ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Окрестности Автозаводской. Из "подземки" до монастырских стен.

Окрестности Автозаводской. Из "подземки" до монастырских стен.

 

На очередную прогулку в эти места меня подвигла …знакомая фамилия.

Неожиданно и на самом деле, все же предсказуемо, поймала вдруг себя на мысли, что в последнее время, просматривая список экскурсий начавшегося очередного сезона в проекте "Выход в город", все больше стала обращать внимание не столько на название, тематику, форму проведения и место экскурсии, сколько на фамилию гида.

Видимо, совсем я "закушалась", ведь с весны 2012 года куда только и с кем, не заносило! И чего я только не наслушалась! )

Конечно же, надо отдать должное, все мероприятия, на которых удалось побывать, оказались в большинстве своем на высоте, почти на всех маршрутах работают действительно профессионалы своего дела. Но все мы люди-человеки, со своими пристрастиями, симпатиями и предпочтениями. Поэтому, успев накопить за это время довольно большой " экскурсионный стаж", было бы, наверное, странным не составить для себя любимой свой собственный рейтинг наиболее интересных рассказчиков.



Несмотря на то, что район Симонова монастыря в общем–то мне известен. А находившийся поблизости Дворец Культуры "ЗИЛ", был подробно изучен не без помощи Дениса Ромодина, на экскурсии которого удалось побывать прошлогодней осенью, новый маршрут еще одного интересного рассказчика, Константина Николаевича Гацунаева упустить я, конечно же, не смогла.



Как всегда, по традиции, встреча в центре зала станции метро. На этот раз сбор назначен на "Автозаводской". Собственно, прямо в подземке и началась наша прогулка.

Ведь сама станция является неотъемлемой частью нынешнего маршрута под названием

"Архитектурные контрасты Симонова монастыря и его окрестностей".

Эти земли, ведущие свою историю с 14 века, когда на левом берегу Москвы-реки был основан Симонов монастырь, сейчас являются образцом промышленного строительства конца 19, начала 20 веков. Церковная, древнерусская архитектура прекрасно сочетается и с промышленным конструктивизмом, и сталинским ампиром. Станция "Автозаводская" была открыта в непростые для нашей страны времена, в 1943 году. И до 1956 года носила название " Завод имени Сталина". Ведь находившийся неподалеку ЗИЛ, раньше имел несколько другую аббревиатуру, ЗИС.

Сооружена она по проекту известного архитектора Душкина Алексея Николаевича, многочисленными архитектурными творениями которого мы продолжаем любоваться по сей день. И "Площадь революции", и "Маяковская" и "Кропоткинская" с "Новослободской" так же творения, так сказать, его рук.

А про одно из его основных творений, "высотку у Красных ворот", я подробно рассказывала после посещения экскурсии в тех краях также с Константином Николаевичем.



http://www.otzyv.ru/read.php?id=150326





Что касается станции - конструкция ее — колонная трёхпролётная мелкого заложения







Сооружена она по специальному проекту, а несущие конструкции выполнены из монолитного бетона. Путевые стены облицованы желтоватым мрамором, а высокие колонны - жёлто-розовым алтайским. Пол выложен серым и красным гранитом.

Оригинальные светильники, ранее размещавшиеся по центру зала, к сожалению, не сохранились. Сейчас их заменяют обычные люминесцентные лампы.

Стены украшают панно из мозаики на производственную и военную тематику



И четыре барельефа скульптора И. С. Ефимова, из серо-жёлтого московского известняка.



Раньше, в пространствах между барельефами размещались цитаты Д. Джабаева : «Это всё дела, что сталинская мудрость родила" и И.В. Сталина :«Труд в СССР - есть дело чести, славы, доблести и геройства».

Станция имеет два выхода, на улицы Автозаводскую и Мастеркова. Собственно, на одноименную со станцией улицу и площадь мы и отправились дальше.



На площади расположен памятник ополченцам Пролетарского района, погибшим в Великой Отечественной войне, открытый в 1980 году.



