ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Верхневолжье. Августовский трип по городам и весям русской провинции. Конаково-Дубна-Кимры-Углич-Рыбинск-Тутаев-Ярославль.

Верхневолжье. Августовский трип по городам и весям русской провинции. Конаково-Дубна-Кимры-Углич-Рыбинск-Тутаев-Ярославль.

Начало здесь

Продолжение...



В старые давние времена, в году аж 2008-м, если память не подводит, во время путешествия по Вологодчине мы были вынуждены выбрать его местом временного пристанища. Не успевая на паром в Мышкин, пришлось ночевать в рыбинской гостинице. Места тогда искались на ходу, и судьба забросила нас в ведомственную гостиницу от находящегося напротив пивзавода, на тот момент, кажется не действующего. Вариант оказался мягко говоря, супер скромным (гостиница располагалась на последнем этаже обычного жилого дома, а-ля коммунальная квартира, с общими благами цивилизации). Единственный из запомнившихся плюсов, шикарный вид с балкона на город. Полюбовавшись которым, с утра пораньше, мы поспешили поскорее убраться восвояси, и на всех порах умчались в спасительный Углич, где нас ждали комфортные номера во вполне европезированной "Чайке".

От тогдашнего визита остались лишь пара фотографий с дежурными видами на мост, собор и биржу.

Поэтому, давно уже настала пора восполнить пробел, тем более, восторженных отзывов про город стало появляться все больше и больше, да и за столько лет, многое поменялось.

Все красоты и достопримечательности в этом небольшом городке сосредоточены вокруг Волжской набережной, главными фишками которой выступают шикарнейший Спасо-Преображенский собор и отремонтированное, прямо - таки "лоснящееся" здание Хлебной Биржи. И вполне логично начинать знакомство города именно от этих "топовых" мест, что мы и сделали, удачно припарковавшись между двумя архитектурными жемчужинами города.

Конечно же, выйдя из машины, я тут же потянулась за фотоаппаратом. Такую красотищу хочется запечатлевать и запечатлевать ) бесконечно!



Удивительная все-таки у нас река. Действительно, великая и могучая! Красавица, с большой буквы! Казалось бы, везде разная, где-то шире, где-то уже, мелководнее или глубже, но, абсолютно везде эти родные водные просторы, эта гладь и эти берега, не перестают притягивать и завораживать, в любую погоду, в любое время года. Выходя на набережную, я невольно начинаю вспоминать другие волжские города. Сразу всплывает в памяти милый Плес, очаровательный Нижний Новгород, красавец Углич, деревенский и провинциальный Мышкин, совсем не догадываясь, какое очередное очарование откроется нам скоро в Тутаеве.

Любоваться природными, тем более водными красотами можно бесконечно, но нас ждут и другие, не менее интересные интересности ).

Конечно же, в первую очередь мы направляется в "красу Поволжья", Спасо-Преображенский собор. Это грандиозное сооружение появилось на свет в 1851 году. Строился он по проекту группы петербургских архитекторов во главе с А. И. Мельниковым целых 13 лет. Ну а результат этих многолетних трудов, как говорится, на лицо!



Примыкающая к собору колокольня была возведена раньше на 50 лет, предположительно по проекту костромского зодчего-самоучки Степана Воротилова.



По сравнению с величавостью самого собора, ее барочная архитектура более мягкая и изящная. Но, тем не менее, вместе они как бы дополняя друг друга, создают единый ансамбль, шикарно смотрящийся со всех уголков города.





Конечно же, прогулялись мы вдоль всей Волжской набережной. Красивой, облагороженной и продолжающей облагораживаться.





Естественно, что богата она и на всякого рода интересности.

В конце (или начале?) за мостом и пристанью, заслуживают внимания здание бывшего Волжско-Камского банка, где сейчас современный "Сбер" обосновался.



Дом купца Клементьева, в котором останавливался Иоанн Кронштадтский.



На углу с улицей Фроловской находится особнячок, где ныне расположился музейно-выставочный комплекс имени Людвига Нобеля.



