ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Метрополитен послевоенного периода. В рамках экскурсии от проекта «Выход в город».

Метрополитен послевоенного периода. В рамках экскурсии от проекта «Выход в город».

Нежданно - негаданно в прошлый четверг, то бишь 4 октября удалось нам побывать и покататься по московскому метрополитену, который давненько мы с Лешкой не навещали.
А все благодаря замечательному проекту «Выход в город», который организует интересные бесплатные экскурсии по городу.
Записаться удалось совершенно случайно. Просто в очередной раз мониторив на сайте экскурсионную программу, наткнулась на открытую запись буквально за пару дней до предполагаемого похода. Сначала нас с Лешкой записала, а вечером и Татьяна решила присоединиться, прикинув, что успеет сделать все свои чертежи и рисунки, заданные на неделе.
Начало экскурсии в 22.00. Время для буднего дня, конечно, не совсем удобное, если учитывать, что сама экскурсия длится два часа. Но зато весь основной часпиковый поток уже сходит на убыль. Поэтому есть возможность спокойно все рассмотреть и послушать экскурсовода. Наш экскурсовод-Мария Вальдес Одриосола, профессиональным гидом как я поняла, не является, но зато является членом Союза художников России и Международной Ассоциации Изобразительных Искусств – АИАП ЮНЕСКО. А также очень любит наше московское метро и много про него знает. Что даже написала про него книгу, которая называется «Музы московского метро».
Экскурсия, на которую попали мы, является как бы логическим продолжением другой экскурсии, которую проводит эта же экскурсовод, и называется «Московский метрополитен довоенного периода». Но на восприятие это никак не влияет и при желании теперь можно попробовать записаться и на первую часть.
Тем более, что сайт в этом сезоне приобрел совсем другое «лицо», работать стал лучше и качественнее, да и название его несколько поменялось.
Теперь все о проекте и его экскурсиях можно узнать здесь http://vihod-v-gorod.ru или на странице в фейсбуке https://www.facebook.com/vihodvgorod
Запись на экскурсии начинается за неделю до предполагаемой даты. Но, если регулярно мониторить список на сайте с расписанием, то можно наткнуться на открытую запись и за несколько дней до экскурсии.

Ну и собственно о самом нашем походе.
Встреча с группой состоялась на станции Площадь Революции, хотя и построена она была еще до войны и открыта в 1938 году. Но, тем не менее, от нее, видимо, удобно отталкиваться.
Сбор за полчаса до начала. Мы приехали минут за пятнадцать, в списках напротив своей фамилии записали адрес электронной почты. Кстати, надо сказать, что список был довольно внушительным, а народу в результате пришло от силы половина. Видимо, многим просто уже было лень вставать с дивана поздно вечером.
Нам раздали брошюрки и выдали аудиоустройства с бесплатными одноразовыми наушниками. Кстати, вещь оказалась очень полезная, особенно в условиях метрополитена, да и связь отличная. И даже находясь в противоположном конце вагона, прекрасно слышно, что рассказывает экскурсовод.
Пока суть да дело, ждали остальной народ, запечатлела Татьяну у напрочь затертой «носопырки» одного из бронзовых псов.

Всего на станции установлено 76 фигур, изображающих советских людей эпохи 1917- 1937 годов. Выполнены они в ленинградской мастерской коллективом скульпторов под руководством известного М.Г.Манизера. Кстати, про дом скульптора я рассказывала в своем отзыве о родном районе «Аэропорт». Находится он неподалеку от улицы 8 Марта, сейчас в нем по сей день проживают его родственники и сын. Мы периодически прогуливаемся со своими «собакевичами» в том дворе, и, проходя мимо дома, частенько можно увидеть свет в окошке.
Ну вот, наконец-то все в сборе, и недолго задерживаясь на станции сбора,


мы садимся в поезд по направлению к Щелковской и едем до станции Бауманская, здесь у нас первая остановка.
Открылась она в 1944 году, и своим названием обязана, естественно известному революционеру Н.Э. Бауману, где поблизости находится не менее известное одноименное высшее учебное заведение.
Главная тема оформления станции посвящена сплоченности фронта и тружеников тыла во время Великой Отечественной войны.
В нишах установлены скульптуры воинов и рабочих скульптура Андреева. Со стороны центрального зала есть вставки из красного шухтинского(карельского) кварцита.

