ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Главная » Путешествия » Дворец культуры ЗИЛ и Симонов монастырь. Смешение эпох и архитектурных стилей.

Дворец культуры ЗИЛ и Симонов монастырь. Смешение эпох и архитектурных стилей.

Эта экскурсия в рабочий московский район оказалась для нас завершающей в осеннее - зимнем сезоне проекта «Выход в город».
6 декабря мы направились на улицу Восточная, где находится последний памятник советского конструктивизма работы братьев Весниных, Культурный Центр ЗИЛ, он же (Дворец культуры Завода имени Лихачёва, Дворец культуры Автомобильного Московского общества Завод имени А. И. Лихачева (ДК АМО ЗИЛ), расположенный на территории еще одного архитектурного памятника церковного зодчества, Симонова монастыря.

Данную экскурсию проводит специалист в области советской архитектуры, куратор проекта СовАрх, член союза краеведов России, Денис Ромодин, знакомый мне уже по гостинице «Украина», посещение которой было так же в рамках этого проекта
http://www.otzyv.ru/read.php?id=148852
На сей раз, мы оказались в центре праздничных событий. Так как накануне, 5 декабря, легендарному памятнику конструктивизма исполнилось 75 лет.
Хорошо это, или плохо… Не знаю. В связи с праздничными мероприятиями нам не удалось посетить главный концертный зал.
Но, мне кажется, это никак не сказалось на восприятии и не слишком сильно повлияло на впечатление от посещения этого объекта, так как наша программа в этот раз оказалась довольно насыщенной, местами неординарной и сопровождалась очень интересным рассказом.
А началась она с подъема на крышу здания. По спиралевидной лестнице, одной из немногих из сохранившихся деталей самой первоначальной постройки, выдержанной в духе конструктивизма, мы поднялись на плоскую битумную крышу.

Отсюда открывается панорама на Симонов монастырь и ближайшие и не очень московские окрестности.
Так как здание стоит на возвышении, то с его крыши можно углядеть и более дальние объекты. Например, высотку на Кудринской и МИД, колокольню Ивана Великого. И комплекс стадиона «Торпедо».

Уцелевшие остатки Симонова монастыря, находящегося в процессе реставрации, сверху, в вечернем освещении, смотрятся довольно интересно и необычно.
Это южная стена с тремя башнями, Кузнечная, Солевая, новая и старая трапезные палаты, церковь святого Духа, братский корпус и небольшие хозяйственные постройки.


Немного об истории монастыря.
Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником святого Сергия Радонежского – преподобным Федором при великом князе Дмитрии Ивановиче. Место для монастыря было выбрано вниз по течению Москвы-реки. Земли, на которых был построен монастырь, пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в иночестве – Симон, по имени которого и был назван монастырь.
Существует версия, что вначале обитель располагалась немного южнее, приблизительно там, где находится церковь Рождества Богородицы, а в нынешнее место монастырь перенесли в 1379 году.
Симонов монастырь был одним из монастырей, выполнявших защитную функцию на южных границах Москвы. Он был самый укрепленный из всех обителей. Не один раз его стены выдерживали натиск вражеских войск, идущих на Москву, а в период Великой Смуты он был практически стёрт с лица земли.
В 16 веке в обители жил и трудился Максим Грек, многие выдающиеся деятели русской церкви получили образование именно в Симоновом монастыре. На территории монастыря был похоронен сын Дмитрия Донского Константин, и находилось фамильное захоронение Аксаковых. В Некрополе монастыря покоились люди, имена которых широко известны. Это деятели культуры и искусства, представители старинных дворянских фамилий.
В старину Симонов монастырь был в числе самых почитаемых во всей России, сюда поступали обильные материальные пожертвования. Особое внимание уделял Симоновой обители царь Федор Алексеевич, имевший здесь собственную келью для уединения.
В 1771 году при Екатерине Великой Симонов монастырь был упразднен. Как раз в это время в Москве распространилась эпидемия чумы, и монастырь превратили в чумной изолятор. Но в 1795 году граф Мусин-Пушкин стал ходатайствовать о восстановлении монастыря. И ему успешно удалось вернуть монастырь к своей исконной привычной жизни.
До нашего времени сохранились новые монастырские стены и часть башен, построенных в 1639 году. Протяженность монастырских стен равнялась 825 метров, а высота – семь.