Казалось бы, какое отношение это имя имеет к волжским берегам? Но все дело в том, что в конце 19 века "три брата Роберт, Людвиг и Альфред Нобели основали акционерное общество «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Через несколько лет семья шведских техников Нобель развернула нефтяной бизнес по всей Волге. Неподалеку от Рыбинска были сооружены огромные складские помещения для керосина, нефти, бензина. А сам Рыбинск являлся крупной перевалочной базой. Построенные Товариществом Бранобель мастерские по ремонту нефтеналивных судов в Ярославле и Рыбинске выросли в дальнейшем в судостроительные заводы".

Вот такая история. В музей мы, правда, не заходили. Погода наладилась, и менять свежий волжский воздух на пыльные музейные залы совсем не хотелось. Все основные интересности на набережной расположены возле здания Новой Хлебной Биржи, где сейчас находится Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Построено здание было в 1912 году в «неорусском» стиле, по проекту московского архитектора Александра Васильевича Иванова.

Особый колорит фасаду придает облицовочная немецкая плитка. В отделке было использовано 211 цветных изразцов с изображением всяких разных орлов, бусинок, травинок и цветочков.



А чтобы построенное на берегу реки здание могло выдержать ледоход и весеннее половодье, фундамент из бутового камня был погружен в землю на четыре метра.



Получилось, по сути, грандиозное сооружение, собиравшее в начале 20-го века весь цвет купечества от севера до юга. По своему прямому назначению прослужить ей удалось недолго. В 1915 году в стране было введена государственная монополия на торговлю хлебом – и необходимость в ней отпала. В Советское же время в здании размещались всякие разные организации и даже больница.





Рядышком с новой, гораздо скромнее выглядит здание Старой Хлебной Биржи, построенной в стиле классицизм в 1811 году по проекту ярославского губернского архитектора Г.В. Петрова.



Основная же нынешняя фишка этих мест, интересные памятники, сосредоточенные в округе и облюбованные местными молодоженами.

На смотровой площадке находится романтический памятник поэту, уроженцу этих мест, Л.И. Ошанину.





Чуть выше на набережной красуется скульптура , посвященная наверное самому главному труженику Волги, "Бурлаку", установленная в 1977 году в честь 200-летия города.



Тут же рядышком, мемориал чернобыльцам, появившийся к 20-той годовщине той ужасной трагедии.



И еще одна. Такая вот загадочная композиция под названием "Трал".



Появилась она здесь в 2010 году накануне дня города. Автором сего произведения является А.В. Воробьев. Этот скульптурный объект, в виде спирали, выполнен из металла.

В основании трала находятся рыбы, а венчает его кованый кораблик.

Несомненно, одним из основных украшений здешних мест служит Никольская часовня.



Построена она была в 1867 году в честь святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя путешественников и купцов. Место было выбрано на берегу у находившейся здесь переправы. Построил ее практически на собственные средства рыбинский купец И.И. Эльтеков. И, конечно же, эта небольшая часовенка, благодаря своему пышному декоративному убранству тут же стала главным украшением набережной.

После революции часовня была закрыта и перестроена до неузнаваемости. В ней размещалась и библиотека и милиция. Но после реконструкции, в 2011 году Волжская набережная снова обрела свое главное украшение.





Еще одна достопримечательность, ставшая в каком-то роде культовой для этого города, необычный памятник водопроводчику.

Находится он на территории Водоканала у здания проходной. И найти его не то, чтобы очень сложно, просто нужно во время заметить. Кроме того, находится он не на самой набережной, а с обратной стороны и чуть в отдалении от основных достопримечательностей.

Пока мы до него добирались, прогулялись до конца облагороженной части.

В очередной раз полюбовались видами, и воздуха речного вдохнули.



Идея создания памятника принадлежит директору Водоканала. А бронзовый герой, высовывающийся из канализационного люка, персонаж вполне реальный, зовут его Вячеслав Порунин. И работает он на этом самом водоканале уже 16 лет. Начинал с обычного слесаря, сейчас начальник участка по эксплуатации канализационных сетей.



Ну а чтобы не было проблем с сантехникой дома, до Вячеслава, бронзового конечно же, нужно обязательно дотронуться ).

Правда, как это сделать при закрытых воротах, так и осталось загадкой.

