ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Тот самый "дядя честных правил…" или в домике на Старой Басманной.

Тот самый "дядя честных правил…" или в домике на Старой Басманной.

 

Наверное, многие из нас не раз обращали внимание на небольшой деревянный особнячок в самом конце Старой Басманной улицы. До недавнего времени здание производило, мягко говоря, не очень впечатляющий вид, но думаю, что небольшая, едва приметная табличка со знакомой нам всем знаменитой фамилией не раз заставляла замедлить шаг случайных прохожих.

При ее прочтении взгляд естественным образом начинает более пристально фокусироваться на столь историческом объекте. И картинка от увиденного поражает еще больше.

До невозможности обшарпанное, и находящееся в запустении здание, давно уже "просящееся " в опытные руки реставраторов, казалось бы, доживало свой век…
Эти фотографии были сделаны зимой 2011 года. А через какое-то время картинка преобразилась вот в такой вид
http://s017.radikal.ru/i414/1210/92/5d0f605c3124.jpg
Конечно же, прогнозы и предположения москвичей, привыкших к поговорке "ломать не строить" были далеко не оптимистичные.
И вот совсем недавно, в день рождения великого поэта, 6 июня этого года особняк предстал перед нами в таком виде.

В дополнение к привычной табличке появился и новомодный ныне QR –код. Информация, кстати, считывается. Посыл идет на сайт "Узнай Москву"
http://um.mos.ru/houses/3733/

А в самом доме теперь находится филиал Пушкинского музея, "Дом-музей В.Л. Пушкина на Старой Басманной"

Дядя Александра Сергеевича снимал этот домик у титулярной советницы Пелагеи Васильевны Кетчер, жены обрусевшего шведа, владельца завода хирургических инструментов в течение восьми лет, с 1822 по 1830 год, до самой своей смерти. И не раз принимал в этом доме в гостях своего любимого племянника.
Ведь, именно дядя научил Пушкина писать стихи, и часто обменивался с ним шутливыми стихотворными посланиями. И именно он летом 1811 года отвез молодого Александра в Лицей.
Поэтому, не трудно догадаться, что нынешние экспозиции музея в основном посвящены периоду жизни Василия Львовича Пушкина в этом небольшом домике в уютном центре Москвы, где он жил со своей незаконной женой А.Н. Ворожейкиной, так как попросту не мог официально на ней жениться. Ведь после первого скандального бракоразводного процесса синод признал его виновным в нарушении святости брака и определил «подвергнуть семилетней церковной епитимии с отправлением одной в течение шести месяцев в монастыре, а прочее время под смотрением его духовного отца». Таким образом, Василий Львович оказался наказанным за грехи свои "обетом безбрачия". Но, тем не менее, это не помешало "родить ему" двух незаконных детей, которым он не мог дать свою фамилию, но смог оставить имущество.
Пройдя за деревянные ворота, мы оказываемся в не менее уютном, также недавно обустроенном дворике.


Ведь, по сути, в этом доме, за всю его историю никогда не было реставрации. Была лишь переделка. Последняя, судя по документам, состоялась в 1890 году. Поэтому, в процессе недавних работ, дом был практически полностью "обнажен".
В результате археологических раскопок обнаружились фрагменты со времени начала постройки этого здания в начале 19 века.
Были найдены частички паркета, остатки облицовки гостиной. Дожила даже одна из угловых печей.
Был отрыт подвал, в котором сейчас выставлены экспонаты, найденные при раскопках


Огурчики, конечно же, "последнего засола")))
Помещения на созданном вновь так называемом "минус первом", полуподвальным этаже сейчас отданы под хозяйственно-административные нужды, где с одного края сейчас расположена касса, ларек, гардероб.
А другая часть помещения красиво оформлена под мини-лекторий, совмещенный с залом для проведения небольших концертов, музыкальных и литературных вечеров и выставок. Этот зал оборудован по последнему слову техники всякими разными мультимедийными устройствами, сопровождающими нас собственно и в остальных комнатах.

В каждой присутствует все тот же QR –код, считав с которого информацию, попадаешь на сайт самого музея.
http://www.pushkinmuseum.ru
А точнее на саму страницу с описанием местонахождения в данный момент.
Поэтому, при наличии соответствующего приложения на мобильном устройстве, вполне комфортно можно бродить и самостоятельно и без дополнительных затрат на аудиогида.
Мы же отправились в "гости к дядюшке" в сопровождении приятной девушки, научного сотрудника музея, которая поведала нам много всего интересного из жизни этого неординарного человека.
Экскурсия от проекта "Выход в город" называлась "Москвич Василий Львович Пушкин".
"Родовой москвич, Василий Львович был своего рода достопримечательностью первопрестольной. Его знала вся Москва. И он знал и любил родной город, участвовал во всех событиях московской жизни…
Судьба сводила его со многими замечательными людьми. Он был дружен с Н.М. Карамзиным, В.А. Жуковским, К.Н. Батюшковым, П.А. Вяземским… В гостеприимном московском доме на Басманной бывали Денис Давыдов, Адам Мицкевич, Антон Дельвиг, Иван Пущин
."