В 1680 году была построена монастырская трапезная, при строительстве которой были сохранены части и старой постройки. Трапезная Симонова монастыря была наиболее выдающимся архитектурным произведением конца 17 века. Здание было богато украшено и расписано "в шахматной манере росписи", наподобие каменной кладки. В 1700 году к ней была пристроена церковь Сошествия Святого Духа.
В 1839 году была построена новая пятиярусная колокольня высотой 90 метров. Автором ее был, довольно популярный в те годы архитектор Тон. Колокольня являлась в то время вертикальной доминантой города и представляла собой большую архитектурную ценность.
В 1923 году в Симоновом монастыре открылся музей, который просуществовал до 1930 года. В январе 1930 года специальная комиссия приняла решение, что некоторые из древних монастырских построек можно оставить в качестве исторических памятников, а собор и стены нужно снести. Ночью 2 января были взорваны пять из существующих шести церквей, колокольня, надвратные храмы и другие постройки. Чуть позднее разобрали монастырские стены кроме южной и уничтожили некрополь. Некоторые погребения были перенесены на Новодевичье кладбище. А на месте взорванных храмов в 1932-1937 годах построили Дворец культуры Пролетарского района.
В начале 1990-х годов Симонов монастырь вернули церкви, и началось его медленное возрождение, которое до сих пор находится в стадии восстановления и реставрации. Большинство строений по сей день пребывает в полном упадке и разрухе.
Ну а мы возвращаемся из прошлых времен … и заходим в одну неприметную дверку на крыше, которая ведет нас в одно удивительное помещение, казалось бы никак здесь не уместное. Это - обсерватория, сейчас не действующая. Но телескоп с цейсовской оптикой стоит на своем месте и при желании и некоторых реставрационных усилиях его можно привести в порядок.

Ручные рычаги управления куполом, хоть и со скрежетом, но функционируют, что было нам продемонстрировано Денисом.

До 1960-х годов район был довольно темный, и там вполне можно было проводить занятия по астрономии. Сейчас эту добрую традицию пытаются восстановить. И вроде бы даже кружок юных астрономов уже имеется.

Из обсерватории мы спускаемся в главный вестибюль, с которого начинается наш планомерный и детальный осмотр многих внутренних помещений. И интересный рассказ о строительстве здания, моментах его реставраций и функциональном назначении.

Заложен дворец Культуры в 1931 году в Ленинской слободе. В этом районе к этому времени на бывшей дореволюционной окраине Москвы складывается уже конгломерат промышленных предприятий. В марте 1930 года Московский областком профсоюза металлургов объявляет открытый конкурс на проект Дворца культуры Пролетарского района. Первый тур длился до июля того же года. Свои проекты представило большинство из тогдашних творческих известных объединений. Затем, проходит еще один, закрытый этап конкурса. Но заказчики не удовлетворились результатами, и, подведя итоги, обратились к братьям Весниным, которые сделали свой проект, используя частично конкурсные материалы. Комплекс включал в себя малый театральный корпус на 1000 человек, связанную с ним клубную часть и отдельно стоящий большой театральный корпус на 4000 человек. Сооружение по замыслам должно было быть грандиозным, но от проекта большого театра отказались в процессе строительства...

Композиция здания раскрывается нам не сразу, нужно обязательно обойти его вокруг, оценив с разных ракурсов. Кирпичное, покрытое темно-серой штукатуркой, оно, имеет свободный план. И сверху по форме напоминает самолет, который в прямом смысле заслоняет от Симонова монастыря. Есть версия, что это было сделано специально. Так как дворец возведен на останках некрополя Симонова монастыря, то в дальнейшем предполагалось снести и все остальные его постройки. Поэтому дворец загородил монастырь со стороны дороги, дабы не «мозолить глаза» древним памятником архитектуры проезжающим по ней вождям. И таким образом уцелел от окончательного сноса.
С северного фасада слева расположен прямоугольный, симметричный театральный корпус. По своему построению он напоминает ДК им. Горбунова в Филях. На фасаде основной доминантой выступает большой выпуклый остеклённый эркер на двух тонких столбах, за которым располагается главное театральное фойе. Справа к нему пристроен вытянутый корпус, по центру которого расположен главный вход в клубную часть. Справа композицию завершает клубный корпус, вытянутый по оси с севера на юг. В нем расположены библиотека с читальным залом на 135 мест, выставочный зал, помещения для кружковой работы, лекционная аудитория на 250 мест, научно-технические кабинеты, малый киноконцертный зал. Здесь же, перед северным фасадом, располагается главная площадь.

