ВВЕРХ
Меню сайта
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Главная » Путешествия » До Тбилиси и Батуми и обратно до Москвы...

До Тбилиси и Батуми и обратно до Москвы...

,Часть первая - прелюдия…

К этой поездке я подготовилась в рекордно короткие сроки. А именно на все про все у меня было всего пару дней. Так сложилось, что в отпуск пришлось собираться очень спонтанно. Вопрос с отдыхом у мужа на работе решился за несколько дней до предполагаемого отъезда. Накануне последних предотпускных выходных, а именно в пятницу вечером, собираясь на дачу, мы поразмыслили-пораскинули, и решили, что оптимальным решением проблемы будет поездка к теплому морю. И поездка эта должна быть осуществлена при помощи нашего надежного, проверенного четырехколесного друга, потому как покупать куда-либо авиабилеты за несколько дней до отпуска - сущее безумие по безумным ценам, на которые еще нужно было найти денег. Кроме того, по времени мы тоже были ограничены, поэтому вдаль – далекие страны на машине просто-бы не успели доехать. Были мимолетные мысли рвануть куда-нибудь в сторону Прибалтики и Польши, но после дождливого и не избалованного жарой лета, тянуло в более теплые края. Естественно, «наши юга» отпали сразу по причине сомнительного сервиса и заоблачных цен, в Украину в очередной раз уже ехать не хотелось, да и все тот же сервис и цены, особенно в самый пиковый период, совсем не способствовали поездке в те края.
Ну а тут Грузия, давно уже в «копилке» задуманных поездок, так вот удачно на сей момент подошла под все критерии, параметры и «хотения».
Тем более, что весной мы уже было «навострили лыжи» в те края, да не собрались, и укатили в горячо любимую Одессу, о чем, конечно же, нисколько не пожалели. Так что пришло время посетить другую нашу южную соседку.
В общем, не особо долго поразмышляв, мы отправились на дачу. И пока тащились по вечным пятничным пробкам, я озаботилась поиском жилья. Всякие там букинговые предложения были отметены сразу же, цены на отели зашкаливали. Поэтому, взор упал в сторону частников и их квартир. Да и любим мы такое жилье, и для нашей не маленькой компании это оптимальный вариант. Ну а так как времени на длительную переписку можно сказать, почти не оставалось, в срочном порядке я «нарыла» несколько электронных адресов товарищей, занимающихся арендой жилья в Тбилиси и Батуми.
А «надыбала» я их благодаря вот этим сайтам: http://za7gorami.ru и http://travelgeorgia.ru Последний, кстати, очень сильно помог в составлении маршрута и собственного путеводителя. С печатными путеводителями в наших книжных магазинах совсем беда, да и не удивительно это. Поэтому, огромное спасибо его создателю за такой великий труд. На этом замечательном сайте собрана информация по всей стране, практически по всем областям и районам. Где и что находится, что поесть, где переночевать и как добраться. По некоторым регионам даже карты составлены. Ну а на портале «За семью горами» есть мини-форум, в котором я наткнулась на координаты человечков, сдающих жилье и с которыми тут же вступила в переписку. В результате, по приезду на фазенду, я уже определилась с квартирой на 4 дня в Тбилиси. И вела активную переписку по поводу Батуми. Именно в двух этих городах мы так сказать, решили дислоцироваться. Ну а к вечеру воскресенья был сделан и определен выбор на недельное жилье в Батуми. За квартирку в центре столицы предоплаты не потребовали, ну а в Батуми с помощью Юнистрима перевели 50 $ на частное лицо.
Да, по срокам получилось вот что: дорога – две ночевки по пути туда и две обратно. Первая - в районе Ростова-на – Дону, вторая – в «красавце» Пятигорске или окрестностях (в последний момент я правда, на букинге углядела очень неплохое предложение в Ессентуках и забронировала там гостиницу под названием «Театральная», но что из этого вышло, читайте дальше). На обратном пути ночевки предполагались примерно в тех же местах. Проживание в Тбилиси -4 ночи и Батуми-7 ночей.
Итого 16 дней и 15 ночей вместе с дорогой. С 8 августа (среды) по 23 августа ( четверг).
Сначала я не придала значения дате начала нашей поездки, а потом до меня дошло! Уже в дороге намекнула Лешке, помнит ли он какой сегодня день? Посмотрев друг–на–друга и вздохнув, все же порешили, что события четырехлетней давности не повторятся…
Ну и еще стоит отметить, что столь спонтанная подготовка не обошлась без накладок, но все ж основные не стыковки и «засады» произошли по обстоятельствам, совсем от нас не зависящим.
Самый неожиданный «сурпрыз» преподнесла погода в виде почти недельного непрекращающегося дождя на побережье Черного моря. Уж чего – чего, а такого в это время года мы уж совсем не ожидали. И уж совсем не ожидали, что придется всю неделю просидеть почти не вылезая из дома, а под конец поездки еще и подцепить какую-то заразу в виде кишечного вируса.

