ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 203
Главная » Путешествия » Маленькие и большие жемчужины вокруг Чистых прудов.

Маленькие и большие жемчужины вокруг Чистых прудов.

 

 

"Что такое осень - это небо,
Плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был."


Свою первую вылазку в новом сезоне уже полюбившегося нашей семье проекта "Выход в город" мы "героически" осуществили с уже знакомым по многим, не побоюсь этого слова, практически всем прошлогодним экскурсиям, Константином Гацунаевым.
Почему "героически", надеюсь объяснять не нужно? Достаточно выглянуть в оконце, картинка в котором не меняется уже почти целый месяц.


Непременный атрибут осени, дождь, в этот сентябрь решительно ставит рекорд за рекордом! И даже, казалось бы, приходящая частенько на выручку присказка насчет природы, у которой вроде как бы нет плохой погоды, уже перестала срабатывать.
Но, тем не менее, в пятницу, совсем не 13-го, а прозаического 20-го числа нам, наверное, крупно повезло. На протяжении всей экскурсии, этот гадливый пресловутый дождик всего лишь моросил, и два часа, отведенные на прогулку и знакомство с прекрасным, прошли очень душевно и почти в "теплой" и, конечно, дружественной атмосфере.
Ну а речь в этом небольшом фотоочерке пойдет, как видимо многие уже догадались, о небольшом кусочке бульварного кольца, наверное, не оставившего равнодушным ни одного москвича.
Думается мне, что каждый из нас каким-то тем или иным образом связан с этими местами. У кого-то проходило здесь детство, кто-то в свою безбашенную юность прогуливал под тенью плакучих ив лекции, многие приходили сюда на свидания, назначали встречи, или просто "тусили" с друзьями и подругами.
А сколько сцен можно вспомнить из старых добрых советских фильмов, которые были сняты в этих поистине фотогеничных московских закоулочках в разные годы…
Наша теперешняя жизнь с ее бешеным ритмом, как правило, все время пробегает мимо, хотя порой и почти рядом.
Так уж случается, что оказавшись где-то поблизости, удается лишь бросить беглый взгляд на ходу или из окна автомобиля, и в очередной раз, подумав об осуществлении спокойной и размеренной прогулки, снова бежать по делам, или может быть в "Современник" или на Чаплыгина в "Табакерку", ну а может и на Мясницкую за вкусным кофеЕм с чаем или в Гусятников за очередной кисточкой или циркулем для дочки в "Три колор".
Так или иначе, в эти края меня забрасывает частенько. И вот наконец-то удалось, благодаря организованной вылазке, на пару часов погрузиться в эту самую что ни на есть "Москва - Московскую" атмосферу…


Наша экскурсия под названием "Жемчужины бульварного кольца", на самом деле, конечно же, охватывает малюсенький кусочек этого самого "колечка", которого по сути то в природе своей и не существует. Ведь, как известно, бульвар, исторически сложенный по периметру бывшего Белого города, в отличие от Садового, полностью не "закольцован". На карте Москвы он смотрится в виде подковы, замкнуть которую не позволяет Москва-река.
Но зато "жемчужин" и "жемчужинок" на этом небольшом отрезке действительно достаточно, и естественно, охватить все архитектурное богатство в этой небольшой прогулке невозможно. Но разнообразие стилей и направлений нам все равно, так или иначе, обеспечено. От, казалось бы, "безликого" конструктивизма до барокко, эклектики, модерна, и самого что ни на есть "классического" классицизма в различных вариациях и внушительным списком великолепных зодчих.
Первая остановка в самом начале Сретенского бульвара, рядом с новодельным памятником Шухову,


воздвигнутого на средства "короля бензаколонок", чье офисное здание уродливо красуется совсем рядышком, и от которого открывается вид на все четыре стороны.


Прямо перед нами восстает во всей красе прекрасный образец модерна, дом бывшего страхового общества "Россия", состоящий из двух корпусов, он был построен в 1902 году архитекторами Проскуриным и фон Гогеном.


