ВВЕРХ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » А ВСЕ-ТАКИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ… ИЛИ БОЛЬШАЯ КАРЕЛЬСКАЯ КРУГОСВЕТКА

А ВСЕ-ТАКИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ… ИЛИ БОЛЬШАЯ КАРЕЛЬСКАЯ КРУГОСВЕТКА

Часть 1.

27 июля, после завтрака сдаем номер, несколько последних прощальных фоток на фоне гостеприимного бывшего заводика и Ладожского озера, тихого и спокойного в утренних лучах солнца. Сегодня у нас марш бросок длиной в 250км. до столицы республики Петрозаводска. Но по пути еще намечены несколько остановок. По «Голубой дороге» движемся в сторону Ляскеля. В поселке на реке Янисйоки прямо под автомобильным мостом находится порог. Поток довольно сильный, шум воды распространяется на всю округу. Переехав через мост, припарковываем на противоположной стороне машину. Мост  находится в аварийном состоянии. Вокруг ведутся какие-то ремонтные работы. А на противоположной стороне на  берегу реки видны развалины целлюлозной фабрики, построенной еще в 1899 году. До недавнего времени фабрика еще работала. К нам, обвешанных фотиками и камерами, подходит местный мужичок. Приняв нас за журналистов из Петрозаводска, интересуется из какой мы газеты:- «Наверное, завод приехали снимать? Так вы уж напиши там, как все у нас тут плохо, как нас закрыли, весь поселок сидит без работы, жить не на что, а кругом только нанятые гастарбайтеры» Мы вынуждены его разочаровать, объясняем, что обычные туристы из Москвы. В расстроенных чувствах он рассказывает нам, что раньше на фабрике работал почти весь поселок, люди были обеспечены, а сейчас народ попросту спивается. Вот так и живут надеждой, что приедут журналисты, напишут всю правду, и кто-то сверху узнает про забытый богом поселок и поможет. И сколько еще таких мест по всей России?

Ну а мы едем дальше. Впереди есть еще один красивый водопад на реке Кулисмайоки Юканкоски или «Белые столбы». Судя по отзывам, это самый высокий и очень красивый водопад, имеющий высоту около 13 м. После поселка Леппясилта слева на обочине имеется паркинги и за ним от шоссе уходит грунтовка. Свернув на нее, на первой развилке нужно повернуть направо. Дорога идет вдоль берега озера, как бы огибая его. Дальше будет еще одна развилка. По карте, скачанной с сайта aroundspb.ru (там есть подробный отчет о поездке по Северному Приладожью), нужно не упустить отворот на север в урочище Юттулампи, которого на своей карте и в GPS мы не обнаружили, далее ехать на север и через 800м на развилке ехать по правой, наезженной дороге. Мы, следуя

