ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 208
Главная » Путешествия » Калужский новогодний экспромт. И четыре пары мохнатых лап в придачу. часть 1.

Калужский новогодний экспромт. И четыре пары мохнатых лап в придачу. часть 1.

Ну а мы двигаемся дальше. Неподалеку, на улице Марата, нашему взору предстает белоснежный храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на "рву".



Известно, что церковь существовала на этом месте уже в 1593 году и относилась к самым древним храмам города.

Возможно, что появилась она одновременно с образованием калужского посада, поскольку располагалась в непосредственной близости от кремля, у крепостного рва, откуда и получила свое название - «Покрова на рву».

Из кирпича она была построена предположительно в 1685 году.



Храм пятиглавый, одноэтажный. Частенько здание страдало от пожаров, поэтому главы построены уже в 18 столетии. Четыре боковые были поставлены на другое место на самые углы церковного корпуса. Особенностью строения является также и тот факт, что по северной и южной стороне расположены по три оконца, а не по два, как это обычно делалось в калужских древних церквях. Рядом с церковью находится шикарная восьмиугольная колокольня.



До революции в храме находилось много древних и почитаемых икон. В число прихожан входили такие известные в городе люди, как городской голова И.И.Борисов, архитектор И.Д. Ясныгин, семейства Сухозанетов, Унковских, Оболенских, Терениных, Якубовичей…

В 30-е годы во времена советской власти храм был закрыт, переоборудован в инкубатор, затем в концертный зал. Восстановление началось в 1994 году, когда церковь вновь передали калужской епархии. Ныне здесь вовсю совершаются богослужения, открыта воскресная школа, работает библиотека.

Напротив здание советского образца, где располагается дом Печати, с шикарным примечательным барельефом при входе.



Еще одна живописная достопримечательность этих центровых мест, живописно-романтичный Каменный мост, перекинутый через Березуевский овраг.



Это крупнейший в России каменный виадук был построен в 1785 году, при первом губернаторе Калужского наместничества Кречетникове. Проект сооружения был разработан Петром Романовичем Никитиным в стиле русского классицизма. Он соединил центральную, так называемую «градскую» часть города с «завершьем», расположенным за оврагом.

Мост опирается на 15 крупных каменных арок, причем, три центральные арки сделаны в целых два этажа. После окончания строительства моста, на береговых устоях было построено 28 торговых каменных лавок. В 1910 году на мосту была сделана настилка из железобетона. А по дну оврага когда-то протекал ручей Березуйка.

Сейчас этот мост признан памятником истории и архитектуры федерального значения. Кроме того, это и оживленная транспортная магистраль.

Впрочем нисколько не мешающая любоваться окрестными видами.



Существует легенда, что именно об этом мосте писал Гоголь в своих «Мертвых душах»,"на тех страницах, что посвящены мечтам Манилова, - каменный мост с лавками. В 18 разобранные в дальнейшем пр капительном ремонте, в середине 19 столетия. А Гоголь, как рассказывает легенда, узнал о Каменном мосте от своей приятельницы - калужской губернаторши А.О. Смирновой-Россет. Именно по приглашению губернаторши писатель гостил в Калуге. Правда, увидел он этот мост уже после того, как написал о нем…"

Рядом с мостом в скверике по улице Карла Маркса, находится каменная пирамида как граница Калуги в 17 веке. На этом обелиске были установлены доски с указанием расстояний от Калуги до всех уездных городов, «чтобы не было спора с ямщиками».



Рядышком в скверике "свадебное дерево" и памятник Жертвам политических репрессий.



Напротив еще один симпатичный скверик, с памятником А.С Пушкину.



Этот памятник работы скульптора Клименко был установлен к 150-летию поэта в 1949 году. Все эти знаковые и культовые сооружения и строения, проходящие вдоль оврага, являются частью так называемой Золотой аллеи, с которой соседствуют и бывшие дома губернатора и Дворянского собрания, и величественное здание из красного кирпича - Управление Сызрано-Вяземской железной дороги.



Золотая аллея, обрамленная вековыми липами, появилась в начале19 века при губернаторе Каверине, радеющего за развитие культурной жизни города. Но такие варианты названий как Большая или Серебряная аллея, со временем ушли из обихода горожан, потому как в сознании закрепилось название, тесно связанное с именем Пушкина.

