ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 203
Главная » Путешествия » Особняк Дерожинской или Московское пристанище австралийского посла.

Особняк Дерожинской или Московское пристанище австралийского посла.

 

Дни исторического и культурного наследия, приуроченные ко дню памятников и дню музеев в эту жаркую весну, снова не прошли, как говорится, даром.

В прошлом году удалось посетить особняк Казакова — Дункер — Цетлина на Поварской, где сейчас размещается посольство Кипра, http://www.otzyv.ru/read.php?id=155886

И полюбоваться на шикарный дворец Стахеева, что на Новой Басманной http://www.otzyv.ru/read.php?id=155818

Этот же год преподнес новые приятные сюрпризы.

В апреле в рамках программы удалось посетить особняк на Мясницкой, бывшую усадьбу Барышникова http://www.otzyv.ru/read.php?id=172819 и детище известного, и выдающегося российского и советского ученого Петра Леонидовича Капицы, Институт Физических Проблем с домом-музеем академика.

Ну а май порадовал возможностью полюбоваться интерьерами одного из самых знаменитых и известных творений любимого московского архитектора Федора Осиповича Шехтеля.



Еще давным-давно, на заре своего увлечения модерном, мы, после тогдашнего первого знакомства с внутренним миром великого архитектора, состоявшимся в особняке, построенном для С.П. Рябушинского (и наверное являющемся самым общедоступным и простым в плане проникновения во внутрь, не считая, конечно, общественных помещений типа Ярославского вокзала ), совершили небольшой автопробег по основным и знаковым шехтелевским местам в Москве.

В тот момент запечатлеть во всей своей красе этот особняк в Кропоткинском переулке не удалось.

В 2009 году как раз началась его глобальная реставрация.



И уж тем более, тогда я даже не помышляла, о какой-либо возможно попасть внутрь.

Но все течет и меняется в нашей жизни.

Кроме бывшего владения Рябушинского, удалось посетить в общем-то совсем немногие шехтелевские творения. По сути, это собственный дом архитектора на Большой Садовой и усадьба "Горки", позднее ставшие "Ленинскими", где Федор Осипович занимался переделкой главного дома и оформлением интерьеров для Зинаиды Григорьевны Морозовой.

Так как доступ в большинство его произведений сильно ограничен из-за нахождения в бывших особняках и домах различных госконтор и дипломатических представительств, то и полюбоваться архитектурной сказкой нам, простым гражданам, удается лишь пару раз в году и не без приложения определенной доли усилий.

Что касается истории этого владения, то связана она довольно тесно с владелицей особняка, Александрой Ивановной Дерожинской, дочерью известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, рогожского старообрядца, который еще в 19 веке прикупил небольшой участок земли неподалеку от Остоженки, где построил крупную текстильную фабрику. И проживал неподалеку от "места работы" во 2-ом Ушаковском пер.

Позднее, в 1908 году, в нынешнем Турчаниновом переулке ( бывшем 3-ем Ушаковском) архитекторами В. М. Маят , В. Д. Адамович и Федором Шехтелем был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы, принадлежащий Остоженской старообрядческой общине.



"В 1907 году была создана Остоженская старообрядческая община. На первом общем собрании общины было решено строить новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.Участок для строительства выделил купец П. П. Рябушинский. Закладка храма состоялась 12 августа 1907 года. А освящение произошло в 1908 году"

Дочь купца и магната, Александра, в шестнадцатилетнем возрасте была выдана замуж , за известного промышленника Павла Павловича Рябушинского, семья которого являлась соседями Бутиковых по Ушаковскому переулку. Несмотря на объединение двух старообрядческих семей, брак оказался несчастливым.

Вскоре, после смерти отца, затем матери и через несколько лет брата, Александра Ивановна становится владелицей всего семейного состояния, успевшего, правда, пошатнуться в неумелых руках братца. Но обладая, видимо, отцовской деловой хваткой, юная Александра сумела быстро привести дела в порядок , таким образом став одной из богатейших московских предпринимательниц. И вскоре, разведясь с первым мужем, вышла замуж за бедного дворянина и офицера Владимира Дерожинского.

Свить семейное гнездышко Александра Ивановна смогла себе позволить дюже богатое.

В 1901 году на владение участком в нынешнем Кропоткинском переулке была заключена купчая. Ну а для возведения дома был приглашен модный и дорогой архитектор Федор Шехтель, как раз закончивший к этому времени строительство небезызвестного нам особняка для брата ее первого мужа, Степана Рябушинского на Малой Никитской улице.

Здешний особняк был выстроен в рекордно короткие сроки. Уже 6 февраля 1903 года молодая семья дала праздничный обед в своем новом пристанище.

