ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202
Главная » Путешествия » «Все выше, выше и выше…». По следам легендарных «высоток». Гостиница «Ленинградская» и МИД.

«Все выше, выше и выше…». По следам легендарных «высоток». Гостиница «Ленинградская» и МИД.

Вот и подошел к завершению очередной сезон проекта «Выхода в город». Проект интересный, познавательный, раскрывающий нам Москву порой с неожиданного и неизвестного ракурса. Прокатившись и прогулявшись по городу с интересными гидами, лично я открыла для себя множество интересных мест, и наметила в свою «копилку» довольно много всяких разных маршрутов на будущее для более детального изучения всевозможных уголков Москвы.
Как-то так сложилось, что именно нашему семейству удалось в довольно большом объеме приобщиться к архитектурной эпохе советского конструктивизма и сталинского классицизма или ампира. Это понятие пока не имеет четкого определения. Но здания той поры заслуживают внимания и притягивают взгляд. Поэтому в этом отчете, в продолжении и завершении темы о московских высотках, речь пойдет о двух оставшихся и не менее интересных пяти предыдущих,

http://www.otzyv.ru/read.php?id=150326
http://www.otzyv.ru/read.php?id=149389
http://www.otzyv.ru/read.php?id=149203
http://www.otzyv.ru/read.php?id=148852

о гостинице «Ленинградская» и здании Министерства Иностранных Дел на Смоленской-Сенной площади.

В Ленинградскую я попала можно сказать «вне записи». Благодаря конкурсу фотографий на странице в фейсбуке, проводимого «Выходом в город», получив первое место за ноябрьскую «Украину», была записана по желанию на любую экскурсию. Поэтому, пользуясь случаем, выражаю благодарность всем проголосовавшим за мою тутошнюю фотографию. И теперь у меня есть возможность поделиться впечатлениями о еще одной высотной гостинице Москвы и показать ее внутренние красоты и интересности.
Экскурсию эту проводит гид Наталья Шашкова, уже знакомая мне по Киевскому вокзалу.
Замечательна девушка, отлично владеющая информацией и умеющая очень грамотно ее преподать.
Гостиница «Ленинградская», нынче, входящая в мировую сеть «Hilton», и именующаяся соответственно «Hilton Moscow Leningradskaya», является самой маленькой из семи высотных зданий.

Но как говорится, «мал золотник, да дорог». Внутренние интерьеры ее, пожалуй, самые нарядные, красивые и богатые по отделке и оформлению.
Здание построено в 1954 году архитекторами Поляковым Леонидом Михайловичем и Борецким Александром Борисовичем. Насыщенное строительство велось с 1945 по 1953 годы. Самым трудным и ответственным моментом явилось в ее строительстве возведение фундамента. Почва в районе Каланчевки насыщена плавунами. И водяной грунт требовал оригинальных и новаторских решений по укреплению фундамента. Был применен так называемый способ вибронабивки. В почву забивались металлические трубы, снабженные особым чугунным наконечником. Трубу забивали в землю до тех пор, пока она не достигала несущего грунта, а затем в нее вставляли каркас, выполненный из металла. Затем в трубу заливался бетон, и образовавшаяся железобетонная свая освобождалась от трубы. Так формировались сваи, которые спустя несколько дней, затвердевали и становились прочными. Нижняя часть здания - очень широкое шестиэтажное основание, на которое установлена одиннадцатиэтажная столпообразная конструкция, переходящая в восьмигранную башню, увенчанную шатрообразным шпилем с позолоченной пятиконечной звездой.

Здание, хоть и отделено от Комсомольской площади, но довольно удачно гармонирует с комплексом «трех вокзалов», очень плавно вписываясь и дополняя этот архитектурный ансамбль. Архитекторы гостиницы, как и во внутреннем, так и во внешнем оформлении здания использовали мотивы древнерусского зодчества, храмового и теремного, а так же элементы русского барокко, в чьем архитектурном стиле выполнены здания вокзалов.

Детали фасадов были прорисованы художником М.А. Энгельке и архитектором А.Г. Рочеговым. Были применены различные цветные керамические блоки, напоминающие природный камень. Некоторые декоративные элементы выполнялись из природного камня, например, пилястры и карнизы. Основная часть строения вверху облицована керамической плиткой. А грани шпиля окрашены в зеленый цвет.

Главный вход напоминает теремное крыльцо, сходное по стилистике с нарышкинским барокко.

