ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Соляные копи Ярославщины. Готика Красного Профинтерна. Вятское - самые красивые деревни России.

Соляные копи Ярославщины. Готика Красного Профинтерна. Вятское - самые красивые деревни России.

1 часть. Поселок Некрасовское (Большие Соли), база отдыха «Некрасовская дача» и окрестные достопримечательности, тут:Начало!

Остановившись на пару ночевок в Некрасовском, у нас нарисовался всего один, но полностью и целиком в собственном распоряжении целый световой день, чтобы скататься в не очень далекие окрестности. В радиусе километров 70-80 от места нынешней дислокации разбросано немало красивых и интересных сел, деревень и поселков. В соседней Костромской области находится небольшой самобытный город Нерехта, давно уже ожидающий своей очереди в копилке мест, обязательных к посещению. Но, так как непременно и #вочтобытонистало хотелось взглянуть на готическое чудо в Красном Профинтерне, логичнее в маршрут ложилось Вятское. Тем более что мы, дабы избежать наматывания кругов через Ярославль, предпочли воспользоваться паромной переправой между Новодашково и Красным Профинтерном, возрожденной в этом месте всего несколько лет назад. Ввиду отсутствия плотного трафика, ходит суденышко не часто, можно сказать, всего несколько раз в день, поэтому, если уж переправляться на противоположную сторону, так на целый день.

Вот такое расписание, откорректированное от руки, сформировано на этот летний сезон.



Прогулявшись по пенатам нашего временного проживания, на переправу мы попали к рейсу в 12.30.

Приехали с запасом, в очереди за полчаса до отправления были вторыми! В процессе ожидания народ постепенно подтягивался, причем как «лошадные», так и «безлошадные» товарищи.

Красавица матушка-река Волга предстает перед нами во всей своей могучести и широте.

Невероятные просторы, от которых захватывает дух, и на которые можно любоваться бесконечно, конечно же, не дают заскучать в ожидании плавсредства.



Завораживающая картинка открывается и на противоположный берег. Казалось бы, совсем рукой подать до одной из основных целей нашего сегодняшнего маршрута!

 

Переправа-переправа, берег левый-берег правый…

А вот и он, наша маленькая палочка-выручалочка, малыш чих-пых спешит к нам на всех своих парах!

Удивительно, но почему-то с противоположного берега нет ни одной машины.

А вот с нашей всем желающим места на один рейс не хватило!

Погрузка с Новодашково по стандартной схеме. Правда, причала как такового нет, с низким клиренсом машины заезжают с трудом, преодолевая буерак на съезде.



А вот в обратную сторону, от Красного Профинтерна грузиться пришлось задним ходом, по узкому, также перекопанному перешейку.



Один, слегка припозднившийся товарищ на минивэне с правым рулем и прицепом устроил "на радость пассажирам" в конце посадки своеобразный аттракцион, когда все свое автомобильное хозяйство пытался задом впихнуть на небольшой оставшийся клочочек паромного пространства. В результате нескольких попыток и не без помощи остального народа, ему это таки удалось.

Ну а для нас, жителей крупного мегаполиса, такой общественный транспорт тоже своего рода экзотика и в своем роде еще одно мероприятие, являющееся составной частью путешествия развлекательно-созерцательного характера. Хоть и далеко не первый раз приходится пользоваться услугами паромной переправы, но происходит это, конечно же, не часто, и каждый раз, переправляясь с берега на берег не перестаешь любоваться красотой и просторами, превращая, казалось бы рядовую и бытовую услугу в маленькое путешествие по воде…



Переправляясь через Волгу, взору открывается панорама поселковой набережной с главной ее изюминкой во всей новоотреставрированной красоте.

А это, старая водозаборная башня.



Запечатлели ее только с воды, решив, что тратить время на более детальное изучение нет никакого смысла.

N057 44.597, E040 26.088

Находится она на въезде в поселок со стороны Ярославля напротив разрушенных корпусов паточного завода.

