Эта экскурсия – завершающая в череде посещенных в рамках дней культурного наследия сезона 2018 года. Про три мои предыдущие вылазки можно почитать по ссылкам… Усадьба Гагарина-Новоекатериненская больница-Мосгордума
Дом-коммуна на Орджоникидзе.
Особняк Капцовой на Воронцовом поле. Как, наверное, многим известно, попасть в рамках этих самых культурных дней в закрытые посольские особняки - дорогОго стоит! Запись в данные места всегда проходит с аншлагом. Как правило, в два этапа. Первый, я, увы, прозевала. А вот на майскую серию записаться удалось! Хватать на сайте, уже по сложившейся традиции, пришлось быстро и оперативно. Поэтому выбирала из того, что было, по принципу, возможного из непосещенного))). В результате, его величество случай определил мой поход в сторону в какой-то степени «темной лошадки». Нигде в интернете мне не удалось отыскать изображений внутренних интерьеров этого нидерландского ныне, особняка. Что, впрочем, и не удивительно, так как посольство открыло двери в этом году впервые спустя 20 с лишним лет!!! «Лошадка» же оказалась совсем не «темной». Более того, некоторая непопулярность этого объекта, сделала свое «светлое» дело, оттянув волну ажиотажа на более раскрученные места. Я же благодаря всем удачным стечениям обстоятельств смогла завершить эту экскурсионную волну почти в самом прямом смысле «вишенкой на торте». Потому как красота, спрятанная за мощными старинными дверьми, открылась нашему искушенному и набалованному взгляду в этом месте потрясающая и не уступающая лучшим домам Парижа, читай Москвы ))) Но обо всем как всегда по порядку! Как частенько бывает на мероприятиях подобного рода, перед началом посещения в очередь становятся не только записавшиеся официально, я бы даже сказала, что в большинстве своем организуется она из так называемых любителей «#пролезтьнахаляву». Не обошла сия учесть и это посольство. Появление в дверях официального представителя было вызвано довольно бурно, но, уже было почти начавшаяся потасовка между любителями прекрасного, была все же грамотно разрулена этим самым представителем. Какая-то часть людей все же умудрилась просочиться без записи, выклянчив себе это посещение в буквальном смысле слова. Что касается всех сознательных граждан, пришедших по записи, тут все четко по спискам и паспортам. Но прежде, чем мы отправимся «заграницу», немного поведаю об истории этого места и внешних особенностях этого красивого дома, тем более, что его главный фасад не может оставить равнодушным даже случайного прохожего. Вся эта ренессансно-барочная красота была выстроена в 1887 году под руководством архитектора А.М. Щеглова, который спроектировал дом для книгоиздателя Владимира Васильевича Думнова. Незадолго до этого Думнов стал руководителем издательской фирмы «Наследники братьев Салаевых». Наследницей этой фирмы стала жена Думнова, племянница бывшего владельца фирмы Федора Ивановича Салаева. Издательство Салаевых специализировалось в основном на произведениях классики, но при Думнове к 1914 году стало одной из крупнейших издательских фирм, выпускающих учебную литературу. Правда, к этому времени дом в Калашном переулке Думнову уже не принадлежал. Так как в 1890-х годах он продал его инженеру Николаю Львовичу Маркову, а сам переехал в соседний Малый Кисловский переулок. В котором сейчас тоже посольство. Здание ныне принадлежит одной из прибалтийских стран - Эстонии. Что же касается нашего домика, при новом владельце он претерпел некоторые изменения. Занимался ими племянник Николая Львовича – Николай Евгеньевич Марков, обладающим архитектурными навыками. Почти перед революцией, в 1915 году особняк снова обретает нового владельца, которым становится, потомственный почетный гражданин А.М. Попов. При нем усадьба в очередной раз перестраивается, теперь уже архитектором-модернистом Владимиром Матвеевичем Маята. Однако внешнего облика архитектор не касается, а выполняет лишь новую отделку интерьеров. После прихода большевиков дом был реквизирован и предоставлен германскому Красному Кресту. В 1930-х годах в нем находились квартиры сотрудников посольства Германии. С тех пор статус иностранного поселения за ним закрепился. Что, в общем-то, наверное, и спасло всю эту красоту, которой мы продолжаем любоваться и по сей день. Главный фасад здания оформлен красивым ризалитом, над проездной аркой расположен очень нарядный эркер, на карнизе милые лёвики чередуются с цветочками. На эркере можно разглядеть дату постройки особняка Щегловым, а над входной дверью красуется уже Поповский вензель. И вот такая лепота ждет нас по другую сторону от дверей Изнутри портал дверей выполнен из темного дерева, сверху входную группу украшает овальное световое окно. По бокам лестницы расположены высокие канделябры, дошедшие до нас из дореволюционной эпохи. Главное украшение лестничного проема, огромное зеркало, отражающее все красоты тамбура, и в том числе, также подлинные, сохранившиеся светильники. В холле