Но еще большей пышностью и красивым разнообразием отличаются внутренние интерьеры.
Своды входного вестибюля темно-синие с золотыми узорами.

Входные двери выполнены из натурального дерева.

А шикарная лепнина гардероба….

Оказывается, не только театр начинается с вешалки.

Оформление внутреннего убранства проникнуто духом древнерусской, храмовой архитектуры. В нем использованы стилизованные элементы московского барокко.
Стены облицованы светлым мрамором, пол из полированного черного гранита, витражи и решетки из латуни и анодированного под латунь алюминия.

Особая гордость и изюминка, золотые ворота, ведущие в главный холл с лобби-баром, и портал лифтового холла, напоминающий нам церковный алтарь.

Сейчас, в преддверии новогодних праздников, интерьеры общественных помещений дополнены соответствующими украшениями. В главном холле радует глаз и создает новогоднюю атмосферу яркая и нарядная елка.

По бокам симметрично расположенные мраморные лестницы с восседающими у их подножия мифическими зверьками. То ли львы, то ли пантеры. Кошаки, однозначно!

Высокие потолки отлично гармонируют с огромными позолоченными люстрами и мраморными колоннами.


На втором этаже, в зале приемов, богато украшенного зеркалами, канделябрами и всевозможной лепниной, уже тоже засверкала своим убранством изящная, новогодняя ель.

В сводах лестничных проемов находятся барельефы, посвященные Дмитрию Донскому и Георгию Победоносцу, покровителю Москвы.

Еще одна уникальная «фишка» богатого убранства Ленинградской, ее длиннющая бронзовая люстра в лестничном пролете, освящающая аж целых пять этажей, которая даже вошла в книгу рекордов Гиннеса.

Но тут стоит отметить, что все эти украшения с канделябрами и лепниной

стоили авторам проекта, в последствие, немалых нервов. Удостоенные в 1949 году Сталинской премии и восторженных оценок, проект и его создатели, после смерти вождя и с приходом к власти Хрущева, подверглись жесткой критике. Правитель с украинским взглядом возмутился убранством гостиницы, обозвав шикарную люстру «паникадилом». На Полякова началась травля. Его обвинили в буржуазной помпезности, необузданном украшательстве в ущерб функциональности, и высокой неоправданной стоимости проекта и строительства. Дело, чуть было не дошедшее до суда, обернулось для Полякова и Борецкого «малой кровью», лишением сталинской премии. Но их великолепное творение удалось сохранить, и вот уже полвека оно радует нас своей красотой, которая после последней реставрации и ремонта гостиницы сверкает для своих гостей ослепляющими красками.

Переходя к повествованию о последней, «мидовской» высотке, хочу сразу отметить и предупредить, что на экскурсию с Константином Гацунаевым на Сенную площадь мне попасть не удалось. Завершающим и итоговым моментом для нас стала автобусная экскурсия, проводимая им по разным местам Москвы, связанным с эпохой авангарда и сталинского классицизма. Правда, погодные условия в тот день несколько нарушили задуманные планы. Выпавший накануне снег начал таять, постепенно превращаясь в кашу под ногами, что помешало в полной мере проведению намеченного маршрута и ограничило доступ к ряду объектов. Поэтому, прокатились мы в несколько измененном варианте, и по местам для меня уже хорошо знакомым. Про замечательные «рассказчицкие» качества Константина я уже не раз упоминала, поэтому было интересно и совсем не скучно лишний раз послушать про уже знакомые места. И окунуться в исторический экскурс от допетровско - петровских времен, до промышленной культуры 20-х годов, и творений Рерберга, Фомина, Щусева, Жолтовского, Душкина. Капитанская слобода, ныне площадь Красных ворот и ее архитектурный и разношерстный облик, комплекс "Трех вокзалов", архитектура московского модерна с нелегкой судьбой великого Федора Шехтеля, тесно переплетенной с такими известными фамилиями как Морозовы и Рябушинские, Кудринская площадь с ее высоткой и окружающими зданиями из разных эпох и наконец, дом «Наркомфина», яркий образец конструктивизма, воплощенный в жизнь архитектором Гинзбургом, сейчас разрушающийся на глазах. Вот тот основной перечень посещенных и упомянутых объектов в процессе нашей автобусной прогулки. В основном про все обозначенные места можно прочесть в моих предыдущих отчетах в приведенных выше ссылках.
Ну а что касаемо рассказа о последней высотке, пожалуй, самой недоступной по причине находящегося в ее стенах серьезного министерства, но для меня, наверное, самой часто «мимо проезжаемой», так как приходится порой частенько любоваться ее обликом, стоя в вечной пробке на светофоре на выезде на Садовое Кольцо.


