ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Ходынка. Маленькие крупицы былых красот…

Ходынка. Маленькие крупицы былых красот…

 

Честно говоря, долго думала, с чего начать этот рассказ…
О своих родных окрестностях пишу уже не первый раз, но видимо, та картина, которая сейчас открывается взору, не дает совсем адекватно и спокойно подойти к описанию этого места.
Уже почти год на месте бывшего легендарного аэродрома раскинулась большая стройка. И совсем скоро здесь будет большой торговый центр. Все прозаично и банально…

Ашан, ОБИ и прочие блага цивилизации с развлекательным комплексом вместо ландшафтно-исторического парка и музея авиации. Все, что осталось от авиасалона 1989 года, и должно было стать основой для будущего музея в стране, покорившей космос, взрастившей Циолковского, Жуковского, Гагарина, Королева..., сейчас вроде бы где-то сиротливо собрано в небольшую кучку….

Все-таки, наверное, не совсем уместно начинать рассказ об этих местах, хранящих в себе столько исторических моментов, радостных и грустных, печальных и великих на такой пессимистичной ноте. Но для меня, прожившей в этих краях всю свою сознательную жизнь, где прошло детство, юность, и где я, собственно, так и продолжаю проживать, честно признаться, стал откровением тот факт, что первый центральный аэродром и первый московский аэропорт, функционирующий, пусть и не в полную силу, но до совсем недавнего 2003 года, сейчас превращен в большую стройку.


После возведения Гранд-Парка и Ледового дворца

появилась надежда, что оставшийся кусок поля будет благоустроен под уютный сквер,

а часть взлетной полосы останется под нужды военных, использующих этот кусочек как место дислокации при подготовке военных парадов на Красной площади. Но, начавшаяся было стройка станции метро,

плавно перетекла в грандиозное строительство более выгодного финансового объекта…

Поэтому, появившаяся в списке проекта "Выход в город" экскурсия под названием "Легендарная Ходынка: учение-лечение-увеселение", конечно же, не осталась без внимания.
Бродить по сохранившимся объектам этого исторического района мы отправились с гидом, уже зарекомендовавшим себя по прошлогодним усадебным вылазкам, Зоей Дмитриевой. И охватила она небольшой кусок около бывшего Ходынского аэродрома, начиная с Хорошевского шоссе и заканчивая нынешним Ленинградским проспектом и Беговой улицей.

А теперь все по порядку…
Территория обширного Ходынского поля известна аж с 14 века. Первое упоминание об этой местности, занимавшей почти всю нынешнюю территорию Хорошевского района, связано с временами правления Дмитрия Донского, который завещал подмосковный, тогда еще Ходынский луг, своему сыну Юрию Дмитриевичу.
Само же название Ходынский, пошло от протекавшей по нему речке Ходынке, сейчас замурованной в коллектор.
Ее остатки еще можно встретить на противоположной стороне Хорошевского шоссе.

Речка вида еще того…хотя вокруг таблички, извещающие о водоохранной прибрежной зоне.
Довольно долгий и протяженный период поле оставалось невостребованным и не застроенным участком земли, использовавшись лишь под пахотные земли. В 17 веке войска Василия Шуйского сражались на них с Лжедмитрием II.
А в 1775 году после победы над Турцией Екатерина II повелела сделать Ходынское поле ареной проведения грандиозного народного гуляния. После этого, с ее легкой руки, традиция отмечать на Ходынке важные массовые события, закрепилась. Так поле стало традиционным местом для проведения празднеств после царских коронаций. Ведь, все российские императоры короновались именно в древней столице!
В 1834 году на Ходынском поле открылся ипподром. Сейчас, конечно же, это территория, находящаяся уже далеко за пределами поля. Беговая улица, по которой ныне проходит часть ТТК, отделяет ипподром от исторически сложившейся местности.
Нынешнее здание архитектора Жолтовского, построенное в 50-е годы прошлого столетия, является несомненным украшением этого района.
Разные исторические подробности, касаемые бегов, скачек, истории выведения орловских рысаков, можно прочитать по ссылке…

http://www.otzyv.ru/read.php?id=151235
В прошлом году мне удалось побывать на экскурсии в этом легендарном месте и узнать много интересного из жизни симпатичных зверюшек и их воспитателей.
Ну а вот так смотрится здание ипподрома и квадриги лошадей в вечерних сумерках


