ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Верея - то ли в городе, то ли в деревне. Из цикла дачных вылазок выходного дня.

Верея - то ли в городе, то ли в деревне. Из цикла дачных вылазок выходного дня.

 

Есть на западе нашего Подмосковья один очень маленький, и при этом живописный городок. Население его всего-то с трудом дотягивает до пятитысячной отметки, поэтому по праву городок сей носит почетное звание самого маленького города Московской области. Имя которому Верея.

Думается мне, что далеко не каждый житель нашей необъятной Родины, да и в частности Москвы и ее окрестностей помнит или слышал хотя бы мельком про находящийся под распиаренным "молочно-бородинским" Можайском, городок, ведущий свое летоисчисление аж с 14 века.

Самой мне, в общем-то, пришлось прознать про него невольно, так как после приобретения земельки в соседнем Рузском районе наши туристические тропы, ведущие с дачных пенатов, так или иначе, стали проходить где-то рядом или поблизости. И прокладывая маршруты различных путешествий, поневоле приходилось натыкаться на это интересное название на карте. Но, как обычно водится, все пути - дорожки как правило,вели куда-то дальше, в сторону или по сторонам. И, в общем-то, посетить этот крохотный городочек мыслей не было, да и желания не возникало. Выруливая из своих фазендных угодий на "минку" со стороны Дорохово, кинув очередной мимолетный взор на указатель, мы мчались в сторону Боровска, Можайска, Смоленска и далее по списку… И вот, как-то несколько лет назад на "отзыве" появился рассказ о посещении этого города нашей форумчанки Татьяны Галишниковой, направивший меня взглянуть на сие место на карте под несколько другим углом. В результате чего самый маленький городок был добавлен в список "хотелок", предназначавшихся для однодневных вылазок с дачи.

С тех пор за пару сезонов мы избороздили не одну сотню километров по Рузскому, Одинцовскому, Волоколамскому и Можайскому районам, пересмотрев и открыв для себя кучи разных неповторимых по красивостям и интересностям мест и местечек. Верея же, как отдельно стоящий и самодостаточный город никак не вписывалась и не ложилась в наши вечно перенасыщенные маршруты.

И вот, прошедшие праздничные летние выходные, на поверку оказавшиеся совсем не летними, тем не менее, помогли нам восполнить еще один пробел и заштриховать еще одно темное пятнышко в череде неисследованных "хотелок".

Погодка в главный праздничный для страны день, больше, конечно же, огорчала, нежели радовала. Лишь изредка одаривая робкими проблесками солнца, пытающимися хоть как-то ненадолго скрасить всем нам эти три выходных дня.

Про дальние выездки даже не мечталось. Но и бездарно просиживать на даче, запивая очередной ливень "горькой", совсем не хотелось.

Вот тут то как нельзя кстати и всплыла в памяти незаслуженно обойденная вниманием Верея. Собрались мы быстро и внезапно, так сказать, не отставая от погодных веяний, и оставаясь на одной волне и в тренде вместе с внезапными ее изменениями, непредсказуемыми дождями и ливнями. Конечно же, на протяжении всей поездки без соревновательных забегов с дождем на короткие дистанции не обошлось. Ну и без помощи нашего четырехколесного друга мы бы навряд ли вступили в неравный бой с капризной матушкой природой.

Ввиду позднего озарения на предмет вылазки "хотькуданибудь", из дома удалось вывалиться лишь за полдень.

Путь наш лежал от развилки трех дорог, в поселке Нестерово, по 108-ой бетонке, по которой мы благополучно вырулив на "минку" в районе Дорохова, вскоре снова на нее ретировались, свернув на ближайшем светофоре на стрелку у указателя Верея и Космодемьянский, в очередной раз проскочив мимо памятника Зое Космодемьянской, музей которой находится совсем неподалеку в деревне Петрищево.

От трассы А-108 в Верею ведет Дороховское шоссе, по которому мы благополучно и въехали в город, припарковавшись в самом его центре, у старинных торговых рядов на одноименной Торговой, ныне Советской площади.

