ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 210
Главная » Путешествия » Новогодние ночи близ города Сочи. Или по следам олимпийских достижений.

Новогодние ночи близ города Сочи. Или по следам олимпийских достижений.

Часть 1. Начало. Организационные моменты.

А посему, Часть вторая.. Славный город Таганрог.



К сожалению, этот живописный городок, воспринимается у многих, как самый обычный провинциальный город, жители которого основную часть своей жизни проживают на диване, разговаривая с телевизором. И вся эта обманчивая картинка сложилась благодаря нашему вездесущему зомбо-ящику и довольно популярному ТНТ-шному проекту, в котором некий Сергей Юрьевич Беляков, житель города Таганрога в лице Сергея Светлакова, долгое время, сидя на диване в отвисших трениках и майке, развлекал народ своими монологами с этим самым зомбо-ящиком.

А ведь город то, на минуточку, является родиной Антона Павловича Чехова, имея нынче аж целых три музея, посвященных этой семье. Кроме того, эти земли являются родиной и не менее великой Фаины Раневской. Ну и, с архитектурной точки зрения, есть на что взглянуть. Один только Шехтелевский дом Шаронова, напоминающий нам Ярославский вокзал в миниатюре, достоин к посещению. Кроме того, прекраснейший образец барокко, дворец Алфераки, можно, наверное, отнести к жемчужине приазовских красот. Недаром здание считается самым красивым в городе, как снаружи, так и изнутри.

Кроме чеховских, в городе наличествую и другие интересные музеи. Художественный, Градостроительный, Краеведческий…

Ну и, в конце концов, город расположен на берегу в очень живописной таганрогской бухте Азовского моря. Он имеет свою "каменную" лестницу, наподобие Потемкинской или Чкаловской, приводящей в приятный приморский парк с кучей интересных скульптурных экспозиций.

Конечно, в городе приятней и удобней всего гулять в более солнечную и теплую погоду. Но раз уж мы оказались здесь в это зимнее, ненастное время, то взглянуть хоть одним глазком на основные интересности были просто обязаны.

Начну я с места нашего проживания. Так как в этот раз нам посчастливилось поселиться в старинном особняке, что в самом центре города в очень живописном переулке под названием Итальянский.



Этот одноэтажный особняк когда-то принадлежал жене купца Марии Попандопуло.

Был куплен у нее в середине 1890-х годов врачом Иссаком Яковлевичем Шамковичем, владевшим домом аж до 1925 года и жившего в нем и при Советской власти.

Иссак Яковлевич учился в таганрогской гимназии, которую мы увидим позже, вместе с Антом Павловичем Чеховым. В 1886 году он обручился в таганрогской синагоге с 23-х летней Софьей Николаевной Лихтерман, окончившей врачебные курсы. Оба супруга имели врачебную практику. В 1893 году у них родился сын, будущий писатель, впоследствии подписывавший свои рассказы псевдонимом «Сергей Званцев». В своих рассказах он вспоминает, как когда-то их посетил А.П. Чехов, когда у них в доме собрался маленький консилиум из местных врачей, по поводу состояния здоровья известного писателя. Получается, нас "угораздило" пожить в доме, где бывал сам Антон Павлович.

Исаак Яковлевич являлся товарищем председателя Таганрогского Общества врачей, членом правления Таганрогского отделения Всероссийской Лиги по борьбе с туберкулезом. А в 1931 году ему было присуждено звание Героя Труда, как имеющему 44 года медицинского стажа. Умер он в 1941 году в возрасте 82 лет.



Остальные многочисленные домишки на Итальянском не менее красивы и интересны. Конечно, рассказать про каждый дом в рамках этого рассказа не получится. Остановлюсь лишь на некоторых особо интересных моментах, за что периодически цеплялся глаз и объектив фотоаппарата.







Дом под номером № 25 после недавней реставрации. На старых фотографиях фасад его был выкрашен в светло-красный, розоватый цвет.



Построен он в стиле эклектики и с отголосками мавританского стиля.

