ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202
Главная » Путешествия » Киевский вокзал как шедевр железнодорожного строительства. Красоты и особенности архитектуры.

Киевский вокзал как шедевр железнодорожного строительства. Красоты и особенности архитектуры.

Последние недавние выходные оказались «богатыми» на посещение разного рода достопримечательностей и красот. Как-то так все удачно «срослось», что удалось записаться аж на целых три интересных и разных по своему формату экскурсии на проекте «Выхода в город».
Субботнее утро было встречено на Киевском вокзале.

А завершение дня ознаменовалось ночной автобусной поездкой по историческим местам в той или иной степени связанных с родом Романовых. Ну а в воскресенье небольшой экскурс в историю театра был проведен в доме-музее великой русской актрисы Марии Ермоловой.

Но обо всем по порядку...
Направляясь не слишком ранним, слегка бодрящим морозным субботним утром на Киевский вокзал, мы с Лешкой пытались вспомнить последнее его посещение. Оказывается, не так уж и давно это было. Недалече, как в прошлом году, мы на осенних каникулах отправляли в стольный град Киев дочку с классом. Сами же последний раз отчаливали на поезде с визитом в украинскую столицу аж в 2008-ом. И как-то все те посещения происходили со слегка выпученными глазами, галопом с чемоданом по подземным переходам до платформы. В общем, в те моменты совсем не до красот было, и в самом здании в зале ожидания не пришлось побывать, и поезда отправлялись с обычной уличной платформы, а не из под шуховского дебаркадера.
Поэтому сегодня попытаемся взглянуть на вокзальный комплекс с другого ракурса, абстрагировавшись от типичной суеты, грязи, бомжей и попрошаек.
Встреча с гидом, Натальей Шашковой, состоялась на площади Европы.

Ранее же место это именовалось Дорогомиловской слободой. В далеком 15 веке сюда из Вязьмы переселили "государевых ямщиков», крестьян, освобожденных от всех повинностей, но обязанных заниматься извозом– перевозкой пассажиров и грузов. По сути это первая организованная система сообщений (далекий предвестник нынешнего РЖД и МПС), которая окончательно оформилась в годы правления Ивана III, завершившего государственное объединение Руси. Тогда же в разных концах Москвы были заселены Тверская-Ямская, Переяславская, Рогожская, Коломенская и Дорогомиловская ямские слободы. Там проживали ямщики, состоявшие на государственной службе.
К 19 веку уже «Общество Киевско-Воронежской железной дороги» выросло и развилось, и было принято решение проложить со стороны Брянска железнодорожные пути к Москве. А Дорогомиловская слобода как нельзя лучше подошла для строительства нового вокзала. В те времена место это было свободно от застройки, занято в основном огородами и складами. Поэтому, «обществу» удалось существенно сэкономить, так как не нужно было тратить лишние суммы на снос домов и выкуп собственности (как впрочем и сейчас). Правление железной дороги обратилось к Городской Думе с просьбой выделить для застройки участок так называемых "Бережковских огородов", и получило «добро», но с небольшим «Но».

Дело в том, что в новых условиях старый деревянный Бородинский мост через Москва-реку в направлении движения к вокзалу, мог не выдержать усилившегося потока. Да и набережная была далека от совершенства, ее всякий раз размывало в сезон паводков. Поэтому, дума обязала железнодорожников укрепить набережную и перестроить мост. Вот бы нам сейчас так же! И в 1868 году старый деревянный Бородинский мост, построенный в 1837 году, заменили железным. Автором проекта стал инженер В.К. Шпейер.
А в марте 1899 года появился вокзал, названный в те времена Брянским. Общий вид его был далеко не привлекательный. Здание было вытянутым с 2-мя «провинциальными» подъездами. И частенько подвергалось критике и насмешкам. Но, тем не менее, простояло более 10 лет. А в 1912 году, в столетнюю годовщину Бородинского сражения, правление железной дороги выделило средства для строительства нового здания . Ведь станция располагалась у начала дороги, ведущей в Бородино и путь лежал через Бородинский мост, который снова пришлось перестраивать уже по проекту Клейна.

Над зданием же нового вокзала работали такие известные московские мастера архитектуры, как Иван Рерберг и Вячеслав Олтаржевский. Имя последнего знакомо нам как минимум, по высотному зданию, расположенному по соседству, гостинице «Украина».
Здание выполнено в строгом неоклассическом стиле с элементами ампира и, несмотря на все тяготы первой мировой войны и последующих революций, в 1918 году Брянский вокзал был практически достроен.
Оно стало в те времена не только самым большим вокзалом в Москве, но и одним из самых красивых строений в городе, где во всю тогда господствовал модерн.

На фасаде здания размещены аллегорические фигуры, олицетворяющие промышленность и сельское хозяйство, выполненные из бетона – тогда еще не слишком популярного, но уже новомодного строительного материала.
В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский, а на следующий год началась реконструкция привокзальной площади, в результате которой она была расширена и включила в себя набережную реки Москвы. Ассиметрично вокзалу была установлена 51-метровая башня с часами. Она украшена скульптурами орлов, напоминающих нам памятники с Бородинского поля. А часы, установленные на этой башне, в своем роде уникальны, так как являются механическими и переводились вручную два раза в год на зимнее и летнее время, так же как и Кремлевские куранты.

Уже в 2001 году эта площадь была вновь реконструирована и превращена в площадь Европы, где установлены сейчас 48 колонн с флагами европейских стран и скульптура "Похищение Европы".


Так же стоит отметить, что в 1937 году не менее известным архитектором Чечулиным рядом с вокзалом строится станция метро Киевская. А в 1954 году появился подземный зал кольцевой станции метро. Так же в эти годы к северной части Киевского вокзала пристроили еще одно здание. В нем разместились пригородные кассы и вестибюль станции метро Киевская.

А теперь взглянем на здание вокзала изнутри. Тем более, что своим внутренним убранством оно ни в коей мере не уступает наружному обозрению.

Площадь центрального зала ожидания составляет 900 квадратных метров.

До наших дней кое-где еще сохранились фрагменты настенной и плафонной росписи.
Росписи выполнили художники Игнатий Навинский и Федор Рерберг, а скульптурные композиции – Сергей Алешин.

При входе справа сейчас расположен храм-часовня в честь иконы Киево- Печерской божьей матери.


А чуть в глубине раскинулась выставка, посвященная мадридскому вокзалу-Аточа.

Ну а, главной достопримечательностью и так сказать основной «фишкой» всего вокзального пространства является конечно же, творение выдающегося инженера тех времен ,автора уникальной шуховской башни на Шаболовке, Владимира Григорьевича Шухова–это дебаркадер, платформы которого накрыты огромной застекленной аркой в форме параболы. Изящная конструкция, состоящая из стекла и металла, напоминает подвешенный в воздухе прозрачный купол. Это одна из самых известных архитектурных работ Шухова в Москве, и настоящее украшение Киевского вокзала.


В канун Олимпиады конструкция была модернизирована и расширена. А в 2003-04 годах дебаркадер был перестроен по упрощённому проекту. Двадцать семь клепаных шуховских стальных арок перекрытий заменили сварными, и оставили только четыре клёпаные арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала.

Но внешний вид шуховского творения существенно не изменился.

Сейчас под этот величественный стеклянный купол приходят экспрессы из Аэропорта Внуково.


На этом наша экскурсия завершилась. А выйдя наружу, к торговому комплексу «Европейский», на мгновение можно почувствовать парижские нотки…

Правда, ветка метро Париж-Москва, нам пока еще только снится…

Добавил: Julia (29.11.2012) Просмотров: 947
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]