ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Маленький замок одного известного архитектора...

Маленький замок одного известного архитектора...
На дворе середина апреля. Восемнадцатое число, понедельник, день по определению, "тяжелый". Но не в это теплое утро, когда я отправляюсь в центр города на встречу с готической красотой, созданной одним из известнейших архитекторов в России, мастером сказочного и богатого стиля под названием модерн.

Особняк, расположенный в Ермолаевском переулке, бывший собственный дом Федора Осиповича Шехтеля, нынче является временной территорией, далекой и жаркой небольшой заморской Латиноамериканской страны под названием Уругвай. И посол этого государства сейчас здесь как раз временно проживает.

Попасть на территорию чужого государства так просто, конечно же, невозможно. Но есть одна лазейка, причем вполне официальная, когда на день Культурного и Исторического наследия, приходящийся как раз на эту апрельскую дату, очень многие иностранные представительства, посольства и резиденции открывают свои двери для любознательных жителей города.

Должна сказать, что на такого рода мероприятие я попадаю уже не первый раз.

Года три назад удалось посетить особняк Казакова — Дункер — Цетлина на Поварской, где сейчас размещается посольство Кипра, http://www.otzyv.ru/read.php?id=155886.

В позапрошлом мае, полюбоваться на Шехтелевские интерьеры в бывшем особняке Дерожинской, где сейчас расположено пристанище Австралийского посла http://www.otzyv.ru/read.php?id=174109#pagetop

А в международную "Ночь в музее", в том же мае 2014 года, побывать в еще одном собственном доме архитектора, на Большой Садовой, что совсем поблизости от нынешнего замка в Ермолаевском переулке. http://www.otzyv.ru/read.php?id=173899



Нынешнее проникновение в труднодоступный объект культурного наследия состоялось довольно легко и просто.

Запись проходила в стандартной форме на бывшем сайте небезызвестного проекта "Выход в город". В этом году, увы, экскурсионные прогулки пока "прикрыты" ввиду недостаточности финансов, которые, даже романсы не поют ). А записью и организацией дней Исторического наследия занимается Департамент Культурного наследия совместно с ВООПИиК на старом добром сайте "Выхода в город", переименованного под другую аббревиатуру.



http://dninasledia-voopik.ru/



Никаких трудностей в связи с подачей заявки, у меня не возникло. Достаточно лишь заранее ознакомиться со всеми правилами и порядком, выложенными на сайте в новостях незадолго до начала мероприятий в первых числах апреля, и выбрав для себя одну из трех предлагающихся форм записи, последовать дальнейшим указаниям.

Как и было обещано, предлагаемые к посещению посольские особняки, были опубликованы в широкий доступ минута в минуту. Конечно же, вокруг такой красоты, странно было бы не ожидать ажиотажа. Тем не менее, мне, нацеленной заранее именно на этот объект, удалось записаться сразу же, в первые минуты. Собственно, практически все места, разлетелись одномоментно, как горячие пирожки. Поэтому, наверное, какая-то доля везения, дополненная наличием высокоскоростного соединения и умением быстро щелкать по клавишам, все же в такие моменты присутствует.

Подтвержденная заявка тут же приходит в виде письма на почту, о времени посещения сообщается чуть позднее по телефону.



Лично меня нынешняя схема вполне устроила и показалась наиболее прозрачной из всех тех прошлогодних, когда запись велась через организаторов "Выхода в город " путем отправки им электронных писем с пожеланиями посетить то или иное посольство. И когда в результате приходилось буквально ждать у моря погоды, и гадать на кофейной гуще, приняли ли к рассмотрению лично твою самую сокровенную, заявочку )!



Ну а сейчас я приглашаю вас прогуляться по бывшему Шехтелевскому пристанищу и нынешнему жилищу посла республики Уругвай.

 


Этот, в общем-то нехарактерный для нашего города домик, в виде небольшого готического замка, самый московский, лично для меня, из всех московских архитекторов Федор Осипович, построил для своей семьи в 1896 году.
 


"Профинансировало" же строительство еще одно небезызвестное семейство, промышленников и меценатов, Морозовых. Дело в том, что гонорара, полученного после строительства готического замка на Спиридоновке, предназначавшегося для жены Саввы Тимофеевича Морозова, Зинаиды Григорьевны Морозовой, как раз хватило на собственный дом.
 


