ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202
Главная » Путешествия » Пречистенка. Прогулка по аристократическому району Москвы.

Пречистенка. Прогулка по аристократическому району Москвы.

 

 

«Когда Потемкину в потемках
Я на Пречистенке найду,
То пусть с Булгариным в потомках
Меня поставят наряду»



«Пусть: раз социальная революция — не нужно топить. Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»

Это всего лишь пара цитат великих классиков, но список можно продолжать до бесконечности. Ведь с этой удивительной улицей связано очень много знаменитых и известных имен.
Но обо всем по порядку….
В последнее время частенько нам «удается заскочить в вагон уходящего поезда». Так случилось и на сей раз. На очередную экскурсию «Выхода в город» я записалась буквально за день, совершенно случайно обнаружив накануне открывшуюся запись. Экскурсия под названием «Пречистенка - аристократический район Москвы», на которую мы попали, оказалась первой, проводящейся в рамках этого проекта. Проводит ее искусствовед Вера Невская, заведующая методическим отделом государственного музея А.С. Пушкина. И состоит из двух частей.
Первое действо происходит в самом музее, где сейчас проходит выставка «Улица Пречистенка и ее обитатели». И именно к этой выставке решено было приурочить еще одну такую вот экскурсию.
Ну а вторая часть - пешеходная, гуляния протекают, естественно, по самой «виновнице торжества» - Пречистенке и некоторым близлежащим переулкам.
Начало всего мероприятия в этот раз в 18.00, поэтому в осенних условиях «уличная» часть начинается уже в полной темноте. И в зависимости от погоды может быть сокращена либо увеличена.
Хочу заранее предупредить, что фотографии у меня будут встречаться в двух экземплярах. В ближайший выходной был повод вернуться, чтобы запечатлеть всю красоту этого уголка Москвы еще и в дневном свете. Но и вечерняя прогулка оказалась очаровательна. Подсветка многих особняков делает наш центр города праздничным в любое время дня или ночи и года, независимо от погодных условий. Нам же с погодой, можно сказать, что повезло. Дождь собирался всего пару раз и быстро заканчивался. Настоящий ливень разыгрался уже только в самом конце всего мероприятия.
Ну а теперь вернемся к началу.

Как я уже упомянула, начало нашей экскурсии в музее А.С. Пушкина, который находится в здании бывшей усадьбы 17 века Хрущевых-Селезневых.





Первый хозяин, Александр Петрович Хрущев, прапорщик в отставке, купил остатки разрушенной войной усадьбы, в 1814 году у князей Барятинских. Через несколько лет архитекторами Д.И. Жилярди и А.Г. Григорьевым был построен красивый особняк в стиле ампир, окруженный многочисленными постройками и садом с павильоном. Хрущевы считались богачами, жили открыто, и московское дворянство с удовольствием ездило к ним на балы, званые вечера и обеды. Можно также и предполагать, что среди дворянской знати этот дом посещал когда-либо Пушкин, хоть и документально это нигде и ничем не подтверждено.
Через некоторое время после 1840 года, усадьба перешла к дворянской семье штабс-капитана в отставке Д.Н. Селезнёва. А в начале 20-го века его дочь передала усадьбу московскому дворянству для устройства в ней детского приюта имени Анны Александровны и Дмитрия Степановича Селезнёвых, который просуществовал совсем не долго. После революции в усадьбе размещались различные учреждения. В течение небольшого времени здесь находился Музей игрушки. В сороковом году здание было передано Литературному музею для создания в нём постоянной экспозиции, посвящённой В. Маяковскому, но война планам сбыться не дала. В послевоенные годы особняк принадлежал Министерству иностранных дел, потом его вновь возвратили Литературному музею. В 1949 года в нем провели юбилейную выставку, посвященную 150-ти-летию со дня рождения Пушкина. Затем хозяева особняка постоянно менялись. И только в 1957 году был создан музей великого поэта, которому и был передан этот особняк на Пречистенке.
Сейчас Государственный музей А.С. Пушкина является культурным центром Москвы и России. Помимо головного музея, он включает еще пять филиалов: Мемориальную квартиру А.С. Пушкина на Арбате, Мемориальную квартиру А. Белого на Арбате, Музей И.С. Тургенева на Остоженке, Дом-музей В.Л. Пушкина на Старой Басманной и Выставочные залы в Денежном переулке.
Побывать здесь последний и, наверное, первый раз мне удалось еще в школьные годы, когда с классом мы ходили сюда на экскурсию. Конечно, с тех пор я мало, что запомнила, но за более чем двадцать лет, многое , конечно же, поменялось и изменилось.
Сейчас в историческом особняке размещены постоянные экспозиции, посвященные Пушкину и его эпохе, находятся выставочные залы, читальный, концертный и конференц-залы. Тут же, в новой пристройке, расположены фонды музея с открытыми хранениями. Усадебный двор в настоящее время закрыт стеклянным куполом и превращен в некоторое подобие фойе.



