ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Главная » Путешествия » На фарфорово-текстильной стороне. Орехово-Зуево и Ликино-Дулево.

На фарфорово-текстильной стороне. Орехово-Зуево и Ликино-Дулево.

Мы же спешим дальше, в "Кузнецовкое фарфоровое королевство", в еще один небольшой городок с двойным названием Ликино-Дулево.

Городок этот, считается нынче самым большим в районе. Образован также из бывших деревень, Ликино и Дулево.

Появление этих деревень по одной из версий связывают со временами Ивана Грозного. По другим же источникам, "деревня Ликина впервые упоминается в переписных книгах церковных земель Владимирского уезда в 1637 году. Тогда в деревеньке было всего 4 двора"

"В 1832 году разбогатевший крестьянин Гжельской волости Терентий Кузнецов купил землю на пустоши Дулёво близ деревни Ликино. Кузнецов основал на этом месте фарфоровый завод". Одна из легенд гласит, "что рядом с пустошью был ещё и лес, за которым присматривал лесник, Иван Дулёв. Якобы именно от него место стало называться Дулёво."

В 1930 году Ликино и Дулёво объединились в один рабочий посёлок. А в 1937 году посёлок получил статус города. Нас здесь в первую очередь, конечно же, интересует фарфоровый завод и собственно музей при нем. Но сначала при въезде в город тормозим вот у такой конструктивистской красоты.



Дворец культуры Дулёвского фарфорового завода, известный также как «Клуб фарфористов», находящийся на улице Ленина, был построен в 1930 году по проекту известнейшего советского архитектора Константина Мельникова для рабочих завода.

И это единственная осуществлённая К. С. Мельниковым постройка за пределами Москвы.

Здание клуба, как и ряд других построек Мельникова, состоит из соединённых вместе простых геометрических фигурок, прямоугольника, ромба, и усечённого цилиндра. Прямоугольные части клуба, выходящие в сторону главного фасада — двухэтажные, а расположенные к ним под прямым углом две другие части — одноэтажные.



Сам же архитектор называл свою постройку " «Щупальцами в прекрасный бор». Ведь под строительство был отведен участок парковой зоны неподалёку от производственных корпусов завода. В левом одноэтажном корпусе находится фойе, в правом — спортивный зал. Зрительный зал рассчитан на 650 мест. По проекту архитектора задник сцены мог раздвигаться, и зрители летом имели возможность смотреть спектакли и представления из близлежащего парка.



После торжественного открытия, рабочие завода, отблагодарили Константина Мельникова своим "фирменным" подарком, преподнеся ему фарфоровое блюдо с собственным портретом архитектора.

Клуб этот никогда не закрывался и продолжал действовать и в военные и в послевоенные годы. Да и нынче находится на балансе завода . Действуют библиотека, спортивный зал, различные кружки и клубы по интересам. Проходят спектакли возникшего на базе команды КВН Дулёвского фарфорового завода молодёжного театра «Глобус». Также на протяжении многих лет во дворце проводятся так называемые «Кузнецовские чтения», посвящённые истории известной российской династии промышленников.

Рядом находится красивый, краснокирпичный храм Иоанна Богослова, построенный в 1917 году архитектором И. Я. Шерер в неовизантийском стиле.



Кроме главной цели нашего мини-путешествия, в городе находится весьма популярное автомобильное предприятие, именно в здешних краях производят всем нам известные автобусы под маркой ЛИАЗ.

А также, бывшая прядильно-ткацкая фабрика, прекратившая свою работу в 1991 году.

В одном из зданий бывшей заводской казармы нынче расположен краеведческий музей. Но часы работы его более чем странные. По субботам у музея выходной, в воскресенье работает он тоже не долго. Кроме того, еще и обед имеется, с часу до двух, как в старые добрые времена! ). Открылся он между тем, сравнительно недавно в 1997 году и посвящен истории возникновения города, "его историческому пути, раскрывает быт 19 века, годы Великой Отечественной Войны, а также деятельность выдающихся личностей" .

Естественно, что в музей мы с таким "волшебным" графиком работы не попали. Хоть и рекламные проспекты возле лифта на фарфоровой фабрике выглядят весьма завлекательно. Только вот, на какую аудиторию рассчитывают здешние работники культуры и просвещения, весьма непонятно.

