ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202
Главная » Путешествия » Архитектурный авангард Фомина и еще одна из семи сталинских высоток на площади Красных ворот.

Архитектурный авангард Фомина и еще одна из семи сталинских высоток на площади Красных ворот.

Продолжая рассказ о московских сталинских высотках,
http://www.otzyv.ru/read.php?id=149389
http://www.otzyv.ru/read.php?id=149203
http://www.otzyv.ru/read.php?id=148852
в этом повествовании речь пойдет о комплексе зданий, сконцентрированных на одном, можно сказать, московском «пятачке», если мыслить широкими городскими масштабами.
Это площадь Красных ворот, на которой удачно расположились по соседству пара зданий советского архитектурного авангарда, высотное административно-жилое здание и еще несколько объектов неподалеку на Садовом кольце и Мясницкой улице.
Расположена площадь между Садовой - Спасской и Садовой - Черногрязской улицами, Мясницким проездом, Хоромным тупиком и Боярским переулком.
Немного прогулявшись в исторический экскурс, можно понять, откуда такое красивое название у этой местности.

Еще в 17 веке нынешняя площадь называлась Капитанская слобода, так как здесь
жили иноземные офицеры организованных Петром I солдатских
полков.
Пётр I ездил в Преображенское именно по Новой, а не по старой царской дороге, что шла по Покровке и Старой Басманной.
До 18 века здесь проходил Земляной вал, в котором существовал пролом на современную Басманную улицу, тогда еще занятую огородами Басманной слободы. С внутренней стороны вала к теперешней улице подходила дворцовая Огородная слобода, в которой с конца 17 века стояла церковь Трех Святителей в Огородниках. С внешней же стороны вала к ней примыкала Басманная слобода.
По случаю победы над шведами в 1709 году у пролома в Земляном валу установили красивые деревянные арки – триумфальные ворота, а на месте огородов перед воротами была устроена большая площадь. В 1737 году случился пожар, и триумфальные ворота сгорели, но в 1742 году московское купечество построило на их месте новые для въезда на коронацию в Кремль царицы Елизаветы Петровны, которые тоже простояли не долго и были уничтожены огнем. И уже в 1757 году архитектор Дмитрий Ухтомский соорудил другие ворота, но уже каменные. До середины 18 века они назывались Триумфальными, а с тех пор, когда движение от центра города в Красное село стало проходить по этому пути, их стали именовать Красными.
После 1812 года Земляной вал срыли, а площадь перед Красными воротами застроили.
В первом доме, на углу площади и Каланчевской улицы в 1814 году родился Михаил Лермонтов, крестили его в церкви Трех Святителей, стоявшей рядом.
В 1928 году Красные ворота, как мешавшие транспорту, в связи с расширением Садового кольца, разобрали, тогда же снесли и церковь Трех Святителей. Позднее на ее месте был построен вход на станцию метро «Красные ворота»,

а на месте дома, где родился Лермонтов, теперь стоит одна из семи сталинских высоток.
Поэтому, площадь в 1941 году была переименована в Лермонтовскую, и просуществовала с таким названием до 1994 года. А в центре ее сейчас возвышается памятник великому поэту.

В позапрошлогодней прогулке по Басманным улицам http://www.otzyv.ru/read.php?id=110216 я немного рассказывала про здешние здания и сооружения: Куракинскую богадельню, дворец князей Куракиных, церковь Петра и Павла, и про остальные интересные дома этой исторической местности.
Поэтому, сегодняшний рассказ об очередной экскурсии с Константином Гацунаевым будет посвящен главным образом эпохи советского авангарда, конструктивизма и сталинского классицизма 20-40-х годов.

Итак, первый наш объект, унылое здание мышиного цвета, создающее далеко невеселый вид Садовой-Черногрязской и Новой Басманной улицам, и, пожалуй, даже в некотором образе, портящее своей серостью окружающий московский пейзаж.

