ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 203
Главная » Путешествия » Крайние калужские окраины. Дождливые зарисовки одного ноябрьского выходного.

Крайние калужские окраины. Дождливые зарисовки одного ноябрьского выходного.

 

 

Небольшая поездка в окрестности Боровска сложилась совершенно спонтанно. И я даже подумывала о целесообразности написания сего отчета об этом мини-путешествии. Места то, по сути, общеизвестные, да и не раз езженные-переезженные нашим братом туристом. Но, как мне кажется, лишних впечатлений не бывает. Поэтому, и решила поделиться небольшими зарисовками о паре интересных местечек в юго-западном от столицы направлении.
Вообще- то, изначально в наших планах и составленном заранее маршруте стояла задача, доехать до городУ МалоярославцУ! Но загад, как говориться, не бывает богат. Погода и неожиданно возникшие пробки на Киевском шоссе внесли свои коррективы. Наша неспешная, позднеутренняя вылазка, обернулась в районе города Наро-Фоминска часовым простоем. Потеря времени, тем более в это хмурое осеннее время, усугубленное еще и разгулявшимся не на шутку дождем, заставило нас буквально на ходу поменять планы. Время клонилось к обеду, а мы тем временем еще не успели покинуть границы, так называемой, Новой Москвы. Поэтому, нежданно-негаданно, но вполне логично и закономерно, возникший перед нашими носами указатель на город Боровск, сделал свое дело. И вырвавшись из "пробочной" "киевки" на 108-ю кольцевую бетонку, мы отправились по направлению к Боровскому Свято-Пафнутьему монастырю, пожалуй, самой известной в этих краях православной обители с глубокими историческими корнями.
Сам городок Боровск, расположившийся на живописных берегах речки Протвы, мы уже посещали несколько лет назад. Тогда почему-то отзыв написать не сподобилась. Но зато все фотографии с его "уникальной" фресковой (настенной) городской живописью в закромах фотоархивных имеются, и глянуть их можно вот тут:


http://photo.qip.ru/users/yulkapirozk/3737215/
Правда, как-то намедни слышала, проскальзывала информация, что не все эти–"Граффити", как модно сейчас называть, "наскально-городскую" живопись), до нашего времени сохранились в здравии и сохранности. Где-то что-то замазали, что-то откололи. А ведь именно в этих Овчинниковских рисунках заключается неповторимая изюминка города.
Конечно же, богатая, длинная история Боровска, так или иначе, до сих пор отражена на его уютных улочках. Многие важные события из истории нашей страны в большей или меньшей степени, но связаны с этими местами, помнящими Монголо-татарское иго, период смуты, церковный раскол 17 века, военные события Отечественной войны 1812 года, первые шаги к покорению космоса, и, конечно же, Великую Отечественную войну с фашистами.
Довольно подробное описание истории города дано на его официальном сайте:

http://www.borovsk.org/history.aspx?aId=4
Не менее богаты на достопримечательности и окрестности. Конечно же, не раз нами посещенные. Были мы и в неком подобии зоопарка, парке птиц "Воробьи". И ныне новомодный "Этномир" тоже не обошли стороной. А вот побывать внутри монастырских Боровских стен почему-то все время не получалось. И вот, наконец-то благодаря "неблагоприятным" дорожно-погодным условиям, сложилась спонтанная, но тем не менее интересная прогулка.


Перед тем, как приступить к рассказу собственно о самой монастырской обители, пару моментов о еще одном интересном местечке.
Примерно в километре от монастыря, в селе Русиново, есть указатель на православный храм Святого Николая Чудотворца с источником.
Мы, конечно же, не смогли проскочить мимо, тем более что практически все наши загородные вылазки несут в себе еще и полезную составляющую. А погромыхивающие в багажнике канистры под водичку не дают о себе забыть.
В Русиново мы обнаружили настоящее чудо. У подножия горы, на которой стоит храм, бьют сразу несколько источников. Сейчас место это находится в процессе облагораживания.


Благоустроено два источника, в честь Святителя Николая чудотворца, и Казанской Божьей Матери. Выстроена закрытая купель с часовенкой.


И как я поняла по информации с официального сайта

http://www.rusinovo.ru/
В скором времени планируется обустроить каскадный источник во имя Петра и Февронии Муромских.
Сейчас из под земли бью несколько, обрамленных в камень, источников.


Картинка чем-то схожа с Изборскими ключами в Псковской области или водопадом Грямячий неподалеку от Сергиева-Посада.
Возле храма находится небольшая парковка, от которой вниз по горе спускается деревянная лестница. Построена беседка, с которой открываются отличные виды на окрестности и речку Протву.