Изначально дом строился как доходный. Квартиры же в нем были очень дорогие. По сути это было элитное жилье, самое комфортабельное и технически совершенное в начале 20-го века в Москве. Была проведена суперсовременная система вентиляции, электричество поступало в квартиры от собственной электростанции, работающей на нефти(видимо, влекут с тех пор эти места), питьевая вода шла из артезианской скважины. В доме имелись лифты. А в квартирах кухни были оборудованы печами для готовки и мойками. И самый шик тех времен - наличие отдельных ванн и туалетов!
Естественно, что и жильцы здесь были состоятельные и не простые.
В 1909 году в одной из квартир гостил художник Репин. В квартире номер 85 размещалось правление Футбольной лиги. А после революции в доме "России" разместился Наркомпрос, возглавляемый Крупской.
Изредка устраивались, так называемые, литературные пятницы, которыми заправлял Валерий Брюсов. Здесь же располагалось и Главное артиллерийское управление Красной армии, куда однажды, в сопровождении Максима Горького заглянул и сам Ленин.
Со временем большинство квартир превратилось в коммуналки. На площадях более 200 метров жили несколько поколений, и не всегда это были родственники. Постепенно их расселяли. Давали отдельное жилье.
Как-то раз одна из жительниц дома решила прихватить с собой облицовку старинного камина, с целью обустроить впоследствии дачку. Но кусочки керамики так и не пригодились. И когда в один прекрасный день к даме приехала погостить подруга из Америки, то увидев облицовку, упросила ту ее ей продать. Причем сопроводив свою просьбу такой фразой: "Только, ты извини, я вряд ли смогу дать тебе реальную стоимость. Я могу заплатить только $2000"…Можно себе представить, каково было в тот момент лицо хозяйки.
В лихие 90-е расселение квартир продолжилось, дом стал популярен у новых русских, цены на квадратный метр зашкаливали. В Москве в те времена еще не было элитного жилья, найти квартиру площадью от 100 метров было очень трудно. Во вновь отремонтированном жилье появлялись стометровые гостиные с огромными ванными, покупались они частенько попарно, а то и целыми этажами.
Сейчас части из них возвращена прежняя планировка.
Черты итальянского ренессанса очень неплохо вписались в московский бульвар. Даже французский гений конструктивизма, Ле Корбюзье, мечтающий посносить все на своем пути для постройки новой Москвы, считал этот дом самым красивым в городе.


Всевозможные летучие мыши, саламандра, греческие богини и амуры, украшающие здание, и поныне оставляют его одним из самых привлекательных и красивых домов города.
С этой же обзорной точки открывается прекрасный вид на широкий проспект Академика Сахарова. Этот нелепый широченный участок, втекающий в узенький Фролов переулок, всего лишь часть неосуществленного проекта по реконструкции Москвы.
Когда в 30-х годах прошлого века стало ясно, что узкая Мясницкая улица не справляется с растущим потоком, в 1935 году был разработан Генплан, по которому предполагалось параллельно улице прорубить широкий проспект , который должен был называться Новокировским. И дома, строившиеся рядом с этой магистралью, должны были соответствовать образу и облику широкой улицы. Поэтому, появление именно в этом месте шедевра Ле Корбюзье, конечно же, не случайно. Дом Центросоюза, построенный в 1936 году, огромное по тем временам сооружение, и в наше время заметно выделяется из "толпы" .


Более подробно об особенностях его строения и пяти Ле корбюзьешных принципах в архитектуре можно почитать в моем прошлогоднем отзыве

http://www.otzyv.ru/read.php?id=150326
Или в недавнем отзыве нашей форумчанки trisha http://www.otzyv.ru/read.php?id=164101
Что же касается дальнейшего строительства Новокировского проспекта, то к счастью, в связи с распадом страны, оно так и не было завершено. И многие памятники и объекты культурного наследия удалось сохранить невредимыми.


