ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Москва-Воронеж - нас… не догонишь! Бродилки по области.Заключительное.

Москва-Воронеж - нас… не догонишь! Бродилки по области.Заключительное.
 

Начало, часть1.часть2.

Окончание второй части.

Часть 3. Прогулки по Воронежу

Окончание 3 части.прогулок по Воронежу

Часть 4. Бродилки по области.

Бродилки по области окончание 4 части

Часть 5. Дивногорье

Часть 5. окончание.


Следующий, довольно насыщенный день, проведенный в дороге, тем не менее, преподнес много неожиданных красивых и запоминающихся впечатлений. А от увиденных многочисленных картинок голова в конце дня начинала кружиться в водовороте полученной визуально-эстетической информации и только остановка в небольшом уютном городке на Дону привела мысли и чувства в порядок.

Но как всегда, все по порядку…

После неспешного завтрака, собрав вещи и выписавшись из милого местечка, приютившего нас на эти два не менее чудесных денька, мы движемся дальше в южном направлении. Еще одно достойное посещения место, Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь, главная святыня которого Свято-Спасский собор высеченный непосредственно в скале и вмещающий до 2000 человек.

N050 42.153, E039 44.912



Находится он в паре километров от правого берега реки Дон неподалеку от села Костомарово Подгоренского района Воронежской области.

Главной достопримечательностью являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. О времени их создания точных письменных свидетельств не сохранилось, существуют лишь легенды да предположения.

Обитель, тем не менее, принято считать чуть ли не самой древней на Руси.

"По одной из версий, монастырь основали в середине 17 столетия иноки и приднепровские казаки, которые бежали от преследований, не желая признавать церковную унию (вследствие чего появилась греко-католическая униатская церковь). По другой версии, во времена иконоборчества в 8 веке сюда из Византии бежали многие христиане, которые сыграли роль просветителей и впоследствии распространили христианство по Руси. Как бы там ни было, первые достоверные свидетельства о Костомаровском монастыре относятся к середине 17 века."

Местность вокруг чем-то напоминает пейзажи Синайской пустыни: меловые горы, довольно хилая, скудная растительность. Также, сходство со Святой землей дополняет и топонимика: возле монастыря есть гора Голгофа, на которой воздвигнут деревянный поклонный крест, есть гора Фавор и Гефсиманский сад.



После революции все пещерные обители Воронежской области были закрыты, но подвижники продолжали тайно жить в Костомаровских пещерах. Самым известным среди них был блаженный старец Пётр, уроженец села Белогорье, который за свою веру был в конце 1930- х годов отправлен в Острогожскую тюрьму, где и скончался. Богослужения в Спасской церкви возобновились в 1946 году по личному указанию Сталина, но уже в 1959 году, во время хрущевской антирелигиозной кампании, храм снова закрыли.

В 1997 году монастырь был вновь возвращен церкви, и был возобновлен как женский.

Войдя на территорию, мы, заглянув в новую церковь иконы Божией Матери "Взыскание погибших",



направляемся к главной святыне, пещерному Свято-Спасскому собору.



Вход в храм расположен у основания двух див, между которыми находится монастырская колокольня.



Несмотря на огромное количество народу в субботний день, внутри довольно просторно.

Своды его поддерживают 12 огромных меловых колонн. Храм строился в три захода: в 12-ом, с 16 по 18-ый и с 18-го по 19 века. До революции он имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при надобности мог выдержать длительную осаду. Иконы здесь написаны не на дереве, которое быстро портится от влажности, а на железных пластинах. А на иконе Пресвятой Богородицы, написанной в конце 19 века, до сих пор видны следы от шести пуль, которые в нее выпустил красноармеец во время революции 1917 года.

В этом монастыре, везде при входе в храмы и пещеры находятся свечи, зажечь которые можно практически у каждой иконы.

С холма со смотровой площадки открывается живописный вид на окрестные просторы.



Двигаясь далее по выдолбленной в скале дорожке, можно заглянуть в пещеры, в которых когда-то жили монахи.



Среди них есть пещерка столпника, где подвижник всегда молился только стоя. Чтобы во время сна сохранить вертикальное положение, он прикреплял себя к стене веревками или цепями.

Самая дальняя пещера - покаяния.



Последним отшельником, жившим в ней, был отец Петр, исчезнувший в 1937 году, и по слухам, расстрелянный прямо на том месте, где принимал исповедь.

