ВВЕРХ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » А ВСЕ-ТАКИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ… ИЛИ БОЛЬШАЯ КАРЕЛЬСКАЯ КРУГОСВЕТКА

А ВСЕ-ТАКИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ… ИЛИ БОЛЬШАЯ КАРЕЛЬСКАЯ КРУГОСВЕТКА

Часть 1.

Часть 2.

30 июля, собрав вещи, идем завтракать в тот же ресторан. Завтрак по меню. Назаказывали  разных бутербродов, блинчиков, чай, кофе. Надо хорошенько наесться, день сегодня снова предстоял долгим и насыщенным. Наели на 600р на четверых, смешно. А какие бутерброды с семгой, такой толщины кусочки рыбы я даже дома не нарезаю.

Так не хочется уезжать из этого чудесного места. До свидания, «Медвежки», мы к вам обязательно вернемся!

А едем мы сначала в сторону Повенца. Там начинается Беломорско-Балтийский канал. При упоминании о котором  из детства всплывает картинка с пачки папирос. Там же можно посмотреть и шлюзы. Но по дороге мы не могли  не заехать еще в одно место. Это мемориальное кладбище «Сандармох». Находится оно в лесу примерно на 16 км. дороги на Повенец. С 1937 по 1938 год на этом месте было расстреляно и захоронено более 9500 человек самых разных национальностей, принимавших участие в строительстве Беломорско-Балтойского канала. Так же известны 1111 фамилий заключенных Соловецкого лагеря (СЛОНа).Сейчас на этом месте мемориальное кладбище. При въезде памятник, на нем надпись «Люди, не убивайте друг друга» .Рядом возведена часовня, в которой находится книга с фамилиями тут погребенных. Вполне возможно отыскать здесь кого-то из своих родственников. А по всему лесу расположены кресты с табличками. Надписи встречаются на самых разных языках. И финском, и немецком, шведском, украинском…Очень тяжелое место, но не посетить его невозможно.

В Повенце, чуть не доезжая шлюзов, слева от дороги находится часовня Николая Чудотворца, возведенная в память о погибших при строительстве канала.  Она довольно необычной формы. Нижняя часть бетонная, это остатки наблюдательной башни, а верхняя деревянная, выполнена в классическом стиле. Смотрится очень необычно. Заканчивалась служба, и мы смогли поставить свечи.