И небольшой птичий уголок с экзотическими "курЯми" и голубями.


Сам же храм, даже несмотря на моросящий дождик и туманную дымку, после недавнего ремонта и реставрации выделяется свежим, красно-белым облачением, представляя нам истинный образец классицизма 19 века.


Он был заложен в честь победы над Наполеоном, в 1812 году. А окончательно выстроен на средства и пожертвования обычных людей, в 1836-ом.
Во время советских времен, участи разрушения избежать ему не удалось. Кроме того, во время второй мировой, попавший в храм немецкий снаряд, разрушил купол и повредил стены. И только в 2005 году началось постепенное восстановление, храм был передан Калужской епархии.
Сейчас здесь уже полноценно проводятся службы, построена церковная лавка, чайная, благоустраиваются источники, работает воскресная школа.
А внутри находятся частички мощей Николая Чудотворца и матушки Матроны.
Частично заполнив водичкой наши баклажки, мы отправились дальше.
На парковке перед Свято-Пафнутьевым Боровским монастырем оказалось довольно оживленно, даже несмотря на отвратительнейшую погоду. Машины, в большинстве своем, московского региона. Приезжают целыми семьями, с детишками мал-мала меньше.
Эта святая обитель, заключенная в мощные крепостные стены, основанная в 1444 году преподобным Пафнутием, уроженцем этих мест, по сей день пользуется большим почитанием у православных.
Да и все сооружения монастыря, не могут не вызвать интереса со стороны архитектурной и исторической составляющей.
" Монастырь на протяжении всей своей истории пользовался особой милостью царствующих особ, сановных и состоятельных людей, на чьи вклады и пожертвования он строился и пополнялся богатствами. Среди дарителей и вкладчиков были Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Федор I Иванович, Борис Годунов, Михаил Федорович Романов, Алексей Михайлович Романов, патриарх Филарет, архиепископ Макарий, архимандрит Митрофан ,князья и бояре Щербатовы, Волконские, Репнины, Лыковы-Оболенские."
Внушительные имена и не менее интересная, богатая и насыщенная событиями, история этого места.
Впрочем, вдаваться в подробности я не буду.
На официальной страничке во всех самых мельчайших подробностях расписана жизнь и история монастыря, есть практически полные биографические данные его основателя, можно проследить важную историческую хронику в цифрах и узнать про все нюансы и архитектурные особенности храмов, стен с башнями, жилых и хозяйственных строений.

http://www.pafnuty-abbey.ru/
Уже при подъезде перед нами предстают эти величественные белокаменные стены с шестью совершенно разными башнями.



Строительство крепости продолжалось несколько десятилетий и в несколько этапов, поэтому и такие различия в архитектурном плане. Точной даты возведения стен и башен тоже нет. Постройки принято датировать периодом 16-17 веков и вплоть до середины 19-го.

Святые врата, прорубленные в 19 веке, сейчас служат основным и единственным входом в монастырь.

В одной из полукруглых башен находилась церковная лавка, в другой часовня.
При входе, как и в большинстве подобных мест, кучи попрошаек, рассредоточены лотки с сувениркой. А войдя за ворота, справа рядом с охраной, можно взять платок и юбку.
Потянувшись за которой, я, просунув в коробок руку, наткнулась на что-то теплое и пушистое.
Это "что-то" крепко посапывало, на мои поглаживания даже усом не шевельнуло, не говоря уже о других частях тела.



Причем, уже на обратном пути "котейко" зарылся вовнутрь самого ящика, прикрывшись накиданными на него юбками.
Как, наверное, в любом другом монастыре, территория, даже несмотря на отсутствие цветущих растений, выглядит очень ухоженной, и умудряется сиять яркими красками даже в это пасмурное ноябрьское время.



Кроме вышеупомянутого лежебоки, территорию держат под контролем еще несколько его родственничков.


Ну а, возвращаясь к храмовой тематике, конечно же, на первое место следует поставить главное сооружение обители, величественный Собор Рождества Богородицы.


Этот храм, Построенный 400 лет назад, и сохранившийся до наших дней, претерпел на своих веках немало изменений. Не раз перестраивался, дополнялся деталями и видоизменялся.
На его месте в год основания монастыря была построена деревянная церковь, чуть позднее замененная на богатый белокаменный храм, просуществовавший чуть больше ста лет. Нынешнее пятикупольное, четырехстолпное чудо было построено на средства царя Федора Ивановича.
К северной стене примыкает придел великомученицы Ирины, как самостоятельная церковь.



