ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 203
Главная » Путешествия » "Однажды ты пройдешь бульварное кольцо…" От Петровского до Волхонки...

"Однажды ты пройдешь бульварное кольцо…" От Петровского до Волхонки...

 

В конце прошлого года мы в два приема осуществили вылазку по всему бульварному кольцу.

Рассказ о первой прогулке, от Рождественского бульвара до Яузы, я успела опубликовать перед Новым годом

http://www.otzyv.ru/read.php?id=182465

И вот, настал наконец-то черед и второй части.

На этот раз мы отправились в обратную сторону, по Петровскому бульвару до улицы Волхонка, от все той же точки отсчета, Трубной площади, где снова была оставлена машина.

Так как выгул на этот раз получился задом - наперед ) , поэтому, и вся нумерация домов будет вестись с конца.

И ввиду того, что путь наш начался от Трубной площади, думаю, будет логично, начать повествование именно с нее.

Название сие связано с речкой Неглинкой, так как текла она по водостоку, проходившему по стене Белого города. "Стандартных" ворот в этом месте не было, в крепостной стене для реки было проделано специальное отверстие, в виде арки с железными решетками. Грубо говоря, вместо ворот была "труба".



В 16 веке на этой местности селились мастера, дравшие пшено, в 17-ом – типографы Печатного двора и мастера, изготовлявшие «грачи» - особые снаряды. Расположенная поблизости Трубная улица, ранее носила название Драчиха, а также Грачиха или Грачевка. С внешней стороны, за стенами Белого города с 17 века на площади находился рынок, где торговали, как нынче принято говорить, разными строительными материалами, срубами, досками, бревнами.



Когда в 18 веке стены Белого города были снесены, речку заключили в коллектор.

А огромная площадь получила имя Трубная. Так как вверху течения река была нетороплива, на месте нынешнего Цветного бульвара образовался пруд, который в 18 веке облагородили, сделав бассейн, и обсадив по берегам деревьями, а после Отечественной войны с французами, на месте пруда возник парк. И место бассейна занял бульвар, сначала называвшийся Самотечным, а позднее переименованный в Цветной, по находившимся на площади уже птичьего рынка, цветочным рядам.

Рынок на площади просуществовал до 1924 года.

В 19 веке место это, мягко говоря, славилось не очень хорошей репутацией.

Про находящийся здесь когда-то трактир "Крым", рассадник уголовников и бандитов, я рассказывала в первой части. А вот, что пишет о этих местах Владимир Гиляровский в своем очерке " на Трубе"( именно так в простонародье было принято называть Трубную площадь) : "В третьем этаже трактира гуляли барышники, шулера, аферисты и всякое жулье, прилично сравнительно одетое. Публику утешали песенники и гармонисты. Бельэтаж был отделан ярко и грубо, с претензией на шик. В залах были эстрады для оркестра и для цыганского и русского хоров, а громогласный орган заводился вперемежку между хорами по требованию публики.… Здесь утешались загулявшие купчики и разные приезжие из провинции. Под бельэтажем нижний этаж был занят торговыми помещениями, а под ним, глубоко в земле, подо всем домом между Грачевкой и Цветным бульваром сидел громаднейший подвальный этаж, весь сплошь занятый одним трактиром, самым отчаянным разбойничьим местом, где развлекался до бесчувствия преступный мир, стекавшийся из притонов Грачевки, переулков Цветного бульвара, и даже из самой «Шиповской крепости» набегали фартовые после особо удачных сухих и мокрых дел, изменяя даже своему притону «Поляковскому трактиру» на Яузе, а хитровская «Каторга» казалась пансионом благородных девиц по сравнению с «Адом»"



Но есть еще одно интересное здание, находящееся на площади по другую сторону. В1864 году купцом первой гильдии Яковом Пеговым совместно с кулинаром Люсьеном Оливье, наискосок от "Крыма" был построен изящнейший ресторан «Эрмитаж". Пегов и Оливье сами занимались оформлением интерьеров и устройством кухни. Благодаря кулинару трактир был известен как парижский ресторан высшего разряда.



Главной достопримечательностью в меню был тот самый, фирменный салат от повара под всеми нами знакомым названием "Оливье", способ приготовления которого держался в секрете!

