ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » От Берсеневки до Воздвиженки. Пара экскурсов в кремлевских окрестностях.

От Берсеневки до Воздвиженки. Пара экскурсов в кремлевских окрестностях.

Очередной сезон проекта "Выход в город" подошел к завершению. Эта осень, лично для нашего семейства, оказалась, возможно, не такая "продуктивная", как в прошлом году. Но, тем не менее, удалось побывать на интересных экскурсиях, открыть для себя новые маршруты, новых гидов и встретиться с уже полюбившимися экскурсоводами.
Как то так сложилось, что на протяжении всего этого осеннего периода удавалось попадать на экскурсии какими-то урывками, порой спонтанно и "кучно", умудряясь записываться сразу на несколько интересных мероприятий.
А в один из последних четвергов ноября, видимо время, дела, заботы и звезды ))) так удачно сложились, что удалось оказаться сразу на двух мероприятиях. Причем, довольно интересных и труднодоступных.

На одно из них, в усадьбу Талызиных, что на Воздвиженке, где сейчас находится Государственный Научно-Исследовательский Музей Архитектуры имени А.В. Щусева, удалось записать нас с Лешкой так сказать "планово", ровно за неделю.
А с записью на второе, под названием "Дом на набережной", можно сказать, подфартило. На прогулку с Константином Николаевичем Гацунаевым удалось попасть благодаря вовремя появившемуся "кличу" от форумчанки Татьяны (TGor-a) на ветке форума, посвященной экскурсиям от Мосгорнаследия.
Обнаружив сообщение об открывшейся записи, тем более на экскурсию с одним из любимых гидов, я, конечно же, недолго думая, тут же потянулась к красной кнопочке на сайте проекта. И только после удачной процедуры регистрации вспомнила, что в этот день еще предстоит вечерняя вылазка в края не столь отдаленные. Вскоре выяснилось, что не одна я такая "загребущая". Татьяна тоже умудрилась записаться на обе эти экскурсии. И как оказалось в дальнейшем, "знакомые все лица", примелькавшиеся в дневной вылазке, удалось лицезреть и в талызинском особняке.
Кроме двух интереснейших, выше упомянутых, объектов, хотелось бы немного обратить взор и на окружающий пейзаж популярных туристических троп.
Перед утренней экскурсией у меня осталось немного времени на неспешную прогулку от метро Кропоткинская до Берсеневской набережной.
На безлюдной площадке у Храма Христа Спасителя, в этот ненастный ноябрьский денек даже туристов не наблюдалось. Компанию мне составили лишь вот эти, слегка замершие птахи, согласившиеся немного попозировать.

Конечно же, первым делом я запечатлела главный объект сегодняшней прогулки.

Пожалуй, это самый удачный вид на него с противоположного берега Москва-реки.
Ну и виды вокруг собора думаю, в комментариях не нуждаются.

Да и сам храм удалось неспешно разглядеть в деталях.

Например, входные двери, отлитые из бронзы. И воссозданные Зурабом Церетели.

Его же бронзовые горельефы, появившиеся на этих стенах вместо мраморных, и вызвавшие немало споров и нареканий. Подлинники в настоящий момент можно увидеть в Донском монастыре.
Поздней весной в этом году мы были там на экскурсии. Поэтому, привожу некоторые для сравнения.

А это уже церетелевские…

По большому счету, конечно же, описание собора заслуживает отдельного рассказа.
У меня же вышло небольшое отступление по ходу небольшой прогулки.
"Дежурные " виды с Патриаршего моста на Кремль, стрелку, домик Перцовой и Васнецовский особняк Цветкова.


Чуть в глубине острова, за краснокаменными палатами Аверкия Кириллова виднеются золотые купола храма Николая Чудотворца на Берсеневке.

Напротив, уже кремлевские соборы и башни отливают золотом, даже в такую хмурую погоду.

