ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Варварка, Ильинка, Зарядье, "ретро-шмотье"в ГУМе и будущая ярмарка на главной площади страны.

Варварка, Ильинка, Зарядье, "ретро-шмотье"в ГУМе и будущая ярмарка на главной площади страны.

 

Не далече, как в первый день зимы, который в этом году пришелся на воскресный денек, случилось нам в очередной раз побывать, так сказать, в сердце нашей Родины.
Наверное, я уже с этими "дежурными" видами всем поднадоесть успела.
Но вылазку в те края, собственно, стимулировала новость об открывающейся новогодней ярмарке на Красной площади.

Из дома выдвинулись уже в послеобеденное время, даже успев переделать с утреца кой-какие делищи домашние. Прогулка предполагалась не долгой. Думали поглядеть слегка на ярмарочные забавы да подивиться на цены, для гостей заморских в основном предназначенные). Но все, оказывается не так-то просто в нашем царстве-государстве. Официальное открытие ярмарки и катка было намечено на восемь часов вечера. Вся церемония ко всему прочему еще приурочена к ГУМовскому юбилею. Естественно, с присутствием высоких гостей.
Поэтому, запечатлев так сказать общую картинку, побродив немного вокруг да около, зафоткав немного ледовых персонажей и елочку у катка, уже в не на шутку разыгравшуюся метель (видимо, в первый зимний день погодка решила полностью соответствовать своей так называемой климатической норме. Правда, никто нормально знать не знает, что это за норма такая загадочная, но слово нынче модное, поэтому я тоже не отстаю).


Мы не долго думая, направились в очередной раз в ГУМ.
Тем более, что и повод вырисовывался снова неплохой. Представилась возможность во всех подробностях изучить коллекцию одежки аж с конца 19 века и до лихих 90-х из личной коллекции Александра Васильева. Выставка называется "120 лет моды" и приурочена, как не трудно догадаться, также к юбилею магазина. Продлится она аж до февраля месяца. Поэтому посетить все желающие успеют. Но, если хочется действительно во всех подробностях, не спеша с чувством, с толком, расстановкой, то ехать надо однозначно в будни.
Вокруг всех этих нарядов прямо демонстрации ходят. В руках, правда, вместо транспарантов все больше фотики и телефоны.
Лешка от всего этого безобразия пытался периодически смыться, мотаясь между линиями от палатки до палатки с мороженым, дабы "закусить" свою грусть - печальку мороженкой! Но как бы ни так! Все его попытки оказались полностью провальными. Видимо, если уж окунаться в советскую эпоху, так по полной со всем вытекающими... Таблички с надписью "Мороженого нет" со скучающими в палатках продавщицами окунают по полной в прошлою эпоху тотального дефицита и очередей. Никакие машины времени нам не нужны!
Ну а если серьезно, видимо, на такой поток местное производство совсем не рассчитано, хотя, судя по вкусу и качеству нынешнего продукта, есть некоторые сомнения в его "эксклюзивности".

Конечно, кое-что я таки умудрилась пролезть и запечатлеть, тем более, что кое-какие наброски уже имелись с "четвергового" мимолетного похода.


Лично мне из всех представленных временных эпох больше всего импонирует отрезок 50-х, возможно начало 60-х годов.

Даже дочке на последний звонок мы покупали платье в подобном стиле в специализированном винтажном магазине.
Стиль 70-х почему то в моей памяти только с чем-то хиповским ассоциируется и с многочисленными платьями из креплена. В общем-то какого-то восторга они у меня никогда особо не вызывали.

Но увидев "свою форму" ,

конечно же, нахлынули воспоминания о чудесном в те времена магазине "Машенька" и его жутких очередях накануне нового учебного года.
Платьице с юбкой-плиссе, воротничком-стойкой и точно таким же фартуком я носила всю младшую школу. Только вместо галстука была лишь только звездочка.
Ну а в таких и подобных нарядах щеголяло почти все девчачье население нашего двора.


С 80-ми в детскую, и, наверное, не только, моду вошла клетка.
Подобными платьями одно время были завешены полки всех "Детских мИров".


Я, конечно, тоже исключением не была.
Конечно же, непременный зимний атрибут, меховая шапка-ушанка

А глядя на этого товарища, Лешка сразу вспомнил про свой гардероб.