Своды в ней очень узкие с низкими потолками. В длинном коридоре раньше стояли иконы и горели свечи. Все это помогало паломнику дойти до места исповеди, "смирив гордыню и оставив всякую суету". С каждым шагом потолок становится все ниже. Таким образом, в келью к старцу грешник попадал согнувшись в глубоком поклоне.

В наш приезд очередь на покаяние внутри длинного темного коридора стояла не маленькая, что, в общем-то, и не удивительно в наше непростое время…

Дорога до главных ворот очень живописна…

Вдоль дорожки посажены молодые сосенки, очень удачно оттеняющие и контрастирующие на желто-беленом фоне.





Тропинка на Голгофу к часовне и поклонному кресту находится почти рядом с входом.

Конечно же, нам туда надо.



К поклонному кресту добралась только самая выносливая, женская часть нашей группы, то бишь мы с Татьяной!

Но зато видами были вознаграждены по-полной!



Посещение монастыря оставляет необычайно радостное и вместе с тем умиротворенно светлое чувство. Видимо откладывает свой отпечаток сочетание природных красот с духовностью, вызывающее чувство спокойствия и умиротворения.

Рядом с парковкой забавная собачатина, типа охранник ), при нашем приближении радостно завилявший хвостом и подпрыгивавший, видимо в надежде на освобождение от цепных оков.



Неподалеку, на берегу Дона находится источник Тихвинской иконы Божией Матери.

Есть небольшая купель, при желании можно окунуться.



Подъехав, мы обнаружили припаркованный на узенькой тропинке целый автобус. На наше счастье, много времени организованным туристам не выделили, поэтому вся группа довольно быстро ретировалась в свое огромное транспортное средство, отбыв восвояси. Мы же наполнили вкусной водой все находившиеся в машине бутылки и отбыли дальше в сторону следующего, не менее интересного Белогорского Воскресенского монастыря.

Совершенно неожиданно дорога завела нас по пути в еще одно любопытное местечко, на старую водяную мельницу, в районе населенного пункта Колодежное.

N050 37.915, E039 52.692

Нарисовались мы перед ее воротами, благодаря опять-таки нашей всезнающей тете, и запутавшись в поворотах на дороге.

Мельница, построенная в 19 веке, сейчас выстроена заново, и вполне себе функционирует.

Площадка вокруг благоустроена. Въезд на территорию запрещен.

А под струями ледяной воды отчаянные смельчаки устраивают купание.



На мой взгляд, отличное местечко для передыха на дороге, c возможность освежиться в жаркое летнее время.

Впрочем до донского берега от этого места тоже рукой подать, и дорожка вполне приличная .



Мы же, разобравшись со всеми нашими электронными помощницами, взяли путь на Сагуны и Подгоренский, от которого дорога "Белгород-Павловск" приводит аккурат к нужному нам месту.

N050 28.183, E040 2.118

Воскресенский Белогорский мужской монастырь находится в четырех километрах от села Белогорье Подгоренского района Воронежской области.

История создания этого монастыря довольно интересна. В начале 19 века местная жительница, Мария Шерстюкова, после неудачного замужества, и последующих скитаний, проведенных в занятии колдовством и развратом, в конце концов одумалась и совершила паломничество в Киево-Печерскую Лавру.

А после возвращения в Белогорье, решила вырыть пещеру в местных меловых горах. Естественно, что местные жители, помня ее "смутное" прошлое, притесняли Марию, и чиня всяческие препоны и преграды, препятствовали строительству. Тем не менее, женщина упорствовала, постепенно у нее появились сподвижники, и в результате слухи о ней дошли до царя. Была создана специальная комиссия, которая по результатам проверки выделила 2500 рублей на строительство пещерного храма.

Таким образом, был построен Александро-Невский пещерный храм – освященный в честь покровителя императора Александра I. А копание пещер между тем продолжилось. В результате их общая протяженность достигла двух километров. Также на вершине горы был выкопан уникальный колодец глубиной более 80 метров и были построены две наземные церкви. После революции монастырь был полностью сметен с лица земли и разграблен. Мощи Марии, каким-то образом сохранились, были в 1920 году обнаружены и выставлены для поклонения во вновь отстроенной часовне. Были даже предприняты попытки восстановить монастырь, но увы, в 1922 году был устроен показательный судебный процесс «за мракобесие и открытие мощей» над настоятелем и черничками, во время которого скелет Марии и ее сподвижника Иоанна Тищенко вывесили на досках в зале суда. Подсудимые были осуждены, после чего пропали. А следователь, который вел это дело, вдруг внезапно заболел странной болезнью – стал покрываться чешуйками и умер в мучениях.