Конечно же, первое, что вспоминается при упоминании названия этой местности, это одновременно и торжественное и грустное событие, связанное с коронацией в 1896 году последнего русского императора Николая II. Когда из-за неэффективной организации торжеств, в страшной давке погибло более 1300 человек и еще почти столько же получили тяжелые увечья. А последний русский царь стал именоваться после всех этих страшных событий Николаем Кровавым.
Главной ошибкой устроителей тогда послужило включение в коронационную программу народных гуляний с даровыми угощениями - пивом и медом и вручения всем царских гостинцев. Каждому пришедшему обещали выдать пайку с колбасой, конфетами, пряниками и памятной кружкой с царским вензелем и позолотой. Такая ловушка оказалась роковой для многих из полумиллиона пришедших на Ходынское поле.
Площадка для празднества была оборудована напротив Петровского дворца. Но власти-устроители не удосужились должным образом все подготовить и обустроить. Сама праздничная площадка была минимальной по размерам, а поле все изрытое рвами, колодцами и ямами. И, конечно же, толпа людей оказалась в самой настоящей ловушке.
А вот что пишет об этом известный москвовед, Владимир Алексеевич Гиляровский: "Наконец, около нескольких средних палаток стало заметно волнение. Это толпа требовала у заведовавших буфетами артельщиков выдачи угощений. В двух-трех средних балаганах артельщики действительно стали раздавать узлы, между тем как в остальных раздача не производилась. У первых палаток крикнули «раздают», и огромная толпа хлынула влево, к тем буфетам, где раздавали. Страшные, душу раздирающие стоны и вопли огласили воздух... Напершая сзади толпа обрушила тысячи людей в ров, стоявшие в ямах были затоптаны..."
Сейчас место гибели тысяч людей ориентировочно находится на нынешнем 1-ом Боткинском проезде.
Конечно же, никаких памятников, зданий и сооружений с тех времен не сохранилось.
А по этим старинным сохранившимся фотографиям можно примерно представить себе и воссоздать картину прошедших событий.


Императорский павильон и Петровский путевой дворец

Ларьки с бесплатным пивом…

И жертвы трагедии…

Фотографии взяты с сайта http://oldmos.ru/old/

В 19 веке, вблизи Ходынского поля, располагались военные лагеря, затем перестроенные в Николаевские казармы, которые после революции были переименованы в Октябрьские.
Даже сейчас некоторые из них сохранились, и мы смогли увидеть небольшой кусочек одной из них через высокий забор.

Эти казармы расположены под номерами с 19 по 21 по улице Поликарпова. Построены они были в 1901 году архитектором С. У. Соловьёвым.
В 1892 году при военных лагерях был построен деревянный храм Сергия Радонежского.

Возведен он был на средства благотворителей архитектором И.П. Херодиновым в псевдорусском стиле. После революции храм закрыли, а к 30-м годам и вовсе снесли.
В 90-х годах прошлого века появились планы по его восстановлению. А в 2000-м митрополит Алексий II дал благословение на создание прихода.
Строительство предусматривалось в рамках проекта архитектурно-ландшафтного парка на Ходынском поле. Новый храм планировалось построить немного западнее прежнего места, ближе к проезду Березовая роща и недалеко от бывшей взлётно-посадочной полосы Центрального аэродрома. На его будущем месте установлен деревянный крест, возле которого в июле 2012 года состоялась первая литургия. Но не все так гладко. На выделенную под его строительство землю, претендует мин. обороны, добивающееся этого права через суд.

Засветилась Ходынка и как место проведения крупных выставок. Самая известная из которых - Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года.
Экспозиция была размещена в отдельных специально построенных для этого события, павильонах на площади в 30 га.
Основной проект и рабочие чертежи были выполнены известными архитекторами тех лет, А. Е. Вебером и А. С. Каминским. Они же занимались и постройкой основных, главных павильонов. Кроме того, было построено еще несколько важных павильонов: садоводства, кустарного дела, и павильон для показа домашних животных.
Одним из основных, и единственный сохранившийся до наших дней, являлся императорский павильон, построенный в стиле русского зодчества, предназначенный для высших кругов и закрытый для посетителей.
Сейчас здание находится на территории "Стадиона юных пионеров" и размещается в нем помпезный и дорогущий французский ресторан "Паризьен" с не очень-то дружелюбным персоналом.

