ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Главная » Путешествия » Музей Цветаевой, что в Борисоглебском. Поварская улица и окрестности.

Музей Цветаевой, что в Борисоглебском. Поварская улица и окрестности.

«Однажды мать Цветаевой, Мария Александровна, записала в дневнике следующие строчки: «Четырехлетняя моя Муся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, - может быть, будет поэт?». Как показало время, пророчество сбылось…»

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами….


В первое воскресное зимнее утро мы спешили в Борисоглебский переулок, на очередную экскурсию «Выхода в город» в музей-квартиру замечательной русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Ныне это культурный центр - дом-музей Марины Цветаевой.
Честно говоря, я как-то не ожидала чего-то особенного и выдающегося от этого похода. Больше привлекала перспектива прогуляться по одному из любимых уголков Москвы, заодно приобщившись к прекрасному. Но все оказалось наоборот. С экскурсоводом нам очень повезло. Девушка по имени Катерина отлично провела экскурсию, сумев своим живым, интересным рассказом заинтересовать, поведав о не легкой судьбе Цветаевой, и ее семье.
Желтый особняк под №6 в Борисоглебском переулке сверкает свежей краской.
Входная дверь с кованым козырьком

Напротив дома памятник Марине Ивановне.

Войдя вовнутрь, мы по шикарной лестнице направляемся на второй этаж.

Именно здесь находится квартира, куда поселились Цветаева с мужем Сергеем Эфроном и своей дочерью Ариадной в 1914 году, здесь же впоследствии родилась их вторая дочь Ирина.
В этом доме Цветаева прожила до 1922 года, после чего, покинув Москву и Россию, уехала к мужу в эмиграцию.


Судьба этого дома оказалась нелегкой. В 90-х годах его чуть было не снесли. И только благодаря настоящим подвижникам удалось отстоять этот дом с Марининой квартирой, «маленьким замком», как называла это гнездышко сама поэтесса.
Сейчас здесь с особой любовью воссоздана обстановка тех лет, находятся интересные документы.
В первом помещении, куда мы попадаем, представлена выставка «Поэт и время», состоящая из материалов, хронологически относящихся ко всем периодам жизни Марины Цветаевой. От семейной истории и родовых истоков до рассказа о судьбе детей Марины и Сергея - Ариадны и Юрия и возвращению ее поэтического наследия к читателю в период «оттепели». Она является частью общей экспозиции музея-квартиры и дополнением ко всем материалам, представленных в других комнатах.

Прежде чем приступить непосредственно к рассказу и описанию комнат, немного поведаю о биографии поэтессы.