Итак, что же из всего этого вышло? Теперь по порядку!

Часть вторая — дорожная…

По уже сложившейся традиции выезд наш состоялся с дачи. Летом у нас практически все поездки начинаются оттуда, т.к. дети летом у нас там на выселках :), и если не нужно выдвигаться в аэропорт, то выдвигаемся мы из Рузского района Московской области.
Ранний выезд благополучно проспали, так как накануне поздно приехали, доделывали дела в Москве. В результате, выехали около 9 часов. На трассу «Дон» М-4 пробирались по А-108 через Балабаново, Серпухов. Далее на Тулу. Нежданно-негаданно прокатились через весь центр столицы пряников и самоваров, просто напросто потому, что нашей GPS -ной «мадам» видимо приспичило, освежить нам воспоминания. В результате протолкавшись в пробках, потеряли с полчаса времени. На бетонке, кстати, трафик тоже с утреца пораньше плотненький такой, рабочий. Грузовики в бой рвутся. Как-никак август, самая страда уборочная. Поэтому вздохнули с облегчением только лишь выехав на федеральную трассу и влившись в интернациональный поток таких же, как и мы граждан, спешащих в отпуск к морю. Каких только номеров тут не встретишь! Дорога довольно приличная, и можно сказать почти идеальная, с 4-х полостным движением практически на всем протяжении до Ростова-на – Дону. Без «почти» у нас ведь практически ничего не бывает. В некоторых местах еще остались участки с 2-х полосным движением... Но доделываемый ремонт все же внушает оптимизм и надежду, что в скором будущем и эти «темные» пятна уберутся. Поэтому ремонтные работы, проводящиеся еще на нескольких участках, дают о себе знать. Особенно это ощущается в Воронеже. Объездная трасса разрыта вся. Потеря по времени составила у нас порядка 30-40 минут. Поэтому, если есть возможность, лучше проезжать этот участок рано утром. Также большая и вечная пробка уже в Ростовской области, на подъезде к поселку Тарасовский. В сием населенном пункте находится элеватор и соответственно наблюдается скопление местных грузолей вдоль дороги, которая в этом месте и так не блещет. Кроме того, там сосредоточено много точек придорожного общепита и мотелей, облюбованных дальнобойщиками. В результате пробка, которая растягивается на 10-15, а то и 20 км. в обе стороны. У местных, правда, налажен бизнес. При подъезде к скоплению машин, стоят местные шустрики с объявлениями «Проведу и покажу объезд». Объезд, правда, как мы поняли, осуществляется по полю, разъезженной грунтовке, соответственно придется поскакать по кочкам в клубах пыли или грязи (в зависимости от погоды). Ну, и естественная пробка на подъезде к Ростову. Это уже закономерность для таких крупных городов и она довольно предсказуема. Кстати, Яндекс-пробки на трассе работают отлично. Даже гораздо лучше, чем в Москве. Мы в дороге используем мобильный интернет в айпаде от БиЛайна. И должна сказать, в областях нашей необъятной Родины работает очень даже сносно. Проверено уже не раз.
С дорожными минусами разобрались. Что касается плюсов, их довольно много. Покрытие в большинстве мест новое и очень приличного качества, и, почти везде присутствует разделительный отбойник. Перед Воронежом есть участок платной дороги. Взимают дань от 50-60 рублей с носа (железного коня). Чем больше и объемистей конь, тем дороже. Автобусы и грузовики уже под 200 р. вроде бы оцениваются. Участок по протяженности километров пятьдесят или около того. Терминалы идентичны европейским, очередей почти не наблюдается. При въезде выдают чек. На выезде забирают. Отличие от бесплатной дороги лишь в том, что фонари на всем протяжении этого участка присутствуют и разрешенная скорость – 110км/час. Хотя на дороге множество участков, где можно установить такую же скорость, или даже чуток поболее, но смысла видимо нет. Нечем будет кормить наших доблестных гайцов. Что касается «засад» и камер, чем дальше, тем больше. Если в Московской, Тульской областях еще терпимо, то в Воронежской и Ростовской они встречаются просто неприлично часто.
Так называемая придорожная инфраструктура налажена тоже неплохо. Даже парковки есть с туалетами. Качество, правда, не решились проверить. Заправки в огромном количестве и разнообразии. Кафешек и мотелей тоже очень много. На разный вкус и кошелек. Из «развлекаловок» еще разные спонтанные рынки. Чем только не торгуют местные жители. Начиная с традиционных тульских пряников вблизи одноименного города и далее семечками, маслом, сгущенкой уже в Воронежской и Ростовской областях. Само собой овощи, фрукты. Но это уже на обратном пути, поэтому более подробно коснусь этого вопроса в конце рассказа.
Живописи по сторонам тоже хватает. Лесов почти нет, поэтому, все санитарные остановки на стоянках, парковках и заправках. Зато кругом обалденные подсолнуховые поля, холмы, крутые спуски и подъемы и просторрр!!! Одним словом «Широка страна моя родная…».
По пути туда так и не сфотографировали всю эту красотищу, а обратно подсолнечник уже отцвел. Но, поверьте, картинка за окном часто почти не отличалась от Ван Гоговского полотна.
Благодаря заторам и описанным выше пробкам, до Ростова мы в этот день не дотянули километров сто. Пока толкались на подъезде к Тарасовскому, начало темнеть, а на югах темнеет быстро. Ездить по ночам мы не любим, да и отдыхать и спать нужно. Поэтому, как только вырвались на свободу, стали подбирать место ночлега. В первом мотеле, куда мы зарулили почти сразу после проезда злосчастного поселка, нам совсем не понравилось. Цена за 4-х местный номер без кондея с весьма посредственным «убранством» в 3000р. была явно завышена. Зато второй раз нам повезло. Заехали, как показалось с первого взгляда, в довольно скромную гостиницу без определенного названия. На здании просто надпись «Мотель». Но внутри все оказалось очень мило. Успели «схватить» последний номер на четверых за 1600р. +100р. охраняемая парковка. В номере все блага цивилизации. Интернет, телевизор, кондиционер. Довольно чисто и не обшарпано, чем частенько грешат придорожные заведения. Ну и конечно главное-это хороший напор горячей воды, что очень существенно в поездке. Территория большая, охраняемая. Снаружи большая поляна отведена под грузовики. Ну, а для таких как мы, место для машин во внутреннем, закрытом дворе, куда, кстати, выходят окна гостиницы. Тишина и покой и никаких выхлопных газов под окнами. Вокруг куча кафешек и магазинчиков. Можно походить повыбирать, где больше приглянется. Ассортимент, может и не существенно, но отличается. Поели дешево и вкусно. Шашлык, кстати, оказался одним из самых удачно приготовленных за всю поездку. Утром в той же кафешке и позавтракали блинчиками, сырниками и яичницей.
