ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202
Главная » Путешествия » Необычный кусочек Лефортово…или всем любителям конструктивизма посвящается…

Необычный кусочек Лефортово…или всем любителям конструктивизма посвящается…

Часть 2.здесь.

 

Итак, сегодняшняя наша прогулка по одному, довольно старому, но при этом не очень центровому району Москвы, будет посвящена, я бы сказала несколько нетрадиционным, в обычном понимании этого слова, красотам и достопримечательностям нашей белокаменной.
А отправляемся мы на встречу с неоднозначным направлением в архитектуре, возникшим на заре 20 века, в период становления молодой советской республики, название которому - конструктивизм.
"Конструктиви́зм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР."
Наверное, стоит признать, что далеко не каждому простому обывателю может быть интересно изучение этого, "малокрасивого" как может показаться на первый взгляд, и малопривлекательного стиля в архитектуре.
И уж тем более, далеко не каждому из нас придет в голову съездить развеяться, погулять и полюбоваться красотами в райончик, кишмя кишащий бывшими и нынешними заводами и фабриками, находящийся неподалеку от одной из самых загруженных пробками автомагистрали города под названием шоссе Энтузиастов (или ЭнтузАзистов ))), кому как больше нравится!!!
Да и станция метро под названием Авиамоторная с находящейся рядом одноименной улицей, как-то не придает большинству из нас этого самого ЭнтузАзизма.
Поэтому, сегодняшняя вылазка посвящена в первую очередь особо ограниченному кругу любителей-гурманов, интересующихся историей архитектуры.
История, она ведь словно песня, слов из нее не выкинуть, и пусть непродолжительный, но довольно ощутимый период этого интересного, необычного стиля, зародившийся в нашей, тогда еще молодой стране, в ней присутствовал. И, конечно же, не обошел стороной нашу столицу. Стиль этот довольно строг, отличается довольно лаконичными формами и в принципе, монолитностью внешнего облика.
Наверное, к самым ярким представителям в этой архитектурной среде стоит отнести таких монстров –архитекторов, как братьев Весниных, М. Я. Гинзбурга, К.Мельникова. А про французского творца по имени Ле Корбюзье, думаю, лишний раз уж точно напоминать нет нужды.
Ну а если такая надобность имеется, более подробно ознакомиться, к примеру, с его главным творением, разместившимся в самом центре города, на улице Мясницкой, можно пройдя по этой ссылке:
http://www.pirozhkova.ru/publ/moskva/arkhitekturnyj_avangard_fomina_i_eshhe_odna_iz_semi_stalinskikh_vysotok_na_ploshhadi_krasnykh_vorot/6-1-0-105

Многие другие шедевры этих, не побоюсь такого пафосного слова, гениев, разбросаны по всему городу. Что-то дожило до наших времен в очень приличном состоянии, можно сказать цветет и продолжает процветать, что-то, увы, потеряно, а что-то, если не предпринять в ближайшем будущем никаких действий, скоро уйдет в небытие…
Район, по которому мы сегодня идем гулять, в общем-то сохранил свой первоначальный облик довольно неплохо. И отличается, прежде всего, обширным ансамблем застройки домов в конструктивистском стиле, появившихся здесь в 20-30 годах прошлого века.
Да и название носит, довольно своеобразное, и даже без стакана ) трудновыговариваемое!
Это так называемая Данга́уэровская слобода́, в простонародье Дангауэровка.
Ранее в этих местах находился поселок, в котором жили рабочие завода Дангауэра и Кайзера, находившегося поблизости.
Еще в 19 веке неподалеку от находившегося здесь тогда Владимирского шоссе, немецкими коммерсантами Генрихом Карлом Дангауэром и Христианом Вильгельмом Кайзером был основан котельный и литейный завод Дангауэра и Кайзера, после революции, кончено же, национализированный и переименованный сначала, в «Котлоаппарат», а позднее, в 1931 году, в завод «Компрессор», ставший крупнейшим производителем компрессорного и холодильного оборудования в нашей стране. Также, знаменателен факт, что в годы войны на заводе был налажен выпуск легендарных "Катюш".
А вот строки из статьи, опубликованной в начале 20 века, в газете "Правда"…:
"Здесь, в пыли и унынии, кончался город. Кривая, угрюмая улица лениво всползала на бугор и упиралась в шлагбаум. Полосатое бревно со скрипом ворочалось на ржавом шкворне, пропуская телеги. Дальше, теряясь в Измайловском лесу, простиралась кандальная Владимирка, арестантский тракт из Москвы в Сибирь.
У Горбатого моста, слева от Дангауэровской слободы, ссыльные прощались с жёнами. По обе стороны дороги стояли заплаканные женщины с узелками в руках. Конвойные гнали партию дальше, и, оглядываясь в последний раз, арестанты видели тоскливое, гнетущее сердце убожество Дангауэровской слободы, её сгорбленные хибарки, кособокие заборы, непросыхающие лужи и босоногих зачумленных ребят, высыпавших на дорогу. Это прощальное видение города оставалось в душе горьким воспоминанием. Казалось, заодно с жёнами неутешно горюет каждая улочка московской рабочей окраины, провожая на каторгу своих сынов…
."
Картинка, судя по строкам из статьи, предстает пред глазами, мягко говоря, жутковатая…
"Но вот вправо от шоссе Энтузиастов, там, где кончался когда-то город и начинали свой этапный путь царские узники, стоят два девятиэтажных дома, открывая широкий Центральный проезд, озеленённую просторную улицу, всю в пятиэтажных домах. Трамвайная остановка так и называется: «Новые дома». Трамвай уходит дальше по шоссе, город продолжается, большой, шумный, многоэтажный город с магазинами и яркими фонарями, с асфальтом и стоянками такси. Где началась окраина? У заставы или у Горбатого моста? Трудно сказать, где мы расстались с городом, и попали на окраину. На улице Горького такие же вот кирпичные громады. Универмаг и школа в точности такие же, как и те, что расположены в районе Арбата и на Красной Пресне. Это — органическая часть города, включённая в высоковольтную сеть реконструкции, ее продолжение…"

