ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Главная » Путешествия » Музей Маяковского на Лубянке. "Запрыгнув в последний вагон"…

Музей Маяковского на Лубянке. "Запрыгнув в последний вагон"…

 

 

"Уф…….кажется, успели.."

Сейчас, когда я пишу эти строки, музей уже не работает. С понедельника 16 сентября он официально закрыт на ремонт. И по не совсем официальной информации должен вновь заработать через два года. Правда, каким предстанет и предстанет ли вообще он перед нами в этом обозримом будущем, предугадать невозможно…

Наша семейная вылазка на Лубянку случилась в воскресенье. На самом деле, мы уже давно и долго собирались посетить это неординарное место. И, наверное, собирались бы до сих пор. Но, как говориться, нет худа без добра. Если бы не информация о надвигающемся закрытии, очередной дождливый выходной забылся бы, как и множество других ему подобных, затерявшихся в серых и унылых делах и заботах.
Чего никак не скажешь о месте, находящемся по адресу Лубянский проезд дом 3. Где в бывшем доходном доме, принадлежавшему известному промышленнику Ивану Стахееву, у Владимира Маяковского впоследствии находилась квартира, вернее, комнатенка-лодочка. Поэт жил и работал по этому адресу с 1919 по 1930 год, до самой своей смерти.
Пока еще нынешняя экспозиция, предстающая нашему взору, существует с 1989 года.


"Экспозиция — это не место, где человек должен сидеть и изучать; для этого есть библиотеки, архивы. Экспозиция — это то место, где должны бушевать эмоции, где человек должен быть захвачен временем, человеком, его судьбой, его трагедией или его триумфом" Это цитата, бывшего директора музея и главного инициатора реконструкции Светланы Стриженовой, которой, мне кажется, это вполне удалось. Благодаря ее новой концепции, музей вышел на 4 место по посещаемости среди иностранных туристов после посещения таких "монстров" московской достопримечательности, как Кремль, Оружейная палата и Алмазный фонд.
Ну а я предлагаю всем прогуляться в этом месте теперь хотя бы виртуально. И окунуться в атмосферу авангарда и постмодернизма, творчества и мира великого поэта.
Уже при входе нас встречает огромная, заглавная буква "Я".
Маяковский сразу предлагает нам общение, разговор о себе и времени от первого лица.



Всем известна фраза, что театр начинается с вешалки, здесь же с вешалки начинается музей



Кривые стулья, огромное зеркало в раздевалке…


А еще с необычной лестницы, без перегородок и межэтажных перекрытий. Перед нами открывается огромное пространство, просматриваемое до 4 этажа.


В первом зале речь идет о рождении Маяковского как человека, поэта, и, конечно же, гражданина, "освещается" период дореволюционного времени. Собраны предметы из детства Володи, его учеба в Кутаисской гимназии, а затем, после переезда в Москву, в пятой Московской. Дальнейшее обучение в Строгановском и училище Живописи, Ваяния и Зодчества, где он встречает свою первую любовь - Веру, дочь архитектора Шехтеля.
Знакомство с революционерами, участие в социал-демократическом кружке. Первые стихи, и первые аресты.
Его знакомство с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея".
Его первый сборник под кратким названием "Я", который принес футуристам нового лидера, а России нового поэта.



Надо отметить, что по залам мы бродили самостоятельно. Конечно, это несколько трудновато. И порой разгадать ту или иную экспозицию без определенной подготовки довольно сложно. Но об экскурсии нужно было позаботиться заранее и собрать группу минимум в 15 человек.
Правда, по ходу движения удалось частично догнать и послушать экскурсовода.
Как я поняла, зовут ее Марина Краснова. И из частички услышанного, тем не менее, удалось сделать вывод о очень хорошем повествовании, проникновенном, с душой и эмоциями. Даже обрывки рассказа произвели сильное впечатление.
На 4-ом этаже, сейчас в огромном пространстве бывшей коммунальной квартиры,


находится маленькая "комнатенка-лодочка", где с 1919 года жил и работал Маяковский вплоть до 14 апреля 1930 года, когда прозвучал тот роковой выстрел.
Комната сохранилась в музее в том же состоянии, как и при жизни поэта.


Остальные залы посвящены его дальнейшему творчеству, его трем главным музам, благодаря которым появляется поэма "Облако в штанах".
Это Мария Александровна Денисова, встреченная в Одессе. Но у девушки был жених. И любовь его оказалась несчастной.
Софья Шамордина, с которой был очень короткий роман, но тем не менее, ей посвящены эти известные строки:

Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?

И, конечно же, любовь всей его жизни, Лиля Брик. С ней он был связан навсегда и никогда не был полностью свободен от нее. Когда в 1927 году у Маяковского возникнет мысль жениться на девушке Натальt Брюханенко, Лиля пишет ему письмо "

 

 

Цитата:

Володечка, до меня доходят слухи, что ты серьезно решил жениться. Не делай этого, пожалуйста

 

". И Володечка отступает.

