ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Главная » Путешествия » Литовская маевка. НЕ долгая дорога к дюнам. Или трое в машине, не считая собаки…

Литовская маевка. НЕ долгая дорога к дюнам. Или трое в машине, не считая собаки…

Часть 1

Часть 2 (день первый -Вильнюс)

Прогулка наша началась все от той же парковки, вдоль речки, через Бернардинский парк мы отправились снова в центр города.
Не пропуская вот такие забавные фотосессии.

Из-под широких крон деревьев выглядывает старый павильон. Когда-то в нем находилось парковое кафе.

Все пути дорожки так или иначе приводят нас к улице Пилес.

Мы прошлись с утреца по двум очень аутентичным улочкам под названием Šiltadaržio g и Bernardinų g. В конце последней на углу симпатичная кафешка, с живущими в стене чайниками!)

Далее путь наш лежал по улице Šv. Jono g к Ратушной площади.
По дороге здесь тоже есть, на что задержаться.
Слегка засунули нос в университетский дворик. Внутри есть музей. А на башню костела св. Иоанна можно залезть. Но, не в этот раз) Придется возвращаться в более теплое и солнечное время года!

Вильнюсский университет, самый крупный вуз страны, расположился в самом центре города и занимает целый квартал. Основан он был в 1579 году. В его составе здание администрации, библиотека, исторический, филологический и философский факультеты, костел Святого Иоанна с колокольней. В архитектурном плане собрана смесь из разных направлений и стилей: готика, ренессанс, барокко, классицизм.
А на наружной стене костёла, выходящей на ул. Пилес, находится распятие, увенчанное короной и крестом.

На улице Доминиканской мы притормозили у вроде бы неприметного снаружи, костела св. Духа. И какая-то неведомая сила, заставила нас с Петюней заглянуть за створку двери…

Пройдя через арку со старинными фресками, мы попали вот в такую красоту…


Костел этот является частью Доминиканского монастыря. И история его довольно интересна.
«Само место, на котором сегодня стоит костел и сохранившиеся монастырские корпуса, отмечено несчастьями и трагедиями. Данное строение костела - пятое на этом месте. Все предыдущие просто мистическим образом исчезали с лица города».
«Впервые деревянная церковь на этом месте появилась еще во времена Гедемина, когда он только организовал свою резиденцию. О появлении христианского храма (скорее всего православного) князь лично сообщает в одном из своих писем, как о свидетельстве своей толерантности и широты взглядов. Но эта церквушка сгинула в те неоднозначные времена».
« Следующий храм (уже католический) был выстроен князем Витаутасом, тогда же церковь и была посвящена Святому Духу. Затем, в середине 15 века князь Казимир приказал расширить костел. А вначале века 16 века церковь и территория вокруг нее была подарена ордену Доминиканцев, которые, зорко следили за чистотой веры, уничтожая всякую ересь и крамолу. В это же время костел приобрел современные очертания, был расширен и модернизирован. Но здание претерпело несколько пожаров, разграблений и грабежей. В середине 18 века костел и монастырские корпуса стали восстанавливать по канонам позднего барокко и модного тогда стиля рококо. И вот, эта, пятая попытка устроить храм на Доминиканской улице, оказалась удачной. Уничтожить костел не удалось впоследствии никому. Более того, он оставался действующим на протяжении 19 и 20 веков. И избег участи Кафедрального собора».
«Здешние подземелья хранят множество тайн и загадок. Существуют предположения, что под основанием храма расположены захоронения более 4000 человек. Подземные лабиринты до конца не изучены и естественно притягивают сюда многих диггеров. А по существующим легендам и преданиям считается, что именно в этих подземельях хоронили умерших во время эпидемий чумы и холеры, замуровывали живьем приговоренных Святой инквизицией к смерти. И так как особый климат подвалов приводит к тому, что некоторые трупы не разлагаются, встречаются и мумии, одетые в мундиры французских наполеоновских солдат. Захоронены тут также и останки литовских магнатов, вельмож и государственных деятелей».
Ну а сейчас это красивейшее место в городе, выполненное в стиле рококо. Можно бесконечно любоваться уникальными фресками 18 века и старинными иконами, но мы движемся дальше!

На улице Vilniaus g сквозь дождь запечатлеваем еще одну церковь, костел св. Екатерины, неподалеку находится музей кино и театра, и художественная галерея.

