть остатки пристаней и прилегавших к ним построек. В конце 1956 года прекратились перегрузочные работы на причалах на Дальнем Устье и были снесены причальные строения, склады и жилые дома. А в апреле 1957 года началось затопление Куйбышевского водохранилища.»
История этих мест берет свое начало от времен Ивана Грозного.
«Известна «Приговорная грамота» казанского воеводы князя Григория Булгакова о пошлинах с торговых людей за склад товаров на земле Зилантова монастыря за 1585 год. Пристань в то время размещалась на берегу Казанки неподалеку от Зилантовой горы, на которой размещался мужской Зилантов монастырь»
Более подробно об истории этих мест в этой статье:
https://inde.io/article/20275-yasno-ponyatno-chto-nahodilos-na-obmelevshey-chasti-volgi
Там же есть и ч/б фотографии конца 19-начала 20 века…

Ну а мы, запечатлев былую красоту, движемся дальше


Менее часа пути и вот он, чудо-остров-град под названием Свияжск.


А кругом зеленые холмы и пригорки…

Словно в какой-то Ирландии или на Фарерах… Красота потрясающая! Чудеса!


Возле пристани современное здание вокзала. И значительная часть людей с нашего суденышка устремилась туда в поисках нужного заведения. Но не угадали. Туалетов там то ли нет совсем, то ли не функционируют. Нашлись заведения поблизости в современном здании музея Археологии. Но не все так просто, чтобы посетить вожделенный объект, нужно приобрести билет в кассе.
Он так и называется…

В сам музей мы не пошли, но хоть что-то надо было запечатлеть для приличия..
Например, вот эту интерактивную стену…

Напротив причала неподалеку от здания вокзала, макет острова

А это сайт государственного музея-заповедника Острова-града.
https://www.ostrovgrad.org/
История этого острова, расположенного в очень живописном месте на слиянии рек Свияга, Волга и Щука, уходит в глубину веков.
И связана, как и многое в этих краях, с временами Ивана Грозного. Остров-град (в то время это была возвышенность на берегу реки Свияга) был задуман в качестве временной крепости на подступах к столице Казанского ханства, которая должна была помочь Ивану Грозному завоевать Казань.
Крепость была первоначально сложена аж под Угличем, сконструирована она была инженером Выродковым Иваном Григорьевичем. Все составляющие в разобранном виде были отправлены по Волге вниз по течению к заранее выбранному месту. В мае 1551 года крепость возвели всего за месяц со всей необходимой инфраструктурой, (город состоял из восемнадцати башен, жилых домов и православного храма) ну а в октябре 1552 года состоялись всем нам известные события, Казань была взята. А на острове побывал сам Иван Грозный.
Что касаемо названия, изначально здешний населенный пункт назывался «Новоград Свияжский». Понятно, что название дано по реке Свияга, протекающей в этих местах. Затем длинное название сократили. После завоевания Казанского ханства свое значение он утратил. И долгое время оставался тихим и спокойным монастырским местечком. Первоначально деревянные, церкви и монастыри Свияжска постепенно заменялись каменными. Их обилие позволяло называть небольшой Свияжск «монастырским городом»
С приходом советской власти уклад его поменялся не в лучшую сторону. На месте храмов и монастырей были обустроены тюрьмы и лагеря.
«В 1918 году Свияжск стал одним из первых в стране мест советских политических репрессий, когда по приказу военного комиссара большевистского правительства Троцкого был расстрелян каждый десятый красноармеец расквартированных на острове воинских частей, не сумевших выбить белочехов из Казани»
В 20-30 годы очень многие храмы были разрушены, частично разграблены.
В 1932 году город Свияжск был преобразован в сельский населённый пункт. Служил местом ссылки и принудительного труда. С 1953 по 1994 годы в помещениях Успенского монастыря функционировала психиатрическая лечебница.
Островом Свияжск стал в 1957 году после сооружения Куйбышевского водохранилища. Из-за трудной транспортной доступности население его сократилось. И сейчас составляет около 250 человек.

