ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 208
Главная » Путешествия » Калужский новогодний экспромт. И четыре пары мохнатых лап в придачу. часть 2.

Калужский новогодний экспромт. И четыре пары мохнатых лап в придачу. часть 2.

 


Основана обитель в конце 19 века оптинским старцем Амвросием. В 1901 году она получила статус общежительного монастыря.



Уже при входе краснокирпичные здания завораживают своей, я бы сказала достаточно необычной для этих мест, архитектурой. Глядя на которые, меня не покидало ощущение чего-то уловимо-знакомого. И только когда подойдя к указателю, мы с Татьяной увидели в обозначении к одному из строений фамилию Перлов, все стало на свои места.



Домик благотворителя и чаеторговца С.В. Перлова и тут выглядит как сказочный теремок, не уступая по красоте своему московскому собрату.



Все здания и храмы выстроены по проектам Р. И. Клейна, С. В. Шервуда и Б. А. Савицкого и в основном на средства чаеторговца. А первой настоятельницей монастыря стала духовная дочь старца Амвросия монахиня София Астафьева-Болотова.

К 1918 году здесь подвизались более 800 сестер. Имелась богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов. После революции, с приходом советской власти монастырь был закрыт. Часть сестёр расстреляли, часть сослали в ссылку. На территории и в зданиях располагался детдом, затем - сельхозтехникум. Вновь обитель открылась в 1990 году. Ныне в почти полностью отреставрированный и сохранившийся комплекс монастыря входят 5 храмов, трапезная, водонапорная башня, каретный сарай, корпуса больницы, мастерских и две деревянные кельи.

В монастыре жила и была похоронена сестра Льва Николаевича Толстого, Мария. Сам великий писатель тоже бывал здесь, навещая сестру.

Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преподобного старца Амвросия в 1902 году. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С.В. Шервуда. Величественный собор, аж с 15-ю главками, выполненный в русском стиле, поражает обилием декоративного убранства.



Все эти кокошники, узорчатые наличники на арочных окнах, щипцы, полуколонны, шатровые стилизованные крылечки, смотрятся необычайно сказочно среди калужских лесов и деревень.



Поражает и внутреннее, огромное помещение храма, в тоже время, несмотря на свои размеры, обладающее какой-то притягивающей аурой, внутри которого ощущается состояние покоя, умиротворения и даже уюта. Большая часть внутреннего убранства, выполнена в мастерских обители. Многие иконы вышиты бисером, витражи изготовлены в чеканной мастерской. Свечи ставятся в песок, берутся бесплатно, при желании, за пожертвование.

Находящаяся за собором трапезная, соединенная с ним небольшим переходом, была выстроена в 1893 году на месте бывшего дома помещиков Калыгиных - первых владельцев имения Шамордино. Это первая каменная постройка в монастыре, выполнена по проекту архитектора Р.И. Клейна на средства С.В. Перлова.



В том же стиле выстроена и водонапорная башня, находящаяся чуть в стороне от остальных сооружений.



На месте дома, где ранее располагался дом-келья, в котором, приезжая в обитель, жил старец Амвросий, сейчас находится храм преподобного Амвросия Оптинского.



После смерти старца стараниями духовного чада С.В. Перлова над его домом был построен кирпичный футляр. После закрытия монастыря дом-келья был вывезен в деревню Шамордино, а в каменном футляре находился гараж. С возобновлением же монашеской жизни в 1996 году был построен храм, освященный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.



Собственный домик-теремок чаеторговца был построен в 1910 году, в нем Сергей Петрович Перлов останавливался с семьей, когда приезжал в монастырь.



Выделяется из всего краснокирпичного комплекса храм во имя Пресвятой Троицы с пределом в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник". Это первый храм обители, первоначально освященный в день ее открытия, в 1884 году. До 1890 года он находился на месте ныне существующего Казанского собора, во время закладки фундамента которого, по благословению преподобного Амвросия, был перенесен на кладбище и освящен в честь Пресвятой Троицы. Именно в нем отпевали самого старца Амвросия.



После закрытия монастыря храм был разрушен. Но в 2005 году начались работы по его восстановлению. Сейчас он практически полностью восстановлен.