инструкциям, по мере возможности, доехали по грунтовке до небольшого мостика через ручей. Там нами был встречен водитель грузовика. Так как развилку мы еще не обнаружили, а проехали судя по всему, уже больше 800 метров, решили разузнать дорогу у водителя. На что был ответ, что поворот мы проехали, нужно вернуться назад и свернуть в лес направо на первую укатанную дорогу. После чего признался, что сам на водопаде не был и про дорогу разузнал от каких-то таких же туристов. Разворачиваемся, едем. Первый поворот направо, камья, ухабы, трава по пояс (вернее по стекло нашей машинки) Проехав 3-4 км, дорога становится все хуже и хуже. В конце концов, мы упираемся в заросли. Дальше ехать становится невозможным. В инетовских записях сказано, что последний раз к водопаду смог проехать летом 2008 г. только Круизер. Взглянув на все это болотистое безобразие, как-то возникают сомнения, что по этой дороге (хотя как таковой ее уже не было), пусть и год назад, в принципе мог кто-то проехать. Вылезаем из машины, выливаем на себя порцию реппелентов и пытаемся отправиться на поиски дороги. Побродив вокруг, поиски оказались безуспешными. Очень как-то все непохоже. Решаем вернуться обратно. По дороге нам встречаются еще несколько отвороток в лес, куда мы сворачивали, но в конце - концов везде просека обрывалась и дорога заканчивалась. Накатавшись по лесным дорогам, обреченно выруливаем в обратную сторону. И догоняем легковушку с местными номерами. Ну, думаем, сейчас спросим дорогу, люди местные, должны знать. Местные оказались не совсем местными. Семья с детьми тоже пыталась проехать к водопаду. Но увидев разбитую местами дорогу, не рискнули и вернулись обратно. Получили новые инструкции. Оказывается, дядечка был здесь лет эдак 10 назад и хотел теперь отвезти на водопад своих детей, но низкий просвет машины заставил их повернуть обратно. По новым наводкам с пожеланиями удачного нахождения, мы разворачиваемся снова и едем уже левее, вдоль поля. Слева поле, справа лес, опять отворотка. Сворачиваем, снова лесные ухабы и камни. В результате дорога в лесу просто делает крюк. Дальше ехать некуда, мы изъездили все отворотки, все просеки, которые были нами замечены. Мы катались уже почти 2 часа. Ну, значит не судьба! Жаль, что такой красивый водопад так и не удалось отыскать. Может быть, кому-то повезет больше,  и он после своей поездки оставит GPS координаты или хотя бы более точно сможет объяснить, как туда проехать. Но зато мы насобирали грибов, почти не выходя из машины. Двигаясь в обратном направлении по дороге периодически замечали подберезовики, подъезжали, открывали дверь и срывали. Когда еще так за грибами съездишь?

Выбравшись на трассу, едем  дальше в сторону Питкяранты. На развязке дорог, где ответвляется шоссе на Петрозаводск, у дороги стоит памятник ,Крест Скорби. На камне надпись на русском и финском:

Россия и Финляндия-две сестры.

Финляндия и Россия –две матери.

Они воплотились в этом кресте скорби.

Сами собой.

Их головы слились воедино.

Их руки соединились в надежде.

Чтоб любовь победила.

А это зависит от нас.

От каждого.

Это место боя и гибели 18-ой стрелковой дивизии  и 34-й танковой бригады. Сорок дней они пробыли в окружении зимой  1940 года.

Лес кругом перекопан воронками и блиндажами.

Далее, не доезжая Питкяранты, на реке Коринойя есть два порога. Верхний и нижний. На один из них мы заехали. Находится он в деревне Кориноя. После автобусной остановки, направо уходит дорога, проезжаем мимо участков ,через мостик и почти упираемся в порог. В отличие от предыдущего водопада, этот порог был с легкостью нами

найден. Но большого впечатления не произвел. Сверху видны сгнившие доски и сваи. Раньше там был оловянный завод.

В Питкяранту заехали ради старых железнодорожных семафоров. Нашли, сфотографировались. Показали детям, какие раньше агрегаты управляли железной дорогой. Но большого впечатления на них они не произвели. Эх, избалованы наши детишки современной техникой и уже ничем их не удивишь.

Возвращаемся обратно на развязку дорог, выезжаем на шоссе в сторону Пряжи, и далее на Петрозаводск. По дороге остановились в деревне Маньга. Там на горке стоит деревянная часовня Рождества Богородицы. Очень живописное место. Сама часовня оказалась закрытой. По деревянной лестнице нам удалось забраться на колокольню. Оттуда открывается бесподобный вид на окрестные озера, поля и деревню, сохранившую карельский дух и облик.

Несмотря на наши катания и блуждания, мы прибыли  в Петрозаводск довольно рано. У нас была заранее забронирована квартира. Хозяева, встретив нас на вокзальной площади, предложили поселиться в коттедже на берегу  Онежского озера за те же деньги, так как квартира оказалась занята. В результате, на две ночи в нашем распоряжении оказался огромный коттедж с камином, баней, в нескольких метрах от набережной в районе исторической застройки. Судя по всему, здание где-то конца 19 или начала 20 –го века, как и все остальные дома в этом районе. Напротив нас, в бывшем здании земской больницы располагался филиал Кижского музея, рядом часовня, слева, тоже в старом здании областной наркологический диспансер, и сзади морг судебно-медицинской экспертизы. Вот такие вот соседи, хотя, не прочитав табличку, ни за что не догадались. Но больше всего умиления у меня вызвала старинная тумба, не знаю, как точно правильно она называется. Раньше на таких тумбах в городах расклеивали объявления и газеты.