Мотельчик этот находится в районе 834-854 км. Рядом (можно сказать, что на территории), заправка. Комплекс сам по себе довольно большой и в темноте светится как рождественская елка.
В первый день проехали 978 км за 14 часов. В летних условиях это не много, обычно за такое время мы успеваем проехать даже зимой гораздо больше. Основную потерю времени составили пробки и выдержанная скорость, которую мы старались не превышать, дабы не тратить время на разборки с полицией.
На следующее утро, хорошенько выспавшись (тут стоит отметить, что в эту поздку у нас почти не было ранних подъемов, мы никуда не гнались, и не ставили себе задачу как можно быстрее добраться до определенного места. Отдыхать, так отдыхать! Хоть и запланировано на осмотр как всегда много, но конкретного плана, типа «даешь пятилетку в три года», не было).
Выехав из гостиницы, через некоторое время были «пойманы» на небольшом превышении скорости. Состоялась и прошла успешно первая встреча с доблестными работниками ГАИ! Поздравили себя с «почином» и покатили дальше.
Перед Ростовом протолкались в небольшой пробке на въезде в город рядом с местной МЕГой. Вскоре после выезда из города (точнее с объездной), начинается Краснодарский край с большим пунктом ГАИ, а далее, после станицы Павловская – трасса М-29 «Кавказ». Качество которой сравнимо, пожалуй, с приличным австрийским или немецким автобаном. Вот только ограничение скорости на всем протяжении не более 90км/ч. И стоящие почти на каждом углу «любители-кинематографисты» не дают забыть, что ты на родине. Ставрополье уже по традиции встречает нас тоже огромнейшим постом. На обратном пути, кстати, на всех межобластных пунктах машину прогоняют через карантин (прокатывают колеса по пропитанной чем-то соломе). Уж не знаю, насколько меры эти регулярные или все связано с инфекцией после наводнения в Крымске. В дальнейшем мы их окрестили «погранпереходами», да и по – другому не назовешь.
На некоторых участках этих двух областей еще где-то доделывают ремонт, а также остался маленький кусочек двухрядного движения, но думается, что к следующему году их уже не будет. Строительство по расширению ведется очень активно. К обеду, мы, не спеша, с шутками, песнями и прибаутками, периодически «здороваясь» с работниками дорожного правопорядка, добрались до знаменитого региона со всем известной еще с советских времен аббревиатурой КавМинВоды. На горизонте показались горы, дорога стала приобретать более серпантинистый вид, а мы вглядывались в пейзаж, в надежде угадать, где ж эта знаменитая гора Машук.
Накануне отъезда я на букинке забронировала нам гостиницу в городе Ессентуки. Гостиница под названием «Театральная» находится на территории курортного парка. Можно сказать самый центр, центровее некуда. Естественно въезд в курортный парк транспорту запрещен, и мы, под бурные «верещания» нашей «проводницы», которая упорно хотела ехать дальше, вынуждены были остановиться рядом с одним из многочисленных входов в парк.
Как попасть в гостиницу – непонятно, откуда ближе тащить чемоданы, тоже. Начали звонить, и каково же было наше удивление, когда оказалось, что нас, собственно никто не ждет... Лешка набирает номер администратора и сообщает, что у нас забронированы номера, и просит рассказать, как их гостиницу можно найти и по возможности подъехать. На что слышит в трубке такой ответ: « Какая бронь, какие номера? У нас номеров свободных нет..» . « Как так, у нас бронь, с сайта www.booking.com на фамилию Пирожковы» « А…так мы там уже давно страницу не обновляли, никаких номеров свободных у нас нет, бронь ваша недействительна». В общем, типа «катитесь как вы колбаской по Малой Спасской…». Честно говоря, такой засады от такой раскрученной системы я не ожидала. Уж сколько раз ей пользуемся, никогда никаких накладок не возникало, и никогда я не перезванивала в отель, все наши брони всегда везде подтверждались, но здесь есть одно маленькое «Но»…Только не в России. Честно говоря, бронированием в нашей стране я воспользовалась первый раз, и думается, что в последний. Не умеют наши новоявленные «хотельеры» еще пользоваться такими системами.
Что ж, делать, нечего, не ночевать же в парке на лавке. Благо, интернет работает, и у меня есть список некоторых гостиниц по пути следования. В результате дозвонились до гостиницы под названием «SUNHOTEL», находящуюся как оказалось совсем поблизости на улице Интернациональная. Описание и координаты нашли вот здесь: http://essentuki.yuginform.ru/catalog/gostinici-oteli . Два номера за 1400р. и 1600р. оказались очень приличными. Мы с Лешкой «шиканули» полулюксом. Дети поселились в обычном стандарте, правда почти не отличающемся от нашего номера, чуть меньше и кровати две раздельные. В общем, все чисто, аккуратно, (кондиционер, интернет, плазменная панель, приличная душевая с отличным напором горячей воды). Тетенька администратор очень заботливая, все нам рассказала, показала, провела по всем свободным номерам, чтобы мы могли выбрать из понравившихся. В отеле есть ресторан. Можно поужинать и позавтракать. Но воспользоваться не пришлось, так как ужинали мы в кафешке в центре, а завтрак оказался поздний. До девяти утра мы ждать не стали, так как спешили на следующий день оказаться пораньше на границе.
Пока суть да дело, время подошло к вечеру, и осматривать город мы уже выдвинулись около семи часов.
Водички попить не успели, так как все бюветы закрываются в 19.00. Жизнь на курорте со всеми всевозможными процедурами начинается рано, соответственно рано закрываются и все минерально-курортные места. Но все же, кое-какие основные достопримечательности мы до темноты посмотреть успели.
Оказалось, что от нашей Интернациональной улицы всего – то минут пять шагать до центрального входа в парк, где кипит и бурлит жизнь курортников. Так называемый лечебный парк в вечернее время превращается в основное место гуляний.
Рядом с входом на площади фонтан с подсветкой.



