ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202
Главная » Путешествия » Майская Рязанщина…В краю изумрудных берез и белоснежных садов.

Майская Рязанщина…В краю изумрудных берез и белоснежных садов.

 

часть 2.

Отведенных два неполных дня на эту поездку, конечно же ничтожно мало, чтобы охватить хотя бы близлежащие от столицы области интересности. Весь полный день мы прокатались по окрестностям вокруг Кириц и Старожилово. Кое-как сумев отхватить небольшой кусочек времени вечером на прогулку по самой Рязани.
Наверное, не открою Рязанской Америки, всем давно известно, что одним из маст-сишных мест в области является местечко под названием Кирицы, приехав в которое, невольно попадаешь в самую настоящую сказку. Бесподобно красивый "замок для Золушки" сотворил в этих местах, наверное, один из любимых архитекторов нашего семейства, талантливейший зодчий и мастер модерна, Федор Осипович Шехтель.
N054 17.450, E040 21.465

Наверное, нет смысла рассказывать по стописят раз про историю этих мест и его бывшего хозяина.
Сказочный замок еще на подъезде поражает своей не местной, готической красотой. Появившийся на здешней рязанской земле в 1889 году, он был построен для Сергея Павловича фон Дервиза, сына строителя Московско-Рязанской железной дороги, которого за огромное состояние называли «русским Монте-Кристо».
Современники описывали дворец, как действительно, "ожившую сказку": "башенки, орлы, арки, лестницы, спускающиеся к прудам, мост любви и статуи кентавров, гроты с настоящими кораллами, которые привозили со Средиземного моря" И поэтому, не удивительно, что в 1947 году здесь снимались эпизоды фильма «Золушка».

Сейчас в здании находится детский костно - туберкулезный санаторий, но в плане попадания на территорию никогда каких-то страшных проблем не было. И вот, приехав, мы, было, направившись прямиком на изучение окрестностей, можно сказать на корню и безжалостно, были сразу же пресечены местным охранником! При виде на всю эту красоту, совсем недавно огороженную еще одним забором, сказать, что мы были разочарованы… означает - ничего не сказать!!! При этом никакие мольбы и уговоры, с прозрачным намеком на материальное вознаграждение на местного стража порядка не подействовали, ни от нас ни от других таких же путешественников, коих, по его же словам, «собирается в день по полторы тыщи» и которых он с гордостью и превеликим удовольствием разворачивает, отфутболивая восвояси, пользуясь можно сказать, служебным положением и чувствуя себя при этом, наверное, эдаким местным царьком.
Если уж совсем постараться, можно перелезть через забор в самом низу, у речки. Приехавшая одновременно с нами компания, состоящая из трех дам, особо не церемонясь, так и поступила. Но насколько в дальнейшем они смогли приблизиться к дому, неизвестно. Мы же рисковать не стали. С дороги удалось снять общий план основного фасада, и при максимальном приближении объектива хоть как-то запечатлеть выделяющиеся детали и деталюшки. Внутренняя, родная ограда, была стилизована под крепостную стену средневекового замка.

Фототехника, на радость, не подвела. Вот и тот самый угловой балкон со знаменитой "птичкой".

К оврагу, где сейчас протекает речушка Кирица, от верхней к средней террасе спускаются две симметричные трехмаршевые лестницы и полуциркульный пандус. При, опять-таки, детальном приближении, можно заметить, что лестницы, в отличие от главного дома, реставрации не подвергались уже очень давно. Спускаются они к разрушенному гроту, с аркой посередине и двумя входами. Когда-то на нижней террасе находился крупный фонтан, далее ниже, шли пруды с мельницей, и еще ниже, фруктовые сады.

Не в лучшем состоянии пребывает сейчас и беседка. Купол ее выполнен в виде металлической чешуи. А шпиль венчают пухлявые рыбешки. Главный фасад Федор Осипович украсил двумя готическими башенками, придающими средневековый оттенок всему комплексу. Здание соединено крытым переходом с флигелем, внутри которого когда-то была церковь. Выполненный в псевдоготическом стиле флигель, декорирован двумя угловыми башнями и зубчатым парапетом. А между переходом и домом находится двухэтажная башня.