Построенная в 2008 году дамба, которая соединила его с большой землей, позволила начать реализовывать масштабный проект по реконструкции и воссозданию объектов культурного наследия и просто исторических достопримечательностей. Были отреставрированы и возрождены храмы и монастыри, появились музеи. Наладилась инфраструктура. В 2011 году село снова стало островом, транспортную дамбу рассекли каналом. Но через канал проложили мост.
В 2017 году архитектурный ансамбль Свияжского Успенского монастыря был включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В длину и ширину этот кусочек суши составляет всего лишь километр, и на этом клочочке умещается аж целых 18 объектов исторического наследия!
И еще, ходят легенды, что Свияжск является прототипом сказочного острова Буяна, описанного Пушкиным в “Сказке о царе Салтане”. Но прямых подтверждений этому нет, да и во времена Пушкина как таковым островом Свияжск еще не являлся.
Свою прогулку мы начали по широкой дороге, уводящей нас на вершину горы, к сказочным красотам сказочного острова.

В Свияжске сохранена и воссоздана обстановка старинного уездного городка.

Во многих домах сейчас находятся различные музеи. О них более подробно можно почитать на официальном сайте. Мы не посетили ни один. Должна сказать, что и цены порой выглядят несколько зашкаливающе…И нас банально начало душить то самое зеленое пресноводное!

А вот и главные пушистые жители…

Их на острове видимо-невидимо!
При подъеме на гору с правой стороны нас встречает белокаменный старинный храм святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены.

Церковь является одной из самых ранних построек. Ее строительство было инициировано Иваном Грозным. Сначала это была приходская церквушка, которая не сохранилась. После разрушения старой постройки, в17 веке была сооружена новая вместе с колокольней. К которой позже построили трапезную. Выстроена она в стиле древнерусского зодчества. Эта церковь, единственная сейчас на острове, не относящаяся к одному из монастырей.
Храм во времена советской власти был закрыт. В 80-90-х в нем находился музей. И только в 1993 году был передан церкви.
К сожалению, не все церкви смогли хоть как-то сохраниться до нашего времени.
Сейчас на остатках фундамента сооружены памятные кресты.
Один из них находится на месте Благовещенского храма, в очень живописном месте, от которого открывается потрясающая панорама на Волгу и противоположные берега.

Дата постройки – 1755 год. В 30-е годы церковь была полностью разрушена. Храм отличался удивительной архитектурой, был возведен в стиле барокко. В 1763 году был освящен престол Василия Великого, а в 1785- Николая Чудотворца.
Вблизи находится красиво обустроенная Рождественская площадь.

Выделяется здание бывшей пожарной станции. На башню –каланчу можно забраться по музейному билету.

Еще один развлекательный объект, под название «Ленивый Торжок»

На территории организуются различные интерактивные мероприятия, зрелищные рыцарские бои, мастер-классы по приготовлению старинных блюд. Действует клуб военно-исторической реконструкции.
Рядом палатки с перекусами и всякой всячиной.

Ну а нас ждет первый на пути монастырь острова -Иоанно-Предтеченский.

Возведен он был в 1551 году. Обитель изначально была женская. В 1795 году все здания были полностью уничтожены. И обитель перенесли на место Троице-Сергиева монастыря. В 1919 году святыню закрыли, после чего она долгие годы принадлежала историко-архитектурному музею.
Сейчас комплекс состоит из Троицкой, Сергиевской церкви, Собора иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», дома паломника и братских корпусов.
При входе палаточка с очень ароматной выпечкой… и мы, конечно же, не устояли.

На территории монастыря находится самый древний деревянный храм, единственный сохранившийся от деревянного града, Храм Троицы Живоначальной, построенный, как и множество церквей того периода, без единого гвоздя. В 19 веке была проведена реконструкция, крыша заменена на железную, было пристроено крыльцо с колоннами.