Невольно вспоминается фраза из популярного и всеми нами любимого фильма…
"Красота-то какая…лепота…" Да детский стишок Сергея Михалкова про вид из того самого окна, на Красную площадь. В принципе, можно предположить, что речь идет именно об одном из окон дома на набережной. Хотя и весьма спорно. Так как дальнейшее повествование про маму милиционера, инженера и прочие "простые" профессии, как-то не соотносятся с жителями этого элитного жилья.
Сделав несколько "из-под мостовых" кадров…

Я наконец-то добрела до места нашей встречи, к входу театра Эстрады, очень удачно успев спрятаться под крышей от разыгравшегося не на шутку снего-градо-дождя).

Группа на этот раз собралась многочисленная. Но обязательное наличие на всех экскурсиях Гацунаева аудиоустройств, раздающихся строго по списку записавшимся, сводит на нет так называемую проблему "толпы". С наушниками можно комфортно бродить кругами, спокойно отходить в сторону и при этом все вокруг успевать сфотографировать, не отвлекаясь от интересного рассказа, который как всегда оказался на высоте!
А потому переходим непосредственно, к повествованию о первом нашем сегодняшнем главном объекте.

Этот, целый громадный комплекс, удачно вписавшийся в окружающий ландшафт Болотного острова, каких только официальных и не официальных названий не имел за долгие годы своего существования.

Дом правительства, Первый Дом Советов, Дом ЦИК и СНК СССР… И уже привычное нам в последнее время и, наверное, закрепившееся окончательно, название "Дом на набережной", грандиозное сооружение прошлого века, построенное в 1931 году, по проекту легендарного архитектора сталинской эпохи, Бориса Михайловича Иофана на площади в целых три гектара, ставшее самым крупным сооружением в Европе по тем временам.
Возведение же столь грандиозного строения было связано с переводом в столицу молодой советской республики большого количества госслужащих, расселявшихся по гостиницам и домам советов, в том числе в Метрополь и Националь, которые, естественно, не могли вместить всех работников высшего госсостава. Поэтому, было принято решение, что квартиры в новом доме будут предоставлять только членам ЦК ВКП(б), Комиссии партийного контроля, наркомам и их замам. Естественно, впоследствии в дом стали заселять военачальников, писателей, артистов, Героев Советского Союза, старых большевиков и служащих. Собственно, традиция сохранилась и до наших времен.
А окончательное решение о месте строительства было принято в 1927 году. Тогдашняя комиссия принимает решение "местом постройки дома для ответственных работников ЦИК и СНК Союза ССР, ВЦИК и СНК РСФСР "определить участок на правом берегу р. Москвы, на "Болоте". Постановление и проект были одобрены в Замоскворецком райсовете и на месте бывшего вино-соляного двора по Всехсвятской ул. и Берсеневской набережной начинаются вестись работы, почти все старые здания идут под снос. Чудом удается сохранить Никольскую церковь. Иофан, планировавший на ее месте возвести строения под детский сад и ясли, ходатайствует о ее сносе. И только письма с протестами от реставрационных мастерских и Института культуры, располагавшихся на Берсеневке как раз в тех самых палатах Аверкия Кириллова, чудом "спасают" храм от гибели.
Да и весь период строительства был далеко не гладок. Иофана не раз просят внести изменения в план. Количество квартир, в конце концов, переваливает за 500 штук. И так, довольно "нескромный" с самого начала заложенный бюджет еще не раз возрастает в процессе стройки.
По первоначальному замыслу архитектора, цвет наружных стен должен был быть красного цвета, чтобы удачно гармонировать с Кремлем. Но, то ли не хватило денег, то ли все испортила своей копотью находящаяся рядом центральная трамвайная электростанция, так или иначе, дом выкрасили в серый мышиный оттенок. Борьба за исторический колер дома идет на протяжении всего его существования. Каждый раз при ремонте и окраске фасада возникают прения и разногласия в борьбе за правильную цветовую гамму.
В запланированные сроки дом закончить не смогли. Сдавали его частями. Первая очередь вместо 1930 –го была сдана в феврале 1931 года, а последние подъезды заселялись жильцами в 1932 году.
По уже сложившейся в те годы традиции, этот жилой комплекс, включал в себе все необходимые для жилья удобства и службы, позволяющие жить в нем не выходя на улицу.
Со стороны Берсеневской набережной в доме был построен клуб, в те годы имени Рыкова, затем переименованный в клуб имени Калинина. Позднее в его стенах был размещен детский театр, и наконец, театр "Эстрады".