В торцевой стене огроменное панно-мозаика с портретом Ильича

Честно говоря, не помню, приходилось ли мне когда-нибудь бывать на этой станции, скорей всего может и заносило по молодости, а вот наличие на ней таких скульптур для меня оказалось открытием. Впрочем, впереди нас ждало еще немало подобных откровений. Ведь, порой ежедневно пробегая в толпе по знакомым с детства станциям, мы просто не обращали внимания и не замечали всей этой окружающей красоты. А ведь стоило только присмотреться чуть-чуть повнимательней и хоть изредка поднимать вверх голову.
А далее, «Осторожно, двери закрываются, следующая станция Электрозаводская».
Здесь у нас небольшая остановка, и до того, как мы должны были на нее высадиться, для меня было загадкой, что ж такого здесь есть интересного? Лет 20 назад нам с Лешкой приходилось частенько здесь бывать, и как-то ничего особенно в памяти не отложилось. А тем не менее…

Станция эта была открыта также в 1944 году и свое имя получила в честь находящегося рядом Электрозавода им. В.В. Куйбышева.
Стены центрального вестибюля покрыты белым мрамором и сверху украшены барельефами, демонстрирующими трудовые будни советских людей во время Великой Отечественной войны.
Для отделки путевых стен использовали красный мрамор салиэти, привезенный из Грузии. Главный архитектор станции В.А. Щуко.
А основной зал станции освещен оригинальными светильниками, общее количество которых достигает 318.



Дальше нас ждет довольно необычная и интересная станция под названием «Партизанская». Правда, для меня она всегда существовала под названием «Измайловский парк»
Названия ее, действительно не раз менялись.
Открыта она была как и две ее предыдущие соседки все в том же военном 1944 году. И называлась тогда «Измайловская». В 1963 году ее переименовали в «Измайловский парк», но и это имя оказалось не последним. В 2005 году, в честь 60-летия победы в Великой Отечественной войне, станции дали новое название «Партизанская», которое впрочем, наиболее точно соответствует тематике ее оформления.

Основная тема-это партизанское движение во время Великой Отечественной войны, о чем свидетельствуют многочисленные скульптуры.

Рядом с колоннами, находящимися ближе всего к выходу, установлены скульптуры партизан Зои Космодемьянской и 80-ти летнего крестьянина Матвея Кузьмина.

Последний – герой советского союза, повторивший подвиг Ивана Сусанина, но только в 1942 году, завел немецкий отряд в гибельные болота.
На лестничной площадке, ведущей к выходу, установлена скульптурная группа «Народные мстители» .

Кстати, выполнены все скульптуры все тем же скульптором Манизером.

Еще эта станция интересна тем, что имеет целых три пути — один в центре и два по краям.

О среднем, какие только разговоры не ведутся. По официальной версии третий путь был сделан по причине предполагаемого строительства неподалеку самого большого стадиона в СССР. И станцию предполагалось назвать «Стадион имени Сталина». Подразумевалось, что после спортивных мероприятий двух путей не хватит для увеличенного потока пассажиров и намечалось также строительство второго выхода, который и должен был вести к стадиону, с единственным в Москве шестиниточным эскалатором. Но стадион так и не построили, а средний путь используют для оборота составов в вечернее время. В дальнейшем, когда мы расселись в полупустом вагоне, дядечка, вошедший вместе с нами, и обративший внимание на нашу группу, заметил, что мол, третий путь ведет как запасной к каким-то секретным правительственным и военным объектам.
Над средним путем Лешка заметил ниши в потолке. После открытия станции в них находились светильники и фрески художника А.Д.Гончарова. Но до наших дней увы, не сохранились. Существует так же версия, что они были убраны из-за пассажиров, которые засматривались на них и падали на рельсы.
Вот такая одна станция и так много таит в себе секретов и интересностей.
Ну а мы по Арбатско-Покровской линии возвращаемся назад и выходим на станции Курская. Особо долго не задерживаясь на радиальной, переходим на кольцевую.

Стены в переходе украшены флорентийской мозаикой.

Открылась кольцевая станция в 1950 году. Названа, как не трудно догадаться по одноименному находящемуся рядом вокзалу.
Колонны центрального зала покрыты мрамором. Люстры по оформлению напоминают древнеримские светильники, напоминающие снизу солнце. Пол покрыт красным и серым гранитом. На полу были сделаны крупные геометрические узор. Авторы проекта станции архитекторы Захаров и Чернышева были удостоены сталинской премии.


Далее мы едем, на пожалуй одну из самых загруженных и наверное не очень то любимую москвичами станцию, из-за вечно куда-то спешащих приезжих, стекающихся на нее со знаменитых «трех вокзалов», расталкивающих своими баулами и тюками всех и все вокруг. Пожалуй, для меня именно по этой причине, она была одной из самых нелюбимых и ненавистных, и по возможности я всегда старалась обойти ее другими путями, конечно же, не замечая всей ее красотищи! И не трудно догадаться, что речь пойдет о станции Комсомольская.
А поздно вечером она предстает перед нами во всей своей красе.

Открыта станция в 1952 году и названа так по Комсомольской площади, под которой, собственно и расположена.
Архитектор - Щусев, был посмертно удостоен Сталинской премии.
Станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве. И думаю, что строителям это удалось.
Потолок станции желтого цвета украшен восемью мозаичными панно из смальтового золота и ценных камней. Изображают они Александра Невского, Минина и Пожарского, Суворова, Кутузова, Дмитрия Донского.


Непосредственно над колоннами станции «Комсомольская» также находятся мозаичные вставки и барельефы с изображением различного оружия.