Далее путь наш лежал на Красную площадь. Наверное, местностью с таким названием, спешит обзавестись любой мало-мальски уважающий себя городок. Не отстает в этом плане и Рыбинск.

Площадь эта, находящаяся в самом центре, в былые времена была еще и торговой.

И издревле всегда была заставлена торговыми палатками.

В 19 веке возле нее появились здания Красного и Мучного гостиного дворов.



Мучной гостиный двор, памятник архитектуры, построенный в стиле эклектики в 1878 годы архитектором Медведевым А.П., ныне пребывает в вяло текущем процессе реставрации.

Здание же Красного двора отремонтировано и сверкает свежевыкрашенным, желтым фасадом.



Оно было построено чуть раньше своего соседа, в 1877 году, на средства рыбинских купцов архитектором М. Ломакиным, также в силе эклектики.

Предназначался этот двор для торговли москательными товарами, красками, клеями, тканями. Внутри мучного двора находился Мытный рынок, который и сейчас неплохо себя чувствует и используется по своему прямому назначению.



Ныне же главным украшением площади служит цветочная композиция под названием "Царь-рыба". Еще одна "туристко - достопримечательская" фишка города.

Стерлядка создана из цветов и декоративных элементов и возлежит на клумбе, окаймляемая надписью Рыбинск.



Вся эта красота находится аккурат напротив входа в здание Новой Хлебной Биржи, где сейчас расположен музей- заповедник.



А мимо прогуливаются вот такие рыбинские зверюшки, зебро-пони, наверное )



С противоположной стороны площади, как и положено, находится памятник Ленину.

Ильич, в зимнем одеянии, обозревает уже Крестовую улицу.



Реставрация до этих мест, видимо, еще не совсем добралась.

Встречаются и вот такие совсем запущенные экземпляры.



А ведь дом этот, построенный в 19 веке, является памятником архитектуры и бывшим владением рыбинского купца И.Ф. Крашенинникова, позднее перешедший во владение его сына Ивана Ивановича, а затем купленный крестьянином Грязовецкого уезда Вологодской губернии Артемием Андреевичем Седовым, который частично его перестроил, надстроив третий этаж, изменив фасад и соединив пристройкой два каменных дома. После реконструкции помещения в доме сдавались в аренду под различные конторы, магазины и редакции. Когда то здесь располагался известный магазин Зверева, а также булочная и кондитерская. А уехавший после революции в Америку уроженец Рыбинска А.С. Рябинин долгие годы помнил Седовские французские булочки, по его мнению, вкуснейшие в мире. Ну а дом этот по сей день известен, как дом А.А. Седова.

Еще одно интересное с исторической точки зрения, строение, под № 19.



Это здание бывшего начального училища, открытого в 1787 году, и для которого позднее было построено специальное здание. А спустя 80 лет известный житель Рыбинска, А.С. Щербаков, учился в этом высшем начальном училище, с 1913 по 1917 годы. Родился он здесь же, в 1901 году. Щербаков был одним из организаторов Союза молодежи в Рыбинске, и членом рабоче-крестьянской партии, а позднее стал первым секретарем Московского ГК КПСС. Кроме того, во время войны он был начальником главного политуправления Красной Армии, а также заместителем наркома обороны СССР. И имел воинское звание генерал-полковника, был награжден орденами Ленина и другими почетными медалями. После его смерти, в 1945 году, город Рыбинск с 1946 по 1957 годы носил имя Щербакова. Сейчас на здании установлена мемориальная доска в память о его заслугах перед страной.

А по соседству находится современное строение драматического театра.



Еще одно интересное здание по этой улице, под №7, дом соборного причта.



Было построено оно в стиле классицизма в 1811 году, а в 1851 году, дабы священники со своими семьями могли проживать неподалеку от места службы, настоятель Спасо-Преображенского собора отец Родион Путятин приобрел его в церковную собственность.

На углу с Преображенским переулком под №2 находится еще один памятник федерального значения, дом Попова.