Поселившись, мы первым же делом отправились на набережную к причалу за билетами на Кижи (делаем ударение на первый слог). Билеты продаются везде по одной цене, одной единственной компанией «Турхолдинг-Карелия» и стоят 1980 р. туда и обратно. Это без экскурсий и входных билетов. Но на одном ребенке нам удалось сэкономить. Оказалось, что дети до 12 лет включительно едут с 50% скидкой. Отвалив за все почти 7000р., с заветными билетами решаем теперь подумать и о хлебе насущном. По наводке хозяев, быстро сгоняли в «Ленту», закупились продуктами и пошли ужинать в знаменитую «Карельскую горницу». Ресторан находится рядом с гостиницей «Северная». С первого захода нам попасть не удалось. Пришлось погулять где-то минут пятнадцать прежде чем освободился столик. В ресторане красивый интерьер, сделанный в карельском стиле. Такое же и меню, и выбор блюд и напитков. Оленина, медвежатина, разная рыбка, различные крепкие настойки и чаи. С подробнейшим описание ингредиентов. Мы с Лешкой перепробовали несколько разных. А еще очень вкусный морс из морошки. Моя  оленятинка оказалась безупречна, как и копченая Лешкина рыбка. Дети тоже были  в восторге от своих блюд. Еще порадовало быстрое и качественное обслуживание. Хозяин этого ресторана финн. Финских туристов там предостаточно, но отношение ко всем одинаково радушное. По стоимости, наверное, не самое дешевое заведение из всех нами посещенных в эту поездку, но дешевле московского.

28 июля мы вышли из дому пораньше, чтоб прогуляться перед поездкой на Кижи по набережной. Онежская набережная - это одна из главных и самых красивых достопримечательностей города. Построена она в 1994году на средства московского, карельского и петрозаводского правительств. Изюминкой ее являются разные памятники-скульптуры, подаренные Петрозаводску от городов-побратимов в разные времена. Но на  Онеге стоял плотный туман. Видимость, буквально метров пять. Все близлежащие островки скрыты в тумане. Так же и со всеми скульптурами. Мы как ежики продвигались от одной к другой. Сфотографироваться можно было только совсем вблизи. Памятники рассредоточены по всей набережной. Очень красивая петровская ротонда.  У шведского дерева желаний есть большое ухо, куда все нашептали по одному заветному желанию. Не спеша дошли мы до памятника Петру Первому, который установлен в маленьком скверике. Он будто встречает всех, кто прибывает в столицу водным путем. На причал мы пришли заранее и заняли очередь возле  нарядно раскрашенного в яркий зеленый цвет метеора. Метеоры там все одинаковые, поэтому надо не ошибиться, какой с какого причала отправляется. Все это указано на билетах. В 11 часов отходило сразу два. Вход по билетам, без всяких приоритетов для групп. До Кижей метеор идет 1 час 20 минут. За время нашего пути туман развеялся и при подходе к островам мы смогли запечатлеть Преображенскую церковь со стороны озера во всей красе. Высадившись, покупаем входные билеты, и получив предупреждение о том, что на острове водятся змеи, идем осматривать шедевры деревянного зодчества. На все про все у нас три часа времени. Этого как раз достаточно для осмотра основного ансамбля. Кижский погост состоит из трех зданий. Преображенской, Покровской церкви и колокольни. Преображенский собор, при ближайшем рассмотрении, оказался далеко не в лучшем состоянии. Практически все на металлических стяжках. Не сказать, чтобы были заметны следы какой-то реконструкции. Куда тогда идут те огроменные деньги, которые платят туристы, приезжая сюда? Все остальные постройки, сосредоточенные вокруг погоста, крестьянские дома, церковь, часовня, бани и мельница привезены на остров из других карельских деревень. Все стандартно и однотипно. Наверное, тот, кто побывал и видел деревянное зодчество в Суздале или Витославицах уже ничего особо нового для себя не откроет. Честно признаться, особого впечатления от всех этих построек мы не получили. Ну, как говорится, съездили, отметились, что были, поставили галочку. Навряд– ли когда-то захочется сюда приехать снова. Тем более видя, как разрушается действительно красивая Преображенская церковь, пожалуй, самый основной и центровой экспонат музея, являющийся по сути его брендом и визитной карточкой чуть ли не всей Карелии.