Нам, наверное, очень повезло, так как было совсем не многолюдно, и вся красота, сверкая и переливаясь золотом настолько бросалась в глаза, что на миг казалось, что находишься где-то во дворце с очень богатым убранством.

Ну а дальше моя, наверное, самая любимая станция – Новослободская. Станция из далеко детства. Когда я была маленькой девочкой, мы жили можно сказать, на окраине Москвы, в районе Ховрино на Коровинском шоссе, и ближайшая к той «деревне» станция метро была как – раз Новослободская. Добираться приходилось трудно, на вечно загруженных – перегруженных автобусах и по этой причине в «свет» меня вывозили не часто. Поэтому, после автобусной толкотни, попадая в зал со знаменитыми новослободскими витражами, мне казалось, что я попала в сказку. Если б не спешащие куда-то со мной родители, я, наверное, часами могла бы стоять и созерцать всю эту красоту, которой с 1952 года, когда открылась эта станция, любовались простые советские люди.
Станция является последней работой архитектора А.Н. Душкина и имеет статус объекта культурного наследия. Названа так по одноименной улице, в самом начале которой и расположена.
Всего на станции 32 оригинальных витража. Они обрамлены сталью и золоченой латунью и освящаются изнутри. Автор художественного оформления – художник Павел Дмитриевич Корин. Витражи были изготовлены по его эскизам в Риге, в мастерских Латвийского отделения Художественного Фонда СССР. При этом использовались стёкла, хранившиеся в Кафедральном Рижском соборе и предназначавшиеся для костелов. Сейчас, после распада союза, восстановить или отремонтировать их стало невозможно, поэтому, в целях сохранения всей красоты и первозданности, частично они закрыты специальным стеклом.
Такое вот сочетание разноцветных стеклышек образует подобие цветов, растений, звёзд. Внутрь, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены сценки идеальной мирной жизни. На некоторых из них обозначены люди различных профессий: архитектор, геолог, художник, музыкант. На других причудливые геометрические узоры и звезды.

В торце центрального зала находится большое мозаичное панно из смальтового золота «Мир во всём мире» так же работы Корина.

В центре – счастливая мать с ребенком на руках. Еще раньше на панно был медальон с изображением Сталина, но при Хрущеве его удалили, и на этом месте теперь парят голуби.
А дальше – станция Белорусская. Этот пересадочный узел с давних пор стал для меня почти родным, так как является последним на участке перед станциями Динамо и Аэропорт, рядом с которыми я живу и прожила всю свою сознательную жизнь.
Мы же делаем остановку на кольцевой.

Станция открыта все в том же 1952 году рядом с одноименным вокзалом.
Главная тема оформления — хозяйство и культура БССР.
В центральном вестибюле вазы и светильники из мрамора и стекла.

Потолок украшен лепным орнаментом, который представляет из себя рельефные, выпуклые и вдавленные, геометрические фигуры.

А на потолке центрального зала расположены вот такие панно, выполненные в технике флорентийской мозаики.


Сколько лет я проходила мимо, и не замечала такой красоты. А всего-то стоило обратить свой взор чуть выше.
Зато очень хорошо запомнились путевые стены, облицованные керамической плиткой, вот с такими позолоченными венками


До конца 1997 года в торце центрального зала размещалась скульптурная композиция « Советская Белоруссия» все того же небезызвестного скульптора Манизера. Но при строительстве выхода на Лесную улицу, скульптуру демонтировали, и сейчас судьба ее неизвестна.
Последние станции в сегодняшней нашей экскурсии – Киевские (кольцевая и радиальная Арбатско-Покровская).
Кольцевая открыта в 1954 году. Название по традиции ей досталось от одноименного рядом расположенного вокзала.
Художественное оформление станции посвящено, конечно же, теме дружбы российского и украинского народов. Проект выполнен киевскими зодчими и был выбран из семидесяти трех работ, представленных на конкурс.
На торцевой стене центрального зала находится большое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В. И. Ленина в центре.


А вдоль всего зала 18 мозаичных панно из смальты, изображающих историю дружбы наших народов.


Не менее красиво выглядит и центральный зал станции на Арбатско-Покровской линии

На сводах в лепных медальонах размещены 24 фрески, изображающих трудящихся Советской Украины.
На этой украинской ноте наша экскурсия завершилась. На часах как раз пробило полночь, а мы, приободренные кучей впечатлений и нахлынувшими воспоминаниями, отправились домой.
Танюха засела дочерчивать свои работы, да и мы с Лешкой засиделись еще долго за полночь, вспоминая и обсуждая разные моменты времен нашего студенчества, так или иначе связанные с таким красивым, родным метрополитеном, который выручал, выручает и будет еще не раз выручать нас москвичей и гостей столицы, с каждым годом все больше и больше пополняющих ряды столичных пассажиров.

Экскурсия, протекавшая в очень непринужденной, камерной обстановке нам понравилась и думаю, как-нибудь с удовольствием мы посетим ее первую часть, посвященную довоенному периоду, которая, как мне кажется, должна быть не менее интересной и познавательной.

Добавил: Julia (09.10.2012) Просмотров: 1654
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]