А в южной части от алтаря сооружен придел в честь Федора Стратилата. Это имена небесных покровителей царя Федора и сестры Бориса Годунова, царицы Ирины.
В 18 веке к задней стене бывшей ветхой паперти пристраивается трапезная, которая в 1997 году переобустраивается в придел преподобного Пафнутия.
В 20-е годы прошлого века на территории обители расположились ремонтно-строительные мастерские. Собор был превращен в ангар. И не смотря на то, что монастырь был зарегистрирован как памятник архитектуры 15-19 веков, все старинные постройки находились в аварийном состоянии. А в 1954 году центральный барабан собора рухнул, придавив находящуюся в нем технику. Уже позднее, в процессе реставрации 60-х годов были обнаружены деформации фундамента, произошедшей по причине осадки почвы и ставшие причиной раскола стен. Реставрационные работы прошли успешно. Фундамент укрепили. Трещины были заделаны, а собор приобрел свой первоначальный вид.
Внутри удалось сохранить и восстановить росписи, принадлежащие художественной традиции второй половины 15 века.
" В «Житии преп. Пафнутия Боровского также содержится известие о том, что прославленный русский живописец Дионисий расписывал белокаменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в обители преподобного Пафнутия. Точных сведений о времени выполнения этих работ не сохранилось ". Но можно предположить, что выполнены они в период с 1467 по 1477 год.
Величайшая живопись Дионисия была настолько знаменита, что сохранилась благодаря передававшимся из поколения в поколение чтению жития Пафнутия Боровского, истории росписи собора и имени ее автора.
"Соборная церковь, как говорится в «Историческом описании Боровского Пафнутьева монастыря», внутри вся расписана иконным письмом византийского стиля. Под стенным письмом поверх цоколя на трех стенах и сейчас ещё проглядывается надпись: «Лета 7152 (1644) Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы подписана на стенах иконным письмом при державе Благоверного и крестолюбивого Государя Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси и при его благоверной и крестолюбивой Царице и Великой княгине Евдокее Лукиановне и при его благоверных чадах при благоверном царевиче Князе Алексие Михайловиче и при благоверной царевне Княжне Анне Михайловне и при святейшем Кир-Иосифе Патриархе Московском и всея Руси и при игумене Иосифе и при келаре старце Пафнутие (Еропкине) с братиею"
Позднее, когда фресковая роспись была замазана маслом, в приделе Федора Стратилата были обнаружены некоторые сохранившиеся сюжеты. В 1644 году художники, расписывая новый собор, поместили в нем изображение Дионисия. А на одной из стен была помещена сцена, изображающая преподобного Пафнутия, благословляющего Дионисия на роспись собора.
Еще одной доминантой и явным украшением монастыря является комплекс трапезной палаты с колокольней и церквями Рождества Христова и Преподобного Онуфрия.


Самая древняя часть всей этой, слившейся воедино постройки, трапезная с церковью, сооруженная в 1511 году. После 1812 года в церкви расположились келарские покои, а затем ризница. С внешней стороны 2-х этажное здание трапезной выглядит довольно сурово, без излишних украшений , а маленькие оконца не имеют даже наличников. Помещение самой трапезной, находящейся на 2-м этаже напоминает Грановитую палату Московского Кремля.
В нижних этажах раньше размещались хлебня, пивоварня и кладовые. Сейчас на месте церкви преподобного Онуфрия находится иконная лавка, с ведущей в нее широкой лестницей. А на месте церкви Рождества Христова — складское помещение. На первом же этаже, как и в былые времена, разместилась современная пекарня. Хлебушек и булочки, кстати, очень вкусные. На обратном пути мы с удовольствием ими перекусили в чайной, находящейся возле святых ворот.
Чудом сохранившаяся до наших дней колокольня, представляет собой отдельное здание, пристроенное в 17 веке к трапезной.


Колокольня пятиярусная, "стандартной" постройки, восьмерик на четверике. На звонницу при желании можно подняться, чем мы и воспользовались. Правда, почему то кроме нас особо желающих не наблюдалось. Мы же, заметив открытую дверь, испросив разрешение у бродящего вокруг охранника и получив утвердительный ответ, не замедлили подняться на смотровую площадку к колоколам.


Широкая лестница ведет в теплую церковь, трапезную и паперть. Сохранились настенные росписи. Кое-где фрески уже частично отреставрированы и изображения довольно неплохо просматриваются.


На третьем ярусе были установлены боевые часы. Механизм их сейчас находится в музее в Коломенском. А циферблат по прежнему красуется снаружи.


Еще одним несомненным наружным украшением служит фресковая живопись.
В углублениях четверика и восьмерика установлены разноцветные изразцы, с барельефными изображениями серафимов и различных плодов. Эти творения принадлежат руке белорусского мастера Степана Иванова, прозванного за свое мастерство Степаном Полубесом.