Кучи разных лотков с игрушками, сладкой ватой, кукурузой, сувенирами…
Электромобильчики для детей и какие-то еще разные мини-карусели, игровые автоматы.
Центральный вход спроектирован по проекту архитектора Еськова, является самым красивым и основной достопримечательностью парка. Рядом с колоннадой вот такой фонтан

В темноте у него включается красивая подсветка

Рядом старейшее на курорте строение, питьевая галерея источника №17.

Слева на фотографии, полноватого сложения тетенька потом так лихо отплясывала сама с собой под музыку, доносящуюся из расположенного рядом ресторанчика. Забавно так, повеселила!
А рядом как раз и оказалась та самая пресловутая гостиница «Театральная». Оказывается, это действительно здание бывшего театра. Здесь выступали знаменитые певцы Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, комедийная актриса М. Г. Савина, известный дрессировщик А. Л. Дуров. А в сентябре 1927 года и Владимир Владимирович …конечно же, Маяковский.
И, наверное, к лучшему, что мы в нее не попали. Кругом бурлила такая веселая жизнь, что не известно, удалось бы нам выспаться в этом далеко не тихом месте.
Совсем неподалеку фахверковое здание «механотерапии», прославившееся съемками в лирической комедии Меньшова «Любовь и Голуби». Именно здесь героиня Гурченко, эксцентричная Раиса Захаровна «завлекала в свои сети» простодушного Васю Кузякина.
Внутри до сих пор сохранились те самые старинные тренажеры. Днем можно войти в здание и беспрепятственно все рассмотреть.