Вновь и официально Воскресенский Белогорский монастырь был открыт только в 2013 году.

Ныне насчитывается только 985 метров пещер из бывшей разветвленной сети. Этот пещерный комплекс считается самым большим из подобных такого рода.

Нынче монастырь еще пребывает в процессе восстановления и реставрации, начавшейся еще неофициально аж в 2003 году.



На благоустраиваемой территории построен деревянный храм св. Спиридона Тримифунтского, вокруг вовсю облагораживаются клумбы и цветники.



Вход в пещерный храм Александра Невского, выкладывается новой кирпичной кладкой.



За небольшое пожертвование в 100 р. можно увековечить свое имя.

Попасть в сам храм можно только в перерывах между экскурсиями по пещерам. На период нахождения внутри группы он закрывается. Проход по пещерным лабиринтам осуществляется тоже только в сопровождении представителя монастыря.

Вход в храм у смотровой площадки, с которой открываются виды на Дон, которыми мы любовались, ожидая своего часа.

Виды довольно живописные и интересные…



Руководит всем организационным процессом местный батюшка, который выпустив очередную группу экскурсантов, открывает храм для всех желающих. Часть людей в это время может просто зайти вовнутрь, помолиться, поставить свечи. А желающие в дальнейшем пойти по пещерам, пожертвовав небольшую денежку (по желанию), дожидаются сбора группы.

Что касаемо богослужений, совершаются они с апреля по октябрь по пятницам, субботам, воскресеньям и во все великие и двунадесятые праздники.

Место это далеко не такое "раскрученное", как Дивногорье или Костомарово. Народ, конечно, присутствует, но в очень умеренном количестве. Мы были в субботу, самый оживленный день, экскурсии шли потоком. Но, думаю, что в будни будет совсем безлюдно.

По пещерам нас водил, как мы поняли, монастырский трудник. Рассказ его нам очень понравился. Все объяснения на доступном, светском языке. В какой-то степени даже с юмором.

Помещение храма благоустроено, на побеленных и очищенных стенах развешены иконы.

В путь по пещерным лабиринтам все отправляются со свечами, неспешно, гуськом друг за другом. Высота коридоров в среднем составляет порядка 2-х метров, есть более высокие и более низкие участки. В тупиковых отрезках располагаются многочисленные молельни и часовни. До конца расчищены еще далеко не все коридоры. В настоящее время во всю предпринимаются попытки раскопать заваленные ходы.



В некоторых кельях когда-то были печи, и прорублены отверстия для дымоходов. Кое-где сейчас до сих пор можно наблюдать пещерную резьбу, с сохранившимися остатками нанесенной на нее когда-то краской.



Имеются и усыпальницы с нишами для погребения. Основательница монастыря, Мария Шерстюкова хотела, чтобы после ее смерти мощи хранились здесь же, но поскольку она всё же была мирской женщиной, то в итоге была похоронена рядом с пещерами.

Пожалуй, этот пещерный комплекс произвел на нас самые сильные впечатления. Ведь сравнить есть с чем. Бывали мы и в Киево-Печерских, и в Черниговских. Здесь же ощущается какая-то особенная атмосфера, что-то неуловимое витает в глубине этих древних меловых гор.

Выйдя на свет божий, по крутой лестнице спустились к берегу Дона.



Низом, вдоль реки прохода нет. Едва уловимая тропка, вся в зарослях крапивы.



Полюбовавшись, пришлось подниматься снова вверх.

Перед отъездом купили вкуснючего травяного чая. Сборка состоит из местного белогорского разнотравья. Теперь, заваривая порой вечерком чашечку, наслаждаясь его вкусом и ароматом, вспоминаем замечательные, красивейшие и неповторимые природные красоты этого благоухающего воронежского края.

А еще на сайте монастыря все в подробностях можно рассмотреть в виртуальном туре.

http://www.belmon.ru/

До Павловска, где у нас было забронировано пристанище на последнюю в этой поездке, ночевку, доехали довольно быстро.

По пути, правда, в местном селе попали в небольшую "пробку"



Жители праздновали день российского флага!

Для тех, кто без собственных колес! Добраться до всех этих красот можно с помощью этой автобусной компании...

Автобусы Москва - Воронеж

Добавил: Julia (28.09.2015) Просмотров: 1041
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]