Это дом-«паровоз», здание Народного комиссариата путей сообщения, затем здание МПС, а ныне - вотчина РЖД, (причем в округе к этой аббревиатуре относятся очень многие строения, сказывается близость «Трех вокзалов»). Построил это здание выдающийся советский архитектор, мастер авангардного строительства Иван Александрович Фомин. Здание было полностью перестроено в 30-е годы из бывшего института для благородных девиц имени императора Александра III в стиле конструктивизма, объединено с соседним зданием и увенчано башней с большими часами, которые прекрасно видны и с Садового кольца, и с Новой Басманной, и от Каланчевской площади. Башня долгое время была самым высоким сооружением в округе. «Ощущение движения создают ритмично расставленные в нижнем этаже характерные для Фомина полуколонны без капителей, повторяющие ритм оконных проемов, унаследованных от старого здания. В правой части здания устроен сквозной проезд, полуколонны превращены в колонны и дом поднят на «ножки». Поэтому постройка вызывает ассоциации с движущимся локомотивом.» Сам же Иван Александрович называл свое детище шутя «пролетарской классикой».
Неподалеку находится еще одно произведение этого архитектора - поликлиника наркомата путей сообщения, МПС, ныне ведомственная поликлиника РЖД.

Строение числится по Новой Басманной улице под №5. Это более ранняя постройка, 1928 года.
Но, главным украшением этой площади, на мой взгляд, является еще один шедевр эпохи сталинского классицизма, один из семи московских небоскребов, административно-жилое здание – «Высотка на Красных воротах».

Построено оно было в 1952 году. А спроектировано известными архитекторами Алексеем Николаевичем Душкиным ( известным нам по многочисленным своим проектам станций метро, зданию Детского мира) и Борисом Сергеевичем Мезенцевым.
Здание у Красных ворот самое низкое из всех, 138 метров и всего 24 этажа. Но благодаря своему месторасположению (находится оно на одном из самых возвышенных мест Садового кольца), может вполне тягаться с 36-этажным комплексом Университета.
Боковые корпуса имеют высоту от 11 до 15 этажей. Под корпусом, выходящим на Каланчёвскую улицу, находится один из выходов со станции метро Красные ворота. В этом же крыле, на первом этаже, так же как и в других высотных зданиях, расположились различные магазины.
Высотка у Красных ворот проектировалась министерством путей сообщений, которое для этого провело небольшой конкурс, на который было представлено два основных проекта: главного архитектора МПС Алексея Николаевича Душкина, занимающегося в то время проектированием станций метро, и проект архитектора Волошина. В проекте Душкина главный фасад здания был повернут в сторону Садового кольца, а в другом – в сторону Каланчевской улицы. В результате, был выбран первый, Душкинский, вариант.
Однако от утвержденного проекта до реализованной постройки здание очень сильно изменилось. Первоначальный проект Алексея Николаевича напоминал по стилю чикагский офисный небоскреб, который резко отличался от всех других проектов высоток. Поэтому сей вариант не «прокатил» и совместно с архитектором Борисом Сергеевичем Мезенцевым начал разрабатываться более вытянутый высотный объем. Мезенцев в основном занимался деталями и разработкой фасада, а Душкин совместно с инженером разрабатывал всю планировочно - конструктивную основу. Тут стоит отметить, что высотка у Красных ворот явилась самой сложной по технологии возведения.
Оказывается, при ее строительстве использовался уникальный строительный прием. Одновременно с возведением высотной части сооружался и новый вестибюль станции метро «Красные ворота». Однако существовал риск, что плывучий грунт зальет котлован строящейся станции. Для предотвращения этого риска было решено заморозить грунт с помощью мощных холодильных установок, и уже на замороженном грунте возводить здание. Но, оттаяв, грунт неизбежно просел бы, а построенное здание неминуемо накренилось. Зная это, строители намеренно накренили строящееся здание – в противоположную сторону. Но поначалу отклонение от вертикали было так заметно, что люди писали жалобы на нерадивых строителей, строящих здание с таким существенным «браком». Многочисленные проверки стоили главным архитекторам и инженерам не малых «попорченных нервов». Но все обошлось. Когда строительство было завершено, грунт оттаял, просел – и здание приняло строго вертикальное положение. Ни до, ни после в мировой строительной практике данный прием не использовался.

