ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202
Главная » Путешествия » Прогулка по Москве Олтаржевского. Взгляд на ВДНХ через Южные ворота.

Прогулка по Москве Олтаржевского. Взгляд на ВДНХ через Южные ворота.

В последнюю неделю мне удалось побывать на нескольких экскурсиях вместе с «Выходом в город». И все они, так или иначе, оказались связаны с архитектурой сталинского периода и в частности с историей создания знаменитых наших «высоток».
Побывав в гостинице «Украина», рассказ о которой можно почитать вот здесь http://www.otzyv.ru/read.php?id=148852 , в выходные удалось выбраться на автобусную 6-ти часовую экскурсию под названием «Гений архитектора Олтаржевского» и на пешеходную с интересным рассказом о высотном здании на Кудринской площади. А в понедельник в продолжение темы – на Котельническую набережную.
Но обо всем по порядку. В данном рассказе речь пойдет о субботнем автобусном вояже и Вячеславе Константиновиче Олтаржевском, русском и советском архитекторе. Может быть не очень известном и популярном, но, тем не менее, внесшего довольно значительный вклад в облик нашей столицы.
Что касается краткой биографии:

«Вячеслав Константинович Олтаржевский
русский, советский архитектор, крупнейший специалист по высотному строительству (17 марта 1880 - 24 апреля 1966)
Младший брат архитектора и предпринимателя-застройщика Геннадия Константиновича Олтаржевского.
Вячеслав Олтаржевский родился в семье чиновника, получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901—1908) и Венской академии художеств у Отто Вагнера (1905). В 1904—1908 — архитектор на постройке станций малого кольца МЖД, помощник Иванова-Шица на постройке Купеческого клуба (улица Малая Дмитровка, 6) В 1918—1921 — военный инженер в рядах РККА. В 1922—1923 Олтаржевский работал помощником А. В. Щусева — главного архитектора первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве. В 1924—1935 он был командирован в США для ознакомления с современными строительными технологиями, окончил экстерном Нью-Йоркский университет, работал на высотном строительстве в Нью-Йорке. После возвращения на родину мастера назначили в 1935 году на пост главного архитектора Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Здесь он создал к 1937 году ряд значительных, в основном строго - функционалистских сооружений, в том числе здание Главного входа. В 1938-ом году Олтаржевского арестовали по политическому навету (в связи с разгромом верхушки Наркомата земледелия по «бухаринскому делу»). Вплоть до 1943-го он находился в заключении.
В 1947—1948 годах знания Олтаржевского были востребованы с запуском проекта по строительству высотных зданий. Собственные проекты Олтаржевского не воплотились в жизнь, однако он выступил партнёром Мордвинова в проектировании гостиницы в Дорогомилове, позже названной «Украина». Авторству Олтаржевского принадлежит труд «Строительство высотных зданий в Москве», обобщивший практику проектирования и строительства «сталинских» высоток. Похоронен Вячеслав Константинович на Ваганьковском кладбище.»


Встреча с гидом состоялась у нас в теплое солнечное субботнее утро практически в самом центре Москвы на Славянской площади у памятника Кириллу и Мефодию. Хотя, нет, правильнее будет наоборот, Мефодию и Кириллу.
Вот так:
В ожидании автобуса я успела запечатлеть еще пустынные утренние окрестности.
Напротив памятника выделяется краснокаменная церковь всех святых на Кулишках

Через золотую листву проглядывает красивое здание гостиницы « Боярский двор», дом московского страхового общества был построен в начале прошлого века мастером модерна архитектором Шехтелем.

Все из той же золотистой листвы выглядывает купол синагоги



Подоспевшая экскурсовод в ожидании автобуса провела нас вдоль Ильинского сквера к памятнику героям Плевны. Скульптор и архитектор Шервуд Владимир Иосифович.

Поставлен он в честь памяти русских гренадеров, павших в героических боях под Плевной во время русско-турецкой войны. Часовня была построена по инициативе и на добровольные пожертвования оставшихся в живых участников того сражения. Открытие ее состоялось в 1887 году, в день десятилетия битвы под Плевной. После революции внутренняя часть убранства была разорена и внутри ее сделали, не поверите, туалет!!! И только к концу войны более–менее привели в порядок. А в 1998 году в честь 120-летнего юбилея освобождения Болгарии состоялось освящение и открытие часовни-памятника в присутствии патриарха Алексия II.
Напротив шикарное здание Политехнического музея, построенное по проекту архитектора И.А.Монигетти. Вскоре его собираются закрывать на реставрацию, и только одному богу известно, во что оно превратится после всех преобразований и обновлений.