Внутренний двор с прилегающими постройками разглядеть, конечно же, не удалось. После многочисленных перестроек он практически лишился своего убранства. Где-то на территории находится и мост любви, нынче запущенный и разваливающийся, обросший травой и легендами. "В семье Сергея Павловича было четверо детей. Первая дочь Марина родилась в 1897 году, прожила недолго — умерла в 1914 году в Каннах. По преданию, она упала на мосту в Кирицах, и этот мост стали называть с тех пор «чёртов мост». Но, возможно, у девочки был наследственный костный туберкулёз". И это еще одно мистическое и страшное совпадение, ведь от этого недуга, умерли младший сын и дочка Павла Григорьевича Фон Дервиза... Ведь именно санаторий такого профиля находится сейчас в стенах этого дворца.
Согласно еще одной легенде, "мост был построен Сергеем Павловичем для прогулок с местной крестьянкой, когда он устал от ее любви - девушка сбросилась с моста, стала приведением и появляется на месте встреч"…


Последний мимолетный взгляд на усадьбу с окрестностями, и мы движемся дальше…
Двигаясь от Кириц по трассе М-5 по направлению к Рязани, вскоре снова сворачиваем, по указателю на Истье.
В этом, казалось бы богом забытом местечке, находятся руины довольно неординарной постройки.
N054 17.759, E040 6.544
На берегу небольшого пруда находятся остатки самой настоящей доменной печи, построенной аж в 18 веке по указу Петра I.

Это единственная подобная сохранившаяся постройка в Восточной Европе, которая осталась от Истьинского чугунолитейного завода, когда-то находившегося в этих местах.

Домну, а также водяную мельницу, молотовые и боевые кузницы отстроили на этом месте по велению государя триста лет назад тогдашние московские "бизнесмены" Яков Рюмин и Сидор Томилин. Еще в 12-13 веках в этом селе были найдены залежи железной руды и при монголо-татарах активно велись добычи. Но после их нашествия все было заброшено.
Однако, после Петровского указа, 1716 года здесь был выстроен чугунолитейный завод. Место было более чем подходящее. Речка Истья позволяла построить плотину и вырабатывать энергию, а лес давал такой нужный для плавки руды уголь.

Через четыре года завод дал первую плавку, а в соседних селах Коленцы и Столпцы появились игольные фабрики. В 1719 году царь Петр, которому рязанский продукт понравился в полной мере, повелел: "продавать иглы во всем Российском государстве те, которые делаются на заводах российских купецких людей Сидора Томилина и Панкрата Рюмина".
Существует даже легенда, согласно которой Петр I, посещая родину своей матери, Натальи Кирилловны (урожденной Нарышкиной) посетил чугунолитейный завод в Истье: «... он смешался с толпой рабочих и, проработав с молотом в руках несколько часов, получил 18 алтын за столько же пудов чугуна, на которых он упражнял силу своих рук. Получив деньги, он весело объявил, что по возвращении в Москву пойдет в Ряды и истратит свой заработок на покупку сапог, так как старые никуда не годны...».
Местный завод временами то процветал, то приходил в упадок.
В конце – концов, братья Рюмины в очередной раз не поделив между собой "бизнес", продают все свои заводы Петру Хлебникову, который решил обосноваться на Рязанской земле всерьез и надолго. Он привозит в новое поместье семью, приглашает в Истье из Москвы тогда еще мало известного архитектора Стасова, который вскоре строит для него пару шикарных усадеб и два здания для двух мануфактур: "одной железоделательной, а другой — по производству игл, с двумя плотинами на двух река с трёхпролётным мостом из тёсаного камня".
Также Стасовым был разработан проект истьинской церкви Рождества Христова, построенной в 1816 году уже сестрой помещика, Анной Петровной Полторацкой, которой после смерти Николая Хлебникова по наследству перешло все имение.

Храм, сохранившийся до наших дней, сейчас пребывает в процессе вяло текущей реставрации, но, тем не менее, является действующим и периодически в нем проводятся богослужения.