План застройки нового, показательного, так называемого "соцгородка", появился в 1928-29 годах, и был выполнен трестом «Мосстрой». Генплан "Новой" Дангауэровки проектировали два основных архитектора М. Мотылев и В. Вегнер. Поселок был запланирован для проживания 45 тысяч человек на площади в 50 гектаров.
Первым в 1929 году был построен угловой дом под номером № 49/1 по Авиамоторной улице по проекту архитекторов И. А. Звездина и Е. Ю. Шервинского.
К 1931 году была реализована только малая часть проекта, появился еще один проект, создания рядом с посёлком огромного Электрогородка — промышленной зоны, где располагались бы предприятия, связанные с энергетикой. По новому плану территория этого городка занимала часть территории, изначально выделенной под рабочий посёлок.
Корпуса должны были располагаться параллельно Авиамоторной улице. Но когда соорудили только три из них, от строительства Электрогородка решено было отказаться. Однако территория между Авиамоторной улицей и окружной железной дорогой все же позже была застроена промышленными предприятиями, а не жилыми домами, как это предполагал более ранний проект 1928 года.
Также, к проекту Электрогородка относятся так называемые «дома для американских специалистов», располагающиеся сейчас на Кабельной улице. Но обо всем по порядку!
Официально, в состав "Дангауэровки" входят следующие жилые кварталы:
Авиамоторная улица, 14; 20/17; 22/12; 26/5; 28/4, стр. 3, 4, 7; 49/1; 51, стр. 1
2-я Кабельная улица, 4; 10
3-я Кабельная улица, 2; 4/28
Улица Пруд-Ключики 3; 5
Шоссе Энтузиастов 18; 20; 20а; 20б; 20в; 22/8

Мы же пройдем по Авиамоторной более тщательно, и рассмотрим  другие, наиболее интересные ее строения. А затем переместимся чуть в сторону, к Андроникову монастырю, буквально у стен которого находится еще один, значимый в конструктивистском плане объект, переживающий сейчас далеко не лучшие свои времена.
Машинку удалось припарковать довольно удачно, аккурат во дворах между шоссе Энтузиастов, Авиамоторной и 2-ой Кабельной улицами, где расположена как раз одна из интересностей этого района, квартал так называемой "строчной застройки" с домами под №, 18, 20, 20А, 20Б, 20В,22/8, числящихся по шоссе Энтузиастов.
От интересного дома с довольно выразительным фасадом, выходящим на само шоссе Энтузиастов,

отходят параллельно друг другу три пятиэтажки, казалось бы, одинаковые на первый взгляд. Но это совсем не так. Все дома здесь разные. Отличаются и строением крыши, оконных проемов, балконов.