 


О Верее, ее истории и достопримечательностях, которых, в общем-то, не так уж и мало, учитывая небольшие размеры города, можно ознакомиться на довольно неплохом, и достаточно информативном сайте краеведческого музея.

http://vereyamuseum.ru/



Ведь когда-то этот, затерявшийся на подмосковных просторах город, вместе с Боровском, Можайском, Серпуховом являлся городом-крепостью, и не раз спасал Москву от незваных гостей, мужественно принимая на себя удары. В 15 веке город был "центром самостоятельного удельного княжества, где правил внук Дмитрия Донского, Михаил Андреевич"

А в 18 веке, в 1782 году Верея была центром одноименного, верейского уезда. В это время город довольно неплохо развивался , в результате став "известным центром торговли и кустарных промыслов, прежде всего это кожевенное, сапожное и кузнечные ремесла. Энергичные и предприимчивые верейские купцы вели торговлю по Протве и Оке, в то время одной из важнейших торговых артерий страны. Через Можайск купцы отправляли товары на Гжатскую пристань и Смоленский тракт. Грузы следовали в Торжок, Вышний Волочек, Петербург и даже в Кенигсберг и Данциг. Верея славилась также садами, отменным луком и чесноком". А разбогатевшие купцы вкладывали деньги в строительство церквей и домов. К 1787 году город занимал первое место в Московской губернии по численности населения. В нем насчитывалось порядка 5, 9 тысяч человек. Собственно, чуть поболе, чем сейчас, но для тех времен цифра более, чем внушительная.

Отечественная война с французами не обошла стороной и этот город, который был ими разорен. Своему избавлению от захватчиков он обязан генералу Ивану Семеновичу Дорохову, памятник которому нынче установлен на склоне городского вала на территории бывшего городища.

 


Могила же генерала, умершего в 1815 году, находится в подклете Рождественского собора города, находящегося буквально под боком у памятника.

Ведь освобождение Вереи было первой существенной победой наших войск над французами после оставления Москвы.

Не прошли мимо верейской земли и бои второй мировой войны. В окрестностях города в 1941 году проходили ожесточенные сражения. С осени по январь 1942 года Верея была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками.

Тем не менее, этому небольшому городку удалось сохранить уездную атмосферу 19 века, и планировку, которую утвердила еще Екатерина II.

Верея – единственный город, где сохранились и восстановлены самые большие торговые ряды конца 18 начала 19 веков, выполняющие свою основную функцию и поныне.

Расположены они, как я уже упоминала, в самом центре города на нынешней Советской площади.

И являются, в общем-то, ее доминантой.

 


Сооруженные в эпоху классицизма, фасады их какими-то особыми изысками не блещут. Но чередующиеся арки к проходам магазинов придают всей конструкции своеобразный шарм.

В плане же они представляют собой каре, с замкнутым внутренним хозяйственным двором и въездами по центру каждого из фасадов. Ранее внутри двора находились торговые ряды, где по будням устраивался базар.

Лавки же принадлежали далеко не безызвестным людям. А на ежегодные ярмарки съезжались купцы из Москвы, Тулы, Калуги, Можайска, Серпухова…

После революции в бывших лавках размещались магазины. Во время войны ряды довольно сильно пострадали. А восстановлены были лишь в середине 90-х годов прошлого века.

Наверное, самая живописная часть города, сохранившиеся валы бывшего Кремля, относящиеся к 14 веку, ко времени основания города.

С так называемого городища, открываются потрясающе-живописящие виды на речку Протву, миниатюрный пешеходный мостик, противоположную заречную сторону города, и торговую площадь с рядами.

 


Нынче здесь городской парк с благоустроенными дорожками и тропками.
 


На возвышении одного из холмов в 1912 году был воздвигнут памятник герою войны 1812 года генерал - лейтенанту Ивану Семеновичу Дорохову.
 


Рядом и поблизости памятники, посвященные Великой Отечественной войне.
 


За памятником находится главный собор города, Рождества Христова, с огромной колокольней, вид на которую открывается буквально из любой части города.
 


Соборная церковь Рождества Христова на Городище была заложена в старой деревянной Верейской крепости в 1552 году по личному указу Ивана Грозного в честь взятия Казани, "а также в знак отличия верейских ратников под руководством князя Старицкого при штурме города. " Храм, конечно же, не один раз подвергался перестройке, что не смогло не отразиться на его облике. В начале 19 века он был перестроен в стиле провинциального барокко. Появилась трапезная и колокольня.

После революции был закрыт, могила Дорохова разорена, но нынче он снова возвращен верующим, с 2000-х годов, потихоньку ведется реставрация.

Вовнутрь, нам, увы, попасть не удалось, как впрочем, и во все остальные церкви и часовни города, работающие только в первой половине дня.

В 14.00 собор буквально у нас перед носом закрылся, как и часовенка святой Параскевы на Торговой площади, куда мы, было, направились после неудавшейся попытки попасть в собор.