Мария Ивановна, коренная москвичка, родилась в сентябре 1892 года. Отец ее, Иван Владимирович, был профессором Московского университета, известным в то время филологом и искусствоведом. Именно ему мы обязаны музеем Изобразительных Искусств им. Пушкина, что на Волхонке. В 1912 году с легкой руки Ивана Владимировича состоялось открытие музея, в то время имевшего название Музея изящных искусств им. Александра III.
Мать Марины, Мария Александровна, была из обрусевшей польско-немецкой семьи, талантливой пианисткой. Именно она заметила и оценила проявляющийся писательский талант дочери и оказала на него главное влияние. Марина начала писать стихи с шести лет. Причем не только на русском. Но и на французском и немецком языках, ставших для нее почти родными, так как много времени Марина вместе с сестрой и матерью, лечившейся от чахотки, проводила в Европе - Франции, Италии, Швейцарии, Германии.
Благодаря стараниям отца, Марина, ее сестра Анастасия и сводный брат Андрей получили отличное образование.
Будущая поэтесса, будучи еще совсем юной, посещала музыкальную школу, в одиннадцать лет училась в католическом пансионе в Лозанне, затем во французском интернате. Вместе с сестрой она прошла обучение в немецком Фрайбурге.
Затем, возвратившись из заграницы, Марина обучается в ялтинской женской гимназии, а потом в московском частном пансионе. В шестнадцать лет она самостоятельно отправляется в Париж в Сорбонну, чтобы прослушать курс лекций по истории развития старофранцузской литературы.
В 1910 году она впервые втайне от семьи издает свой первый сборник стихов «Вечерний альбом», который не смог быть не замеченным в широких литературных кругах. Именно этот сборник послужил поводом к знакомству со знаменитым и влиятельным в то время поэтом Михаилом Волошиным, которое затем переросло в крепкую дружбу. Благодаря нему, в дальнейшем, в крымском Коктебеле Цветаева знакомится со своим будущем мужем, Сергеем Эфроном.
В 1912 году у них рождается первый ребенок - дочь Ариадна. С которой в 1914 году они переезжают в «волшебный дом» в Борисоглебском переулке, где проводят несколько романтичных и чудесных лет.
Но в 1917 году Сергей примыкает к Белому движению, он обороняет Крым от наступлений Красной Армии, а затем эмигрирует в Константинополь. Именно в это время у них рождается второй ребенок, дочка Ирина.
Марина стойко пытается преодолеть все тяготы послереволюционной жизни, в голоде, нищете и разрухе она пытается не дать умереть дочерям. Но ее младшая дочка, не выдержав голода, умирает в возрасте трех лет в детском приюте в Кунцево.
В 1922 году Марина с дочерью Алей покидает квартиру в Борисоглебском, наконец-то уезжая к мужу в эмиграцию. В 1925 году в их вновь обретенной семье происходит пополнение, рождается сын Юрий.
Сергей Эфрон, разочаровавшись к этому времени в идеалах Белого движения, решает наладить связи с коммунистами и предпринимает попытки вернуться на Родину. Однако, сталкивается с ультимативным «предложением» работать на НКВД. Это претит его идеалам. Дочь и сын так же поддерживают идею возврата в Россию. Первой уезжает Ариадна, затем возвращается отец, но вскоре из-за участия в политическом убийстве, он вновь вынужден будет бежать.
Цветаева возвращается в Россию вместе с сыном позднее. Но долгожданное воссоединение семьи оказалось недолгим. Арестовывают Ариадну, затем Сергея. Начинается Великая отечественная война. Марина вместе с сыном оказывается в эвакуации в Елабуге. Силы ее к этому времени уже на исходе, она ни во что не верит, устала начинать все с начала. Постоянные депрессии подталкивают ее к решению приблизить «одиночества верховный час». И в августе 1941 года она лишает себя жизни…

«Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли…»


После своей смерти она оставляет три предсмертные записки, эвакуированным, Асеевым и сыну.
Записка сыну:
Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.
Записка Асеевым:
Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!
Записка «эвакуированным»:
Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте.
Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра Анастасия, установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева».
Ну а мы попадаем в первую комнату, гостиную с потолочным окном.

Она была обставлена ампирной мебелью, двумя диванами, большим буфетом. Под потолочным окном, так называемым «световым колодцем» находился большой круглый стол. Такой была обстановка в этой комнате до революции.
В голодные послереволюционные времена Марине пришлось покинуть это помещение, мебель сжигалась в каминах, потолочное окно и стены покрылись копотью.
Сейчас здесь хранятся мемориальные вещи. В посудной горке находится памятное блюдо, подаренное деду Сергея Эфрона. Кофейная пара с портретом Жозефины, напоминает подобную, некогда принадлежавшую Марине. Диван, обитый красным штофом, в семье называли «пастернаковским диванчиком».
На стене возле камина портреты родителей Марины и Анастасии.