Парковый же фасад обращен в сторону реки, и основной акцент сделан в центре на остекленную полуротонду на столбах.
А вот что пишут про свое детище сами авторы проекта: "Мы стремились найти образ пролетарского Дворца культуры, дать простые, ясные формы, благородные соотношения масс, объёмов, плоскостей, проёмов в единстве деталей и целого, в единстве внутреннего пространства и внешнего оформления… Фойе малого и большого театра решено по принципу переливающегося пространства, дающего богатство впечатлений от постоянно меняющихся перспектив и от постоянной смены пространственных величин".
А известный современник того времени, писатель Константин Паустовский таким вот образом характеризует новую постройку: "Дворец культуры был похож со стороны на глыбу горного хрусталя. Он сверкал радиусами белого цвета и раздвигал ночь... Мы шли по широким лестницам, и цветы белых флоксов, стоявшие по сторонам ступеней, задевали нас и осторожно покачивались. В потолках сиял невидимый свет. Казалось, что огромное здание не имеет веса и опирается не на стены и колонны, а на простые геометрические линии…»
На протяжении своей истории Дворец несколько раз ремонтировался. Послевоенная реконструкция была выполнена в духе псевдоренессанса и нарушила стиль интерьеров чуждыми, совсем не уместными декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов, такие к примеру, как отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и многое другое вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения.
Последняя реконструкция проводилась в 70-х годах архитекторами П. Зиновьевым, Р. Алдониной, О. Лебедевой. И длилась целых 10 лет, с 1966 по 1976 года. Перед авторами не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. И они справились с этой задачей, сумев максимально восстановить и сохранить дух веснинской постройки.
Обращают на себя внимание светильники в фойе на первом этаже. Свет довольно мягкий и рассеянный, потому что проходит через решетку, но не из колец, а из склеенных между собой стенками обрезанных трубочек. Считается, что этот метод «подглядели» на одном заводе, где рабочие сделали из отходов производства стильную ширму.

Этажом выше, находится главный колонный зал. Раньше колонны были тонкими. В стиле аскетичного духа конструктивизма: ничего лишнего, колонна – это просто поддержка для перекрытия. Но после войны здание реконструировали: сделали более монументальным и тяжеловесным, облицевали мрамором, и налепили где только можно гипсовых декоративных элементов.

Сейчас здесь вечерами проходят занятия бесплатной танцевальной секции для взрослых. В так называемом клубе «Кому за тридцать...» можно покружиться в вальсе или под звуки зажигающего танго познакомиться друг с другом.

Далее мы попадаем в полукруглую ротонду, облицованную серым мрамором - композиционный центр всей Т-образной части здания. Сейчас здесь расположился вновь отреставрированный зимний сад.

Через двери в центре ротонды по эффектной полукруглой лестнице можно выйти в сад. Но парковая часть не сложилась, а была только намечена. По проекту вся прилегающая местность общей площадью 65 гектаров превращалась в парк со многими развлекаловками, и в том числе со спортивными сооружениями. В возвышенной части предполагалось устроить смотровую площадку, в пойме разбить отличный партерный парк, включив реку в общую композицию. Постройка дворца при этом должна была выглядеть очень гармонично на фоне зелени и воды. Но, к сожалению, планы эти не были реализованы. Эти места были в ту пору на самой окраине города. Спортивный комплекс «Торпедо» в пойме построен уже в 60-х годах, и его авторы не делали попыток как-то связать с ним свои сооружения. За долгие годы склон холма зарос деревьями, оказался захламлен гаражами и прочими хозяйственными строениями.
Далее мы перемещаемся в клубный отсек. Здесь из разных комнат и помещений до нас доносятся звуки музыки, бегают детишки. Рядом с библиотекой расположен бюст Ильича, когда-то стоящий в центральном вестибюле.