Где-то в этом районе нас снова накрыло дождем, и пока мы пытались хоть как-то от него спастись и скрыться, набрели на еще одно интересное место. На старинной улочке Trakų g, находится Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии.
Он немного скрыт от глаз и от оживленного места небольшим сквериком.


Это один из самых старых католических храмов города. Его еще называют францисканским, или костёлом на песках. Разные источники называют разные даты строительства: 1387 год, 1392 год, 1421 год. На протяжении веков костёл несколько раз был разрушен полностью или частично пожарами. Каждый раз храм отстраивали или ремонтировали. В процессе реконструкций он, конечно же, обновлялся. А окончательный, сегодняшний вид приобрел после 1764 года.
Улица Trakų пересекается с живописным бульваром, который выводит нас на Ратушную площадь.

Ранее этот бульварчик носил немецкое название


Ратушная площадь в Вильнюсе, довольно необычна, так как имеет треугольную форму.

Образовалась она ещё в пятнадцатом веке, на месте бывшего рынка. В прежние времена возле ратуши исполнялись приговоры над преступниками, проводились казни. В девятнадцатом веке в ратушу переехал городской театр, а саму площадь переименовали в Театральную. В годы Второй Мировой войны здание ратуши использовалось как художественный музей, площадь же снова сменила название, на Музейную. В двухтысячных годах была проведена реконструкция, построен фонтан, и ей вернулось прежнее историческое название.

Само же здание ратуши было построено в стиле классицизма, в 14 веке. И вплоть до 19 века в ней располагался магистрат, принимались важные решения из жизни города.
Так же в здании находились залы суда, казначейство, архив, а в подвалах располагалась тюрьма. Не раз за свою долгую жизнь оно подвергалось пожарам и разрушениям, также не раз перестраивалось.
В 1799 году было закончено строительство обновленного здания ратуши по проекту архитектора Лауринаса Стуоки-Гуцявичюса. Начиная с 19 века в ратуше проводились балы, театральные постановки.
Нынче здание используется под торжественные заседания и приемы делегаций.

Неподалеку находится еще один значимый костел города под названием св. Казимира.

Являющийся представителем самого раннего образца барочного стиля во всей Литве. Он был построен орденом Иезуитов в 1604-м году, и в последующие сто лет неоднократно уничтожался пожарами. После 1749-го года, когда от огня обрушился купол, костёл был реконструирован польским архитектором Томашом Жебровским.
Храм за время своего долгого существования поменял множество хозяев, успел побывать и временной тюрьмой для военнопленных, и зернохранилищем и гимназией для мальчиков. В конце концов, здание отдали во владение православной церкви, и он получил новое название - Собор святого Николая. Во время Второй Мировой войны был частично разрушен и затем закрыт. А в 1991-м году, после тщательной реставрации, здание заново освятили и храм обрел своё нынешнее название.
Пышные наружные формы подвигли заглянуть и вовнутрь. Но видимо, после реставрации многие детали внутренних интерьеров восстановлены не были.

Внутри лишь богатый иконостас и довольно скромная отделка стен.
Мы же отправляемся на еще одну очень интересную, и довольно отуристиченную улочку под названием Aušros Vartų g.
Улица кишит заведениями общепита, и, конечно же, старинными и не очень архитектурными произведениями.

На ней находятся три храма. Причем все они разных конфессий. Это униатская церковь Святой Троицы с базилианским монастырём, православная церковь Святого Духа с монастырём, католический костёл Святой Терезы с монастырём босых кармелитов и Островоротной (Остробрамской) часовней. А замыкают ее старинную, пешеходную часть древние ворота, так называемая Острая брама.
В самом начале находится здание литовской филармонии.

На площади перед ней всегда многолюдно. Впрочем, в эти майские выходные весь центр Вильнюса кишмя кишит людским туристическим потоком.

За зданием филармонии в глаза бросается пышное обрамление ворот базилианского монастыря.

Это произведение позднего барокко архитектора Иоганна Кристоф Глаубиц.
Во дворе находится здание храма, сочетающее в своем облике черты готики, барокко и русско-византийского стиля.