Из гостиной мы проходим вглубь квартиры, в проходную комнату с роялем.
Раньше здесь стоял рояль, унаследованный от М.А. Мейн и выменянный в трудные времена на пуд ржаной муки. Здешний же инструмент напоминает о своем предшественнике. На стене над роялем, как когда-то в доме Цветаевых в Трехпрудном, висит портрет Бетховена. Он запечатлен на фотографии, где юная Марина Цветаева играет на рояле.
Тут надо отметить, что высота потолков во всех комнатах варьируется, что создает необычность и неординарность помещению в целом.
Рядом комната с небольшим окошком, выходящим во двор. Была выбрана Мариной для себя. Эта комната довольно подробно описана в мемуарах дочери Ариадны и сестры Анастасии, поэтому воссоздана весьма близко к своему историческому облику.
На полу лежала волчья шкура, над диваном висел портрет мужа Сергея Эфрона, у окна стоял письменный стол и угловой книжный диванчик. Здесь нередко звучала музыка из деревянной трубы граммофона.

Самая большая и светлая комната в доме - детская, принадлежала Ариадне и Ирине.
Ее обстановка была частично унаследована из родительского дома в Трехпрудном переулке. Вдоль стены стояли детская кроватка и большой сундук, на котором спала няня. Еще в комнате были большое зеркало, упоминаемое в «Повести о Сонечке», и диванчик. Старшей дочери Ариадне запомнились в этой комнате рождественские елки до потолка. Окна детской выходили во двор и на соседнюю церковь Николы на Курьих ножках, снесенную в 1930-х годах. Обстановка этой комнаты была практически полностью утрачена в послереволюционные годы, а сама она в то время была необитаема. Марина не в состоянии была ее отапливать.
В нынешней обстановке представлены мемориальные вещи, которые были в доме при Цветаевой. Это туалетный столик и зеркало. Книжный шкаф, и шкаф в углу принадлежали сестре Цветаевой Анастасии, а кровать – брату Андрею. В собрании книг, находящихся в книжном шкафу, есть сборник «Памяти В.М. Гаршина», переплетенный Цветаевой, с инициалами на корешке и исторический труд ее дяди Д.В. Цветаева «Царь Василий Шуйский». Коврик над кроваткой с рождественской сценкой написала Ариадна Сергеевна Эфрон.
Эта комната напоминает о счастливых днях детства сестер Цветаевых, проведенных в Тарусе. Детская кроватка, старинные игрушки, чучело лисы. Все эти вещи были описаны в мемуарах Ариадны.

Поднявшись по деревянной лестнице на второй этаж,

мы попадаем в чердачную, самую знаменитую комнату дома, принадлежащую мужу Марины, Сергею Эфрону и воспетую в ее стихах как ««чердачный дворец мой, дворцовый чердак», «чердак-каюта»
Изначально в комнате обитал Сергей. Обстановку той поры составляли тахта, диванчик из красного дерева, шкаф, буфет и рядом маленький круглый столик, у окна – письменный стол. На стенах висели гравюры полководцев Кутузова, Суворова, Нахимова. Окна в комнате располагались на разных уровнях. О верхнем, над которым потолок вздымается, образуя подобие ниши, Цветаева написала:

Высоко мое оконце!
Не достанешь перстеньком!
На стене чердачной солнце
От окна легло крестом.


Нижнее окно выходило на крышу, которая в те времена была плоской, вровень с подоконником и использовалась для прогулок.

Когда во время гражданской войны Сергей покинул ее, уехав на фронт, комната какое-то время оставалась опустевшей. Но вскоре сюда перебралась Цветаева с детьми. «Комната эта стала Марининой любимой, потому что именно ее когда-то выбрал себе Сережа».
Сейчас обстановку ушедшей эпохи воссоздают старинные предметы мебели. Это наборный ломберный столик из семьи Эфрон и чемодан в зеленом чехле из семьи Цветаевых. Кофры и чемоданы символизируют кочевую жизнь, которая началась после того, как Цветаева покинула Россию.