первого этажа нас встречает вот такая забавная зверушка ))) Здесь находится небольшая комната-гардеробная, где нам было предложено оставить вещи. Не возможно не обратить внимания на этот портрет& Да и хочется запечатлеть каждую деталюшку и финтиклюшку Ведь они того стоят. Здесь нас поджидает еще одно огромное зеркало Комнаты первого этажа для посещения недоступны. А вот наверх мы поднимаемся по еще одному не менее шикарному лестничному пролету. Попутно любуясь и лепниной на стенах и потолке, и подлинными светильниками, и необычным витражным окном С площадки второго этажа мы попадаем в главный, парадный зал этого особняка. Все двери, арочные проемы и рамы зеркал сделаны из карельской березы. Потолок главного зала оформлен в неогреческом стиле, с лепными вставками, изображающими сцены из античной мифологии. Обращают на себя внимание и вот такие карнизы с позолоченными зверюшками Главное украшение зала, огромное, шикарнейшее зеркало На стенах сейчас красуются картины голландских живописцев, разные предметы обихода и милые вещицы интерьера тоже принадлежат нынешним хозяевам особняка, а вернее его хозяйке, так как сейчас послом Нидерландов в нашей стране является женщина по имени Регина Вероника Мария На рояле расставлено много семейных фотографий. Посол долгое время работала в качестве переводчика. Она свободно говорит на нидерландском, английском, французском языках, а также имеет базовый уровень немецкого, русского и итальянского языков. Одна из дверей ведет в бывший кабинет хозяина. В первую очередь внимание здесь привлекает огромный расписной плафон на потолке. Кабинет хозяина отличался небольшими размерами, но в декоре присутствуют элементы разных стилей. Еще одна дверь, по соседству, приводит нас в кабинет нынешней хозяйки Взгляд здесь в первую очередь останавливается на роскошном лепном потолке. Стены украшает отделка из дерева. Еще один не маловажный акцент интерьера, люстры. В этих залах они современные. И выполнены голландскими дизайнерами Brand van Egmond. А появились они здесь еще при предыдущем после. «Творческий дуэт Brand van Egmond – это скульптор Аннет ван Эгмонд и архитектор Уильям Бранд. Они познакомились во время обучения в художественной школе и через некоторое время основали одну из самых популярных голландских световых марок на сегодняшний день. Мастера световых скульптур до недавнего времени даже не подозревали, что их работа находится в центре Москвы в усадьбе XIX века. "На самом деле это очень забавная история, – рассказывает Уильям. – Изначально первый экземпляр этой люстры мы создавали для бельгийского парламента в Брюсселе. Они попросили нас создать люстру, которая сочеталась бы с классическим старинным интерьером, состояла бы из классических элементов – хрусталя, золота и свечей – и в то же время выглядела бы как современная люстра, сделанная в наши дни. С заданием мы отлично справились, нам даже понравилось играть с классическими элементами на современный лад". В кабинете много книг, довольно большая коллекция на русском языке. Есть и детские сказки, и произведения классиков. Еще одна дверь из главного зала приводит нас в небольшую комнату, ныне гостиную, а при прежних хозяевах здесь располагался будуар.< Из комнаты есть выход на открытую веранду, с которой нашему взору открывается вид на Калашный переулок и милый голландский дворик. Потолки здесь тоже не нуждаются в комментариях. В углу находится одна из печей, которых по всему дому сохранилось немало. Нам «девАчкам», конечно же, невозможно пройти мимо вот такого шкафчика с китайской посудой Эта уютная гостиная соседствует с еще одной небольшой комнатой, в которой мы можем наблюдать сохранившуюся настенную живопись, заботливо восстановленную и отреставрированную нидерландскими обитателями. Художник этих росписей, увы, не известен. Картины обрамляет изящная лепнина. Еще один роскошный зал ныне отдан под столовую. Выполнен он в виде ротонды. Потолок не уступает предыдущим помещениям «Подпирают» его четыре колонны ионического ордера. Зал этот интересен еще и тем фактом, что в 1939 году, когда в усадьбе размещался военный атташе Германии, в обстановке полной секретности в нем в течение двух недель с представителями немецкого правительства обсуждался и составлялся пакт Молотова–Риббентропа. Который впоследствии был подписан в Кремле, и после чего через восемь дней нацисты вошли в Польшу, и началась Вторая мировая война На этой «военно-столовой» ноте наша экскурсия подошла к завершению. Неспешно на обратном пути мы смогли еще раз полюбоваться этими роскошными интерьерами и запечатлеть все бросающиеся в глаза детальки. Что ж, хочется пожелать дельнейшего процветания этому удивительному месту и поблагодарить посольство красивой северной страны за оказанное гостеприимство и возможность увидеть еще один кусочек красоты, что так часто скрывают от нас всевозможные ведомства и организации, «проживая» в таких исторических и архитектурно значимых местах.
|