Улица получила свое название в 1938 году по построенному вдоль нее автомобильному заводу, ныне имени Лихачева.

В 1920 — 1930-е годы рядом были построены и жилые дома для рабочих. Ближе к 50-м годам появился бульвар с многолетними липами.

Сейчас улица представляет собой типичную застройку 50-х годов в стиле сталинского ампира и послесталинского периода.



Далее путь наш лежит вдоль улицы Восточной.

Названа она так вовсе не из-за своего географического положения, а по находящимся в этих местах в конце 19 века складам Восточного акционерного общества.

Возникла она также в это же время в местностях с названиями Новое и Старое Симоново к востоку от Симонова монастыря. И окружающая ее территория начала постепенно застраиваться заводами и складскими помещениями.

В конце 1920-х годов прошлого века на заре строительства молодого государства, в начале улицы было решено построить квартал жилых домов для рабочих. Был объявлен конкурс, первое место в котором досталось проекту архитектора Л.А. Веснина, в котором предполагалось создание комплекса «с широкой и выразительной планировкой внутренней площади» и строительство трехэтажных домов в стиле конструктивизма. Но проект этот не был реализован, а квартал был застроен пятиэтажками по проекту Н. Волкова и В. Бибикова.

На пересечении с улицей Ленинская слобода, ранее носившей название Симонова, мы сделали остановку.



Здесь, напротив электромеханического завода "Динамо", под № 17 находится здание одной из старейших фабрик-кухонь этого завода. Сейчас в нем расположился популярный фастфудный ресторан "Бургер Кинг". К сожалению, точного имени архитектора, построившего это здание в стиле конструктивизма, мы не знаем.







Эти крупные механизированные предприятия общественного питания получили широкое распространение в 30-е годы прошлого века. И представляли собой уникальный тип сооружения как с архитектурной так и социокультурной точки зрения.

" В рассматриваемый период много внимания уделялось рационализации индивидуальной кухни жилой ячейки, рассчитанной на семью. Однако главный путь в решении социальной задачи освобождения женщины от тягот домашнего хозяйства видели в максимальном развитии сети общественного питания, приближенной не только к месту работы, но и к жилищу."

Это цитата из статьи Селим Хан-Магомедова "Архитектура советского авангарда"



http://www.alyoshin.ru/Files/publika/khan_archi/khan_archi_2_105.html



" построение нового социалистического быта должно было возобновить общественную столовую. Она должна была быть призвана к жизни, чтобы сокрушить копоть примуса, заменить карликовые кухни машинизированной фабрикой-кухней, освободить женщину от одуряющего труда и превратить домохозяйку в полноправную гражданку Советской республики. "

Первая фабрика-кухня была открыта в 1925 году в Иваново-Вознесенске, нынешнем "городе невест", вторая была построена в Нижнем Новгороде, а третья — на Днепрострое. В Москве подобное заведение впервые появилось на Ленинградском проспекте. И стало целым событием в жизни города. Здание было построено по проекту архитектора А. Мешкова. Площадка была выбрана не случайно, напротив бывшего ресторана "ЯрЪ", который до революции пользовался скандальной славой как место купеческих кутежей и бесчинств.



(фотографии взяты из инета)



" За ее проектированием и строительством пристально следила широкая общественность. В появлении этого типа общественного сооружения видели важный этап в борьбе за реконструкцию быта, облегчение труда женщин в домашнем хозяйстве."

"По проекту здание представляет собой двухэтажный, частью трехэтажный, с подвалом и полуподвалом, корпус объемом свыше 30 000 куб. метров. Подвальный этаж здания предназначен для холодильника и складов для продуктов. В полуподвале устроены хлеборезки и особая комната-столовая для персонала фабрики. Первый этаж занят, главным образом, производственными помещениями. Сама кухня заняла площадь в 365 кв. метров. Здесь же заготовочные для обработки сырья: мясная, рыбная, овощная и мучная-кондитерская. Из оборудования: две мощные плиты, духовой шкаф, специальные паровые приборы для изготовления соусов и 24 паровых котла мощность в 13 500 литров. Всего же на фабрике насчитывалось до 715 предметов крупного механического оборудования... В первом этаже размещены лаборатория, раздевальни для посетителей и для персонала, душевая комната, контора и отдельные помещения для магазина и закусочной".