В последний год перед отъездом верхний этаж квартиры уже не принадлежал Цветаевой и был заселен посторонними людьми. В распоряжении их семьи оставались лишь нижние комнаты.
В соседних помещениях, где в лучшие времена жили слуги семьи, сейчас расположена экспозиция, посвященная семье Эфрон, первой мировой и гражданской войнам.
Здесь хранятся материалы, связанные с историей семьи, предметы того времени, деньги, представлены цены на продукты того времени, военная форма, карты.

И даже имеется план города Москвы с тогдашними пригородами



А в раздевалке уже уходя, мы заметили вот такой сундучище!


Чудесная солнечная погода позволила нам после экскурсии прогуляться по окрестностям.

Вид с Борисоглебского на Поварскую и музыкальное училище имени Гнесиных.
А отсюда видна одна из «книжек» Нового Арбата.

Вот такие милые особнячки сохранились в этом переулке

В середине 1880-х годов в здании под № 13 поселился известный геолог, профессор Московского университета А. П. Павлов. В соседнем доме (№ 15),городской усадьбе 19 века, построенном к 1823 году, в 1830 - 1840-х годах жил декабрист Н. А. Васильчиков.
В глубине желтый особняк 1914 года, архитектора Назарова. Сейчас здесь посольство Монголии.

А по соседству с Цветаевским домом под номером №8 находится доходный дом Родионова Сергея Константиновича 1900 года постройки. Это собственный доходный дом архитектора. Здание щедро украшено целым набором различных архитектурных деталей - полуколонны коринфского ордера, кариатиды наверху.

Ну а улица Поварская, на которую выходит Борисоглебский переулок, просто кладезь архитектурных шедевров, причем разных стилей, времен и направлений.
Свой аристократический характер она формировала и сохраняла на протяжении 18 и 19 веков.
Оказываясь здесь, глаза начинают разбегаться от обилия красоты и всевозможных интересных зданий и строений, чьи стены переплетены с судьбами многих интересных людей. В разные годы ее посещали и жили здесь Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чаадаев, Шевченко, Аксаковы. Список можно продолжать и продолжать…

Мы прогулялись совсем по малюсенькому кусочку. И вот лишь некоторые шедевры.
Первым делом, почему-то, обращает на себя внимание новодельное здание Верховного суда России, чуть спрятавшееся в глубине, но сейчас за неимением листвы, довольно хорошо просматривающееся с улицы.

Фасад его украшает скульптура богини правосудия - Фемида.
На пересечении с Малым Ржевским переулком находится доходный дом, построенный в 1913 году по проекту архитектора И. А. Германа. До октябрьской революции в доме жили театральная актриса А. А. Яблочкина и сам архитектор дома. В советское время здесь проживали музыканты М. М. Ипполитов-Иванов и Г. Г. Нейгауз и два Маршала Советского Союза — Б. М. Шапошников и А. И. Егоров.

В сквере напротив, сохранился уникальный памятник природы, двухсотлетний вяз.

Современник Пушкина, Гоголя, Лермонтова.
А рядышком памятник поэту, Ивану Алексеевичу Бунину

Под № 21 сейчас находится особняк А. И. Носенкова. В конце 17 века владение на углу с Борисоглебским переулком принадлежало стольнику В. П. Кругликову. От него дом перешёл В. А. Карамышеву. Позднее здесь появились четыре деревянных строения, и в 1722 году все их скупил гофмаршал при цесаревне Елизавете Петровне А. А. Носов. Более ста лет, до 1882 года, усадьба принадлежала семейству Даниловых. А в 1807 году, у владельца усадьбы статского советника М. М. Данилова, снял дом отец поэта Сергей Львович Пушкин. Как говорилось в подписанном Пушкиным условии, дом был снят «со всеми к нему принадлежностями, как то господския покои с разной мебелью и два людския флигели с кухнею и погребом и над ним хлебенным амбаром, каретным сараем и под хоромами для вин выходом». В те времена здесь бывали Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков.
В 1887 году усадьбу приобрёл московский купец первой гильдии А. И. Носенков, который снёс все строения владения и в том же году по проекту А. С. Каминского построил современный каменный особняк. Угловой двухэтажный дом имеет типичную эклектичную форму и соответствующий декор. В собственности купца Носенкова особняк оставался до 1893 года. В начале 20 века к зданию были осуществлены пристройки по проекту архитекторов Н. Г. Зеленина и В. А. Веснина. Последним владельцем здания перед революцией являлся гражданин В. А. Балин, директор товарищества «Мануфактура А. Я. Балина». В советские годы в доме размещалось долгое время посольство Венгрии, а сейчас здесь находится культурный центр этой страны.