Ну а через дорогу, на площади Ильинских ворот находится сооружение, имеющее непосредственное отношение к теме нашей экскурсии.

Это здание северного страхового общества архитектора И. И. Редберга, в проектировании которого принимал участие тогда еще в качестве ученика Олтаржевский, который занимался фасадом. Построено оно в 1911 году, в стиле рационализма. Во всей постройке выделяется башня с часами, так называемый «фирменный знак» Олтаржевского.
Сейчас здесь приемная президента Российской федерации.
Вскоре подъехал автобус, и, загрузившись, мы отправились в наше маленькое путешествие.
К сожалению, не запомнила фамилии нашей экскурсоводши. Но в целом рассказ ее понравился, правда, иногда угнаться за ней было сложновато. Все мероприятие проходило в быстром темпе. А наушников в этот раз нам не выдали. Поэтому уличные рассказы порой было не очень хорошо слышно.
Первая остановка на Малой Дмитровке возле Ленкома. Это сейчас здесь театр. А раньше в этом здании был клуб Московского купеческого собрания. Построено оно в 1909 году по проекту архитектора Иванова-Шитца. Ну и не без участия Олтаржевского. Фасад здания совмещает черты неоклассицизма и модерна. До революции здесь проходили собрания московского купечества, проводились спектакли. А после разместилась Центральная школа партийной и советской работы. Позднее был открыт коммунистический университет Свердлова. Именно в этом здании Ленин, выступая на очередном собрании, произнес свою именитую фразу, с помощью которой родители и учителя пытались раньше поставить на путь истинный нерадивых советских школьников.
Как завещал нам дедушка Ленин? – « Учиться, учиться и учиться!»
Ну а в 1933 году здесь обосновался театр рабочей молодежи, переименованный позднее в театр Ленинского комсомола.

Находясь на этой улице, нельзя не упомянуть о стоящей поблизости очень старинной церкви Рождества Богородицы в Путинках.

Храм этот построен в 1652 году при царе Алексее Михайловиче. И уникален еще и тем, что является последним шатровым храмом в Москве. Патриарх Никон в 1653 году издал указ о запрете на строительство такого типа.
Название «в Путинках» связано с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву.
Следующая наша остановка в уже хорошо знакомом и недавно изученном районе на Пречистенке.
Но сегодня нас интересует не сама улица, а прилегающий одноименный переулок.
Автобус сделал остановку возле особняка Ермолова, про который наша экскурсовод умолчала. А мы, запечатлев виды на открывающуюся колокольню Ивана Великого,

нырнули в Пречистенский переулок.
В доме №6 (на углу с Гагаринским переулком) в особняке Николая Ивановича Миндовского находится сейчас посольство Австрии. Построен он в 1906 году по проекту архитектора Лазарева в неоклассическом стиле.

Почти напротив памятник Вере Мухиной. Конечно, не случайно он здесь находится, так как рядом в доме под номером №5 расположена мастерская, где она жила и работала с 1943 по 1953 годы. Умирая, скульптор завещала не устраивать в своем доме музей, а использовать его по назначению - как мастерскую. После смерти Веры Игнатьевны сюда перевели один из отделов НИИ реставрации. В другой, жилой половине здания живет внучка Веры Игнатьевны, Марфа Замкова.

Напротив, под номерами №8 и № 10 два чудесных особняка.
Первый, особняк К. А. Гутхейль, построен архитектором В. Ф. Валькотом в1902 году.

Сейчас в этом доме находится посольство Марокко.
Второй, особняк М. Ф. Якунчиковой, построен все тем же архитектором, правда, чуть раньше, в 1900-м году.

Кстати, крупнейшей и знаменитой работой Вильяма Валькота является гостиница «Метрополь».
Ну а цель нашего похода – дом №20, доходный дом Олтаржевского постройки 1910 года. Сам архитектор проживал тоже в этом доме.
Здесь в 1911 году, после ухода из Московского университета в знак протеста против реакционной политики царского министра народного просвещения Кассо, поселился и организовал физическую лабораторию профессор П. Н. Лебедев. Две квартиры в цокольном этаже были переоборудованы под лаборатории. А в 20-30 годах здесь жил радиотехник академик М. В. Шулейкин.

