ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202
Главная » Путешествия » Московское центральное кольцо-прошлое и настоящее. Взгляд пассажирско-туристический.

Московское центральное кольцо-прошлое и настоящее. Взгляд пассажирско-туристический.

p> 

 

Возвращаться снова к "Деловому центру" не было смысла. Поэтому по набережной мы неспешным прогулочным шагом дотопали до "трешки" и перейдя Кутузовский проспект, продолжили свою поездку дальше от станции "Кутузовская".



Эта современная платформа расположена в границах грузовой станции "Пресня", раньше на этом месте находилась станция "Кутузово", но старое здание, увы, к просмотру недоступно, так как располагается в районе третьего кольца вблизи транспортной развязки. И с обеих сторон окружено дорогами, автомобильной и железной…
Но, тем не менее, совсем рядом сохранился бывший жилой дом четвертого типа, числящийся в данный момент по проспекту Кутузова, под номером № 37, принадлежащий Московской Окружной дороге. В двухэтажном жилом доме находились квартиры начальника станции и его помощников, телеграфистов, стрелочников, станционных сторожей.
Сейчас располагается прокуратура района Дорогомилово.

Следующий остановочный пункт, бывший полустанок, под названием "Потылиха", находится чуть недоезжая современной платформы "Лужники".
Сохранившееся здание вокзала находится на одноименной улице и выглядит нынче бесподобно.

Название же сей местности произошло от "тыла" тогдашней Москвы, и находящейся здесь когда-то слободы, превратившейся к концу 19 века в дачную местность.



Здешнее здание, самое высокое станционное строение на Малом кольце московской железной дороги. Построено оно было в 1905-1907 годах также по индивидуальному проекту архитектора Александра Померанцева и инженера Лавра Проскурякова.
Здание соединяло в себе и помещения для пассажиров, и служебные квартиры и пост центрального управления стрелками. Железная дорога в этих местах шла по высокой насыпи, поэтому от уровня 4 этажа к небольшому перрончику вел ажурный чугунный мост, который до наших дней, к сожалению, не дожил. По нему пассажиры проходили к поездам. Такой мостик мы уже наблюдали на станции "Пресня", и еще один ждет нас впереди, на "Воробьевых горах".

После прекращения пассажирского движения, в 30-х годах прошлого века, здание вокзала использовалось как жилое помещение, пока окончательно не обветшало. В 2004 году его перевели из жилого фонда в нежилой и продали. После этого был проведен ремонт, сохранившиеся фасады нынче отремонтированы и радуют глаз проходящих прохожих и проезжающих мимо пассажиров.


Далее, по ходу движения платформа "Лужники", по пути из окна "Ласточки" перед нами открываются виды на Воробьевы горы…


Совсем неподалеку от станции метро "Спортивная" и, можно сказать, впритык к новоиспеченной платформе "Лужники", находится еще одна историческая красота. Это бывшая станция "Воробьевы горы".

Она была открыта одновременно с другими, в 1908 году, и занимала территорию бывшего Вавилонского сада, принадлежавшего Новодевичьему монастырю.
Местность называемая в те времена, Лужники, получила свое название от заливных лугов, затапливавшихся во время весенних разливов Москвы-реки у подножия Воробьевых гор.
В двухэтажном здании вокзала также находились и квартиры для служащих, и пост управления стрелками, имелся здесь и буфет, единственный на Московской окружной железной дороге. Переход на платформу осуществлялся со второго этажа. И здание вокзала, и этот переходный ажурный кованый мостик сохранились до настоящего времени.


Правда как на него попасть, мы так и не поняли. Нынче в этом здании располагается юго-западная транспортная прокуратура, строение огорожено заборчиком, никаких калиток мы не обнаружили. Возможно, что проход осуществляется сверху, через платформу "Лужники", ведь нынешнее и прошлое здесь расположены по соседству.
Построено это чудо архитектуры также Померанцевым. Пожалуй, это самая красивая станция из всех, сохранившихся на кольце.