Старинные иконы в советский период вывезли, а вот резной иконостас сохранился.
Интересен и необычен по архитектуре и храм Преподобного Сергия Радонежского. Построен он был в 1604 году. Каменная святыня представляет собой небольшое здание с одной главой и пристроенной в другой период колокольней.


Основная постройка монастыря - Собор иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость».

Храм виден из многих точек острова. Высота его 32 метра. Выстроен он в неовизантийском стиле с элементами эклектики.

И вот такая красота открывается нам внутри. С уцелевшими фресками на стенах. И 4-х ярусным иконостасом.

Фотографируют в храме многие, никто не зыкает и замечаний не делает.
Храм был построен в 1906 году, по проекту довольно известного архитектора Малиновского.

Территория у монастыря небольшая, но через монастырские стены можно разглядеть и окружающую панораму

Мы же снова держим путь, к следующей не менее значимой обители острова…

Коим является Богородице-Успенский монастырь, обитель на сей раз мужская.

Рядом шикарнейшая смотровая площадка на ту самую дорогу-дамбу, по которой прибывают сухопутные путешественники. Здесь же находится и взлетная площадка для вертолетов.

Но! Посмотрите направо и посмотрите налево!

Окружающая со всех сторон водная гладь завораживает своей бескрайностью… Взгляд от такой красоты отвести практически невозможно.
Но давайте все же заглянем в монастырь, пройдя через ворота под надвратной церковью.

Монастырь был построен в 1555 году! Вот такая красивая циферка! Обитель была одной из самых богатейших и влиятельных в Среднем Поволжье. И входила в 20-ку самых богатых в России. Территория его довольно обширна. И сейчас, глядя на этот городок в городе с трудом хочется верить, что в этих стенах совсем недавно находились такие страшные заведения как тюрьма НКВД и психбольница…

Архитектурный ансамбль очень красив.

Часть из него отдана церкви, а часть находится в ведении музея-заповедника. Но платок на голову, находясь на территории, надевать все же стоит.

Уже при входе нас потрясают мощные белокаменные стены и очень гармонично вписанная в них надвратная церковь Вознесения Господня. Ранее на этом месте находился деревянный Борисоглебский храм. Каменный нынешний возведен в стиле барокко.
На крыльцо можно забраться…

На территории притягивает взгляд красавец- Успенский собор. Воздвигнутый во второй половине 16 века. Основателями его считают зодчих Ивана Ширяя и Постника Яковлева.

Перед нами явно угадываются черты псковско-новгородского стиля. В 18 веке проводилась реконструкция, в ходе которой был возведен новый купол, выполненный уже в стиле украинского барокко, и 12 кокошников, которые являются изящным украшением этих стен, и декорированы красивыми узорами и орнаментами.
Внутри храма с 16 века до наших дней сохранилась фресковая живопись. Фрески в конце 19 века были отреставрированы. А в 2017 году взяты под охрану ЮНЕСКО. Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного.

Рядом находится Никольская трапезная церковь. Строительством ее руководил также Иван Ширяй.

Работы проводились псковскими мастерами в 1556 году. Храм выстроен из белого тесаного известняка, имеющего свойство менять цвет со временем. В 17 веке рядом была возведена колокольня. На которую за небольшую денежку можно подняться.

По пути заглянув в келью святителя Германа, основателя и настоятеля монастыря. Есть предположение, что, типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при святителе Германе, т.е раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве.

С колокольни открываются потрясающие виды на обитель и водную гладь рек.
Ведь монастырь находится в месте слияния Волги, Щуки и Свияги. Обрамленных небольшими островками. Видимо, возникших в результате затопления 1957 года.

На территории также находятся корпус монастырского училища и архимандритский.

Ну а более подробно об истории монастыря тут- https://www.sviyazhsk-monastery.ru
Через хозяйственные ворота можно выйти на высокий берег, где находится небольшая смотровая площадка. Виды отсюда тоже прекрасные.