От памятника поэта, через Каменный мост, начинается его одноименная улица, не менее живописная и интересная.

На краю оврага, расположены бывшие палаты Макаровых, выстроенные калужским "раскольником" Никифором Макаровым в 1728 году.



Макаровы владели зданием аж до начала 20 века. Нынче Палаты являются памятником калужской жилой архитектуры начала 18 века в стиле раннего барокко.

Фасады здания украшают пилястры "тосканского ордера". Кроме того, все они разные, что роднит этот памятник с зодчеством 17 века. Здание дошло до нас практически без перестроек. Были лишь искажены декоративные обрамления окон, да в советские годы пристроена лестница на второй этаж.

Рядышком, монументальное строение, калужская дорожно-техническая школа РЖД.



По другую сторону, по улице Пушкина, палаты Макаровых соседствуют с Краеведческим музеем Калуги, расположенным в бывшей усадьбе купца первой гильдии, П.М. Золотарева.



Дом этот, несомненно, являющийся украшением города, и служивший для приемов представителей императорской фамилии, по праву можно именовать дворцом.



Выстроенный в стиле классицизма в начале 19 века, фасад его богато украшен горельефами на древнегреческую тематику, особое очарование и красоту придают въездные арки с колоннами, кружевной узор ворот и огромные кованые фонари у входных дверей.



Внутри здания сохранились росписи стен и потолков, барельефы. Ведь отделочными работами руководил великий итальянец С.П. Кампиони.

В конце 19 века дом по наследству от семьи Золотаревых перешел к купцам Черновым, а затем, чуть позднее, был продан Е.И. Кологривовой.



После революции, в 1922 году дом и усадьба, были переданы губернскому историческому музею, основанному в 1897 году. Коллекционный фонд формировался более ста лет и сейчас насчитывает свыше 100000 экспонатов, что для областного заведения большая редкость.

http://kokm.ru/



Мы же ввиду недостатка времени в этот раз ограничились лишь внешним осмотром, не забыв заглянуть и во внутренний дворик.



Рядом относительно современное строение, вот с таким вот граффити на военную тематику, где расположен сувенирный магазинчик, и судя по копошащимся вокруг него стайкам орг-туристов, "прикормленный гидами"





Еще одна достопримечательность Калуги, дошедшая до нас с 17 века, находится совсем неподалеку, на улице Плеханова.

Это особняк купца Коробова.



Ведь Калугу недаром называли купеческой. Именно купцы построили самые примечательные калужские особняки и храмы, и они же первыми открыли эту калужскую землю.

Палаты Коробова – самый старый жилой дом Калуги. Выстроен он в стиле московского , так называемого «нарышкинского» барокко в 17 веке .И уже в 19-ом был внесен в список редких памятников старины. Естественно, нынче это объект истории и культуры федерального значения.

"Палаты Коробовых возводились в стиле и духе деревянных хором на "два сруба", которые разделяли сени, украшенные парадным крыльцом с навершием. Под крыльцом был проход в погреба, размещавшиеся под сводами палат и освещавшиеся небольшими арочными оконцами. Эти палаты являются единственным сохранившимся памятником гражданского древнерусского зодчества в Калуге. Второй этаж, первоначально деревянный, в конце XVII в. был заменён на каменный, а нарядное покрытие наружной лестницы и навершие крыльца были утрачены".



Кирилл Иванович Коробов, построивший эту красоту, торговал солью, хлебом и пенькой, причем не только в Калуге, но и в других городах средней полосы России. Его сын, Иван, бывший как и отец, земским старостой, по преданию построил храм Георгия «за верхом», речь о котором пойдет чуть позднее. А Петр Коробов во второй половине 18 века владел фабрикой по производству голландского мыла марки "Зеф" и первой в Калужской провинции сахарной фабрикой. За свою долгую и интересную жизнь дом оброс многими легендами. Одна из них" связывала его с историей смутного времени, и многие годы палаты называли "Домом Марины Мнишек", пока краеведы не опровергли эту версию. Другая легенда гласила, "что в старинном доме обязательно должны быть клады, тайники и подземные ходы. Поэтому, когда в конце 19 века дом остался бесхозным, многие предприимчивые искатели сокровищ сильно повредили дом, поднимая полы, ломая печи и стены". В 1897 году в палатах Коробова разместился Губернский исторический музей. Нынче здесь находится филиал Краеведческого, проводятся выставки, размещена экспозиция, рассказывающая о крестьянском быте.