В 40-50-е годы в этом доме проживал преподаватель юридической школы Яков Поташников, который, после закрытия школы в 1954 году перешел на работу юрисконсультом одного из предприятий города. Яков был женат на адвокатессе таганрогской юридической консультации Маргарите Александровне. В семье рос единственный сын Юрий. В самом конце 90-х годов дом перестал быть жилым. Его приобрел для офиса известный частный адвокат. Затем дом не раз сменял хозяев. Новые последние владельцы надстроили мансарду, которую сейчас мы и наблюдаем.

Еще одна пара интересных строений числится под номером № 19.



Дом этот вошел в список памятников архитектуры и истории Таганрога 19 века. Краеведы дали ему имя - дом Поллак и занесли в энциклопедию города.

Павел Григорьевич Поллак приобрел этот дом в конце 1880-х годов.

Несмотря на свой удручающе –заброшенный вид, тем не менее даже сейчас этот домишко поражает нас своей красотой и обилием лепнины.

Ориентировочная дата его постройки, третья четверть 19 века. И по непроверенным данным «двухэтажный дом с лепкой строил итальянскому консулу Иосиф Герасимович Росси»

Получается, что в этом доме жил итальянский консул и находилось итальянское консульство! А на примыкающем к основному дому одноэтажном строении



находится мемориальная доска, повествующая нам о том, что «Здесь находилась типография, в которой в декабре 1905 года печатались «Известия Таганрогского Совета рабочих депутатов».

Обращает на себя внимание и яркое желтое строение напротив, под номером №20.



Домик этот значительно отличается от своих соседей. Декоративная лепка по фасаду и металлические козырьки явно европейского происхождения.

С начала 20 века домом владел студент, а в дальнейшем известный присяжный поверенный и оратор Александр Сергеевич Золотарев. В 1911 году в нем располагалась контора модных журналов и манекенов, производилось изготовление всевозможных мужских, дамских и детских выкроек на пошив одежды. Давались уроки кройки и шитья. В 1912 году часть помещения снимал коллежский асессор Алексей Николаевич Беклемишев.

Так называемый, "Золотарев дом" это "яркое произведение эклектики, в образе которого - отзвуки классицизма, барокко, романской и мавританской архитектуры"

Обращает на себя внимание и строение под номером № 16 на пересечении с улицей Фрунзе.



Это бывший дом Шимановского, известного в городе врача, который приобрел его в 1910 году. Само же строение постройки 1850 года. На углу когда-то находился вход в магазин, по продаже кафе и чая. А домовладение принадлежало семейству купца Сычева.

С 1920 по 1922 годы в доме доктора жил соратник С.М. Буденного и К.Е. Ворошилова, член Реввоенсовета 1-й Конной армии Е.А. Щаденко, о чем нам повествует мемориальная доска. В 1914 году Шимановский пристроил к угловому зданию новый дом в стиле модерна по улице Николаевской. Ныне это улица Фрунзе.



Еще один желтенький домик находится далее по Итальянскому и числится под номером №11



Этот одноэтажный симпатичный домик с 1880-х годов принадлежал губернскому секретарю Павлу Николаевичу Драгославу, служившему письмоводителем и бухгалтером в Императорском странноприимном доме купца Депальдо.

Позднее дом сдавался. Проживали в нем и фотографы, и врачи и члены городской думы.

Далее у следующего дома, мы повстречали вот такую забавную композицию…



На заднем плане, дом под номером № 10, также дореволюционная постройка, принадлежавшая до революции врачу, Моисею Меноховичу Позументирову.

По соседству, где сейчас расположена туристическая фирма "Розовый слон", находятся владения под номером №8.



Это дом, постройки 1870-х годов, принадлежал акушерке Юлии Леонтьевне Литвиновой.

В середине 1890-х годов здание купил все тот же Моисей Менахимович Позументиров, впоследствии именовавшийся Максимом Михайловичем.

Перейдя "шумную" Петровскую, из мегафонов которой весь день и вечер была слышна музыка, передавались новости и прогноз погоды, мы, не доходя до Греческой, обратили внимание вот на этот заборчик.



Находится за ним сад Сарматовой.

