ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202
Главная » Путешествия » Древний Серпухов. Рождественские гуляния.

Древний Серпухов. Рождественские гуляния.

Наша вторая вылазка в процессе новогодних праздников состоялась на Рождество. После поездки в тверскую Старицу http://www.otzyv.ru/read.php?id=152365 с ее многочисленными церквями, мы совершили небольшое путешествие в подмосковный Серпухов, не менее богатый на такого рода достопримечательности. В городе сохранилось огромное количество церквей и два монастыря. И время для посещения святых мест невольно выбралось очень удачное. Празднично украшенные храмы создают особенную атмосферу!
На сей раз выдвинулись расширенным составом. Дочка начинает потихоньку приобщать к поездкам своего молодого человека. Из Москвы от дома выехали в 10 часов, вдоволь выспавшись и особо не торопясь со сборами. В праздничное утро Москва совсем пустая. Поэтому без проблем доехали через центр до уже знакомой трассы М-2, ведущую на Тулу, Орел, Курск и далее в Украину и Крым. Но нам в этот раз нужно совсем недалеко. Небольшой подмосковный городок не раз незаслуженно был нами пропущен во время поездок в более дальние края. Настало наконец-то время посетить и его.
Но первая остановка, на старом Варшавском шоссе в селе Васильевское. Здесь, на берегу речки, рядом с местным кладбищем, сохранилась удивительная, и уникальная для подмосковных мест, церковь святителя Николая Чудотворца.
Примерные координаты места N055 0.226, E037 25.760
Чтобы попасть к ней, нужно, двигаясь от Москвы по старой Варшавке в Васильевском между автобусной остановкой и развязкой повернуть налево, а затем сразу по местной дорожке направо, и переехав мост, двигаться по ней же вдоль деревенских домов. Дорога сама выводит к храму.
Уникальна и ценна эта церквушка тем, что является деревянной и считается самой древней постройкой в наших краях именно в этом материале. Одноглавый храм был построен в 1689 году и на следующий год освящен. Появился он здесь благодаря прошению Афанасия Саймонова, владельца этих мест, Святейшему Патриарху Иоакиму, благословение от которого было получено практически сразу.
Храм довольно хорошо сохранился, несмотря на то, что в советские времена в нем было зернохранилище. Возможно, что это в какой-то мере и спасло деревянные стены от разрушений. В наш приезд он оказался закрыт, и на маленькую прихрамовую территорию войти тоже невозможно. Вокруг забор, калитка на замке и завалена снегом.
Но кое-что углядеть и сфотографировать удалось со стороны кладбищенских дорожек и могил.


Дальше нас ждал древний город-крепость Серпухов.
Небольшая историко-обзорная справка.
«Расположенный на окских рубежах и служивший крепостью в период длительной борьбы с монголо-татарскими и литовско-польскими завоевателями, Серпухов долгое время оставался надёжным форпостом Московского княжества. Серпухов славен своей историей: именно здесь проводил некогда царь Иван IV большой смотр своих военных сил, здесь стоял лагерь Бориса Годунова с «ратными людьми», в Серпухове собирал полки «для недруга своего крымского царя» Василий Шуйский. Одним из опорных пунктов стал город для крестьянской армии Ивана Болотникова. В середине XVI века Серпухов сохранял роль важного стратегического, административного и хозяйственного центра, переживал оживление в ремеслах и торговле. Город состоял из трёх частей: кремля, посада и слобод. Исторически городские районы Серпухова формировались из монастырских слобод и фабричных сёл, и были объединены в единое целое уже в настоящее время.»
Осмотр города решено начать с его исторического центра, Соборной (или Красной) горы. Но наша «верная спутница путешествий» своими электронными мозгами видимо слегка тронулась и вывела прямо-таки к подножию горки, с которой в огромном количестве скатывались на всевозможных санках, ледянках, тюбингах местные детишки, предложив своим «ангельским» голосочком последовать за всей детской братией в горку на машине. Я, конечно, не умоляю проходимых способностей нашей машинки, но не до такой же степени!
Покружившись вокруг да около, мы забрались на посад, к Ильинской церкви, откуда и начали изучение этого милого городка.

Это один из немногих действующих храмов на Посаде. Построен он в 1748 году на средства купцов Поповых на месте ранее стоявшей здесь деревянной церкви. После некоторой перестройки и реконструкции в 19 веке, сейчас он предстает перед нами в ярко-желтом одеянии, с изумительно изящной лепниной на фасаде в стиле московского барокко.
Напротив, находится бело-зеленая, Троицкая церковь, ныне не действующая. В прошлом, 20-м веке, ее фундамент был поврежден и с тех пор колокольня ее медленно падает. Вот такая местная «пизанская» башня, которой в отличие от итальянской, требуется помощь!
Храм этот сооружен в 1670 году, а трапезная с колокольней построены уже позднее, в 19 веке. В данный момент здание на балансе местного историко-художественного музея.