Правда, при детальном рассмотрении не соответствия все же проглядывают. Подобные джинсы-варенки появились уже в начале 90-х. Кроме того, кеды у молодого человека вообще на современные "конверсы" смахивают.)

А вот в таких

у нас полкурса "щеголяли". На распродажах в перестроечные времена за ними, помнитЦа, до драк доходило.
В такой майке у нас сейчас сынуля выгуливаться любит.

Присутствуют на выставке и довольно эксклюзивные вещи.
Эта куртка, например, сшита в единственном экземпляре для съемок клипа Дмитрия Маликова.


А это платье, вроде как сама Клавдия Шульженко носила

Не плохой ассортимент представляют и 20-е, и 30-е годы.

Времена Есенина, НЭПа. Глядя на эти ажурные платья и изящные шляпки, невольно предстает образ Айседоры Дункан.

Особенно выделяется одежка, по всей видимости, принадлежавшая женам явно непростых пролетариев…

Меха, судя по всему, из моды никогда не выходили и не выйдут. Но эти милые глазки... Я не могу себе представить, как такое чудо можно было носить на себе?

Ну и немного века, позапрошлого, 19-го.



Новогоднее оформление к первому зимнему месяцу уже окончательно сформировалось, елки в этом году разбросаны по всем линиям и этажам

На месте фонтана затейливо украшенный ларек с новогодними подарками по каким-то космическим ценам. Для взрослых и сУрьезных тетей и дядей

В оформлении витрин тоже не подкачали.

Помню о собственной газировке я долго мечтала, и всем своим домашним, наверное, плешь проела). В результате подобный красный сифон бабушка не вытерпела и купила. А такой пылесос служил нам верой и правдой долгие годы, до покупки аж уже в начале 90-х "заморского" сименса.

И даже таджики на этой витрине какие-то совсем другие, ничего общего с нынешними не имеют, видимо, мутация сказывается)


Вырвавшись на свободу из гумовских толп, решили чуток прогуляться по уже вечерним Китай-Городским улочкам. В этот раз, без углубления в исторические дебри и архитектурные причуды каждого здания. К серьезной прогулке я обычно скрупулезно готовлюсь, выдвигаясь гулять с распечатками и описанием чуть ли не каждого дома.
Поэтому, упор в первую очередь хотелось бы сделать именно на визуальном восприятии. Тем более, что места эти в вечернее время суток выглядят, на мой взгляд, куда лучше, чем днем. Не так режет глаз "пустынная поляна" будущего супер-пупер-мега парка . И весь нынешний комплекс Зарядья в вечерней подсветке смотрится даже я бы сказала, сказочно.
Ветошный проезд который год очень здорово украшен подвешенными в стиле гумовского потолка фонариками.

Самое яркое и эффектное здание Ильинки, Старый гостиный двор, постройка небезызвестного Джакомо Кваренги, позднее, вначале прошлого века перестроенная С. В. Барковым. " В 1903 году центральный ризалит по Хрустальному переулку был перестроен в духе псевдоклассицизма".


Соседнее с ним здание купеческой биржи, ныне Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Нынешнее здание в стиле эклектики построено архитектором Каминским в 1875 году на месте раннее существующего произведения Михаила Доримедонтовича Быковского.
Здание выходит главным фасадом на Биржевую площадь, на которой красуется еще одно творение Каминского.

Бывший доходный дом Иосифо-Волоколамского подворья, где ныне расположено казначейство.
Напротив еще один шедевр. Шехтелевское творение.

Это банкирский дом братьев Рябушинских и Главная контора Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями, неоднократных шехтелевских заказчиков по строительству недвижимости.
Сейчас тут находится федеральная служба по труду и занятости.
По соседству с купеческой биржей находится здание Московского купеческого общества.
Построено оно было в 1890 году архитектором Б. В. Фрейденбергом. Здание в стиле эклектики с пышными формами французского барокко всеми своими завитушками, куполами и скульптурными формами так и просится на флешку фотоаппарата. А вечерняя подсветка особенно выгодно подчеркивает его формы

До 1917 года оно было в аренде у Волжско-Камского коммерческого банка.
Следующий дом под № 10, дом Н. Калинина и А. Павлова — Московский торговый банк.
Первоначально здание было построено в 1780-е годы Михаилом Казаковым. А в результате перестройки Б. В. Фрейденбергом в конце 19 века получило эклектичную отделку с элементами ренессанса.