Прогуливаясь дальше по главной аллее…

Набрели на место основной фотосессии всех отдыхающих

Вышли к еще одному источнику

И по лестнице поднялись в верхний парк.

Начинало смеркаться, а уехать, не посмотрев главную достопримечательность этого города, мы себе просто ну никак не могли позволить.
Поэтому отправились на поиски самого красивого здания, грязелечебницы им. Семашко.
По пути старейший санаторий «Целебный ключ»

А вот и сама лечебница

Сооружена она по проекту архитектора Шретера. Здание является памятником архитектуры.
Центральный вход оформлен колоннами ионического ордера и скульптурами античных богов врачевания и здоровья. Прямо перед входом, так называемый заглубленный дворик. А по бокам фигуры львов.

Сбоку можно зайти во внутренний двор.

Запечатлев со всех всевозможных сторон главный туристический объект, мы вновь вошли в парк, уже с другой стороны

И набрели на здание верхних минеральных ванн.


Белоснежное, и судя по всему недавно отреставрированное, оно очень выигрышно смотрится в вечерних сумерках парка.
Здание построено в честь Николая II. Было освящено в 1898 году и с той поры функционирует.
К этому времени уже совсем стемнело, и нам ничего не оставалось, как направиться на поиски едальни. Конечно, мы не успели осмотреть и малой толики всех интересных мест, посетить грязелечебницу и ванны и просто попить минеральной водички. Богатый и «полезный» регион требует гораздо большего времени и отдельной поездки для осмотра и посещения всех близлежащих городов: Пятигорска, Кисловодска, и Железноводска. Думаю, как-нибудь мы выделим достаточно времени и посетим вновь эти замечательные места, многие из которых связаны с именем великого Михаила Юрьевича Лермонтова.
Обедали-ужинали мы в кафешке на Интернациональной улице, недалеко от центрального входа в парк. Бараньего шашлыка, нам, увы, уже не хватило, зато скупили все оставшиеся порции кебаба, ими и наелись, запив Есеентукской минералкой и Дербентским коньяком.
А, вот еще, местные Ессентукские животинки


Пробег в этот день составил 644км.

На следующий день решено встать все же пораньше, ибо нас ждет граница и все «прелести» единственного погранперехода между нашими странами. В восьмом часу мы уже выдвинулись в путь. Бодрые, веселые и готовые к схватке с «королями» кабардинских и осетинских дорог. Покинув Ессентуки и проехав краем Пятигорск, очень скоро мы покидаем Ставропольский край. Впереди почти «погранпереход», то бишь пост ГАИ и граница республики с Кабардино – Балкарией. Все машины проезжают сквозь узкий кордон, тормозят поголовно всех. Дядьки ходят кругом сУрьезные. С автоматами наперевес все сплошь в бронежилетах. Проверка документов у всех водителей поголовно. Ну и трасса встречает нас постами и камерами почти на каждом углу. Наверное, за всю свою жизнь мы не встречали на дорогах такого количества гаишников.
Позавтракать остановились на заправке в кафешке в одном из многочисленных селений.
Несмотря на непрезентабельный вид, за какие-то очень скромные денежки получили по стакану свежесвареного кофе, что для нас было очень актуально, и кучу разных печенюжек, еще и с собой печеньки и круассаны прихватили. Хозяйка мини-кафешки тут же вытащила нам на улицу столик со стульями. Видимо, мы оказались первыми посетителями.
Вообще, стоит отметить, что, несмотря на отличную дорогу, с инфраструктурой здесь беда, на заправках не всегда есть терминал для считывания карточек, гораздо меньше заведений общепита и совсем не наблюдается мотелей. Видимо, все же сказывается близость «горячих точек». И еще не решается народ развивать придорожный сервис.
А дальше всем известные города, до боли знакомые названия… Нальчик, Беслан, Республика Северная Осетия, снова межреспубликанский кордон, а впереди указатели на Владикавказ и Грозный. Честно говоря, совсем недавно я даже в далеких мыслях не представляла, что окажусь в этих краях, да еще с детьми. Но, как говорится, не так страшен черт…
Владикавказ мы лицезрели проездом из окна автомобиля, и надо признать, что город довольно приятный, ухоженный, чистый. Тут начинаешь понимать, куда уходят миллиарды, которыми наше правительство так щедро осыпает этот неспокойный регион. Радует, что не все идет на «затыкание глотки» боевикам. Города приводят в порядок, дороги отличные строят. Эх, еще бы туризм наладили. Ведь кругом такая красота!
От Владикавказа уже рукой подать по горной трассе А-301 до погранперехода Верхний Ларс. Но! Дорогие мои, товарищи водители, заправок на той трассе пока нет. Наблюдали, правда, строительство одной, возможно скоро заработает. Поэтому сравнительно дешевым бензиком рекомендую залиться во Владикавказе.
С прохождением границы нам, можно сказать, повезло, очередь, заворачивающая за скалу, мне казалась гораздо длиннее, чем оказалось на самом деле.