Чуть далее под № 25 расположилось желтое здание в стиле ампир, произведение Доменика Ивановича )) Жилярди, построенное в 1823 году. Это особняк коннозаводчика, князя С.С. Гагарина.

Построен особняк по заказу дирекции императорских театров.
Долгое время авторство здания приписывалось другому не менее знаменитому архитектору — О. И. Бове, и лишь в 1975 году, когда проводилась первая научная реставрация усадьбы, было установлено авторство Д. И. Жилярди. В отличие от большинства ампирных домов той эпохи, фасад этого здания оформлен не колоннадой, а тремя арочными нишами на уровне второго этажа и обрамлёнными колоннами дорического ордера. Верхние части ниш богато декорированы. Оконные проёмы первого этажа здания украшают маскароны в виде львиных голов. Перед домом расположен парадный двор, огороженный со стороны улицы оградой с металлической решёткой. Парадная часть дома Гагарина находится на втором этаже здания и включает в себя аванзал, большой танцевальный зал, анфиладу открытых гостиных, каминный зал, парадный кабинет.
Заказчик был чересчур увлечён постройкой здания, вкладывал в него большие средства и энергию. И возникшие денежные затруднения вынудили С. С. Гагарина продать усадьбу ещё до завершения отделочных работ. После князя Гагарина владение перешло богатому пензенскому конезаводчику и меценату Охотникову, который в 1840-х годах подарил усадьбу Управлению Московского государственного конезаводства. Конезаводство размещалось здесь более 40 лет, устраивало в усадьбе выставки по продаже лошадей. В доме также находились ведомственные квартиры служащих.
После октябрьской революции здесь в разное время размещались военные курсы, конная база Совнаркома. С 1937 года в здании бывшей усадьбы Гагариных и по сей день размещается Литературный музей А. М. Горького. В 1956 году перед центральным входом в главный дом усадьбы установлен памятник писателю работы скульптора Мухиной.

В главном доме сохранились отделка интерьеров и отличавшаяся оригинальностью для времени постройки здания, планировка. Несколько раз туда проводились экскурсии от «Выхода в город». Возможно, что и продолжатся в следующем сезоне.
Дом № 27-Дом Л. Орловой (Титовская школа Московского благотворительного общества).

Нынешний двухэтажный дом состоит из двух разновременных построек. Левая половина, включающая флигель 1808 года, сооружена в 1818 году. Правая, более широкая часть, построена до 1833 года. Здание является образцом типичной застройки послепожарной Москвы, имеет классический фасад с остатками ампирной декорации. В первой трети 19 века владение принадлежало графу Н. А. Шереметеву. При разных хозяевах, дом являлся доходным и постоянно сдавался внаём разным жильцам. Несколько событий в истории дома связаны с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. В 1826 году здесь жил его лицейский товарищ, камер-юнкер А. П. Бакунин. В одной из комнат второго этажа в декабре 1828 года А. С. Пушкин впервые читал здесь поэму «Полтава».

В настоящее время здание занимает Русско-германский торговый банк, который на собственные средства произвел реставрацию памятника архитектуры.
Напротив, по четной стороне все дома как на подбор, один другого краше.
Дом под № 40. Это особняк князя Голицына. Построен по проекту архитектора А. Э. Эрихсона в 1888 году. Перед октябрьской революцией дом принадлежал семье Самариных. А сейчас здесь посольство Камеруна.