Многие повара пытались скопировать этот салат, но, увы, достичь настоящего вкуса никому не удавалось.

И к сожалению, настоящий рецепт именно того самого салата не сохранился.

Нынешнее блюдо под этим французским названием, прочно "оккупировавшее" первые позиции на современных застольях, естественно, ничего общего с тем самым не имеет.

Удалось найти лишь версию 1904 года, уже переделанную после смерти самого Оливье. :

" 2 рябчика, 1 телячий язык, 1/4 фунта икры паюсной, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков или 1 банка омаров, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, 2 свежих огурца, 1/4 фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского масла"…

Честно признаться, не все ингредиенты лично мне, тут знакомы ).

Бывали в этом месте такие известные личности, как композиторы Николай Римский-Корсаков, Петр Чайковский, писатели Антон Чехов, Максим Горький, певец Федор Шаляпин. Именно сюда съезжался весь цвет московской знати после спектаклей. Шаляпин любил здесь петь. Максим Горький привозил в "Эрмитаж" артистов МХАТа, в 1902 году здесь отмечали премьеру его пьесы "На дне".

В роскошном белом зале проходили юбилеи разных знаменитостей. А в 1877 году в ресторане праздновалась свадьба Петра Чайковского. Отмечались Пушкинские дни, и Федор Достоевский произносил речь памяти великого поэта.



И даже этот первоклассный ресторан и тот выполнял не только свою прямую роль, но имел тут же, рядом, так называемый дом свиданий, официально разрешенный градоначальником, где происходили встречи не только с профессиональными девицами, но нередко и с замужними женщинами из общества для тайных бесед.

Здание не раз перестраивалось. В конце 19 века архитектором Чичаговым М.Н. и в начале 20 века архитектором Бони И.И. В 1911 году оно расширилось пристройкой по проекту архитектора Ф. Н. Кольбе.

В 1917 году ресторан "Эрмитаж" закрыли. А в 1920-м Моссовет переименовал его в "Дом крестьянина", и залы с лепниной и фресками Врубеля стали использовать как хранилище.



В советские времена тут находились сберкасса, поликлиника, министерство …



А в 1989 году был открыт московский театр "Школа современной пьесы".

После недавнего пожара труппа вынуждена была переехать в другое здание, на Тишинскую площадь. А само помещение пока находится в стадии восстановления.



В 1947 году в результате глобальной реконструкции, площадь была значительно расширена.

А март 1953 года был отметен трагедией, когда из-за скопления людей, которые шли в Колонный зал для прощания с И.В. Сталиным, на площади произошла давка, в результате которой погибли люди.



Ну и собственно, сам

 

Петровский бульвар…

 


Неширокая аллея, спускающаяся по склону речки Неглинной к Трубной площади, составляет 450 метров.



Свое название он получил от прилегающей рядом одноименной улицы, от Петровских ворот Белого города и Высоко-Петровского монастыря, находящегося поблизости.

Заложен он был в начале 19 века, в это же время между бульваром и Петровкой была построена гостиница по проекту В.Стасова. Это была одна из гостиниц, которые по указу императора были сооружены вдоль Бульварного кольца на месте бывших воротных башен.



Сильно пострадал бульвар во время пожара в войне 1812 года. Все здания и зеленые насаждения были тогда разрушены. На восстановление ушло целых шесть лет. Район этот стал торговым, и селиться здесь стали в основном купцы. В конце 19 века по бульвару проложили линию конки, в 1911 году заменённую трамваем. В начале 1941 году пустили троллейбус. В 1947 году бульвар был ограждён красивой чугунной решёткой, а вход на него с Трубной площади украсили двумя гранитными постаментами с чугунными вазонами.



Вот такой вид открывается нам солнечным воскресным утром на новодельную Трубную площадь и поднимающийся в горку Рождественский бульвар…



Строения, находящиеся сейчас под номерами с 21 по 23, сплошной новодел, выросший сравнительно недавно на месте исторической застройки 19 века. Современные "подделки" под старину, выглядят, по крайней мере, аккуратно, чисто и, в общем-то, в большинстве своем вписываются в исторический облик.



Когда то в одном из этих домов проживал художник А.К. Саврасов, еще в одном из зданий была открыта частная Театральная библиотека Р.Р. Вейхеля. В угловом доме в начале 20 века располагалась гостиница "Севастополь".

