ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » И вновь ночной Москвы преображенья… Снова в город с «Выходом в город». Весенний сезон начался.

И вновь ночной Москвы преображенья… Снова в город с «Выходом в город». Весенний сезон начался.

 

 

Шел 53-день февраля долгой, снежной и холодной зимы 2013 года…В этом году погода, видимо, решила всласть наэкспериментироваться над бедным людом, вконец изможденным непрекращающейся мерзлотой, которая казалось уже готова была перерасти в статус «вечной». Но, все ж, согласно одной поговорке, ничто не вечно под луной! И в нашем царствии снежной королевы, начал робко проблескивать лучик того самого весеннего теплого счастья. Медленно, но верно погодный градус стал приближаться к нулевой отметке. А вместе с ним от зимней спячки наконец-то пробудился уже многим полюбившийся экскурсионный московский проект «Выход в город». И подстать погоде, медленно, но верно пошла работа.
Первые экскурсии начались, можно сказать, в экстремальных условиях, в снег, пургу и метель. Но изголодавшийся по прекрасному люд людской, уже никакие погодные условия остановить не могли.
Ну а лично наше семейство открыло весенний сезон с уже знакомым по прошлоосенним экскурсиям, гидом, Сергеем Сергеевым. С ним мы бродили в премерзкую погоду по Ивановской горке, ездили на автобусную экскурсию по замкам северных окраин.
Начало этого года ознаменовалось двумя автобусными экскурсиями. Первая из них вечерне-ночная, под названием «Белый город, исторические окраины и окрестности Яузы», новая в этом сезоне. А вторая, довольно известная и популярная, это- «Слободы Ростовско-Ярославской дороги». На обе эти экскурсии удалось записаться на вновь заработавшем сайте буквально за пару дней до мероприятия.


В этом рассказе речь же пойдет о нашей первой прогулке, большая часть которой приходится на сумеречное время суток, что придает особый шарм и колорит всей поездке.
Встретившись небольшой группой (видимо, еще не отлаженная схема записи не позволила набраться полному составу), в условном месте Х, которое по новым правилам теперь не разглашается (место встречи теперь указывается только в письме-подтверждении), мы проследовали к первому объекту нашей прогулки, которая началась в уже довольно хорошо знакомом и успевшем полюбиться, районе.


В самом начале Новой Басманной улицы.
В очередной раз мы обратили внимание на серое здание МПС, выдающегося архитектора советского авангарда Ивана Фомина, «выросшее» из бывшего путевого дворца, а позднее института благородных девиц.


Полюбовались на рядышком расположенное недавно отреставрированное здание бывшей Куракинской богадельни и сам дворец Куракиных.


Дворец этот постройки 18 века, архитектор так до сих пор не опознан, но все предположения сводятся тому, что это Матвей Казаков.
Сам же Борис Иванович Куракин был послом в Париже, и дал обет построить в Москве
храм св. Николая и при нем госпиталь для престарелых воинов.
А его сын князь Александр Борисович, тайный советник и действительный камергер, в 1742 году устроил в своем доме богадельню и построил при ней церковь. Эта богадельня стала первой в Москве частным благотворительным заведением, которое давало постоянный приют не имеющим средств к существованию лицам мужского пола, состоявших на службе гражданских и военных ведомств.
В советские годы церковь не уцелела, и была разобрана в 30-х годах на стройматериалы Метростроя.
Заглянули мы и во внутренний двор, где уже частично отреставрированы и еще в процессе реставрации находятся два флигеля усадьбы


А с железнодорожного моста открывается отличная панорама на еще одно украшение улицы. Это старинная церковь Петра и Павла.


Известна она с конца 17 века и была построена по приказу Петра I архитектором Зарудиным к 1728 году. Храм 2-х этажный, построенный по рисункам царя, и на пожалованные им же 2000 рублей.
Рядом стоящую колокольню возвели позднее, в 1745 году.


В советские годы храм был закрыт и использовался под складские нужды.
В 60-х годах прошлого века его отреставрировали, а в 1996 возобновились службы.
Мы заходили в этот храм во время своей прогулки по Басманным улицам несколько лет назад. Более подробно об этом храме и других интересных домах можно почитать здесь


http://www.otzyv.ru/read.php?id=110216

Рядом с Петропавловской церковью красивый особняк 18 века, также предположительно постройки Казакова.

