ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202
Главная » Путешествия » Ночной Москвы преображенье…Любимый город в сказочном исполнении.

Ночной Москвы преображенье…Любимый город в сказочном исполнении.

Давно-давненько вынашивала и продолжаю вынашивать я планы о неспешной прогулке по ночной Москве, которая последние годы, как только город погружается во мрак, открывается нам совсем в другом обличье. Современная подсветка преображает город, его улицы, бульвары, площади, мосты через Москва-реку и Яузу, старинные домики-особнячки, величественные сталинские высотки, новодельный современный авангард. А красавец-Кремль, казалось давно уже всем пресытившийся своим открыточным видом, но проезжая каждый раз по Каменному мосту, я в «стотысяч мУльонный» раз не перестаю восхищаться этим завораживающим видом, ведь ни в каком другом городе на нашем маленьком шарике такого не увидеть! И вот в этот самый момент, как не банально, а гордость начинает разбирать и возникает ощущение радости от того, что посчастливилось родиться и жить в этом, несмотря ни на что, замечательном городе!
Но переходя так сказать, от «сопливо-слезливой» прелюдии, хочу поведать о предоставившейся , пусть и не в гордом одиночестве, но все же очень интересной поездке по ночному городу в рамках экскурсии под названием « Москва эпохи Романовых», которую проводит замечательный, как оказалось, гид, рассказчик, историк, и просто очень компанейский человек, любящий наш город, Сергей Ярцев.
Сбор особо стойких единомышленников был намечен у кинотеатра Родина, что неподалеку от станции метро Семеновская. Туда же, что очень удобно, доставили нас на автобусе и на обратном пути, так как из-за позднего времени окончания экскурсии шанс успеть на общественный транспорт был невелик, и прибыли мы к оставленной там же машине.

А началась наша экскурсия в старинном районе Рогожской заставы.
«Пло́щадь Рого́жская Заста́ва — площадь в центре Москвы на Камер-Коллежском валу. Расположена в Таганском районе между улицами Сергия Радонежского, Золоторожский Вал, Рогожский Вал, Школьной, Рабочей и Международной и бульваром Энтузиастов»
Но высадившись из автобуса, мы направились в сторону «местного Арбата», а именно на Школьную улицу. Про ее пешеходность я была наслышана раньше, но вникнуть более подробно не случалось. А тут взору предстала вот такая красота, двухэтажная провинциальная застройка, чудом сохранившаяся среди зажатых панельных монстров.

Единственная жалость, что всю пасторальную картинку слегка нарушила расположившаяся на ней ярмарка выходного дня, естественно уже закрытая. Поэтому мы оказались единственными посетителями, акромя местного скучающего дядьки с полосатым жезлом, недоуменно уставившегося на нашу группу и громогласного Сергея, вещавшего на «всю ивановскую». Кстати, говоря, бродя без всяких аудиопримочек, в этот раз я могла спокойно отходить в сторону и фотографировать. Очень хорошо и громко поставлена речь у нашего сопровождающего.
Углубляясь немного в исторический экскурс, хотелось бы отметить, что Рогожская слобода появилась при царе Борисе Годунове. Он поселил здесь ямщиков для «гоньбы» в село Рогожу, сейчас это город Ногинск. А многочисленные обозы проходили на Владимирский и Рязанский тракты, именно по нынешней Школьной улице, тогда еще называвшейся Талежной. Здесь в те времена был центр всей «рогожской жизни». Яркую и шумную улицу называли «большой ярмаркой» Местные жители зарабатывали промыслами, обслуживающими нужды «ездивших по дорогам». Например, продавали телеги, тарантасы, принадлежности для лошадей. Товар для наглядности выставляли на улице. Удачную покупку отмечали в трактирах, где всегда было многолюдно.
Хороший доход приносили и постоялые дворы. Их можно было узнать по большим деревянным воротам, перед некоторыми из которых и сегодня сохранились отбойные каменные тумбы, оберегавшие сани, телеги и экипажи от заносов.


