ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 203
Главная » Путешествия » "Дмитровка". Февральские покатушки.

"Дмитровка". Февральские покатушки.

 

 

Наша очередная и первая в этом году подмосковная вылазка пришлась на период студенческих каникул. У "ребятенка" после сдачи всех зачетов и экзаменов появилось желание развеяться и вздохнуть полной грудью свежего, и чистого морозного подмосковного воздуха.
Естественно, на повестку дня встал извечный вопрос: " Куда бы податься?". Который, собственно, и было поручено решить зачинателю воскресного путешествия. Я лишь ограничила радиус поиска досягаемыми, в рамках однодневной поездки, расстояниями.
В результате, в ответ на извечный вопрос, "чадо" выдало три варианта, в трех разных местах и направлениях.
Большие Вяземы, местечко Дединово, в Луховицком районе и Спасо-Влахернский монастырь, находящийся в поселении Деденево по Дмитровскому направлению.
Так как в пушкинских подмосковных пенатах мы уже были, а рязанское направление было отметено по причине все же некой удаленности, то третий вариант, находящийся в окрестностях "лыжно-фуфлыжной") Яхромы, подошел под все параметры и удобства как нельзя лучше. Тем более, что в окрестностях сразу нарисовалось еще несколько интересных мест, очень удачно вписавшихся в наш небольшой маршрутик.


Первая остановка почти сразу после выезда за МКАД.
В Мытищинском районе близ города Долгопрудный есть местечко под названием Виноградово с одноименной усадьбой.

N055 56.561, E037 32.790
Дмитровское шоссе делит усадебный комплекс как бы на две части. Если двигаться из Москвы в сторону области, по левую сторону от дороги, чуть в глубине находится усадебный парк с основными постройками и прудом, а справа сохранилась Владимирская церковь, старейшая из построек, 1777 года.
Свою историю это место ведет с начала 17 века. Первым владельцем деревни и окрестных земель был дальний предок великого поэта, дворянин Гаврила Григорьевич Пушкин и его сыновья, Григорий Гаврилович и Степан Гаврилович, унаследовавшие впоследствии имение. Именно при них, в 1650 году здесь была построена деревянная Владимирская церковь, а деревня обрела статус села.
Сын Степана, Матвей, попавший в немилость Петру I, был сослан в ссылку за то, что не согласился с отправкой молодых дворян на учебу за границу. А его сын Федор, был и вовсе повешен, как главный участник стрелецкого заговора. Поэтому все состояние вместе с имением досталось дальним родственникам Ивану и Петру Пушкиным, при которых была построена первая, уже каменная церковь.
Уже в те годы между селом и прудом проходил тракт из Москвы в Дмитров.
В 1702 году по указу Петра I по нему было организовано почтовое сообщение для срочной доставки почты из Москвы в северные районы. В 1729 году Иван Пушкин продал имение князю Долгорукову В. В., а с 1758 года владельцем ее становится генерал Глебов А.И. При нем возле пруда строится деревянный одноэтажный дом, разбивается регулярный парк. А на другой стороне дороги возводится Владимирская церковь, дошедшая до наших дней. Наследницей имения Глебова стала его падчерица Елизавета Бенкендорф. Именно в этот период частыми гостями усадьбы становятся Г. Р. Державин, Н.М. Карамзин и И.А. Крылов.
Во время войны 1812 года в имении располагались французы. Усадьбе был нанесен серьезный ущерб.
С 1885 по 1911 годы усадьбой Виноградово владел московский купец Бучумов, который сдавал крестьянам в аренду леса, луга и поля на очень жестких и невыносимых условиях. В результате, крестьяне не выдержали и в 1905 году сожгли имение ненавистного хозяина.