Поэтому, возвращаемся к нашим баранам, а вернее чашечкам, блюдечкам и тарелочкам.

История основания завода уходит к началу 19 века.

Основано фарфоровое производство в этих краях было в 1832 году купцом Терентием Яковлевичем Кузнецовым, сыном Якова Кузнецова, в тогда еще пустоши Дулёво. Довольно быстро, за первые годы своего существования предприятие стало одним из ведущих производителей фарфоровых изделий в России.

В 1864 году, наследником завода становится Матвей Сидорович Кузнецов, сын Сидора Терентьевича, во времена правления которого предприятие достигает своего наибольшего расцвета и развития. А С 1887 года Дулёвский завод входит в основанное Матвеем Кузнецовым "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий".

Наверное, все знают, где находится правление конторы этого товарищества. Здание это было построено несравненным Федором Осиповичем Шехтелем в центре Москвы на Мясницкой. Долгое время, да и, кажется, по сей день в нем находится фирменный магазин "Фарфор". Я обычно в те края все больше в "Библио-Глобус" пробегаю, но проходя мимо такой красоты, шаг каждый раз невольно замедлятся.

Кузнецовское товарищество включало в себя довольно обширное количество фарфоровых заводов.

Это и Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика, и Дулёвский фарфоровый завод, основанный, кстати, после переноса фарфорового производства из Гжели перешедший к М. С. Кузнецову от отца, а также и Фарфоровый завод Ауэрбаха, позже Тверская фабрика, и нынче Конаковский фаянсовый завод, основанный в 1829 году после переноса из деревни Домкино, был куплен М. С. Кузнецовым в 1870 году. Про Конаково я как то упоминала в рассказе о поездке в те края, правда, на сам завод и в музей мы тогда не попали.

http://www.otzyv.ru/read.php?id=179728#pagetop

Вот цитата из того отзыва: "А потому, первая остановка по плану, в небольшом городке под названием Конаково, что в Тверской губернии.

Лично у меня при упоминании названия этого населенного пункта в памяти сразу вырисовываются разного рода тарелочки, чашечки, мисочки..., на которых можно сказать, я выросла, поедая в детстве из посуды старейшей фабрики, находящейся в этом месте, всякие кашки, супчики, и котлетки с пюрешками. Конаковский фаянсовый завод, выпускающий столовую посуду, декоративные сосуды, вазы и скульптурные фаянсовые и майоликовые штучки, является одним из старейших в России. Предприятие было основано в 1809 году в деревне Домкино аптекарем Фридрихом-Христианом Бриннером, откуда позднее перенесено в село Кузнецово и было выкуплено в 1870 году купцом Матвеем Сидоровичем Кузнецовым. Уже в 20-х годах при советской власти название поселка поменялось на Конаково. А завод стал носить имя М. И. Калинина.

За все годы своего существования продукция завода, приобретшая популярность и известность не только в России, успешно экспортировалась за рубеж. Но, к сожалению, до 200-х летнего юбилея легендарное предприятие не дотянуло. Успешно перейти на нынешние рыночные отношения не удалось, и завод пришлось закрыть. Тем не менее, на просторах интернета до сих пор можно купить его продукцию. С удивлением я обнаружила в продаже столовый сервиз, перекочевавший в наше жилище из родительского дома.


http://faience-shop.ru/product_info.php?cPath=42&products_id=783



И еще большим удивлением было обнаружить чайный сервиз под названием "Сирень",

http://faience-shop.ru/product_info.php?cPath=41&products_id=211



купленный ну ооочень задолго до появления интернет магазинов, еще моей бабушкой, когда то в конце 60-х или начале 70-х годов, и сейчас воспринимаемый мною, никак не меньше, как ценный семейный раритет. Помню, как в детстве я с благоговением наблюдала, когда на стол выставлялись эти необычайно красивые, тончайшей работы чашечки, из которых несколько раз в год по большим праздникам дозволялось испить чайку.

Но на сей раз речь пойдет совсем не о Конаковском фарфоре с фаянсом, думаю, что любование авторскими работами и майоликой все же состоится в обозримом будущем. Благо ехать не далеко и музей имеется
".