Библиотека (где раньше находилась большая фабрика-кухня), была когда-то филиалом Ленинской и владела 1 000 000 экземпляров книг. Сейчас находится на стадии ремонта и в последнее время обновлялась не часто. Но, в былые годы, имела своих посетителей. Там заседали представители Союза писателей и проводились поэтические чтения, функционировала литературная гостиная. Рядышком находится лекционный зал. Сейчас в нем возобновляются лекции на разные тематики. В том числе, в ближайшее время, здесь на время своего ремонта обоснуется лекторий Политехнического музея.

По пути к главному концертному залу Денис показал нам сохранившуюся «Веснинскую» лестницу. Ступени сделаны по проекту братьев Весниных из смеси бетона и мраморной крошки. В 30-х годах технология считалась передовой.

А в фойе перед концертным залом Денис продемонстрировал нам фотокадры из культового фильма советской эпохи «Чародеи». Финальная сцена обретения волшебной палочки из этой фантастической комедии была снята именно в фойе этого здания.
В нынешнем, 21 веке, при новой реконструкции стены разукрасили в ужасный розовый цвет. До недавнего времени здесь находился буфет, но сейчас снова грядут перемены и помещение, возможно, обретет свой первоначальный облик, сочетающийся с веснинским стилем.

В большой зал по причине проходящего там юбилейного концерта мы не попали. Сейчас в нем проводятся фестивали, концерты, спектакли. Занятость есть, но не в полной мере. Хотя нынешнее оборудование позволяет проводить там довольно разнообразные по тематике и техническому исполнению мероприятия.
Сейчас Дворец культуры является одним из самых грандиозных конструктивистских построек в Москве, которую придумали братья Веснины. Нынешний конструктивизм в городе в большинстве своем пребывает не в лучшем состоянии, но данного дворца это не касается. Сейчас здесь затевается грандиозная работа с целью очередной реконструкции. Кое-что уже сделано. Переделка направлена на социальные программы и заполнение досуга за счет образования и развлечения населения. Здание после перестройки его культурной составляющей ждет реконструкция внутренних помещений, которым попытаются вернуть их оригинальный, конструктивистский вид. Хотя и сейчас, в своем местами подзапущенном состоянии, они производят достаточное впечатление.
К заводу ДК уже не имеет никакого отношения. С 2010 года он передан в подчинение городу и сохранил свое историческое название, слегка переигранное на современный язык, Культурный центр ЗИЛ.
Первый и самый большой дворец культуры в Москве, с богатой историей и уникальными площадками, студиями и кружками, пережив непростые 90-е годы, сегодня преобразуется в центр современной городской культуры, пытаясь сохранить все то лучшее, что появилось здесь в предыдущие десятилетия.

А нам остается только поздравить этот уникальный комплекс с солидным юбилеем и пожелать всяческих успехов в дальнейшем существовании и развитии!!!

P.S.
В конце своего повествования, не могу упомянуть, наверное, о небольшой ложке дегтя. Дело в том, что на территории Симонова монастыря фотосъемка под запретом. На нее нужно получать благословение от батюшки. Естественно, уже поздно вечером, делать это не имело смысла. Попытавшись запечатлеть некоторые моменты, находясь снаружи монастыря, совсем не заходя на его территорию, мы, тем не менее, были остановлены бдительным стуком охранника из монастырской будки возле ворот. Но розу на воротах я вопреки, и, несмотря на страшные угрозы, сфотографировала. И думается, что в моих действиях нет ничего оскверняющего. С такой «политикой» РПЦ приходится сталкиваться периодически в разных местах, что весьма не понятно. Какой вред или противоречие законам церкви может быть в сделанных фотографиях, с помощью которых в дальнейшем я пытаюсь донести до людей красоту окружающего нас мира и приобщить, может быть в какой–то степени к истории, религии, и архитектуре?

Добавил: Julia (27.12.2012) Просмотров: 1237
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]