Эта постройка 1770-х годов является старейшей гражданской постройкой города и одним из первых каменных домов Рыбинска. Дом был построен ещё до утверждения регулярного плана застройки, при проектировании Крестовой улицы. А боковой фасад здания дал направление Преображенскому переулку. Принадлежал же он Александру Ивановичу Попову, известному рыбинскому купцу. Александр Иванович вел большую хлебную торговлю, владел мукомольными мельницами, двумя писчебумажными фабриками, одна из которых находилась в Угличе, ныне это завод минеральной воды. В этом же доме жил и его сын – Лаврентий, четыре раза избиравшийся городским головой.

В 1849 году у Александра Попова, внука Лаврентия Алексеевича, в стенах этого дома останавливался молодой тогда, российский писатель И.С. Аксаков, путешествующий по волжским городам.

Вот такая она нынче, Крестовая улица…



Еще один интересный центровой уголок, улица Стоялая.

В скверике находится памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову.



Открыт он был в 1996 году в год 300- летия Российского флота.

На перекрестке с Крестовой, под №6 обращает на себя внимание интересное здание бывшего подворья Югской Дорофеевой пустыни.



Когда-то на этом месте находился деревянный постоялый двор для торговых людей. Подворье приносило хороший доход, но сгорело во время пожара в 1797 года. Новое, с часовней, лавками, жилыми комнатами – устроили на том же месте, значительно расширив владения пустыни. Церковная жизнь закончилась с приходом большевиков, в 1920 году, и с тех пор не возобновлялась. Сама же Югская Дорофеева пустынь в 1941 году при строительстве рыбинской ГЭС и образования Рыбинского моря была затоплена. А сохранившееся здание подворья неоднократно меняло свой облик. Современный вид оно получило в 1905 году. Наиболее интересная часть, это угловая, квадратная в плане часовня, увенчанная главкой на круглом барабане. А фасад ее оформлен красивыми арками, упирающимися на полуколонны.



Следующие оставшиеся интересности, в целях экономии времени были осмотрены уже не без помощи машинки. Тем более, что и разбросаны некоторые из них довольно далеко друг от друга, да и пешком не до всех в принципе, возможно добраться.

В самом конце Стоялой улицы, на кругу на пересечении с улицей Герцена находится здание Пожарной каланчи. Первая пожарная каланча на этом была построена в 1843 году по проекту П.Я. Панькова в стиле позднего классицизма. Но сама же в пожаре и пострадала. Случилось это уже в начале 20 века, когда была налажена телефонная связь. Тем не менее, в 1912 году по проекту архитектора И.К. Хотина возвели новую, в виде фахверковой монолитной пятиярусной конструкции. Так сказать, отдавая дань традиции.

Рыбинская каланча одна из самых высоких сооружений подобного типа в стране. Высота ее составляет 48 метров.



Здание сейчас украшают вот такие яркие грозди рябины. Ждать нынче рыбинцам морозной зимы!



Ну а дальше еще две красоты на улице Пушкина. Под №52 находится вот такое чудо из чудес, деревянный дом-теремок, или домик художников.



Этот красивейший образец деревянной архитектуры начала 20 века украшает все путеводители и открытки, посвященные городу. Дом этот был выстроен в 1900 году и двумя своими роскошными фасадами выходил на угол улиц Пушкина и Плеханова.

Перекресток раньше был довольно бойким местом, из-за находившегося напротив железнодорожного вокзала. И такая красотень, конечно же, придавала значимости домовладельцу здания. Над угловой частью здания возвышались два высоких шатра, каждый из которых был ориентирован на свою улицу и имел довольно сложное завершение в виде бочки с коваными навершиями. Особый колорит перекрестку придавал также и балкон на втором этаже с кованой ажурной решеткой, полукругом захватывающей оба фасада дома. Несомненным украшением служили и наличники на окнах, выполненные в форме нарышкинского барокко. Нынешнее здание предстает перед нами после реконструкции, в ходе которой удалось сохранить и уникальную обшивку и декорации.



Под нёомером №57 по все той же Пушкинской перед нами предстает еще один шедевр. Здесь уже неоготика во всем своем великолепии присутствует. Польский костел был построен в 1910 году, высланными в 1863 году на поселение в Рыбинск, участниками польского восстания и является ныне единственным дореволюционным католическим храмом такого типа не только в Ярославской области, но и во всем Верхнем Поволжье, и также памятником архитектуры регионального значения.