В вечерних сумерках неплохо смотрится с этого ракурса шпиль высотки гостиницы Ленинградская


А это шпиль уже высотки на Красных воротах


Далее мы плавно перемещаемся на Старую Басманную улицу.
Здесь нас поджидает еще один удивительный по красоте храм. Это церковь Никиты Мученика в Старой Басманной слободе Владимирской иконы Божьей матери.


Храм, построенный в нехарактерном для Москвы стиле, Елизаветинского барокко, в сумерках смотрится особенно выразительно.

История основания храма связана еще с именем Василия III.
«В 1518 году в Москву из Владимира, для обновления и украшения серебром и золотом, были доставлены две местные святыни — образ Спасителя и Владимирская икона Божией Матери. А через год, в праздник святого Никиты Мученика, торжественным крестным ходом иконы провожали обратно. За посадом Великий князь и тогдашний митрополит Варлаам простились со святынями и передали их владимирской делегации. Чтобы отметить это событие, Василий III повелел поставить на этом месте деревянную церковь и освятить её в честь Владимирской иконы. Согласно другой версии, ко времени возвращения обновлённых икон во Владимир, было закончено строительство нового храма на Басманной, и было принято решение совместить два события — прощание со святынями и освящение нового храма
А в 1685 году на месте деревянного был построен первый каменный храм, уже с приделом Никиты Мученика.
В петровские времена, когда был завершен новый Петропавловский храм, в красивом барочном исполнении, старый Никитский, обветшавший и пострадавший от пожара, стал резко контрастировать с новым. Поэтому, жившие на Старой Басменной знатные дворяне и купцы решили построить себе новую церковь. В 1745 году, в елизаветинские времена, было получено разрешение на строительство, а возведение поручено князю, Дмитрию Васильевичу Ухтомскому, хотя доподлинно так и неизвестно, кто точно является архитектором сего сооружения.
До наших дней этот храм дошел практически в первозданном виде. С запада к нему примыкает трапезная. Трехярусную колокольню обрамляют колонны и пилястры.
Устоял храм и во время пожара 1812 года.
А вот в советские времена ему пришлось нелегко. В 1933 году было принято решение о закрытии и сносе. Он был разграблен и разорен, а здание передано лесотехническому институту. Был здесь и склад министерства культуры и общежитие. И только в 1994 году храм был возвращен церкви, а в 1997 состоялось его освящение.
Рядом находится жилой дом постройки 19 века Колокольникова.


Ну а мы, погрузившись в наше транспортное средство, движемся в сторону Красносельских улиц, а именно на Верхнюю Красносельскую.
Здесь, под № 15 находится интересное сооружение в стиле модерн, богадельня имени Геер, купца первой гильдии, построенная известным и знаменитым мастером, Львов Николаевичем Кекушевым.



Здание в неовизантийском стиле, было построено в самом конце 19 века. Правда, сейчас оно пребывает в довольно плачевном состоянии, и без подсветки в темноте что-либо разглядеть очень трудно. Позади, находится церковь Иосифа Обручника с большим куполом на барабане.
Участок вокруг дома был довольно большим, с аллеями, прудами и садом и владел им когда-то герой Отечественной войны, генерал Ермолов. У него же в 1859 году участок купил купец первой гильдии Геер Осип Николаевич, имевший свой водочный заводик. В саду вызревали груши-дюшес. А Гееровские водки пользовались не плохой славой.
А совсем рядом, среди современных жилых построек находится еще одно замечательное историческое место. Это территория бывшего Ново-Алексеевского монастыря с единственной сохранившейся до наших дней постройкой, храмом Алексия, человека Божия.


