ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Июльский уикенд под смоленской заправкой.

Июльский уикенд под смоленской заправкой.

Эта поездка, как впрочем, и все остальные в последнее время, нарисовалась в очередной раз совершенно спонтанно.

Вроде как дачные дела все переделаны, каникулы в самом разгаре, а у нас, как говорится ни в одном глазу… в смысле достопримечательностей ).

Слегка пошарив в своей копилке маршрутов, предназначенных для старта из дачных пенатов, решено было остановиться на смоленском направлении. Тем более что оно, направление, как нельзя лучше подходит к выезду из подмосковного Тучкова , да и на город-герой с его многочисленными окрестностями давно уже хотелось взглянуть хотя бы одним глазком. Объять все необъятные смоленские просторы за два неполных дня, конечно же, не входило в наши скромные планы. Но "основные сливки", как мне кажется, мы все же сняли.

Итак, маршрут получился следующим.

Ранним утром выезд с дачи в районе Нестерово - небольшая остановка у истока Москвы-реки на Минском шоссе- усадьба Шереметева в селе Высокое- усадьба Грибоедова и музей Нахимова в Хмелите- Смоленск- музей Тенишевой в Талашкино – и снова на дачу!



Путешествовали в этот раз слегка укороченным составом, Петюня возжелал остаться на даче, выгуливать любимый зоопарк.

Дорога в очередной раз порадовала своим обновленным покрытием. Минское шоссе, можно сказать, хорошеет день ото дня. Последний раз дальше Можайска мы выдвигались пару лет назад. С тех пор вроде как прибавился разделительный отбойник в Смоленской области, асфальт в основном везде переложен. Пусть немногочисленные, но все же населенные пункты со своими светофорами, никуда естественно, не делись. Поэтому скорость лучше по возможности блюсти. Работники ДПС хоть и попадались лишь "виртуального вида", но электронных всевидящих око никто не отменял.

На дороге периодически встречаются информационные щиты примерно вот такого содержания: "Водитель, будь осторожен, переход диких животных". Так и представилось, как все эти дикие животные именно в этом месте переходят дорогу своею дружною толпой )

Про "заправочные" места, наверное, даже нет смысла рассказывать. Сейчас этого добра с лихвой на каждой трассе с избытком. Богатство выбора и для себя и своего любимого коника.



Первый привал у официально обозначенного истока Москва-реки.



Мы столько раз проезжали мимо, и вот, наверное, настало время икс, совершить здесь небольшую остановку. Тем более место живописящее, да и раннее июльское утро приманивало своей свежестью и небольшой прохладой.

Практически на трассе, неподалеку от села Дровнино построена часовня в честь иконы Богородицы «Живоносный источник»,



а через небольшой ручеек перекинут символический мостик.



Поляна вокруг облагорожена, да и ярко-красную часовенку не заметить с трассы невозможно. Внутри нее сооружен небольшой фонтанчик, забросанный монетками.



К самому истоку место это имеет несколько отдаленное отношение. Свое начало река-Москва берет чуть поодаль, на противоположной стороне дороги в несколько заболоченной местности. Но для удобства граждан, соорудили символическое местечко, весьма ухоженное, приятное, и удобное в плане небольшой передышки по пути следования в дальние края.

Лесная опушка "веселенькой расцветочки" благоустроена под пикниковую зону.

Здесь и беседки-шатры имеются, и качельки для детишек, больших и маленьких.



И места "не столь отдаленные", правда, строго для приличных людей.



За всей поляной бдит деревянный зелененький человечек.



В помощниках у него скромняга косолапый и пара-тройка тысяч трудяг - муравьишек, домик которых заботливо огорожен заборчиком.





В общем, ребята из бородинского лесничества постарались от души.





Ну а мы едем дальше. Гагарин с окрестными музеями и усадьбами решено оставить для однодневной вылазки, всего-то каких то сто километров с хвостиком от дачи. Туда же до кучи и Вязьму припишем. А драгоценное время в эту поездку потратим на более отдаленные интересности.

Следующий съезд с "Минки" в районе Вязьмы, на Р-134 по указателю на Сычевку. Далее до местечка Торбеево, от которого будет отворотка налево на Высокое и Александрино.

Координат местности я перед поездкой не обнаружила, поэтому и даю столь подробное описание, как добраться до очередной жемчужины рода Шереметевых, раскинувшейся на живописных смоленских просторах на высоком берегу речки Вазузы в селении под названием Высокое.