Сувениры на острове мы покупать не стали, и правильно сделали. Вернувшись в Петрозаводск, все то же самое можно было купить на набережной в палатках дешевле. Вообще, надо отметить, что сувенирный бизнес в Петрозаводске развит очень не плохо. Конечно, главный его козырь это изделия из шунгита и карельской березы. Шунгит-это такой древний камень, месторождения которого найдены недалеко от Петрозаводска, рядом с поселком Шуньга, обладающий целебными свойствами и защищающий от электромагнитного излучения. Этому камню нет аналогов в мире.

На обратном пути до дома прогулялись уже по солнечной набережной. Все выглядит совсем по-другому в солнечном свете. Можно по-новому делать фотки.  Дойдя до дома и оставив детей, сгоняли в «Ленту», купили шашлыка. Ужинали в этот раз в домашней обстановке,  под любимый детьми сериал «Папины дочки».

29июля, собрав вещи и сказав спасибо очередному нашему пристанищу, выдвигаемся дальше!  Первым делом  заехали посмотреть на здание Музыкального театра, являющегося одной из достопримечательностей города. Театр расположен на площади Кирова, напротив интересное здание гостиницы «Маски». А с другой стороны, конечно же, памятник самому Кирову. Не смогли мы и не заехать в Собор Александра Невского. Храм недавно отреставрированный, был построен в 1831году. В советское время здесь находился краеведческий музей. Сейчас в храме проводятся службы. По музеям Петрозаводска мы не пошли. В такую хорошую погоду очень не хочется находиться в душных помещениях. Тем более, что день предстоял быть очень насыщенным. Итак, выезжаем из города в сторону старейшего курорта Марциальные воды. Сразу за Петрозаводском проезжаем село Шуя, стоящее на одноименной реке. Кругом  кипит жизнь, много туристов приезжает сюда на сплав. Примерно на 37 км. есть указатель г. Сампо. На этой скалистой горе снимался советско-финский фильм с одноименным названием по мотивам эпоса «Калевала». Сворачиваем, асфальтированная дорога приводит нас к базе отдыха. Висит табличка, что территория частная и въезд на нее запрещен. Мы все же заехали. Очень приятное местечко, виды с горы открываются красивые, но все вокруг застроено коттеджами. Пофоткались, едем дальше. Подъезжаем к табличке с надписью «Марциальные воды». Рядом парковка, где оставляем машину. За ней начинаются источники. Вообще их четыре, мы попробовали воду из трех. Вода очень железистая. Пить ее нужно либо из поильника, либо через трубочку, чтобы не портить зубы. Первым делом пришлось покупать поильник в ближайшей сувенирной лавке. В самом крайнем источнике №4 вода оказалась самой противной, в ней содержится самое большое содержание железа, в №3 и № 2 уже поменьше, а может быть мы просто начали привыкать…Но привкус во рту, как будто только что погрызли медную монету, не проходил еще долго. В общем, гадость редкостная, но должно быть полезная. Причем на разных источниках висят разные таблички, что в конкретном случае надо лечить. Где нервы, где желудок, где сердце. Почва вокруг ярко коричневого цвета! Напротив, на другой стороне на пригорке возвышается Петропавловская церковь. Она построена по приказу Петра первого, в 1721 году. Церковь оказалась закрыта. Но что бы ее посетить, нужно купить билет в маленьком музейчике, экспозиция которого посвящена истории курорта. Этот же билет действует на посещение церкви. После того, как мы посмотрели музей, девушка проводила нас до церкви, и пустила внутрь. Внутри она довольно необычной конструкции, чувствуется веяние Европы. А еще там находятся деревянные подсвечники, выточенные самим Петром Первым. После «Марциальных вод» берем курс на поселок Кондопога, это в обратную сторону. Наша Марфа Васильевна без проблем приводит нас к Церкви Успения. Это деревянная церковь, построенная в 1774 году, небывалой высоты 42 метра. По тем временам считалась чуть ли не самая высокая деревянная церковь. Она находится на краю огромного озера, на скалистом полуострове, на самой высокой его точке. Все очень просто, строго, без украшений. Вход платный. Кроме нас, там была еще семья из Питера. Тетушка-служительница любезно нас проводила, ответив на все вопросы.  Вот уж поистине благодатное место. Внутри солнце освещает огромный резной иконостас и  расписной купол. Белоснежные вышитые узорные рушники накинуты на иконы. И очень вкусно пахнет деревом. А в окошках, из которых так красиво падает солнечный свет, виднеется синева озера. Такая красота и благодать, что уходить не хочется. Вдруг тишина нарушается каким-то попискиванием, мы прислушиваемся. Оказывается, местная кошка где-то наверху держит своих недавно родившихся котят, как рассказала нам служительница. Троих  она принесла, их уже удалось пристроить. А остальные, причем не известно, сколько их, так как наверх под купол нет возможности забраться из-за старых перекрытий, так и сидят там. Вот уж кому-то повезет взять себе «освященного» котенка.