Дальше, сразу за мостом возле канала, есть небольшая стоянка. Едва выйдя из машины, сразу были встречены суровым охранником. Поинтересовавшись, понимаем ли мы по-русски, предупредил, что съемка объекта категорически запрещена. Интересно, чтобы он сделал, если б по-русски мы не понимали. Везде так же висят таблички с предупреждениями. Вскоре рядом с нами припарковался автобус с чешскими туристами. На стекле надпись «монастыри». Наверное, тоже на Соловки едут, как-то невольно подумалось. Чехи вывались из  автобуса, постояли, посмотрели, попили пивка и тронулись дальше. Мы, с другой стороны, с разрешенной, сфотографировали часовню. Заодно и кусочек страшно секретного канала. Еще там интересной конструкции мост, он разводной, но не поднимается, а поворачивается и откидывается в сторону. Мост со всеми шлюзами, естественно тоже снимать нельзя. Все время, пока мы находились на объекте, за нами неусыпно следило бдительное око охранника.  Возвращаемся обратно в Медвежьегорск, по дороге догоняем и обгоняем автобус с чехами. Далее по списку у нас посещение горы Медвежьей, где снимали фильм «И на камнях растут деревья», «Любовь и голуби», находятся старые заброшенные доты и красивый вид на Онегу. Судя по записям, находиться она должна где-то при въезде в город. Но дело в том, что въездов в город несколько. Покатавшись туда-сюда, благо город не большой, решили разузнать дорогу у местных жителей. Все были в курсе, все объясняли. Но у кого бы мы не спрашивали дорогу, объяснения у всех были разные, а порой и прямо противоположные. Уже почти отчаявшись, на светофоре в центре города, открываю окно и спрашиваю у рядом стоящего местного водителя. На что получаю  ответ, что собственно мы сейчас находимся на самой горе медвежьей. И тут до меня доходит, что народ попросту посылал нас не туда. Нам ведь нужно конкретное место, то самое, где снимались фильмы. Наконец, после продолжительного разговора на каком-то шиномонтаже Лешке удается в течение 15-ти минутных объяснений получить более менее подробный план проезда. Мужик ему даже обещал окультуренное место, с заездом паркингом и табличкой. Постараясь все это запомнить, едем снова. Все было замечательно и по плану, пока мы не уперлись в железную дорогу. Там опять началась путаница, местные вообще всегда очень запутано объясняют. Было понятно, что мы где-то рядом. Движемся по горке вдоль железной дороги, снизу вокзал, потом начинается порт. Заехали какими-то окольными дорожками в садовые участки, где был выловлен еще один мужик. Мужик сразу понял, что мы ищем. Оказывается, мы совсем рядом. Надо только умудриться развернуться и повернуть направо в горку, дальше дорога заканчивается.  Там нужно забраться по тропинке на гору и будут там нам и доты, и камни с растущими на них деревьями. Про окультуренный паркинг или что-то типа того, он ничего, как оказалось, не слышал. Еще рассказал, что в том месте есть пещеры, но находятся они далеко. Насколько далеко, мы уточнять не стали, не до пещер уже было. Времени было потеряно много. Передаю координаты того места, где мы оставили машину.N62 53.998^ E034 26.388^ Может, кому поможет. Главное до него пробраться по местным дорожкам. Забрались на гору, вид красивый, баржи из фильма мы так и не узрели. Дети попрыгали по дотам. Наелись земляники и брусники и выдвинулись обратно. Как то не сказать, чтобы произвело очень сильное на нас впечатление это место, но было чувство выполненного долга, которое грело душу. Мы все-таки ее нашли. Хотя, может и не совсем то, что искали. Как же все-таки не хватает элементарных указателей в наших глубинках. Ведь пустяк, а сколько времени и нервов он может сберечь таким как мы, оголтелым туристам. Наконец то, уже во второй половине дня мы выезжаем из Медвежьегорска. Путь лежит дальше на север. Выехав на трассу, вскоре мы снова догнали и обогнали все тот же автобус с чехами.  Доезжаем до поворота на Беломорск. Начинается сильнейший ливень. Где-то на дороге, не доезжая города, должен быть указатель на Петроглифы. Беломорские петроглифы, это экспозиция  под открытым небом, так называемый филиал музея. В самом музее можно заказать экскурсию к ним. Эти наскальные изображения  эпохи неолита 4-2 тысячелетий до нашей эры я давно мечтала увидеть и прожужжала  детям об этом все уши. Мы решаем не ездить до Беломорска, а найти их самостоятельно, тем более, судя по инетовским записям, там должны быть указатели. Сквозь поток воды, мы стараемся не пропустить ни одного столба. Высматривает все проезжающие мимо мостики. Ага, вот и обещана ГРЭС, вот и мостик через реку Выг и столбик с табличкой. Останавливаемся рядышком в деревушке, ждем, когда закончится дождь. Дождь заканчиваться не собирается, льет себе  так хорошо, но уже не очень сильно. Ждать до бесконечности мы не можем, надеваем резиновые сапоги, куртки, все сумки с камерам бережно прячутся под одежду. Зачем-то еще захватив с собой зонтики, спускаемся вниз по указателю. Натоптанная тропинка, как и сказано в описаниях, выводит нас в тайгу. От полчищ комаров спасли только наши непрокусываемые ветровки.

Пробираемся по тайге, по мокрым веткам. Наконец, тропа заканчивается, мы оказываемся на полянке с камнями. Нет, никакого намека на наскальные изображения нет, решаем искать тропу дальше. Поскакав по камням, находим, идем дальше, через какое-то время она раздваивается, выбираем более протоптанную и двигается по ней вглубь. Тропка становится все еле заметней и скоро совсем теряется. С таким же успехом мы можем сами с легкостью тут потеряться. Сколько мы точно прошли, не знаю, наверное 1,5-2 км. И судя по всему, совсем не туда. Решаем возвращаться обратно. Хорошо, запомнились ориентиры, по ним выбрались на основную тропку, Вернувшись к деревне, попытались рассмотреть в пересохшем русле хоть какой-то намек на еще одну тропку, ничего не обнаружив, решаем отложить  поиски на обратный путь, тем более, что дождь все не прекращался, а мы уже вымокли насквозь. Штаны  у всех можно было смело выжимать. Загрузились в машину, врубили печку на полную, и изнемогая от жары, (но сохнуть-то надо) двинулись дальше в Кемь и далее в поселок Рабочеостровск, где были забронированы номера в гостинице «Причал» и билеты  на  теплоход на завтрашний утренний рейс на Соловки. Дождь постепенно закончился, за окном тайга, реки, озера и радуга! А в приемнике как раз звучит песня «Алисы»:

В синь Онеги да Ладоги,

В мед брусники да клевера,

В радость ливня и радуги

Окуни меня стать Севера..