 

А это уже современность, переход к "Лужникам" от метро "Спортивная"



Единственная из современных, подземная платформа нынешнего МЦК, "Площадь Гагарина".
Дело в том, что проект постройки платформы существовал ещё с начала 1960-х годов, когда была построена станция метро «Ленинский проспект». Тогда же вместе со станцией метро был построен переход в центре зала к будущей платформе .
Сама платформа была выстроена в конструкциях в 2001 году в Гагаринском тоннеле, на Третьем транспортного кольце. Но так как строительство МКЖД не началось, была законсервирована. Поэтому с началом строительства кольца, станцию расконсервировали и довели можно сказать, "до ума".
Далее нас поджидает еще одно историческое местечко.
Неподалеку от Ленинского проспекта расположена станция МКЖД под названием "Канатчиково".
Название это далеко не безызвестное. Знаменитое выражение, "Канатчикова дача", как в простонародье называлась психиатрическая больница №1 имени Алексеева, находилась также в этих краях.
До 1994 года клиника носила имя П. П. Кащенко. А уж эта фамилия, приобретшая в народе имя нарицательное, думаю, известна всем еще с детсадовских времен )).
Также Владимир Высоцкий увековечил эти места в своей небезызвестной песне..
" Дорогая передача, во субботу, чуть не плача,
Вся Канатчикова дача к телевизору рвалась,
Вместо чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться,
Вся безумная больница у экрана собралась…
.")
Что же касается исторического названия местности, названа она так по фамилии купца Канатчикова, во владении которого была в середине 19 века.
Больница была открыта на частные пожертвования в конце 19 века. Инициатором строительства был тогдашний городской голова Н. А. Алексеев, правда открылась она уже после его смерти, однако он завещал значительную сумму на её содержание. Его имя больница носила до 1917 года, затем была названа именем, П. П. Кащенко, а в 1994 году ей было возвращено изначальное название. Но в народе тем не менее прижилось и название «Канатчикова дача».
Ну а мы возвращаемся к своим станционным строениям.

Узловая железнодорожная станция была также названа по имени местности.
Станционные постройки появились здесь в 1905-1907 годах.
До наших времен сохранился вокзал, два жилых дома, пост центрального управления стрелками, заброшенная полуказарма.
Вокзал станции, конечно же, тоже впечатляет.

Двухэтажное здание украшено полуколоннами, арочными окнами, карнизами и даже двумя изображениями львиных голов по сторонам от входных дверей.

Уцелели и названия, выполненные «фирменным» окружновским шрифтом в стиле «модерн».

А над входом сохранилась табличка с указанием высоты станции над уровнем моря – 66,30 саженей, что нас, конечно же, не могло не удивить и позабавило!

Внутри раньше располагалось три зала разных классов, естественно отличавшиеся по внутреннему убранству.
Сохранилась и пассажирская платформа с фонарями. И если на всех остальных станциях фонари сейчас восстановленные, то здесь самые настоящие.

В сохранившемся напротив бывшем жилом доме находились квартиры для железнодорожников, сейчас в здании располагается какой-то детский центр, скрытый забором.



 

Виды на окружающую действительность отсюда открываются не слишком, мягко говоря, презентабельные…




Да и далее нас ждет довольно длинный участок простирающихся вдоль железнодорожного полотна промзон и строек.
На подъезде к платформе "ЗИЛ" открывается завораживающая картинка бывшего автозавода…

Оказаться в этих местах темной ночью, врагу не пожелаешь, а вот для съемок различных триллеров и экшенов самое то что надо!
Тем не менее, на платформе "ЗИЛ" решено осуществить вылазку с целью взглянуть на кусочек уже построенного "парка Легенд" с Ледовым дворцом ВТБ Арена.

 

Рядышком с платформой расположена еще одна небольшая, бывшая станция, под названием "Кожухово".