Дворы мостили досками, что приводило к частым пожарам. А над воротами некоторых постоялых дворов и сейчас можно увидеть крест, повествующий о том, что большинство обитателей улицы были старообрядцами. Эта вера по-особому организовывала быт ее обитателей, резко отличавшийся от повседневности остальной Москвы.
«Старообрядцы не пили, не курили, не проматывали состояний, были честны, расчетливы и осторожны в сделках. В «театры бесовские не ходили» да и книг «гражданских» не читали, поскольку литература была для них «пустым звуком». Девушки гулять не ходили, песни петь не смели, а сидели целыми днями за пяльцами и поглядывали на прохожих из окошка.»

Поэтому жизнь протекала по строго заведенному порядку, за нарушения наказывали. И такое соблюдение суровых условий существования способствовало благосостоянию и процветанию целых поколений.
В 19 веке улица была уже известна как 1-я Рогожская, названная так по своему местонахождению. В устаканившуюся жизнь старообрядцев вклинился технический прогресс. Ямщики уже не могли конкурировать с построенной железной дорогой, промысел постепенно пошел на убыль, многие стали разоряться. А дома часто гореть, но восстанавливать их после этих бедствий было не на что. После большого пожара в 1886 году улица пришла в упадок, и к началу 20 века район бывшей Рогожской слободы превратился в трущобы.
В 1923 году улица была переименована в Школьную по находящейся по соседству здесь школе. В советские годы этот уголок Москвы стал носить имя Ленина, что естественно обязывало к образцовому содержанию. Тогда и решили приступить к полной реконструкции.
Сейчас она сохранила историческую двух и трехэтажную застройку послепожарного периода. А в отдельных домах за переделанными фасадами скрываются классические интерьеры начала 19 и даже конца 18 века.


Далее мы движемся в сторону одного из самых красивых и окутанного многочисленными легендами и историями, монастырю, конечно же, к Новодевичьему…
А путь наш пролегает по улице Пречистенке. Ведь не зря она так названа. В свое время по этой дороге царь, Алексей Михайлович, ездил в Новодевичий монастырь к чудотворной иконе Пречистой девы.
На парковке перед входом непривычно пустынно… Бело-красные башни и Преображенская надвратная церковь с колокольней отливаются на темном небе непередаваемой сказочной красотой.

А мы спешим вниз, к парку и пруду, к Напрудной, более известной в народе как Софьина, башне.

Люди! Только не надо запихивать в расщелины ее древних стен всевозможные записочки с пожеланиями и просьбами, и не надо убивать колени перед ее величавым обликом. Лучше посетите монастырь, поставьте свечки или подайте записки, тем более при Успенской церкви служат очень светлые и добрые батюшки.
Царевна Софья НИКОГДА не содержалась в самой башне. В ней дежурили караулившие ее стрельцы, а сама она жила в палатах рядышком, вот за этими оконцами

Ну а в вечерних сумерках красота и мистичность сего места конечно же, завораживают..

Необычайно фотогеничная красавица!
На последнем снимке кому-то может показаться, что на елке лежит снег, но на самом деле всего лишь вот такой световой эффект.
А гуляющие по парку местные жители, выгуливающие своих бобиков, с интересом наблюдали за нашей ночной вылазкой...


Продолжение которой состоялось в старинном московском районе Замоскворечья.
Здесь в небольшом Климентовском переулке между Большой Татарской и Большой Ордынкой возвышается еще одно краснокаменное чудо в белоснежном оперении.
Это православный Храма Священномученика Климента, Папы Римского.