Рядом с монастырем расположен комплекс под названием «Конный двор».

На территории находятся торговые ряды, различные мастерские, есть настоящая кузня.

История двора тесно связана с обителью. В 16 веке монастырь обзавелся конным двором. Сейчас вроде бы можно покататься на лошадках, но в наш приезд мы кроме палаток с сувенирами, более ничего не обнаружили.


Обратный путь проделали по другой, параллельно проходящей улице, таким образом сделав своеобразный круг по всему острову.


Запечатлели здания многочисленных музеев.



Перед отплытием еще один прощальный взгляд на окрестную панораму…

На фоне надвигающейся грозы картинка приобретает совсем другой, но не менее живописящий вид…

На противоположном берегу виднеется еще одна обитель,

Это Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь. Но, к сожалению, наш метеор остановку возле него не делает.

Виды из окошка «с воды». А затем разразилась буря, остров ведь, если следовать легенде, наречен великим поэтом «Буяном»…
Помните?
«Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана» …
А это про наш обратный путь…
«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет»…
Мы хоть и без звезд, и бог миловал, оказались в более комфортабельном плав. средстве. Но ведь поездка получилась почти по Пушкину…
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли…

На волнах нас покидало, конечно, знатно. Гром, молния, сильный ветер… На большой воде очень здорово ощущается вся мощь стихии. Создается полное впечатление, что находишься где-то в морских просторах, а не перемещаешься по тихой матушке-Волге…
На обратном пути сделали остановку в местечке Верхний Услон…
Торчащая башня вблизи поселка Петище, не что иное, как сохранившаяся печь времен Ивана Грозного для обжига известняка, который использовался при строительстве Казанского кремля и Свияжска. Кирпичное здание рядом, бывшая мельница. Она паровая, принадлежала торговому дому "Иван Оконишников и сыновья" была построена в 1895 году. Сейчас в здании музей Янки Купалы. Который после эвакуации прожил тут около 6 месяцев.



Как будто не быстрокрылый метеор, а машина времени забросила нас лет эдак на 50-60 назад…
Глядя на раздолбанную ушатанную пристань, здание вокзала, в виде шаткого деревянного сарайчика, кажется, что жизнь остановилась в этих краях еще в 30-х, когда был образован поселок.
Вот такое описание дает этому месту на просторах сети один из путешественников, которого волей судьбы занесло в эти края .
«В Услоне даже не причал - суровый деревянный советский дебаркадер, в душных недрах которого сидит в кассе колоритный в меру трезвый кассир, который не говорит, а мурлычет, как сонный кот».
Мы же, с трудом «припарковавшись», взяли на борт замерзшую пассажирку, которая, судя по ее виду, покупала билет у того самого в меру трезвого кассира.
Поселок, хоть и находится очень близко от Казани, но отделен от города большой водой. Такие вот географические особенности, казалось бы, всего лишь другой берег реки, но совсем с другим миром, уводящим нас из шумного современного города в самую тьму таракань. Каковую, как мне казалось, можно встретит где-то в сибирской далекой тайге. Но оказывается, не все так идеально даже в благополучном Татарстане…
Казалось бы, мимолетный взгляд из окошка теплоходика, но это место с пейзажем под названием «безнадега» почему-то зацепило. И в следующие приезды надо обязательно осуществить сюда вылазку. Хотя бы как минимум за видами, которые открываются с высокого холма на Казань. Имея под рукой сносный объектив можно запечатлеть и Зилантов монастырь, и храм Всех Религий, и даже Кремлевские башни и Петропавловский собор. И возможно, я несколько сгущаю краски и всему виной погода за окном.
Нас же в этой поездке ждет следующее путешествие, в сторону еще одной интересной и знаковой обители.

Добавил: Julia (27.08.2021) Просмотров: 394
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]