В глубине монастыря находится здание богадельни с больничным корпусом, до которых мы уже с наступлением темноты, не дошли, а за алтарем Казанского собора - могилки настоятельниц обители. Чуть в стороне, у подножия живописного холма, на котором находится монастырь, где протекает речка с интересным названием Серена, находятся источники Преподобного Амвросия, в честь Казанской иконы Божией Матери и Животворящий источник в честь иконы Божией Матери.

К источникам ведет живописная лестница. Со смотровой площадки открывается потрясающая панорама окрестностей. Можно только представить, какая красотища в этих местах летом, весной или осенью.



Конечно же, мы спустились вниз, набрали водички. Есть и купели, при желании и окунуться можно. Народу, несмотря на сочельник было очень немного.



Заглянули и в трапезную, где был куплен вкусный сырный сувенир ). Монастырский сливочный сыр оказался необычайно вкуснючим. Наверное, никогда еще не приходилось пробовать такой, действительно, настоящий продукт, с большой буквы. Продается он в пластиковых баночках, выглядит, как самый обычный, стандартный кусок сыра. Правда вкус его, не сравнится ни с каким магазинным, даже заморским, продуктом.

Уезжали мы из этого места с какими-то необычайно теплыми, трепетными чувствами. Здесь в отличие от более коммерциолизированной, Оптиной пустыни, более спокойно, по домашнему тепло и уютно, и даже в эту серую ненастную погоду, ощущения промозглости и холода каким-то невероятным образом улетучиваются, уходят на второй, второстепенный план, заставляя невольно думать о вечном, хорошем и прекрасном, создавая действительно, предпраздничное, умиротворенное и по детски сказочное настроение … Думаю, что в эти края мы еще обязательно вернемся в более теплое время года, полюбоваться на окрестные просторы и краснокирпичные храмы во всей их летней или осенней красе.



Побывать в Калужской области, и не посетить еще одно знаковое место, на этот раз очень тесно связанное с фамилией Пушкина, конечно же, мы тоже не могли. И, несмотря на то, что усадебные комплексы такого рода лучше всего осматривать в более теплое и солнечное время, решили все-таки на обратном пути в Москву сделать небольшой крючочек и заехать в местечко под названием Полотняный завод, родовое имение семьи Гончаровых.

Но о нем чуть позднее, так как на пути к нему нежданно-негаданно пришлось зарулить в еще парочку интересных мест.

Выехали мы довольно рано, как-то так удачно удалось довольно быстро собрать все пожитки. И погрузившись, мы отбыли в сторону поселка Полотняный завод по трассе Р-132.

Выехали довольно споро, и вскоре стало понятно, что на Полотняный мы доберемся раньше открытия музея, поэтому проезжая населенный пункт имени великого писателя Льва Толстого, завидев указатели на монастырь Тихонова пустынь и музей-диораму "Великое стояние на Угре", решили заглянуть ненадолго, глянуть одним глазком, что за монастырь в этих краях присутствует.

N054 36.290, E036 2.143

А подъехав к монастырским стенам, ахнули. Такой красоты в это раннее утро совсем не ожидали увидеть.

Вот она, еще одна, найденная нами жемчужинка калужского края!



В полудремной утренней дымке перед нами предстают величественный собор с колокольней, выстроенные в шикарном, пышном, русско-византийском стиле.



Обитель была основана во второй половине 15 века преподобным Тихоном Медынским, калужским чудотворцем.

"Будучи монахом, Тихон удалился на берега речки Вепрейки, впадающей в Угру. Жилищем ему служило дупло исполинского дуба. Питался он дикорастущими травами и плодами, а воду брал из колодца, который выкопал своими руками. Когда преподобный Тихон основал монастырь, неизвестно, но имеются сведения, что он сам построил храм во имя Пресвятой Богородицы, в котором и был погребен".

Успенский храм возводился в конце 19 – начале 20 веков. Строительные работы начались при архимандрите Моисее, и завершились к 1914 году. Это было время наивысшего расцвета монастыря, и новый храм как нельзя лучше отражал этот расцвет.



Успенская церковь существовала в обители еще в древние времена и изначально была деревянной, пережила польско-литовкое нашествие.