Последней владелицей Виноградова была помещица, купчиха немецкого происхождения Э.М.Банза. Эмма Максимовна обновила и реконструировала усадебный ансамбль в формах неоклассицизма и эклектики. Построила новые въездные ворота, мост, здание кордегардии. А на месте старого сожженного господского дома соорудила новый, сохранившийся и до нашего времени. При ней же были возведены и хозяйственные постройки - скотный и конные дворы и даже клуб-синематограф для рабочих усадьбы.
Особо выделяющееся строение - дом Германа, сына Эммы Максимовны от первого брака, построенный в 1912 году в модерновых формах.
Сейчас все постройки пребывают не в лучшем состоянии. Вроде бы на данный момент усадьба принадлежит детскому кардиоревматологическому областному санаторию "Долгие пруды". Жилыми, по каким-то сведениям, остаются пока дом Банзы и кухонный флигель. Деревянный дом Германа находится по большому счету "на последнем издыхании". Сквозь ветки огромных елей удалось разглядеть перекошенный сруб с заколоченными окнами и дверьми. На территорию доступ закрыт.


Главные ворота на замке. На въезде лишь вот такой памятный мемориал


Объехав усадьбу вдоль Долгопрудной аллеи, удалось запечатлеть стены дома лишь с бокового прохода через решетку


А подъехав на обратном пути к калитке, от которой идет дорожка к главному дому, обнаружили, что она открыта. Ну и, конечно же, несмотря на грозные запрещающие таблички, быстренько просочились на территорию. Правда, долго радоваться не пришлось. Почти сразу на всех своих парах примчался грозный и злой охранник, буквально начав нас выталкивать наружу, приговаривая при этом: " Мол, что, читать, не умеете?". Сотворив физиономию в виде "того самого строительного материала красного цвета", а заодно и неграмотной прикинувшись, я невозмутимо продолжила фотографировать, приговаривая, что данный объект представляет собой архитектурную и историческую ценность и какой-то там охранник мне этого запретить не может.
А пока Лешка выяснял с ним отношения и возмущался, как можно было довести до такого состояния дом, я, не теряя времени, успела еще кое-чего нафотографировать. И вот что из этого получилось


Деревянное оштукатуренное здание выстроено по классической схеме, черты классицизма отлично сочетаются с приемами нового времени. Автором почти всех этих построек является архитектор И.В. Рыльский.
К дому Германа просочиться уже не удалось, да и препираться с охранником до бесконечности было бессмысленно. Ведь впереди еще нас поджидало много интересного.
Перевалив на противоположную сторону "Дмитровки", мы подъехали к Владимирской церкви. Это прекрасно сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание с белым декором, является произведением скорее всего Баженова или Казакова. Как мне кажется, именно, баженовские нотки угадываются во внешнем убранстве храма.


Треугольный в плане храм, имеет закругленные углы, украшен колоннами ионического и коринфского ордера. Наружные элементы придают всему облику необычную нарядность и выразительность. Храм занимает центральное место во всем ансамбле, и несет в себе стиль раннего классицизма с барокко.


По сторонам сохранилось два здания. Одно из них служит в качестве колокольни.


А второе предназначалось для установки часов.


Оба здания были выстроены наподобие садовых беседок, с глухой задней стеной.


Слева сохранился дом – притча.
Все эти строения находятся на одной прицерковной территории за оградой.
Новая ограда, поставленная здесь, включила в себя остатки усадебного кладбища с могилами прежних хозяев имения — А. И. Глебова и Бенкендорфов. Старинные надгробия сейчас можно увидеть в церковном дворике.


На стене церкви привлекла внимание табличка с довольно редким сочетанием слов…"Всенародное достояние"!


Обледенелый колодец используется видимо вовсю для обливаний.


Со стороны часовни и колокольни к прихрамовой территории вплотную примыкают частные дома с огородами, и живущими в них "веселыми" жителями.