Что касается не простой истории этого места... Дело в том, что старый Алексеевский, основанный в 1358 году митрополитом Алексием, был заложен на Остожье, сейчас это территория Зачатьевского монастыря. Это был первый женский монастырь в городе. Затем ему не раз пришлось переехать. В 16 веке он был перемещен ближе к Кремлю, а когда на его месте началось строительство Храма Христа Спасителя, Ново-Алексеевский монастырь расположился в Красном селе, рядом с Крестовоздвиженской церковью. С разрешения святителя Филорета на территории было открыто кладбище, ставшее довольно популярным в те годы. Там находились захоронения довольно известных людей, историков, художников, публицистов. На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых работы В. М. Васнецова и Алексеевых, родителей К. С. Станиславского.
А в самой обители, довольно разросшейся к началу 20 века, располагались различные мастерские. Золотошвейная, иконописная, рукодельная. На территории находилось четыре храма: Крестовоздвиженский храм, Храм преподобного Алексия Человека Божия с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери и преподобного Павла Латрийского, Храм Всех Святых с приделом Казанской иконы Божией Матери и больничный храм в честь Архистратига Михаила.
С приходом советской власти, в 1926 году монастырь был уничтожен, а на его месте пролегла дорога. Чудом сохранился лишь храм Алексия Человека Божия, построенный в 1853 году известным московским архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским, выполнен по мотивам древнерусского зодчества, украшенный огромным куполом на широком барабане, и своим фасадом напоминающий в миниатюре Храм Христа Спасителя.
Ну а более подробно об истории обители можно почитать здесь

http://www.pravoslavie.ru/put/34692.htm
Ну а дальше небольшая остановка в конце Бакунинской улицы.
Рядом с храмом Николая Чудотворца.


На противоположной стороне, на горке, совсем почти невидимый в ночи, находится храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове.


Сквозь ветки лишь проглядывают купола и старая ограда.
Село Рубцово стало известным с конца 17 века, когда рядом на Яузе царь Михаил Федорович решил устроить свою загородную резиденцию, построив дворец в обрамлении большого сада, где жил первые годы, пока Кремль обустраивался после разрушения Польско-литовскими захватчиками.
А в память отражения гетмана Сагайдачного, едва не взявшего Москву, на Покров 1618 года царь построил здесь обетную деревянную церковь. А в 1627 году перестроил на каменную Покрова, которая сохранилась и доныне. Позднее была возведена звонница. А дворец и село с того времени стали называться Покровскими. В 19 веке собор стал приходской церковью, была образована община сестер милосердия.
В советские времена храм был закрыт, разорен и передан метрострою. Кладбище при храме разрушено. Но, тем не менее, сам храм смог сохраниться до нас в неизменном виде. А в 2003 году здание вновь было передано церкви.
Сейчас богослужения проводятся по старообрядческому чину.
Ну а дальше мы едем в сторону Лефортово.
Следующий адрес-2-я Бауманская улица. Здесь нас ожидает, наверное, довольно известное строение, окутанное тайнами и легендами, это Лефортовский дворец на Яузе, возведенный по указу Петра I для его соратника Лефорта, а позднее, после смерти первого хозяина, подаренный Меньшикову и перестроенный при нем по проекту архитектора Фонтана.
После потери власти Меньшиковым, дворец был конфискован в казну. В царствование Петра II в нем располагался царский двор. Во время пожара в 1737 году лефортовский дворец был поврежден, а затем существенно перестроен. Позднее в нем любила останавливаться императрица Елизавета Петровна. Дворец использовался в дальнейшем как резиденция послов, под жилье театральных служителей и как военный архив.
А в 1812 году был заброшен и подвергся разрушениям. Сейчас же в здании располагается государственный военный архив.
Со стороны Бауманской улицы просматриваются флигели. А о первоначальной стилистике напоминают лишь парадные ворота в виде Триумфальной арки.


К лефортовскому примыкает еще один дворец, Слободской, история которого начинается с 1749 года. Канцлер А. П. Бестужев-Рюмин начал строить здесь свой большой московский дом.


Строительство затянулось, а канцлер за это время попал в опалу. Дворец был приобретен в казну, а затем Екатерина II пожаловала его Алексею Орлову, который во дворце практически не жил. Затем от той же Екатерины дворец перешел к князю Безбородко. При новом владельце обветшавшую постройку привели к новому облику по проекту Кваренги. Строительством предположительно командовал Матвей Казаков. К 1794 году отделка дома была закончена и считалась одной из самых шикарных в то время.
Позднее Павел I приобрел дворец у Безбородко и переименовал его в Слободской, по имени находящейся здесь Немецкой слободы, где останавливался сам и Александр I.
А в 1826 году императрица Мария Федоровна повелела учредить большие мастерские разных ремесел для мальчиков-сирот воспитательного дома. И известным архитектором Жилярди, сгоревший в 1812 году дворец, был перестроен. Здание приобрело нынешний вид в стиле позднего московского ампира.
Сейчас здесь располагается МВТУ им. Баумана.
Центральную часть украшает композиция «Минерва», которая является символом достижений науки и практических навыков ремесленника.