Вернувшись обратно в автобус, мы держим путь по Садовому кольцу, где делаем небольшую остановку у «высотки» Министерства Иностранных Дел, где нас уж точно никто не ждет.
А интересует нас угловое здание на Старом Арбате, дом, где находился знаменитый советский гастроном №2 (после Елисеевского)

Это так называемый бывший магазин «Торгсим», где продажа шла за валюту, либо в обмен на драгоценности. Именно здесь Булгаков описывает один из эпизодов своего знаменитого романа «Мастер и Маргарита».
Когда в 1936 году «Торгсим» был упразднен, гастроном стал называться «Смоленским». Дом выстроен в стиле конструктивизма архитекторами Маят и Олтаржевским в 1928 году.
Еще одно интересное здешнее место. Вот такой дом, под № 57, является, по сути, продолжением «смоленской высотки»

Гостиница «Общества пролетарского туризма и экскурсий» была построена в 1934 году по проекту архитекторов Д. Д. Булгакова и И.А. Голосова. Здание выполнено также в стиле позднего конструктивизма.А в 1953 году по проекту архитекторов Гельфрейха и Минкуса к нему было пристроено Министерство Иностранных Дел СССР. Сейчас здание гостиницы представляет собой левое крыло МИДа.
Следующая наша цель-гостиница «Украина».
На сей раз, прекрасная солнечная погода позволила сделать удачные уличные фотографии. Поэтому, когда мы перво –наперво посетили внутренний дворик, я восполнила свой «четверговый» пробел.

Рассказ и все подробности об истории строительства и не только, у меня есть в отдельном отзыве, ссылку на который я давала выше. Поэтому с подробностями повторяться не буду.
Отмечу лишь, что на последней фотографии виден фонтан. Сейчас, правда, уже не работающий. Находится он во дворе дома и выполняет роль еще и своеобразной вытяжки.
Внутри гостиницы на этот раз удалось более детально сфотографировать скульптуры и наконец-то я смогла запечатлеть одно из главных украшений основного холла –живописный плафон, «Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине» , украшающий потолок прямо при входе.
И пока вся наша группа любовалась макетом-диорамой, я в срочном порядке занялась фотографированием упущенных деталей

Скульптуры при входе «Материнство» и «Царица пролей»

А вот те самые картины, которые в прошлый раз тоже не удалось обнаружить

Оказывается, собраны они в конференц-зале, где в прошлый раз проводилось как раз какое-то мероприятие и злобные охранники помешали все толком рассмотреть и запечатлеть.

На смотровую мы сбегать в этот раз, увы, не успели. Но хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что доступ в здание совершенно свободный, за исключением тех мест, где находятся жилые номера (на этажах после лифтовых холлов, уже запирающиеся коридоры на электронных ключах). Поэтому побывать можно практически везде самостоятельно и в том числе подняться на смотровую площадку. Ну а если кому-то все же захочется более полной картины и ощущений, то комфортные номера к вашим услугам!
На обратном пути уже выйдя на улицу, не удержалась от открывающейся панорамы Белого дома и «Новоарбатской книжной мэрии»

Автобус покружил нас немного по этому району. Мельком мы глянули на еще одно творение гениального архитектора. Это здание Киевского вокзала. Олтаржевский проектировал его вместе с другими не менее гениальными архитекторами И. И. Рербергом и В. Г. Шуховым, спроектировавшим здание дебаркадера и перекрытия залов. Здание получилось в стиле неоклассицизма с элементами ампира. А арочные остекленные покрытия над платформами являются его несомненной изюминкой. Первый поезд отправился отсюда в 1918 году.
На этом наша автобусная часть подошла к завершению. Практически минуя пробки, вскоре мы подъехали, пожалуй, к главному творению мастера. Это бывшая Выставка Достижений Народного Хозяйства, с привычной всем аббревиатурой ВДНХ, ныне именуемая как ВВЦ, но мне кажется, новые буквы все же не очень прижились, особенно среди поколения, выросшего в эпоху социализма.
«Главная выставка страны была открыта в 1939 году и первоначально носила имя ВСХВ - Всесоюзная сельскохозяйственная выставка.
Для того, чтобы заслужить почетное право участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, колхозы и совхозы, машинно-тракторные станции и научные учреждения должны были иметь достаточно успешные показатели своей работы за два предыдущих года, а передовики или организаторы сельского хозяйства за последний год. Выставочный комитет получил около 250 тысяч заявок на участие. По количеству экспонентов ВСХВ сразу стала самой крупной сельскохозяйственной выставкой в мире.
Для участников выставки, представивших лучшие достижения, были учреждены награды. Для хозяйств - тысяча дипломов первой степени и четыре тысячи дипломов второй степени.  Для передовиков сельского хозяйства - тысяча больших золотых медалей, две тысячи малых, три тысячи больших серебряных медалей и пятнадцать тысяч малых.