На углу с Никольским переулком находится Доходный дом И. Г. Хрящева - В. И. Варгина — Серпуховского городского общества. Здание было построено все тем же Казаковым в те же 1780-е годы, а затем перестраивалось Клейном в начале прошлого века.

А этот кованый балкончик

принадлежит доходному дому Московского купеческого банка. К созданию дома приложили руку Осип Бове и Борис Фрейденберг.
Выйдя на пл. Ильинских ворот, мы было уже собрались перейти дорогу и по Ильинскому скверу дотопать до Варварки. Но тут обнаружили , что калитка, ведущая на Старую площадь, в будние дни вечно забитая правительственными чиновничьим транспортом, открыта. Подойдя к будке с охранником, Лешка поинтересовался, можно ли пройти по этой стороне вдоль зданий администрации президента, на что тот высунулся из своей каморки, оглянулся и утвердительно кивнул. Ну а мы, конечно же, не став дожидаться, что он вдруг передумает, нырнули в калитку ).

И отправились рассматривать вблизи еще один знаменитый шехтелевский дом, бывшую гостиницу «Боярский двор», принадлежавшую Московскому страховому обществу. За это здание Федор Шехтель был удостоен звания академика архитектуры. И вот, наконец-то выпала возможность, пусть и в сумерках, но, тем не менее, вблизи рассмотреть его фасад, оформленный зеленоватой глазурованной плиткой, окна с широким арочным остеклением, лепнину на балконах.

Не смогли не засунуть нос и в одну из арок...


А завернув в Никитников переулок, разглядели еще и интересный въезд в гараж.


И тут перед нами предстало еще одно чудо!



Огромных размеров Храм Троицы Живоначальной в Никитниках на высокой подклети из красного кирпича и богато украшенные белокаменной резьбой карнизы, кокошники, наличники поражают своей красотой , а вся постройка величием, открывшемся в этом маленьком переулочке.
Конечно же, я понеслась его быстрее фотографировать, ощущение отрешения от внешнего мира в этом пустынном месте постоянно перекликалось с опаской, что в любой момент может выбежать злобный охранник, и в лучшем случае нас прогонят, а в худшем - пристрелят) . Вывески то кругом такие серьезные, а акромя нас с фотиком, вокруг ни души…

Храм этот был построен в 17 веке Ярославскими купцами. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь святого мученика Никиты. А после того, как в 1620-х годах она сгорела, была выстроена новая по приказу купца Григория Никитникова.
Главной святыней является Грузинская икона Божьей Матери. По этой причине долгое время в народе церковь называли Грузинской Богоматери. Во времена советской власти в храме располагался филиал исторического музея, музей Симена Ушакова, царского иконописца, чьи палаты находятся поблизости.

У храма висит объявление, что проводятся службы. Но как сюда попадает простой люд в будние дни, для нас так и осталось загадкой. Проходы через Ипатьевский переулок на Варварку и Ильинку перекрыты.
Обрадованные, что персоны наши никого не заинтересовали, мы, немного осмелев, перечитали вокруг все вывески на зданиях, относящихся к администрации президента, и, покинув этот загадочный и наикрасивейший уголок Китай-города, поспешили в сторону Варварки.
Это одна из самых древних московских улиц и, наверное, нигде в центре сейчас не встретишь такого огромного количества церквей и древностей как здесь.
Как я уже упоминала ранее, в последнее время виды ее правой стороны подпорчены бывшим пустырем, оставшимся нам в наследство от гостиницы Россия. Но зато вечером все преображается и отрывается отличная панорама на Москворецкую и Раушскую набережные.

Еще бы сделать соответствующую подсветку под трубы 1-ой ГЭС. Может, конечно, у меня извращенные понятия и вкусы, но как мне кажется, эта техногенная конструкция смотрелась бы потрясающе. Ведь любуется же весь мир трубой мусороперерабатывающего завода в Вене. Тем более к нашему, по истине историческому, объекту приложили руку целая плеяда знаменитых и талантливых архитекторов и инженеров: Н. П. Басин, Н. Н. Благовещенский, И. В. Жолтовский, инженер-технолог А. Г. Бессон, гражданский инженер В. В. Николя.
Ну, это небольшое лирическое отступление. Возвращаясь на уютную Варварку, перед нами предстает Церковь Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горе.