Ну а мы идем чуть дальше…
На пересечении бульвара с Мясницкой улицей находятся сразу три интересных объекта.

Под № 26 расположен сейчас главный московский почтамт.

Здание было построено в 1912 году по проекту архитектора О.Р. Мунца. И не без участия будущих конструктивистов, братьев Весниных и инженера В.Г. Шухова, спроектировавшего стеклянную крышу,


состояние которой, в данный момент, просто удручающее.


Хотя первоначально Московский почтамт и телеграф были задуманы в византийских формах, Веснины сделали его фасад в духе романской средневековой архитектуры.
Раньше на этом месте находилась усадьба князя А.Д. Меншикова. Его дворец, стоявший в глубине участка, был куплен под московский почтамт в конце 18 века. Первый корпус для почтовых карет и брик был построен в 1856 году.
Одно время в здании находился московский телеграф. Но в 1927 году съехал в специально построенное для него здание на Тверской.

Напротив дом под №21. Так называемый бывший дом И.И. Юшкова, генерал поручика и тайного советника. Был построен в конце 18 века. А автором проекта предположительно считается Василий Иванович Баженов.


В 1844 году дом Юшкова был приобретен для размещения в нем Училища живописи и ваяния при Московском художественном обществе. Позднее оно стало называться Московское училище живописи, ваяния и зодчества. А сейчас это Российская Академия, носящая имя Ильи Глазунова.

По соседству находится еще один интересный дом, главное украшение не только Мясницкой улицы, а пожалуй, один из самых популярных московских домов, не обделенный вниманием многих заморских туристов.


Дом этот как только не называют. И чайный, и дом-пагода и китайский. Но всегда становится ясно и понятно, о каком именно здании ведется речь.

Появилось это чудо на свет в 1893 году по заказу известного чаеторговца С.В. Перлова. Небезызвестный архитектор Клейн построил, вернее перестроил, уже ранее заказанное тем же Перловым здание, в китайский домик.
Чаеторговец решил "подреконструировать" таким образом дом по случаю прибытия на коронацию Николая II китайского прЫнца. Но принцы, как известно, народ капризный и непредсказуемый. И китайские тоже не исключение. И по каким то неведомым причинам принц предпочел остановиться у Перловского родственника-конкурента , Ивана Семеновича Перлова.
Но, тем не менее, дом стал популярен, и магазин соответственно тоже. Тут уж чаеторговец не прогадал. По сей день пользуется популярностью этот необычный "китайский оазис" в центре Москвы. Стены его, уже видимо, на века пропитаны кофейными ароматами, а кофе и чай, продаваемый здесь, до сих пор пользуются большой популярностью у москвичей. Считается, что именно тут пока можно купить действительно качественный и необычайно вкусный продукт.
Далее наш неспешный путь лежит вдоль Чистопрудного бульвара в сторону одноименного водоема.


Еще одно интересное строение-дом под № 4. Приют почтово-телеграфного ведомства.


Здание построено в неорусском стиле в 1898 году. Автором его является архитектор А.П. Попов.
Дом этот был собственностью московского почтамта. А его полное название звучало так: "Дом для престарелых чинов почтово-телеграфного ведомства"
А примыкает к нему здание правления Московско – Киевско - Воронежской железной дороги. Построено оно было 1891 году по проекту архитекторов Соколова и Д.Н. Чичагова. А В 1910 году вновь перестроено по проекту И.И. Рерберга. Появился третий этаж, но архитектура фасада была сохранена. Раньше на этом месте находился старый дворец графов Мусиных-Пушкиных.


Глядя на банальное административное здание под № 8, с первого раза не догадаешься, что скрывают эти стены.