Нынешний храм, увы, в своем первозданном виде, покрасовался недолго. Начались всем известные события, обитель была разорена большевиками. И до 90-х годов находилась в запустении. Реставрация началась лишь в 1993-м.

Красующаяся рядом с собором 4-х ярусная колокольня высотой в 75 метров, была построена примерно в те же годы. В самом конце 19 века.



С обеих сторон к колокольне примыкали возведенные одновременно с нею ризничный и просфорный корпуса. Во время войны ей был нанесен довольно серьезный ущерб, внутри взорвалось несколько снарядов. Образовались трещины, которые, к счастью, "не поползли дальше", фундамент не пострадал, поэтому после восстановительных работ она была возвращена в свое первоначальное состояние.



Находящийся на территории монастыря Собор в честь Преображения господня, был возведен в 17 столетии и явился первым каменным храмом монастыря. В середине 19 века из-за ветхости, он был частично перестроен, не без активной помощи благотворителя тех времен Н. И. Шепелева. А к концу века была переделана вся его центральная часть. На ее месте построили пятикупольный храм в византийском стиле. Правый придел освятили в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый — в честь Рождества Иоанна Предтечи. В новом Преображенском соборе, освященном в 1886 году, было уже пять престолов. И с приходом советской власти, именно этот храм подвергся самым большим разрушениям, а к 1930-м годам и вовсе был снесен.

В 1998 году начались раскопки на месте собора, а к 2004 году было завершено строительство нового, восстановленного. Выстроен он в два этажа, с храмом в честь Преображения Господня в верхнем этаже и церковью во имя преподобного Тихона Калужского - в нижнем.



В тени деревьев виднеется небольшой Никольский храм с трапезной.



Деревянная трапезная с одноглавым Никольским храмом появилась на этом месте после 1610 года. Первый храм святителя Николая простоял около ста лет и был разобран за ветхостью, а взамен его в трапезной части Преображенского собора обустроили и освятили одноименный придел.

В начале 20 века в монастыре происходил ремонт братской трапезной. В ходе этого ремонта к трапезной пристроили теплый каменный храм. Он был освящен во имя святителя Николая. Таким образом, и трапезная, и храм стали каменные.

В 1930-е годы в нем оборудовали дом культуры, показывали кино, устраивали танцы. И в таком качестве он дожил до 1990-х годов. Вернули храм возрождающемуся монастырю лишь в 1996 году, но благодаря активной поддержке благотворителей, восстановлен он был довольно быстро, и уже в 1998 году в нем была совершена первая литургия.

На территории монастыря находятся также Больничный корпус с церковью в честь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» , часовня" под Дубом" преподобного Тихона, братский корпус, с трапезной построенный в 19 веке вместе с шикарнейшей каменной оградой.





К приходу советской власти в обители имелось три гостиницы, два странноприимных дома. Ведь монастырь являлся одной из самых посещаемых в епархии. А в день памяти преподобного Тихона количество паломников исчислялось тысячами.

Ранним утром, мы можно сказать, в гордом одиночестве посетили Успенский собор. Никаких автобусных групп, толп туристов еще и в помине не наблюдалось.

Прогулялись немного по еще только начавшейся убираться территории.



Преображенский собор оказался еще закрытым, но какая-то служительница, увидев, что мы, было, сначала направились в его сторону, и завернули обратно, окликнула нас, попросила немного подождать, и сходив за ключами, открыла нам нижний храм. Сама же, рассказав, где какие иконы находятся и, сославшись на какие-то дела, ретировалась. Мы же совсем одни, в тишине и спокойствии смогли поставить свечи, все осмотреть. Именно в этом храме хранится серебряная рака с мощами преподобного Тихона Медынского. В этот утренний час мы смогли совершенно свободно, без очереди и суеты подойти и приложиться к святым мощам.

Выйдя на улицу, и поблагодарив тетушку, еще немного поговорили так сказать "за жизнь". Женщина посоветовала нам обязательно посетить диораму на скиту. Она с таким неподдельным восторгом и заинтересованностью рассказала нам об этом месте, что, конечно же, мы, в общем-то, и так собирающиеся проехать дальше до Владимирского скита, еще больше укрепились в этом желании.