Уходить очень не хочется, но нам сегодня еще предстоит многое объехать. Выходим за калитку, садимся в машину. Навстречу нам попадаются местные мужики, спрашивают: «Были в нашей церкви? Понравилось?»  На что мой Лешка им отвечает: « Да, очень понравилось, гораздо больше, чем на Кижах, у вас тут такая благодать и красота!»  На лицах мужиков удивление и гордость: « Да, что Вы, неужели даже больше, чем на Кижах?»

Из Кондапоги едем на знаменитый водопад Кивач. Знаменит он, прежде всего своими размерами. Считается самым большим равнинным водопадом в Европе. При въезде мы сразу покупаем входной билет, в который входит и плата за парковку.

Водопад и природа вокруг очень красивые. Расположен он на реке Суне. Вода спадает двумя порогами. Вокруг водопада окрестности объявлены заповедной зоной. Поэтому  собирать грибы, ягоды, вообще что-либо срывать  запрещено. Рядом есть небольшой дендропарк, где можно увидеть настоящую карельскую березу и махонький музейчик природы, в котором находятся чучела различных животных, засушенные бабочки, жуки и прочие насекомые, обитающие в Карелии.  Водопад не произвел на нас должного впечатления, наверное, из-за того, что столько мы уже перед этим видели не тронутого рукой человека, в совершенно диких, недоступных многим  местах. Здесь же свою роль на восприятие сыграло и наличие достаточного количества людей, окультуренность всего  этого. Но, тем не менее, место это стоит обязательного посещения.