Его же изразцами украшены Ново-Иерусалимский и Иосифо-Волоколамский (Волоцкий) монастыри.
Окна сделаны в обрамлении красивых наличников. Причем, каждое имеет свое назначение, освящая лестничный проем, паперть, ризницу и подсобные помещения.
Старые колокола в советские времена были сброшены. А в 1992 году Русско-Американская компания «ЛТД Коди» подарила монастырю 16 новых, отлитых в Москве колоколов.
Взобравшись по узкой и крутой лестнице,


мы оказались, под самым куполом на самой звоннице,


с которой открывается отличная панорама на соборы и всю территорию обители, живописные окрестные виды Боровска с его многочисленными церквями. Практически со всех ракурсов, можно углядеть чуть в отдалении или вблизи, тот или иной храм. И все это в туманную и сумрачную погоду. Можно себе предположить, какой захватывающей будет картинка в ясный и солнечный погожий денек.



Довольно таки поздней постройкой монастыря является церковь во имя святителя Митрофана, Патриарха Цареградского.


Построена она в 1760 году, в один этаж, но на высоком подклете, в котором находится усыпальница настоятелей монастыря. В 1972 году был укреплен её верх, заменена кровля, переделана деревянная лестница. В 1992 ее освятили, и с тех пор она стала действующей.


Еще один интересный храм, церковь Пророка Ильи с больничными палатами.

Церковь одноэтажная, небольшая, с низкими сводчатыми потолками.
Точной даты постройки не установлено, предполагается, что это 17 век. "Во вкладной книге под 1670 годом сказано: «Болярыня Княгиня Мария Мироновна, да сын ея Князь Иоанн Борисович Репнин дали на строение каменныя Церкви с больницею денeг пятьсот рублей…"
Территория, где сейчас расположена церковь с палатами, была местом захоронения погибших в 1610 году. Церковь же судя по всему, строилась чуть позднее, практически на костях предков и является памятником героям тех лет, сражавшимся за Родину.




Что касаемо жилищно-хозяйственных построек. До наших дней сохранились трехэтажные настоятельные палаты постройки конца 17 века с примыкающей к ним церкви Митрофана. Юго-восточные, и западные братские кельи.


с погребным корпусом.

Юго-восточные кельи строились и перестраивались в три этапа. В начала и до середины 17 века. Изначально корпус был 3-х этажным, но после разорения французами, верхний этаж был утрачен. Протяженность его около 100 м., а изогнутая форма повторяет очертания крепостной стены.
Красивое 2-х этажное здание западных келий после реставрации приобрело первоначальный вид, начало постройки датируется 17 веком. Изначально здание было 3-х этажным, но из-за ветхости в конце 1700-х годов последний этаж был разобран. В 19 веке здесь размещалось Боровское уездное духовное училище, а одно время была гостиница.
Интересный момент. В процессе реставрации были обнаружены довольно глубокие подвалы, уходящие под землю на 5-ти метровую глубину. При его расчистке были обнаружены торчащие дубовые сваи, на которые в прошлом была поставлена стена. А на глубине ещё одного метра обнаружено начало деревянного сруба. Основная его часть оказалась под стеной. И за ней, внутрь подвала сруб выходит всего на один метр. Назначение этого сооружения установить не удалось, но, есть предположение, что именно отсюда начинается один из подземных ходов из обители, ведущий до Высоцкого монастыря, который находится неподалеку от Боровска. Но насколько глубоко и как далеко идет этот сруб, выяснить не удалось. В процессе работ нужно было как можно быстрее засыпать деревянные сваи землей, дабы не ускорять процесс гниения древесины.


На этой мистической ноте я заканчиваю рассказ об обители. Хотелось кратко, а вышло как всегда :). Но упускать, как мне кажется, довольно интересные моменты, тоже не совсем правильно.
Затарившись вкусными гостинцами и перекусив на дорожку, мы отправились в сторону дома. Путь, правда, был выбран заковыристый. По все той же 108-ой бетонке, мы доехали до Можайского шоссе, а оттуда через родной Звенигород, набрав водички в Саввино-Сторожевском источнике, выехав на "Ригу", без проблем домчались до Москвы.


Несмотря на все утреннично-дневные погодно-дорожные препоны, поездка вышла на удивление интересной и душевной. Наверное, стоит вот так почаще, выезжать,особо не задумываясь о направлении, куда глаза глядят , да колеса крутят…<

 

 

Добавил: Julia (05.12.2013) Просмотров: 607
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]