За кованым забором находится бывшая усадьба Дурасовой конца 18 века. Главный, двухэтажный дом усадьбы был построен в 1794 году после сноса стены Белого города. Автором сего творения предположительно был Матвей Казаков.
Дом в стиле раннего классицизма был построен с использованием находившихся ранее на этом месте палат. Но в 1835 году обедневший род продал усадьбу казне. В нем до 1843 года помещалась комиссия для строений Москвы — по сути это было главное архитектурное управление Москвы, а затем по 1870-е годы— правление 4-го московского округа путей сообщения. Оно не только ведало путями сообщения, но и контролировало постройку всех зданий в городе. Позднее в доме долгое время находилась типография. После революции она была расширена и передана издательству "Рабочая Москва".
В 50-х годах прошлого, 20-го века его надстроили четырьмя этажами. На которых разместились редакции известных советских газет, "Московской правды", "Вечерки", Московского комсомольца".


Сейчас в стенах бывшей усадьбы находится отделение МТС-банка.


Справа от усадебного комплекса виднеется красно-белое чудо петровского барокко.

Это так называемая Меншикова башня церкви Архангела Гавриила, находящейся в Архангельском переулке.
Первоначально она была построена в 1707 году по указу Александра Меншикова. Автором проекта принято считать Ивана Зарудного, хотя так же не исключена причастность к сему творению и Доменико Трезини. Это самое раннее петровское барокко в Москве из всего сохранившегося.
Народ прозвал башню "сестрой Ивана Великого", так как высота ее в 81 метр была сравнима с высотой кремлевской колокольни.
В 1723 году в башню ударила молния, и пожар уничтожил верхнюю часть с часами, которая была деревянной. Полвека, до 1773 года башня простояла обезглавленной.
И только в 1779 году была восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою теперешнюю форму. Прежний верхний восьмиугольник был заменен куполом в стиле барокко, созданный предположительно по рисунку Василия Баженова.
Двухэтажное строение, числящееся под №10, так называемый дом с мезонином, ранее бывшее флигелем, стало отдельным домом после перестройки в конце 19 века архитектором Вебером, который украсил этот уютный домик таким красивым узорчиком, радующим нас по сей день.


Под номером № 12 , обозначенными разными строениями, сейчас находятся несколько домов эпохи 30-х годов.

Под 4-ым строением высится жилой дом кооператива "Военный строитель". Это здание было построено в 1936 году по проекту архитектора А.Ф. Волхонского.


В глубине двора сохранились остатки усадьбы С. И. Пашкова, у которого вскоре после свадьбы были в гостях Александр Сергеевич и Наталья Николаевна Пушкины.

К 4-му строению примыкает еще одно здание, выстроенное раньше, в 1931 году, в новомодном тогда, конструктивистском стиле по проекту архитекторов К.В. Аполлонова и Н. Якобсона. Дом принадлежал все тому же военному кооперативу.
Под тем же 12-м номером с припиской "А" находится самый ранний конструктивистский экземпляр из этой троицы. Это здание КожСиндиката было построено в 1927 году по проекту архитектора А.П. Голубева. Первоначально дом имел шесть этажей.
В трех нижних располагался сам КожСиндикат. А три верхних занимали квартиры, в которых жили его сотрудники.
Позднее в конце сороковых годов, здание было надстроено еще одним, седьмым этажом.


С 1989 года в доме обосновался Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества. А дом получил название фонд Ролана Быкова. Сейчас здесь по соседству располагается гроза всех мигрантов, управление ФМС России.


Следующий дом под № 14,пожалуй, главное украшение бульвара.


Это доходный дом церкви Троицы построили в начале 20-го века по проекту архитектора Л.Л. Кравецкого и, собственно, благодаря своим красивейшим барельефам, созданным художником С.И. Вашковым, он приобрел такую известность и популярность. Фасад здания покрывают чудесные животные и птицы, выполненные в технике раннего ростово-суздальского зодчества.
Первоначальный 4-х этажный дом, надстроили в 1945 году еще тремя этажами, при этом уничтожив балконы и башни на втором этаже. Но свою красоту и неординарность этот насыщенный декором дом смог сохранить и до наших дней.