Позади Ильинского храма, на улице Володарского, находится еще одна красавица, младшая сестра Ильинской и Троицкой церквей, Успенская.
Построена она в 1854 году местным крупным фабрикантом Николаем Коншиным в псевдорусском стиле и представляет собой одноглавый четверик с трапезной и колокольней. Своими краснокирпичными стенами с белоснежным обрамлением она напомнила мне Рождественский храм в Нижнем Новгороде. Богослужения в ней были закрыты в советское время, а настоятель, протоиерей Алексий Синайский, расстрелян.
В 1990 году храм был возвращен церкви. Но службы проводятся здесь не регулярно. При нас он был закрытым.

Поизучав бумажную план-схему, скачанную из интернета, мы окольными путями-дорожками добрались-таки до Соборной горы и даже на машине смогли подняться почти на ее вершину. На подступах сохранились остатки кремлевской стены, возведенной аж в 1556 году.
Стены были сделаны из блоков местного известняка, что само по себе было уникальным, так как в те времена строили из кирпича. Поэтому сейчас эти останки выглядят в какой-то степени даже современно, и если не знать или не придать значения, то вполне их можно принять за какую-нибудь современную незаконченную постройку. Сейчас возле них находится мемориал Войнам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Рядом с вечным огнем скульптура солдата работы Евгения Вучетича. Это предварительная и уменьшенная копия знаменитой скульптуры из берлинского Трептов-парка.

Но мы возле памятника и вечного огня обнаружили еще и местный «почетный караул»


Второй «бравый солдат» так и не возжелал нам попозировать.
Без сомнения, главной изюминкой Соборной горы является Троицкий собор с шатровой колокольней и трапезной в стиле московского барокко. Первый каменный храм на этом месте был сооружен в 16 веке и в дальнейшем не раз перестраивался и достраивался. Сейчас, пожалуй, это самая колоритная постройка и доминанта города.

В 30-х советских годах храм был закрыт, а с 1985 года здесь располагался филиал краеведческого отдела серпуховского историко-архитектурного музея.
В данный момент, экспонаты постепенно вывозятся в другое помещение. Начинают возобновляться богослужения. Внутри полным ходом идет ремонт. Но кое-что из оставшихся музейных раритетов удалось разглядеть. А именно, несколько статуй из 16 апостолов, которые когда-то украшали уникальную церковь Рождества Богородицы в Селе Подмоклово, (бывшей усадьбе князя Долгорукова) лицезреть которую мы уже имели удовольствие во время своей позапрошлогодней осенней поездки в Тулу.
Вот эти самые, снятые с церкви Апостолы.

И интерьер храма изнутри

А это та самая церковь

Храм в настоящее время украшают копии.
Немного поподробнее можно почитать в моем рассказе о той поездке
http://www.otzyv.ru/read.php?id=96642
Далее мы идем любоваться видами, открывающимися с Соборной горы на бывший посад и комплекс его замечательных церквей. В отдалении можно углядеть Высоцкий монастырь и ныне кафедральный, собор Николы Белого.

А у подножия горки кишит местная ребятня.Деткам здесь раздолье.


Храм святителя Николая находится тоже в историческом центре на пересечении улиц Калужской и Советской. История его создания на этом месте уходит в 16 век. Как и в других подобных местах, раньше на этом месте стоял деревянный храм. Затем строится каменная церковь, которая периодически на протяжении веков перестраивается и достраивается. Данный храм, разработанный архитекторами Таманским и Шестаковым, был сооружен в 1857 году. Но при советской власти, в 1929 году был закрыт и довольно сильно разрушен. Особенно пострадала колокольня. В 1995 году он был возвращен церкви, а через десять лет освящен и окончательно отреставрирован.
Белокаменное сооружение из кирпича с синей крышей, сооруженное в стиле московского ампира, смотрится очень величественно. Главный храм города имеет самый большой городской колокол, отлитый в Ярославской области. По церковной традиции колоколам такого типа дают собственное имя, но серпуховскому еще не придумали.

Рядышком, на Советской улице, в глубине домов, спрятался еще один полуразрушенный храм. Остановившись сфотографировать арку-ворота, с удивлением я обнаружила объявление с расписание богослужений.


Далее небольшой экскурс уже на тему светской архитектуры.
Главная площадь города, конечно же площадь Ленина, с памятником вождю

Сформировалась, конечно же, гораздо раньше, в 19 веке и называлась тогда Торговой.
В разгар рождественского праздника мы оказались на ней чуть ли не единственными прохожими.
В тишине, лишь изредка нарушаемой проезжающими мимо машинами, обошли площадь по кругу, вдоль и поперек.
Самое примечательное сооружение, комплекс зданий торговых рядов или Гостиного двора.