Со стороны улицы Серафимовича был построен кинотеатр на 1500 мест, получивший название "Ударник". Кинотеатр планировался как домашний кинозал для жильцов, но попасть в него могли и обычные зрители. Здесь проходило по 8-10 киносеансов в день. В нижнем фойе перед сеансом часто выступали Утесов, Шульженко. В нем, несмотря на запреты и полулегальное положение, можно было послушать самый настоящий джаз. А для демонстрации кинофильмов использовалась самая современная на то время техника – системы Шорина. В 1935 году в Ударнике прошел первый в истории советского киноискусства Московский международный фестиваль.
Вроде бы как оба помещения сейчас принадлежат небезызвестному комедийному актеру Геннадию Хазанову, очень удобно проживающему в этом же доме. К сожалению, с хазановской администрацией договориться не удалось. Во внутрь театра Эстрады нас категорически отказались впускать, а в последний момент не позволили поглядеть и на конструктивистские интерьеры "Ударника", где сейчас проводятся различные выставки современного искусства, и, как мне казалось, хозяином здесь в последнее время был российский бизнесмен Шалва Бреус .
Кроме того, комплекс имел свой универмаг, прачечную, спортивный зал, поликлинику, сберкассу, почту, детский сад и ясли.
Готовить жителям самим было совсем не обязательно. В столовой по талонам раздавали сухие пайки и обеды.
Квартир на этажах было по две, что в тот момент являлось вроде бы как также характерной особенностью дома. Честно говоря, сия "уникальность" далеко не единична. Сами мы живем в доме 36-года постройки и на этаже у нас всего лишь одни соседи.

Квартиры сдавались полностью меблированные и укомплектованные. Вся мебель была разработана в столярной мастерской под четким контролем и проектам самого Иофана. И все шкафы, тумбы, табуреточки и стульчики вплоть до шпингалетов на окнах и крышек от унитазов имели свой уникальный инвентарный номер. Жильцы, въезжая в квартиру снабжались отдельной книженцией с перечнем всего имущества и подписывали акт приемки. Им также выдавалась памятка с разъяснениями, как пользоваться всеми приборами и техникой, вплоть до выключателей и сливного бачка в туалете. По своей сути, в какой-то степени это было здание гостиничного типа. Нынче такого плана жилье принято называть апартаментами.
Отделка и убранство также было достойно восхищения. Во всех квартирах присутствовал дубовый паркет. А росписи на потолках выполнялись специально приглашенными из Эрмитажа реставраторами-живописцами, которые расписывали потолки пейзажами времен года, цветами и фруктами.
Кроме того, дом был оснащен по последнему слову техники. На кухне присутствовал выход для грузового лифта, используемый для вывоза мусора. Самим лифтом заведовал вахтер. Из кранов постоянно!!! лилась горячая вода, так как у дома была своя автономная котельная. Был проведен газ.
Каждая семья имела в своем распоряжении прислугу.
Но самое интересное, что в таком современном и оснащенном самыми разными техническими примочками, доме, на кухне присутствовал дымоход для самоварной трубы.
Дом этот стал одним из самых охраняемых домов. В его подъездах постоянно работали консьержи.
А с одним из подъездов связана интересная история, можно сказать, почти легенда.
Дело в том, что 11-ый подъезд этого дома не имеет квартир и не имеет лифтов. Со стороны двора между 10 и 12 подъездами есть маленькая дверь, ведущая на узкую темную лестницу.
И естественно, такая "загадочная" планировка породила под собой множество слухов. Естественно, главный из них заключался в том, что этот узкий подъезд использовался сотрудниками НКВД для размещения в нем аппаратуры для прослушки. На самом же деле, все гораздо банальней. Просто-напросто, в процессе строительства возникла необходимость в части квартир с большей площадью. Для высшей элиты. И Иофану ничего не оставалось, как увеличить эту площадь за счет квартир соседнего подъезда. Поэтому в 10 и 12 подъездах квартиры получились в два раза больше по площади.