Теперь же обратим свой взор на другую сторону, и посмотрим вглубь самого бульвара, где находится главная его жемчужина, Чистые пруды…



История происхождения, нынешнее название и прямо противоположное, прошлое, имеют несколько версий и легенд.
Думается, всем известен тот факт, что пруды ранее назывались ПОгаными.
По одной из версий, история происхождения Чистопрудного бульвара – одна из наиболее интересных из всех историй возникновения бульваров Бульварного кольца Москвы:" О местности, на которой на сегодняшний день располагается Чистопрудный бульвар, было известно еще с начала 16 века, так в это время здесь располагалась скотобойня Животинный двор, позже преобразованная в Государев боевой двор. Бойкая торговля мясом, проходившая неподалеку, дала название примыкающей к бульвару Мясницкой улице. Рядом было болото, поэтому все отходы мясобойни сбрасывались именно туда, из-за грязи и зловонного запаха этот водоем назвали Поганый пруд."
" А так как местность в районе Чистых прудов лежит на вершине пологого холма, то в таких местах часто бывают болота, откуда берут начало небольшие речки. Так было и здесь. Из пруда вытекал ручей Рачка (сейчас он находится в коллекторе) и с южной стороны впадал в Москва-реку. В 1699 году любимчик Петра I помещик А.Д. Меншиков приобрел участок земли на Мясницкой улице. В глубине двора он выстроил так называемую Меншикову башню, возле которой и располагался тот самый небольшой пруд. В 1710 году по инициативе помещика на улице свернули торговлю мясом, еще чуть позже перенесли на другое место скотобойню. Помещик приказал очистить пруд от грязи, в частности от отходов мясной торговли, и строжайше запретил загрязнять его, поэтому вскоре пруд стали называть Чистый. Стало использоваться название Чистые пруды, хотя фактически пруд только один"
Существует и несколько другая версия: "Согласно книге "О Московитских делах", написанной курляндцем Я. Рейтенфельсом, название возникло из-за того, что на этих прудах иноверцы балты поклонялись своим языческим богам. Ведь в допетровские времена слово "поганый" не использовалось в значении "грязный", а отождествлялось со словом язычник, поскольку происходило от латинского "paganus" - "языческий". Вышеупомянутая книга повествует о том, что именно на Поганом пруде в Москве иноверцы поклонялись своим богам"
Ну и еще одна, тоже довольно интересная версия: " По этой версии на месте нынешнего Чистопрудного бульвара стояло село, принадлежавшее боярину Степану Кучке. Однажды князь Юрий Долгорукий, рассерженный плохим приемом боярина, приказал его убить, а тело бросить в пруд, от чего последний стал называться Поганым".


Сейчас же, в зарождающуюся пору золотой осени пруд выглядит особенно привлекательно, очень живописно и фотогеничен, как никогда. И никакие каверзы погоды не смогут омрачить эту московскую красоту.

Раньше с левой стороны к пруду примыкало 2-х этажное здание, построенное в 60-х годах по проекту Ю.Н. Шевердяева, архитектора театра Кукол, кинотеатра "Россия", Центрального дома художников. К концу 80-х годов, здание, претендовавшее на роль маленького шедевра архитектуры, пришло в упадок, и было разобрано. На его месте в 90-х годах построили так называемый комплекс "Белый лебедь", а в 2006 году перестроили снова и почему то сейчас выкрасили в желтый цвет. Сейчас в здании располагается велнес-клуб "Чистые пруды".


Пару строк хотелось бы посвятить домам на противоположной стороне.
Высокий светло-зеленый дом под № 23 , так называемый дом Телешевой был построен в 1900 году по проекту В.В. Баркова.