Как-то нас быстренько так «раскидали». На все про все ушло около двух часов. Причем основная масса времени пришлась, конечно, на наших, родимых. Расставаться с соотечественниками они не спешат. Впрочем, как и встречаться на обратном пути. На грузинской стороне не более пятнадцати минут. Водитель проезжает с машиной один, а все пассажиры пешочком, через здание и погранпереход, как в аэропорту. Таможенники предельно вежливые и жизнерадостные. Знаменитое кавказское гостеприимство начинаешь ощущать уже с первых минут нахождения на грузинской земле.
Здесь же и денежки поменять можно, курс конечно, не выгодный, но без налички ехать еще почти 200км. до Тбилиси было стремно. Лешка проскочил границу быстрее нас, не выходя из машины, без всяких осмотров-досмотров, потом еще дожидался, пока мы деньги поменяем и паспорта проштампуем.
Между российским и грузинским переходом довольно приличный участок нейтральной дорожной полосы, правда, дороги там как таковой почти не существует, видимо, никому не принадлежащую территорию и ремонтировать некому, а может, просто еще не успели. Но хоть терминалы расширили и расширяют.
Покидаем пределы нашей территории, и тут же начинаем охать, ахать и восторгаться окружающими видами и красотами. Дети наши, избалованные всякими европами и не только, начинают чуть ли не визжать от восторга. Ущелья, огромные кавказские нависающие горные хребты, горные речки и бурлящие водопады. Открываем окно, начинаю беспрерывно фоткать всю эту красоту.


Фотографий горных пейзажей у меня в эту поездку получилось неприлично много! Ох, как же сложно было потом все отсортировать и выбирать лучшее!
А дальше въезжаем в горный туннель, старый-престарый, просто дырка в скале, без освещения, конечно. И тут в ореоле наших фар в темном туннеле мы замечаем мирно стоящую лошадь! Тут все аж рты пооткрывали. Стоит себе коняшка, в полной темноте, рядом машины пробираются. Хорошо, что хоть проползают, потому как дороги нет и сплошные ямы, камни и колдобины, а то бы не миновать аварии. Вот так встречала нас грузинская сторона. Выехав на которую, мы тут же попали в полное бездорожье и какое-то строительство плотины рядом с пограничным постом. Далее трасса более менее сносная. До первого населенного пункта Степанцминды асфальт. В самой деревушке останавливаться не стали, хоть и числилась она у меня в путеводителе, как интересная к осмотру.

Еще через некоторое время асфальт становится все хуже и, в конце концов, заканчивается. Начинается Крестовый перевал, знаменитый своими красотами и полным отсутствием дороги.
А вот и первая остановка на грузинской земле

И первые (не считая лошадки) местные жители


Едем дальше, вернее пробираемся, правильнее сказать, и фотографируем на пути и по пути все, что удается. Потому, как подвеску трясет еще ого-го! Спасает стабилизатор на объективе.

Смотровая площадка Крестового перевала.

Конечно же, нам непременно нужно туда!

Чем не Альпы?

Но это еще не все фоты!!! В первый день горы предстали перед нами в облаках и легкой дымке, а в последний день я покажу вам эти же места уже в другом, солнечном свете!
У курортного местечка Гудаури дорога наладилась, мы, наконец–то, с облегчением вздохнули, появился очень приличный асфальт, а небо постепенно стало приобретать голубой оттенок и, в конце концов, запалило солнышко.

Деревни стали появляться все чаще и чаще, а с ними и домашние животные вот так запросто сами по себе пасущиеся на дороге…

Первой археологической достопримечательностью на нашем пути явилась старинная крепость Ананури, пожалуй, один из самых известных замков Грузии.
Расположен он на берегу Жинвальского водохранилища, около городка Жинвали. И стоит прямо на Военно-Грузинской дороге в 70 км., не доезжая Тбилиси. Главное его достоинство – сохранность. Все стены, башни и даже кое-где перекрытия сохранились.

При входе нас «встретил» местный «охранничек»

Основная постройка крепости-Успенский храм, построенный в 1689 году.

Внутри сохранились кусочки старинных росписей.

Храм действующий, но, тем не менее фотографировать служительница разрешила, чем мы непременно и воспользовались. Поставили свечи, рассмотрели фрески и направились в соседний, Спасский храм, который еще называют девы Марии. В данный момент он в полуразрушенном состоянии и не действует, но внутри сохранилось надгробие "Мдиванбега Эдишера".