Вообще то мрачная аура места постройки дома несет свои корни еще с 16 века. Место, на котором построен дом, считалось издавна гиблым. Когда то здесь было болото, на котором казнили преступников, а бояре, пытавшиеся построить на этом месте жилье, погибали один за другим.
Ходили также слухи, что из здания были прорыты подземные ходы на Лубянку и в Кремль, по которым арестованных из квартир напрямую отправляли в тюремные застенки.
Тем не менее, несмотря на все эти предположения и домыслы, из 2000 жителей этого дома, аж 700 стали жертвами репрессий. Люди исчезали из квартир по ночам целыми семьями. А осиротевшие дети, приходя из школы, и застав опечатанную дверь, начинали заниматься бродяжничеством прямо под кремлевскими стенами.

Сейчас жилье в этом доме по-прежнему считается одним из самых элитных в Москве.
Здесь живет множество известных и популярных людей.
Советская "Мери Поппинс", Наталья Андрейченко, вроде бы как имеет квартиру на одном из последних этажей дома, где расположены просторные балконы, ставшие гордостью Иофана. Летом по ним можно было гулять, не утруждая себя выходом на улицу и даже кататься на велосипеде. А зимой на их площадках заливался каток.

"Дочь секретаря ВЦСПС Ивана Перепечко Елена в своих воспоминаниях пишет, что на балконе их квартиры она делала горку и каталась с нее на санках, а отец на балконе держал медвежонка, которого привез из Хабаровска".
Проживает в доме и небезызвестный актер Александр Домогаров, и как я уже упоминала, нынешний хозяин театра "Эстрады" Геннадий Хазанов, известная всем под псевдонимом Глюкоза, Наташа Чистякова и нынешний патриарх Кирилл…
Что же касается известных лиц, проживавших здесь ранее, то это очень наглядно подтверждается наличием огромного количества мемориальных досок, которыми пестрят стены этого легендарного здания. Из самых-самых, наверное, стоит отметить, самого Иофана, который получил здесь квартиру после сдачи дома, дочку Сталина, Светлану Аллилуеву, его сына Василия, а так же Микояна, Рыкова, Серафимовича, автора музыки к гимну Советского Союза, Александра Александрова, маршала Тухачевского, Хрущева Никиту Сергеевича… Список можно продолжать до бесконечности. Я лишь приведу несколько наглядных примеров.


В центре внутренних двориков раньше размещались круглые фонтаны. В свое время возле них пили шампанское летчики Чкалов и Водопьянов, играл на гармошке шахтер- Стаханов, кормил голубей писатель Серафимович…
У жителей был свой гараж, а в подвалах устроен стрелковый тир.
Сейчас двор находится в стадии ремонта, сплошь забросан машинами.

А на одном из подъездов сохранилась вот такая, якобы ностальгическая надпись.

В конце экскурсии мы предприняли было попытку поглазеть на интерьеры Ударника. Как говориться, попытка - не пытка. Тем не менее удалось на некоторое время задержаться в холле, где мы послушали оставшийся рассказ и согрелись.
P.S. "В 1988 году здесь открылся краеведческий музей, организованный по инициативе Т.А. Тер-Егиазаряна, проживавшей жившей в Доме на набережной с 1931 года. Поначалу это был общественный музей, а в 1998 году он получил статус государственного." Официальный сайт с информацией и часами работы
http://museum-dom.ru/index.html

Как говориться, между первой и второй перерывчик небольшой)!
До следующей экскурсии на все про все оставалось два часа с хвостиком.
Согревшись в уютном холле Ударника, мы с Татьяной неспешным шагом через "поредевший" и "обновленный" Александровский сад, добрели до ГУМа, подивившись возникшему в самом начале Красной площади, уже скандально известному на данный момент, гламурному сундучку.
В ГУМе отобедали в 57-ой столовой. В будний день там довольно свободно. В очереди потратили, наверное, не больше 15 минут. Кроме как основных блюд, набираемых на поднос, можно за 220 р. воспользоваться комплексным бизнес-ланчем. Подход сделан в виде шведского стола. В эту сумму входит салатик, первое, второе, компот и, если ничего не путаю, десерт.
В очередной раз согревшись и довольно таки сытно перекусив, неспешным шагом мы отправились в сторону нашего следующего сегодняшнего объекта.
По пути слегка полюбовались на новую, уже почти готовую выставку ретро-платьев из коллекции Васильева.