* Бывают же совпадения, но чтоб так.. и радуга и ливень. Радостно подпевая, мы въезжаем в Кемскую волость. И тут нас охватывает приступ безудержного смеха. Впереди виднеется все тот же автобус с чехами. Пока мы ползали по тайге, они успели доехать почти до Кеми. Догнав и радостно помахав ручкой, обгоняем его уже в третий раз. Нет никаких сомнений, что направляются они в то же место, что и мы. Больше в этом забытым богом месте им просто некуда ехать. Очень своевременно в этот раз мы их обошли. При заселении на ресепшене потом бы пришлось долго ждать, пока вся эта толпа расселится.

Подъезжаем к туркомплексу «Причал». Огороженная территория, на въезде шлагбаум. Удостоверившись, что у нас забронирован номер, мы были впущены охранником на территорию, по рации сопровожены до отведенного места на стоянке. Припарковываем машину. Охранник записывает номера, количество дней, на которое мы ее здесь оставляем. Все очень слаженно и четко. Проходим на ресепшен, оплачиваем наши номера, билеты на теплоход в обе стороны, парковку на шесть дней. Не дешево, однако. Отдали 1200р. за джип. Оплатили   завтрак, который расписан по времени. Нам выдали на него талончик. Получаем ключи и идем заселяться в номера. Девушка подробно объяснила, где наш корпус и на какой этаж подняться. Очень хорошие, просторные номера, с новым евроремонтом. Еще меня очень удивили работающие в корпусе батареи, которые шпарили на полную катушку. Прямо расточительство, подумалось, не жалеют хозяева денег, в такую-то жару и топить как зимой. Поселившись, мы в первую очередь занялись собиранием вещей на Соловки. На три дня решили ограничиться одним чемоданом, взяв с собой по минимуму все необходимое.

Распаковались, упаковались. Все остальные вещи отнеся в машину, узнав опять же от девушки на ресенпшен, что ресторан работает с 7 часов вечера до часу ночи, идем ужинать. Меню не блещет обилием блюд, но весь, ассортимент, который представлен, имеется. Еда очень вкусная и домашняя. Очень понравился один салатик с красной рыбкой, мы с дочкой заказывали его два раза, сегодня и на обратном пути с Соловков. Здесь мы с Лешкой продегустировали уже Архангельскую настойку. Очень даже неплохо! После ужина прогулялись на причал, вот оно Белое море. А вот и «Василий Косяков», на котором нам завтра предстоит путь до Соловков. Теплоход уходит ровно в 8 часов.

С половины восьмого начиналась погрузка. В семь нам надо было быть на завтраке. Отличное место, этот туркомплекс «Причал». По сути люди здесь только ночуют, но все продумано и  отработано до мелочей. Ужин, завтрак, все строго по времени. Даже сувенирный ларек открывается с пяти вечера. А кому он нужен с утра? Немаленькая территория, на которой сосредоточено несколько больших деревянных коттеджей, поделенных на номера. Строится еще один корпус. И наверное все равно этого будет мало, в сезон мест никогда не бывает. Надо бронировать заранее. Еще на причале  недавно построена часовня, что тоже говорит о заботливости хозяев. А вдалеке видна церковь, та самая, при которой жил Петр Мамонов. В том самом месте снимали «Остров». Но визит туда мы решили отложить до приезда. Предстоял ранний подъем, поэтому спасть мы легли пораньше. Но как всегда, перед волнующими поездками, очень тяжело заснуть, да и постоянный свет в окне тоже сделал свое дело. В результате, поспать удалось совсем не много.

31июля, будильник прозвенел без четверти шесть. Сегодня, наконец-то, мы увидим Соловки! Мечтой об этих островах я заболела как-то внезапно, неожиданно для самой себя. На глаза как-то попались пара статей и отзывов. Собственно, казалось, ну что там такого, почти на краю земли? А погода? Вечный холод, Белое море, которое ассоциировалось с вечной мерзлотой. Край земли, на который когда-то ссылали репрессированных. Но перечитав несколько статей, заинтересовало, а потом осенило! Надо, обязательно надо там побывать. И я безнадежно заболела этой идеей.