В 13-14 веках по дороге нынешних Татарских улиц проходила большая Ордынская дорога от «живого моста, что против трубы» (Большого Москворецкого моста) в Коломну. Улица Ордынка в 14 века склонялась к современной татарской улице. А пересекавший ее переулок располагался на месте современного Климентовского. Квартал вокруг этого перекрёстка был заселен татарами-ордынцами, а рядом обосновались переводчики-толмачи.
После возведения земляного города и разрушений во время смутного времени уличная замоскворецкая сеть очень изменилась. «Ордынские» дороги потеряли своё значение, а сама Ордынка, в несколько этапов, изменила трассу на современную, Малую Ордынку. Климентовский переулок остался на прежнем месте, и в 1770-х годах приобрел крупнейший храм, когда-либо построенный в Замоскворечье.
«Храм имел пять престолов, не считая двух в трапезной, построенных ранее. Главный престол был во имя Спаса Преображения. По бокам от него находились приделы иконы Божьей Матери «Знамение» и святителя Николая Чудотворца. Огромное здание церкви не имеет аналогий в московской архитектуре. Оно является как бы итогом развития храмов в стиле барокко в России. Храм окружали прекрасные чугунные решетки с каменными столбиками и вазонами на них ,что делало его еще более пышным. С востока от храма на Пятницкой улице решетка шла не по прямой, а по дуге, вогнутой в церковный двор. Она огибала небольшой прудик , питавшийся ключом. К прудику с церковного двора вели ворота, оформленные как небольшой надкладезный павильон. Павильон также был парадными воротами на Пятницкую улицу. Интерьер храма был очень праздничный , наполненный светом , льющимся из двух рядов больших окон. После закрытия храма в 1934 году надпрестольная сень была вывезена в Антирелигиозный музей искусств , располагавшийся в Донском монастыре. Иконостасы остались на месте. Над храмом святого Климента нависла опасность в сносе. Желая его сохранить , профессор В.А.Мамуровской добился передачи здания Библиотеке им. Ленина для фондового хранения. Он надеялся , что работники библиотеки смогут бережно сохранить храм и передать его в руки Церкви , когда придет время. В 1930-е годы храм лишился павильончика , выходящего на улицу, — его уничтожили , прудик засыпали , а на его месте разбили небольшой скверик . В 1957 году , при расширении Климентовского переулка, частично передвинули и уничтожили ограду храма по переулку , но все-таки большую часть ее смогли сохранить. Храм в советское время несколько раз реставрировался снаружи , но внутри практически не подновлялся. Его реставрация началась в первые годы 21века , когда он был передан Русской Православной Церкви
А вот так вот выглядит улица Пятницкая субботней ночью

Жизнь на ней вовсю кипит в многочисленных кафешках, ресторанчиках и разного рода забегаловках.
На пересечении с Климентовским обращает на себя внимание еще одно интересное здание.

Это городская усадьба Матвеевых, бывшая Пятницкая полицейская часть. В настоящее время там располагается центральный офис партии «Яблоко»
А вот так на Большой Ордынке в ночи выглядит храм иконы божьей матери «Всех скорбящих Радость» или Спаса Преображения.

Сие творение замечательного Василия Ивановича Баженова, и позднее перестроенное Осипом Бове.
Здание храма выполнено в форме цилиндрической ротонды с ионическими портиками. Снаружи оно украшено лепным декором и медальонами, и окружено чугунной оградой, созданной еще в начале 19 века. По соседству расположена богадельня и дом-притча.

Ну а дальше наш путь лежит в обратную сторону. По живописным московским набережным мы едем в удивительный, заповедный уголок Москвы, на Измайловский остров.

Здесь, бродя по дорожкам острова среди древних храмов, окруженных Серебряно-Виноградными прудами в почти полнейшем одиночестве, присутствует чувство перемещения во времени.

Издревле эта территория была частью зеленых лесных массивов, окружавших древнюю Москву, и служила для царской охоты. Первые упоминания об этом месте относятся ко временам Ивана Грозного,который в 1573 году пожаловал Измайлово младшему брату царицы Анастасии — Никите Захарьину-Юрьеву. От него оно перешло к сыну Ивану Никитичу Романову, затем им завладел боярин Никита Иванович Романов.
В 1652 году село отошло в ведомство царя Алексея Михайловича. И впоследствии стало
хозяйственной вотчиной царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра I. Вначале Измайлово привлекало царя своими охотничьими угодьями, но впоследствии он решил создать здесь образцовое опытное хозяйство. И началось здесь бурное строительство.
Были проложены дороги, раскопаны пруды, сооружены плотины, возведены постройки дворца. Можно сказать, что по тем временам здесь было возведено крупнейшее опытное хозяйство. Здесь появились виноградные сады, поля ,аптекарский огород, льняная мануфактура, стекольный заводик, различные скотные и пасечные дворы., курятники, мельницы, пивоварни, виноварни и маслобойни. Здесь разводились новые сорта сельсхозяйственных культур, изобретались простейшие сельхозмашины. Впервые в России в Измайлове были организованы зверинец для диких зверей, регулярный сад с цветниками, беседками, и лабиринтом. Центром всего этого хозяйства была царская дворцовая усадьба, выстроенная в 1670-1680 годах на искусственно созданном острове.
Но лишь малая часть ее сохранилась до нашего времени. Для въезда на территорию дворцовой усадьбы через Серебряный пруд был сооружён уникальный для тех времен каменный мост на 14 арках длинной 106 метров и шириной более десятка метров.
Он заканчивался трёхъярусной проездной Мостовой башней, сооружённой в 1674 году , которая до сих пор встречает гостей острова.