Полную "версию" скорее всего опубликую отдельным рассказом позднее. Так как в первый зимний выходной нас с Лешкой в очередной раз занесло в наш главный универсальный магазин в рамках, так сказать, открывающейся ярмарки на Красной площади, вечернего открытия которой мы, собственно, не дождались, но зато нашли очередное развлечение в ГУМе.
Ну а сейчас я предлагаю вам еще не на много переместиться в прошлое. На прекрасную, московскую улицу Воздвиженка, где почти в самом ее начале находится красивейший образец классицизма, усадьба Талызиных с комплексом зданий, в которых ныне размещен Государственный Музей Архитектуры имени Щусева.
http://muar.ru/new


Встреча с экскурсоводом состоялась в уютном усадебном дворике. Коих сейчас в Москве на пересчет.

Экскурсия посвящена непосредственно архитектурным и историческим особенностям этого небольшого комплекса зданий, находящихся в интересном с исторической точки зрения месте.
Когда то, в самые давние времена, здесь находилось подворье Печорского монастыря, а часть территории принадлежала старинному роду Писемских.
С середины 17 века находился аптечный двор со складами для лекарств и продуктов, предназначенных для царского двора.

Затем этот участок был передан во владения казне боярином Милославским. Опять таки, уже второй раз в этом повествовании вспоминается, в связи с этой исторической личностью, знаменитая Гайдаевская комедия.
В 1670-е годы на этом участке начинается активное строительство, возводится, дошедшая до наших дней, трапезная палата.
В 18 веке владение переходит к князю Долгорукову. При нем строится дворовый корпус, так называемый дом садовника.

После его ареста, при Анне Иоанновне, двор был передан грузинскому царю Вахтангу. Во времена его владения появляется каменный дом на углу со Староваганьковским переулком.
Далее, уже у наследников Вахтанга, усадьбу приобретает генерал Петр Талызин, отличившейся на Северном Кавказе в войне против Османской империи.
Собственно, его именем и стало принято называть усадьбу, так как участок этот прочно и на долгие годы закрепился за генералом и его наследниками. При нем, в конце 18 века на Воздвиженке появляется трехэтажное, главное здание усадьбы, с двумя флигелями.
Точная дата постройки, как и фамилия архитектора не известны. Но, глядя сейчас на этот образец классицизма, практически не возникает сомнений, что сие творчество принадлежит Михаилу Казакову. Кроме того, данный дом был обнаружен в личном альбоме Казакова, куда архитектор заносил только лучшие планы и фасады.
Позднее, в 19 веке, дом был продан купцам Устиновым, которые значительно перестраивают усадьбу. При них появляются двухэтажные переходы во флигеля, фасад приобретает ампирную отделку.
Именно при Устиновых, особняк удостаивают своим вниманием известные личности. Музыкальные вечера, проводимые хозяевами, посещают братья Вяземские, Пушкин, Давыдов.
Позднее дом переходит в ведение московской казенной палаты. В начале советских времен в особняке размещается Секретариат ЦК РКП (б). Есть даже предположение, в каком именно месте находился кабинет Сталина.
Затем в здание перекочевывает то Госплан, то министерство юстиции, в 30-е же годы, его превращают в общежитие и коммуналки. Естественно, дворец преобразился до неузнаваемости, практически все интерьеры пострадали.
После Великой Отечественной войны здание было передано музею архитектуры, в нем начинаются реставрационные работы, ее тогдашнюю реставрацию осуществляла возглавляемая Щусевым, реставрационная мастерская.
Еще один интересный момент. Главное здание сейчас не имеет под собой прежнего фундамента. После прокладки филевской линии метро и новых коммуникаций, проходящих как раз под особняком, конструкции строения 18 века сильно деформировались, и кроме того, были попытки сделать в самом здании еще один выход из метро, соединив его со станцией Александровский сад. Под домом начали рыть туннель,"посадив"особняк на временные бетонные подушки,впоследствии его вообще планировали снести. Но планы у наших доблестных строителей в дальнейшем поменялись, и проект так и не осуществился. Дом же, до сих пор продолжает страдать от тех подвальных вмешательств. На стенах постоянно возникают трещины, так как временная бетонная подушка, естественно, не может служить заменой полноценному фундаменту и постоянно вибрирует от проходящих под землей поездов.
Сейчас комплекс состоит из главного дома, трапезной палаты аптекарского двора, бывшего конюшенного корпуса, превращенного во флигель "Руина" и "Дома садовника".
Осмотр внутренних красот начался, конечно же, с главного дома.
В вестибюле нас встречают египетские статуи.