Квартиры в домах такого типа состоят из 3-4 комнат с общей кухней и туалетом. Такой роскоши, как ванны, тогда не было. В те времена мылись либо в тазике, либо ходили в баню. Квартиры, конечно же, были коммунальными. Заселяли в них по несколько семей. Норма жилой площади на одного человека в те годы составляла около 6 кв.м., высота потолков в домах такого типа обычно три метра. Да и далеко ходить не надо. Ваша покорная слуга строчит эти строки в стенах практически точно такого же здания, лишь несколькими годами помоложе. С такими же трехметровыми потолками, и эксклюзивной ванной с полноценным окном, выходящим во дворик, где когда-то можно было встретить "каменного Ильича".
На 2-ю Кабельную выходит довольно опрятный домик, с обновленным фасадом.

Дом под № 22, по Авиамоторной, построенный по проекту архитектора Н. Молокова, под названием "дом Ударников".

Отличается он необычным фасадом. Особая изюминка кроется здесь в компоновке объемов, украшают фасад и некоторые дополнительные детали, такие как обрамление окон, и геометрический орнамент на балконах. Данная постройка Молокова является как бы некой «визитной карточкой» района. На первом этаже размещались — гастроном, аптека, ателье и другие предприятия службы быта. Ведь кроме жилой застройки, также тщательно была продумана и инфраструктура района. Школы, детские сады, пожарная каланча... Задумывался некий отдельный город в городе.

Напротив, дом под № 49, первый, появившийся на улице Авиамоторная в 1928 году. Был построен архитекторами И. А. Звездиным и Е. В. Шервинским.

Далее, по четной стороне улицы под номером №26, находится еще одно довольно необычное в архитектурном плане строение, это типовое здание школы, выстроенное по проекту Д. Фридмана, применившего так называемый, "упрощенный ордер".

Украшением здесь служит расположенный по периметру всего здания, карниз под крышей. Обращают на себя внимание и три ряда окон, расположенные на главном фасаде. Ныне здесь располагается НИИ "Интеграл".
Школа появилась на этом месте вместо ряда запроектированных жилых домов. После войны в этих краях размещалось здание школы НКВД, школа конной милиции и детский сад, который до наших дней не сохранился.
С Авиамоторной мы сворачиваем на 3-ю Кабельную улицу.
Здесь перед нами предстает довольно монументальное здание, под номером № 1

В котором нынче располагается университет МФЮА и музей внешней разведки.
Напротив, еще одна изюминка Дангауэровки. Так называемый квартал "американских домов". Дома эти были построены для иностранных специалистов, приглашенных модернизировать завод "Рускабель" и образуют в плане квадратный сквер, в центре которого по сей день находится статуя дедушки Ленина. Владимир Ильич изображен в виде рабочего, с кепкой в руке.

Два симметричных дома сложной и интересной конфигурации, S-образной формы, были построены по проекту М. Мотылева в 1929 году. Дома эти довольно длинные, большие, в 13 подъездов.

Бросается в глаза несколько необычный, закругленный угол крыши.
Далее, мы снова держим путь по Авиамоторной улице.
Дом под номером № 55-ныне здесь находится НИИ прикладной механики им. академика В. И. Кузнецова.

Следующее монументальное строение, а точнее, целый комплекс, разместившийся под №57, за плотными рядами колючей проволоки, Морской НИИ радиоэлектроники "Альтаир", основанный в 1933 году.

Центральное здание, почти дворец, украшенный по бокам симметричными башенками.
Предприятие является разработчиком зенитных ракетных комплексов и РЛС морского базирования.

Почти сразу за зданием научно-исследовательского института находится один из шедевров конструктивизма. Это бывший гараж Госплана, последнее творение архитектора Константина Мельникова постройки 1936 года.

Чертежами гаража занимался архитектор В.И. Курочкин, работавший в архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 7, возглавляемой К. С. Мельниковым, а сам Мельников фасадами и общей композицией. Комплекс состоит из одноэтажного помещения для автомашин, которое освещается большим, выходящим в сторону Авиамоторной улицы круглым окном и четырёхэтажного корпуса мастерских.

Белые вертикальные полосы напоминают нам радиатор старинного автомобиля.

А это, не что иное, как огромная фара. Когда-то в ней находилась столовая. Рядом одноэтажный корпус напоминает нам крыло автомобиля.

Несмотря на то, что в 1990 году, к 100-летию со дня рождения К. С. Мельникова, этот гараж был включён в список объектов культурного наследия Москвы регионального значения, здание все же подвергается перестройкам. Да и находится сейчас в общем-то в состоянии, далеком от идеального.

Tripster - экскурсии от местных жителей

Sputnik8 - онлайн-бронирование экскурсий

Vivaster - туры и экскурсии по всему миру

Продолжение....Часть 2.здесь.

Добавил: Julia (17.05.2017) Просмотров: 85
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]