ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Главная » Путешествия » Дачные вылазки выходного дня. Новый «прикид» Нового Иерусалима. Истринские покатушки.

Дачные вылазки выходного дня. Новый «прикид» Нового Иерусалима. Истринские покатушки.

Эта поездка случилась в один субботний августовский денек. Оказавшись с Лешкой на дачных выселках, можно сказать, в гордом одиночестве, и вдали от детей, проводящих свой отпуск в солнечной Италии, дабы утолить грусть-печаль разлуку ))), решено было скататься куда-нибудь пусть не за итальянскими, но не менее, на мой взгляд, красивыми интересностями в наших ближайших пенатах.

Выбирать места для мини-дачных путешествий, чем дальше, тем все труднее и труднее. В последние несколько лет, скажу без лишней скромности, объезжено в округе почти все. Горизонты хоть и постепенно расширяются, но в пределах однодневной вылазки не могут расползаться в бесконечность. Поэтому, маршруты местами приходится повторять, с разными вариациями и комбинациями в ту или другую сторону.

Очередная поездка в Истру «вылезла» не случайно. Совсем недавно практически завершилась реставрация Ново-Иерусалимского монастыря, и в частности шикарного Воскресенского собора…



Модно нынче составлять всякие разные рейтинги, по делу и не очень. Имеются кое-какие и в нашем семействе, в первую очередь формируются они на путешествующую и архитектурную тематику. А объездив немало подмосковных монастырей, храмов, соборов, невольно составился и рейтинг самых - присамых красивых церквей, что удалось посмотреть на просторах ближнего Подмосковья. И в этом самом рейтинге, я до сих пор не могу поделить три первых места между Можайской готикой (Никольским собором), неземной заморской красотой в Дубровицах (храм Знамения Богородицы) и кусочком Палестины в Истре (Воскресенским собором). Барочное Новоиерусалимское чудо совсем недавно засверкало свежеотреставрированными стенами. И, конечно же, непременно хотелось взглянуть на него после долгого заточения в «строительных лесах». Само собой, поездка была расширена другими достопримечательностями по дороге и в окрестностях Истры. Речь о которых по ходу пьесы (пардон)!, рассказа ))).

До небольшого подмосковного городка  от наших дачных пенатов добираться примерно час по 107-ой бетонке. С учетом всех субботних пробок и ремонтов дорог путь у нас занял почти целых два часа.

Прежде чем отправиться в монастырь, делаем небольшую остановку на улице под названием 9-ой Гвардейской дивизии, возле небольшого скверика, в котором находится памятник Антону Павловичу Чехову.

N55.91653 E36.85789


Дело в том, что имя этого знаменито писателя неразрывно связано с Истринскими местами.

А. П. Чехов долгое время жил в Истре и её окрестностях и работал в местной больнице, а его брат Иван Павлович был учителем местной приходской школы. Теперь в скверике неподалеку от педагогического колледжа находится памятник работы скульптора В. Суровцева и архитектора В. Сягина, появившийся здесь в 2008 году.

Бронзовый Антон Павлович сидит на скамье, находящейся на небольшом постаменте со ступенями.



По бокам, в травяных зарослях, расположены два камушка с высказываниями писателя.





Чуть дальше, на улице Первомайской почти в городском парке, на фоне главного фасада Истринского дома культуры находится еще один памятник писателю, вернее бюст работы скульптора Л. Е. Елецкого, выполненный в 1954 году.



В общем-то, бюст как бюст, ничего дюже выдающегося в нем нет, а вот здание позади него, в стиле сталинского ампира смотрится очень нарядно.



Здесь же неподалеку, слева от входа в парк, сохранились остатки ограды и входные ворота дома, в котором жил Чехов.

N55.91600 E36.85797



Четыре, казалось бы, ничем неприметных квадратных кирпичных столба с капителями. На одном из которых висит памятная табличка, сообщающая о том, что это остатки ворот дома, где жил А. П. Чехов. За этими остатками забора и находился тот самый дом, в котором с1883 по 1884 годы жил великий русский писатель. Дом, увы, был разрушен в декабре 1941 года во время бомбежек.



Местный городской парк, хоть и небольшой, но произвел на нас очень приятное впечатление.

Есть и лавки для загадывания желаний…



И вот такие развлекаловки в виде нарядов прошлых веков, в которых можно запечатлеться, представив себя девушкой, к примеру, из Вишневого сада…





Много разных развлекух для детей, можно и в гамаке поваляться с книжкой, выбранной прямо со стенда, находящегося рядом.

В глубине зарослей на склоне холма прячется небольшая часовенка Вознесения господня.





Ну а вот и он, красавец, Ново-Иерусалимский монастырь, встретивший нас толпами туристов. При виде которого невольно замираешь, входя в ступор в полном восхищении и онемении…



Место перед главным входом, где ранее располагалась парковка сейчас обустраивается, машину припарковать нам, конечно же, удалось, но с трудом, чуть в отдалении от входа, справа от монастыря, на дороге, ведущей к Никулино и поселку Северный.