За несколько лет до Октябрьской революции мадам С.А. Сарматова открыла здесь театр миниатюр, ставший впоследствии чрезвычайно популярным в городе.

И вот, как описывает это место писатель, Сергей Званцев: " Лучшее общество бывает у Сарматовой. Она - бывшая знаменитая кафешантанная певица и танцовщица. Сейчас ей за пятьдесят. Больше она не поет и не танцует. Теперь содержите Таганроге фешенебельный летний сад с эстрадой. По вечерам бывают у Сарматовой офицеры, адвокаты, петербургские и московские тузы, заброшенные в Таганрог революционной бурей. Появляются и иностранцы. По аллеям, усыпанным гравием, прогуливаются люди, обладающие весом и положением. В буфете к их услугам - французский коньяк, английское виски. Пить английское виски считается теперь шикарным. А на открытой эстраде ежевечерне выбивают чечетку настоящая мулатка и почти настоящий мулат: смуглый грек или турок из одесского «Тиволи». Мулатка танцует совсем голая, на ней только что-то вроде фигового листика из перьев диковинной птицы. Тело ее блестит от пота. Мулат - во фраке, в раскисшем от жары крахмальном воротничке»

На подмостках летней эстрады, уже в советские времена здесь давали свои концерты такие знаменитости, как Вадим Козин, Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко…

Выйдя на Греческую, мы повернули направо, в сторону каменной лестницы и моря…

В доме под номером № 81 углядели табличку, повествующую нам, что



Само же здание с начала 1870-х годов и до 1925 года принадлежало купцу Николаю Бахарову, и его наследникам. Греческий купец 2-й гильдии Иван Бахаров еще в 1830-х годах торговал в Таганроге российским и заграничным товаром. А после его смерти дом унаследовал сын Ивана, Николай.

Часть помещения в начале 19 века сдавалось Е.Л. Шакуновой под модную мастерскую.



Красивый кованые ворота



принадлежат строению под номером №79, принадлежавшего чиновнику Константину Фоти, который избирался городским головой, был мировым судьей, являлся членом городской управы, и председателем Общества взаимного кредита.

Одно время в доме находилось турецкое консульство, которое в конце 1870-х годов купила жена керченского жителя Александра Федоровна Деспотули, урожденная Корлицкая. А после революции и до 1926 года домом владел В.В. Шевелев, сдавая часть дома под квартиру Лодыженской Вере Ивановне, члену городской думы от партии социал-демократов.

Таким образом, вскоре мы подошли к одному из знаковых мест в Таганроге, каменной лестнице и солнечным часам.



Часики эти являются памятником истории и архитектуры. Построены они были в 1833 году во времена правления шестого по счету градоначальника, барона Отто Романовича Франка, который занимал самый большой по продолжительности срок из 17-ти таганрогских градоначальников.



Основным элементом солнечных часов является "гномон", что на греческом языке означает "указатель тени". Часы эти до сих пор вроде как действующие. Только вот разобраться в их работе у нас ввиду отсутствия солнца не получилось.

Детей же тут же понесло селфиться на фоне каменной лестницы.



Ну и мы не отстаем от передовых технологий…





Псина на заднем плане, привязалась за нами от Петровской улицы и далее сопровождала почти всю прогулку, пока мы надолго не застряли в Художествеенном музее. Пока мы бродили по его залом, отчаявшаяся собачатина со всех сторон успела обежать дом, пытаясь непрерывным лаем вызволить нас обратно. И, видимо, не дождавшись, умотала по каким-то своим вновь возникшим делам. Тем не менее, честно отработав, была вознаграждена парой окорочков, купленных в магазинчике вот с таким умилительным названием и креативной вывеской…



Ну а возвращаясь к лестнице…



Надо сказать, что это одно из самых, если не самое достопримечательное место города. Построена она была в 1823 году на средства богатого купца грека Депальдо. Ступени выполнены из сарматского камня. Первоначально, общая длина составляла 113 метров при ширине каждой ступени 7 метров. Сейчас ширина каждой ступени, как в верхней, так и в нижней части спуска колеблется от 5 до 5,4 метра, то есть верхние и нижние ступени имеют один и тот же размер, что, как заметила наш будущий архитектор, недопустимо. Просто напросто при реконструкции в советское время, строители, не ознакомившись с первоначальным планом, нарушили принцип пространственной перспективы.