Свое название станция получила от находившейся неподалеку сравнительно крупной деревни, известной аж с 14 века как владение Крутицкого подворья.
В начале 20 века численность её населения составляла около 1500 человек. Жители занимались земледелием и поставкой в Москву песка, который они добывали из русла Москвы-реки.
Эта грузовая станция была открыта в 1908 году. Примыкала она к так называемой Тюфелевой роще — сосновому бору, излюбленному месту загородных прогулок москвичей, просуществовавшей до 19 века, времени строительства крупных промышленных предприятий на данной территории. В те же годы здесь был сформирован комплекс крупных знаменитых заводов. Это электромеханический завод Общества Вестингауз, котельно-мостовой завод Бари и завод "АМО", переименованный в 1956 году в ЗИЛ. Поэтому железная дорога использовалась здесь, конечно же, преимущественно с целью грузовых перевозок.
Сохранившееся в этих суровых местах пассажирское здание, несмотря на свои скромные размеры, (ведь, это самый маленький среди всех вокзалов Окружной железной дороги), конечно же, сильно выделяется своей архитектурной красотой с недавно отреставрированными фасадами. Обращают на себя внимание два окошка со стилизованным ионическим орденом. В верхней части фасада сохранился профилированный карниз, отделяющий гладкий оштукатуренный фриз с надписью «Кожухово». А венчающий здание карниз, опирается на металлические консоли времен 1900-х годов.

Внутри здания раньше находился один пассажирский зал, общий для всех трех классов. А также располагалась контора начальника станции и телеграф.
Сейчас подойти вплотную к бывшему вокзальчику нет никакой возможности. Со всех сторон он окружен заборчиком, и кто наслаждается всей этой красотой и отдыхает на скамейках, не ясно.

К современному ледовому дворцу ведет довольно ухоженная, проторенная дорожка…

По большому счету на данный момент, кроме самого ледового дворца, здания напротив и музея Хоккейной славы, расположенного в краснокирпичном здании, в парке Легенд более ничего нет.

Кругом одна большущая, я бы сказала огромнейшая стройка, расположившаяся на месте "зиловских" развалин и останков, которые еще можно наблюдать, катаясь по территории бывшего завода. Картина, представшая перед нашими глазами произвела какое-то необъснимое удручающе-поражающее впечатление, что я даже не сообразила сфотографировать эти, в какой-то степени уникальные места, стираемые с лица земли практически у нас на глазах.
Строятся новые жилые кварталы, парковки, судя по всему какие-то развлекательные и бизнес-центры.

Ну а мы через площадь двигаемся в близлежащий район к Автозаводской улице.


На улице Ленинская Слобода было запримечено вот такое интересное строение


Здание это принадлежит бывшему заводу инженера Бари.
Кузнечно-котельный, меднолитейный и механический завод располагался на улице Симоновослободской вал, сейчас носящий название Ленинская слобода.
" Завод был возведён в 1893 году конторой российского инженера Александра Бари. Александр Вениаминович для постройки занял в аренду три десятины земли Тюфелевой дачи у Павла Павловича фон-Дервиза. Через некоторое время дела Дервиза начали ухудшаться, тогда Бари купил землю. Главная продукция: клёпаные изделия, резервуары и стальные котлы. В феврале 1894 года построено одноэтажное каменное главное здание, оно включало в себя два корпуса. В июне 1894 года постройки были завершены. Паровые машины на предприятии работали на котлах, сделанных по системе Шухова. 300 сотрудников проживали в наёмные квартирах. В рабочее время дежурил фельдшер, а 2 раза в неделю принимал врач Левенталь. С 1895 года за счёт хозяина выдавался обед: щи, каша и хлеб. В марте 1895 года прошло официальное открытие предприятия."
Должна сказать, что район этот, несмотря на то, что сильно производственный, имеет интересную историю.
Совсем неподалеку находится Симонов монастырь, ДК ЗИЛ…
Не раз приходилось здесь гулять в составе организованной экскурсии.
Да и рассказы имеются…
http://www.pirozhkova.ru/publ/moskva_i_okrestnosti/okrestnosti_avtozavodskoj_iz_podzemki_do_monastyrskikh_sten/2-1-0-187

http://www.pirozhkova.ru/publ/moskva_i_okrestnosti/dvorec_kultury_zil_i_simonov_monastyr_smeshenie_ehpokh_i_arkhitekturnykh_stilej/2-1-0-115

