ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Главная » Путешествия » Дом-дворец на Новой Басманной или в особняк Стахеева в день культурного наследия.

Дом-дворец на Новой Басманной или в особняк Стахеева в день культурного наследия.

 

 

Как говорится «мечты сбываются», но в данный момент Газпром здесь совсем не причем…
Не раз, гуляя по району Басманных улиц, и проходя мимо дома под №14, который, пожалуй, является одним из главных украшений этого микрорайона, с завистью поглядывала я на мамашек, ведущих свои чада в этот не простой особнячок.
И вот в предвкушении дня культурного наследия, приходящегося на 18 апреля, не безызвестный многим проект «Выход в город» сорганизовал для народа довольно много разных интересных походов по «засекреченным» и недоступным для среднестатистического горожанина местам. Многим, наверное, уже известно, что «день открытых дверей» устраивают для нас работники посольств, ведомств и всевозможных разных предприятий, имеющие счастье работать в шикарных стенах зданий, хранящих в себе немало истории и скрывающих за своими фасадами красоты неоклассики, барокко, рококо, классицизма и множество других всевозможных стилей и направлений разных архитектурных периодов.
Ну а мне свезло, так свезло. В нужный момент, обновив страницу одного довольно популярного америкосовского соц. проекта, так сказать нежданно-негаданно, удалось записаться на официальной страничке «Выхода в город» в особняк потомственного почетного гражданина коммерции, советника Николая Дмитриевича Стахеева, известного Елабужского купца и мецената.


Как впоследствии выяснилось, на экскурсии по дому мы бродили с еще одной нашей форумчанкой с отзыва.ру, http://www.otzyv.ru/main.php , Леной Ч, которая, я надеюсь, дополнит еще рассказ интересными комментариями.


Звезды в этот день, видимо сложились как положено. Потому как по дому нас сопровождал Сергей Николаевич Марочкин, на экскурсии которого в прошлом сезоне попасть было крайне затруднительно. Его обширные познания в области истории и москвоведения и интересная, легкая и местами веселая подача материала собирают толпы поклонников. Аншлаговые экскурсии, на которых присутствовало временами до ста человек, расхватывались как «горячие пирожки». Поэтому, было вдвойне интересно испытать на своей шкуре, чем вызван такой ажиотаж. И теперь я могу с уверенностью подтвердить, что он вполне оправдан.
Кроме того, еще одним приятным моментом явилось присутствие на нашей экскурсии праправнучки Дмитрия Ивановича Стахеева, которая уже в конце посещения особняка, так сказать из первых уст, поведала нам об истории своего рода и провела небольшой экскурс по проходящей в стенах дома выставке « Российские династии -сплетение судеб».


Ну а я возвращаюсь к началу так сказать осмотра, пред которым небольшая историко -архитектурная справка.
Эту усадьбу Николай Дмитриевич приобрел в 90-х годах 19 века. А в 1899 году архитектор М. Ф. Бугровский с привлечением к работам скульптора В. Г. Гладкова, выстроил на ее месте роскошный особняк, возведение которого стоило владельцу 1 мульон рублей. Этот образец эклектики конца 19 века, называемый еще также «неогрек», сохранившийся и дошедший до нас в своем практически первозданном виде. А его шикарнейшие интерьеры являются памятниками прикладного искусства, знатоком и ценителем которого был Н.Д. Стахеев.
Поэтому уже на входе нас встречает шикарный холл с беломраморной лестницей, выполненный в греческом стиле.



Массивная входная дверь


Всюду сопровождает отделка из лепнины.


Особое внимание уделено предметам интерьера, таким например, как светильники...


Украшенные также греческими сфинксами.
На потолке украшением служит вот такой витраж.



А это вид сверху в нижний холл.


Ну а дальше нас ждет «разноцветие» всевозможных стилей: барокко, рококо, классика, готика… Все это удачно и гармонично сочетается и выполнено из качественных пород дерева, камня, мрамора. Хорошо сохранилась обильная деревянная резьба, паркет со сложным рисунком, витражи, мраморная и лепная отделка.
Даже, находясь в небольшом коридорчике-переходе, мы начинаем это ощущать.


Первыми предстают нашему взору красивейшие потолки каминного зала,



стены которого украшают обои с позолотой.



Вот такие интересные экспонаты, выставленные в некоторых залах дворца, были выполнены местными ребятишками.


Ведь ныне здание принадлежит Центральному Дому детей железнодорожников, здесь занимаются в самых разных секциях и кружках детки самого разного возраста, от мала до велика.
Соседняя комната-кабинет хранит в себе некоторые экспонаты с РЖД-шной тематикой и связанные с историей особняка в советское время.


А на этой фотографии можно разглядеть фрагменты потолка до и после реставрации.



В следующем, белом зале, где сейчас иногда проводятся концерты, следует, прежде всего, обратить внимание на полы. Шикарнейший рисунок на паркете «редчайшая редкость» для нашего времени.


На стенах резные барельефы


А потолок украшен вот такой росписью


А это наша группа и ее «предводитель», Сергей Марочкин.


Еще одна интересная деталь.