Тут, наверное, стоит упомянуть, что еще одно шехтелевское строение, предназначавшееся для Зинаиды Морозовой, было построено Федором Осиповичем в Подмосковных и всем известных Горках.

http://www.otzyv.ru/read.php?id=135838#pagetop



"В 1909 году она (Зинаида Морозова) приобретает усадьбу и становится ее хозяйкой. За короткий срок Зинаида Григорьевна реконструирует усадьбу. К 1910 году имение приобретает облик неоклассической усадьбы в стиле русского классицизма. Из московского особняка на Спиридоновке сюда переезжают многие вещи. Так же в подборе мебели и изменении облика и интерьера активное участие принимает знаменитый Федор Шехтель, чьи отголоски модерна проскальзывают в некоторых мебельных экспонатах, светильниках и отделке помещений".

Возвращаясь же к нашим московским красотам, нужно сказать, что края эти являются прямо-таки каким-то шехтелевским "гнездом".

Как я уже упоминала, совсем неподалеку, на Большой Садовой, находится еще один собственный дом архитектора.

 


На все той же Спиридоновке, на пересечении с Малой Никитской улицей, располагается, наверное, самое известное и самое легкодоступное шехтелевское произведение, бывший особняк известных предпринимателей и меценатов Рябушинских, он же нынешний музей – квартира Максима Горького.
 


А в соседнем Трехпрудном переулке нашему взору предстает шикарное здание товарищества скоропечатни А.А. Левенсона, после совсем недавнего ремонта.
 


Ну а если еще немного расширить границы, то в конце улицы Большая Никитская на пересечении с Садово-Кудринской, можно полюбоваться на бывший особняк Кана Н.С.
 


На Вспольном переулке, где сейчас располагается Индийское посольство, находится бывший особняк Миндовской.
 


А на Большой Никитской улице, здание театра имени Маяковского, к фасадам которого в свое время также приложил руку этот талантливейший архитектор.
 


Конечно же, на примере собственного дома, причем, любого архитектора, можно лучше всего понять и прочувствовать творческую индивидуальность мастера, когда не отвлекают никакие капризы заказчика и можно вволю творить и воплощать в жизнь все свои задуманные и нереализованные когда-то проекты и задумки.

А именно здесь перед нами как наглядный пример предстает этот дом, характеризующий определенный творческий период Шехтеля, и показывающий его переход от готики к модерну.

Сам же Федор Осипович, водивший дружбу с Антоном Павловичем Чеховым, писал ему о своем творении в несколько шутливом тоне " …построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу..."

Тем не менее, в то время в семействе Шехтелей все было далеко не радужно. В 1893 году умерла теща Федора Осиповича, Екатерина Францевна Жегина, приходившаяся ему также и кузиной, и, по сути, приемной матерью маленькому Францу Шехтелю, а в мае 1896-го скончался старший сын, семилетний Боря. Жена Федора Осиповича, Наталия Тимофеевна, на тот момент вновь ждала ребенка, поэтому, дабы как-то сгладить постигшую утрату, решено было сменить обстановку, потому как в стенах старого дома жить стало естественно невмоготу.

 


Облик здания, предстающий перед нами в Ермолаевском переулке, совсем нетипичен для Москвы. Стены выполнены из темного кирпича с элементами кладки из белого песчаника. Довольно узкими кажутся окна главного фасада, особенно на фоне большого окна главного зала. Конечно же, в глаза бросаются и башенки, мощная восьмигранная с главным входом и вторая, увенчанная острым коническим шатром.
 


Все эти черты напоминают нам романский стиль западной Европы 10-12 веков.

Но пышной готической отделки, как в соседнем Морозовском особняке, здесь уже нет.

Обращает на себя внимание и ограда дома, кованая решетка с растительным орнаментом ,выполненная в стиле модерн.

 


Над главным же входом также просматривается веяние нового стиля, роскошное мозаичное панно, изготовленное в мастерской В.А. Фролова по эскизу архитектора.
 


На панно изображен, наверное, один из главных растительных символов модерна, ирис.

И показан он здесь в трех своих состояниях: рождение, расцвет, увядание.

Латинская буква S - трактуется как начальная буква фамилии архитектора. Число же 96, скорей всего обозначает год постройки дома, но существует еще и мнение, что трактовать сей знак можно, как латинскую букву N, начальную букву имени жены Федора Осиповича, Натальи.