Печально, что такое священное место все «искалякано» разными надписями еще советского периода.


На одну из башен можно подняться, что наш Петюня незамедлительно и сделал, пока мы бродили по храму.
А вот какие виды открываются со стен крепости

Внизу виден кусочек старой военно-грузинской дороги и старый Ананурский мост. После строительства нового участка дороги, старый участок дороги оказался затоплен водохранилищем и сейчас виден изредка при понижении воды, так же как и мост, который сейчас часто оказывается затоплен.
[URL [URL=http://photo.qip.ru/users/yulkapirozk/4123943/99591186/]
А кого-то хлебом не корми, дай полазить, хоть над землей, хоть под.

На обратном пути «охранничек» все же проснулся, и даже слегка попозировал

Ну а дальше нас ждал старинный, знойный Тбилиси. Со своими крутыми улочками, холмами, спусками и подъемами, полуразрушенными кварталами, большой стройкой улиц и площадей и жаркими, плавящимися под палящим солнцем домами старого города.
В центр ведет недавно построенная многополосная дорога, а вот в самом городе половина дорог в процессе строительства, очень многие улицы перекрыты, и движение по ним изменено. Наша «тетка» не умолкая, постоянно визжала, каждые пять секунд предлагая изменить маршрут. Мы с выпученными глазами катались по непонятно как проложенному маршруту, постоянно сбиваясь и не понимая, куда и зачем нас пытается вывести наша навигаторша. Она, судя по всему, сама была в шоке, начав пересчитывать маршрут и не успев закончить, подвисала и все начинала по–новой. Самое смешное в этом деле, еще и то, что невозможно порой сориентироваться на местности, так как названия улиц далеко не везде дублируются на английский и русский. На грузинские «закарюки» мы смотрели почти так же, как баран смотрит на новые ворота. Уже не помню, но каким-то чудом мы все же оказались на проспекте Руставели, поняв что это именно он и есть тот самый проспект Руставели, центральная улица города, и уже отталкиваясь от данной местности, сообразили, куда нам дальше. А дальше наша бедная машинка, не привыкшая ползать по горам, с ревом и видимо лютой ненавистью к нам, загрузившим ее своим весом и кучей вещей, мужественно вскарабкалась на гору Мтацминда, так как именно в этом районе находилась наша квартира, совсем неподалеку от улиц Кипиани и Бесики и совсем недалеко от Пантеона.
Дождавшись хозяйку, мы быстренько разгрузились в наше временное пристанище на 4 суток. Квартира оказалась действительно экономкласса, как и предупреждала меня в переписке агент. Но зато за 50$ в сутки и почти в центре, в старинном, колоритном районе. Дом, как нам поведала хозяйка, постройки начала двадцатого века. Дворик малюсенький, внутренний, вход с улицы в этом самом дворе. Чем-то повеяло одесским при первом рассмотрении. Внутри все очень и очень просто, но чисто и есть все необходимое для проживания.
Коридор с парой окошек, переходящий в небольшую кухоньку с холодильником и 2-х комфорочной плиткой. В противоположном конце коридора ванная, с весьма относительным ремонтом, наверное где-то конца 70-х годов. Вода горячая из колонки, что плюс.
Комнаты без окон, весь свет, проникающий вовнутрь, только из окон на входе, из коридорчика (больше напоминающего дачную веранду). И, это, в такую жару огромный плюс, так как даже в самые жаркие часы в комнатах было прохладно. Судя по всему, когда то одну большую комнату разделили пополам и поставили раздвижную дверь. В так называемой гостиной диван-книжка еще советской мебельной фабрики, спать на которой не то, что вдвоем, одному-то неудобно. Это, пожалуй, главный минус всего проживания. Но зато интернет во всем помещении работал отлично и телевизор показывал, даже русскоязычные программы. Во второй комнате две кровати, где с успехом разместились дети. Внутри сразу ощущается запах старого дома и печки. Камин или печь (не знаю, как правильно) оказался действующим, при желании можно было растопить, и даже шампуры имелись для приготовления мяса. В общем, нам везет на неординарность. Но зато на четверо суток мы полностью погрузились в жизнь местных жителей, потому как слышимость была обалденная, окна-то выходят во двор, находятся почти впритык друг к другу. И всегда открыты. Местная ребятня еще в этом дворе умудрялась компанией собираться и в карты резаться, со всеми вытекающими… Всем известно, что грузины народ эмоциональный, и эмоции свои выражают громко. И в гости друг к другу ходить любят, как мы поняли по пятничным и субботним долгим посиделкам у кого-то рядом.