Вовнутрь, к сожалению, мы не попали, так как в момент нашего там присутствия крестили деток.
На обратном пути, в поисках выезда на трассу, заплутали в переплетении здешних улиц, с немного странноватыми названиями. Вернее и не улиц совсем, а линий. 1-я, 2-я, 3-я..и т.д. И все они Северные. А все дело в том, что Владимирский храм в данный момент находится на территории поселка Северный. Сейчас, это довольно таки уникальный район, входящий в черту Москвы.

http://www.severni.ru
Заложен он был в 50-х годах при строительстве Северной водопроводной станции, являющейся сейчас главной достопримечательностью этих мест.
Именно для сотрудников этой станции и был построен поселок с полной инфраструктурой и полностью автономным жильем.
""Датой рождения" посёлка считается 12 июня 1952 года - день, когда постановлением Совета министров РСФСР ему было дано название "Северный". У жителей посёлка всегда была московская прописка, и они гордо называли себя "кусок Москвы в Московской области", т.к. со всех сторон Северный окружали земли Краснополянского района Московской области. Только в 1991 году территориально посёлок был объединен с Москвой путём поглощения столицей подмосковных земель между Северным и МКАД. "


На небольшой территории сохранилась уникальная жилая и общественная застройка.
Двухэтажные дома, которые нынче принято называть коттеджами, строились по немецким технологиям.


Поселок был построен по проектам архитекторов Н. Селиванова, К. Кисловой, и З. Государевой. Необычность всему этому месту придает и линейная планировка улиц, с почти одинаковыми, типовыми домами. А множество зеленых насаждений делает этот уголок чем-то похожим на старые советские дачи. Перед зданием дома культуры раскинулся сквер, в котором к 100-летию со дня рождения был открыт бюст полководца Великой Отечественной войны маршала Г.К. Жукова.


Само здание дома культуры представляет собой яркий образец советского ампира. Используется, судя по афише, до сих пор по своему прямому назначению.


Рядом здание администрации с советской символикой на фасаде


И детский садик


В сквере был обнаружен еще вот такой памятник


Естественно, что на все это мы глянули совсем мельком. Можно сказать, проездом.
Думаю, что в принципе, местечко заслуживает более подробной и обстоятельной прогулки, которую удобнее всего совершать в более комфортное, теплое время года.
А мы едем дальше.
Следующая остановка - Спасо-Влахернский монастырь.
Хотелось бы сразу предупредить всех тех, кто пользуется материалами с сайта

http://www.autotravel.ru/otklik.php/3226
Координаты места даны не правильные!
Монастырь находится с левой стороны от Дмитровского шоссе в сторону области. На улице Школьная поселения Деденево.
Женский монастырь, основанный на этой местности, ведет свою историю с 1852 года.
Находится он на красивой возвышенности, которая омывалась раньше с трех сторон реками Икшей, Волгушей и Малой Яхромой. Теперь с одной из сторон проходит канал им. Москвы. И называлась она ранее Деденевской пустошью, которая была приобретена дворянином Василием Петровичем Головиным еще в 1677 году. А его сын в 1798 году заложил в своем родовом имении храм во имя Спаса Нерукотворного, строительство которого длилось почти сто лет. Спасский собор был освящен в 1858 году в честь Спаса Нерукотворного – родовой иконы Головиных, написанной Андреем Рублевым. А уже в 1852 году вдова майора Головина Анна Гаврииловна ,урожденная Гагарина, и ее сын, Гавриил Павлович, губернский секретарь Московской губернии Дмитровского уезда, решили отдать свое имение под монастырь, организовав сначала женское общежитие. И с 1862 года здесь началась полноценная жизнь обители. Через два года рядом с главным Спасским собором был освящен храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского.
В монастыре было обширное хозяйство. Сестры несли различные послушания: писали иконы, шили золотом, изготавливали одежды для сестер, выращивали овощи, работали в саду и разводили цветы, ловили рыбу в монастырском пруду. В 1914 году в обители насчитывалось около 300 насельниц.
С приходом советской власти, монастырь был закрыт. Сестры организовали трудовую сельхозартель «Влахернскую». Но в 1924 году она была упразднена. А на территории был размещен дом инвалидов, позднее переоборудованный в санаторий для участников Великой Отечественной Войны. Но службы в Спасском храме продолжались, и монахини жили в оставшихся незанятых монастырских постройках. Окончательное закрытие обители произошло уже в 30-е годы, когда были арестованы 42 монахини.
Храм Димитрия Солунского сгорел в 1939 году. Церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», которая также входила в монастырский комплекс, перестроенная из часовни Смоленской иконы Божией Матери в 1910 году, в 1929 году была приспособлена под электростанцию. Здание Спасского собора сильно пострадало от обстрела в годы войны. Были утрачены интерьеры храма, выполненные по эскизам В.М.Васнецова, и нарядное убранство.
Чудотворная Влахернская икона Божией Матери сейчас находится в центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева.
В 1993 году обитель начала вновь возрождаться. Был по новой отстроен деревянный храм Димитрия Солунского. Отреставрированы часть ограды и главный Собор. В 2001 году состоялось второе открытие монастыря. Сейчас главной доминантой и наибольшей художественной значимостью и выразительностью является грандиозный Спасский собор.