Уже на въезде в поселок нас встречает одна из многочисленных сохранившихся усадебных построек.



Рядом остановка и…самолет.



Видимо, притащенный сюда из дремучих окрестных лесов, где он когда то потерпел крушение.



Видок у агрегата тот еще, оставляет желать, мягко говоря.

Рядом домишки, уютные огородики, клумбы с цветами, прям на городской манер оформленные.



Из местных жителей было замечено только это аистиное семейство в количестве трех штук. Третья, видимо теща. Судя по всему, тема жилищного вопроса в этих краях тоже актуальна.







Подъездная аллея выводит нас к жемчужине всего усадебного комплекса, Тихвинской церкви, выстроенной в стиле русского зодчества.



Нарядный пятиглавый храм поражает своей красотой, спрятанной в тени старинного парка в дали от крупных городов и больших дорог.

Больше всего, конечно же, привлекают внимание отлично сохранившиеся теремные лестницы, расположенные с трех сторон храма.



К сожалению, во внутрь верхнего храма попасть нам не удалось, все ходы-выходы были плотненько замурованы, недавно вставленными железными дверьми. Официально, вроде как проводится реставрация, и храм передан церкви, как мы поняли по висящему объявлению о проводящихся богослужениях.

Внутри, если верить фотографиям из инета, должно быть не менее красиво. На стенах отлично сохранились фрески. Удалось лишь сделать пару снимков через решетки окон.



Все окошки находятся высоко от земли и вплотную подойти к ним нет никакой возможности.

.

Еще пару кадров удалось заснять на телефон. Татьяна наша на ощупь сделала несколько снимков, просунув свой любимый яблочный гаджет под входную дверь.



В нижнее помещение доступ имеется. Но сейчас там царит полная разруха, кругом битый кирпич и груды мусора.



Еще одно украшение храма, многоярусная колокольня, увенчанная выросшими на ее маковке деревцами.





А ведь когда-то на их месте находились колокола, разливавшие на всю округу переливчатый звон. Интерьеры украшал резной деревянный иконостас, а в ныне зарешеченных оконцах красовались слюдяные витражи.

В этой церкви хранилась семейная реликвия Шереметевых, икона Тихвинской божьей матери, принадлежавшая сподвижнику Петра I, русскому полководцу и дипломату Б. П. Шереметеву. " Как сообщает "Исторический вестник" за 1885 год, фельдмаршал возил эту икону в отдельном экипаже, отправляясь в военные походы, и в частности на прославившую его Полтавскую битву".

Рядом с церковью, в густых зарослях проглядывают остатки главного дома усадьбы, построенного по заказу графини А.Г. Шереметевой несравненным зодчим того времени Н.Л. Бенуа. Весь этот великолепный архитектурно-парковый ансамбль был выстроен в период с 1867 по 1873 годы Николаем Леонтьевичем, и не без помощи его друга и помощника, К.Ф. Мюллера.

До наших дней шатко ли, валко ли, но дожили практически все многочисленные постройки. А их ни много ни мало, насчитывается здесь целых 19 штук.

До 1860 года имение в селе принадлежало представительнице довольно крупного дворянского рода М.П. Мельниковой. Ее дочь, Александра в 1858 году стала женой графа Д.Н. Шереметева, правнука петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, того самого основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

Последним владельцем усадьбы был граф А.Д. Шереметев, известный музыкально-общественный деятель, меценат, и композитор.

А после революции, в 1918 году, усадьба была национализирована.

В бывшем усадебном доме в советское время размещался детский туберкулезно-санаторный диспансер, после чего здание пришло в полное запустение, и ко всему прочему еще и горело.

Сейчас разглядеть всю оставшуюся красоту мешают густые заросли. В очередной раз я сделала для себя вывод, что осматривать такого рода постройки лучше всего в поздне- осеннее или ранне-весеннее время.

Но, тем не менее, разглядеть все же кое-что удалось.



Когда то это было довольно крупное здание, с кирпичными стенами, украшенными многочисленными декоративными деталями, и разной этажности, так как в 1902 году по проекту М.Ф. Мейшера в северной части дворца был надстроен еще один этаж из-за понижения местности. В главном фасаде, выходящем на берег реки, угадываются мотивы позднего классицизма. Мансардная кровля, эркеры и открытые балконы придают некую декоративность и намекают на французский стиль.