Но мы, дабы не отвлекаться, идем своим путем.
Следующая отправная точка, платформа "Автозаводская", от которой шустрая "Ласточка" замыкая круг, мчит нас дальше.
А по дороге к станции, где-то в двориках на моей малой родине повстречалась нам самая настоящая голубятня, вот с такими красавцами!


Следующая за "Автозаводской", платформа "Угрешская". Сохранилась и историческая станция…



Несмотря на то, что местность сия считалась «самой безлюдной и глухой» частью дороги, здесь нас поджидает целый комплекс станционных построек.
Комплекс всех этих сооружений строился целой группой…Архитектором А. Н. Померанцевым, инженерами С. Д. Карейша, П. И. Рашевским, Л. Д. Проскуряковым.
"Угрешская" является второй по значимости станцией Московской Окружной железной дороги, ведь находится она диаметрально противоположно центральной станции "Лихоборы".
Сейчас вдоль "трешки" протянулся практически мини-поселочек из сохранившихся построек.

Вокзал, жилые дома, баня, приемный покой, дом помощника начальника службы.
На противоположной стороне железной дороги просматривается водонапорная башня и постройки военного продовольственного пункта.

Вокзал здесь типовой, такие же были построены на станциях "Ростокино" и "Лефортово."

Павильон станции, построенный в стиле модерн, повторяет черты сооружений Николо-Угрешского монастыря, по которому сама станция и получила своё название.
Пассажирский зал был один для всех классов.
Напротив вокзала находится дом помощника начальника службы, в котором наиболее ярко можно разглядеть черты стиля модерн.

В жилых домах 2-го и 3-го типа располагались квартиры для станционных служащих.

А в приемном покое работали фельдшеры, оказывая медицинскую помощь сотрудникам станции.



Есть в этом месте и еще одна интересность, за бывшими жилыми домами, где находится перестроенное здание бани, находится в какой-то степени неформальный музей железнодорожного транспорта, созданный байкерами.

Узкоколейный поезд из тепловоза ТУ6А и пассажирского вагона ПВ-40, используют в качестве помещений местного байк-клуба.

На входе всех встречают вот такие железные зверо-человеки )



На противоположной стороне, еще один раритет, в виде вагона метро, образца 1935 года, который является одним из первых вагонов метрополитена.




В общем, довольно интересное и колоритное местечко.

Ну а мы мчимся далее…
В районе платформы "Измайлово" из окна поезда можно лицезреть вдали местный Кремль. Это, довольно спорное сооружение, издалека и мимоходом смотрится в какой-то степени неплохо. Как бы оживляя окружающий пейзаж, после однообразной серости длинного участка промзон, перед нами на горизонте появляется яркое пятнышко.
В районе нынешней платформы "Локомотив" успеваем запечатлеть необычный вид на одноименный стадион.


Далее нас ждет еще одно необычное местечко.
По соседству с нынешней платформой "Белокаменная", находится сохранившаяся историческая, одноименная станция.

Обе они утопают в бескрайних лесах Лосиного острова.
Пожалуй, это самые немосковские остановки кольца, с характерным дачно-пасторальным пейзажем вокруг.

Станция построенная в 1908 году получила свое название с целью привлечения путешественников.
В округе никакого намека на мало-мальские предприятия, кругом сплошной дремучий лес.
До ближайшей остановки автобуса пёхать по лесной дороге, как нам показалось, не менее километра. В ночи занятие, мягко говоря, малоприятственное. В округе тишина и покой… Молчаливые спутники в виде елей да березок навряд ли спасут ситуацию.
От старых построек сохранились: небольшой вокзальчик, пара жилых домов и несколько служебных построек.

Здание вокзала здесь также типовое, одноэтажное.