По другой стороне, дом под номером № 14.



Бывшая усадьба 19 века, перестроенная в 1892 году архитектором Чичаговым.

Под номером № 12 снова новодел.





Здания, постройки 19 века, были снесены в начале 90-х годов прошлого.

Ранее на этом месте располагалась Городская усадьба С.И.Цветкова.

На заднем плане сейчас хорошо просматривается семиэтажное здание Бизнес-центра «Петровское подворье», построенное с нарушением высотного регламента, и, естественно, нарушившее открывающуюся красивую панораму Высоко-Петровского монастыря. Наверное, самым главным украшением этого бульвара служит угловое здание, в Крапивинском переулке, где ныне расположилось Константинопольское Патриаршее подворье.



Рядом с подворьем находится церковь Сергия Радонежского в Крапивниках.





В 1883 году храм и прилегающие к нему земли были переданы Константинопольскому подворью - представительству Вселенского Патриарха в России. А в 1892 году по проекту архитектора С.К. Родионова было построено трехэтажное здание Подворья в византийском стиле. Мусульманский же орнамент на стене напоминает нам о том, что сама Византийская патриархия находится в мусульманской стране. В 90-х годах прошлого века, часть здания, выходящая на бульвар, была отреставрирована, внутренняя же до сих пор пребывает в аварийном состоянии.



Сам же маленький переулок, что расположился позади Высоко-Петровского монастыря, существует с начала 17 века, когда здесь была возведена церковь, называвшаяся в те времена «в Старых Серебренниках» или «в Сторожах». По имени церкви переулок также именовался Сергиевским или Старым Серебреницким. "Название Старые Серебреники связано с небольшой слободой серебряных дел мастеров, переселившихся сюда из прияузской Серебряной слободы (давшей имя современной Серебрянической набережной). В 1752году одним из домов владел коллежский асессор Алексей Крапивин. С начала 19 века за переулком закрепилось название Крапивенский. Сменилось и название церкви — по переулку она стала зваться церковь Сергия Радонежского «что в Крапивках»."

2-х этажный особняк напротив, под номером № 3, был построен после пожара 1812 года, и в 1840-х годах принадлежал известному театральному художнику И. Н. Иванову, декоратору Большого и Малого театров, а затем семейству Катуаров, предпринимателей и общественных деятелей в Российской империи.





"Старинный аристократический род Катуар де Бионкур (фр. Catoire de Bioncourt) был известен во Франции с середины 13 века. Родоначальник Жан Катуар имел земли в Монтане и был вассалом крупного аббатства Домартин."

"В России представители рода появились, спасаясь от революции. В 1821 году сын эмигранта Жан-Баптист Катуар де Бионкур принял российское подданство и стал именоваться Иван Катуар. Ему пришлось перейти в торговое сословие, —с 1825 года он значился купцом 1-й гильдии. После женитьбы на дочери известного московского виноторговца Анне Ивановне Леве открыл собственное дело: торговал чаем, сахаром, вином и москательными товарами
."

Далее по четной стороне бульвара, строения под номером №8, бывшая Городская усадьба Р. Е. Татищева, постройки 1778 года, архитектором которой является М.Ф.Казаков, позднее принадлежала его дочери Е. Р. Вяземской, а в 1860-е годы была перестроена новыми владельцами – Катуарами.





Изначально весь ансамбль состоял из главного дома, двух флигелей и корпуса служб. Нижний этаж центрального корпуса служит как бы постаментом для бельэтажа с антресолями. Первоначально на главной оси выделялся парадный подъезд с выступающими по бокам ризалитами, завершающимися треугольными фронтонами.



В 1869 году дом и флигели переделывались архитектором А. С. Каминским, уничтожившим подъезд, изменившим форму окон и декор верхней части дома.



В первом десятилетии 19 века усадьба перешла к дочери владельца Е. Р. Вяземской, а потом к ее дочери B. C. Ершовой. Обе, мать и дочь, были известными общественными деятельницами, и попечительницами в Благотворительных комитетах. Дети управляющего этим домом крепостного Ивана Куликова, жившие здесь, не без участия Вяземских, получили театрально-музыкальное образование. И. И. Куликов, стал артистом, музыкантом, драматургом, а обе дочери оказались на сцене Малого театра.