Спустившись вниз, мы прогулялись по безлюдной Пушкинской набережной. Видимо, в более теплые времена это место весьма популярно как и у местных жителей, так и отдыхающих-приезжих.

Район этот был излюбленным местом отдыха с давних пор. В середине прошлого века здесь было построено первое здание яхт-клуба. Тогда же таганрожцы замостили набережную камнем. В 1843 году набережная стала называться «Воронцовской» в честь генерал-губернатора юга России, графа М. С. Воронцова. После прихода большевиков, в1924 году имя Воронцова убрали, и некоторое время она оставалась безымянной. Повторно её украшением занялись в 1949 году, с принятием генплана развития Таганрога.

А в 70-е годы начали намывать примыкающий сейчас к набережной Солнечный пляж. В 1986 году в конце набережной, у входа на пляж был установлен памятник Пушкину.





Сейчас это облагороженная парковая зона с кучей разных интересных памятников и скульптурных композиций. Прямо у подножия лестницы воздвигнут огромный монумент. Памятник в честь 300-летия основания Таганрога.



На главной аллее, скульптурная композиция под названием "Верность"



Еще одна, под название "Роман с контрабасом"



Была создана по одноименным рассказам Чехова. Автор работы – Лындин Дмитрий Васильевич, член Союза художников России. Это довольно креативное сооружение из бронзы находится на гранитном постаменте.



Справа открывается вид на порт.



Довольно сильный промозглый ветер и моросящий дождь прогулку нашу сократили по минимуму.

Запечатлевшись на фоне моря Азовского, с нашей "Прекрасной незнакомкой"



Мы отправились снова наверх, в город.

Наша случайная "Гидша" во всей красе…





Между лестницей и самой набережной проходит самая настоящая железная дорога. И нам даже посчастливилось наблюдать прохождение тепловоза.



Поднявшись снова на Греческую, мы отправились согреваться в сторону музеев.



Исторические улочки и переулки отмечены вот такими красивыми коваными указателями. С историческим описанием этого места.

Совсем рядом со спуском и лестницей на Греческой под номером № 56 находится дом Чайковских, где сейчас расположена центральная библиотека имени Чехова.



В конце 19 века в этом доме, построенном по проекту архитектора Петрова, проживал брат Петра Ильича Чайковского, Ипполит Ильич, который, окончив в 1862 году морской корпус гардемарином, позднее стажировался на кораблях Каспийской флотилии, и ходил на таких фрегатах как «Пересвет», «Дмитрий Донской» и корвете «Витязь» по Черному и Балтийскому морям. В Таганроге он поселился уже после выхода в отставку с военной службы в чине капитана II ранга и зачисления в Торговый флот. Во время проживания в этом городе он активно участвует в жизни и обустройстве в Таганроге Императорского Православного Палестинского общества. Именно его стараниями на берегу моря, на Комсомольском бульваре были построены Таганрогский приют и часовня общества.

Трижды навещал брата в Таганроге и великий композитор. А после его смерти и открытии Дома-музея Чайковского в Клину семья перебралась на жительство в этот город, где Ипполит Ильич заведовал музеем.

После Октябрьской революции и до 1925 года домом владел купец Ш.И. Вестерман. Затем в доме находилась детская больница, какие-то строительные организации и, наконец, после продолжительного ремонта, в 1976 году открылся Дом-музей П.И. Чайковского с концертным залом.

Еще одно выделяющее здание на Греческой, двухэтажный особняк салатового цвета с лепниной, под номером № 71.



Был построен, согласно прошению мариупольского купца Ивана Чебоненко, по проекту 1866 года. Вплоть до прихода большевиков это здание принадлежало семье Паласовых. Сначала купцу Савелию, затем его наследникам, а с 1897 года Ольге Юлиановне, супруге Георгия Саввича Паласова. Паласовы специализировались по продаже крупных партий табака. В 1918 году здание занял штаб по формированию артиллерийских батарей для частей Красной армии, а после освобождения города от фашистов , 1943 году в нем открыли спецдетдом для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны и детей советских работников, погибших от рук немецких завоевателей.