Мы же, оказавшись возле музея в Рождество, естественно столкнулись с закрытыми дверьми. На выставку, судя по рекламному щиту, обещавшую нам интересное соприкосновение с денежками разных лет, под названием " История денег России в монетах и банкнотах", не попали. Впрочем нисколько не расстроились, так как впечатлениями были уже порядком наполнены и продолжали наполняться…

На развилке дорог, что на пересечении улиц, именованных по фамилиям известных людей, из разных эпох, но так или иначе причастных к этим краям: Баумана, Королева и Пушкина,



находится также несколько интересных достопримечательных зданий.

Одно из них, так называемый дом Шамиля.



Несмотря на то, что дом этот принадлежит к фамилии Билибиных, такое чеченское, не свойственное для калужских земель название, приобрел он благодаря тому, что городские власти в 1859 году сняли его в аренду для проживания в нем пленного имама Чечни и Дагестана – Шамиля, куда он переехал со своим семейством на жительство. Это событие стало в какой-то степени исключительным и естественно довольно значительным в жизни города. Портреты знаменитого пленника были нарасхват. Сам же Шамиль появлялся во всех людных местах - школах, больницах, театре…

" В своей жизни грозный кавказец был прост, в пище умерен, вставал зимой в шесть, а летом - в четыре часа, с восходом солнца, и долго молился. В Калуге Шамиль прожил 9 лет, а дом на Пушкинской улице калужане навсегда связали с его именем".

Тем не менее, дом этот был построен в конце 18 века, губернским архитектором И.Д. Ясныгиным для купца И.Г. Билибина.



В настоящее время здесь также находится филиал краеведческого музея. Большая часть экспозиции посвящена Первой мировой войне, здесь же находится диорама под названием "Брусиловский прорыв", созданная заслуженным художником России Павлом Викторовичем Рыженко, с другими произведениями которого нам удалось познакомиться позднее, в процессе вылазок по области.

Напротив, через дорогу, небольшая часовенька в честь Смоленской иконы Божией матери бывшего Казанского девичьего монастыря.





А чуть подальше, по улице Баумана, находится церковь святого Георгия, что за "верхом".





Этот храм во времена советской власти, когда Троицкий собор был закрыт, выполнял в Калуге роль кафедрального. Нынче здесь находится главная святыня Калужской области -чудотворная Калужская икона Божией Матери.



Двухэтажный, пятиглавый, красно-розовый каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание, привлекая красивыми стройными формами и богатыми архитектурными деталями и деталюшками.

Храм выстроен в стиле московского барокко. И дошел до нас практически в своем первозданном виде.



Конечно же, привлекает внимание, и изящная шатровая колокольня, являющаяся прекрасным образцом распространенного в 17 веке архитектурного стиля.

Постройка относится к 1701 году, и как я уже упоминала выше, по преданию он был построен на средства купца Коробова.



Название же храма связано с его расположением. " слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом» " В данном случае речь идет о Березуйском овраге, находящимся поблизости.

Рядом с храмом находятся две, к сожалению в весьма плохом , разрушающемся виде, усадьбы.

Это бывшие остатки от, когда-то находившейся здесь усадьбы Вяземских, где располагалась сахарная фабрика Коробовых.





От усадебного комплекса до наших дней сохранились главный дом и хозяйственный корпус. В самом доме сохранилось много деталей и примет старины… В 1967 году при ремонте был обнаружен клад серебряных рублей 1750—1790-х годов, переданный в краеведческий музей. В помещении «цеха» до революции и в первые годы советской власти были казармы, которые в 20-е годы носили название «Октябрьских».

По соседству, находится дом-усадьба Гончаровых, выходящая на Георгиевскую улицу.



На пересечении улиц Циолковского и Королева, находится очередной памятник Константину Эдуардовичу, пожалуй, самый интересный и душевный из всех композиций, виденных нами в городе, на эту тематику.

Данная инсталляция называется "Встреча Циолковского и Королева".



Была ли встреча на самом деле, доподлинно не известно. Споры на эту тему ведутся по сей день.