Конечно же, богатой отделкой выделялись павильоны известных владельцев заводов, фабрик и других промышленных предприятий. Засветились на этой выставке и фарфоровый заводчик Кузнецов и сахарный король Абрикосов, и водочный магнат Штритер. Экспозиция московской фабрики благовонных товаров «Брокар и Ко», соорудившая фонтан с одеколоном была награждена золотой медалью выставки.
А главным украшением стенда Златоустовского оружейного завода стал огромный государственный герб России.
Впервые на территории выставки была сооружена электрическая железная дорога, построенная питерской фирмой «Сименс и Гальске». — Линия в триста метров пользовалась большой популярностью, мини-поезд провозил за сутки около 800 пассажиров. За четыре месяца работы выставку успело посетить более миллиона человек.
Центральный павильон простоял на Ходынке до 1895 года. В нем устраивались различные экспозиции, крупнейшими из которых были Всероссийская ремесленная выставка 1885 года и Французская торгово-промышленная выставка 1891 года. Затем сборно-разборную каркасную конструкцию здания перевезли в Нижний Новгород на Всероссийскую выставку 1896 года.
Ну а полюбоваться на архитектурные шедевры тех времен можно опять-таки по старым сохранившимся фотокарточкам, взятым с сайта
http://oldmos.ru/old/
Вот так выглядел тот самый императорский павильон, нынешний "Паризьен"

А это главный выставочный павильон, перекочевавший в Нижний.

Павильон Руссо-Балтийского вагонного завода, бывшего одновременно производителем тяжёлой техники.

Павильон садоводства


Стенд товарищества "Никольской мануфактуры Саввы Морозова Сын и К"

Скульптура «Слава России», за которой Павильон кустарных промыслов.

Павильон товарищества "А.И. Абрикосов и Сыновья"

Стенд пивоваренных заводов - Шаболовского и Хамовнического.

Музыкальный павильон

Павильон "Товарищества М.С. Кузнецова".

Стенд Императорского Фарфорового завода

Павильона "Сименс и Гальске" и электрическая железная дорога

Экспозиция парфюмерии


Ведя рассказ об окрестностях Ходынского поля, конечно же, нельзя не упомянуть про огромный комплекс Боткинской больницы.
Построена она на средства почетного гражданина Москвы, купца первой гильдии Козьмы Терентьевича Солдатёнкова

Это была первая бесплатная больница "для всех бедных без различия званий, сословий и религий".
Строилась она под руководством известного зодчего, мастера модерна, архитектора Иллариона Иванова-Шица. Официальное открытие состоялось в 1910 году. А Московская городская Дума постановила присвоить учреждению имя ее мецената, К. Т. Солдатёнкова.
Инициатором основания больницы стал Фёдор Александрович Гетье, который впоследствии сделался её главным врачом.
Сейчас его бюст находится на одном из главных корпусов, выходящих на 2-ой Боткинский проезд.

В соседнем корпусе, пребывающем в данный момент на ремонте, в 1922 году профессором В. Н. Розановым была проведена операция В. И. Ленину по удалению пули, оставшейся после покушения эсерки Каплан.

Возле главного центрального входа установлен памятник Сергею Петровичу Боткину, чье имя носит это заведение с 1920-го года.

Неподалеку от памятника Солдатенкову установлен мемориал, посвященный годам Великой Отечественной войны. В стенах больницы выхаживали раненых, свезенных сюда с различных фронтов.


К больничной территории приписаны и примыкают два храма.
Это церковь святых бессеребренников Космы и Дамиана и храм Отрада и Утешение на улице Поликарпова.
Солдатенков, будучи старообрядцем, православных храмов не строил. Но в завещании при больнице предполагался храм. Поэтому, по проекту Иванова-Шиц на территории было выстроено здание, состоящее из анатомического театра и церковной части. В верхнем ярусе здания был сооружен храм, вмещающий до 300 человек. Внизу были пристроены два небольших придела — часовни для отпевания усопших. В северном приделе совершалось отпевание незаразных больных, а в южном - заразных. К часовне южного придела примыкало отдельное помещение для родственников, которые могли присутствовать при отпевании усопших заразных больных.
В 1911 году храм был освящен, но приходская община не существовала, на службах присутствовали только больные и медицинский персонал. После революции, в 20-х годах его закрыли, кресты поснимали. Долгое время здесь располагались кабинеты лаборатории морга.
И только в1992 году после завершения строительства нового патологоанатомического корпуса, здание было освобождено. В 1997 году больница передала патриархии пустующее помещение. Сейчас храм реставрируется, а по пятницам возобновлены службы.