Высокая колокольня в романском стиле была возведена в 1886 году по проекту архитектора Н.В.Никитина.

Внутри собора было устроено целых 10 престолов.
Сейчас его небесно-голубые купола с колокольней отлично видны с дороги. И даже в этот февральский далеко не солнечный денек, ярко выделяются они на фоне сероватого морозного неба.


Сам храм белокаменный с легким голубоватым оттенком построен в стиле московского классицизма.Между храмом и колокольней находится двусветная трапезная с парусным сводом. В 1910 году ее интерьер был украшен живописью по эскизам В. Васнецова.
Рядом, спрятавшись за ветви деревьев, находится деревянная церковь Дмитрия Солунского, увенчанная восьмигранным куполом.


В ней хранятся мощи бывшей насельницы монастыря преподобной Параскевы. Внутри храма очень уютно, на деревянных стенах иконы, под куполом большая люстра на длинной цепи. Напротив находятся хозяйственные постройки, особенно привлекает внимание краснокирпичное здание трапезной, выполненное в псевдорусском стиле.


Отреставрированы и святые ворота со сторожкой


Напротив которых располагается бывшая Деденевская больница, построенная в 1901 году, и памятный крест в честь рода Головиных, установленный в год 500-летия поселка.


Также за оградой находится и бывшая гостиница.


Домик прямо таки радует глаз своим ярким нарядом.
Побродив вдоль монастырских стен,


мы отправились дальше навстречу новым интересностям.
В Яхроме, проехав которую насквозь, мы свернули в сторону Рогачевского шоссе.
На дороге, соединяющей две эти магистрали, находятся две интересные и заслуживающие внимания усадьбы.
Первая на нашем пути -усадьба Ольгово. Или Апраксиных. Название, закрепившееся за этим местом в честь главных ее обитателей.

N056 16.278, E037 20.711
Место это имеет сейчас даже свой официальный сайт.

http://www.usadba-apraksin.ru
В сохранившихся постройках устроено что-то типа дома отдыха, на пруду организована платная рыбалка, есть мангал, беседки, сауна с бассейном, пантовые ванны, с фито-бочкой, предлагаются проведения свадебных торжеств, корпоративов, съемки фильмов.
Все владения сейчас находятся в частной собственности.
Главный усадебный дом, к сожалению, прибывает не в лучшем виде, но таблички с исторической информацией имеются, может и до реставрации дело дойдет.