Родственники Королева утверждают, что была, и что состоялась она в 1929 году, " когда молодой ученый совершил короткий визит в Калугу, во время которого ему удалось познакомиться с пожилым, но нестареющим духом ученым. Королеву посчастливилось получить благословение от Циолковского, которое не раз помогло ему в работе. Однако из-за ареста, ссылки, а затем работой над секретными разработками, в биографии Королева остается много белых пятен, которые дают основание историкам отрицать сей факт".

Тем не менее, одноименные улицы, где установлен памятник, пересекаются, поэтому, во всяком случае, на просторах Калужских дорог эта встреча, запечатленная в бронзе, вроде бы как и состоялась.

А если серьезно, "в монументе, заключена идея передачи знаний одного поколения другому с дружеским напутствием на пути покорения неба. «Константин Эдуардович не просто передает эстафету духовных знаний Сергею Павловичу. Их взор устремлен вверх на барельеф Гагарина, который помещен на следе этой ракеты»

Ну а скульптором данного произведения является тезка не менее знаменитого космонавта, Алексея Леонова. Монумент был установлен в 2011 году, накануне 50-летия первого полета человека в космос.

И судя по паркующимся то и дело вдоль улицы неподалеку машинам, пользуется большой популярностью у туристов.

Да и мы не смогли не присесть рядышком на секундочку, насколько позволил мороз, дабы не примерзнуть к таким знаменитым личностям )



Рядышком на улице расположены новые корпуса Бауманки с барельефами на входе и памятником, собственно самому Бауману, в одном из двориков универа.



Конечно же, не смогли мы обойти вниманием, наверное, главный символ Калуги, запечатленный на практически всех открытках и магнитиках, посвященных городу.



Как наверное не трудно догадаться, монументальный памятник посвящен космосу, и конкретно, первому человеку, осуществившему полет к звездам, Юрию Гагарину.

Правда, официально он носит название памятник 600-летию основания Калуги.

И находится на въезде в город со стороны Оки неподалеку от Старого моста.

С площадки рядом с монументом нашему взору предстает обзор практически на все четыре стороны. Широкая панорама Оки, противоположные берега, бор.



Сам же памятник представляет собой высокий пилон, у подножия которого находится барельеф, с портретом Циолковского, сфера и шесть стел, на которых запечатлены основные вехи в истории города.



Открытие этого, можно сказать, целого архитектурного комплекса состоялось в 1977 году.

Вертикальная часть памятника создана калужскими мастерами. Сам Гагарин был изготовлен Калужской скульптурной фабрикой.



Барельеф Циолковского вырублен из мрамора на Мытищинском художественном заводе.

На сам "шарик" ушло 700 кг. меди. Но в начале 2000-х медь с шара была снята и заменена на менее ценный материал.

Ну а автором всего этого великолепия является архитектор Е.И. Киреев.

Монумент пользуется популярностью у местных жителей. Зимой ребятня с удовольствием использует возвышение в качестве катательной горки, в праздники с этого места отлично наблюдать за салютом. Внизу, еще одна, совсем крохотная, особенно на фоне такого соседа, скульптурная композиция, под названием "Кот ученый". Я бы наверное и не разглядела, если б наши мальчики не заметили.



Поселился котяра, как и положено, под дубом. Да и скульптура носит сие название, изображая героя сказки Пушкина. Весит котик не слабо, аж целых 900 кг.



Памятник был подарен городу в 2013 году управлением финансов города Калуги. А автором является скульптор из города Обнинска Сергей Лопухов.

Добрались мы и до старой калужской обители, Свято-Лаврентьевского монастыря, основанного в те давние времена, когда Калуга еще была самостоятельным княжеством, в 1515 году. Находится он в некотором отдалении от центра в районе Яченской набережной в одноименном Лаврентьевском переулке.

Тут нас ждало разочарование. Монастырь пребывает в процессе реконструкции, на территории полным ходом идет стройка со всеми вытекающими… строительными кранами и экскаваторами…

Поэтому, запечатлела лишь общий вид, так сказать для галочки.



Об истории обители во всех подробностях можно ознакомиться на официальном сайте.



http://splavrenty.ru/istoriya-monastyrya/svyato-lavrentevskij-monastyr.html

Ведь святой Лаврентий был и остается по сей день главным молитвенным защитником Калужских земель.

Добавил: Julia (21.01.2016) Просмотров: 527
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]