Снизу композицию добавляют советские награды-ордена, присвоенные вузу.
Перед дворцом раскинулся ухоженный парк с беседкой-ротондой


А проходную украшают каменные львы, подаренные институту студентом Клюевым


Посмотреть дневные фотографии и почитать дополнительную информацию можно опять-таки в моем предыдущем рассказе

http://www.otzyv.ru/read.php?id=110216
Дальнейший наш маршрут пролегает в сторону Таганки. По набережной вдоль Яузы, мы прибываем на улицу Александра Солженицына.
Здесь у нас небольшая остановка возле храма святого Мартина Исповедника святого папы римского.


Несмотря на такое свое название, это православная церковь, конца 18 века, имеет главный престол, освящённый во имя Вознесения Господня и два придела, по одному из которых и называется весь храм.
Первый храм предположительно был возведен на этом месте в 1492 году. А в 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Казакова. Но не Матвея, а РОДИОНА. Р. Р. Казаков являлся крупным, но незаслуженно забытым зодчим. Он приобрел прекрасные знания и навыки у двух великих московских мастеров Баженова и Казакова. И после ухода на пенсию Матвея Казакова, возглавил московскую архитектурную школу.
По благословению митрополита Платона в 1792 году приступили к строительству храма, а в 1798 году оно было завершено. Чуть позднее церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо. Эти росписи сохранились и до нашего времени.
В 1806 году состоялось освящение нового храма .Главный престол был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника.
Этот храм всегда стоял особняком и поэтому занимал особое место среди памятников русского классицизма, выделяясь своей оригинальностью.
В разное время при нем существовали училища и богадельни.
После революции был закрыт и разграблен, и только в 1990 году вновь возвращен церкви.
Ну а следующие два объекта поджидают нас неподалеку от метро Пролетарская.
Первый из них, это Новоспасский монастырь, возле которого мы окончательно покидаем автобус.


Осмотр в условиях позднего времени возможен, что естественно, только снаружи, что является в какой-то степени минусом таких ночных экскурсионных маршрутов , но красивая подсветка с лихвой нам это компенсирует.
Нынешний монастырский комплекс, раскинувшийся на берегу Москва-реки, не всегда находился на этом месте.
«Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью города Москвы. Он был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте, занимаемом теперь Даниловским монастырем. Но пробыл на том месте всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня.»
«В период княжения Иоанна Третьего наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. В Москве появляются иностранные зодчие. По инициативе супруги Иоанна Третьего Софии Палеолог начата обширная постройка великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Великий князь решил перенести монастырь на другое место, на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы - реки. А по своему новому расположению монастырь стал называться Новоспасским»

При Иване Грозном монастырь был превращен в мощную крепость. Не раз ему приходилось защищать город от набегов татар, позднее и польских захватчиков.
А с момента вступления царя Михаила Феодоровича Романова на престол в истории Новоспасского монастыря началась новая эпоха. Еще в 1498 году рядом с только что освященным храмом был похоронен боярин Василий Захарьин — предок Романовых и основатель династии. Вслед за ним уже в 16 веке в монастыре стали хоронить и других представителей этого старого боярского рода. Обитель стала для русских царей дорогим местом, местом захоронения их предков и близких родных. И вплоть до 18 века монастырь был главной усыпальницей всех членов царской семьи. И именно 17 век стал для обители периодом расцвета церковного строительства. А благодаря щедрым пожертвованиям, к концу 18 века, он стал одним из самых богатых в Москве обителей.
В 1918 году монастырь был закрыт. И вскоре в его стенах разместился концентрационный лагерь. Некрополь был уничтожен, а территория передана в ведение НКВД. И только Великая Отечественная война спасла его древние стены от полного уничтожения.
В конце 60-х годов на территории обители создается "Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР". Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. А в декабре 1990 года обитель была вновь возвращена церкви.
Сейчас, глядя на эти мощные красивейшие стены, колокольню и главки Спасо-Преображенского собора, трудно себе представить, что за такой короткий срок произошло превращение заброшенной и оскверненной святыни в один из самых многочисленных и крепких приходов Москвы.
Более подробно об истории можно почитать на официальном сайте монастыря

http://novospasskiymon.ru/index.php

Ну а завершаем мы свою ночную вылазку в еще одном очень интересном месте, находящемся неподалеку. Это Крутицкое подворье.
Вход на территорию оказался естественно, тоже закрытым. Но через решетку ворот открывается вид вот в такой мир и красоту.