Тем более, что места эти известны аж с 16 века. Когда Ольгово было дворцовой вотчиной.
В 1619 году его пожаловали дмитровскому воеводе — Ф.В.Чаплину, за оборону Дмитрова от польских шляхтичей. Во владении этого рода село находилось более ста лет.
В первой половине 18 века Ольгово перешло к дочери А.И. и М.Г. Чаплиных — Соймоновой, состоявшей во втором браке за фельдмаршалом С.Ф.Апраксиным. Собственно при нем в усадьбе началось создание дворцово-паркового комплекса, достигшего наибольшего расцвета уже при его сыне С.С.Апраксине, который был женат на дочери Н.П.Голицыной — пушкинской «Пиковой даме», Екатерине Владимировне. Вот так все сложно "закручено" в этих подмосковных пенатах.
Для реконструкции усадебного ансамбля Апраксин пригласил выдающегося итальянского архитектора Франческо Кампорези, который спроектировал и возвёл парадный и хозяйственный двор, бумажную фабрику и псарни, разбил регулярный французский парк.
Можно сказать, что Апраксин хотел превратить усадьбу в некое подобие древнегреческого сада. При нем и его жене, было создано несколько искусственных прудов, с романтичными и причудливыми названиями: «Белый воробей», «Малиновый воробей» и «Чёрный воробей». Усадьба стала культурным центром и местом отдыха светской знати. Здесь проводились спектакли, устраивались игры, охоты, балы и званые обеды.
Естественно, что талантливый зодчий Франческо Кампорези, обретший постоянного заказчика в лице С.С. Апраксина, воплощал здесь свои самые замысловатые идеи.
На въезде в усадьбу находятся два обелиска на квадратных постаментах, сохранившиеся до наших времен. Причем один из них, судя по свежей кирпичной кладке, недавно реставрировался.


За ними находится обширный хозяйственный двор с конюшнями, амбарами и скотным двором, сквозь который проходит главная въездная аллея.


До главного парадного двора можно доехать на машине.
Вход в сам двор на усадебную территорию совершенно беспрепятственный.


Наши персоны никого не заинтересовали. Лишь только вот этот представитель, слегка дремавший возле двери с надписью "Администрация", оживился при нашем появлении.




Парадный двор выполнен в виде замкнутой, круглой застройки.
Четыре флигеля, северный, южный и корпусы для дворовых людей, где сейчас расположены лечебный и спальные корпуса, ограничены главным домом и готической башней въездных ворот.


Сама башня пребывает в руинированном состоянии


Также как и главный усадебный дом.


Двухэтажный дом на высоком цоколе сложился за два строительных периода. В 1790-х годах Кампорези капитально реконструировал старый дом, достроил второй этаж, украсил фасад, добавил деревянные пристройки.
А в 1790-х северный флигель был перестроен для театра.


Современный южный флигель был построен в 1883 году деревянным, на месте стоявшей здесь оранжереи, позднее перестроенный в кирпиче. Флигели объединены с домом открытыми переходами на арках, балюстрады которых раньше были украшены вазами.


Со стороны парка дом был украшен мощным шестиколонным портиком, поставленным на высокий, прорезанный арками, белокаменный выступ цокольного этажа. Центральная часть главного дома возведена в середине 18 века. В конце того же столетия дом был обстроен Ф. Кампорези, причём обстройка его осуществлена в дереве, а затем оштукатурена и обработана под камень. Сейчас можно лишь догадываться и предполагать, как все это выглядело.



Внутри дома находились два больших зала, отделанных в классическом стиле, из которых один выходил на парадный двор, а второй — в сторону парка. Последний зал, большой и двухсветный, по размерам лишь немного уступал зеркальному залу в Кусково. Стены его были украшены парными пилястрами и колоннами коринфского ордера.
Зал был обставлен прекрасной мебелью, изготовленной крепостными. А на стенах висели фамильные портреты русских и иностранных художников.
Гулять по обширной парковой территории и вокруг прудов мы уже не пошли. Когда то он был украшен «Храмом добродетели», триумфальной аркой, обелисками, «Турецкой мечетью» и беседками.
Все же погода в этот денек несколько не способствовала длинным пешим прогулкам.
Наверное, очень здорово будет оказаться в этих местах летом. Хотя и нынешние пейзажи тоже очень живописны, и даже солнышко, пробивающееся сквозь дымку облаков, придает всему особенный шарм и очарование.