Возможно, что паркинг будет еще и слева под монастырским стенами, где пока еще располагается временный строительный полигон.



История этой обители, думаю, не нуждается в каких-то особенных комментариях и рассказе… Тем более, что во всех подробностях с ней можно ознакомиться на официальном сайте монастыря

Новый Иерусалим

N55.92142 E36.84514





Любимое «детище» святейшего патриарха Никона, в котором он прожил более восьми лет после удаления из Москвы, конечно же, претерпевало в течение многих лет немало изменений и не раз перестраивалось и реконструировалось.

Нынче перед нами предстает во всей своей красе яркий образец московского барокко.

Башни и стены выстроены в виде шестиугольника неправильной формы. В них находятся внутренние хозяйственные помещения, бойницы и кельи монахов. А венчают их каменные шатры. Аналогии с Иерусалимом просматриваются здесь практически во всем - некоторые башни монастыря названы именами ворот Иерусалима – Гефсиманская, Дамасская, Сионская. Существует здесь и свой Гефсиманский сад.



В самом центре – Воскресенский собор. По большому счету - это уникальный памятник архитектуры. Неописуемой красоты, который представляет собой сложнейшее сооружение, состоящее из храма и примыкающих к нему пристроек. С западной стороны это часовня Гроба Господня с ротондой, имеющей восемнадцатиметровый шатер. На северной стороне находится Успенская церковь, а на востоке – углубленная в землю церковь Константина и Елены. С южной стороны к собору примыкает восстановленная после разрушения в 1941 году, колокольня.



В строительстве всей этой красоты принимали участие лучшие зодчие своего времени, Франческо Расстрелли, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, К.А. Тон.

А вот крепостные стены с надвратной Входоиерусалимской церковью над Святыми воротами строились под руководством Якова Бухвостова в 1694 году. Стена объединяет восемь башен — Сионскую, Гефсиманскую, Елизаветинскую надвратную (такой башни в Иерусалиме не было), Давидов Дом, Варуху, Ефремову, Иноплеменничью и Дамасскую.



И вот такой вид открывается с небольшой смотровой площадки, находящейся в надвратной Входоиерусалимской церкве…



Раньше по крепостным стенам можно было пройтись за отдельную плату. Сейчас вход закрыт, но возможно, после полного завершения реставрационных работ, такая опция вновь будет работать.





За собором находятся Больничные и Трапезные палаты, построенные в 1698 году, а также церковь Рождества Христова, которая символизирует Вифлеем и палаты архимандрита постройки 1750 года. Здесь же находится дворец царевны Татьяны Михайловны 17 века и братский корпус.





Сейчас, конечно же, сложно сказать, насколько возведенный Воскресенский собор соответствует изначальному замыслу патриарха Никона. Возводился он по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Также известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. Но в общих чертах его внешний вид повторяет палестинский храм. Как и его заморский "собрат", собор состоит из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию.

Отличительной же чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады… поражающая воображение по сей день.



Ведь над всем этим керамическим убранством работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. Некоторые изразцы сохранились до нашего времени с 17 века в подлинном виде. А узор этих изразцов, которыми украшен собор, носит название «Павлиний глаз».



Реконструкции проводились с 18 века, еще при Елизавете Петровне, под руководством знаменитого Растрелли.



Затем были послевоенные реставрации под руководством Щусева и Петра Барановского с 1942-по 1969 годы.

Также велись реставрационные работы и в 70-90-х годах прошлого, советского века.

Ну и самая последняя была проведена совсем недавно, начатая в 2011 году, и практически закончившаяся в настоящее время.



Обитель сия к началу 20 века стала одним из центров русского паломничества, к 1913 году монастырь ежегодно посещало около 35 000 человек. После прихода к власти большевиков, в 1919 году монастырь был закрыт. А с 1921 года на его территории работало два музея: художественно-исторический и родного края, которые затем объединились в Государственный художественно-исторический музей.

Во время войны многие памятники были уничтожены, возобновление работы музея произошло уже в 1959 году. И только в 1994-ом Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь возобновил свою деятельность.

Музей в 2012 году переехал в новое здание по соседству.

Внутреннее убранство, нынче, после недавно проведенной реставрации поражает невероятной красотой.

Изразцы, изготовленные во второй половине 17 века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный профиль, тщательно проработанный рельеф и отличаются большими размерами. В своём роде это уникальная архитектурная керамика, более не имеющая себе подобной в русском зодчестве.



К концу 17 века в соборе насчитывалось 14 приделов. А на протяжении с 18 по 19 века были устроены ещё 15 приделов. Придел Марии Магдалины в 1802 году по заказу императора Павла I и его жены оформлял Матвей Казаков.