 


В этой малюсенькой часовенке находится икона 16 века великомученицы Святой Параскевы Пятницы. До революции она находилась в Успенском храме села Набережная слобода, неподалеку от Вереи, а после закрытия этого храма была передана в верейскую церковь Илии Пророка. После восстановления же часовни икона была перенесена крестным ходом на новое место. Но, увы, доступ к ней также ограничен только дневными часами. Поэтому, в конце концов, есть повод вернуться по уже проторенной дорожке.

Рядышком, в здании бывшего уездного училища нынче расположен краеведческий музей.

Собственно, тоже оказавшийся закрытым в этот праздничный день. Каких-то особых планов на него мы не строили. Поэтому и расстраиваться не пришлось. Тем не менее, музейчик должно быть, судя по описанию и откликам, стоящий. И как-нибудь с оказией мы в него обязательно заглянем.



Здание же первого учебного заведения города было построено Ульяном Федоровичем Сидельниковым в 1788 году, в стиле модного тогда классицизма. Угол дома, выходящий на площадь, обрамляет полукруглая ротонда. Строение это является самым ярким во всем городе и заметно выделяется на общем фоне.

 


После революции в нем находилась обычная начальная школа, затем вечерняя, и Дом пионеров, нынче носящий название Дом творчества школьников.

Ранее между зданием бывшей школы и соседним домом, где нынче находится историко-краеведческий музей был небольшой двор. Теперь они соединены коридором и лестницей.

На доме установлены мемориальные доски. Одна их них посвящена освободителям города от немецко-фашистских захватчиков, другая -памяти Р.С. Чупыриной - основателю Верейского историко-краеведческого музея.

Дом, где находится музей, ранее был частным жилым домом купца Алексея Ивановича Митюшина. После революции в здании находились многочисленные конторы, прокуратура, типография, райком, редакция…

Музей же был создан в 1996 году.

Включает он в себя четыре зала. Экспозиции на историко-этнографическую и военную тематику.



Спустившись с валов, мы прогулялись на противоположную сторону Протвы.

С мосточка на речку открываются необычайно живописные виды.

 


Конечно же, сейчас в этой речушке нет того былого размаха и величия, как много веков назад ,но тем, наверное, и ценнее нынешняя пасторально-дождливая картинка, где все пропитано духом настоящей русской провинции, где в умиротворенной обстановке можно наслаждаться тишиной и спокойствием, вдыхая аромат подмосковной деревенской жизни, наблюдая за местной ребятней, занятой измерением глубины луж посреди улицы путем зафутболивания обычного мяча в эту самую лужу, при этом, бережно раскрытым на всю честную компанию единственным зонтиком, видимо, по наставлению взрослых, спокойно оставляющих своих чад на попечение проселочных дорог.

Здесь, среди огородов и частных деревянных домишек находится еще один храм города. Церковь Богоявления с приделом в честь святых Косьмы и Дамиана.

По преданию, Косьма и Дамиан лечили животных, были покровителями кузнечного дела и женского ремесла. Выстроена церковь была в 1777 году на средства купцов братьев Сидельниковых, Михаила и Алексея. Храм это построен в стиле так называемого провинциального барокко. В церкви находится икона адмирала Ушакова, который стал в истории православного христианства первым военным моряком, причисленным к лику святых.

 




Пока мы выгуливались до храма, погода успела поменяться несколько раз, успев порадовать нас и кусочками голубого неба, и солнечными лучиками и каплями дождя, успевшими раствориться в водах старинной речки, заросшей желтыми кувшинками…
 


По другую сторону от торговых рядов и Советской площади находится еще один небольшой скверик, буквально весь уставленный памятниками и памятничками. Сквер этот посвящен памяти и героям Великой Отечественной войны.

Находятся здесь захоронения людей, погибших в боях за Верею.

 


Рядом часовенка в честь иконы Казанской Божией Матери.
 


Фотографировать пришлось под проливным дождем, накрывшим нас внезапно в очередной раз.
 


Надеясь на скорое прекращение очередной партии воды, вылитой с небес, мы решили пешком дотопать до еще одного храма, находящегося на 2-ой Советской улице.
 


Это храм Покрова Пресвятой Богородицы. Является старообрядческим.
 


Вот, ведь, как говорится, мал да удал, городок. А историю имеет, такую, что не каждый областной центр сможет похвастаться.