На южной стороне в глаза бросается глухое окно, обрамленное в изящный наличник стиля ренессанс.



И арочный вход с когда-то находившимся тут вынесенным металлическим навесом.







По бывшей парадной лестнице, ведущей от края высокого оврага, удалось через груды мусора, полчища комаров, крапиву и мокрую, от недавно прошедшего дождя, растительность, пробраться внутрь дома. Честно признаться, на такого рода подвиг я подвиглась, следуя за своим "неугомонным ребятенком". Занятие это, кроме того, совсем небезопасное.

Обгоревшие старые доски довольно угрожающе нависают и можно сказать, еле дышат, едва цепляясь за стены.



С обратной стороны на дорогу выходят еще вот такие постройки.

Насчет их принадлежности ничего обнаружить не удалось. Так и осталось непонятным, относятся ли эти стены, каким-то образом, к главному дому или являются одной из многочисленных отдельных построек.



С другой стороны от церкви находится домик для детей 1869 года постройки в стиле французского классицизма.



С торца сохранился деревянный балкончик с резными балясинами и столбиками.

Второй этаж сделан мансардным. Сейчас в доме явно прослеживается какая-то движуха, видимо кто-то проживает в этих практически уже развалинах.



Рядом была обнаружена машина, вокруг огород распахан, и кошак на крыше сарая недоуменно на нас поглядывал.



На стене этого, и как мы заметили впоследствии, остальных домов и построек висят таблички следующего содержания.



Правда, судя по состоянию всех построек, закон так никого и не покарал.

Рядом с "детским домиком" опять таки в густых зарослях, находится самое старое строение усадьбы, так называемый "дом графини", построенный еще в середине 19 века.

Полуразрушенный деревянный дом, в очертаниях которого с большим трудом можно угадать его принадлежность, ранее принадлежал М.П. Мельниковой, первой владелице Высокого.



В глубине довольно облагороженного парка ближе к скотному двору, находится дом управляющего.



Неподалеку от него здание школы. Постройка одна из немногих, сохранившаяся в приличном виде, так как по сей день используется по своему прямому назначению.





Церковноприходская школа в этом трехэтажном здании была открыта незадолго до революции.

На фасаде мы, правда, обнаружили надпись, датированную



1952 годом и тут же табличку, что это памятник архитектуры 19 века.



Судя по всему, в 20-м веке здание было переоборудовано под нынешнюю школу (или техникум).

Вход во "дворец знаний" сейчас украшают мраморные львы.



Ранее зверюшки находились на пилонах при въезде в усадьбу. В лапках у них фамильный герб Шереметевых, на котором на латыни написан девиз этой семьи " Бог хранит всех".



За школой сейчас находится памятный мемориал в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной.



Еще одна грандиозная постройка, неплохо сохранившаяся до наших времен, комплекс конного завода.

Лошади были довольно серьезным увлечением Шереметевых.

Так называемое "кольцо", окаймляющее прямоугольный внутренний двор замкнутое, с двумя сквозными проездами. Это здание предназначалось для конезавода. Часть его занимала конюшня, другая была отдана под богадельню и больницу. В центре всего сооружения находится большой зал, увенчанный сферическим куполом, служивший сначала манежем, а затем домовой церковью.



Этот огромный комплекс был построен в русском стиле предположительно в 1803 году архитекторами Е. С. Назаровым и Г. Е. Долгушиным в память о жене Н. П. Шереметева - знаменитой крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой.

По другим же предположениям, предназначавшиеся для конезавода здания графиня А. Г. Шереметева завещала приспособить под больницу и странноприимный дом.

В основном объеме здания одноэтажные. Лишь посередине северной и южной сторон возведены двухэтажные постройки.



Фасад напоминает убранство теремов. Окна в обрамлении белых наличников, в верхнюю часть которого вставлены изображения в виде голов лошадок.



С одной из сторон арочные проездные ворота украшает высокий щипец.



Большинство помещений выглядят заброшенно.



Лишь двухэтажный корпус сейчас занимает местный дом культуры.



Еще одной довольно интересной постройкой в Высоком является птичник. Здание, вернее то, что от него сталось, расположено на берегу большого пруда, до которого мы, почему то, не дошли.

Неподалеку от усадебного дома находится еще один небольшой живописный прудик.