Строение для здешних мест, выглядит, конечно же, грандиозно. Церковь представляет собой в плане двусветную ротонду с примыкающими с запада и востока притвором и алтарём. Украшает здание колоннада в дорическом стиле из белого камня, что для тех времен было довольно необычно.

Рядом на главной площади села сохранился бывший господским домом с флигелями. По сей день здание живет своей жизнью. На фоне красного плаката в преддверии праздника Победы, выделяется сохранившийся ажурный кованый балкончик.

Что касается завода, то на протяжении своей долгой истории , он, конечно же, пережил много взлетов и падений. Выпускались здесь не только иголки, но и рельсы, насосы. В 1905 году завод закрылся, как и обе фабрики, в Столпцах и Коленцах. А уже при советской власти в Истье был открыт машиностроительный завод по производству специальной железнодорожной техники. Завод, когда-то плавивший чугун, теперь выпускает разнообразные машины для строительства и ремонта железнодорожных путей.
Сейчас же от бывшего здания старейшего металлургического завода Рязанской губернии остались лишь стены.

А вот так называемый «Истьинский колосс» растащить на кирпичи в эпоху лихих девяностых не удалось. Гигантская печь оказалась сложена столь добротно, что и спустя три века не поддалась вандалам. Нынче из центральной камеры домны открывается завораживающий вид на голубое рязанское небо.

В память же о былой славе с 2011 года в селе, на площади у домны, проводится Международный фестиваль кузнецов.

Следующая наша остановка в какой-то мере архитектурно -"мимимишная".
В местечке, под названием Старожилово, находится еще одно бывшее владение фон Дервизов, построенное также Федором Осиповичем Шехтелем. Это Старожиловский конный завод, который до сих пор используется по своему прямому назначению.
N54.23483 E39.90921

При виде этого сооружения, нынче, увы, доживающего свой срок, поражаешься размаху и мощи столь грандиозной постройки в этих отдаленных рязанских краях.

Ведь, по архитектурным достоинствам, планировке и благоустройству конная часть завода могла соперничать с лучшими образцами коннозаводческого зодчества.

Расскажу немного об истории этих живописных, отдаленных мест…
"Территория современного Старожиловского района, судя по данным археологических раскопок, с глубокой древности была населена славянским населением. Близ села Гулынки , находящегося примерно в 12-ти км. от Старожилово обнаружено славянское городище 11-12 веков, а у села Перевлес , находящегося примерно в 50-ти км. от сего села, на левом берегу реки Прони – древнерусское селище 12-13 веков."
"Первые сведения непосредственно о селе Старожилово относятся к 1628 году, а уже в 1676 году, судя по данным окладной книги, в селе был 101 двор".
В 1683 году село было жаловано вотчинной грамотой комнатному стольнику царя Фёдора Алексеевича, Василию Фокичу Грушецкому.
В 1716 году по указу Петра I купцы Томилин и Рюмин основали близ Старожилова чугунолитейный и железоделательный заводы.
В начале 19 века Старожилово принадлежало сенатору и действительному тайному советнику Владимиру Сергеевичу Грушецкому, а затем, княгине Орловой, самой крупной "землевладелице округи ".
Именно у нее и приобрел земельку для своей жены Павел Григорьевич Фон Дервиз, на которой он планировал построить конезавод, жилые дома и картинную галерею, обосновавшись в этих местах во второй половине 19 века.
И вот, к концу 19 века Федор Осопович Шехтель эти планы частично реализовал.