Изящные подсвечники с канделябрами

После реставрации восстановлена парадная лестница с шикарным вестибюлем, украшенным искусственным мрамором, горельефы, расписные плафоны.

Сейчас в залах парадной анфилады проходит выставка "Открытый город", посвященная новой идеологии развития столицы. Особый интерес, конечно же, представляют конкурсные работы, архитектурных концепций парка "Зарядье" .

Выставка продлится до 12 января, поэтому есть время сходить и все внимательно рассмотреть самостоятельно и без спешки.

Нас же в первую очередь интересует сохранившееся и восстановленное декоративное оформление интерьеров 18 века, которое на данный момент является практически единственным доступным в Москве широкой публике.
Вот такая красота сейчас предстает перед нами.

Далее наш ждет бывший конюшенный корпус. Сейчас имеющий название флигель "Руина".
В 90-х годах прошлого века в здании случился пожар, после которого флигель усадьбы был превращен в необычное экспозиционное пространство.
Сохранились остатки кованой лестницы и частично сами лестничные пролеты.

А под деревянными перекрытиями

на сводах первого этажа ныне расположилась очередная выставка под названием «Протодизайн мастерской-ТАФ». На ней представлены "учебные студенческие работы и работы «ветеранов» мастерской, сделанные в традициях простого, естественного, архаического проектирования: макеты архитектурных и дизайнерских объектов, рисунки, живопись, коллажи, объемные арт-объекты."

В небольшом закутке создана экспозиция, посвященная прежнему директору музея, Давиду Саркисяну, руководившему с 2000 по 2009 год.
Свой кабинет он буквально "напичкал" невероятным количеством всевозможных вещей, таким образом создав необычное пространство, присущее его незаурядному облику. После его смерти, родственники и друзья решили сохранить кабинет, создав экспозицию во флигеле "Руина".

А в белокаменном цоколе Аптекарского приказа — расположилась экспозиция под названием «Российский протодизайн».
Она "напоминает нам о корнях современного дизайна — рационального, социально-ориентированного, контекстуального. Корни эти очевидно выявлены в экспозиции традиционного дизайна крестьянского жилья, утвари, рабочих инструментов, детских игрушек, – дизайне строгом, брутальном, и всегда удивительном."

Конечно же, мы не смогли не заострить внимание на всех этих бутылочках, скляночках и баночках. Особый интерес, естественно, вызвала вот эта уникальная в своем роде бутыль, с пивзавода Трехгорки.

А вот интерьеры зала, где проходила выставка, приуроченная к столетию здания Казанского вокзала, нам сфотографировать не разрешили. Тетеньки –смотрительницы именно в этом зале почему то отличаются неким недружелюбием.

Собственно, на этой аптекарской теме экскурсия подошла к завершению. Уже в глубоких сумерках мы распрощались с нашим экскурсоводом, завершившим свой рассказ в темном старинном дворике, окутанном вековыми стенами, хранящими в себе частичку души нашей московской истории.


 

<

 

 

Добавил: Julia (05.12.2013) Просмотров: 1613
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]