"На втором этаже расположены аванзал и три обеденных зала, вмещающие до 1200 человек. На третьем устроены специальные помещения для банкетов и съездов, и культурный уголок. Крыша здания была сделана плоской. На ней располагалась летняя терраса, где на свежем воздухе могли обедать также до 1200-1500 человек
".

После открытия первого такого предприятия, в Москве в 30-х годах началось бурное строительство фабрик-кухонь, на Ткацкой, Красносельской, в Филях, Боткинском проезде, Можайском шоссе и здесь в Ленинской слободе. Строились они в основном как специализированные предприятия общественного питания, рассчитанные на определенный контингент посетителей, как самой фабрики-кухни, так и снабжавшихся ее полуфабрикатами и обедами столовых на предприятиях.

"Предполагалось, что дешевая продукция фабрики-кухни приведет к постепенному отмиранию кухонного хозяйства в квартирах, а огромные обеденные залы при фабриках-кухнях будут прививать посетителям коллективистские навыки. Население жилых кварталов охотно пользовалось полуфабрикатами, изготовлявшимися на фабриках-кухнях, посещало время от времени и обеденные залы, однако фабрики-кухни не превратились в форму организации общественного питания по месту жительства. Тe же фабрики-кухни, которые ориентировались на обслуживание населения жилых кварталов, оказались нерентабельными и были вскоре закрыты, ибо приготовление пищи, а особенно ее прием во в нерабочее время, вопреки многим предсказаниям, не стали теми бытовыми процессами, которые имели тенденцию уйти за пределы квартиры."

Также интересен тот факт, что появлению в нашей стране столь любимых сейчас нами соков, которыми завалены полки всех магазинов, мы обязаны именно этим предприятиям. Натуральные соки в разлив появились именно на фабриках-кухнях, как впрочем, и тот самый кетчуп, получивший в нашей стране название соус "Южный". Были времена, когда в целях эксперимента и дабы приучить трудовой класс к "хорошим манерам" в обеденный перерыв можно было и бокальчик-другой шампанского употребить…

А вот как описывается чудо-предприятие в известном романе Ильфа и Петрова "Золотой Теленок":

— А кaк у вaс с такими… с кабачками в азиатском роде, знаете, с тимпанами и флейтaми? — нетерпеливо спросил великий комбинатор.

— Изжили, — равнодушно ответил юношa, — давно уже надо было истребить эту заразу, рассадник эпидемий. Весною кaк раз последний вертеп придушили. Назывался "Под луной".

— Придушили? — ахнул Корейко.

— Честное слово! Но зато открытa фабрика-кухня. Европейский стол. Тарелки моются и сушатся при помощи электричества. Кривaя желудочных заболеваний резко пошлa вниз.

— Что делается! — воскликнул великий комбинатор, закрывая лицо рукaми.

— Вы ещё ничего не видели, — сказал заведующий музеем, застенчиво смеясь, — Едем на фабрику-кухню обедать.


(…>

В большом зале фабрики-кухни, среди кафельных стен, под ленточными мухоморaми, свисавшими с потолка, путешественники ели перловый суп и маленькие коричневые биточки…"

Что же касается самого завода "Динамо", основан он был в 1897году, и являлся российским подразделением американской фирмы "Вестингауз", где производилось электрооборудование по зарубежной технической документации. В 1903 году на нем возникла большевистская ячейка, рабочие активно участвовали и в февральской и в октябрьской революции. В 1929 году коллективом завода был организован совхоз в Волгоградской области, который носил имя завода «Динамо». А в 1932 году с его конвейера сошел первый советский магистральный электровоз. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал оружие и ремонтировал танки. Сейчас это крупнейшее предприятие России, производящее электрооборудование для городского электротранспорта, и оборудование для грузоподъемных механизмов и кранов.