От старинного парка сейчас остались лишь, наверное, одни очертания. С трудом, но все же угадывается планировка, кроны старых деревьев обрамляют подъездные аллеи. Тем не менее и в такой запущенности есть свое очарование. Веет стариной ,умиротворенностью и покоем.



По краю усадьбы сохранились постройки бывшего скотного двора.

Уже уезжая, сделали напоследок фото амбара и коровника.



Далее путь наш лежал в сторону усадьбы Хмелита, родового имения Александра Сергеевича Грибоедова…

Добирались мы местными грейдерными дорогами. Покрытие вполне сносное, но больше 40 км/час разогнаться получится едва ли. На большой скорости щебенка уже угрожающе начинает выскакивать из под колес, да и многочисленные ямы, периодически встречающиеся на пути, не дают вволю расслабиться.

Дорога проходит мимо небольших деревенек, через лесочки, просеки и поля, утопающие в зарослях иван-чая.

Вот такой наш российский ответ лавандовым полям Прованса…



К сожалению, каково точное расстояние между двумя усадьбами, не подскажу. По ощущениям километров тридцать-сорок скорее всего нарисуется.

Хмелита, место довольно известное и популярное.

В бывшей усадьбе дворян Грибоедовых сейчас находится историко-культурный государственный и природный музей - заповедник.

В состав музея, помимо парка, входит господский дом 18 века, выстроенный в довольно редком для этих забытых богом мест, стиле елизаветинского барокко.

Владельцем родового гнезда, устроенного дедом писателя, в 18 и 19 веках являлся дядя великого драматурга, А.Ф. Грибоедов, у которого маленький Саша проводил каждое лето в свои детские и юношеские годы.

Эта усадьба, самая древняя из дошедших до наших дней дворянских усадеб на Смоленщине. Алексей Грибоедов, жил как говорится, на широкую ногу. В то время в усадьбе кроме каменного господского дома с четырьмя флигелями были и огромный парк с многочисленными аллеями, цветниками, и конный завод и манеж. В доме находилась богатая библиотека, множество картин, имелся домашний театр. А на балы в этот красивейший особняк собиралось избранное аристократическое общество, которое и наблюдал здесь в летнее время будущий писатель. Знатные фамилии послужили прототипом для будущих героев его великой комедии. Съезжались сюда семьи Якушкиных, Шереметевых, Нахимовых, Радищевых, Разумовских, Хомяковых, Татищевых… Поэтому, одним из прототипов Фамусова литературоведы считают дядю поэта, прототипом Софьи — его сестру, в образе Скалозуба видны черты генерала Паскевича, а Чацкий, по мнению многих, это Иван Якушкин, будущий декабрист... Чудесный дом в Хмелите обошли и гражданская и великая отечественная войны. А вот в 1954 году случился пожар, подвыпившие крестьяне решили было согреться и развели в усадьбе костер. И сушившееся в здании лыко естественно вспыхнуло как порох. От дворца, горевшего почти неделю, остались лишь рожки да ножки в виде каменных стен. И уже в 1960 году усилиями великого Петра Барановского, известного архитектора и реставратора, которому, наверное, еще при жизни нужно было поставить памятник, каким-то расчудесным образом попавшего на эти земли, удалось провести реставрацию и восстановить усадьбу практически из пепелища. Немалый вклад в восстановление этих стен внес и ученик Барановского, местный автомеханик Виктор Кулаков, познакомившийся с реставратором совершенно случайно и с тех пор навсегда заболевший русской стариной.

Решение о создании историко- культурного и природного заповедника было принято правительством только в 1990 году, а открытие музея состоялось лишь в середине 90-х .

Ну а мы с тех пор можем прикоснуться к очередной частичке нашего литературного и исторического наследия.

Сейчас в состав объединенного музея-заповедника входит и небольшой музей Нахимова, расположенный на месте бывшей усадьбы Городок, где родился герой крымской войны, адмирал Петр Нахимов.

Билетная касса общая. Билеты отдельные в усадьбу Грибоедова, музей Нахимова и входные в парк. Плюс общий на фотосъемку стоимостью 100 р. За все про все на троих (с учетом студенческой льготы) получилось в районе 600 р. Это стоимость без экскурсионного обслуживания.

Перво-наперво отправились в грибоедовские пенаты.