" суп-прентаньер, царский студень, баранье сало, жареная дичь, салат и мороженое.".

Практически все в этом проекте является шехтелевским эксклюзивом. Архитектор сам занимался и проектом и отделкой и разработкой интерьеров, мебели, светильников.

Роскошный дом, находящийся в глубине двора, в первую очередь привлекает внимание своей изящной кованой оградой.



Которая своей высотой в сочетании с толстыми прутьями намеренно увеличивает масштаб главного сооружения, придавая постройке монументальность.



Главным украшением фасада служит огромнейшее арочное окно, в обрамлении пышного наличника и с возведенным над ним аттиком.



Привычный для стиля моден обильный декор, обычно украшающий здания, здесь почти отсутствует.

Акцент сделан на самих объемных элементах композиции.





Цветовое решение построено на сочетании зеленоватых стен, облицованных простой керамической плиткой и светло-серых штукатурных откосов.





Строительство хозяйственного корпуса, расположенного за домом, было завершено несколько позднее.

Флигель представлял собой два помещения , разделенных между собой крытым двориком.

Изначально была выстроена конюшня на 12 стойл с сенником под мансардным окном, позднее переоборудованная в гараж, который и поныне активно используется по назначению австралийским семейством.

Угловая часть использовалась как каретный сарай и вмещала в себя помещения для прислуги, кухню и прачечную.





Парадный вход в дом осуществляется с правого торца здания.



На небольшом крылечке нас встречают эти милые представители фауны



И управляющая зданием, которая просит соблюдать тишину и спокойствие, разъясняя правила посещения резиденции, к осмотру которой разрешено лишь несколько парадных комнат на первом этаже.

Про знаменитого паука на дверной ручке в сутолоке и суматохе я, к сожалению, подзабыла(((. Но "личность" эта настолько популярна среди любителей архитектуры, что раздобыть его фотографию в интернетовской "паутине" не составит никакого труда.



Из небольшой прихожей,



Мы попадаем в зал приемов, носивший в те времена название холл и

поражающий нас в первую очередь своими огромными, я бы сказала огроменнейшими) размерами.



Высота потолка в нем составляет целых 11 метров, это ж по сути, целых три стандартных этажа.

Перво-наперво в глаза бросается, конечно же, то самое огромное арочное окно главного фасада, почти во всю высоту, что визуально еще больше усиливает ощущение раскрытого пространства. Его остекления, считавшиеся едва ли не самыми крупными в то время в Москве, были выполнены без переплетов.



Напротив, находится не менее крупный и также поражающий своими масштабами, камин, под сводами которого спокойно может уместиться среднестатистического роста человек.

Считалось, что этот камин был тоже самым большим в городе.

Шехтель, считавшийся любителем делать этот красивый и полезный предмет интерьера центральным элементом композиции, в этом особняке преуспел как никогда.

Украшают его две статуи, раздраженного вида мужчина и женщина, развернувшаяся спиной к посетителям, являющиеся как бы единой рамой , обрамляющей этот очаг.





Также следует обратить внимание на тот факт, что особенностью стиля модерн является приверженность к передовым технологиям, что в этом доме проявляется особенно четко.

Именно в особняке Дерожинской впервые были применены новейшие по тем временам технологии, обеспечивающие хозяев всеми благами цивилизации.

В нем было устроено паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация и водопровод, проведено электричество. Кроме того, он был телефонизирован. В подвале располагалась котельная, которая соединялась с комнатами специальными трубами, изготовленными на заказ. А пол и стены обогревались калорифером.

Интерьеры особняка Шехтель в большинстве своем оформил в дереве. Мебель, потолки, стеновые панели и лестницы, все это выполнялось по собственным эскизам мастера.

Продумана каждая деталь, от дверной ручки до потолочного светильника…



Сейчас шехтелевские шедевры переплетаются довольно гармонично, с личными вещами посольской семьи.



Конечно же, не могут не обратить на себя внимание стены этого огромного холла,

украшенные живописными панно на тему "Времена года", эскизы которых были выполненные художником Борисовым-Мусатовым. Правда, появлению в особняке этих фресок мы обязаны недавно прошедшей реставрации.



Дело в том, что первоначально при строительстве здания эта идея не была реализована.

Хозяйка с художником не сошлись в цене. А Шехтель, находившийся в тот момент за границей, по приезду не успел уговорить заказчицу их утвердить, так как Борисов-Мусатов вскоре умер. И верхняя часть стен была попросту оштукатурена.

Во время реставрационных работ архитекторы нашли в "Третьяковке" и "Пушкинском" оригиналы эскизов и после длительных согласований было принято решение перенести их на специальные текстурированные обои и воссоздать оформление зала.