Так же в общий, говоря современным языком, "холдинг" входили и Будянский фаянсовый завод ,основанный в 1887 году, Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера , купленный Кузнецовым в 1891 году, ныне Фарфор Вербилок, фарфоровая фабрика в Славянске , фабрика в деревне Песочной , ныне Первомайский фарфоровый завод и фабрика в селе Песочное, купленная в 1898 году под производство хрусталя.

" Кузнецовский фарфор выпускался в безупречном техническом исполнении и с изысканным декором. К концу 19 века производство стало массовым, изображения стали делать штампами, трафаретами, отводкой и декалькоманией. Для украшения использовались сюжеты из росписей фарфора первой половины 19 века: романтические пейзажи, жанровые сцены, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом или другой краской. Широко использовались модные в те годы тона: голубой, розовый, сиреневый и жёлтый. Кроме этого, использовался появившийся стиль модерн с изображениями нимф, наяд и русалок. Типичная посуда массового фарфора декорировалась плоской росписью с несложными растительными мотивами: розы, ромашки с непременным добавлением усиков и веточек"

Что касается нынешнего завода, после революции, в 1918 году он был национализирован и переименован в Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». В период советской власти был реконструирован. При нём были образованы красочный завод, художественная лаборатория, цеха механизированы. Выпуск изделий по сравнению с 1913 годом, конечно же, возрос и аж в целых 3 раза. Качество и художественный уровень изделий при этом остались на высоте.

Изделия завода были отмечены Большими золотыми медалями на Всемирных выставках в Париже и Брюсселе.

После распада Советского Союза, завод был приватизирован собственным трудовым коллективом. Но к 2012 году пришел на грани остановки, с огромными долгами, низкими зарплатами. В результате, был продан российским предпринимателям. Нынче объем продукции увеличивается, с 2014 года функционирует музей, который как оказалось, не так-то просто, отыскать.

Само заводское здание, находится на площади перед памятником, как мы поняли, Ленину. Сам памятник почему-то замурован и заколочен со всех сторон досками! Берегут что ли Ильича от ненастной погоды и слякоти???

Надпись "Дулевский фарфор" присутствует, собственно, на нее мы и клюнули. А вот при входе ни одного намека на музей. При этом весь фасад залеплен самыми возможными -всевозможными и невозможными вывесками. От аптеки с какими-то магазинами до центра "Мои Документы". Войдя в фойе, и увидев надпись про фирменный магазин на втором этаже, мы, конечно же, в первую очередь туда и проследовали, попутно прочитав приглашение посетить и сам "таинственный" музей. Но оказавшись на пороге огромного магазина, и завидев все его богатство выбора, выпали можно сказать из жизни на энное количество времени, погрузившись в мир многочисленных тарелочек, чашечек и прочей столовой лабуды. Без покупки, конечно, уйти не получилось. В результате прикупили к нашему сервизику 20-ти летней давности пару плошек под салатики с селедочницей. Цена на изделия такого класса, конечно, зашкаливает. Но на что не пойдешь, ради любимых предметов для застолья ). Впрочем, ассортимент очень разница, в том числе и по ценам. Поэтому и домашние, повседневные тарелки довольно удачно обновить удалось. Да и еще много чего можно было бы прикупить для кухни, которая, увы, почему-то совсем ни разу не резиновая, так как цены на стакашки-чашечки начинаются всего лишь от двадцати рублей. А если к "типо- некондиции " присмотреться, можно очень выгодно приобрести какие-то дорогие вещи. Явных изъянов в посуде не заметно, с первого взгляда вообще очень трудно понять, из-за чего уценка произошла. Где-то на белом фоне может быть точечка, либо рисунок, куда-то чуть сползший. Для владельцев общепита есть серия товаров вообще без рисунка, либо с единственной золотой каймой, тоже по весьма умеренным ценам. Поэтому, этот магазин для них будет очень кстати.

Уже на кассе, мы все же озадачились вопросом про музей. Оказывается, билет приобретается у них же, в кассе магазина. Стоимость его без льгот составляет 200рЭ при самостоятельном осмотре. Сам же он находится на 5 этаже здания, куда нас доставил шикарный, весь в зеркалах и красивых кнопочках ультрасовременный лифт.

Музей новый и невероятно огромный.