Соседний, под № 42, особняк Понизовского.

Облик усадьбы сохранился с 1902 года, с момента ее строительства. Современное здание на углу Поварской и Скатерного переулка, и занимающее правую часть бывшей усадьбы Волчкова, было построено в стиле модерн по проекту архитектора Л. Н. Кекушева. Особенностью авторского замысла являлась новаторская объёмно-пространственная композиция, предвосхищающая приёмы планировки 1920-х годов. Это здание как бы составлено из подобных объёмов, которые вдоль переулка уступами поднимаются к угловому башнеобразному блоку, составляя ступенчатую пирамиду.
Особняк был продан уже после постройки подмосковному фабриканту Понизовскому. В 1915 году была полная перестройка фасада здания, и оно почти полностью утратило все приметы Кекушевского модернистского стиля. Сейчас здесь размещается посольство Афганистана, здание с 1958 года предоставлено посольству этого государства в бесплатную аренду сроком на 99 лет.
Соседнее здание, построено тоже в эти годы, все тем же Мастером модерна Кекушевым.
Построенный особняк был продан не сразу. Фабрикант и крупнейший домовладелец И. А. Миндовский приобрёл этот дом между 1904 и 1909 годами.

Здание это отличается необычной как для стиля модерн в целом, так и для творчества Кекушева «классичностью». Кроме двух основных этажей, оно включает в себя полуподвальный этаж с окнами по трём сторонам, а также небольшой мезонин, обращённый к саду вдоль боковой границы владения.
Главный акцент уличного фасада - трёхчастное окно, над которым расположено рельефное панно с фигурками младенцев, олицетворяющих различные искусства.
В едином стиле с особняком сооружены дворовые конюшни и металлическая ограда по Скарятинскому переулку.

По мнению различных искусствоведов, особняк Миндовского является одним из лучших сооружений московского модерна. Миндовские владели особняком до 1917 года. Затем в здании разместился госпиталь А в 1924 году «поселилась» шведская миссия, и вплоть до 1970-х годов особняк являлся резиденцией посольства Швеции. Сейчас здесь находится посольство Новой Зеландии и резиденция посла на втором этаже. За годы пребывания в здании посольства этой далекой страны интерьеры особняка неоднократно подвергались перепланировке и модернизации. А за успешно проведённую крупную реставрацию посольство Новой Зеландии было удостоено премии Правительства Москвы «За уважение к культуре России».


Следующая красота-красотища - дом под № 46, городская усадьба Шлоссберга.

Построена она в 1911 году для купца первой гильдии главы конторы по продаже мануфактурного товара Якова Шлоссберга по проекту инженера А. Н. Зелигсона.

Это здание в ренессансной стилистике уникально для Москвы. И здорово контрастирует своей мелкой лепниной с крупными монументальными объёмами и декоративными формами построенного ранее соседнего особняка Миндовского. Выразителен не только уличный, но и садовый фасад здания. За особняком находится небольшой сад, выходящий каменной оградой на Поварскую и Скарятинский переулок.
Немецкие хозяева не покидают особняк и поныне. С 1956 года в нем находится резиденция посла ФРГ.

Следующий объект нашего внимания - особняк Святополк-Четвертинского. Находится он прямо напротив дома Киноактера.

Построен в 1887 году по заказу князя Б. В. Святополк-Четвертинского по проекту архитектора П. С. Бойцова. По стилистике близок замковым постройкам французского ренессанса и барокко. После князя Б. В. Святополк-Четвертинского дом перешёл графине А. А. Олсуфьевой — жене генерала от кавалерии и известного филолога А. В. Олсуфьева.
По преданию, особняк этот посещал император Александр III.
С 1932 года по просьбе Максима Горького бывший особняк был передан под размещение Центрального Дома Литераторов (ЦДЛ).
А в 1955 году по Большой Никитской к дому пристраивается еще один, новый корпус ЦДЛ. Здесь создается клуб писателей. И по настоящее время в нем находится знаменитый клуб-ресторан ЦДЛ.
На противоположной стороне на углу с Трубниковским переулком под № 31 расположился низенький двухэтажный домик.