Для тех, кто будет въезжать в поселок со стороны Ярославля, координаты замка следующие:

N057 44.705, E040 26.353



История этих мест, связанная с хозяином и создателем находящейся в этих местах рукотворной красоты, берет свое начало с 1862 года. В те времена поселок носил другое имя, именуясь Грузицыно. А своим возникновением он обязан ярославскому купцу Никите Понизовкину и его крахмало-паточному заводу. Самый первый свой заводик Никита обосновал в деревне Дурково, в 1848 году вместе с еще одним производством- химическим. Далее, заводики в Ярославской губернии стали расти также хорошо, как и грибочки в местных лесах. К концу 19 века их у Никиты насчитывалось уже более 14-ти. И так как дела шли в гору, Никита при этом успел получить звание купца второй гильдии, записаться в первую, в 1866 году на берегу Волги началось масштабное строительство еще одного заводского комплекса, который и положил начало истории поселка. Но, несмотря на широкий размах стройки, Никита через год исчез самым что ни есть таинственным образом. И уже его жена и сыновья открыли торговый дом "Никиты Понизовкина сыновья". Именно под этим названием и начал работать открывшийся в 1868 году завод. К тому времени были построены паточный корпус, столярная и слесарная мастерские, здание паровых котлов, огромная заводская труба, до сих пор виднеющаяся далеко за пределами поселка…



Большинство построек, худо-бедно, но дожило до нашего времени, ведь предприятие до недавних пор вполне себе еще функционировало.



Выглядят они сейчас, выходя всем своим фасадом на волжскую набережную, конечно же, далеко не самым лучшим образом, и особенно контрастируют на фоне прекрасного сказочного замка, реставрация которого, выполняемая группой компаний «Ташир», близится, судя по всему, к своему завершению.



Здешнюю ярославскую жемчужинку построил уже внук Никиты, Никита Андреевич Понизовкин, в начале 20 века.

Дворец, выстроенный в новомодном в те времена стиле модерн с элементами готики, конечно же, не может оставить равнодушным, наверное, даже самого далекого от истории архитектуры товарища.

Строительство сей красоты в столь отдаленных от столицы местах, очередной, но очень удачный «каприз» Никиты Андреевича.

Что интересно, слово «каприз» на профессиональном языке архитекторов означает «забавное или экстравагантное здание, либо здание, предназначенное для иных нужд, нежели те, на которые указывают его конструкция или внешний вид».

Поэтому каприз в здешних местах вылился в самое настоящее произведение архитектуры! А претворять его в жизнь с помощью камня выпало архитектору Николаю Лермонтову, уже успевшего зарекомендовать себя в этом семействе строительством для Понизовкиных особняка в Ярославле.

Средневековый замок, словно сошедший со страниц книги сказок, поражает не только внешней, но и славившейся когда-то внутренней красотой. Деньги на его строительство лились рекой, «Каждая комната была отделана разным материалом: одна — шелком, другая — бархатом, лестницы были все из драгоценного металла...».

Вестибюль был оформлен в модном тогда в столицах, египетском стиле. Рельефы, картуши и колонны сохранились до сих пор, и даже не в самом плачевном состоянии, судя по рассказам очевидцев.

Всю эту «капризную» красоту Никита построил не просто так, а для своей жены, Розы Бурсиан, москвички, но происходившей из семьи обрусевших саксонских немцев.

А вот пожить в роскошном замке хозяйка не успела. Супруги на этапе завершения строительства развелись, и, поделив двоих детей, Андрея и Татьяну, разошлись как в море корабли.

Роза возвратилась в Москву, а Никита, ударившись в плодотворную работу, умножал свои капиталы, при этом успев за три года параллельно еще и найти себе новую жену.

С приходом большевиков, конечно же, все капиталистическое благополучие сошло на нет. Сам же Никита, как и его дед, из здешних мест неожиданно пропал.

После революции в доме размещались всякие государственные конторы, была школа, библиотека. Долгое время здание находилось, можно сказать, в забвении, постепенно разрушаясь, пока в 2008 году не началась его реставрация. Сейчас фасад выглядит, практически, «как с иголочки». Территория почти вся убрана от мусора, и окружена высоким ажурным кованым забором.



Приблизившись к которому, мы в общем – то, не питали никаких иллюзий по поводу проникновения во внутрь, и уже приготовившись запечатлеть всю красоту по привычке, через решетку, вдруг были приятно удивлены. На пограничной с замковой территорией, в какой-то степени бывшей проходной завода, калитка оказалась открыта. Лешка, войдя вовнутрь, разыскав то ли охранника (что не совсем похоже), то ли управляющего, спросил разрешения на проход вовнутрь погулять - пофотографировать, и получил положительный ответ. Без всяких проблем нас впустили на территорию. Как оказалось, есть еще и возможность попасть внутрь самого дома, но в составе заранее заказанной экскурсии. Бродя вокруг замка, мы встретили группу товарищей, которые в сопровождении экскурсовода последовали внутрь сказочных стен.

Уже дома, я подписалась на группу замка Понизовкина в одной из небезызвестных соцсетей, в которой можно почерпнуть информацию и найти телефон для записи.