Коллекция собрана от Кузнецовских времен и до нашего времени. Есть отдельный зал, посвященный наградам, кубкам и заслугам. Еще один зал посвящен непосредственно художникам этого предприятия, где выставлены экспонаты того или иного мастера, с фотографией и краткой биографией. Некоторые товарищи, работавшие еще при Кузнецове, затем плавно перекочевали в рабоче - крестьянскую среду. А кто-то, пережив практически весь советский период, продолжает работать и поныне.

Едва мы вошли в зал, начав приобщаться к прекрасному, как были нагнаны группой экскурсантов, и буквально содрогнулись о внезапно раздавшихся громогласных предупреждений экскурсоводши.

–Значит так, насчет фотосъемки!!! Эй, там, вы меня слышите???---как оказалось, обращение"Эй", было собственно к нам направлено, поняла я это, правда уже после второго возгласа и невольно присмотревшись к толпе, вычислила, что тетушка точно меня имеет ввиду.

–Значит, так, я вам повторяю, фотосессии здесь не устраивать, и больше 10 фотографий не делать!!!)- ну, мы конечно, законопослушные, только вот, кто ж обещал, что считать умеем хорошо ).

Поэтому, получилось столько, сколько получилось, и как мне кажется, несколько побольше, чем на десяток тянет.)

Удивительно при этом, что охранник на входе, проверяющий у нас билеты, ни словом, ни жестом про фотосъемку не обмолвился, несмотря на то, что я демонстративно достала фотик из сумки прямо у него под носом! )

Поэтому, порадовавшись, что хватило ума, не заплатить за такого "доброжелательного" экскурсовода, мы поспешили затеряться среди многочисленных витрин всего этого фарфорового безобразия.





Надписей нигде никаких не присутствует, но думаю, из какой эпохи тот или иной экспонат, догадаться не так уж и трудно…



Даже советский авангард, с намеком на Эль Лисицкого имеется.

Много серий так сказать юбилейных, к датам приуроченных.



Большая экспозиция посвящена бывшей сельскохозяйственной выставке, нынешней ВДНХ.



К очередному юбилею выставки были изготовлены статуэтки, изображающие все наши республики. Но по каким-то неведомым причинам на поверку их только четырнадцать. Обделенной почему-то оказалась Латвия. То ли не доехала, то ли упустили из виду, то ли где-то потеряли. В общем, как в том самом анекдоте про Вовочку, почту и варежки с Дедом-морозом ).

Все фигурки и статуэтки, конечно же, не запечатлеть, их просто огроменное количество, причем создавались они также к разного рода событиям, распределены по тематике и роду деятельности тех, кому предназначались в подарок.





Для коллекционеров таких вещичек здесь просто рай.

Поражают, конечно же, и огромные вазы, шикарнейшие и поистине являющиеся произведениями искусства.



Среди статуэток есть серии с животными, на космическую, спортивную, олимпийскую тематику.



А эти тарелочки по нынешним временам смотрятся, как из области фантастики(



Вот тут выставлен почти наш домашний экземплярчик )!



Царская семья…



Свидетельства и похвальные листы с грамотами выделены в отдельный зал



А это мишутка ну уж очень хорош! Симпатяга невероятный!



Всю информацию по музею я нашла уже после поездки, накануне сайт, почему-то не работал.

http://dfz.ru/museum/

Оказывается, можно и на само производство попасть и мастер класс заказать, если всем этим озаботиться заранее. Поэтому, возможно и повторим как-нибудь.

Тем более, что в тех краях еще многое осталось за кадром, как и еще один основной объект, запланированный к посещению в этот день.

Наши гуляния по Кузнецовским красотам нежданно-негаданно затянулись более, чем на два часа. И вывалились из музея мы уже в половине пятого. Естественно, ехать в сторону Павловского Посада не имело никакого смысла, так как платочные музеи открыты всего лишь до 17.00.

Домой возвращались по Егорьевке, совсем не хотелось снова втяпываться-вляпываться в горьковские пробки.

Конечно, крюк получился достаточный, но в такую прекрасную, солнечную погодку прокатиться было в удовольствие, да и повспоминать заодно молодость, ведь по этой трассе мы в свое время намотали не одну тысячу километров, и простояли не один десяток часов в люберецких пробках, регулярно катаясь на дальний кордон, дальнюю дачу в Шатурском районе, к проводящим там летние месяцы деткам…

 

 

Добавил: Julia (02.03.2016) Просмотров: 238
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]