Построена она была в 1658 году. А в 1818-м к ней были пристроены трапезная и колокольня в стиле псевдоготики.

Дальше палаты Романовых, старый государев двор. Этот уникальный памятник сохранился с допетровских времен. "Первые каменные дома начал строить еще дед царя Михаила Федоровича в 16 веке, а к началу 17 века боярские палаты Романовых в Зарядье были вторыми после царских по размаху и роскошности. С течением времени палаты перестраивались, было время, когда они являлись частью монастыря, затем их сдавали в аренду. В 1857 году каменные палаты Романовых были признаны достопримечательностью официально. В наши дни здесь находится филиал Исторического музея."

За ними внизу находится бывший Знаменский монастырь, основанный в 1631 году. Рядом с кельями высится величественный Знаменский собор.

Удивительно смотрится в ночи цвет неба, причем на протяжении всей прогулки окрас его меняется, видимо благодаря обильной московской подсветке, с недавних пор уже начинающей сверкать и новогодним убранством.
Спустившись вниз, мы оказались в тихом уютном дворике.

Здесь нашем взору открывается еще один древний памятник . Это церковь Максима Блаженного.

"Она носит имя московского блаженного Максима, по прозвищу «Нагоходец», известного в начале 16 века. Максим Блаженный был похоронен в 1434г. на Варварке возле этой церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба".
Современное здание было построено в 1698 году на средства купцов Максима Шаровникова из Костромы и Максима Верховитинова из Москвы.
И колокольня Знаменского монастыря.

Уже почти в конце улицы находится еще одно интересное строение, это старое Английское подворье.

Здание, построенное в 15 веке, выполняло роль посольства. Ведь Иван Грозный очень старался наладить дипломатические и торговые отношения с Англией.
Изначально, палаты принадлежали постельничему Ивану Бобрищеву, но так как наследников после себя он не оставил, здание после его смерти перешло казне и было перестроено.
" В 1553году сэр Ричард Чанселлор открыл северный морской путь, соединяющий Англию с Россией. И в 1556г. царь, заинтересованный в создании торговых связей с Европой, англичан на Москве двором пожаловал, предоставив им право свободной и беспошлинной торговли во всех русских городах. Англичане завозили в Россию оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно, а вывозили древесину, пеньку, канаты, воск, кожи, меха. В качестве помещения для московской конторы английским купцам был отдан дом в Зарядье. Как и многие купеческие дома того времени, здание сочетало парадные покои со складскими и хозяйственными помещениями."
В дальнейшем здание не раз перестраивалось различными владельцами, а в 20 веке вообще утратило свой первоначальный вид. Дом использовался под коммунальные квартиры и конторы. И только благодаря известному советскому реставратору Петру Барановскому, удалось сохранить и восстановить этот древний исторический памятник.
" П.Д.Барановский утверждал, что в отношении своего международного значения это здание равняется только с ценностью Грановитой палаты Московского Кремля."
А в 1994 году здесь открылся музей, "Старый английский двор", филиал музея Истории Москвы.

И, наконец, церковь, в честь которой и получила название вся улица. Это храм Великомученицы Варвары.


Построен он в 1804г. на средства двух купцов: Баранникова и Самгина по проекту Родиона Казакова. Казаков возвел храм на старом фундаменте одноименной церкви, стоявшей здесь с 1514 года.
Не случайно построен он именно на купеческие деньги, так как почитаем был именно среди торгового люда. Во время отечественной войны с Наполеоном здание сильно пострадало, французы во время московского вторжения использовали храм под конюшню. В 1820-х годах его восстановили. В уже прошлом веке оно было вновь закрыто и перестроено и только в конце 60-х после реставрации обрело свои прежние формы.


Выйдя к Васильевскому спуску, и сделав, таким образом, небольшой круг, на этом мы решили закончить нашу небольшую прогулку, в которой удалось запечатлеть и рассказать лишь небольшую частичку всех красот, сосредоточенных в этих интересных местах, несомненно заслуживающих более детального рассказа и более глобальной прогулки. Просто в этот раз мы не ставили себе такой цели, вернее цели, за исключением похода на ярмарку, не было как таковой вообще. И, наверное, тем ценнее, живописнее и душевнее становятся подобные вылазки.

 

 

Добавил: Julia (12.12.2013) Просмотров: 1733
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]