После смерти Павла Григорьевича все хозяйство досталось его супруге, а затем сыну, Павлу Павловичу. П. П. фон Дервиз служил в кавалерии, военная служба в которой упрочила его любовь к этим потрясающим животным, и ему захотелось поработать на поприще верхового коннозаводства.
После выхода в отставку, Павел Петрович стал развивать огромный хозяйственный комплекс с центром в селе Соха, где конный двор был значительно скромнее. А полновластным хозяином Старожилово стал лишь только в 1903 году после смерти матери. У конезавода было несколько отделений с разными направлениями. В самом Старожилове развивалось верховое, а в Сохе (речь о которой пойдет чуть позже) и Ромоданове – тяжеловесное. В 1917 завод был национализирован, затем в нем разместились Курсы красных командиров, на которых учился сам Георгий Константинович Жуков.
Тем не менее, месту этому повезло, так как все вернулось в скором времени на круги своя, и завод опять стал заниматься своим прямым делом – разводить лошадей русской рысистой породы.
Во время Великой Отечественной лошадей пытались эвакуировать, но, увы, сохранить и спасти не удалось. Завод же, тем не менее, не пустовал. На время эвакуации его заняли лошади Смоленского конезавода. После войны здесь занимались тракененскими лошадьми, а затем переключились на восстановление русской верховой породы лошадей. Сейчас, в наши дни, как и при его первом хозяине, завод специализируется на племенном коневодстве. Именно здесь была возрождена утраченная ранее, русская верховая порода.

Многие красавцы - лошадки, выращенные в здешних местах, призеры и победители чемпионатов страны, международных соревнований, олимпийских игр. Имеется тут и своя конно- спортивная школа.
Многих выращенных в Старожилово лошадок, можно встретить в самых различных уголках мира.
"Это очень красивые животные вороной масти, редкой нарядности, крупного роста и хорошей выездки, которые пользуются немалым спросом на аукционах".
К столетнему юбилею на заводе был открыт музей, в который можно попасть по предварительной записи. А также покататься на лошадках.
Мы, правда, никаких экскурсионных групп не застали. Все, приехавшие одновременно с нами посетители, дефилировали между загонами, левадами и манежами, наслаждаясь общением с лошадками.
Конечно же, мы тоже провели здесь немало времени, перезнакомившись почти со всеми четырехногими местными жителями.
Встречены мы были вот этой красоткой с модно выстриженной прической )))

В огромных левадах между зданиями конюшен находятся, и жеребята, и их родители…

Кто посмелее, с любопытством наблюдает за нашими перемещениями и активно позирует…

Кто-то занят своими ребяческими забавами…

Подкрепиться можно впрочем, тоже, не отходя… )))

А кто-то, побоязливей, пытается на всякий случай отбежать подальше…

Некоторым вообще не до гостей… )))

Наверное, это любоФффьь…)))

В общем, самая обычная жизнь, огромного семейства!!!


Ну и "главные конюхи" тоже не дремлют…)))


Краем глаза удалось заглянуть и вовнутрь здания, запечатлеть тот самый, "несчастный" и небезызвестный манеж с проваливающейся крышей. Здание давно уже нуждается в реконструкции, крыша проваливается и не известно, смогут ли здешние обитатели перезимовать еще одну зиму.
Не раз к этим местам привлекалось внимание общественников, телевизионщиков, снимались репортажи на столь злободневную тему. Но пока, судя по открывающейся нам картинке, тот самый воз и ныне там…

Снаружи комплекс с главным зданием выглядит, конечно, менее удручающе. Да и сама "шехтелевская архитектура" не дает впасть уныние. Выразительность манежу придает "двухцветная кладка, зубцы, ширинки и поребрики, стрельчатые и лучковые очелья окон, и опять же шатровые верхи кровель и множество пинаклей, поднимающихся высоко над кровлей на скатах фронтонов."

Небольшое здание неподалеку от завода - бывшая кузница.

От нее по заброшенной тропинке мы прогулялись до бывшей водонапорной башни, в прилегающих строениях к которой когда-то, и, судя по всему, совсем недавно проживали люди…


Сейчас кругом царит жуткая разруха…



Сквозь грязь и мусор пробиваются остатки прежней жизни…



И даже памятник былой эпохе, стыдливо проглядывает сквозь ветки могучих огромных елей…


Еще одно местечко, заслуживающее непременного внимания, находящееся неподалеку, недавно восстановленная церковь Петра и Павла. Найти ее оказалось довольно просто по нашей мапс-мишной карте. Церковь находится на окраине села, рядом с местным кладбищем. Построена она была в 1892 году по проекту известного русского архитектора А. Ф. Красовского.