Кроме того, «дворец можно посетить группой в составе не менее десяти человек через историко-культурный комплекс «Вятское», который находится под эгидой группы «Ташир», ведущей его реставрацию и возрождение»

Оказывается, что внутри сейчас существует небольшая музейная экспозиция. Часть залов отдана под художественные выставки современных живописцев, часть-под предметы конторского быта конца 19 – начала 20 веков.

А еще, в недавно отреставрированных помещениях проводятся время от времени концерты. Причем отмечаются в них звезды, можно сказать, мировой величины.

В 2016 году Юрий Башмет провел здесь музыкальный фестиваль. После него замок посетила Любовь Казарновская, которая, дав концерт, отметила его прекрасную акустику.

Мы же вволю налюбовались его внешней красотой, спокойно запечатлев все причудливые изгибы, завитушки, выступы…



В центре здания выступает 2-х этажный арочный куб, украшенный огромными венецианскими окнами. Под ними на первом этаже – парадный въезд, который завершает просторная полукруглая терраса.



Справа через также двухэтажный переход можно попасть к четырехугольной, трехэтажной башенке. Наверху имеется балкончик, выполненный в средневековом стиле, с небольшой смотровой площадкой.



Левая, круглая башня, в два этажа с конусообразной крышей не менее хороша.



Раньше вокруг замка был разбит парк с липами и жасмином. Сейчас пока голая поляна, с отдельно стоящими сохранившимися деревьями.

 

Позади здания находятся, судя по всему, бывшие конторские или хозяйственные помещения, совсем недавно приведенные в надлежащий вид, сверкающие на фоне голубого неба своими краснокирпичными стенами.



Еще одно, не менее сказочное строение, расположено неподалеку от замка, на одной с ним территории.



Этот гостевой домик или «Дом инженеров». Первый его этаж сложен из кирпича, второй деревянный.



Украшен он необычайно красивой и сложной резьбой.

 

Чугунная лестница ведет на второй этаж. Внутри, по информации, добытой из сети, не менее расчудесно. Кое-где сохранились лепные потолки. В комнатах имеются голландские печи. А высокие двери украшены матовыми стеклами, на которых изображены фантастические твари и грифоны.

Левее гостевого домика, находится еще одно отреставрированное строение, в нем сейчас обосновался трактир, естественно с характерным названием «У Понизовкина»



Продегустировать его на предмет предлагаемых яств в этот раз не было времени.

Внизу находится пристань с причалом для яхт и летний павильон. И вот такие живописящие панорамки открываются на всю округу.



А вот находящиеся с противоположной стороны бывшие заводские корпуса, увы, пока еще находятся в ожидании реставрационного чуда. Краснокирпичные стены разрушаются буквально на глазах, по кирпичику. Нет ни окон ни дверей. Сунувшись, было в один из проходов, мы все же не решись лезть внутрь этого разваливающегося заводского чрева.



Очень хочется надеяться, что судьба этих старинных и не менее интересных стен также изменится в лучшую сторону, как и их соседа.



Если же двигаться по набережной в сторону Вятского, за заводскими корпусами можно увидеть еще одну изюминку поселка. Это так называемый «сорока квартирный дом», довольно мощное строение, смотрится немногим получше фабричных построек, но в нем до сих пор живут люди. Для такого поселка здание, конечно же, не ординарное, и увидеть среди одно и двухэтажных домов вполне себе столичную постройку, довольно неожиданно. Этот гигант был выстроен по проекту Николая Лермонтова для служащих завода Понизовкиных. Разрешение на строительство столь редкого сооружения было дано лично ярославским губернатором графом Татищевым.

«Автор проекта стремился создать максимум удобств для жильцов дома. Помимо разнообразных по планировке квартир в доме были предусмотрены библиотека, бильярдная, буфет, комната для игры в карты, небольшой зрительный зал для любительских спектаклей и показа кинолент. В подвалах помещались в одном конце — ледник, в другом — кочегарка. Вблизи дома был посажен обширный сад»

А вот сфотографировать сие чудо не получилось. Как-то мы мигом проскочили далее, за новыми впечатлениями в еще одно интересное место, под названием Вятское.