Сохранилось и написанное под крышей название станции в стиле модерн.
Живописность окружающей местности не раз привлекала в эти места киношников.
Снимались здесь такие художественные фильмы, как «Когда деревья были большими», в главной роли с Юрием Никулиным. В фильме "Офицеры" тут засветился эпизод с санитарным поездом. Отметилась станция в сериале "Диверсант", фильмах "Даунхауз" и "Скорый Москва-Россия"…
"Белокаменная", последняя остановка на нашем круговом маршруте, далее мимо узнаваемых районов-кварталов, мы мчимся до начальной точки нашего путешествия, платформы "Лихоборы".


Несмотря на то, что основной обзор исторических и не только, железнодорожных достопримечательностей в эту поезду как мне кажется, мы осуществили, тем не менее несколько объектов таки остались за кадром.
Между "Угрешской" и "Белокаменной" частично сохранились еще несколько станций. Это "Андроновка", "Лефортово" и "Черкизово".
Что касается "Андроновки", уделять ей особое внимание я не вижу смысла ввиду того, что дошла она до нас в наиболее пострадавшем виде.
Вокзал был сильно видоизменен и перестроен, жилой дом, где располагались квартиры железнодорожных служащих, также сильно изуродован мифичной реставрацией".
А заброшенная водонапорная башня была снесена в 2012 году…
Что касаемо вокзала на станции "Лефортово", построен он был также по типовому проекту, такое же здание мы уже наблюдали на станции " Угрешская."
Тоже самое касается и еще одной станции, "Черкизово," точной копии станции "Белокаменная". Названа она была по окружающей местности, получившей имя от старинного села, известного еще аж с 16 века.
"Название «Черкизово», скорей всего происходит от имени татарского царевича Серкиза, приехавшего в Москву из Орды во времена Дмитрия Донского и ставшего после крещения Иваном Серкизовым. Он владел обширными землями, в том числе и селом, получившим впоследствии его имя."

В 90-е годы практически все станционные постройки находились в недрах небезызвестного рынка, после сноса которого большая часть построек не уцелела.
Еще на одной бывшей станции окружной дороги, находящейся между нынешней платформой "Ботанический сад" и одноименной платформой "Ростокино", также сохранился типовой одноэтажный вокзал, запечатленный нами на " Угрешской." А в сохранившемся жилом доме нынче располагается отделение ГАИ.
Сохранилась и путевая полуказарма, но доступ к ней ограничен, так как здание находится на закрытой территории, принадлежащей коммунальным службам.
Еще одна станция, под названием "Владыкино", постройки которой дошли до нас в очень измененном виде, была названа по находившемуся поблизости одноименному селу, которое с середины 17 века принадлежало патриарху Никону. Места эти посещал в свое время юный Петр I.
Вокзал на этой станции включал помещения для пассажиров I и II классов, с отдельным входом для пассажиров III класса. Также имелись здесь телеграф, багажное отделение и контора начальника станции.

Пожалуй, на этом все.
Что касается практического использования вновь обретенного колечка, лично для нашей семьи никакой полезности в плане перемещения по городу, мы не выявили.
До ближайшей от дома станции добираться пока приходится либо на машине, либо на метро, до которого еще также нужно дойти. Кроме того, общественный транспорт "взрослая часть нашей семьи" использует в принципе, крайне редко. Поэтому, для нас, это пока всего лишь очередной аттракцион, который мы, возможно, иногда будем использовать с целью прокатиться, погулять куда-нибудь в отдаленные парковые окраины.

Необычные экскурсии по Москве от местных жителей ищем тут:

Неординарные маршруты, интересные гиды ,индивидуальный подход.

 

И еще множество разных экстремальных и не только, маршрутов , можно глянуть здесь:

Sputnik8.com - онлайн-бронирование экскурсий по всему миру

Забронировать жилье в Москве можно здесь:

Аренда квартир в Москве посуточно

Добавил: Julia (04.10.2016) Просмотров: 405
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]