Для тех, кто соберется сюда с ночевкой, есть Постоялый двор. Рядом верстовой столб с указателями расстояний до европейских городов.


В глубине сквера был запримечен вот такой домик

Символ советского прошлого и, наверное, нынешнего, городские часы на здании из красного кирпича.

Сделав круг почета, мы вернулись к машине

Далее путь наш лежал к Серпуховским монастырям Высоцкому и Владычиму.
Первым из них мы посетили Высоцкий.

Основанный в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, и по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего в первые настоятели монастыря своего ученика Афанасия, название свое он получил от места, на котором был установлен. В древности оно называлось Высокое.
Андрей Болотов, живший неподалеку, в усадьбе Дворяниново , вот так поэтично высказывался о монастырской обители: «..любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших..»
Вход в монастырь через ворота, рядом с надвратной колокольней с храмом Трех Святителей.

Выполнен он в греческом стиле, имеет форму креста. Трехсвятительский храм стал первым храмом, в котором начались ежедневные богослужения в 1991 году во вновь открытой обители.
В колокольне можно взять платки и юбки, так как за соблюдением порядка в монастыре следят строго. Мы с Танюхой были отосланы из Покровского храма «одеваться». Изначально на входе не заметили неприметную дверь, где можно было во все это облачиться.
Центральный храм монастыря - Зачатьевский.

Хранящий в своих стенах немало святынь. Но службы в нем проходят лишь в теплое время года.
Все основные монастырские богослужения проходят сейчас в Покровском соборе.

В нем же находится главная святыня монастыря, чудотворная икона «Неупиваемая чаша», к которой в надежде на помощь съезжаются люди с разных мест. Божья Матерь спасает людей от алкоголизма, наркомании, курения…
Более подробно об истории этой чудотворной иконы рассказывается на сайте самого монастыря http://visotskymonastir.ru/sv1.php
При соборе есть очень неплохая церковная лавка с большим выбором книг, пряников, сувениров и ювелирных изделий.
С южной стороны к Зачатьевскому собору примыкает Сергиевский храм. На протяжении своего существования он не раз перестраивался и менял обличье. В нем сохранился иконостас 18 века. Литургия в Сергиевском храме совершается в дни, связанные с памятью преподобного Сергия.

Далее,южнее от Зачатьевского собора расположен Никольский храм.

Он стоит на месте, где при основании обители был водружен Крест и воздвигнута первая деревянная церковь. Никольский храм посвящен небесному покровителю города Серпухова, Святителю Николаю. В 16 веке этот храм служил для совершения заупокойных богослужений. В советские времена, когда монастырь был закрыт, в храме располагалась пилорама. И с трудом можно было догадываться по его обезображенному виду, что это когда-то был храм.
Далее, вдоль монастырских стен расположены настоятельские палаты и братский корпус.
Крепостные белокаменные стены с башнями монастыря поражают своей мощью. Построены они в 17 веке взамен деревянных, после нескольких довольно значительных татарских набегов на центральную Русь. В 17 и 18 веках в башнях содержались колодники. Это государственные преступники, участники восстания Степки Разина. Сейчас стены и башни монастыря находятся в процессе частичной реставрации.

На макушках у башен сверкают красивые позолоченные флюгеры.
Снаружи, у подножия монастырских стен открывается вид на речку Нара, плотину и город.



Завершается наша прогулка по Серпухову в женском, Владычним монастыре, который очень понравился своей душевной, теплой обстановкой, доброжелательностью. Очень уютное место с домашней и молитвенной атмосферой.
При подъезде в глаза бросается краснокирпичная ограда. Дело в том, что их у монастыря две.
Наружняя была построена гораздо позднее, при присоединении к монастырской обители новых земель. В архитектурном плане довольно необычна, так как ее башенки и ворота напоминают что-то сказочное, игривое, что совсем не соотносится с подобными священными местами. Кто архитектор, я так и не смогла понять и выяснить,но очень напоминает баженовский стиль.


Рядом с воротами на входе в монастырской лавке можно купить свежую вкуснючую выпечку. Что мы с удовольствием и сделали уже при выходе. Наши изголодавшиеся «детки» готовы были скупить в ней весь ассортимент, который надо сказать, очень разнообразен.
Монастырская пекарня с австрийским оборудованием. Подключать, настраивать и обучать послушниц приезжали специалисты из Австрии.