На улице Поликарпова находится еще один храм, приписанный к Солдатенковской больнице.
Это храм иконы божьей Матери "Отрада и Утешение".

Заложен он был в 1907 году "в память Великого князя Сергея Александровича и всех верных долгу и присяге царских слуг, павших за царя и отечество во время революционных событий 1905 года" при огромном стечении народа и в необычайно торжественной обстановке.
Автором проекта стал архитектор В. Д. Адамович. И уже через два года он был построен и освящен.
Внутри находился уникальный мраморный двухярусный иконостас с золотой отделкой, плащаница, вышитая шелком и золотом по особому рисунку Васнецова. И его же икона "Тайная вечеря". Внутри по стенам были расположены огромные мемориальные мраморные доски, с именами лиц, убитых по политическим мотивам с 1904 по 1907 годы.
Храм продействовал всего 12 лет и уже в 1922 году был закрыт, все ценности из него были изъяты, звонница была разрушена, а внутри разместился один из цехов авиазавода. Лишь остатки красно - кирпичной кладки в византийском стиле напоминали о его существовании. Удалось сберечь его и от полного сноса в конце 80-х годов. А в 1991 он был полностью передан верующим.
Сейчас здание храма отреставрировано, в нем регулярно проводятся службы.

Ну и наконец-то, хотелось бы поведать, наверное, о самом о главном назначении Ходынского поля, которое смогло просуществовать до нашего времени и вписаться в новейшую историю нашей страны.
На этом, по сути, небольшом кусочке Москвы зародилась наша авиация. В 1910 году Общество воздухоплавания создало здесь аэродром, построенный в основном на пожертвования любителей авиации, а позднее переименованный в «Центральный аэродром имени Фрунзе».

Официальное открытие состоялось 3 октября 1910 года в присутствии военного начальства и многих русских авиаторов. Первый взлёт с аэродрома совершил М. Ф. Де-Кампо-Сципио.
А с мая 1922 года отсюда стали выполняться первые в России международные авиарейсы. Затем начались и авиарейсы внутри страны. Путь из Москвы в Нижний Новгород в 420 километров преодолевался за 2,5 часа. Полёты выполнялись на четырёхместном моноплане АК-1.
Здесь совершали свои первые полеты выдающиеся летчики. Чкалов, Нестеров, Уточкин. И отсюда же Чкалов совершил свой последний полет. Он погиб в 1938 году при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180. В 1998 году по распоряжению мэра на месте его гибели был установлен памятный камень, который находится в районе дома № 52 по Хорошевскому шоссе.

В 1920 году здесь был создан научно-опытный аэродром (НОА) Главвоздухфлота республики, позднее преобразованный в Научно-Опытный аэродром ВВС СССР. А в 1931 году вблизи аэродрома построили первое в стране здание Аэровокзала.

В 1937 году появилась первая бетонная взлетно-посадочная полоса.
Постепенно поле вокруг аэродрома обрастало ведущими и знаменитыми авиационными КБ.: Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева. Поныне находятся здесь три авиастроительных предприятия. Это завод № 30, ныне Производственный центр им. П.А. Воронина РСК «МиГ», завод № 51, знаменитая Компания „Сухой", завод № 240 ныне Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина.
В конце 40-х годов в связи с открытием новых аэропортов Быково и Внуково часть авиарейсов была переведена в Подмосковье. А основным назначением Центрального аэродрома стали испытания новых самолётов.
Особенной популярностью площадка пользовалась у Миговцев, а в 50-е годы на аэродроме испытывались производимые заводом пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, бомбардировщики Ил-28.

С 1960 по 1971 годы на аэродроме функционировала «Центральная вертолётная станция», выполнялись пассажирские рейсы в аэропорты.

В 1971 и 1979 годах здесь проводились испытания таких монстров как Ил-76 и Ил-86. Взлет осуществлялся в сторону улицы Куусинена. Прямо над жилыми домами.
А заходя на посадку, самолет буквально нырял носом.

Естественно, что с годами интенсивность полетов снижалась. В условиях разрастающегося города поводить испытания огромных пассажирских лайнеров становилось все труднее. Но, тем не менее, в начале 90-х годов отсюда совершил свой первый полет Ил-96-300. С трудом можно себе представить эту взлетающую над жилыми кварталами стальную птицу. И какова же должна быть уверенность главных конструкторов в безопасности данного мероприятия!!!