«Церковь возведена на холме, известном как место казни трёх виленских мучеников, совершённой в правление великого князя литовского Ольгерда в 1347 году.»
Прилегающие монастырские строения по древности храму не уступают, но неоднократно перестраивались. Когда-то в них располагалась православная печатня, была тюрьма, в которой содержался Адам Мицкевич. Действовала белорусская гимназия и музей. Ныне в части строений располагается частная гостиница, и небольшую часть занимают базилианцы. А вот в этом интересном домике, украшенном техникой сграффито, мы в конце прогулки обедали!!!

Это единственное столь старое строение хозяйственного назначения, сохранившееся в Вильнюсе. Постройки предположительно 15-16 веков, считается, что когда-то в этом доме находился склад. Фасад из красного кирпича, украшенный эффектным орнаментом в белом и чёрном цветах, относится к 16 веку.

«По утверждению историка искусства Владаса Дремы, в этом здании находилось православное училище при Свято-Духовом монастыре. В 1970—1974 годах оно было отреставрировано, и при реставрации был открыт ценный барочный декор наружных стен, но по недоразумению над фасадом был надстроен псевдоготический фронтон, которого у этого дома никогда не было». Ну а после реставрации в нем появилось заведение общепита под названием «Мядининкай» „Medininkai“, в котором мы и отобедали после насыщенной прогулки.
Еще один памятник раннего барокко - костел святой Терезы.

Он был возведён по инициативе и на средства подканцлера Великого княжества Литовского Стефана Христофора Паца в 1633—1650 годах зодчим Ульриком. Но авторство главного фасада приписывают итальянскому архитектору Константино Тенкалла. В облике главного фасада можно угадать и проскальзывающие черты ренессанса.
Перед костелом на левой стороне улицы находятся ворота православного Свято-духова Монастыря. И мы, конечно же, не смогли не заглянуть внутрь.

Церковь Святого Духа, находящаяся на территории монастыря (Aušros Vartų g. 10) и собственно сам монастырь существуют с 1567 года. Каменная же церковь была выстроена в 1638 году. Позднее, в середине 1700-х годов архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц перестроил её и украсил в стиле рококо. Это единственный православный храм в Литве в стиле виленского барокко.

Внутри, как бы это кощунственно не звучало, просто офигительская красотища!!! Естественно, что не часто мы встречаем на пути православные церкви в таком исполнении. Главным акцентом всего этого богатого убранства является деревянный иконостас. Под алтарем был устроен склеп с мощами трех виленских мучеников, Антония, Иоанна и Евстафия которые в данный момент находятся непосредственно в храме. Орган, установленный в 1776 году Адамом Каспарини, считается самым старым во всей Литве.

«Виле́нские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий — православные христиане, убитые в Великом княжестве Литовском в 40-х годах XIV века.
Первоначально почитались в Беларуси и Литве, а в 1374 году, после принесения частиц их мощей в Константинополь, были канонизированы константинопольским патриархом Филофеем.
»
Фотографировать в храме не возбраняется, и скажу больше, даже поощряется. Кроме того, нигде мы не заметили таблички, что нельзя находиться на территории с собаками. И пока мы с Лешкой любовались внутренней красотой и ставили свечи, Петя успел познакомиться с местным служителем. Который заинтересовался нашей милой псинкой, тут же притащив ей миску с водой. А узнав, из каких дальних краев приехали, удивлялся как собакевична перенесла столь длинную и долгую дорогу. Когда же мы с Лешкой вышли из церкви, он отправил Петю на мини экскурсию с сестрой-служительницей, которая рассказа ему вкратце об истории монастыря, показала, где и что лучше сфотографировать.

У Острой брамы, как мы поняли, находится место сбора многих туристических групп, поэтому поймать приличный ракурс крайне сложно.

А вот так выглядят ворота с внешней стороны. Тут же находятся и многочисленные сувенирные ряды, где можно разжиться очередным магнитиком.