Теперь обратим свой взор на другую сторону Ленинской слободы.

Здесь, под номером №7 виднеется один из конструктивистских домов, построенных также в 20-е годы.



Изначально предполагалось построить порядка 20-ти типовых домов для работников завода. Но такого типа жилье, по тем временам, оказалось непозволительной роскошью. В двухкомнатных, отдельных квартирах имелась своя кухня и даже отдельная ванная комната, что, по сути, являлось фантастикой для большинства населения страны. Естественно, столь дорогостоящий проект посчитали неуместным, а домов успели возвести всего две штуки, да и в тех впоследствии большинство квартир превратили в коммуналки, объединив в четырехкомнатные с общей ванной, коридором и кухней.

Конечно же, самыми основными достопримечательностями этих мест является Симонов монастырь и построенный рядом на его бывшей территории Дворец Культуры ЗИЛ. По клубу мы планомерно бродили в прошлом году, с заходом на крышу и в обсерваторию, поэтому повторяться с рассказом не буду.

http://www.otzyv.ru/read.php?id=151395

Об истории Симонова монастыря там тоже подробно поведано.

Эта старейшая обитель, основанная в 14 веке, в свое время считалась одной из самых почитаемых в России, не обходилась без внимания царских фамилий, не нуждалась в деньгах, и кроме того, выполняла роль "щита" в обороне Москвы от вражеских полчищ. А из ее могучих стен вышла целая плеяда известных церковных деятелей. Кирилл Белозерский, митрополит московский св. Иона, патриарх Иосиф, работал здесь и преподобный Максим Грек. Уже позднее за восстановление монастырской обители ходатайствовал граф Мусин-Пушкин.

Живописное место, конечно же, привлекало в эти места художников, писателей и поэтов. Существует легенда, что якобы возле монастыря находился пруд, выкопанный самим Сергием Радонежским. Не удивительно, что в некрополе монастыря было похоронено много известных и выдающихся личностей.: поэт Д. В. Веневитинов, писатель С. Т. Аксаков, его сын К. С. Аксаков, композитор А. А. Алябьев, известный библиофил и коллекционер А. П. Бахрушин, дядя А. С. Пушкина — Н. Л. Пушкин, сподвижник Петра I Фёдор Головини многие-многие многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий- Муравьевы, Нарышкины, Загряжские…

В этот раз мы подошли к монастырю со стороны детского парка, сооруженного на месте снесенного кладбища. Поэтому местные мамашки катают коляски в буквальном смысле по костям. Ведь на Новодевичье кладбище были перенесены лишь останки поэта Д. В. Веневитинова и писателей Аксаковых.

Впрочем, нынешний парк выглядит довольно мило и уютненько.



В моем прошлогоднем рассказе присутствуют вечерние фотографии и виды в основном сверху, с крыши ЗИЛовского клуба. Поэтому было, конечно же, интересно, рассмотреть и запечатлеть все на фоне ясного солнышка. На саму Восточную улицу выходит одна из башен. Под названием "Солевая"



А вот так выглядят крепостные стены со стороны детского парка.



Посредине южной стены находится "Кузнечная" башня.



А в самом углу, в глубине парка, башня под названием "Дуло". У ее подножья еще сохранились совсем старые, огромные валуны, уже порядком вросшие в землю



Окружность монастырских стен составляла 825 метров, высота — 7 метров.

Посетили мы и Храм Рождества Пресвятой богородицы, что в Старом Симонове. Находится он на территории завода, но попасть к нему можно со стороны парка по специально огороженному проходу.