Дому этому, в общем-то, повезло, и до наших дней он сохранился практически в своем неизменном виде.

В небольшом дворике находится хозяйственная пристройка с подвалом, облицованная как и фасады керамической плиткой.

 


Скошенный угол украшает композиция в виде рычащего левика.
 


Войдя в дом, мы попадаем в небольшую прихожую, в небольшом окошке почти под потолком витраж, с двумя круглыми медальонами с

изображениями мужчины и женщины, исполненными в эпохе средневековья. Существует предположение, что витражи изображают портреты хозяев дома — Натальи и Федора Шехтелей.

 


В вестибюле, в который мы плавно перетекаем из прихожей, нашему взору предстает красивое деревянное панно.
 


Потолок, впрочем как и во всех остальных помещениях, украшают, характерные для готического стиля, пересекающиеся балки.

Красоту массивных дверей дополняют огромные латунные ручки.

 


Из прихожей мы, прежде всего, проходим в одну из самых колоритных комнат, бывший кабинет с огромным камином, из радомского песчаника. Украшает его шикарная лепнина с изображением сказочных зверюшек и фруктов.
 


Слева от камина находится небольшая деревянная лестница, ведущая на второй этаж на галерею, нависающую своими резными дубовыми перилами над камином.
 


В галерее по всей видимости, располагалась библиотека Шехтеля.
 


Еще одно украшение комнаты, огромное окно во всю стену.
 


Его верхнюю часть украшает витраж, состоящий из трех частей с изображениями также средневековых сюжетов.
 


Потолок, вкупе с деревянными балками, украшает невероятной красоты люстра, выполненная по эскизам Шехтеля, со сказочными зверюшками.
 


Конечно же, обращают на себя внимание створки встроенного шкафа, с витражами на растительную тематику.
 


Из кабинета мы попадаем в гостиную-столовую, собственно это одно помещение, разделенное большой аркой. Попасть в него можно также и из прихожей.

Тут практически нет никакого декора, стены и потолочные балки оштукатурены в цвет потолка.

 


Вся же мебель, и предметы интерьера, предстающие нашему взору, принадлежат посольству Уругвая и лично послу.
 


Главная же изюминка сего помещения, шикарная деревянная резная лестница, ведущая на второй этаж, где нынче расположены приватные помещения посольской семьи и доступ туда, конечно же, закрыт.
 


От лестницы, что не удивительно, просто невозможно оторвать взор.
 


Главная фишка всего этого творения, необычный фонарь-башенка, украшенная волнообразными линиями.
 


Под лестничной площадкой находится неприметная дверца с горизонтальной нишей, за которой скрыт подъёмник для доставки из кухни блюд, подаваемых к столу.
 


Еще одно необычное украшение этого помещения, кованая решетка в арочном проеме, ведущим на лестницу, со стилизованным изображением масок неких таинственных персонажей.
 


При Шехтеле под ней крепился занавес, отделявший пространство гостиной от центральной лестницы. Раздвигался занавес перед многочисленными гостями, бывавшими в доме, представляя их удивленным взорам всю красоту необычайной лестницы. А уж в те времена, кто только здесь не бывал: И Антон Чехов, и Константин Коровин, и Леонид Собинов, и Исаак Левитан, и Михаил Врубель… А также, многие влиятельные, богатые и известные многочисленные заказчики архитектора.

Сейчас эта большая гостиная также используется для проведения больших и официальных приемов.



В смежной столовой во времена Шехтеля располагалась мастерская. Единственное украшение в ней, лепная потолочная розетка.

 


В этом готическом замке Федор Осипович прожил четырнадцать, очень плодотворных лет своей жизни.
 


В 1910 году "подросшая" семья переехала в новый дом, по соседству, на Большую Садовую улицу, в котором долго прожить, увы, не удалось. С приходом большевиков, все семейство Шехтеля было выселено. Ну а далее, последовал довольно сложный, тяжелый и грустный период жизни талантливейшего архитектора, жизнь которого закончилась, по сути, трагически и с совсем незаслуженным концом…

Вдаваться в подробности и заканчивать рассказ на такой печальной ноте совсем не хочется. А если же появится желание отдать дань этому самому талантливому и самому московскому архитектору, всегда есть возможность сделать это на Ваганьковском кладбище, где в 1926 году Федор Осипович был похоронен …

 

Добавил: Julia (20.04.2016) Просмотров: 1370
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]