Далее наш путь лежит в сторону поселка Гирвас. Инет обещает там каньон с затопленным кратером вулкана. Въехав в сам поселок, мы немного заплутали. По моим записям где-то в центре поселка на Т-образном перекрестке должен быть поворот в сторону реки Суна и электростанции. Т-образных перекрестков в поселке несколько. С помощью местных жителей нам удалось найти правильную дорогу. Если въезжать в поселок со стороны «Колы», то на  Т-образном перекрестке за магазином, обшитым светлым сайдингом, нужно повернуть направо. Соответственно, если ехать со стороны «старой мурманки», то налево. Далее все время прямо по дороге. Переехав мост через реку (справа будет здание электростанции, огороженный участок колючей проволоки),за мостом у леса есть полянка-паркинг, где оставляем машину и топаем вдоль реки по лесной тропинке. Зрелище, открывшее нам вскоре, не передать никакими словами. Фантастическое место. Огромный каньон. Каменная гряда, спадающие вниз ручейки и водопадики. Это бывший водопад Гирвас, который существовал до постройки ГЭС. А внизу спокойная река, скалистые берега и лес. Воскликнув «Вау», наши детки почувствовали себя горными козликами, и ринулись вперед, вниз, покорять каменную гряду. Нам же, ничего не оставалось делать, как последовать за ними, хотя минуту назад мы совсем не намеревались этого делать. Скакание по камням, увешанных дорогостоящей техникой, занятие весьма рискованное для нас, не подготовленных, без соответствующей обуви. Но детей было уже не остановить, они перебирались все дальше и ниже. В результате мы спустились вниз, перебрались на противоположный берег, к бурлящему потоку ГЭС ,подошли к реке, где обнаружили семейство, мирно рыбачащее на берегу, с довольно маленькими детьми. Тут до нас дошло, что они-то попали сюда совсем другим путем. По противоположной стороне, мимо станции проходит тропа, которая выводит к мосту. Мы этой тропой тоже не преминули воспользоваться. Обратный путь оказался гораздо менее экстремальным. Вдоволь напрыгавшись по камням, грузимся в машину. На обратном пути на дороге от Гирваса до «Колы» есть грунтовая отворотка налево в лес, которая приводит к заброшенному аэродрому. Мы просто посмотрели по навигатору, который определил короткую асфальтированную полосу среди леса и свернули на одну из отвороток, ведущих  к ней. Ориентировочно это 12-16 км от трассы «Кола». По грунтовке выруливаем на взлетную полосу аэродрома. Покрытие сохранилось довольно сносное. Выруливаем на старт. Экипаж к полету готов! Обратный отсчет пошел! Набираем скорость и вперед! Вот так наш «цитрамончик» чуть не превратился в летательный аппарат! Испытания  прошли успешно! Полет закончен, мы возвращаемся на трассу. Остается каких-то 50 км. до Медвежьегорска. В это день у нас не было брони на ночлег. Решаем доехать до базы отдыха «Малая медвежка». Судя по очень хорошим отзывам, сильно не надеемся на наличие свободных номеров. Позвонить с дороги не удается, телефон постоянно вне зоны доступа. В результате, едем наобум.  Но нам повезло. Приехав на базу, нам находят четырехместный номер. Сразу же предлагают заказать на удобное время ужин в ресторане. Прекрасный, радушный прием, красота, берег Онежского озера, разбросанные по лесу коттеджи разных категорий. Что еще нужно после такого насыщенного дня? Заселяемся в номер. Не успев выйти из машины, дети тут же обнаруживают заросли черники, растущие кругом сыроежки, видимо, за грибы здесь не считаются. В номере, который оказался 2-х ярусным, большая кровать, микроволновка, чайник, на антресолях еще одна кровать и евро раскладушка, которая была заботливо установлена, пока мы ужинали. На стене висит табличка вот с такой надписью:

Здесь живущим-не курите!

Стены дымом не травите!

И оставьте дух лесной

Тем, кто будет на постой

Можно выпить рюмку, две,

Пусть кружится в голове.

Вас же просим-не курите.

Подымите во дворе!

На веранде столик, рядом  можно растопить мангал. Но мы на такие условия и не рассчитывали, продуктов, естественно не захватили. У нас есть еще время до ужина. Идем гулять, осматривать территорию. База удачно расположена в сосновом лесу на берегу живописного залива Онежского озера. Есть свой причал, пляж, баня почти на берегу, рядом беседка. Красивые бревенчатые коттеджи расположены на довольно приличном расстоянии друг от друга. Лешка даже порывался на машине доехать до ресторана, находящегося в главном здании. Но, по-моему, это уже перебор. Здесь надо ходить пешком, не спеша, подкрепляясь черникой, которая здесь повсюду. Идеальное место для отдыха, рыбалки, собирания ягод и грибов. Было решено обязательно  приехать сюда как-нибудь отдохнуть на несколько деньков с друзьями.

Запечатлев всю эту красоту, проголодавшиеся, мы пришли на ужин. Все уже было готово, салатики и напитки стояли на столике. Заказанное горячее тоже вскоре подоспело. Накормили нас очень вкусно, сытно и недорого. После ужина невозможно было отказать себе в купании. Тепло, светло, ни одного комарика. Наконец-то за всю поездку нам удалось искупаться. Время двенадцатый час ночи, легкие сумерки, вода в озере как парное молоко. Всю усталость сняло, как рукой. Когда еще покупаешься почти в ночи, в 300 км от полярного круга!

Добавил: Julia (25.08.2009) Просмотров: 2074
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.