Крутая лестнице из полуподвального помещения приводит нас в переднюю…

В ней, в прочем, как и в других комнатах, собраны предметы той эпохи. На диване из красного дерева раскинуты вещи, которые могли бы принадлежать многочисленным гостям Василий Львовича. И ведь именно в этой комнате состоялась встреча дядюшки с именитым племянником после десятилетней ссылки.
Дальше нас ждет одна из красивейших комнат этого дома - Зала.
Стены ее украшены многочисленными живописными полотнами. Среди портретов выделяется главным образом портрет самого хозяина и его брата, Сергея Львовича.
Вся мебель собрана по крупицам из разных усадеб. Есть экспонаты из Остафьева и Архангельского. Многое, конечно, является искусным новоделом.
Естественно, что все стены и почти все двери за исключением одной, воссозданы заново, ведь в советский период бывшие роскошные апартаменты были "попилены" на коммуналки.

Из залы мы попадаем в уютную гостиную

Здесь в свое время собирался цвет московской литературной знати того времени, известные поэты и писатели.
Это князь П.И. Шаликов, лучший друг Василия Львовича, поэт и князь П.А. Вяземский. Бывали здесь и великий польский поэт А. Мицкевич, и А.А. Дельвиг. И, конечно же, любимый племянник, Александр Сергеевич, который читал в гостиной у дяди свое сочинение, напечатанное в дальнейшем под названием «Путешествие в Арзрум».
Василий Львович был любитель подобных "тусовок", являлся остроумным собеседником, любил развлекать гостей рассказами о своих многочисленных заграничных путешествиях.

Следующая комната - столовая. Поражает нас красивейшим убранством обеденного стола.

В буфете – столовое серебро сестры Василия Львовича, Елизаветы Львовны. Рядом со столом примостился такой вот "арзамасский гусь", являющийся символ развеселого литературного общества «Арзамас», старостой которого был хозяин дома.

За этим столом собирались его друзья - арзамасцы, обедал тут и Александр Сергеевич Пушкин.
А эти старинные часы до сих пор исправно "идут"

Из столовой мы попадаем в комнату, стилизованную в данный момент под некую сцену, посвященную поэме В.Л. Пушкина «Опасный сосед». Ее появление в 1811 году вызвало бурю эмоций и было настоящей сенсацией. А любимый племянник, восхитившись этим произведением дядюшки, увековечил ее главного героя, Буянова на страницах своего великого романа «Евгений Онегин».
Так как Владимир Львович был заядлым театралом и играл с удовольствием сам в домашних спектаклях, сотрудниками музея и была сооружена в этой комнате сцена, представляющая эту поэму, сюжет которой связан с литературной борьбой, и посвящен битве между сторонниками Карамзина (карамзинистами) и сторонниками А.С. Шишкова (шишковистами). Сам же автор сего произведения был последователем Карамзина и вел спор о патриотизме и просвещении. Поэтому здесь представлены портреты и тех и других представителей, издания их произведений. А также портреты первых издателей «Опасного соседа» – барона П.Л. Шиллинга и С.Д. Полторацкого.


Небольшая комната по соседству со столовой превращена в кабинет Василия Львовича.
При жизни у него была богатейшая библиотека, поэтому в книжных шкафах собрано множество книг в старинных переплетах. Здесь есть пожизненные издания дяди и племянника. Но особую ценность представляет книга, привезенная Василием Львовичем из Парижа под названием– «Театр господина де Лану». Это его единственный прижизненный сборник стихотворений 1822 года с дарственной надписью автора.

В этой же комнате дядя и племянник беседовали о литературе. Тут же он и сочинял свои стихи и читал произведения Александра Сергеевича.
Следующая часть дома - антресольная.

Здесь в одной из комнат воссоздана обстановка, которая по возможности передает нам дух эпохи при проживании в ней великого поэта. Изначально, антресольные служили комнатами для гостей, и Александр Сергеевич наверняка гостил именно в этих стенах.

Комната рядом – детская и одновременно посвящена самым ранним годам жизни меленького Саши Пушкина. Здесь и льняная распашонка с пеленкой, крестильные принадлежности будущего великого поэта, игрушки, учебные пособия того времени.
Ведь с Василием Львовичем очень тесно связаны его детские годы. Семья Пушкиных жила в те времена как раз неподалеку. А крестили новорожденного в Елоховском храме на нынешней Спартаковской площади.

Собственно, на этой детской ноте наша прогулка по удивительному московскому особняку завершилась.
В уютный дворик уже спустились сумерки.
А нам пора уже было и честь знать…и возвращаться домой!

 

 

Добавил: Julia (15.10.2013) Просмотров: 1592
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]