Конечно же, при входе бюст Александра Сергеевича с «незарастающей цветочной тропой»

Рядом, примыкающее к усадьбе, здание конюшен и каретного сарая.
Сейчас въезды для карет используются как входы в концертный зал.

Полуподвальное помещение гардероба, пожалуй, может дать фору некоторым московским театрально-концертным площадкам.





По всем помещения мы не бродили, в рамках экскурсии было запланировано только посещение выставки, поэтому, почувствовав себя льготниками, «обилетившись» бесплатными билетами и нацепив аудио устройства, мы сразу прошли на выставку, посвященную истории улицы и ее обитателям.


Всем, наверное, известно, что Пречистенка не раз меняла свои названия.
Возникла она из дороги, по которой царь, Алексей Михайлович,

ездил в Новодевичий монастырь, к чудотворной иконе Пречистой Девы.

Но тогда улица называлась по-иному - Чертольская, названа была так по ручью и глубокому оврагу, когда-то протекавшему через нее. Слово Черторой - Черторый воспринималось как производное от словосочетания черт рыл. Поэтому, спустя некоторое время, набожному царю пришла в голову мысль, что не подобает дороге к обители носить название, упоминающее черта.
И в 1658 году вышел царский указ о переименовании улицы в Пречистенскую, в честь чудотворной святыни.


С таким названием улица просуществовала до 1921 года, когда большевики в Москве, борясь с православием, переименовывают ее в Кропоткинскую, в честь недавно умершего революционера Петра Кропоткина.

И только лишь в 1990 году вышло постановление правительства Москвы о возвращении былого названия.

О первоначальном же названии улицы нам сейчас напоминает прилегающий к ней переулок, под названием Чертольский.
Раньше здесь была церковь Спаса Нерукотворного или Параскевны Пятницы на божедомке, где находился «Убогий дом», куда свозили умерших.

Сейчас на этом месте школа, но сохранились каменные палаты, которые хорошо видны на старой фотографии.





Вот такая была церковь.


И все, что от нее осталось (по крайней мере, представлено на выставке)


Что касается выставочных экспонатов и документов. Кроме вышеприведенных фотографий, здесь воссозданы некоторые интерьеры комнат того времени.

Из последних археологических раскопок вот такие вот «железячки» имеются

В отдельную комнатенку выделены некоторые экземпляры из политехнического музея. Казалось бы, при чем здесь это? А оказывается, что изначально политехническая выставка размещалась в одном из домов на Пречистенке. А именно в доме №7.

Это - городская усадьба Всеволожских, прекрасный памятник московского классицизма. Дом этот помнит великолепные концерты крепостного оркестра, которые устраивал глава дома. А его сын Никита Всеволожский был другом Александра Сергеевича Пушкина. В 1872-1877 годах в их роскошном доме размещался Политехнический музей, затем коллекция переехала на Китай-город, а дом был куплен военным ведомством.