Итак, позавтракав, закинув в каждого по таблетке «Драмины» (напуганные рассказами о страшной качке), мы идем на причал. Толпа там уже собралась приличная. С трудом можно было представить себе, что этот кораблик сможет взять к себе на борт столько народа. Началась погрузка. И тут начинается совок! По перекличке сначала запускают группы. Их оказалось какое-то огромное количество. После них уже всех остальных по билетам. Мы попали на корабль  одни из последних. Естественно, мест не было уже нигде. В трюме все было забито. На открытых палубах тоже. Народ позанимал по нескольку мест, закидав сумками свободные места. Оставалось сидеть только на чемоданах.  Вот тут возникает вопрос. Мы заплатили за билеты точно такие же деньги, официально, заранее забронировав их из Москвы. Что за привилегии имеют турагенства?

Чем их туристы лучше нас, любящих путешествовать самостоятельно? Нигде, не в одной стране мира я не встречала такого безобразия. Наконец-то все погрузились. Ровно в восемь теплоход отчаливает. Светит солнышко, вокруг кружат огромные прожорливые чайки. Народ протягивает им куски хлеба, которые они выхватывают прямо на лету из рук. Но аттракцион этот быстро заканчивается. Мы отошли от берега, и нас накрыло густым туманом. Появилась изморось, резко похолодало. Натягиваем куртки. Хорошо, что я представляла себе, что такое Белое море и заранее пристегнула теплые куртки. Народ начинает подзамерзать. Постепенно большая часть перемещается в трюм. Периодически мы и дети спускаемся туда постоять согреться. Из  питания на корабле был горячий чай, кофе и пончики, которые оказались очень кстати. И можно сказать, как то скрасили нашим детям два с половиной часа путешествия. А «Косяков» в полнейшем тумане бороздит просторы моря. Тишина и покой, ни ветерка, видимость практически нулевая. Накатывает легкая дрема, дают о себе знать таблетки от укачивания. И зачем только мы их пили?

Минут за двадцать до прибытия, начинают проглядывать очертания острова, и вот уже можно разглядеть купола собора монастыря, туман начинает рассеиваться. Народ с фотиками повисает на носовой палубе. Строго по графику пришвартовываемся к «Тамарину» причалу. Выгрузившись, идем искать минивен, который должен встретить нас и отвезти до квартиры, заранее забронированную на трое суток. Минивен оказался обычным уазиком, прилично раздолбанным, что не удивительно на таких дорогах. Три минуты езды с подбрасыванием на каждом камне и ухабе обошлись нам в 400р. Наверное, это самый дорогой трансфер, которым нам когда-либо приходилось пользоваться. Доехали, встретились с хозяином квартиры, получили ключи. И пошли заселяться. Квартира оказалась частью одного из коттеджей типовой застройки, поделенных на

несколько частей (квартир). Совковый ремонт, но присутствует горячая вода (колонка), есть кухня со всем необходимым. Вместо ранее стоявшей печки, электроплитка, одна большая комната с четырьмя кроватями на втором этаже. Все чисто, опрятно, убрано. Даже имелся телевизор с парой каналов. Рядом буквально в ста метрах монастырь, еще ближе пара магазинов и кафе. Расположение очень удобное. Покидав вещи, мы в первую очередь идем в турбюро. Там оно называется «Центром соловецкого гостеприимства». Находится рядом с монастырем. На следующий день записываемся на экскурсию на Заяцкие острова. Попасть на них можно только в составе организованной группы на теплоходике. Ну а дальше, конечно же, в монастырь, осмотр которого решили провести самостоятельно, дети никак не хотели соглашаться на экскурсовода. Соловецкий монастырь-это настоящая крепость, толстенные каменные стены с мощными башнями, сложенные из огромных валунов, некоторые из которых весят, наверное, не одну тонну, не раз спасали от набегов врагов.  Внутри свое, автономное хозяйство. Вход в сам монастырь бесплатный. Все церкви действующие и открыты. На экспозиции можно купить при входе билеты. Но, как потом оказалось, не на все. В часть помещений возможно войти только с экскурсоводом. Там разработана интересная система. Двери имеют доводчики, и работают только на выход. Снаружи они открываются ключом-таблеткой, которые имеются у экскурсовода. Но, несмотря на все эти хитрости, мы умудрились пройти в низенькую неприметную дверцу монастырской тюрьмы царских времен. Дверь неожиданно раскрылась и оттуда стали выходить люди, ну а мы благополучно проскочили внутрь. Так же кто-то забыл захлопнуть дверь на галереи крепостной стены. Прогуливаясь там, были встречены охранником, на его вопрос о нашем руководителе группы, честно признались, что гуляем сами по себе, что дверь была открыта и мы вошли, не имея представления о том, что вход только для групп. Он махнул на нас рукой, и мы пошли дальше. Забрались на одну из башен из окошек-бойниц , откуда открываются красивые виды на Святое озеро, находящееся рядом с монастырем.