Два одноэтажных кирпичных здания под номером № 61, постройка 3-й четверти 19 века.



Владение это принадлежало действительному статскому советнику Николаю Дмитриевичу Алфераки, а затем его наследникам, сыновьям Ахилесу, Сергею и Михаилу… В конце 1880-х годов здесь обосновался греческий подданный Антон Номикос, а после его смерти по завещанию все перешло к наследникам. Последним владельцем, с 1910-го года и до 1925-го, стал сотник Иван Иванович Минаев с супругой Екатериной Петровной.

Ну а далее мы свернули в Украинский переулок, когда то имевший название Коммерческий.

В доме под номером № 8 ныне расположена музыкальна школа. Основоположниками музыкального образования в Таганроге были Гаэтано и Валериан Молло, о чем свидетельствует мемориальная табличка на здании.



Пройдя дальше по Украинскому,



дотопали до улицы Чехова, являющейся самой длинной улицей города, протяженность которой составляет почти 8 км, и где находится один из музеев чеховской тематики. А именно, до дома-музея семьи Чеховых. Где Антон Павлович, точнее Антоша, провел первые полтора года своей жизни.







Музей находится по адресу ул. Чехова д.69.

И входит в общий таганрогский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.



Остальные музеи, кроме Дурова, Василенко и Литературного (на который уже не оставалось времени) мы посетили чуть позже.

Сам домик Чеховых, находящийся в глубине небольшого уютного дворика, микроскопический.



Дойдя до него, мы обнаружили замок на двери, и чуть было не покинули это место. Наш Петюня во время заметил дверь, справа от калитки, где и находится администрация и можно купить билеты. Стоимость какая-то копеечная. Фото платное. Но тоже не дорого. Татьяне нашей, как всегда по студенческому архитектурного вуза, бесплатно. Забавно, что во всех музеях, выдавая ей бесплатный билет, кассирши интересовались откуда она, где учится и записывали информацию в какой-то специальный журнал. Видимо, статистка какая-то на этот счет ведется.

Внутри самого домика тепло и уютно. Пахнет печкой и какими-то травками. Комнатенки махонькие. С низкими потолками. Вроде бы ничего особенного. Но очень душевно и интересно.





Рядом с домом, в дворике, бюст писателя





Засвидетельствовав свое почтение Чеховскому жилищу, и отоварившись в соседней лавке сувенирами, в которой на удивление оказался очень не плохой выбор,





мы отправились дальше, перебежками до следующего музея.

Дождик сдавать свои позиции не собирался…

По пути на Чехова запечатлели разные мелочи, посовали нос в подворотни, запечатлели дом, где якобы жил один из прототипов чеховского героя из рассказа "Человек в футляре", сфотографировали бюст авиаконструктора Петлюкова напротив входа в авиационный колледж.



https://fotki.yandex.ru/next/users/pirozhkova-jul/album/460986/view/1018221?page=3



Вот такие хоромы были замечены в Тургеневском переулке





Ну а выйдя на Александровскую, мы прямиком отправились в еще один музей.

По адресу ул. Александровская, дом 56 в старинном, красивейшем особняке, построенном по проекту архитектора Тенишева, сейчас находится областной художественный музей.



Ярко-красные стены его фасада изумительно сочетаются с белоснежными капителями, лепниной и колоннами. Над парадным входом находился дворянский герб рода Хандриных, бывших владельцев этого особняка, служащего ныне украшением, наверное, даже не только этой улицы, но и всего города.

Антон Захарович Хандрин, был состоятельным купцом, удачно торговал, и входил в состав строительной комиссии. Во время Крымской войны, когда город страдал от недостатка продовольствия, он взял на себя снабжение города продуктами.



После революции в здание въехала военная комендатура. А после окончания гражданской войны в нем длительное время находился детский приемник-распределитель для беспризорников. Во время Великой Отечественный, когда город был оккупирован немцами, в нем размещалось военное управление по обеспечению войск продовольствием. Ясно, что при таких перемещениях не все архитектурные украшения сохранились и облик его, конечно же, потерял свой первоначальный вид. В 1970-х годах особняк был переделан под картинную галерею. А после реставрации, в 1976 году в нем открыли Областной художественный музей.