Острая брама, пожалуй, один из основных символов и главных достопримов Вильнюса. Эти ворота городской стены, единственные сохранившиеся, представляют собой ценный образец оборонной архитектуры 16 века. Они были сооружены одновременно со стеной, опоясавшей город в 1522 году.
«Толщина готических стен ворот, квадратных в плане, достигает 2—2,6 м. С наружной стороны сохранились пять круглых бойниц и ниша с фреской между ними. Под карнизом по центру располагается рельефная голова Гермеса в крылатом шлеме».
«С внутренней стороны над воротами располагается Остробрамская часовня с образом Матери Божией Остробрамской. Возведена она в 1722 году, а после реконструкции в 1827—1932 годах приобрела черты классицизма. В часовне с начала 17 века помещается чудотворный образ Матери Божией Остробрамской. Это одна из главных христианских святынь Вильны и Литвы. Считается, что образ был создан во второй половине 16 века.»
Ну а далее мы отправились в еще один неизведанный кусочек старого города, который накануне из-за непогоды был нами пропущен.
Ведь места, в которые мы направляемся далее, все же заслуживают внимания, потому как являются одними из основных маст-сишных в этом городе и отличаются, я бы сказала, некой необычностью, аутентичностью и красотой.
Дабы не ходить одними тропами, с Варту мы сначала свернули на улицу Šv. Kazimiero,

а затем по Augustijonų g вышли на Savičiaus g. К дому Константина Чюрлениса.
Заглядывая по пути в интересные подворотни…


От которого вышли к еще одному православному храму, церкви св. Николая, находящемся на улице Диджиойи.

Эта церковь, самая старая из всех православных церквей в Литве. Она была построена в 14 веке немецкой общиной в стиле кирпичной готики.
Церковь названа в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. В 1740 году после пожара она была сильно разрушена и вскоре была восстановлена в стиле барокко. А в 1860 году по инициативе генерал-губернатор Вильнюса Михаила Муравьева, вновь перестроена в «русско-византийском стиле»
Над главным входом находится изображение Николая Чудотворца. Колокольня, в стиле барокко, была достроена в 17 веке, на ее стене находится изображение Александра Невского.
Неподалеку от уже не раз упомянутой улицы Пилес, находится маленькая и интересная улочка, под названием Литерату (Literatų gatvė).
Это одна из самых старых улиц Вильнюса.

В начале 19 века здесь было множество книжных и букинистических магазинов, а еще ранее – располагались типографии, откуда и такое название.
Улица знаменита также тем, что на ней в 1823 году некоторое время жил известный польский и белорусский поэт и публицист Адам Мицкевич. Сейчас можно увидеть мемориальные доски у входа во двор дома, где он останавливался. Домов здесь немного, но те, что есть, отличаются оригинальными архитектурными формами, что придает этому уголку особую живописность.


С 2008 года начал действовать проект «Улица Литерату», предполагающий размещение на стенах домов посвящений различным литовским и зарубежным поэтам и писателям с древности до современности. На данный момент на стенах располагаются около 200 посвящений – это таблички из металла, дерева, стеклянные и керамические изделия.
Порой очень неоднозначные и временами странные…

Улочка выводит нас к еще одной изюминке Вильнюса. Шедевру готической архитектуры, костелу св. Анны с примыкающим к нему Бернардинским костелом.

Краснокирпичное строение выделяется необычайно ярким пятном, даже на фоне туч и пасмурности.

А озаренное весенними лучиками все же иногда пробивающегося на нашем пути солнышка, в какой-то степени ослепляет своими яркими красками.

Пожалуй, это самый красивый храм города, да и, в общем-то, из всех, ранее когда-то виденных готических строений, он явно выделяется очень ярким запоминающимся пятном. Каким нам и запомнился Вильнюс после нашего краткосрочного визита.
Однозначно, это, если не самая основная, то одна из основных визитных карточек города.
Главный фасад отличает удивительная пластика и разнообразие линий. Выполнен он из 33 видов кирпича.

При этом имя архитектора, создавшего костел, до сих пор доподлинно неизвестно. По одной из версий, им был Бенедикт Рейт, автор Собора святого Вита в Праге и замка Вавель в Кракове.
«По одной из городских легенд, Наполеон, восхищенный изяществом собора, сокрушался, что не может поставить его на ладонь и аккуратно перенести в Париж. Это, однако, не помешало, ему разместить в костеле кавалерию, которая нанесла большой урон внутреннему убранству».
А вот внутренний интерьер, увы, таких бурных восторгов не вызывает и весьма скромен. Мы даже слегка разочаровались, когда заглянули с Петюней за дверь…

Но небольшая изюминка все же есть, это галерея, которая соединяет костел св. Анны с Бернардинским, во внутрь которого мы уже решили не ходить. Напротив храмового комплекса есть небольшой сквер с памятником Адаму Мицкевичу.

Обрамляет все это готическое великолепие белоснежный цветущий сад.

Почти напротив находится еще одно монументальное сооружение. Костел св. Михаила.