Кроме новейшей системы отопления, в доме была сделана уникальная по тем временам и система освещения, выполненная фирмой Эрихсона.

В спальне хозяйки Шехтель впервые опробовал световое оформление, вошедшее в моду в общем-то совсем недавно. Вмонтированными в подвесной потолок из гипсокартона лампами сейчас уже никого не удивить, и я было тоже сначала приняла тутошнее освещение за голимый новодел, так как вставленные в лепнину в виде вьющихся цветов лампы, практически не отличить с беглого взгляда.

Особый же уют в спальне придавался благодаря мягким криволинейным линиям и обитым тканью стенам , напоминающим по углам паруса.



Заметны и нынешние блага цивилизации.

Еще одна комната первого этажа, бывший кабинет. К сожалению, интерьер его совсем не сохранился. Был утрачен и огромный камин из белого мрамора, считавшийся также очередным шехтелевским шедевром.

Переделка была осуществлена еще в 1910 году, придав комнате стиль неоклассики.



В ней, в первую очередь обращает на себя внимание богатая потолочная отделка в виде лепнины.



Ну и еще одно помещение, предоставленное к осмотру, столовая, собственно использующаяся по назначению по сей день.



Камин в ней отделан уникальной зеленой плиткой и тоже является главным украшением этой комнаты.





Здесь в отделке и меблировке Шехтель широко использовал мотивы английского модерна, что особенно заметно в решении потолков, обитых темными балками, и в форме шкафов и посудных горок, ныне заполненных преимущественно посудой Императорского Фарфорового завода.



После опять же недавней реставрации был воссоздан широкий и живописный орнаментальный фриз.



Ранее он удачно сочетался с люстрами из четырех плоских металлических спиралей с подвешенными к ним плафончиками в виде поникших цветов. К сожалению, до нас эти оригинальные люстры не дошли, сохранился лишь проект этого светильника.

Так же в ходе реставрации удалось сохранить оригинальный дубовый паркет в холле .



А при входе вот такую плитку



В конце осмотра и экскурсии нас ждал приятный бонус в виде свежесваренного ароматного кофе или чая на выбор. Казалось бы, пустячок, но когда еще предоставится возможно выпить чашечку вкусного австралийского кофе в шикарной шехтелевской обстановке.)



Что же касается дальнейшей биографии хозяйки этого особняка.

После 1910 -го года второй брак Дерожинской распадается. В это же время она встречает своего третьего мужа – Ивана Зимина, директора текстильного «Товарищества зуевской мануфактуры». Зимины, как и Бутиковы, были известными московскими старообрядцами. Вместе с новым замужеством меняется естественно и круг друзей Дерожинской. Родной брат Ивана Зимина, Сергей , был основателем собственного «Оперного театра», который позже был преобразован в филиал Большого. Пара прожила в усадьбе до революции, после чего была вынуждена эмигрировать в Италию.

О дальнейшей судьбе хозяйки с тех пор ничего неизвестно. Здание же в 1918 году было национализировано. Сперва в нем обосновался Культурно-просветительский центр украинской Рады, а затем – внешкольный отдел Наркомата просвещения во главе с Надеждой Крупской. С 1921 года сюда вселяется представительство Норвегии. Но после признания в 1924 году нового государства СССР, норвежская миссия, став посольством, переезжает в другой особняк. А в 1925 –ом в него заселяется китайская дипломатическая миссия, которая чуть позднее, преобразовавшись в посольство , обосновывается в стенах этого особняка на долгие тридцать лет. В здании были устроены канцелярии, а также жилые апартаменты посла и советника Китайской республики. Первоначальные интерьеры за столь долгое время подверглись значительным изменениям, причем далеко не в лучшую сторону. Холл был разделен перекрытием на два этажа, частично были разобраны камины, демонтированы плафонные светильники, исчезла некоторая мебель и частично стеновые панели, были закрашены и заклеены росписи. В результате этих переделок некоторые помещения и лишились своего первоначального вида.



Ну а с 1959 года в особняке прочно обосновывается посольство далекой Австралии, где и проживает поныне, следя и поддерживая ту обстановку, в которой посчастливилось жить после недавней реставрации в воссозданных интерьерах.

 

Добавил: Julia (28.05.2014) Просмотров: 935
| Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
0
2  
Спасибо Вам большое за отклик! И конечно же, за фрески!

1  
Спасибо за подробную и позитивную экскурсию.
Было приятно увидеть в том числе и свою работу в особняке.
Мы отвечали за восстановленные фрески по эскизам Борисова- Мусатова.
Работа доставила большое удовольствие.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]