Коллекция, нынче здесь размещенная, очень достойная и непременно заслуживает внимания всех любителей живописи.

В общем, не проходите мимо. И за небольшую плату можно насладиться работами всемирно известных мастеров. Присутствует здесь и Куинджи, и Коровин, Шишкин, Репин, Саврасов, Поленов….

Съемка внутри помещений запрещена. В общем-то, фотографировать картины, мне в голову, приходит лишь в очень редких случаях, поэтому спокойно смирившись с этим "недочетом", мы отправились на осмотр. Но, как оказалось, кроме картин, в доме воссозданы потрясающие интерьеры. И одна из бабушек-смотрительниц, видя мои чешущиеся руки, разрешила спокойно запечатлеть все красивости залов этого старинного особняка.





Внутренний дворик сфотографировать удалось только из окна. Зимой вход в него, почему- то, закрыт.



Все эти изразцовые печи, шикарные люстры, лепнина, дубовые полы - результат кропотливой реставрационной работы. Но много ли можно найти подобных домов, особняков, дворцов с сохранившимися, подлинными, интерьерами?

Воссоздали максимально к оригиналу, смотрится все очень здорово. Да и наслаждаться искусством в таких условиях более приятно.





Дальше мы направились к следующему музейному объекту, намеченному к обязательному посещению, в сторону музея-лавки Чеховых.

На углу, пересечении с Итальянским переулком, в доме под номером № 62, была обнаружена вот такая табличка…



Дотопали до Александровской площади, на которой, как не трудно догадаться находится памятник Александру I .



И здание государственного банка.





Александр посещал Таганрог не единожды. Впервые в городе он побывал в 1818 году, во время своего путешествия по России. Затем, приехал уже с супругой, Елизаветой Алексеевной в 1825 году, и здесь же скончался.

Место для установки памятника было указано самой Елизаветой Алексеевной, тогда в этом месте находился Иерусалимский греческий монастырь. Скульптором является ректор Петербургской Академии Художеств И. П. Мартос. А архитектурная часть выполнена по проекту известного зодчего А. И. Мельникова.

Что же касаемо находящегося на площади здания Государственного банка. В 19 веке место это принадлежало Марии Федоровне, урожденной Депальдо, жене Дмитрия Ильича Алфераки. Со стороны бывшей Иерусалимской, ныне Улицы Александровской, имелась небольшая постройка, сделанная из земляного кирпича, а весь квартал был обнесен деревянным забором. Позднее, в конце 19 века, на этом углу купец Дмитрий Негропонте построил полутораэтажное здание с портиком и колоннами. А когда в городе возник вопрос о переносе Азовского банка из Таганрога в Ростов, в этом здании в 1895 году открыли отделение Санкт-Петербургского учетно-ссудного банка. После революции, в 1918 году его переименовали в отделение Народного банка №2, который впоследствии стал Государственным.

Еще одно здание на площади, под номером № 55.



В 1830 году место это принадлежало российскому купцу второй гильдии Никифору Лосеву, и впоследствии было куплено опять же Дмитрием Негропонте.

Выстроенный дом «имел две красивые коринфские колонны и таких же два пилястра. Колонны подняты выше цоколя и поэтому выигрывают в своей красоте и легкости"

В 1910-х годах оно принадлежало уже Биржевому обществу. А в 1918 –ом в доме проживал Александр Яковлевич Бесчинский, член городской думы от партии «Народная свобода». После революции здесь находился коммунальный банк.

Угловой дом под номером №63,



Был построен Дмитрием Алфераки в начале 19 века, к фасаду которого был приделан балкон в виде висячей комнаты. Затем он был продан отставному хорунжему Ивану Павловичу Краснощекову. Который впоследствии пристроил еще одно здание по бывшему Полицейскому переулку, ныне Глушко.

Добавил: Julia (22.01.2015) Просмотров: 1242
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]