Стахеев в свое время оборудовал свой дом лифтом, чтобы слуги не «шныряли» через весь дом, а пользовались им для обслуживания гостей. Сейчас бывшую лифтовую дверь закрывает вот это зеркало.
За белым залом следует столовая.
Отделана она в таких вот пастельных тонах, и завитушках в стиле рококо.


Главным же украшением служит вот такой роскошный стол.


Мраморную столешницу которого, поддерживают фигуры в виде статуй и ангелочков


И чтобы сфотографировать всю эту красоту подстольную, нужно умудриться подползти под стол, заставленный не менее красивыми и изящными стульями.
Чем, собственно, отдельные члены нашей группы и занялись в ближайшие десять минут.


За прекрасной столовой следует оранжерея. Помещение, довольно осовременившееся, с цветочками-горшочками. Стены выкрашены в простенький голубой цвет.
А сами цветы уже виды повидавшие, и судя по всему не ощущающие уже давно теплоты и заботы.


Зато в переходе между этими комнатами в нежных тонах выполнен потолок с изящной лепниной и цветами сакуры.


Следующее помещение сейчас занимает драмкружок. Поэтому от былых интерьеров мало что осталось и запечатлеть за декорациями что-то затруднительно.
А осыпающаяся местами штукатурка и подтеки на потолке давно уже намекают на ремонт.


А дальше нас ждут еще два чуда.
Одно из них, это мавританская курительная.


Откосы на подоконниках сделаны из натуральной яшмы.


Ну а за этой дверью,


Нас ждет еще одно, последнее помещение, которое нам посчастливилось лицезреть в рамках этого посещения, готическая гостиная. Пожалуй, самая колоритная комната особняка.



Оконные витражи и своды стен создают ощущение присутствия в католическом храме.


Совершенно невероятной красоты камин в центре в первую очередь притягивает на себя взгляд


В данный момент в этом зале уже подходила к своему завершению выставка, посвященная роду Стахеевых-Ушковых, про которую я уже упомянула в начале рассказа.


Ирина Орестовна Солнцева (в девичестве Стахеева), правнучка по мужской линии со стороны брата Николая Дмитриевича, Павла Дмитриевича, семерых детей которого после смерти брата Стахеев воспитывал. Павел Дмитриевич был женат на Ушковой Варваре Капитоновне, дочери основателя химической промышленности в России, благотворителя и мецената. Оставшись в молодом возрасте одна с семью маленькими детьми, она получила поддержку и помощь от брата своего мужа, Николая Дмитриевича.
Ирина Орестовна рассказала нам вкратце об истории семьи, родовых корнях и про те невзгоды и трудности, которые пришлось испытать потомкам в годы советской власти.