Верея, как оказалось, ко всему прочему является одним из основных центров старообрядчества в Подмосковье. В начале 19 века Зосима Верховский отказался от строительства монастыря в Верее, остерегаясь возможного влияния здешних раскольников на монахинь. Ведь в начале 20 века в Верейском уезде проживало против почти 60 тысяч православных , против 2500 раскольников.

"Старообрядческая община Вереи относится к самым устойчивым общинам и имеет давние связи с Преображенской и Рогожской общинами. Жестокие гонения на старообрядцев во времена Петра I заставили их практически существовать в подполье. Однако в 18-19 веках гонения на старообрядцев постепенно заканчивались, и им было разрешено молиться не в церквях, а часовнях. Поэтому они строили маленькие церкви, называя их часовнями. Такая часовня, кирпичная, одноэтажная, однокупольная с небольшой колоколенкой была построена в Верее в глубине одного из центральных кварталов в 1816года."

Каким-то чудом эту часовенку миновали репрессии по отношения ко всем церквям, и она практически не переставала действовать, нынче обретя статус храма.

От Покровского храма буквально рукой подать до соседней улицы Кирова, где находится еще одна красота, церковь Константина и Елены. Но ввиду непрекращающегося дождика, мы вынуждены были ретироваться до машины и еще две церкви осматривали уже, можно сказать, с колес.

 


Храм этот был сооружен в 1798 году на средства купцов Занегиных.

Весь комплекс нынче сверкает желтизной, после, судя по всему, недавней реставрации, утопая в буйном июньском цветении.

Постройка выполнена в стиле классицизма с вкраплениями уже виденными и привычными нашему взору, провинциального барокко.

 


Примыкает к храму небольшая трапезная, а почти вплотную к ней - шикарная трехъярусная колокольня.

Храм этот интересен также тем, что в нем чаще, чем в других храмах города, происходили венчания. Что впрочем, и не удивительно, при таком убранстве и красоте.

Поэтому не случайно, что сам император Александр I при посещении Вереи в 1824 году осмотрел именно эту Константино - Еленинскую церковь.

 


Ну а совсем неподалеку, впрочем, в этом чудо городе неподалеку находится, наверное, все, на склоне холма, на улице Больничная располагается самая почитаемая и любимая жителями церковь, Илии Пророка.

Первоначально в камне храм отстраивался в 1722 году, но был перестроен в стиле раннего классицизма опять-таки с вкраплениями барокко, в начале 19 века. Нынче впечатляет своими бело - голубыми стенами.

 


Церковь выполнена в виде четырехстолпного храма с пятью главками, к которой примыкает трехъярусная колокольня. Особую изюминку всему комплексу придает отсутствие трапезной, которая заменена здесь небольшим притвором, соответствующего по размеру алтарной апсиде. В конечном счете, перед нами предстает некое смешение нарышкинского барокко с классицизмом, отраженном в архитектуре русской провинции.

В 1932 году церковь пытались закрыть, но решением ВЦИК отменили. Тем не менее, через несколько лет, настоятеля храма Петра Пушкинского обвинили в контрреволюционной деятельности, после чего он был арестован и расстрелян. Храм закрылся. Но в послевоенный период был вновь восстановлен усилиями прихожан.

Нынче здесь находится икона священномученика Илариона архиепископа Верейского с частицей Святых мощей, переданных храму Сретенским монастырем по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

И, конечно же, прихожане чтут икону священномученика Петра Пушкинского, бывшего настоятеля этого храма, с частицей святых мощей.

Внутренние росписи здесь, ввиду его недолгого закрытия, сохранились лучше всех остальных.

 


Еще одну церковь,Входа господа Спаса в Иерусалим , находящуюся на месте бывшего Спасского монастыря мы, можно сказать, упустили. Въезжая в город, и завидев указатели, решили отложить посещение на обратный путь. Но так уж случилось, что выезжали из города другой дорогой, и возвращаться уже не стали.

Расположена она в Зареченской части города на берегу Протвы. Монастырь же был упразднен в 1764 году в связи с указом Екатерины II об упразднении малоимущих монастырей. Церковь же относится к древнейшим памятникам Вереи, и является памятником федерального значения. Поэтому, думаю, что к посещению желательна.

Мы же на выезде из города, со стороны Вознесенского кладбища предприняли было попытки пробраться к долинам тридцати Источников и Идолов, обозначенных на мапс-мишной карте. Но как туда пробраться, и существуют ли эти долины в принципе, так и не поняли.