Здесь же провел детские и юношеские годы воспитанник Е. Р. Вяземской С. М. Любецкий, ставший впоследствии преподавателем Строгановского училища рисования, искусствоведом, автором книг по истории Москвы.



На противоположной стороне, дом под номером № 19, бывший особняк 19 века. Дом цехового Алексея Стрельцова.



Этот жилой дом был восстановлен после пожара 1812 года. В 1833-м в здании достроен пилястровый портик и деревянный мезонин, который до наших дней не сохранился. Затем дом получил нового хозяина, им стал врач-диагностик П. Пикулин.



Также известно, что именно в этом здании в 1850 году родилась Софья Васильевна Ковалевская, знаменитая русская женщина-математик.

Далее, под номером № 17, высокое строение "доходки".



Этот доходный дом Е. А. Депре был построен по проекту знаменитого архитектора Р. Клейна в 1901 году. А в 1934-ом «Интурист» надстроил здание двумя этажами. Фасад выполнен в стиле итальянского ренессанса наподобие некоего палаццо с обилием руста.

В тоже время заметны и барочные обрамления окон, и модерн проскальзывает. Владельцами этого дома были виноторговцы Депре, снабжавшие всю Россию шикарнейшими французскими винами. В огромных подвалах дома раньше находились винные склады фирмы «Депре». Теперь их занимают склады винзавода «Самтрест».

Примыкает к зданию, шестиэтажное строение под номером № 15, также с ярко выраженными чертами итальянского ренессанса.





Этот дом был выстроен в 1930-е годы по индивидуальному проекту. В средней части здания лоджии напоминают нам деревянную конструкцию. Внизу расположена арочная лоджия с балконами. На уровне третьего этажа группу окон обрамляет накладной наличник с парными полуколоннами и капителями.

Далее до пересечения с улицей Петровкой по нечетной стороне расположились симпатичные небольшие особнячки. Некоторые фасады сейчас пребывают в процессе ремонта и реставрации.



В доме под номером № 5 в 1927 году композитор Р. М. Глиэр написал музыку к первому советскому балету «Красный мак». Бывали в этих стенах и многие другие знаменитые личности: А. И. Хачатурян, С. С. Прокофьев, Т. Н. Хренников, А. Я. Эшпай…



В торце бульвара, находится, уже описанная выше, бывшая гостиница "У Петровских ворот".



Перейдя не менее интересную улицу под названием Петровка, заслуживающую, несомненно, отдельного подробного рассказа, мы попадаем на следующий,

 

Страстной бульвар

.

Из всех бульваров кольца, этот, самый широкий.

А название свое получил от располагавшегося когда-то на своей территории Страстного монастыря. На месте будущего монастыря встречали чудотворную Страстную икону Божией Матери, привезенную из Нижегородской области. И в 1649 году царь Алексей Михайлович повелел основать Страстной женский монастырь, по имени которого и назвали площадь Тверских ворот - Страстная, а потом и местный бульвар. Это имя Страстная площадь носила до 1932 года. А более подробно об истории монастыря чуть позднее. Территория же от нынешней улицы Большая Дмитровка до Петровки в 18 веке носила название Сенной площади. Днем на ней шла активная торговля сеном. А с наступлением темноты на площадь вываливались разбойники, грабившие проходящих мимо городских жителей.

В 1820-е годы бульвар не представлял из себя ничего особенного - это была обычная узенькая аллея из двух ровных рядов деревьев. В 1872 году, объединив Сенную площадь с аллеей, домовладелица Е. А. Нарышкина выделила деньги на обустройство бульвара. И в ее честь он стал называться Нарышкинским садом.

Сейчас это место напоминает нам чем-то некий старинный парк в миниатюре, в глубине которого можно встретить несколько интересных памятников, посвященных известным и знаменитым людям.

Со зданиями под номерами №№16 и 14, одно из которых находится на пересечении с улицей Петровка, я можно сказать, знакома не понаслышке. На протяжении почти шести лет беззаботной и в какой-то степени безбашенной молодости, периодически приходилось в них бывать, так как почти до конца 90-х здесь был расположен Московский Авиационный Технологический институт. Ныне, МГАТУ им. Циолковского, центральные и основные факультеты которого расположены в Кунцево.