Заглянули мы и в трапезную, набрали вкуснючей, только что из печи, выпечки в дорогу, и домой хлебушка.

Честно признаться, довольно редко нынче удается застать такую душевную и располагающую обстановку, таких доброжелательных монастырских служителей. Очень добрая, по-домашнему, теплая обстановка, по настоящему согревает душу. А вся архитектурная красота этого места еще и глаз необычайно радует.

Думаю, что как-нибудь мы еще обязательно окажемся в этих удивительных местах, где в окрестностях еще много всякого разно, интересного и неизведанного. Ведь совсем неподалеку находится еще и чудотворный колодец, вырытый самим преподобным Тихоном. С 1991 года источник является памятником природы федерального значения. Родник находится на территории скита в честь иконы Богоматери "Живоносный Источник".

Ну а дальше нас ждет музей-диорама, что расположен в трех километрах от монастыря в местечке под названием Дворцы.

N054 36.892, E035 59.975

Территория скита еще совсем молодая. Храм в честь «Владимирской» иконы Божией Матери - верхний и преподобного Сергия Радонежского - нижний, был освящен совсем недавно в 2011 году. Предполагается, что построен он на том самом историческом месте стояния на Угре в 1480 году, которое собственно окончательно и положило конец татаро-монгольскому игу.



"Стояние на реке Угра́ — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством, вызванные отказом Москвы (1476) платить Орде ежегодную дань. Положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым".

Музей-диорама, находящийся в здании на территории скита, был открыт тоже совсем недавно, в сентябре 2014 года. В церемонии принимал участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.



А автором полотна «Стояние на реке Угре» является местный, калужский художник Павел Рыженко, для которого эта работа стала последней в жизни. До официального открытия он не дожил, умерев от инсульта в возрасте 44 лет. Оформлением же диорамы занималась студия имени М.Б. Грекова.

Территория, на которой нынче расположен музей, в 1480 году была занята войсками, участвовавшими в Великом Стоянии на Угре.

Помимо самой диорамы, в музее размещена экспозиция картин Павла Рыженко, посвященных теме освобождения Древней Руси от монголо-татарского ига. Художник являлся мастером именно исторических картин. Работы его довольно монументальны, патриотичны, выполнены с большой любовью к Родине.

В отдельном зале представлены археологические свидетельства тех событий, образцы воинского вооружения и доспехи.



Вход осуществляется по билетам, льгот никаких студенческих нет, стоимость для всех одна-150 р. Фотографировать разрешается только музейную экспозицию, саму диораму, как выражаются служительницы " фотографировать не благословляется". Поэтому, запечатлеть получилось лишь только макет.



И картину-набросок.



Посещение по времени, раз в час и только в сопровождении экскурсовода. Мы подоспели незадолго до 10.00 часов. Купив билеты, вскоре к нам присоединилась еще одна пара самостоятельно путешествующих туристов из Москвы. А потом подтянулась автобусная группа, которую нам пришлось немного подождать. В ожидании мы успели посмотреть фильм о создании диорамы и ее создателе, Павле Рыженко.

В результате, набралась полноценная группа человек в двадцать с лишним.

Обозревать панораму можно с двух этажей. Полотно, для такого места, действительно довольно объемное и монументальное. Размеры тоже впечатляют - высота диорамы более 6 метров, в дину она протянулась на 20-ть с лишним. Кроме того, оборудована специальным освещением и объемным звуком. Сделано качественно и интересно. Художнику удалось довольно точно воссоздать картину событий тех лет, и не только в общих чертах, но и детально передать происходящие тогда события. Кроме того, и соответствующее музыкальное сопровождение в полной мере дает нам прочувствовать всю полноту происходящей картины, как бы перенося в те годы, в ту самую обстановку.

Рассказ вместе с осмотром музейной экспозиции и с музыкальным сопровождением занимает чуть больше часа.

Совсем не ожидая, что наше посещение этих мест настолько затянется, мы поспешили уже, наконец, к намеченной точке нашего маршрута.

Музейный комплекс "Полотняный завод" находится в одноименном поселке.