Официально договориться о проведении экскурсии на территории храма у работников проекта, почему то в этом сезоне не получилось. Как нам поведал Константин Николаевич, один из руководителей обители, не разрешил входить даже на прихрамовую уличную территорию, мотивируя тем, что якобы экскурсионная толпа может вдруг помешать проведению какого-либо церковного обряда. Возможно, что в дальнейшем все же удастся найти общий язык с работниками РПЦ. В данный же момент, мы получили краткую информацию у ворот, а далее нам было дано время для самостоятельного осмотра территории.



Подробную историю храма можно поизучать на официальном сайте

http://www.starosimonovo.ru/history/

Ведь изначально, сам Симонов монастырь был заложен именно на месте нынешней церкви преподобным Феодором Симоновским в 1370 году. Естественно, что первоначально, как и во многих других местах, церковь была деревянной. Но уже через 9 лет монастырь был перенесен на новое место. А в 1500-х годах была построена каменная, одноглавая церковь. Существует легенда, что храм был построен Алевизом Новым, но данные эти никак не подтверждены.

В 18 веке около церкви были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы. В 1787 году вместо деревянных построены каменные трапезная и колокольня.

В советские годы церковь была закрыта, в начале 30-х снесли колокольню, а чугунное надгробие Куликовской битвы отправили на металлолом. Постепенно, при расширении завода "Динамо" церковь оказалась внутри заводских стен. Доступ, естественно, был закрыт, а само здание использовалось в качестве производственных помещений. Но, тем не менее, храм удалось отстоять. В 1987 году завод передал его музею, а в 1989 –м церковь была передана верующим. В 2006-м была восстановлена колокольня.

Войдя на территорию, все первым делом ринулись запечатлевать местных пушистых жителей, пригревшихся на ступеньках подсобного помещения.



Территория выглядит ухожено и уютно. Даже в какой-то степени обособленно.



Рядом с храмом находится часовня.



Оказывается, именно благодаря этому месту, мы обязаны возникновению на Вологодских землях чудесного монастыря. Именно здесь богородица благословила Кирилла Белозерского на дальний путь.



Рядом находится памятник композитору Алябьеву.



И колодец, видимо, со святой водой



Выглянув за ворота, удалось запечатлеть немного заводской двор с его постройками



Некоторые бывшие заводские здания сейчас используются под воскресную школу и крестильную.



Храм в 1900 году удостоило своим вниманием императорское семейство.



А это фрагмент, видимо, бывшей колокольни



На территории имеются также и захоронения



Часть надгробий, правда, выставлена вдоль дороги по забору.



А это еще один, скорей всего, судя по женственной физиономии, одна), местная жительница





Обойдя парк, мы подошли ненадолго к воротам монастыря и церкви святого Духа.



Здесь, уже в отремонтированном виде можно видеть фрагмент восточной стены как бы в разрезе. Таким образом, можно оценить ширину этих могучих сооружений.



К монастырским стенам практически впритык примыкает еще один памятник архитектуры, но уже советского периода, прекрасный образец конструктивизма, сооруженный братьями Весниными в начале 30-х годов прошлого века.





Опять таки, дабы не повторяться, посылаю на свой прошлый рассказ)

http://www.otzyv.ru/read.php?id=151395

Обойдя здание по кругу, я уже в лучах послеполуденного солнца сделала несколько общих фотографий этого замечательного дворца.



Парк, раскинувшийся перед зданием ДК, все та же бывшая территория монастыря.



Именно здесь находилась колокольня, разрушенная в 30-е годы, больничные кельи, остаток стены с башнями, по периметру которой сейчас проходит современный забор. Ведь по первоначальной задумке, здание дворца Культуры должно было занять все пространство обители. На деле же оказалось, что лишившись варварским способом художественных и исторических ценностей, место под застройку осталось просто напросто пустовать.

Невольно заканчивая рассказ на сей грустной ноте, хочется надеяться, что все ныне сохранившееся, вскоре предстанет перед нами во вновь обновленном свете, и отреставрированное, останется навеки, гармонично соседствуя рядом с уже вошедшим в историю 20-м веком и его не менее ценными архитектурными шедеврами.

 

Добавил: Julia (17.04.2014) Просмотров: 2126
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]