Это домовой храм фон Дервизов. Возвела его вдова Павла Григорьевича – Вера Николаевна, которая часто и подолгу бывала в Старожилово.
Как это частенько раньше случалось, после революции в храме работала пекарня, потом делали газированную воду, а затем здание было полностью заброшено. В 1991 церковь возвратили верующим, и вот в таком красочном стиле, сверкая кокошниками, она сейчас предстает перед нами после проведенной реставрации.

Обойдя вокруг, мы возвращаемся к нашему четырехколесному другу. И держим путь дальше, в местечко под названием Соха, где находится еще одно бывшее владение фон Дервизов.
N054 9.031, E039 48.964
В удивительно живописной местности, на берегу небольшого кристально чистого пруда сохранились до наших дней остатки когда-то процветающего хозяйства.
Конечно же, масштабы здесь не такие огромные, как в соседнем Старожилове, но посмотреть, несомненно, есть, на что.

В первой половине 19 века деревня входила во владения дворян Бурцовых. А в середине этого же века здесь была создана усадьба, которая до конца 1880-х годов принадлежала генерал-майору Михаилу Милошевичу, женатому на Екатерине Бурцовой. У которой позднее усадьбу приобрёл Павел Павлович фон Дервиз, сын Павла Григорьевича, основателя старожиловского конезавода.
Здешний конный двор значительно скромнее, строился не более, чем на 30 лошадок.


А вот господский дом и больше и роскошнее…был когда-то…
Двухэтажный краснокирпичный с белокаменной отделкой дворец, построенный во второй половине 19 века, состоит из центрального здания и боковых флигелей, соединённых крытыми галереями. Сейчас, заросшие в дебрях кустарников и деревьев, остатки стен едва просматриваются сквозь листву. Но, тем не менее, что-то разглядеть нам удалось.

Одна из самых интересных деталей этой постройки - ее пышная барочная крыша, покрытая как бы металлическими чешуйками. Украшением ее когда-то служил гербовый картуш, увы, безвозвратно утраченный.
А вот это самое чешуйчатое покрытие, имеет аналогию с кирицкой беседкой, что дает нам повод предполагать, что автором и сего комплекса является несравненный Федор Осипович, только еще "очень ранний"!!!
Местные жители считают, что этот дом является копией Павелецкого вокзала Москвы. Потому как якобы здесь предполагалось строительство железной дороги, но потом от идеи отказались. Никаких официальных подтверждений этому нет, но тот факт, что, фамилия фон Дервиз тесно связана со строительством железных дорог в России, видимо и наводит на такие мысли местных жителей. Кроме того, и сходство более-менее просматривается по старым фотографиям. Также фон Дервизы находились в тесных связях с архитектором Красновским, построившим Павелецкий вокзал и ту самую церковь Петра и Павла в Старожилово.

От когда-то регулярного парка остался небольшой пролесок. Позади дома, вдоль всего фасада, тянется старая липовая аллея. Перед ней большая поляна с отдельно стоящими старыми деревьями.

У дороги находится бывший ледник, довольно интересное сооружение, перекрытый цилиндрическим сводом.

Конюшни, под стать дому также богато украшены. Взгляд цепляется за большие арочные окна и многочисленные печные трубы, возвышающиеся над всей постройкой.


Еще одна сохранившаяся постройка - это, по всей видимости, дом управляющего…



Существует легенда, что он связан подземным переходом с главным хозяйским домом. Это здание сохранилось лучше хозяйского, но вовнутрь заходить мы не решились. Перекрытия "дышат", можно сказать, "на ладан".


Рядом с прудом, еще одна полуразвалившаяся постройка - бывшая каретная. Когда-то в здании находились мастерские, одно время в нем жили рабочие.

На другой стороне пруда просматриваются развалины бывшего спиртзавода. Работал он и после революции. Но сейчас, увы, все находится в очень запущенном виде. Остались труба, стены цехов и спиртохранилище.

Полюбовавшись остатками всей этой былой красоты, мы движемся дальше.

970*90

Путеводители для туриста - 200*200

Добавил: Julia (04.07.2017) Просмотров: 28
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]