Этот жилой дом построен по проекту архитектора Авдеева.
Писатель Глинка говорил о нем, как о первом гостеприимном доме Москвы. В конце 19 века домом владел известный в то время общественный деятель и публицист, издатель журналов «Русская беседка» и «Сельское благоустройство», откупщик Кошелев. В находившемся здесь общественно-литературном салоне в 1850-е годы часто встречались писатели-славянофилы, бывали Н. В. Гоголь, П. Я. Чаадаев, И. С. Аксаков. Встречались здесь поэт Шевченко и вернувшийся из ссылки декабрист Волконский.
Кошелев прожил в этом доме до самой смерти до 1883 года. А в начале 20 века, у его владелицы Беклемишевой, дочери Кошелева бывала Софья Толстая.
За милым особняком высится величественное здание сталинской постройки, выходящее уже на Трубниковский переулок.

И вот такие краски уходящей осени и наступающей зимы межу посольскими заборами

Дом № 23, построен в 1823 году и изначально был двухэтажным. В 1891-ом здание было перестроено по проекту архитектора В. В. Баркова, а в 1931 году надстроено двумя этажами. Считается, что особняк построен на средства разбогатевшего купца из крестьян, который переехал сюда с Рогожской слободы.

Довольно большой участок на Поварской занимают разношерстые корпуса Гнесинской академии. Первое здание было построено в 1946 году и является типичный образцом сталинского ампира.

При строительстве в учебном корпусе была изначально запланирована квартира, где проживали сёстры Елена и Ольга Гнесины. Елена Гнесина в течение 72-х лет возглавляла созданный семьёй Гнесиных, пятью сёстрами и братом Михаилом, комплекс музыкальных учебных заведений, носящий их имя. После ее смерти в квартире в 1969 году был создан мемориальный музей — единственный в Москве музей-квартира, расположенный внутри вуза.
В 1950 году учебный корпус был расширен и чуть позднее к нему пристроили концертный зал.
А в 1974 году был построен новый учебный корпус уже музыкального училища им. Гнесиных на 13 этажей. На фасаде постройки, соединяющей учебный корпус и здание РАМ (Российская академия музыки), помещена металлическая скульптура, изображающая женщину с лирой.

Среди выпускников училища -Любовь Казарновская, Филипп Киркоров, Дима Билан, Марина Хлебникова.
А среди выпускников вуза- Микаэл Таривердиев, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Владимир Дашкевич, Давид Тухманов и многие другие музыканты.


А вот так выглядит со стороны Поварской высотка на Кудринской

Тут, как говорится «Остапа понесло», в хорошую погоду так хочется все-все запечатлеть. Поэтому уже из машины я сделала несколько фотографий по пути.

А это уже другая «высотка», здание гостиницы Пекин на Садовом кольце.

И снова, вид на башню с Кудринской уже со стороны Старопименовского переулка.

Концертный зал Чайковского на «Маяковке».


И Тверская - Ямская,

плавно переходящая в площадь Белорусского вокзала и Ленинградский проспект.

На фоне закатного неба…

А это наш последний новодел, братья-близнецы

На этом мои эксперименты в области фотографирования в машине в процессе движения закончились.
Закончилась и наша сегодняшняя прогулка, и закругляется мое повествование, которое, наверное, кому-то может показаться слишком перегруженным фактами и описаниями. Но ведь «слов из песни не выкинуть», а «песня» у нас в этот раз получилась довольно интересной и насыщенной.

Добавил: Julia (14.12.2012) Просмотров: 960
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]