Ранее, еще в 1699 году на этом месте находилось Подворье Московского Высоко -Петровского мужского монастыря. Но с середины девятнадцатого столетия часть строений обитель начала сдавать внаем. Именно в то время здесь появляется гостиница «Петровская». Одним из ее знаменитых жильцов в 1880-е годы стал врач С.С. Голоушев, который был известен в творческой среде как писатель-искусствовед и художник под псевдонимом "Глаголь".

Немало "интересных " подробностей было связано с этой гостиницей. Ходили слухи о якобы располагавшихся на первом этаже «нумеров» публичного дома, переделанных в последствие под аудитории. А в послереволюционный период одну из коммунальных квартир на Петровке № 27 занимал известный архитектор К.С. Мельников.

В 1920 году в здании разместился электромашиностроительный институт, который основал инженер-электрик Я.Ф. Каган-Шабшай, причем на собственные деньги. Спустя некоторое время учебному заведению присвоили статус государственного, и он стал носить имя своего основателя.

В 1931 году здание перестроили по проекту архитектора Александра Фомина. И строение, за счет специфических узких окон-бойниц и шикарного витража, расположенного над входом в угловой части, приобрело с тех пор конструктивистский стиль.

С сентября же 1947 года в эти помещения начинает переезжать Московский Авиационный Технический институт. Сначала здесь разместили институтскую библиотеку, затем кафедры сопромата и технологии авиаприборостроения. Полностью корпуса по Петровке и Страстному бульвару перешли в ведение МАТИ к июню 1949 года.

Во времена же моей учебы, большую часть времени все же приходилось проводить в здании на Ульяновке. На Петровке, кроме нескольких кафедр, до переезда в Кунцево оставалась администрация и ректорат.

Тем не менее, я хорошо помню, большой вестибюль, первый раз внутри которого я оказалась еще будучи школьницей, пришедшей оформляться на подготовительные курсы. Вспоминается большая мемориальная доска с фамилиями матевцев, погибших во время второй мировой войны. Далее проходная с вахтером. Под лестницей находился небольшой вход во внутренний дворик. На втором этаже вдоль коридора располагались аудитории, в конце актовый зал, перед которым размещались кабинеты начальства, ректорат, деканат одного из факультетов.



Что касается здания под номером № 14, примыкающего вплотную, возведено оно было также в 1930-х годах архитектором В. Фоминым специально для Электромашиностроительного института имени Каган-Шабшая.



После переезда института, бывшие учебные аудитории заняли офисы, магазины и рестораны. Ныне в угловом здании находится бизнес-центр под названием "Венский дом".

Напротив , на противоположной нечетной стороне бульвара находится здание, заслуживающее по-хорошему отдельного рассказа.

Памятник архитектуры, постройка 1826 года, легендарного Осипа Бове. Монументальное строение в стиле русского классицизма, украшенное 12-ти колонным портиком, бывшая Ново-Екатериненская больница. Ныне предстает перед нами во всей своей красе на этапе завершающейся реставрации.









Изначально владение на углу Страстного бульвара, и улицы Петровка, принадлежало князьям Гагариным. Главный дом усадьбы и полукруглый служебный корпус слева от него были построены в стиле классицизма. Предположительно, автором проекта был известный архитектор М.Ф. Казаков. В 1802 году усадебный дом был сдан в аренду Английскому клубу, который находился здесь до 1812 года.

Именно это здание было описано в романе Льва Толстого «Война и мир», когда в 1806 году здесь был организован торжественный прием в честь П.И. Багратиона.

После взятия Москвы французами в доме располагался штаб главного интенданта. Одним из интендантских офицеров был Анри Бейль - будущий известный французский писатель Стендаль.

В 1821 году был восстановлен полукруглый служебный корпус. А с 1826 года началось восстановление главного дома по проекту архитектора О.И. Бове. В 1828 году здание было куплено казной и отдано приказу общественного призрения. В 1833 году в восстановленный дом переехала больница, получившая название Ново-Екатерининской. На фронтоне здания появилась дата ее основания - 1775 год. В те времена она была крупнейшей в Москве и могла принять 250 человек всех званий и состояний. Для бедных слоев населения лечение здесь было бесплатным. На базе больницы были открыты клиники медико-хирургической академии, а с 1846 года - медицинского факультета Московского университета.