Это римско-католический храм, официально внесён в реестр архитектурных памятников Литвы, как образец смешивания готического архитектурного стиля с ренессансом и барокко.

Костёл строился почти тридцать лет - с 1594-го под 1625-й год под руководством архитектора Яна Каетки. Но вскоре сильно пострадал в ходе польско-русской войны - храм разграбили и сожгли казаки. Затем его восстановили, пристроив боковые башни и колокольню.


В 1948-м году костел был закрыт, однако за ним был закреплен статус архитектурного памятника всесоюзного значения. Собор был передан в ведомство Архитектурного музея, и в нем размещалась его экспозиция.

Церковная епархия вернула собор лишь в 1993-м году. Сейчас он вновь открыт для верующих. И в нем располагается музей церковного наследия.

Далее путь наш лежал на природу. Готика, барокко, ренессанс и прочие архитектурные стили – это прекрасно, но разбавить лютиками-цветочками иногда очень полезно. И так как с парками и зелеными зонами в центре Вильнюса все очень хорошо, я бы даже сказала, прекрасно, то отправились мы в Бернардинский сад. Что примыкает к одноименному парку, через который уже не раз приходилось прогуливаться.
На входе в сады нас встречает вот такая информационная табличка! Как говориться, мир, дружба, жевачка )))!
Гармония в природе, и не только, во всем!

Что-то мне подсказывает, что на входе в подобные места в наших пенатах эта самая табличка была бы лишена двух крайних персонажей…
Сад небольшой, но очень уютный. Тут множество закутков и клумб, а в этот майский период даже в ненастье он прекрасен вдвойне из-за буйного цветения всевозможных и невозможных насаженных в нем растений.

Вся эта красота середины позапрошлого века появилась совсем недавно, вернее была возвращена после реконструкции. И ремонта.

В средние века это заболоченное место рядом с Замковой горой представляло собой непроходимый и, в общем-то, небезопасный лес. Именно сюда перенесли литовцы главные свои капища, чтобы скрыться подальше с глаз долой от христианских проповедников. Но место было слишком близко от князя. Поэтому правитель недолго терпел непослушание в вопросах "правильной" веры, приказав начисто вырубить все деревья.
Но пустырь просуществовал недолго. В середине 15 века он был дарован монахам Ордена Святого Бернардина Сиенского. Монахи, конечно же, использовали полученные земли очень эффективно. Ведь сад - непременная часть любого монастыря. Были разбиты огороды, посажены овощи, лекарственные травы. Сооружены каналы и пруды. Спустя некоторое время, к монастырю обратились профессоры университета с просьбой разрешить студентам практиковаться на огородах. Постепенно студенческие грядки разрослись до половины площади огорода.

После Первого и Второго Польских восстаний монастырь и университет были закрыты, а сад быстро пришел в упадок. Восстановить парк удалось только к концу 19 века. После всех «пертурбаций» он постоянно менялся и менял свое название. Одно время в нем располагались аттракционы. Но совсем недавно приобрел тот самый вид, коим предстал перед горожанами после восстановления в 19 веке.
На историческое место вернулись фонтан, розарий.

Есть здесь и небольшой альпинарий

А на месте монастырских огородов теперь находится небольшая ботаническая станция.

Обойдя весь сад вдоль и поперек, мы вышли через ворота возле речки, с видом на район Заречье, Ужипис, по которому немного удалось погулять накануне.

От этих мест открывается отличная панорама на еще одну барочную красоту, возвышающийся на холме, костел Вознесения Господне.


Собственно, на этом наше краткое, сумбурно-хаотичное ознакомление с городом закончилось. Конечно, до многих интересных мест мы не добрались, не хватило времени и на длительные прогулки по паркам. В более благоприятную погоду мы, наверное, смогли бы охватить немного больше, ну и кроме всего прочего, старались по возможности не напрягать длинными прогулками по брусчатке нашу девочку!
С другой стороны, программу минимум и даже больше мы выполнили и как-нибудь с оказией с удовольствием еще прогуляемся по старинным улочкам в столице маленькой прибалтийской страны.
Гулятельный день завершился обедом в выше обозначенном ресторанчике под названием Medininkai. А утром нас ждал переезд в Палангу и немало транзитных интересностей по пути… О которых в следующей части!

Добавил: Julia (01.08.2019) Просмотров: 874
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]