В башне три этажа. Первый был отдан церковнослужителям, на втором была Думная
палата, в которой во время пребывания царя в Измайлове собиралась Боярская дума, а при Петре I было присутствие Сената. А на третьем была колокольня стоявшего рядом Покровского собора.
В 1687 году был сооружён деревянный дворец на высоком каменном подклете, напоминающий по красоте деревянный дворец в другой царской резиденции — селе Коломенском. Он состоял из 20 срубов различной величины, соединённых переходами. Но в 1765 году обветшалый дворец был сломан и разобран.
Напротив парадных въездных ворот располагалась площадь, на которой в 1679 году был построен величественный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Ранее здесь была деревянная церковь, построенная при боярине Иване Никитиче Романове в память победы над польскими интервентами. Строительство было начато в 1671 году по указу царя Алексея Михайловича Романова, и окончено 1679 году царем Фёдором Алексеевичем Романовым.

Этот величественный пятиглавый собор возвела артель каменщиков из костромских и
ярославских сёл, возглавляемая Григорием и Фёдором Медведевыми. А строительством руководил знаменитый зодчий 17 века, московский подмастерье каменных дел Иван Кузнечик. Золотистые, красные, синие и зелёные изразцы покрывают верх фасадов храма , а широкие фризы барабанов глав, создают завораживающее впечатление.

Измайлово примечательно ещё и тем, что здесь в 17 веке устраивали театральные представления, разыгрывали «шутейные пьесы». В холодное время года комедии ставили во дворце, в летнее — в неком сооружении, которое называлось «увеселительный воксал».
В 1722 году среди зрителей присутствовал герцог Ф. В. Берхгольц, который записал в дневнике: «Сцена была устроена весьма не дурно,но костюмы актёров не отличались изяществом».
Петр I неоднократно бывал здесь в детстве и юношестве. Как-то он нашёл в амбаре старого Льняного двора английский ботик, построенный корабельным мастером Брантом, которому суждено было стать «дедушкой русского флота».
Здесь, на Измайловских прудах закладывались основы корабельного дела в России.
Измайлово было также местом, где юные солдаты потешных полков проходили военное обучение.
Далее, в 1837 году, император Николай I принимает решение о строительстве на острове военной богадельни. И небезызвестный архитектор того времени К. А. Тон, пристраивает корпуса богадельни с трех сторон к зданию Покровского собора.

В комплекс строений богадельни, сохранившихся до наших дней, входят солдатские и офицерские корпуса, баня, прачечная, квартиры чиновников, конюшни, сараи, казармы.
Богадельня благополучно просуществовала до 1917 года, а с приходом к власти большевиков, инвалидов перестали кормить, и процветающая ранее, она пришла в упадок. До 60-х годов в советское время на острове размещался «рабочий городок имени Баумана», где в коммуналках проживало более 3000 жильцов. Храм, естественно, был закрыт, и в нем разместили овощной склад. Но в конце 60-х «воронью слободку» расселили. А с 1997 года были возобновлены богослужения в храме. Сейчас территория является государственным музеем-заповедником. А на площади перед собором с 1998 года возвышается памятник Петру I. Великий император изображён в рабочей одежде, опирающимся на якорь и бухту корабельного каната.
Увы, в темноте без подсветки Петра Алексеевича запечатлеть не удалось, но теперь мы знаем дорогу к еще одному замечательному уголку Москвы, который будет непременно посещен в светлое и, наверное, более теплое время года.

Далеко за полночь мы возвратились домой, и еще долго обсуждали и «переваривали» впечатления от этой необычной и в каком-то роде, мистической прогулки.

Добавил: Julia (30.11.2012) Просмотров: 836
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]