Маяковский был одним из первых "рекламщиков". Придумывал объявления, лозунги.


Рисовал плакаты, причем акцент в них делался именно на рисунок. Народ в стране в своем большинстве тогда был безграмотный.

Он много путешествует.
Именно в поездке по Америке поэт пишет свои знаменитые детские стихи "Что такое хорошо, что такое плохо".
Маяковский восхищается благоустроенной жизнью, небоскребами, но считает ее бездушной и помешанной на деньгах.
Возвращаясь из штатов, он провозит поэму "Владимир Ильич Ленин",перепечатав ее в строку. Таким образом, таможенники приняли ее за какой-то документ.


Вернувшись на Родину, поэт считает, что молодая страна должна развиваться по-другому, мечтает о социализме и пропагандирует свои взгляды на многочисленных лекциях.

Выходит в свет поэма "Хорошо".

Главное разочарование в жизни поэта, разочарование в своем кумире, Ленине…

Он понял, что государству, о котором мечтал, где будет царить равенство и братство, не быть.

Много путешествует Маяковский по Европе. Встречается с талантливыми людьми, художниками, участвует в международной выставке в Париже.

В этом романтичном городе у Маяковского появляется новая серьезная любовь. Это молодая красавица, Татьяна Яковлева, работающая дизайнером по шляпам.
В октябре он поехал в Ниццу, где отдыхала его американская подруга Элли Джонс с дочкой, которую он признавал своей. Встреча была неудачной и через несколько дней он вернулся в Париж. А вечером того же дня познакомился с Татьяной. Маяковский и Яковлева сразу влюбились друг в друга. Но никто не мог предположить, что чувства вспыхнут так сильно. Впервые за долгое время он посвящает стихи не Лили, а Татьяне:

Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.


Уезжая на Родину, он обещает вернуться и жениться на ней.

Но разрешения на выезд в дальнейшем ему не дают. Возможно, что причастна к этому Лиля Брик, жуткая ревность которой сделала свое дело. Да и кроме того, Маяковский по сути содержал семью Бриков. Поэтому и экономическая составляющая тоже присутствовала.
"Лиля просила его: "Володечка, привези мне из Парижа автомобильчик" и он привозил. Она была единственной женщиной в Советском Союзе, которая сама водила автомобиль!
В 1928 и 1930 году он пишет две пьесы. "Клоп" и "Баня".

На этих экспозициях представлен свадебный стол, переходящий в бюрократию.
Пьеса писалась под популярного тогдашнего актера Ильинского, но играть ее он отказался. Встречена она была негативно, ставить ее не хотели.



Тем временем Маяковского начинают меньше печатать, меньше приглашать и писать о нем.
На запланированную выставку, посвященную 20-тилетию его творческой деятельности, никто не пришел.
Надломленный организм, непрекращающаяся простуда, приводят поэта к роковому поступку…

В последнем зале две посмертные маски и предсмертная записка…




После смерти, в течение шести лет Маяковский является запрещенным поэтом. И только после письма Лили Брик Сталину и резолюции вождя о подтверждении его таланта, к его произведениям снова начинают обращаться.
Символическая надпись на выходе…

"Приходите через тысячу лет - тогда и поговорим".
В данные момент актуальна как никогда.
Но мы все же, будем надеяться, что разговор продолжится гораздо раньше…

p.s.

За развитием событий, связанных с закрытием музея можно проследить на его странице в ФБ.

https://www.facebook.com/museum.mayakovsky

Там же даны выдержки из некоторых статей и репортажей, посвященных этой теме.
Некоторые экспонаты переезжают на Малую Дмитровку в домик Чехова. Сейчас там уже работает выставка. Но нынешний музей, в данном его исполнении она, естественно, никак не заменит.
А судя по некоторым выдержкам из сообщений и документов, все пока совсем печально.
"Вчера прошло прощание с музеем, мы все-таки закрываемся на 2 года на ремонт. И все бы ничего, но нам так и не показали ни Приказа Департамента о закрытии, ни состава комиссии, которая будет следить за ходом ремонта, ни каких общественных слушаний и обсуждения проекта, конечно же, не было. Зато выделены деньги на демонтаж... Делайте выводы..."
"15 сентября в Москве закрылся на капитальный ремонт и реконструкцию Государственный музей Владимира Маяковского. Работники музея и авторы экспозиции не смогли добиться никаких гарантий от чиновников департамента культуры, что экспозиция музея будет сохранена."
"Последняя новость дня: есть приказ от Департамента культуры о закрытии музея от 13 сентября за №666.
Даже не знаю, как это комментировать...
"

 

Добавил: Julia (19.09.2013) Просмотров: 1000
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]