N054 44.340, E035 59.768

Нынче это мемориальный историко-архитектурный и природный музей-усадьба. Был торжественно открыт в июне 1999 года, к двухсотлетию со дня рождения А.С. Пушкина, как филиал Калужского областного краеведческого музея. И является чуть ли не самым молодым такого рода в области.

Основная тема экспозиций, конечно же, история рода Гончаровых и обстоятельства пребывания в этих местах Александра Сергеевича.

Думаю, что пересказывать во всех подробностях об истории этой знаменитой усадьбы и знаменитого рода нет надобности.

http://kokm.ru/ru/branches/linen_factory



Архитектурный комплекс, состоящий из главного дома и корпусов ткацкой и бумажной фабрик, полностью сложился во второй половине 18 века. Как не трудно догадаться, такое экзотическое название усадьба носит из-за образовавшегося на этих землях завода по изготовлению парусных полотен и бумаги.

Архитектор всей этой, ныне увядающей красоты, не известен. Но предполагается, что мастера здесь поработали московские.

"Начало истории Полотняного Завода восходит к 1718 году, когда купец Тимофей Карамышев получил от Петра I Указ о постройке заводов «для делания парусных полотен». В 1720 году последовал еще один Указ: «…построить своим коштом бумажную мельницу и делать бумагу». В 1732 году компаньонами в дело вошли Афанасий Гончаров и Григорий Щепочкин, а после смерти Карамышева с 1735 года они остались в деле вдвоем. Главенствующее положение занял Гончаров: его капитал втрое превосходил долю Щепочкина. В том же 1735 году произошел раздел фабрик, чтобы «каждый в своей части прилежнее рачить мог». К 1767 году сложился усадебный ансамбль, уникальность которого состояла в том, что производство находилось в непосредственной близости от господского дома. Парусно-полотняная мануфактура прекратила свою деятельность в середине XIX века. Бумажная мануфактура действует и поныне."

Помимо Афанасия Гончарова - владельца бумажной фабрики, особую известность, конечно же, приобрела его прапраправнучка - красавица Наталья Гончарова, ставшая женой Александра Сергеевича Пушкина.



Так же усадьбу посещала императрица Екатерина II, а в 1812 году здесь размещался штаб Михаила Илларионовича Кутузова. Известно, что дважды, в 1830 и 1834 годах в имении гостил сам Александр Сергеевич. Бывал здесь в 1849 году и Николай Васильевич Гоголь.

Въезд на территорию осуществляется через сохранившиеся въездные ворота.



На планомерную прогулку по запорошенной снегом усадьбе в этот морозный и довольно хмурый денек не было, ни времени, ни особого желания.



Конечно же, гораздо приятнее тут летом. Можно заказать прогулку на лодке по реке Суходрев, которая опоясывает всю усадьбу Полотняный Завод. Или покататься на плоту.

С 2015 года идет активное обустройство комплекса. В планах создание кафе, гостиницы, возобновление экскурсий по корпусам и территории "Полотняно-Заводской бумажной фабрики"

Остатки некоторых сохранившихся строений в этот раз исследовали наши хвостатые. Мы же втроем с Татьяной, посетили непосредственно сам усадебный дом, наверное, одну из немногих отреставрированных построек.

Трехэтажный особняк в стиле раннего классицизма нынче сверкает белизной.



Внутри залы с музейной экспозицией. От интерьеров практически ничего не осталось.

Самая красота, на мой взгляд, сосредоточена в самом начале. Великолепием больше всего, поражает парадная деревянная лестница.



В 14-ти комнатах-залах представлены экспозиции на различную тематику, связанную с историей семьи и усадьбы, и в каждой из них дано описание, чем являлось помещение в Гончаровские времена.

https://fotki.yandex.ru/next/users/pirozhkova-jul/album/498396/view/1262767?page=1

Многие экспонаты здесь являются уникальными.



В первом, огромном зале нас встречает огромный портрет Натальи Николаевны, знаменитая и всем известная копия с работы А. Брюллова.



Жизнь ее достаточно тесно связана с этим местом. Здесь маленькая Наташа провела ранние детские годы, девушкой гостила у деда Афанасия Николаевича, здесь же жила два года после гибели мужа.