N57.86457 E40.26298

Вятское, в какой-то степени село уникальное. Кроме того, как я уже писала выше, входит в список самых красивых деревень России.

http://krasaderevni.ru/villages/vyatskoe/

«Село Вятское представляет собой уникальный градостроительный комплекс XVIII — XIX веков с более чем 50 зарегистрированными памятниками архитектуры, бывшими в прошлом купеческими и крестьянскими домами, чайными и трактирными заведениями, богадельнями. Основу историко-культурного наследия Вятского составляет, в первую очередь, планировочная структура села, практически полностью относящаяся к XVIII веку. На сегодняшний день в селе отреставрировано более 30 памятников культурно-исторического наследия, которые наполнены новым функциональным назначением

Во всех подробностях узнать историю этого симпатичного местечка можно на официальном сайте:

http://вятское-село.рф/about/history/history/

Ведь это одно из многочисленных селений нашей необъятной, которому необычайным образом повезло. Значительные финансовые вложения позволили сделать и продолжают делать из обычного рядового поселения можно сказать конфетку.

И хоть многое еще нуждается в реставрации и восстановлении, очень хорошее начало положено. Есть, на что посмотреть, куда сходить, чем заняться…. Здешнее количество музеев зашкаливает на один кВ.метр.

Весь список находится здесь:

http://вятское-село.рф/otdih-v-vyatskom/museums/

У нас, конечно же, не было задачи обойти все музеи. Тем более, что некоторые подобные мы уже не раз встречали и в других местах. Да и погода способствовала прогулкам по улочкам. И хоть их в Вятском не так уж много, но виды нам периодически открывались очень живописящие.

При въезде в город всех посетителей встречает памятник огуречному делу. Хоть родиной зеленого пупырчатого овоща и являются рязанские Луховицы, огуречной столицей Ярославщины считается именно Вятское.



Да и вкус вятских огурчиков известен далеко за пределами области.



На главной площади рядом с музеем «Детского мира», находящегося в бывшей пожарной каланче, где располагается также и киноконцертный зал, можно с легкостью припарковаться,



И вооружившись затем картой-схемой, отправиться на изучение здешних интересностей.



Живописный вид открывается на поселок с небольшого холма в центре.



В бывших купеческих домиках по-прежнему кипит жизнь.

Рядом, находится главный храм села, церковь Воскресения Христова.



Кирпичный храм был построен в 1750 году на средства прихожан. Церковь представляет собой высокий пятиглавый четверик. Карниз украшает пояс кокошников. Стройная шатровая колокольня, одна из самых высоких в Ярославской области.

Храм этот, в эпоху тотального сноса церковных строений, в 1929 году удалось отстоять. Местные жители закрыли его пудовыми замками, отправились с ходатайствами в различные инстанции и таки отвоевали

Вовнутрь мы не заходили. В праздничный день у входа толпилось уж слишком много народа.

Интересный памятник – бюст Александру II, работы Опекушина А.М был установлен в Вятском в 1911 году. После революции, его заменили на бюст Карла Маркса. Но в 2008 году скульптура Александра II, выполненная тутаевским скульптором Всеволодом Алаевым по сохранившимся фотографиям опекушинского оригинала, была восстановлена на прежнем месте. Бюст же Карла Маркса был передан в дар средней общеобразовательной школе, носящей имя пролетарского философа, находящейся в посёлке Красный Профинтерн. Вот такой круговорот бюстов в ярославской природе!



Один из музеев Вятского, находящийся под тенью березок, носит название музей Русских забав. Его мы посещать не стали. Тем более, что запечатлеть все забавные сооружения можно через забор вполне свободно.



Про дедушку Некрасова, конечно же здесь тоже не забывают



Ну и вот такие «экспонаты» находятся внутри музея…



В глубине оврага сооружена небольшая сцена, для проведения новомодных нынче опен-эйров



Попозировал нам и местный хвостатый житель…



Главные улицы села, Советская, Давыдковская, Середская, выглядят почти по столичному ухоженно.

Отреставрированы фасады особняков, наличествуют таблички и указатели с информацией.

   

Несмотря на то, что новодел, конечно же, присутствует и местами довольно сильно ощущается, все же это лучше чем разруха и запустение.

Напротив музея русского предпринимательства находится вот такая, обзову ее также модным нынче словом, кирпичная инсталляция.



Кирпичики эти из коллекции историко-культурного комплекса и посвящены Питерским кирпичным заводам Поршнева.

 

Изучение местных музеев мы и начали с этого «предприимчивого» музейчика.

N057 51.838, E040 16.063



В нем можно разжиться билетами во все остальные музейные заведения села, для удобства существует один, комплексный билет. Но подсчитав и прикинув количество интересных для собственного посещения мест, нам выгоднее получилось набрать себе отдельных билетиков. Фотосъемка везде бесплатная, поэтому нафотографировались мы вдоволь!



Честно говоря, какая существует связь и существует ли вообще между названием этого, «уникального» музея и его экспонатами, мы так и не поняли.