 


Все дороги, ведущие к ним, проходят вдоль кладбищенских заборчиков, гулять вдоль которых, в общем-то, в какой-то степени, сомнительное удовольствие.

Поэтому, "А был ли мальчик?"… Вопрос так и остался открытым…

И дабы не наматывать круги, из города решено было выехать по 1-ой Советской улице, плавно перетекающей в дорогу на Можайск.

По пути зарулили, можно сказать, нежданно-негаданно для себя самих в еще одно интересное местечко, совершенно случайно выявленное на карте.

Недоезжая до пересечения с Минским шоссе, на дороге находится населенный пункт под названием Борисово, где можно запечатлеть остатки бывшей крепости, под названием Царев-Борисов городок.

 


Когда-то в этих местах, на высоком холме на берегу реки Протвы, на рубеже 17 века царь Борис Годунов построил необыкновенный маленький городок-крепость. В центре крепости располагалась необычайная, под 75 метров башнеобразная церковь с высоченным шатровым покрытием. По предположению, этот своеобразный архитектурный шедевр строил знаменитый зодчий Федор Конь. Да да, тот самый, строитель Смоленского Кремля и Белого города в Москве! Храм был самой высокой шатровой церковью на Руси, даже выше колокольни Ивана Великого. Шатровая церковь подразумевалась как символ прихода к власти новой династии Годуновых. Кроме того, считается, что крепость является «несостоявшейся столицей Российского государства» .Так как храм послужил началом строительства царской резиденции, ансамбль которой состоял из непосредственно храма и дворца.

" Центром ансамбля являлась белокаменная крепость полукруглой формы с четырьмя башнями и двумя воротами, окруженная глубоким рвом. Диаметр крепости в плане — около 90 метров. Башни и ворота имели шатровую крышу. Стены венчались зубцами схожей формой с зубцами Московского Кремля, а башни служили казармами для гарнизона.

Глубина рва составляла не менее 20 метров. К крепости примыкал деревянный острог на земляном валу. С востока к крепости примыкал царский двор с церковью Бориса и Глеба, отдельно стоящей звонницей и деревянным дворцом. Крепость и царский двор полукругом огибала главная улица села — Казачья слобода.

Стены протяжённостью 230 метров имели непрерывную аркаду с бойницами подошвенного боя. Они не были слишком высокими (до 6,4 м), с толщиной в верхней части около 1 метра
."



Считается, что крепость являлась Южным пограничным форпостом Русского государства во времена осады крымских татар. А в смутное время выдержала осаду войск польского королевича Владислава.

В 1618 году воеводой крепости являлся Константин Ивашкин. Солдаты Ивашкина, получив приказ от князя Пожарского отходить, подожгли крепость, взорвали плотину и осушили озеро. Позднее Борисов Городок утратил своё оборонительное значение.

До 1731 года он состоял в ведомстве Можайской воеводской канцелярии, потом был приписан к Верее. В 1773 году снова отошел к Можайску. А в 1775 году Борисоглебская церковь обвалилась и лишилась креста. В 1830 году остатки крепости были разобраны, как и шатровый храм.

Нынче от нее, конечно же, ничего не осталось, да и никаких указателей на когда-то находящийся в этих местах форпост нет. Одна лишь скромная звездочка на карте, случайно подмеченная мною благодаря любопытству.

Тем не менее, виды с высоких берегов Протвы открываются в этих местах шикарные. Ширь, простор, красота, лепота…

 


В самом же селе сохранилась Воскресенская церковь, выстроенная в 1811 году, в данный момент вся в "лесах", находящаяся на реставрации. До недавнего времени в здании размещался дом культуры. Сейчас, храм вроде бы как передан в ведение церкви. Но работы еще непочатый край.
 


На обратном пути, проездом через Можайск, конечно же, не смогли не притормозить у знаменитого молочного заводика. Магазинчик при нем по-прежнему в бодром здравии пребывает. Ассортимент, как нам показалось, разросся. Закупились всякой разной молочкой, йогуртами, сметанкой и сырком адыгейским на пробу. Таким образом, вполне себе туристический выезд, можно сказать "по взрослому" получился, с традиционной покупкой "сувенирной продукции" ну и достаточно весомым объемом отснятого материала, с учетом все той же пресловутой дождливой погоды!

https://fotki.yandex.ru/users/pirozhkova-jul/album/514590/

 

 

 

 

 

Добавил: Julia (15.09.2016) Просмотров: 1199
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]