ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 203
Главная » Путешествия » Мастер-класс в окрестностях Плющихи или чУдный вечер в домике с мезонином

Мастер-класс в окрестностях Плющихи или чУдный вечер в домике с мезонином

 

 

Тихий и скромный Район Хамовников, бывший райский уголок Москвы с маленькими домиками и уютными садиками. Район Плющихи, названный кем-то с "легкой руки" московским Монпарнасом. Сейчас от этого благостного места, облюбованного в свое время многими художниками и писателями, почти ничего не осталось. Район, довольно сильно "перекроенный" в советские времена с возведенными огромными и важными государственными зданиями и дополненный в последнее время не малым новостроем элитного жилья, все же кое-где сумел сохранить крупицы ушедшей старой Москвы.
Неподалеку от Плющихи, в бывшем Долгом переулке, а ныне улице Бурденко, названной так в честь известного хирурга, жившего на ней, до наших дней сохранился уникальный памятник деревянного ампира, выстроенный в 1818 году.


Этому скромному домику под № 23 несказанно повезло. В его стенах расположилась реставрационная мастерская Государственного научно-исследовательского института реставрации.
Куда, в один из осенних вечеров мы отправились на одну из экскурсий проекта "Выхода в город". Наша вылазка проходила под "девизом" "Дом Палибина. Экскурсия и мастер-класс" Есть еще две. "Экскурсия и лекция" и "Воин, проповедник, просветитель" Последняя, судя по всему, посвящена известному советскому реставратору, Савве Ямщикову, внесшему не малый вклад в дело по реставрации этого особняка.
Я же "купилась" на приставку "мастер-класс", подразумевающую под своим названием как минимум наглядное представление реставрационного процесса.
Нашу экскурсию с мастер-классом провела заведующая отделом пропаганды художественного наследия ГосНИИР, искусствовед и художник-реставратор, и просто человек, любящий и искренне болеющий за свое дело, Зайцева Нина. Впрочем, атмосфера в доме очень душевная. Складывается впечатление, что сотрудники живут здесь одной большой, дружной семьей. Даже в поздний час, многие из них еще находились на рабочем месте. И уже после окончания довольно насыщенной экскурсии с удовольствием отвечали на все вопросы.
Но обо всем по порядку.
В наши времена в Москве такие деревянные особнячки на пересчет. Их осталось всего-то ничего. От силы, с десяток наберется.
Возведенный в период бурного строительства после окончания войны с Наполеоном, этот дом был выстроен для коллежского советника, Гавриилы Ивановича Палибина, служившего членом Московской межевой канцелярии.


Позднее, в середине 19 века, дом был перестроен. После Великой Отечественной войны был выполнен небольшой ремонт фасадов и проведены кое-какие архитектурные расследования. Но только после того, как бывший дом Палибина был передан ВНИИ реставрации, его оценили и действительно серьезно и с энтузиазмом включились в его восстановление.
Конечно же, во многом благодаря усилиям сотрудников института и в частности известным реставраторам С.В. Ямщикову и С.С. Голушкину дом удалось благополучно сохранить и восстановить по возможности первоначальные интерьеры.
Фасад дома в стиле позднего московского классицизма, сейчас выкрашен в исторически-правильный серый цвет. На главном фасаде присутствует характерная для 19 века арочная композиция, мезонин с полукруглым окном, обилие деревянной лепнины.



Ведь восстановлением сгоревшей части Москвы тогда занималась специальная комиссия под руководством главного архитектора Осипа Бове. Были разработаны так называемые «типовые проекты» фасадов строений, которые были обязательными для строителей того времени. Разрабатывались эти "образцы" известными архитекторами того времени: М.Н. Казаковым, Д.И. Жилярди, А.Г. Григорьевым. И этот самый дом Палибина вполне вероятно, является типичным представителем той самой "образцовой" застройки.
В 1848 к дому со стороны двора была сделана двухэтажная пристройка. Сейчас внутренний дворик гораздо меньше в размерах, но при этом по максимуму сохранил уют и душевность тех времен.


В ходе процесса реставрации удалось выявить множество интересных фактов, обнаружить некоторые адреса и людей, так или иначе связанных с этим местом. Ученица известного живописца Н.П. Ульянова, К.И.Киселева, проведшая детские годы в этом доме, смогла сообщить много ценных сведений, и передала чудом сохранившиеся старые фотографии, по которым были проведены сложные замены сгнивших перекрытий, были укреплены стены подвала, восстановлены окна и двери.
В четырех парадных комнатах на стенах и потолке удалось "отковырять" уникальную бумажную живопись.


Такая живопись предшествовала появлению нынешних обоев и была, естественно, очень дорогой. Как правило, примерный интерьер можно было обнаружить в очень богатых особняках и дворцах. Первое, что всплывает сейчас в памяти, это уникальные и красивейшие "обои" в Останкинском дворце, которые удалось разглядеть еще до закрытия его на реставрацию. Теперь только остается надеяться, что с уникальной живописью ничего не случиться и она предстанет перед нами в том же подлинном состоянии и после ремонта.
Здесь же, в рядовом московском особняке, наличие такой живописи говорит нам о явно далеко не бедном положении его прошлого владельца.


Эти уникальные росписи на стенах и потолке спаслись, по сути, чудом. Все это великолепие долгие годы скрывалось под многочисленными слоями штукатурки и войлока из верблюжьей шерсти.
Также в процессе реставрации выяснилось, что под красивым бумажным слоем находится еще один. В качестве подложки на те самые "обои" были наклеены старые ведомости, счета, письма.
А под деревянной лестницей, ведущей на второй этаж, была "расчищена" изразцовая печь, так же доказывающая нам еще раз о солидном состоянии владельца.


Печь была сборная, ее покрывали изразцы разного рисунка и разного времени изготовления. Вероятней всего, во время перестройки дома в 19 веке печи переложили. Старые были разобраны, а новые, по тогдашней моде, сложили из крупного белого кафеля. Сохранившиеся расписные изразцы новые хозяева использовали для облицовки незаметной печки под лестницей, которая сейчас стала для нас раритетом.
Сейчас в парадных комнатах проводятся различные выставки реставрационной тематики. Можно сравнить как выглядели работы до, в процессе и после реставрации.
А на втором этаже в бывшем кабинете Саввы Ямщикова заботливые сотрудники создали небольшую мемориальную экспозицию.


Кабинет основателя института реставрации пытаются сохранить таким, каким он был при жизни знаменитого искусствоведа Саввы Васильевича Ямщикова, который, по рассказам его коллег, практически жил на работе. И сейчас тут так же продолжают жить и работать нынешние его сотрудники.
Что касается второй части экскурсии. В реставрационной комнате-мастерской нам был вкратце показан процесс по реставрации на примере одной из картин. В результате небольшой демонстрации удалось понять, насколько сложный, не легкий как в физическом, так и в моральном плане, этот процесс. И сколько нужно терпения и опыта в этой кропотливой работе.


В завершении этого краткого рассказа хотелось бы поведать еще о двух, хвостатых сотрудниках и жителях этого дома. Один из них, кот Василий, сопровождал нас на протяжении всей экскурсии. У него очень важная и ответственная должность - он специалист по ловле мышей, которые в деревянных домах не редкость, а тут не прочь лишний раз и каким-нибудь живописным холстом полакомиться.
Во дворе же был слышен лай собачки. Самого охранника мы не видели. Видимо, не считает нужным "светиться" среди посторонних ).

 

 

Добавил: Julia (01.11.2013) Просмотров: 686
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]