Николай Дмитриевич Стахеев родился в городе Елабуга, где и провёл своё детство. Его отец, Дмитрий Иванович был представитель известного купеческого рода, купец 1-й гильдии. Он оставил сыну крупное наследство — около пяти миллионов рублей.
А по материнской линии у Николая Дмитриевича имеются родовые корни от известного художника-пейзажиста Шишкина. Его мать, Александра Ивановна, урождённая Шишкина была дочерью купца Ивана Васильевича Шишкина и родной сестрой художника. Естественным образом, детство Николая Дмитриевича было тесно связано с творческой средой. Он научился чувствовать и понимать искусство. И не удивительно, что впоследствии, переехав в Москву, не терял связей со своим дядей, приобретал у него картины и стал коллекционером живописи.
История рода купцов и промышленников Стахеевых насчитывает более 150 лет. Начав свою торговую деятельность в Елабуге, и пройдя путь от купцов до крупных промышленных монополистов, Стахеевы внесли не меньший вклад в развитие страны, чем Морозовы или Бахрушины.
Постепенно два брата, Иван и Дмитрий вышли в своей торговле за пределы Вятской губернии.
«Братья скупали хлеб, отправляли его в Санкт-Петербург и Москву, на Урал, в Сибирь и за границу, а всю Восточную Россию снабжали сахаром, промышленными товарами и чаем, привозимым из Китая. Постепенно к этому перечню добавились бакалея, драгоценные металлы и другие товары. Со временем появились крупные торговые дома Стахеевых и собственный флот для доставки грузов в другие губернии. Наличие буксирного пароходства и развитие парового флота определили новое направление деятельности — торговлю нефтяными продуктами. Стахеевы занялись также финансово-кредитными операциями. А апофеозом предпринимательской деятельности Стахеевых можно считать создание одного из крупнейших монополистических объединений начала XX века — концерна Путилова — Стахеева — Батолина, который оформился к 1916 году и объединил ряд наиболее прибыльных предприятий почти во всех отраслях промышленности. Акции торгового дома Стахеевых держал император Николай II, почти во всех городах России имелись их магазины. Известно, что в 1900 году оборот фирмы «И. К. Стахеев и сыновья» составлял 80 миллионов рублей — гигантские по тем временам деньги.»
Стахеевы очень много занимались благотворительностью, вовсе не афишируя это благородное дело, как те же Морозовы или Мамонтовы. Куча денег уходила на строительство церквей, монастырей, приютов, учебных заведений.
Николай Дмитриевич, торговавший от хлеба с чаем до нефти и золота, увеличил свой капитал, оставленный отцом, в восемь раз. И переехав в Москву, занялся скупкой старых особняков и постройкой на их месте многоэтажных домов - «доходок», приносящих также ему немалые деньги.
Все тот же Бугровский выполнил для Стахеева несколько проектов, это доходный дом на Мясницкой улице, гостиница в Большом Златоустинском переулке, дача в Сокольниках.
Еще один интересный факт. Оказывается, Николай Дмитриевич является родоначальником такого известного города-курорта, как Алушта.
Он приобрел там, в конце 19 века участок земли, на котором построил себе дачку. Это Вилла «Отрада», ныне Центр детского творчества, расположена в восточной части Алушты, на ул. Перекопская, 1. Является одним из самых красивых зданий в городе, построена по проекту известного ялтинского архитектора Н. П. Краснова. Стоит она в окружении экзотических растений нынешнего приморского парка.
Жил Стахеев на широкую ногу, много путешествовал, играл в казино. Поговаривают, что как-то в Монте-Карло было проиграно 15 миллионов золотых рублей. По тем временам сумма астрономическая. После первой мировой войны он уехал во Францию. А в 1918 году вернулся в Москву, чтобы забрать свое состояние, которое было национализировано.
По легенде, рассказанной нам Сергеем Николаевичем, в особняке на Басманной хранился клад с немалыми ценностями. И когда Стахеев направился туда с целью забрать припасенное серебро да золотишко, был остановлен дружинниками из железнодорожного депо. Ведь с 1918 года особняк находился в ведении Народного комиссариата
путей сообщения. Но ему якобы удалось договориться с Дзержинским и его «компанией». В обмен на информацию о спрятанных ценностях, Стахеев получил от власти пожизненную пенсию и возможность покинуть страну. История эта, конечно, очень сомнительна и абсурдна. Но, тем не менее, говорили, что Стахеев до конца своих дней получал пенсию, а на часть «найденных» сокровищ был построен Дом Культуры железнодорожников на нынешней Комсомольской площади. Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф. В результате, Николай Дмитриевич, стал прототипом того самого Воробьяниного из известного произведения «Двенадцать стульев».
Еще много всего разного и интересного о судьбе членов этой фамилии и проходившей выставке можно почитать вот здесь

http://muzeum.me/?n=113&page=news
Что же касается истории этого дома в послереволюционный период.
С 1918 года особняк находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения (впоследствии Министерства путей сообщения, ныне РЖД). Там в разное время находились различные учреждения. Клуб железнодорожников имени Дзержинского, Деловой клуб транспортников, Всесоюзное объединение лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте. В 1940 году дом отдали под клуб детей железнодорожников. Там работали, да и работают по сей день множество творческих и технических кружков и секций. Стены этого здания помнят ещё молодых, Олега Даля, Олега Басилашвили, Валентину Толкунову и других известных нам личностей.
Ну а мы, выйдя наружу, прошлись еще вокруг здания.


Перед домом находится фонтан, на котором можно прочитать о месте его отливки:
Fonderies D Art Du Vali D Dsne 58 Voltire Paris.
Чугунная женская фигура, держащая фонарь – «Богиня ночи», изготовлена в парижской мастерской в конце 19 века. Позади было пристроено помещение галереи, а с правой стороны находилось здание конторы.
Фасады особняка, также выполненные в греческом стиле, своим некоторым сероватым видом и сдержанной отделкой, ничуть не лишают его наружной роскошности и элегантности.
Сохранилась и старая кованая ограда, правда уже не раз выкрашенная в незамысловатый серый цвет.


Раскинувшийся вокруг дома усадебный парк, в советское время вошел в состав находившегося неподалеку Сада им. Баумана.
С левой стороны как раз находится один из входов в парк.


Фотография взята из позапрошлогодней зимней прогулки.
Ну а в такую по настоящему весеннюю и теплую погоду грех было не прогуляться лишний раз по любимым местам. Сергеем Николаевичем в качестве бонуса была проведена небольшая прогулка до Разгуляя, и я с удовольствием прошлась в очередной раз знакомыми тропами.
Расписывать и описывать все достопримечательности в этом рассказе смысла не вижу. Более подробную информацию можно разузнать, например, вот здесь

http://www.otzyv.ru/read.php?id=110216
Или в одном из моих осенних рассказов из цикла «Выхода в город», посвященного также так или иначе этим местам.


У Елоховского собора наша группа частично разбрелась. Кто-то отправился в метро, кто-то в храм или по своим делам. Ну и я после почти 3-х часового хождения по особняку и легкой пробежки по Басманной тоже решила на этом закончить сегодняшнюю культурную программу, которая оказалась порядком насыщенной и интересной. И я думаю, что такого рода мероприятия еще не раз настанут и хочется надеяться, что происходить это будет впоследствии гораздо чаще!

 

 

Добавил: Julia (23.04.2013) Просмотров: 3591
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]