Перед домом совершенно простая, без прикрас, и всяких там лютиков-цветочков, поляна, причем порядком потоптанная. Хотя бешеного потока туристов в разгар субботы совсем не наблюдалось.



На основной территории сохранилось несколько флигелей. За одним из которых виднеется Казанская церковь. Храм был построен в 1767 году Ф.М. Грибоедовым.



На втором этаже нынешнего дома-музея сейчас действует постоянная экспозиция «В гостях у А.С. Грибоедова и героев комедии «Горе от ума». Ведет туда шикарная деревянная лестница.



В каждой комнате представлены экспонаты, рассказывающие о жизни дворянского общества в грибоедовский период. Картины, мебель, посуда…

В общем то, все стандартно, как в любом подобном музее. Парадная спальня, гостиная, зала, столовая. Посуда в столовой родовая, грибоедовская, подлинная. А вот мебель просто из той самой эпохи.



Как, наверное, особую изюминку, хотелось бы выделить изумительной красоты изразцовые печи, разные в каждой комнате.



Сундучок тоже ничего так ), впечатляет.



На первом этаже размещена выставка, посвященная истории реставрации этого места.

Представлены фотографии усадьбы до реставрации и в процессе. Остатки подлинных вещей и частички того самого подлинного дома, сохранившиеся после пожара.



После посещения особняка, мы отправились в садово-парковую часть, куда выходит основной главный фасад и шикарная парадная лестница.



Парк не большой, но довольно уютный, остатки былой регулярной роскоши сейчас сочетаются с легкой запущенностью.

Чуть вдали от главного дома находится живописный прудик. С мосточками, посередине которого небольшой островок с расположенной на нем беседкой.



Вокруг пруда живописная поляна-лужайка, на которой мы обнаружили местного рогатого жителя. Вернее, жительницу ).





Очень живописно, гуртами растут какие-то желтые цветочки. Если ничего не путаю, смахивает на рапс, сами мы ни разу не ботаники, но, во всяком случае, на бутылках с маслом нарисованы похожие ).





Непонятно, для каких таких целей сохранен и огорожен колючей проволокой "крапивный островок". Может, "непослушных" туристов воспитывать?



Конечно же, не мог не привлечь наше внимание огромнейший дуб.

Говорят, этому чуду более 800 лет.



Напоследок, небольшая фотосессия возле парадной лестницы. Молодоженов в наш приезд не было, поэтому нафоткались вволю и без очереди.





Выйдя из усадьбы, подошли к Казанскому храм. В процессе реставрации его пришлось почти перестраивать заново, в советские времена церковь была жутко изуродована.

Колокольня выстроена заново, а в стенах церкви старый кирпич соседствует с современной кладкой.

В этой церкви находилась родовая усыпальница Грибоедовых, были похоронены Федр Алексеевич Грибоедов, его сын Алексей Федорович, коллежский советник и князь Варшавский Михаил Иванович Паскевич-Эриванский. Но, к сожалению, сохранить усыпальницу не удалось. Все было уничтожено после закрытия церкви в советский период.





Через дорогу от усадьбы, в белом флигеле сейчас расположен музей Павла Степановича Нахимова, куда мы и направились далее.





Великий адмирал родился на этой земле в 1802 году в сельце под названием Городок.

Усадьба Нахимовых, к сожалению, не сохранилась. А церковь, где он был крещен, была разрушена уже в пятидесятые годы.

В бывшей оранжерее небольшой музейчик, где воссоздана предполагаемая обстановка бывшего дома. Экспонатов немного, все они, так или иначе, связаны с жизнью Петра Степановича.

Заглянуть, раз уж проделан такой большой путь, конечно же, стоит, особенно интересно должно быть мальчишкам. Поэтому, после посещения, как правило "скучного" для ребятни, грибоедовского имения, этот музейчик должен заинтересовать.



Обратно на "Минку" возвращались уже другим путем, навигаторша вывела дорогой на Сафоново. Ехали вроде как через Холм-Жирковский, судя по тому, что в тех местах Днепр пересекает дорогу только на подъезде к этому населенному пункту.



Речушка в этом месте совсем мелкая (у нас даче Москва-река шире и внушительнее смотрится) и если б не надпись, проскочили бы мы ее, глазом не моргнув.





В Смоленск въезжали по объездной Р-134.

 

Добавил: Julia (24.07.2014) Просмотров: 1076
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]