Художница Елена Андреевна Телешова была владелицей дома до 1917 года. Квартиры в доме предназначались для сдачи в аренду. А сама она с мужем, писателем Н.Д. Телешовым, жила по соседству.
Елена Андреевна, урожденная Карзинкина, принадлежала одной из старейших московских купеческих династий, известной как своими предпринимательскими талантами, так и увлеченностью музыкой и живописью. Окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и была ученицей Поленова. Первоначально дом был одного роста с соседом. Но в 1947 году его надстроили на три этажа. В этом же доме находится библиотека, открытая в 1907 году, которая называлась тогда "Современной". После революции ее национализировали, а позднее переименовали в "Достоевского". А под № 19 находится так называемый дом Гуськова. Не правда ли, знакомая фамилия?
Но Гуськов из легендарного рязановского "Гаража" к бывшему владельцу этого дома не имеет ровным счетом никакого отношения. Это была собственность купца, потомственного гражданина Александра Павловича Гуськова, разбогатевшего на торговле мехами. Под этим номером на самом деле находятся два дома, имеющие отношение к Гуськову. И один из них, бывший кинотеатр "Колизей", ныне известный и очень популярный театр "Современник".


Здание было построено в неоклассическом стиле в 1914 году по проекту архитектора Р.И. Клейна.
Кинотеатр этот был, в какой-то степени, уникальным, совмещая в себе и кино и театр. При входе был огромный вестибюль с буфетом. Из него можно было пройти еще в один буфет или в зал, оборудованный сценой, на которой перед сеансом выступали артисты. На втором этаже была читальня. А в большом зрительном зале был бельэтаж и боковые ложи. Экран помещался на сцене, и его при необходимости можно было убрать. Использовался он и для торжественных собраний. В 1928 году писатель Максим Горький встречался здесь с московскими пионерами. Отсюда же уходила на фронт будущая героиня Зоя Космодемьянская.
Ну а что касается второго дома, то построен он был в 1901 году по проекту архитектора А.В. Иванова. А все квартиры в нем сдавались в аренду. Первоначально дом также был 4-х этажным, и надстроен уже в 30-х годах двумя этажами.


Дом под № 13 принадлежал в начале 20-го века М.П. Черкасовой. И предположительно, изначально был пятиэтажным. Позже собственником дома был провизор Павел Григорьевич Поллак, живший в нем вместе с женой и дочерью. В 30-х годах его надстроили еще одним этажом.

Соседний, веселенькой салатовой расцветочки, дом под № 11, перестроили в 1900-х годах из дома середины 19 века.


Четыре его этажа занимали квартиры, сдававшиеся в аренду.
Заказчицей была вдова гвардии-ротмистра А.И. Балашова, Анна Ивановна Балашова.
В 1940-м году дом начали надстраивать для Наркомата вооружения СССР. И жильцы уже было настроились на обновление, с нетерпением ожидая центрального отопления, установку батарей и прокладку труб. Но война внесла свои коррективы. И достроили его только в 1944 году. В это же время справа появился необычный подъезд, прозванный "генеральским", к которому подкатывали автомобили наркома Устинова и генералов Наркомата.
В 70-е годы жильцов переселили в новые квартиры, а из элитного дома сделали гостиницу для министерства Черной металлургии. И только в 2000-х годах жилье вновь приватизировали и отремонтировали. Сейчас оно снова стало элитным.

Постконструктивистский дом под № 9 построили перед самой войной в 1941 году по проекту М.С. Шерфетдинова. Изначально он предназначался под жилье. Да и сейчас, спустя 70 лет не изменил своему предназначению.


Рассказывать об этих удивительных местах и гулять под раскидистыми ивами, любуясь красотами московских бульваров, можно до бесконечности. Объять необъятное в одной небольшой прогулке, конечно же, не реально.
Поэтому, как всегда, продолжение следует…и очень хочется надеяться, что оно уже "не за горами")!

 

 

Добавил: Julia (30.09.2013) Просмотров: 809
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]