В окрестностях Хорошевского шоссе на 1-ом Хорошевском проезде и улице Поликарпова расположен квартал авиаторов.

Дома заселялись работниками ближайших авиапредприятий. Во дворах до сих пор можно встретить еще вот такие скульптурные композиции, модный тренд тех времен.

А вот несколько воспоминаний местных жителей, найденных на просторах инета:
" Насчет Ходынки: из нашего дома кое-кто работал там, на каком-то из авиазаводов. Помню, однажды один человек привез в числе дров на зиму несколько деревянных пропеллеров.) По утрам нередко было слышно таинственное завывание, отец объяснил мне, что это - аэродинамическая труба. Самолеты над головой пролетали нередко."

" Взлёты с курсом 93 над самым домом.
Наземная транспортировка самолётов ночью.
Конюшня на территории завода, со скандалом ликвидированная.
Эпопея строительства ГВЦ с удивительным котлованом.
Ил-14. Летал каждый день, возил родителей в Раменское и обратно; в просторечии именовался «трамвай
"
" О позывных.
Не знаю как сейчас, до недавнего времени аэродромом пользовалось несколько ведомств, расположенных по соседству: ильюшинцы , КБ Сухого, МиГ, заведение южнее (до того пока не обзавелись своей площадкой) и мн. др. Каждое из них имело свой собственный/специальный позывной, а одно - даже что-то типа своего собственного КП. Посему ловил в эфире: Просвет, Колба, Титан. «Владыка» вроде не попадался, не помню уже.
Но один из частых в очень недавнем прошлом и, видимо основной, – Гарпун.
"

" С другом забавная история в 70-е была. Он работал на Скорости (Як), работал "мелкой сошкой", но частенько приходилось и летать, как он говорил "изображая мешок с песком", с "фирменными" пилотами был на "ты". Ну был как-то в ЛИИ в командировке, собирается домой, и на поле встречает Мухина "- Привет, ты куда? -Домой. - О!, И я на Центральный, полетели! - Да ты что? -Да, ерунда!" ну, сказано-сделано. Вместо 2-3 часов дороги (автобус, электричка, метро... везде подожди...) - Як-40, и минут через 40 был дома. Хорошо. Сидит, пьёт чай, время к ночи - звонит телефон. Вежливенько, но не слишком любезно так, его спрашивают по имени-отчеству, ну он говорит - да, это я. И следует естественный вопрос "- А как это Вы там оказались? Мы Вас тут только еще с собаками не ищем!" Корешок пропуска одноразового-то в проходной есть, а человека - нет :)"

В 1989 году на Ходынском поле была организована авиационная выставка. На поле было собрано 70 десятков раритетных теперь уже экспонатов, раздобытых из разных мест. Например, Ил-14, переданный Джохаром Дудаевым, стояли на Ходынке и пять истребителей Су-15, среди которых был тот, что сбил в 1983 году южно-корейский «Боинг» вместе с пассажирами.

О создании музея договорился с Министерством обороны маршал авиации Александр Силантьев. И В 1991 году здесь был открыт музей авиации, у которого судя по всему уже нет будущего.

В 2005 году столичные чиновники решили застроить Ходынское поле жилыми домами. А взамен предложили Министерству обороны создать Национальный музей авиации и космонавтики. Военные отдали землю, но музей так и не был построен. Самолеты, конечно же, никто не ремонтировал. У Минобороны не было денег, а городские власти не имели права финансировать ремонт федеральной собственности.
Теперь на этом месте большая стройка и комплекс элитных домов…

На месте бывшего аэровокзала сейчас торговый центр "Авиасити".

Сохранились по сей день три башни КДП (командно-диспетчерского пункта),

и частично взлетно-посадочная полоса, на которой теперь проходят заезды и тренировки по дрифтингу.

Последний самолёт взлетел отсюда всего лишь 10 лет назад, 3 июля 2003 года, это был противолодочный Ил-38SD для ВМС Индии. В этом же году аэродром был закрыт и исключён из «Перечня аэродромов совместного базирования РФ».


Ну а в конце рассказа хочется поделиться ссылкой вот на такой фильм с поистине символическим названием….
https://www.youtube.com/watch?v=gc76J_N9Vrw&feature=youtu.be

 

 

Добавил: Julia (07.10.2013) Просмотров: 1819
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]