Должна сказать, что мне, как заядлому Шрайбикусу, очень пришелся по душе тот факт, что внутри также свободно, как и снаружи можно фотографировать. Тем более, что запечатлеть тут хочется каждый уголок, каждую лепную завитушку, каждого ангелочка, каждый лепесток, цветок и бантик…



Внутри невероятно огромное и очень светлое пространство, что далеко не характерно для большинства наших храмов.



Сейчас внутри собора напротив Красных врат, под сенью, увенчанной крестом находится камень миропомазанья.

«В Великую Пятницу в Новом Иерусалиме святую Плащаницу спускают с Голгофы и полагают на Камень миропомазания — священное подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв со Креста Пречистое Тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и похоронили во гробе, «как обыкновенно погребают иудеи».

Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы.



"Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов. Первоначально часовня имела деревянное завершение, замененное к 1685 году восьмигранным шатриком, ныне утраченным.

Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов»
.



"Внутри кувуклии находится придел Ангела, где лежит округлый камень – подобие того камня, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова.

Из придела Ангела в пещеру Гроба Господня ведет низкий и узкий проем. Чтобы попасть в Святой вертеп, нужно склониться. Он во всем подобает той гробнице, где погребли Иисуса Христа и откуда воссияло миру Христово Воскресение. Вдоль северной стены пещеры находится погребальное ложе, покрытое плащаницей.

Выходить из пещеры положено задом, не поворачиваясь к ней спиной
."

На входе всегда присутствует небольшая очередь, проходящая довольно быстро. Поэтому даже при большом скоплении людей, никогда не приходилось стоять долго.

"Снаружи пещера Гроба Господня представляет собой иконостас и отражает значение Святого Вертепа как алтаря, а погребальное ложе Спасителя — как престола и жертвенника, на котором в Иерусалиме совершается Божественная литургия. В связи с этим колонки Кувуклии повторены во всех изразцовых иконостасах Воскресенского собора, знаменуя значение алтаря и престола как Гроба Господня.»





Окружена кувуклия многочисленными колоннами ротонды, на третий ярус которой опирается металлический шатер, выполненный в 1980-х годах в формах утраченного деревянного шатра 18 века.



За главным алтарем находятся приделы Страстей Господних, поражающие своими изразцовыми иконостасами.



Наверное, такого богатого убранства, по крайней мере, в соборах, находящихся на территории нашей страны уж точно не приходилось наблюдать.





Не менее красива и подземная церковь Равноапостольных Константина и Елены, ведет в нее шикарная белоснежная лестница.



В храме сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины 18 века.

У главного алтаря устроено «седалища» царицы Елены, обозначающее место, откуда она наблюдала за раскопками во время поисков Креста Господня.

А в пещерке Обретения Животворящего Креста находится кладезь, из которого можно взять святую воду. Водичку предварительно разливают в бутылки и выдают всем желающим. Сама вода естественно, выдается бесплатно, а вот пластиковая бутылка стоит что-то около сорока рублей.

Снаружи, по обеим сторонам церкви Константина и Елены расположен некрополь Новоиерусалимского монастыря.



В соборе и около него находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями и лиц, делавших вклады в монастырь. Фамилии, все сплошь знакомые и знаменитые… Это Бестужевы-Рюмины, Самариных, Нащокиных, Загряжские, Сухово-Кобылины. В подземной церкве в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын А. Суворова.



Вдоволь набродившись по храму, ходить по которому можно, наверное, бесконечно, и запечатлев, насколько это возможно, все по максимуму, и снаружи, и внутри,



мы, взяв машину, переместились на стоянку возле бывших Гефсиманских садов, находящихся когда-то за Елизаветинскими воротами.



Сейчас здесь разбит небольшой парк, с музеем деревянного зодчества.

Когда-то давным-давно мы бывали в нем еще с подрастающими детками.

Но в этот погожий, по-летнему теплый денек решено было прогуляться до речки Истры и дойти до еще одного знакового места, скита патриарха Никона.



Рядом с парковкой – здание выставочного комплекса, внутрь в такой солнечный день, конечно же, идти не хотелось. Экспозиции постоянно обновляются, и, судя по отзывам, найденным на просторах сети, довольно интересные.

Поэтому будет повод скататься сюда еще не раз в более прохладное время года, благо такого «добра» у нас бывает в избытке.

Музей деревянного зодчества состоит из часовни, крестьянской усадьбы, и ветряной мельницы. Внутри мы везде также успели побывать ранее, поэтому просто запечатлели, прогуливаясь мимо.

N55.92123 E36.83961

Добраться же до монастыря можно, например, вот таким удобным способом скооперировавшись с интересными попутчиками...

 

468*60

Продолжение читаем тут: часть 2.

 

Добавил: Julia (09.10.2017) Просмотров: 46
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]