В коллекции, собранной аж на двух этажах, присутствуют самые разные и разнообразные предметы быта, не раз виденные в других подобных местах. Никакой уникальности, связанной непосредственно с этими местами, в них не прослеживается.

Довольно обширна коллекция музыкальных аппаратов, шарманок, шкатулок, граммофонов, патефонов и далее по нарастающей.



«Компактные диски» начала прошлого века…



В наличии некоторые орудия труда имеются…



На кассе, что логично, не обойтись без кассового аппарата…



А вот это, судя по всему, не что иное, как зубосверлильная машинка!



Автопортрет в клавесине )))



Резюмируя, можно сделать вывод, что музей #дляпрошвырнутьсяотнечегоделать» вполне себе подойдет, но основная часть экспонатов ничего общего с историей села не имеет.

Возможно, что название в какой-то степени связано с нынешними временами, и с новоявленными местными предприимчивыми товарищами, сумевшими придумать, как извлекать прибыль почти на пустом месте!

Где-то на просторах сети, в описании села попалось интересное название: «мышкинизация». Как мне кажется, термин очень удачно характеризует данный туристический аттракцион. В мышкинских музеях мы бывали давно, но воспоминания и впечатления отложились только с положительной стороны. Думается мне, что создание по образу и подобию, даже если и не превосходят по впечатлениям, но уж точно идут на пользу таким вот отдаленным деревням и селам. И чем больше будет таких подобий, тем стремительнее будет развиваться в нашей глубинке туристический бизнес, а вместе с ним и повышаться благосостояние областей и местностЕй ))).

А вот улица Середская, по которой мы отправились дальше, выглядит очень живописно, да и товарищи нам попадались на пути интересные, и каменные мужики и пушистые коты )))



Каменными изваяниями, как мы впоследствии поняли, уставлены все центральные улочки, да и с хвостато-усатыми жителями дефицита тоже нет)!

Вот такой вид открывается на овраг и малюсенькую речушку, под названием Ухтанка, на берегу которой мы было сподобились посетить еще один музей, под названием «Банька по-черному».



Но увы, поджидала нас вместо бани большая розовая птица…

Удалось познакомиться лишь только с огромным амбарным замком, висевшим на дверях музейной баньки.

Цена вопроса, хоть и копеечная, но осадочек, как говорится, остался… Ведь билеты в общей куче нам на нее таки продали.



Перейдя на противоположную сторону по горбатому кованому мостику, мы попадает к местному источнику, под названием Ерехтанский родник.



По некоторым сведениям, считается, что по составу вода в источнике аналогична целебным водам Баден-Бадена )), минеральная с характерным сероводородным запашком. Но! Как говорится где Баден-Баден и где мы…



Поэтому для особо страждущих рядом построена часовня-купель, вернее перестроена из бывшей кузницы Петряевых. Домик выглядит до неприличия новодельным и если бы не заветная звездочка на карте, наверное, мы бы и не догадались, что находится у него внутри.

«Вода в купель подается из Святого Ерехтанского источника. Фронтон купели расписан академиком, народным художником России Николаем Александровичем Мухиным. В оформлении купели используется техника люминофоры в керамике. Иконы на стенах выполнены в технике деколь.»

Окунаться желания в этот раз не возникло, поэтому поверим на слово интернетовским ресурсам.

Также, довольно странен тот факт, что эта купель, единственная в Ярославской области, расположенная на святом источнике.

Здесь же неподалеку в старинном купеческом доме находится еще один музейчик под названием «Торгующего крестьянина».



В бывшем доме купца Горохова, воссоздана обстановка столетней давности. Имеется также обширная коллекция, вроде бы как подлинных предметов быта. Воссозданы лавка, огуречный погреб…

С осмотра лавки и дегустации его хрустящего и пупырчатого содержимого собственно мы и начали познавать купеческий быт…



Огурчики, к сожалению, схомячились быстрее, чем я успела достать фотоаппарат.



Жилая часть дома — изба-пятистенок с печью.



Деловая часть — кирпичное двухэтажное строение. На втором этаже был кабинет крестьянина-торговца и комната для переговоров и заключения сделок.



Многие экспонаты были переданы в этот музей Любовью Гороховой, которая является прямым потомком крестьянина Горохова, и прожила в этом доме до начала 21 века.

  

В дворовом палисаднике можно испить чайку из самовара.



Довольно уютное местечко для проведения различных мастер-классов и интерактивов.

 

Далее мы продолжили путь к развалинам церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Добавил: Julia (21.08.2018) Просмотров: 1070
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]