«Гвоздь программы» - спиртовой аппарат

Не обошлось и без главного придворного скульптора Москвы.

Дело в том, что в доме №19 находится— музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели»
Раньше это был дворец Долгоруковых. Сейчас считается одним из красивейших зданий Москвы эпохи классицизма. Дом, построенный в 1780-х годах, сгорел во время войны с Наполеоном. И отстраивался до 1847 года. Во владении князей Долгоруковых он находился более полувека с 1795 года. В 1869 году здесь появилось Александро-Мариинское учебное заведение для благородных девиц, принадлежавшее генеральше Чертовой. Во времена советского прошлого здание занимали многочисленные военные ведомства, и только к 2000-му году, он был отреставрирован и приобрел свой прежний вид.






Небольшая экспозиция посвящена Булгакову, в маленьком закутке воссоздана коммунальная квартира и в режиме нон-стоп демонстрируется фильм «Собачье сердце»,

так как в доме №24 находилась та самая квартира Профессора Преображенского.

С еще одним, не менее популярным русским поэтом связана эта улица.
Осенью 1921 года в доме у своих знакомых, Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным. Глубокой ночью Есенин отправился провожать Айседору на Пречистенку. Их сопровождал переводчик. Они ехали на извозчике, время было позднее и - извозчик уснул. А Айседора с Сергеем не заметили, что лошадь уже давно кружит вокруг церкви Святого Власия в Гагаринском переулке. Первым опомнился переводчик и разбудил извозчика - "Да ты что, венчаешь нас? Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз везешь!". Есенин расхохотался: "Повенчал! Повенчал!". Разговор перевели Айседоре. В ответ она улыбнулась. Сцена эта очень хорошо воспроизведена в одноименном сериале, с Безруковым в роли Есенина. А жила она в доме №20, в особняке Алексей Петровича Ермолова, героя отечественной войны 1812 года, который проживал здесь в 19 столетии. В 20 веке тут поселился миллионер - чаепромышленник Алексей Ушков. Очень богатый, имевший свои плантации на Цейлоне. Женой его была балерина Большого театра Александра Балашова, для которой в особняке специально была оборудована комната со стенами, покрытыми зеркалами. После революции семья покинула Россию, а в 1921 году в этих стенах вновь зазвучала музыка благодаря легендарной Айседоре Дункан.
Вечером удалось запечатлеть лишь балкончик.

Днем же, недавно отреставрированное здание выглядит очень роскошно



Довольно большая экспозиция посвящена жильцам дома № 17.
Во второй половине 18 века усадьба занимала довольно большой квартал и располагалась между Барыковским и Сеченовским переулками. Включала в себя сад, главный дом, флигеля. В то время усадьбой владел московский полицмейстер Архаров. По его заказу были построены одноэтажные флигеля по сторонам двора. Во время пожара войны 1812 года здание горело, и затем было восстановлено. После сыщика Архарова в усадьбе поселился генерал Бибиков. А затем, в 1835 году дом переходит к одному из поэтов «Пушкинской плеяды», герою отечественной войны, Денису Давыдову, у которого частенько гостил сам А. С. Пушкин.
Но уже в 1841 году дворец числится собственностью баронессы Е. Д. Розен, которой Давыдов продает имение.
Перед тем, как продать дом, он пишет вот такую челобитную в стихах сенатору Башилову:
В дни былые сорванец,
Весельчак и веселитель,
А теперь Москвы строитель,
И сенатор, и делец,
О мой давний покровитель,
Сохрани меня, отец,
От соседства шумной тучи
Полицейской саранчи,
И торчащей каланчи,
И пожарных труб и крючий.
То есть, попросту сказать:
Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой Пречистенский дворец.
Тесен он для партизана:
Сотоварищ урагана,
Я люблю, казак-боец,
Дом без окон, без крылец,
Без дверей и стен кирпичных
Дом разгулов безграничных
И налетов удалых,
Где могу гостей моих
Принимать картечью в ухо,
Пулей в лоб иль пикой в брюхо,
Друг, вот истинный мой дом!
Он везде, - но скучно в нём;
Нет гостей для угощенья.
Подожду... а ты пока
Вникни в просьбу казака
И уважь его моленье.