В 1849 году здесь была создана первая в России кафедра патологической анатомии. В клиниках работали многие известные врачи. Будучи студентом, здесь проходил практику будущий писатель, А.П. Чехов. В советское время в здании располагалась городская клиническая больница № 24. В 1980-х годах основная часть была переведена в другое место, в 2009-ом больница полностью переехала на Писцовую улицу, а здание было передано городу.

На площадке перед бывшими Петровскими Воротами, где в 90-е находились какие-то кафе и пивнушки, в 1995 году был установлен памятник В.С. Высоцкому.





В центре бульвара в 1999 году был установлен памятник С.В. Рахманинову. Скульпторами его являются О. Комов и А. Ковальчук.



Фотография была сделана весной, в день Победы.

Еще один памятник, писателю Александру Твардовскому, находится уже рядом с Нарышкинским проездом,



Четырехэтажное здание под номером № 12,





это "доходка", возведенная 1894 году Адольфом Эрихсоном, на месте сада, прилегавшего к дому купца Ф. Пика. Здание восстанавливалось в 1970-е годы архитектором Н. Г. Крейном. До революции здешние помещения сдавались Гимнастическому обществу, где тренировались братья Анатолий и Владимир Дуровы, а на занятия гимнастов и фехтовальщиков заглядывал Антон Павлович Чехов.

Несомненно, привлекает внимание и здание под номером № 10, характерный образец застройки начала 19 века.



Когда-то здесь находилась фамильная усадьба Власовых. Затем размещался редакторский корпус Университетской типографии, здание которого было капитально реконструировано по проекту архитектора Н.П. Соболевского. В начале 19 века дом принадлежал Е.В. Новосильцевой, являвшей единственной наследницей рода екатерининских фаворитов Орловых. Позднее здесь была открыта университетская книжная лавка Ширяева, которую неоднократно посещал Пушкин. А на втором этаже располагалась квартира редактора «Московских ведомостей» князя Петра Шаликова.

Ныне весь комплекс типографских зданий принадлежит Всероссийскому театральному обществу, в здании размещается Союз театральных деятелей, издающий собственный журнал под названием «Страстной бульвар, 10».

На противоположной стороне под номером № 13 в глубине сада расположился особняк 19 века,



Здание под номером № 11, постройки 1890-х годов, бывший дом С. И. Елагиной, архитектора Александра Драницына.



Со стороны бульвара фасад особняка выполнен в стиле неогрек, который претерпел некоторые изменения согласно тогдашней моде конца 19 века.

До революции особняк принадлежал потомственной почётной гражданке С. И. Елагиной. С 1920 по 1939 год в здании располагалась редакция журнала «Огонёк». Здесь же работал журналист Михаил Кольцов, главный редактор «Огонька», возобновивший издание журнала после революции.

Далее, по нечетной стороне Страстной бульвар за Нарышкинским переулком сейчас именуется Большим Путинковским переулком. В 1993 году проезду вернули его историческое название, но нумерация домов по переулку и по нечётной стороне Страстного бульвара является общей.



Четырехэтажное здание под номером № 5,



"доходка", построенная в 1878 году по проекту и под непосредственным руководством архитектора Николая Тютюнова для Московской 1-й женской гимназии ведомства учреждений императрицы Марии. В начале 20 века помимо гимназии здесь размещался Музей наглядных пособий по естествознанию. А с 1905 по 1917 годы жил и работал композитор Сергей Рахманинов. С 1938 года в здании размещался Всесоюзный Радиокомитет, откуда в военные годы диктор Юрий Левитан передавал сводки Совинформбюро. Ныне здание занимает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Несколько лет назад это историческое здание, известное так же под сокращённым названием «Роспечать», было отреставрировано как строение, занесённое в списки зданий, относящихся к категории объектов историко-культурного значения.

Также не может не обратить на себя внимание величественное здание под номером № 8 , на углу с улицей Большая Дмитровка.