Информация о каждом экспонате заносилась также в книгу Почета.
В церемонии открытия принимало участие более 10 тысяч человек, на ней присутствовали руководители коммунистической партии и советского государства. Эмблемой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки стала величественная 24 метровая скульптура Рабочий и колхозница скульптура В. Мухиной»

Высадились мы вовсе не у всем известного главного входа. А чуть дальше, у южных ворот, со стороны 1-ой Останкинской улицы. И мне кажется, лично я оказалась здесь первый раз.

Как-то уже вошло в привычку, что заходить принято и удобно с центрального входа и гулять дальше по центральным аллеям, мимо всеми известных павильонов. В детстве у меня , да и наверное не только у меня, уже был проложен примерно одинаковый маршрут, до павильона «Космос», где можно было в самолет заглянуть, на ракету полюбоваться и дальше до комплекса «Животноводство», где непременно нужно было обойти всех рогато-копытных. Помнится, особой удачей считалось увидеть молодняк, маленьких поросяток и овечек. Родители мои, превозмогая от специфического запаха, стойко выносили все эти походы по животноводческим стойлам. Посередине всего этого дела по кругу зимой катали на русских тройках. Сейчас все уже давно не функционирует и имеет очень печальный вид.

Ну а наша вторая экскурсионная часть началась не тривиально. От красивых южных ворот, мы по аллеям двинулись вглубь парка.
Погода в этот день не переставала нас радовать.

Вот этот дуб слева сохранился еще от Шереметьевской эпохи, и был высажен в его чудесном английском парке. В глубине аллеи проглядывает павильон «Юных натуралистов» , созданный молодыми архитекторами Н.А. Гришиным, Д.С. Витухиным, и А.С. Гольдиным в 1954 году, которые внесли в свой проект тему сказочности. Схожесть со сказочным дворцом зданию придают изящный входной многоколонный портик, высокий прозрачный купол, полукруглые стеклянные оранжереи. Его экспозиция знакомила с работой многочисленных технических и сельскохозяйственных станций, биологических и химических лабораторий. Здесь можно было увидеть модели существующих комбайнов и технику, придуманную ребятами, например трактор, передвигающийся под действием световых лучей. А юные агрономы и животноводы рассказывали о том, как выращивали они свои рекордные урожаи, телят и жеребят, дрессировали почтовых голубей и служебных собак.

Почти рядом с воротами здание «Круговой панорамы». И кстати, до сих пор работающей. Поэтому если есть желание, за символическую денежку можно посмотреть современное по нынешним временам кино в модном 3-D формате.

Сквозь листву проглядывает в отблесках солнышка шпиль главного павильона «Дружбы народов».

В павильоне «Семена» идет активная торговля, и не только семенами.

А это гидрометеорология,

Рядом метеостанция времен еще наших бабушек-дедушек, функционирует и «врет» про погоду до сих пор исправно.

По дороге нам встречаются такие избушки, стоящие практически в лесу

Раньше здесь был павильон «Книги»


Рядом еще какие-то старинные постройки
Маленький домик тутового шелкопряда для выкармливания гусениц.

За забором в полуразрушенном состоянии бывшее кафе «Лебедь»

Шикарнейшая «абрамцевская» деревянная резьба рушится и погибает на глазах! И судя по всему, если денег никто не выделит, фотографии эти останутся как раритет…
Напротив опять же, остатки ландшафтного латвийского сквера.

Любит наш народ прогуляться порой с лопатой, того и глядишь, присмотрит себе на дачку пару реликтовых кустиков…Ерунда –то какая для такой большой выставки, еще посадЮть!!! Хотя по мне, сажать и штрафовать нещадно надо именно этих горе садоводов-любителей.
Такие скамеечки раньше стояли по всему парку, а сейчас одна из немногих сохранившихся заброшена на административной территории

Салатовое сооружение, проглядывающее сквозь не всю еще опавшую листву, ни что иное, как Зеленый театр

А это уже целый павильон, посвященный шелкопрядству

Рядом маленькие домишки, имеющие отношение в той или иной степени к плодородию, овощеводству, разному картофелеводству…

В течение разных периодов времени названия и назначения их не раз менялись
Павильон «Лен и другие прядильные культуры» был построен в 1939 году по проекту архитекторов К.Н. Афанасьева и Л.Н. Павлова. С 1963 года — здесь уже «Геология»

За всем хозяйством следит дедушка Мичурин

Вдалеке проглядывает купол часовни Святого Василия Великого. Возведена она на пожертвования сотрудников Выставочного центра и передана в дар храму Иконы Тихвинской Божьей Матери.

Напротив бывший павильон «Нефти».

Раньше он назывался «Сахар» и «Сахарная свекла», как не трудно догадаться по наружному оформлению.