Позднее в усадебном доме размещалась женская гимназия Софьи Александровны Арсеньевой, которая была дочерью архитектора Витберга, автора неосуществленного проекта Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.



А напротив, действительно размещалось пожарное депо.





Где и по сей день в доме под № 22 находится часть МЧС.
После осмотра экспозиции мы вышли уже на стемневшую улицу.
Хрущевский особняк, на углу одноименного Хрущева переулка (кстати, переулки раньше было принято именовать по фамилии владельцев домов, поэтому при смене владельца переименовывался и переулок) и Пречистенки ярко выделяется в своей подсветке.



Вот так выглядят сейчас въездные ворота в усадьбу

И как в сказке светятся осенние листья в усадебном саду

И очаровывают нас своей красотой в дневном свете








По Хрущеву переулку мы дошли до пересечения с Гагаринским.

Здесь на углу расположен не менее красивый особняк, построенный не менее известным архитектором Бове.

Это дом под № 15— Дом Штейнгеля. В 1830 году снимался семьёй Тургеневых. Ныне — отделение архитектуры Академии художеств.

А далее, проходя по Староконюшенному переулку, мы ненадолго задержались у дома №4. Это Усадьба Бегичевых архитектора Гунста.



К сожалению, сфотографировать ее целиком во всей красе не удалось, а вот решетка с воротами впечатляет.
Снова выйдя на Пречистенку, запечатлели здание музея Л.Н. Толстого.


В доме под № 11 находилась городская усадьба Лопухиных - Станицких, архитектора Григорьева. Во дворе находится памятник Л. Н. Толстому, перенесённый в 1972 году из сквера Девичьего поля. Главный дом и памятник Толстому относятся к категории объектов культурного наследия федерального значения.
Рядом (№ 16), знаменитый дом Ученых.


В основе этого здания - древние палаты начала 18 века, которые неоднократно перестраивались. Последняя перестройка, осуществлявшаяся в 1908 году под руководством архитектора А. Гунста, придала всему сооружению вид неоклассического здания. Фасад получился довольно таки модным, а со стороны двора был пристроен объем парадной столовой с остекленным эркером и световым фонарем в потолке.
Калитка, охраняемая вот такими величественными львами,



оказалась открыта, и мы ненадолго проникли во внутренний дворик.



Внутри очень красиво и уютно. И вот такой необычный коллаж на стене дома

К этому же времени относится металлическая ограда в стиле неоклассицизма. Створки ворот и калитка украшены накладными литыми деталями. А сверкают они своей красотой даже в ночи.

Дом ученых - клуб московской научной общественности - открылся здесь в 1922 году.
Почти уже в начале улицы в доме №5, здание городской усадьбы 18 века




Ныне это резиденция Московской Патриархии.
А по соседству с ним сохранилось более древнее строение - «белые палаты» 17 века— главный дом усадьбы князя Прозоровского, объект культурного наследия федерального значения. Отстроены они в два этапа в 1685 году.



Ну а за ними уже виднеются купола главного храма города, да и, наверное, всей страны.

И, несмотря на противоречивые чувства к нему многих жителей нашего и не только нашего города, нужно отдать должное, ведь КРАСОТА-то какая, ЛЕПОТА!
Возле метро Кропоткинская экскурсия наша подошла к завершению.


А на этой старой фотографии макет станции «Дворец советов». Так она должна была называться по имени дворца, который предполагалось возвести на том самом месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя. Уберег бог место все-таки для храма!

 

 

Добавил: Julia (15.10.2012) Просмотров: 1243
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]