Крутицкое подворье, ровесник своего соседа, Новоспасского монастыря, было основано также в 13 веке, в то время, когда русское государство попало под монголо-татарскую зависимость. Многие русские люди тогда вынужденно находились в Золотой Орде. Но, будучи в плену, они сохраняли православную отеческую веру. Для их духовного кормления Русской Православной Церковью была учреждена особая епархия – Сарская и Подонская, а местом постоянного проживания Сарских митрополитов было определено местечко Крутицы, находившееся недалеко от тогдашней границы Москвы. На Крутицах было построено подворье и православный храм в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. С этого времени подворье стало местом, откуда русские люди отправлялись в Орду по различным делам. Здесь они молились и испрашивали Божие благословение на благополучное возвращение с чужбины.
А название этой местности произошло от крутого берега, который имеет здесь Москва-река. В древности все возвышенности, лежащие на левом берегу Москвы реки, начиная от реки Яузы вплоть до урочища Симоново, имели такое название.
В те времена ходило сказание, в котором говорилось о местности Крутицы, на которой князь Даниил Московский решил поставить свой двор, но отшельник, живший там, отговорил князя от этого, предсказав, что на Крутицах будут храм и монастырь. Предсказание сбылось. В 1272 году на этом месте были построены и освящены храм святых Апостолов Петра и Павла и при нем монастырь, известный как Крутицкое подворье Сарайской и Подонской епархии.
Местоположение вблизи реки имело важное значение для процветания Крутиц. А также близость Николо-Угрешской и Коломенской дорог. Также сыграли свою роль близко расположенные Симонов и Новоспасский монастыри, привлекавшие многочисленных паломников.
События смутного времени 17 века также связаны с историей подворья. В 1611 году первое народное ополчение, возглавляемое Д. Пожарским, Д. Трубецким, П. Ляпуновым проходило мимо Крутиц по Боровской дороге из земель Рязанских. Также и в июле 1612 года второе ополчение Д. Пожарского и К. Минина проходило неподалеку от Крутиц. В Успенском Соборе подворья ополченцы клялись крестным целованием освободить Москву от иноземных захватчиков или положить свои головы.
А при митрополите Павле II, произошло обширное строительство и благоустройство Крутиц, превратив этот уголок Москвы, по словам современников, в «некий рай». В восточной части подворья был устроен великолепный сад — один из первых декоративных садов Москвы, в котором причудливые растения дополнялись «водометами» (фонтанами), воду для которых давали родники.
Но в 1737 году бушевавший в Москве пожар не пощадил и Крутицы. В огне сильно пострадал соборный Успенский храм, Крутицкий теремок и некоторые другие строения. Из-за повреждений теремка черепичная крыша его была заменена на железную, пострадали лики святых. В таком обезображенном виде терем находился вплоть до реставрации в 1868 года.
Но несмотря на все попытки реставрировать подворье, к началу 20 века состояние памятников оставалось плачевным, и до революции ничего поправить не удалось. Естественно, что годы советской власти тоже не поспособствовали сохранению.
С 1991 года началось постепенное возвращение части помещений церкви. С тех пор сделано немало, но и много еще предстоит. Что ж, главное начало положено, будем надеяться, что в скором времени мы сможем полноценно любоваться древнейшем памятником архитектуры, сыгравшим немаловажную роль в истории российского государства.
На этой оптимистической ноте прогулка у нас подошла к завершению, а наша группа страждущих полуночников, готовая в любое время суток приобщиться к истории, отправилась к ближайшей станции метро, провожаемая лишь недоуменным взглядом местного охранника, видимо привыкшего в это время суток уже пребывать в сладком сне, праведном, который в этом тихом месте нарушить может лишь наш дотошный брат-турЫст.

 

 

Добавил: Julia (11.04.2013) Просмотров: 1756
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]