Лепнина на стенах напоминает нам сахарные кубики, а декоративная решетка цветок сахарной свеклы.
Отсюда уже виднеется купол одного из основных павильонов всей выставки - «Космос»


Первоначальное его название «Механизация». Какой космос мог быть в 30-х годах???
Он был построен в 1939 году по проекту архитекторов В.С. Андреева и И.Г. Тараканова и главным фасадом выходил на площадь Механизации, сооружен из железа, стекла и бетона в форме эллингообразного перекрытия над Главной аллеей. Отовсюду были видны сельскохозяйственные машины, расположенные вдоль аллеи на двух ярусах. Техника непрерывным строем двигалась по конвейерам, что по замыслу авторов проекта создавало «внушительную картину индустриальной мощи сельского хозяйства СССР».
После войны павильон получил имя «Механизация и электрификация сельского хозяйства» и в соответствии с проектом тех же архитекторов значительно «вырос». Теперь он состоял из двух частей, объединенных в одно целое. Большой эллинг заканчивался заново сооруженным двухэтажным купольным залом. Высота стеклянного с металлическим каркасом купола составляет 60 метров. Пролет входной арки выполнен из зеркального стекла. По обе стороны главного фасада — граненые башни, со скульптурами рабочего и колхозницы. Передние грани башен покрыты барельефами на темы механизации и электрификации сельского хозяйства.
С 1964 года его переименовали в «Космос» и он не очень изменил свой внешний вид.
Рядышком, сейчас в процессе ремонта (поговаривают, что сюда должен переехать Политехнический музей на время реставрации) находится бывший павильон «Хлопок», построенный так же в 1939 году по проекту архитекторов П.П. Ревякина, А.М. Громова, В.Ф. Туканова, и И.А. Игнатьевой.

Над ажурной дверью большое древо, изображающее стилизованный куст хлопка с цветами и зрелыми коробочками. Внутри стены нарядных залов были увешаны разноцветными тканями.
В 1954 году павильон был переименован в «Земледелие». Стена фасада были окрашена в зеленый цвет, оттеняющий белую лепнину с декоративными мотивами из ветвей деревьев и растений. Фасад завершается скульптурами тракториста и колхозницы с книгой и снопом.

На площади перед этими двумя павильонами стоит уже другой «разукрашенный» самолет

И по–прежнему устремляется ввысь шпиль легендарной ракеты «Восток»

На противоположной стороне на Архитектурном проезде

сохранилось вот такое бывшее кафе-павильон

А напротив функционирующий и поныне магазин-Гастроном №1

Зайдя внутрь, если закрыть глаза на этикетки с современными товарами, мы попадаем в эпоху советского прошлого.

Такой мозаичной плиткой раньше был выложен пол во многих продуктовых магазинах.

Прилавок и витрина из настоящей карельской березы

И такая ностальжи по ушедшему прошлому…

На стенах лепнина

А под потолком полотно, изображающее тружеников сельского хозяйства

На этой гастрономической ноте наша экскурсия завершилась, и распрощавшись с экскурсоводом, мы неспешно побрели к выходу.
По дороге еще немного ярких красок уходящей золотой осени…

Ну и, конечно же, шустрые и сонные, хвостатые местные жители..

Выйдя на центральную аллею, я не отказала себе в удовольствии в такую хорошую погоду запечатлеть уже «дежурные» виды

Как же все-таки уродуют все эти многочисленные вывески и рекламы, ставшие уже памятниками павильоны, когда-то главной выставки нашей страны. Возможно, когда- нибудь наступит то светлое будущее, и все это безобразие канет в прошлое, как неприятное воспоминание. А мы сможем гулять и любоваться всеми этими поистине шедеврами архитектуры, пусть и произведенными на свет не в очень лучшие времена для нашей страны, но, несомненно, имеющими право на дальнейшее существование.


Выйдя за главные ворота, мы с Лешкой, слегка ошалев от увиденного, буквально нырнули в атмосферу 90-х. Вокруг многочисленные старушки и не только развели бурную торговлю с рук, со всех сторон слышны выкрики «ходящих» реклам- зазывал….. «Шубы-дубы, дубленки, коньки, котята и щенята…» Все в одной куче, как когда то в Лужниках или на Черкизоне. Что-то давненько по таким местам мы не хаживали и уж думали, что не встретишь в Москве сейчас такого безобразия. Но как говорится, из песни слов не выкинуть…
А почти уже рядом с метро перед нами предстала вот такая картина…

Без комментариев, за сим заканчиваю свой сегодняшний рассказ…
Продолжение следует!

Добавил: Julia (25.10.2012) Просмотров: 1220
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]