Купив билеты, мы посетили экспрозиции архитектуры, коллекцию поморских костюмов, археологии, и конечно же, посетили музей, касающийся истории соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). При виде и чтении документов волосы встают дыбом. Мой ребенок долго не мог прийти в себя при  виде фотографии, сделанной на горе Секирной во время  раскопок окрестных болот. Такое огромное количество черепов повергнет в шок кого угодно. В музее находится одна из звезд, которые во времена  лагеря были возведены на церковных куполах вместо крестов.

По монастырю можно бродить и бродить, находится там часами. Мы излазили там все закоулки. Во многих местах еще ведутся реставрационные работы. Летом приезжает много трудников помогать в восстановлении. Монахов сейчас там живет немного, к туристам  очень добродушное, благостное и доброжелательное  отношение. Колокола сейчас сняты и установлены на временном постаменте. Колокольня находится на реставрации. Но перезвон их слышен с разных концов поселка. Утром и вечером, каждый день. К сожалению, не сложилось у нас попасть на службу, хотя очень хотелось побывать.

Из монастыря дети вышли,  проголодавшимися. Да и не удивительно, завтрак у нас сегодня был ранним, а про обед мы, увлекшись, совсем забыли. Отправились бродить по поселку в поисках едальных заведений. Постоянный шум, как будто работающего вертолетного двигателя. Оказалось, что это дизель-генератор, снабжающий остров электричеством. Можно сказать, что от его работы зависит судьба всего поселка.  На домах висят объявления, что в связи с аварийным состоянием, возможны перебои с электричеством.  Вот так и живут. Дочка верно подметила: «Город Эмбер почти…» По всему поселку рассредоточены бараки. На них таблички с надписью «Барак периода УСЛОН до 1928года» Сейчас там живут люди, расположены магазины. А кругом пасутся козы, коровы. Все коровы в поселке монастырские. Рядом с монастырем старая монастырская электростанция, видимо уже не поддающаяся восстановлению. На пригорке старый автобус ПАЗИК, в котором сувенирная лавка. Наконец, набрели мы на кафе-

столовую, оказавшуюся буквально в двух шагах  от нашего дома. Очень хорошая домашняя еда. Проголодавшись, мы назаказывали кучу салатиков и супчиков. Официантка посоветовала попробовать соловецкую селедочку. С местным монастырским хлебом. Это что-то! Все последующие дни мы уже не мыслили обеда без нескольких порций этой селедки. Вкус у нее какой-то особенный, совсем необычный. К сожалению, с собой не удалось купить, в магазине она продается только на вес из бочек. Имеется еще такая же жареная, но как раз  в последний день, когда я собралась ее попробовать, ее в наличии  уже не оказалось. А еще очень не плохие настойки архангельского производства. Очень понравился «Поморский» бальзамчик.

После обеда, к вечеру, туманные облака рассеялись, выглянуло солнышко. Выйдя из кафе, монастырь предстал перед нами совсем в другом облике. Времени еще было предостаточно и мы решили прогуляться до «Переговорного камня». По пути зашли в морской музей. Вход бесплатный, внутри строится корабль по старым чертежам. До камня пробирались долго. Перепутав все дороги, мы пошли к нему берегом моря, мимо полярных березок. Кругом заросли черники, брусники и еще какой-то черной ягоды, которая, как мы выяснили позднее, называется шикша или водяника. Тоже съедобная.

Море в лучах солнца переливалось фантастическими цветами. От светло-голубого с желтоватыми переливами до почти белесого на горизонте. По прибрежным валунам проскакали мы довольно приличное расстояние, пока  поняли, что совсем не той дорогой движемся, оказывается есть туда лесная широкая дорога, ведущая аж до мыса Печак. Выбравшись на нее, быстро дотопали до камушка. Камушек такой неприметный, лежит себе на самом берегу моря. На камне надпись, что во время войны Турции, Англии, Франции с Россией здесь велись переговоры настоятеля монастыря с английским офицером. Английская эскадра, нуждавшаяся в провианте, требовала выдать им в распоряжение монастырский скот, на что получила твердый отказ, после чего военные суда покинули соловецкий берег.

Вернувшись домой, после такого длинного и насыщенного дня, мы замертво попадали по кроватям.

Добавил: Julia (03.09.2009) Просмотров: 1705
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.