Не могли мы не обойти вниманием и памятник промышленной архитектуры, комплекс пивоваренного завода "Богемия", тем более, что практически под его краснокирпичными стенами в свой прошлый приезд довелось заночевать.



Машины были как раз оставлены на стоянке завода, а жили мы в доме напротив, в небольшой ведомственной гостинице, о которой я рассказывала чуть выше.

Здание было построено в 1878 году по проекту архитектора В.Ф. Геккера в так называемом «кирпичном стиле» на средства рыбинского купца И.И. Дурдина. Владельца завода называли «Пивным королем губернии». Думаю, что любителям пенного напитка имя это хорошо известно, хотя бы по сети одноименных пивных ресторанов в Москве.

В тот самый давний приезд в далеком 2008 году мы как-то не обратили внимания на мощные и величественные строения из красного кирпича. Да и весь комплекс показался тогда несколько заброшенным и вроде бы даже не функционирующим. А ведь все эти многочисленные башенки, трубы, и флюгерочки придают в какой-то степени живописный вид этому огромному зданию.



Кроме того, завод, несмотря на многочисленные смены хозяев, продолжает функционировать. А Дурдинские традиции приготовления до сих пор не забыты. В производстве используется вода только из артезианской скважины и высококачественный солод только собственного приготовления. Конечно же, не был обойден вниманием и расположенный неподалеку от проходной магазинчик с "фирменной сувенирной продукцией", которой в скорости был пополнен багажник в нашей машине.

Еще один памятник-монумент, на который почему то во что бы то ни стало хотелось непременно взглянуть , и находящийся в местах, сильно отдаленных от центра и всех туристических троп, так называемая "Мать-Волга", на поиски которой мы и отправились дальше. Надо сказать, что путь оказался совсем не близок. И пролегает он по спальным новым и старым рыбинским районам-кварталам, мимо сталинских пятиэтажек, предприятий космической направленности и приводит к условному по выставленным координатам месту на противоположном берегу от Рыбинской ГЭС. К самому памятнику подобраться простому смертному невозможно никак, ни пешком, ни транспортом. Находится это грандиозное сооружение на краю песчаной косы в охраняемой зоне шлюзов за территорией ГЭС. Огромную женскую фигуру, некий собирательный образ, символ реки-кормилицы, статную, сильную и гордую, во всей ее красе можно разглядеть лишь с воды, с кораблей и барж, заходящих в шлюз с Рыбинского моря. 8-метровая статуя была здесь установлена в 1953 году. А с ее появлением здесь связана довольно интересная история. Ведь все дело в том, что в начале 40-х годов, дабы увековечить каким-то образом подвиг советского народа по созданию ГЭС и Рыбинского моря, было принято решение воздвигнуть перед шлюзами памятник. И первоначально предполагалось водрузить на этом месте не безызвестный нам Мухинский шедевр "Рабочий и колхозница". Но в 1939 году, когда эскиз был опубликован, строительные работы на Рыбинском гидроузле еще не были завершены, поэтому «Рабочего с колхозницей» установили на временный постамент возле ВДНХ в Москве. А по окончании работ на ГЭС было принято решение о возведении нового монумента. К женщине тогда еще прилагался и мужчина-чекист, для охраны ее счастья. Но Матушка-Волга, тем не менее, поселилась в этих краях в гордом одиночестве.

Наша всезнающая электронная тетенька привела нас вот по этим координатам N58.10311 E38.68904 через Переборский тракт и Гидроузел





на противоположный берег Волги, к какому-то заброшенному пляжу и не совсем, как мы поняли по предупреждающим табличкам, повествующим о бегающих в этих местах злобных охранных собаках, свободной зоне.





Ну а женщину-великана удалось запечатлеть только со спины.





Более удачные ракурсы, в профиль, получились возле центровых входов на ГЭС. На самом Переборском тракте.



Ну и под "занавес" так сказать стандартно-открыточные виды на Волжскую набережную, Биржу и Спасо-Преображенский собор.

Добавил: Julia (19.09.2014) Просмотров: 1360
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]