Доходный дом княгини Ливер М.А. был сооружен в 1910 году по проекту архитектора С. В. Баркова в стиле неоклассики с богато декорированным фасадом. Угловая ротонда, примыкающая к дому, была выстроена в конце 1880-х годов по проекту знаменитого архитектора Р. И. Клейна. В первой трети 19 века оно было одноэтажным, с антресолями. Но дом неоднократно надстраивался и перестраивался, пока не приобрел современный вид. В разное время здесь жили: артист А. Н. Глумов, художник В. В. Всеволожский.

В 1840-х годах собирался салон Д. Н. Свербеева. А В 1841 году в здании жил основатель Археологической комиссии, и основатель «Строгановского училища» граф С. Г. Строганов.

Под номером № 4 находится доходный дом К.А.Горчакова, 1901 года постройки , архитектора А.Ф.Мейснера.



Фасад имеет симметричную композицию. В центре находится проездная арка. Главный акцент сделан на четыре двухколонных портика, объединенных массивным карнизом над окнами пятого этажа. Также очень интересно смотрятся балконы в виде пленных корзиночек для цветов.

Таким образом, мы дошли до нынешней Пушкинской площади, первоначально имеющей название Страстной.

На ее месте в конце 16 века находились ворота, называвшиеся Тверскими, возле которых в 17 веке селились кузнецы, а рядом возникали торговые лавки.

После сноса Тверских ворот в 1720 году на образовавшейся площадке в течение 18 века несколько раз возводили триумфальные арки для въезда императоров во время коронации или для торжественной встречи войск после одержанных ими побед.

В конце 18 века стены Белого города были разобраны. На их месте началось создание бульваров, первым из которых был Тверской, расположенный напротив площади через Тверскую улицу.



В 1654 году на площади был основан Страстной монастырь. Обитель несколько раз перестраивалась и горела. В середине 1770-х годов было уничтожено все, кроме Боголюбской иконы и образа Святого Иоанна Воина. Императрица Екатерина II приказала восстановить монастырь заново, что и было сделано. Однако пожар 1812 года опять разрушил обитель. В скором времени его отстроили вновь. Это было большое и величественное сооружение с главным соборным храмом во имя Страстной иконы Божией Матери, а также трапезной, зданием Ксениевской церковно-приходской школы, надвратной церковью святого Алексия. В 1855 году в монастыре по проекту архитектора Михаила Быковского была построена стена с башнями и колокольня, ставшая новой доминантой площади.



В 1928 году после прихода большевиков, монастырь был закрыт, в нем был создан антирелигиозный музей. А в 1937 году все строения были снесены. Годом раньше площадь поменяла имя со Страстной на Пушкинскую в связи со столетием гибели поэта. Несмотря на то, что монастырь был, по сути, варварски уничтожен, икона Страстной иконы Божией Матери все же уцелела. На сегодняшний день она находится в церкви Воскресения в Сокольниках.

В 1880 году напротив Страстной площади на Тверском бульваре был торжественно открыт памятник А.С. Пушкину. В 1950 году он был перенесен на площадь, носившую имя поэта. Тогда же на Пушкинской площади по проекту архитекторов А. М. Заславского и М. А. Минкуса был разбит сквер и установлены фонтаны.





В 1961 году здесь открылся знаменитый кинотеатр «Россия». В 1997 году его реконструировали, и он получил название "Пушкинский". Совсем недавно здание подверглось очередной реконструкции и стало театром-мюзиклом, которому вернули прежнее название - «Россия».





В 1975 году было построено новое здание редакции газеты «Известия». Архитектурный проект был исполнен архитектором Юрием Николаевичем Шевердяевым.



К сожалению, как у нас обычно происходило, здание известной газеты построили на месте, где стоял бывший особняк М.И. Римской-Корсаковой, называемый в дореволюционной Москве «домом Фамусова». Дело в том, что Марию Ивановну считали прототипом Софьи Павловны Фамусовой из грибоедовского «Горе от ума».



В гостях у барыни бывали многие знаменитые люди, среди которых и два Александра Сергеевича – Пушкин и Грибоедов.

А о находившемся когда то на площади монастыре, нам сейчас напоминает лишь памятный камень, установленный в память 200-летия первой божественной литургии, проведенной в монастыре по случаю освобождения Москвы от наполеоновских войск 1812 года.

Добавил: Julia (25.03.2015) Просмотров: 539
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]