В следующем зале представлена фото экспозиция, отражающая разные периоды существования усадьбы Гончаровых. Тут и расцвет, и упадок и возрождение. Фотографии, сделанные в начале 20 века, очень помогли реставраторам, послужив базой при восстановлении усадьбы.



В кабинете хозяина рассказывается об истории возникновения Полотняного завода и его мануфактур. На стене находится подлинный портрет Петра I , написанный неизвестным художником, а напротив - портрет первого хозяина усадьбы - Афанасия Абрамовича Гончарова.

Мебель была сделана в России во второй половине 18 века в стиле английского мастера Томаса Чиппендейла.



К кабинету примыкает небольшая комнатка с портретом императрицы Екатерины II.

В декабре 1775 года императрица посетила Полотняный Завод, что свидетельствовало о признании и славе А.А. Гончарова и служило предметом гордости для потомков

Экспозиция столовой воссоздаёт интерьер первой половины 18 века. По центру располагается мемориальный круглый раздвижной стол из орехового дерева, на котором расставлен во всей красе столовый сервиз майсенского фарфора.



Центровое место занимает парадная гостиная. Паркет в ней воссоздан по сохранившимся фотографиям начала 20 века.



Мебель здесь мемориальная. "Стол, набранный перламутром и 26-ю породами дерева, так называемые столики - бобики для рукоделия конца 18 века, ломберный стол середины 18 века, кресла, стулья и софа, покрытые специальным грунтом – левкасом.."



Нынче зал этот служит еще и для проведения различных новогодне-рождественских мероприятий. При нас развлекали какую-то группу школьников-подростков.

Необычайно красива и необычна китайская диванная. По преданиям эту комнату особо любил Александр Сергеевич во время пребывания в Полотняном Заводе.

"В центре - стол из карельской берёзы с грифонами. Дополняют убранство фарфоровые вазы из Китая 40-х - 50-х годов 18 века из «розового семейства» с надглазурной росписью эмалевыми красками".



В китайской диванной и в следующей за ней, так называемой Екатерининской спальне, находятся уникальные светильники, единственные во всей экспозиции, принадлежавшие семейству Гончаровых.

Убранство же Екатерининской спальни, было скопировано Афанасием Абрамовичем Гончаровым с опочивальни императрицы в Царском Селе. Стены были облицованы искусственным мрамором.



Следующая пара комнат посвящена взаимоотношениям Пушкина с семейством Гончаровых и пребыванию поэта в Полотняном Заводе в 1830 и 1834 годах. Мебель здесь тоже мемориальная и уникальная, 19 века.



Экспозиция же так называемого "розового" зала рассказывает о последних годах жизни Пушкина и пребывании Натальи Николаевны в Полотняном Заводе после смерти мужа.



Еще один зал посвящен истории усадьбы уже на рубеже 19-20 веков.



Открытию библиотеки - читальни, созданию народного театра усилиями последних владельцев усадьбы, Ольги Карловны, Дмитрия Дмитриевича и Веры Константиновны Гончаровых. Находятся здесь и документы, повествуют об увековечении памяти Александра Сергеевича Пушкина.

Здесь же присутствуют и вполне себе живые и певчие экспонаты.



В зале в клетках живут канарейки, напоминая нам о том, что канареечный промысел процветал в Полотняном Заводе вплоть до революции 1917 года.

В общем и целом нам понравилось, экспонаты довольно любопытные и даже без сопровождения экскурсовода мы смогли все достаточно подробно изучить.



При кассе довольно большой выбор сувениров. Разжившись очередной порцией магнитов, заполненные под завязку впечатлениями и эмоциями, мы наконец-то двинулись в сторону дома.

Без пробок на подъезде к злосчастному Наро-Фоминску, не обошлось. Парочка аварий сделали свое черное дело. Но, так как возвращались мы домой еще до основного потока всех отдыхающих, 8-го января, в целом удалось проскочить все "больные" участки по "киевке" довольно безболезненно. К вечеру уже были дома, успев даже приготовить очередной праздничный легкий ужин, приурочив его к возвращению в родные пенаты )!


 

 

Добавил: Julia (02.02.2016) Просмотров: 348
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]