Техническая сложность конструкции не позволила создать роскошных интерьеров, поэтому данная высотка– самая скромная из всех семи собратьев. Здесь нет той роскоши холлов, как в Университете и нет Коринских витражей, как на площади Восстания. Самая парадная часть – небольшой вестибюль, отделанный нержавеющей сталью. Как писал сам Алексей Душкин, он «должен был, как на станции Маяковская, подчеркнуть несущую способность стальной конструкции, полностью освободив ее от всех балластных масс» Поэтому, декоративные стальные элементы закрывают сами конструкции, но в то же время демонстрируют ее металлическую сущность.
В главном корпусе раньше было расположено министерство транспортного машиностроения. Сейчас в здании размещаются: Московская Межбанковская Валютная биржа, банк, корпорация Трансстрой (бывший МПС), Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей.


С площади Красных ворот мы перебрались на противоположную сторону Садового кольца. На Садовой – Спасской находится еще одно примечательное здание в стиле конструктивизма. Это дом под № 11, яркое красное здание Наркомзема, министерства сельского хозяйства. Построено в 1928-1933 годах аж самим Щусевым, мастером модерна, храмового строительства, нео-ренессанса, авангарда и арт-деко.

По соседству расположен еще один интересный дом. Это доходный дом Ф. И. Афремова, один из первых московских «небоскрёбов» начала 20-го века. Построен архитектором Шишковским в стиле модерн в 1904 году. В 1932—33 годах в этом доме работала группа по изучению реактивного движения (ГИРД), которую возглавлял Ф.А. Цандер.

Далее мы плавно перемещаемся на улицу Мясницкую, пожалуй, одну из самых моих любимых московских улочек.
В самом ее конце под № 47 находится вроде бы ничем не примечательное здание также в стиле конструктивизма. Это дом Госторга (сейчас Ростуризм), построен в 1927 году, архитектором Борисом Великовским при участии А. Я. Лангмана и М. О.Барща.

По внешнему виду совсем, на первый взгляд, не определить, что зданию уже столько лет!
Ну и завершается наша прогулка у произведения выдающегося французского архитектора-модерниста, художника и дизайнера, реформатора в архитектуре- Шарль-Эдуар Жаннере-Гри , известного нам под именем Ле Корбузье.

Это офисное здание Центросоюза, возведенное в 1936 году. Оно относится к числу наиболее интересных архитектурных раритетов не только Москвы, но и мира, являясь образцом европейского модернизма начала 20-го века. Это один из первых в Европе больших офисных комплексов со сплошным остеклением.

По тем временам, сооружение просто огромное. При подходе бросаются в глаза гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов. Под первым этажом открытое пространство, т.е. можно свободно пройти. Крыши выполнены горизонтально, а стены облицованы красным (розовым) туфом. Всё это — характерные особенности творческой манеры Ле Корбюзье начала 30-х годов. В зданиях комплекса предусмотрены рабочие места для 3500 служащих, а также большой конференц-зал, клубные помещения, читальный зал, ресторан. На первом этаже расположен просторный входной вестибюль, с открытыми лестницами и пандусами для связи между этажами.
Строительство комплекса велось под «шефством» Николая Колли, эрудированного, авторитетного архитектора из группы конструктивистов. Он состоял в переписке с Ле Корбюзье, согласовывая с ним все нюансы проекта.
Проект Ле Корбюзье по своему архитектурному облику и примененным материалам и конструкциям был новаторским и опережал время, причем не только для России.
В здании Центросоюза были применены конструкции железобетонной этажерки, что предполагало свободную планировку этажей.
Корбюзье предложил также навесные герметичные стеклянные стены-экраны с вакуумом вместо воздуха между двумя слоями стекла — с целью теплоизоляции внутренних помещений. Вдобавок к этому в здании предусматривалась внутренняя система кондиционирования. Но это решение, имевшее цель обеспечить работников, находящихся в здании в любое время года комфортными условиями, не было осуществлено до конца. Поэтому, сейчас зимой в нем холодно, а летом жарко и душно. И в данный момент офисные работники спасаются современными кондиционерами.


Вот и подошла к завершению еще одна небольшая прогулка. А впереди нас ждут еще два интересных объекта - гостиница «Ленинградская» и здание Министерства иностранных дел на Смоленской - Сенной площади, о которых я надеюсь поведать в следующих рассказах.

Добавил: Julia (22.11.2012) Просмотров: 2009
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]