Владычний монастырь очень древний, был основан в 1360 году святителем Алексием по особому изволению Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память... в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!»
В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя Алексия, который стал первым настоятелем монастыря преподобного Варлаама, через предстательство которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
А в 1378 году по распоряжению святителя Алексия для Владычниго монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона была помещена в Варлаамом соборном храме, и на протяжении 540 лет была главной святыней монастыря и почиталась как чудотворная.
Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась в монастыре до его закрытия, до 1919 года. Затем ее перевезли в собор Николы Белого на Калужскую улицу. И с тех пор судьба ее неизвестна. Старожилы Серпухова рассказывают, что многие иконы из Никольского собора были сожжены на берегу Нары. Но сестры обители до сих пор надеются на чудо и верят, что когда-нибудь эта чудотворная икона будет найдена.
Сейчас в Георгиевском храме монастыря находится икона, написанная и освященная в 1996 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Поклониться к Божьей Матери едут со всей страны. Так же как и в Высоцком монастыре «Неупиваемая чаша» помогает скорым исцелением многим пьяницам, алкоголикам, наркоманам и заядлым курильщикам.
А многочисленные рассказы паломников и более подробную историю этой удивительной иконы можно также прочесть на сайте монастыря http://inokini.ru/svjatyni/ikona/chasha.php
Территория его небольшая, но очень уютная и ухоженная, даже зимой здесь очень мило. Главный храм -Введенский собор. Построен во времена Бориса Годунова и стоит на месте деревянного храма, сооруженного преподобным Варлаамом в 1360 году в пустынном месте. В 1867 году к нему был пристроен и освящен придел в честь прав. Филарета Милостивого, который да наших дней не сохранился и был полностью разрушен.
С северной стороны Введенского собора в 17 веке был построен храм Святителя Алексия.
Георгиевский храм, уникальный памятник Годуновской архитектуры, был построен в конце 16 века. В 17 веке к нему была пристроена колокольня. Сейчас колокольня находится в процессе реставрации. А в сами колокола, в рождественские дни, можно попробовать позвонить любому из нас.
Непосредственно вход в монастырь осуществляется через святые ворота и надвратный храм Феодота Анкирского. В 1599 году патриарх Иов выдал грамоту, где «…строителя Васьяна с братьею благословил, велел, у Введения Пречистыя Богородицы, на святых воротех, воздвигнути новой каменной храм, во имя святого священномученика Феодота Ангирскаго, да на тот храм и онтиминс дати…»
Согласно грамоте, новый храм, действительно был поставлен на прежних каменных воротах. Сейчас перед нами возобновленная постройка 1834 года, сооруженная по прошению тогдашней игуменьи Назареты.
На входе есть довольно подробная план-схема.

А мы были встречены вот таким милым созданием

Ну и сами виды надвратной церкви со святыми воротами, соборы монастыря, келейные и настоятельские корпуса.

Георгиевский собор

Введенский с сенью над гробницей преподобного Варлаама.

Подъем на колокольню

Конечно же, надо обязательно попробовать себя в качестве звонаря

А вот такие виды открываются с колокольни

Красавец Высоцкий монастырь отсюда как на ладони.

И еще несколько зарисовок зимней монастырской обители…

Летом на территории функционирует источник, находящийся на центральной площади, сейчас укутанный снежком. На мраморном барельефе изображение Божьей Матери «Неупиваемая Чаша».
А еще здесь, в монастыре сестры разводят павлинов. Конечно, в зимнее время теплолюбивые птицы скрыты от глаз и находятся в утепленных домиках. Ведь эта, одна из красивейших птиц в мире, считается символом бессмертия. Павлин обладает бесстрашием, выносит минусовые температуры, а в Индии птица считается священной.
К Серпухову эта птичка тоже имеет самое прямое отношение. Ее изображение есть на гербе города, а в самом городе есть музей Павлина, где рассказывается о том, почему именно его изображение красуется на гербе Серпухова, истоках и истории.
В праздничный день, зная, что музеи скорей всего не работают, мы не стали даже озадачиваться его поиском.
Как я уже упоминала ранее, в 1919 году монастырь был закрыт. На его территории была размещена школа «красных военлетов», затем было создано военное летное училище. Монастырь приобрел новое название, «Авиагородок». В Георгиевском храме обустроили клуб-кинотеатр, а во Введенском соборе и приделе свт. Алексия — склады. В остальных корпусах разместили классы, казармы, мастерские и офицерские общежития. И только в 1995 году монастырь начал возрождаться. Снова началась здесь монашеская жизнь.
Сейчас он почти весь восстановлен, принимает паломников, предоставляет ночлег и трапезу.
Храм открыт весь день, поэтому любой прихожанин в любой момент может сюда прийти, поставить свечи, помолиться и подать записки.

А наше небольшое рождественское путешествие подошло к своему завершению. Дорога домой показалась довольно быстрой. Въехав в Москву, мы прокатились через пустынный центр, лишний разок захватив взглядом любимое Замоскворечье.
Теперь остается дождаться теплой поры, чтобы вновь посетить те замечательные края с посещением еще одной интересной достопримечательности района, зубрового питомника в Приокско-Террасном заповеднике.

Добавил: Julia (25.01.2013) Просмотров: 892
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]