Неподалеку находится Введенская церковь с церковно-приходской школой. Построена она была в 1751 году К. Л. Дружининым. А в 1828 перестроена в стиле ампир.
Ее тоже решено было оставить до более теплых времен.
Поэтому прыгнув в машину, мы последовали к еще одному усадебному и старинному месту.
Всего в нескольких километрах в местечке Подъячево находится бывшая усадьба под названием Никольское - Обольяниново. Вот такое заковыристое название!

N056 15.576, E037 14.935
Основанная в конце 18 века П.М. Власовым, с 1802 года и до середины 19 века, она принадлежала Обольяниновым, а далее до прихода к власти большевиков — Олсуфьевым, построившим в имении земское училище и больницу.
Именно этот период особенно интересен, так как связан с пребыванием в Никольском Л.Н. Толстого и Д.И. Менделеева. До наших дней с трудом, но все же сохранился деревянный одноэтажный дом с антресолями и Никольский храм, который сейчас восстанавливается. Храм, выстроенный в 1794 году в стиле раннего классицизма, с барочными чертами и успешно действовавший аж вплоть до 70-х годов прошлого века, до недавнего времени пребывал почти в руинах. Но, тем не менее, даже сейчас, восстановленный частями смотрится шикарно. И я бы сказала, является несомненной изюминкой этих мест.


Выстроен он по типу "восьмерик на четверике", к нему примыкают алтарь и трапезная с трёхъярусной колокольней, увенчанной шпилем. От храма мы в прямом смысле полезли осматривать усадебный дом. Кстати, "засветившийся" в съемках фильма "Гусарская баллада".


Подобраться к дому сзади оказалось не так уж и просто. Но нам ведь во что было ни стало хотелось сфотографировать его с лицевого фасада. Дом, когда то, видимо, реставрировался. Но сейчас переживает совсем не лучшие времена.
Это деревянное, оштукатуренное строение на белокаменном цоколе, являет собой характерный образец архитектуры классицизма, со стороны парадного двора дом украшен портиком-лоджией под фронтоном. А примыкающие флигели объединены с ним крытыми галереями, находящимися совсем в разрушенном виде. Собственно, через одну из дырок этих галерей мы и попытались пролезть к главному парадному входу. Попытка не пытка, но успехом не увенчалась, так как перемахнув через какие-то деревянные мосточки, и оказавшись на галерее, мы уперлись в какие-то частные владения. Перепугав своим появлением местного бобика, на лай которого откуда-то из трущобных глубин вылез, судя по всему, местный житель. Или может быть сторож. При виде нашей "экспедиции" собакевич и его хозяин застыли в недоумении. Ничего не оставалось, как поздороваться, и спросить нормальную дорогу, как бы сфотографировать дом с главного входа.
Оказывается, всего то нужно пролезть в дырку в заборе, рядом с большой елкой, со стороны шоссе).
Вот так выглядит основной фасад как раз со стороны галереи, так сказать с наших катакомб.


А это уже вид на парадную часть.



Правда, находится он сейчас совсем не при параде, даже главный сторожевой пост пустует.


Но будем надеяться, раз дело сдвинулось с мертвой точки, и началась реставрация храма, то, бог даст, и до дома дело дойдет.
На этом пора было заканчивать наши уличные вылазки. Наш "ребятенок" окончательно заморозивший ноги, требовал теплой печки и отказывался от уличных вылазок. Да и день уже давным-давно перевалил за полуденную отметку.



А так как впереди еще намечалось привычное стояние в Дмитровской пробке на подъезде к Москве, мы поспешили в сторону Рогачевского шоссе. Выехав в районе Лобни снова на Дмитровку, слегка"потолкавшись", умотали объездными дорожками через город Долгопрудный… По пути завидев еще одно интересное местечко, которое я надеюсь, послужит толчком к очередной вылазке в окрестностях Москвы.

 

 

Добавил: Julia (14.03.2014) Просмотров: 545
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]