По приезду мы обратили внимание на рядом стоящий полуразрушенный дом, у которого не было одной наружной стены. Позднее я заметила, что в сохранившейся части дома живут. Дом на подпорках, того и гляди окончательно развалится, из разрушенной квартиры грузинский флаг торчит. Мы сначала поинтересовались у нашей хозяйки, мол что с домом-то случилось? На что она как-то неопределенно махнула рукой и ответила, что его уже скоро сносить будут. Сосед же нам в дальнейшем поведал, что было землетрясение в 2002 году и вот с тех пор он такой остался. Как-то странным показалось, что вокруг все дома целые, хоть и старые и обшарпанные, а от старости даже некоторые части отваливаются. А вот смогли, значит уцелеть. В общем, закралось сомнение. Вроде как официально Тбилиси не бомбили в 2008 году, но фиг знает… А вот фотографий нашей квартиры и окружающей местности не покажу. Потому как сделать мы их просто напросто забыли. По вечерам, уже еле дыша после подъема в гору, мы доползали до дома и падали, а утром все время куда-то спешили, и в результате вспомнили про фотки, когда уже отбыли в Батуми.
Единственные фоты квартиры можно глянуть вот по этой ссылке http://travelofficeonline.com/load/kvartiry_doma_v_tbilisi/2_komnatnaja_h1/2-1-0-175
Разобравшись, слегка отдохнув от дороги, мы отправились на разведку, так сказать на изучение окрестностей с целью разузнать где какие магазины, едальни и с намерением купить карту города. С последним в Тбилиси не очень. В первый день мы в палатке неподалеку от метро пл. Свободы купили карту , даже на русском языке, но оказалась она весьма посредственная и совсем никакая в плане туристической информации. Кроме того и улицы на ней были обозначены далеко не все и не во всех подробностях. На следующий день было куплено еще две карты в магазинчике на Руставели неподалеку от улицы Бесики. Если спускаться по ней вниз на Руставели, то, не переходя проспект, нужно повернуть налево, пройти мимо разных фигурок, встроенных в стену дома и в одном из домов будет магазинчик с сувенирной продукцией. Таким образом, мы обзавелись тремя картами, дополняющими друг друга, и плюс скачанная карта в айпаде в виде картинки.
С едальными заведениями на проспекте Руставели оказалось не очень богато, поэтому ничего нам не оставалось, как брести в центр города. Недалеко от улицы Лесилидзе есть маленькая ресторанная улочка. Находится она прямо за Сионским собором, где постоянно «проживают» бродяги с кучей детей, собак и кошек. С другой стороны улочка выходит к реке и хрустальному мосту-Мира. Там-то мы и ужинали пару раз в одном и том же ресторанчике в свой первый и предпоследний дни пребывания и еще один раз в другом, соседнем. Поскольку речь зашла о хлебе насущном, сразу постараюсь освятить так сказать этот вопрос. Итак, в первый и предпоследний вечер мы ужинали в одном и том же ресторанчике. Находится он прямо с краю улицы, в нем всегда достаточно много иностранцев, а интерьер выдержан в красных тонах. В первый вечер мы остались довольны его посещением. Еда показалось вполне вкусной. Наелись шашлыка, на всех заказали большое хачапури по-мегрельски, мы с Лешкой «уговорили» пару литровых кувшинчиков вина, а дети дорвались до вкуснейшего натурального лимонада из тархуна и ностальгического Боржоми. Следующий наш приход в этот ресторанчик принес лишь разочарования, шашлык оказался почти несъедобным, половины наименований, заявленных в меню, не оказалось, и ко всему прочему «охлаждалки» на улице были выключены. В еще один из дней обедали в соседнем заведении, там в меню значились хинкали, на которые мы в дальнейшем очень удачно подсели. Помница, очень вкусный, завернутый в лаваш кебаб там пробовали и опять огромную тарелку хачапури по-имеретински. Но больше всего нам понравилась еда в подвальной кафешке на самой Лесилидзе, недалеко от Синагоги, куда мы забрели в наш последний вечер. Хинкали были отменные, как и впрочем, вся остальная еда.
Ну и возвращаясь к первому дню. Соскучившись по грузинскому вину и грузинской кухни, мы почти буквально выкатились из ресторана и отправились в неопределенном направлении. Уверенные, почему-то, что следуем к дому, двинулись строго в противоположную сторону. И попали к светящемуся в вечерней подсветке мосту Мира, с которого нафотографировали открывшиеся нашему взору виды вечернего Тбилиси.
Крепость Нарикала, сам мост, президентский дворец…

Обратный путь до дома был нелегок! Ох, уж эти горы, и как местные жители по ним передвигаются. Лично нам, после плотного ужина, было очень тяжко! Придя домой, спасть завалились «без задних ног», ничего не слыша и не видя вокруг.

За день проехали 423км.

Добавил: Julia (24.09.2012) Просмотров: 748
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]