Здание МИД было построено в 1953 году по проекту архитекторов Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса. Высота 27-этажного здания на Смоленской - Сенной составляет 172 метра. Высотка эта очень удачно завершает перспективу с Бородинского моста, образуя площадь, где в 70-х годах прошлого века были возведены два здания-башни – близнецы, гостиницы Белград и Золотое кольцо.

В архитектурную композицию так же включили построенное ранее, в 1934 году архитектором Голосовым здание Гостиницы «Общества пролетарского туризма и экскурсий», выходящее своим фасадом на Арбат. Сейчас это левое крыло МИДа.

Характерными деталями этого здания являются белые, облицованные известняком, порталы и лепнина, выполненные скульптором Мотовиловым. В верхних частях крыльев выгравирована дата 1951-это год основного завершения строительства.


Основная изюминка главного фасада -огромный герб СССР из железобетона, смонтированный на высоте 114 метров и занимающий площадь 144 кв. метра.

Еще стоит отметить, что строительство, в отличии от других высотных сестер, велось новаторским методом. Сначала был смонтирован металлический каркас в полную высоту здания, а уже потом начались все остальные работы по бетонированию, начинке и отделке.
Первоначальный проект, как впрочем, и у других зданий, не имел шпиля, и был разработан позднее. Согласно распространенной легенде, по личному указанию Сталина. Расчеты конкретно этого здания показали, что оно не выдержит каменной надстройки. Поэтому шпиль соорудили из стали и покрасили охрой. И долгое время он заметно выделялся в облике всего здания. Сейчас же шпиль перекрашен и почти не отличается по цвету.
Также «Мидовский» шпиль является, единственным, не увенчанный пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.
Внутри стены входного вестибюля облицованы светлым мрамором, пол выполнен из полированного черного гранита, витражи и решетки из латуни. Вестибюль сообщается с подземным гардеробом четырьмя эскалаторами. А вверх взмывают 28 лифтов, 18 из которых скоростные.
Главный вестибюль украшают колонны из искусственного мрамора, стены которого отделаны светлым камнем с резным фризом, полы тоже мраморные, коврового рисунка. Стены зала собраний на 500 мест из искусственного мрамора, вся мебель отделана карельской березой, так же как и деревянные части интерьера, в отделке которых еще используется и полированный орех. Но, к сожалению, созерцать эту красоту могут лишь немногие. Попадание вовнутрь очень ограничено и возможно только узкому кругу лиц, тем более, что даже и припарковаться рядом навряд ли получится. Бдительные многочисленные охранники всегда на страже!

Подводя итоги, мне бы хотелось подвести свой личный рейтинг красоты и величественности, в котором на первое место я бы поставила здание МГУ, которое значительно выигрывает по красоте, высоте и удачному расположению у своих сестер. За ней следует гостиница «Украина». Уж больно красиво и удачно расположена она на берегу Москва-реки, а сейчас смотрится особенно волшебно в вечернем освещении. Ну а третье место присуждается «малышке» Ленинградской. Думаю, не стоит объяснять, почему. Достаточно просто взглянуть на фотографии в первой части сего рассказа. Это мой личный, так сказать, пьедестал почета, никак не претендующий на истину в первой инстанции, основанный только на личном восприятии, ощущениях и пристрастиях. Думаю, что у каждого из нас он свой.
Попытка возродить высотное строительство была предпринята и в наше время. Но программа под названием «Новое кольцо Москвы» воплощена в жизнь пока всего лишь частично. Архитектура нашего города в последнее время пополнилась новыми высотными зданиями, самым ярким из которых, пожалуй стало здание «Триумф-паласа» на Соколе высотой 264 метра. Однако, хоть и претендующее на восьмую московскую высотку, это здание представляет собой совсем иной тип небоскреба и в корне отличается от своих собратьев прошлого века. Но кто знает, пройдет еще лет эдак пятьдесят или поболе, и возможно наши внуки будут уже ездить на экскурсии по восьми или более московским высоткам, возможно названным к тому времени «лужковскими» или «путинскими», так как построены в эпоху сложного и неординарного периода в истории нашей страны и Москвы.

Добавил: Julia (11.12.2012) Просмотров: 901
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]